Фондовые рынки развитых экономик прошли долгий путь своего становления. России, как развивающейся экономике, анализ их инфраструктуры и функционирования необходим для формирования собственной оптимальной финансовой системы. Одновременно с указанных позиций опыт Китая, достигшего за короткий период экономических реформ небывалых результатов, также представляет серьезный интерес. Вместе с тем то, каким образом происходило становление наиболее успешных мировых экономик, объясняется, в первую очередь, историческими аспектами их развития и индивидуальными особенностями конкретной страны.

Становление современной мировой финансовой системы, в том числе в части инструментов финансирования отраслей народного хозяйствам и разветвленной системы различных посредников, функционирующих на рынке ценных бумаг и выполняющих многообразные функции, происходило на протяжении более чем двух веков. Пережив множество крахов, падений и неудач, наиболее развитые в настоящее время экономики пришли к оптимальной финансовой системе, адаптированной именно для них, создав и развивая соответствующую инфраструктуру рынка и систему регулирования, что в совокупности позволяет им до сих пор занимать лидирующие позиции на международной арене.

Между тем нельзя не обратить внимание на то, что столь четкая и веками отработанная система функционирования народного хозяйства, где каждый финансовый институт выполняет отведенную ему роль, также способна давать сбои, провоцировать кризисные явления. Ярким примером может служить глобальный финансовый кризис 2008 года, начавшийся именно вследствие неразумного отношения банков к структуре своих вложений в рискованные активы.

Рассматривая зарубежные модели взаимодействия фондового рынка и коммерческих банков, в первую очередь, целесообразно провести анализ опыта США и Германии, как наиболее ярких представителей основных существующих в настоящее время экономических систем – англосаксонской и континентальной, а также Китая, как наиболее динамично развивающейся в настоящее время мировой державы.

Экономики вышеназванных стран чрезвычайно отличаются другу от друга как по инфраструктуре, так и в части роли и функций основных финансовых посредников. Между тем, каждая из них нашла свой собственный путь к достижению максимальной эффективности взаимодействия финансового сектора и отраслей народного хозяйства.

По мнению автора, анализ и выявление именно закономерностей формирования оптимальной системы взаимодействия фондового рынка и коммерческих банков, а не просто копирование зарубежного опыта и перенимание того или иного механизма, способны оказать плодотворное влияние на российскую финансовую систему и способствовать развитию отечественной экономики.

Коммерческие банки и биржи в США

В США банковская система долгое время развивалась под влиянием английской традиции, когда банки занимались традиционными банковскими операциями по привлечению депозитов и кредитованию предприятий и населения. Операции же с ценными бумагами вели специализированные компании по ценным бумагам. Однако в начале XX века широкое распространение получила практика создания банковских холдингов, в которые входили учреждения, выполнявшие функции инвестиционных банков.

В годы, предшествовавшие биржевому краху 1929 года, многие американские банки не только непосредственно занимались куплей-продажей ценных бумаг через созданные ими дочерние компании, но и широкого размаха достигло кредитование банками инвесторов для покупки ценных бумаг. Крах на фондовом рынке повлек кризис неплатежей и в банковской системе, что явилось одной из причин массовых банкротств банков – по разным данным от 8 до 11 тыс.

Американские законодатели пришли к заключению, что одной из причин Великой депрессии 1929–1933 годов стало совмещение банками депозитно-ссудных и инвестиционных функций. В связи с чем в 1933 году американский Конгресс принял закон о банках, известный как закон Гласса-Стигалла, запрещающий коммерческим банкам осуществлять инвестиции в ценные бумаги, а также проводить какие-либо брокерско-дилерские операции с такими ценными бумагами. В то же время инвестиционным банкам было запрещено принимать депозиты и вести текущие счета клиентов. Таким образом, банковский бизнес был разграничен на традиционный и инвестиционный.

Следует отметить, что запрет на операции с ценными бумагами никогда не касался государственных ценных бумаг. На этом рынке американские банки всегда выступали ведущими инвесторами и дилерами. Так, в настоящее время величина портфеля правительственных ценных бумаг в активах банка составляет порядка 13%.

На протяжении нескольких десятилетий в США делались неоднократные попытки отменить закон Гласса-Стигалла. Особенно они активизировались в 1980-е годы. Однако окончательно этот процесс завершился принятием закона о финансовой модернизации (закона Грэма-Лича-Блайли), вступившего в силу в марте 2000 года.

В соответствии с вышеуказанным законом банки вернули себе право создавать дочерние страховые компании и компании по ценным бумагам. Допускалось создание так называемых финансовых холдинговых компаний с участием банков, которые могли заниматься всеми финансовыми операциями. При этом необходимо подчеркнуть, что коммерческий банк по-прежнему не мог непосредственно заниматься операциями с корпоративными бумагами, как брокерско-дилерская компания.

Примечательно, что даже после отмены закона Гласса-Стигалла коммерческие банки США в основной своей массе не стали активными участниками рынка корпоративных ценных бумаг. В настоящее время инвестиции в корпоративные акции представляют для коммерческих банков еще меньший интерес. Так, вложения в акции по стоянию на 1 января 2021 года составили лишь 0,1% активов банковской системы, снизившись за десятилетие более чем на 65,5%.

Объем и структура вложений коммерческих банков США в ценные бумаги представлена в следующей таблице:

Таблица 1. Объем вложений банковской системы США в ценные бумаги[1].

 01.01.200001.01.202101.01.200001.01.202101.01.200001.01.2021
млн. долл. СШАв % от суммарного портфеля ценных бумагв % от суммарных активов
Государственные облигации7218671 588 37968,98%62,50%12,59%12,56%
Облигации штатов и муниципальных образований891882063228,52%8,12%1,56%1,63%
Прочие внутренние долговые обязательства13843945281813,23%17,82%2,41%3,58%
Иностранные долговые обязательства597802808535,71%11,05%1,04%2,22%
Акции37262128583,56%0,51%0,65%0,10%
Ценные бумаги (всего)10465362 541231100%100%18,25%20,09%
Активы5 73513412649052100%100%

За период с 1 января 2000 года по 1 января 2021 года активы банковской системы США увеличились в 2,2 раза, составив $12 694 млрд. При этом вложения в ценные бумаги в течение указанного периода времени росли опережающими темпами по сравнению с активами в целом. Так, совокупный портфель ценных бумаг увеличился в 2,4 раза, составив $2 541 млрд. Наибольший относительный рост продемонстрировали вложения банков в долговые обязательства корпоративного сектора – в 3,3 раза.

Существует определенная зависимость структуры портфеля ценных бумаг от размера банка. Как и следовало ожидать, наиболее крупные и самые мелкие банки существенно различаются по составу их инвестиционных портфелей. Наиболее крупные банки с активами более $1 млрд., составляя лишь 8% в общем количестве банковских учреждений США, сосредоточили 89,5% совокупного портфеля ценных бумаг банковской системы США. Характерно, что крупные банки предпочитают более рискованные ценные бумаги. Так, 97,6% корпоративных облигаций и 99,9% вложений в иностранные долговые обязательства, для которых характерен более высокий риск, чем для ценных бумаг федерального правительства и федеральных агентств, также сосредоточено в портфелях крупнейших банков. Небольшие банки, напротив, преимущественно вкладывают средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, что обусловлено тем, что мелкие финансовые институты, как правило, подвержены большему риску потерь и поэтому обычно предпочитают использовать наименее рисковые ценные бумаги.

На основании проанализированных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Вложения в ценные бумаги являются существенным направлением деятельности банков и составляют порядка 20% совокупных активов банковской системы.
  2. Американский фондовый рынок не является «банковским». Коммерческие банки, занимая значительное место на фондовом рынке, не являются доминирующими инвесторами. Ведущую роль на американском фондовом рынке играют пенсионные фонды, компании страхования жизни и инвестиционные компании, именуемые институциональными инвесторами. На их долю приходится свыше половины всех ценных бумаг, находящихся в обращении, а по некоторым подсчетам – более 60%.
  3. Осуществлением вложений в ценные бумаги занимаются преимущественно наиболее крупные банки. Так, на банки с активами более $1 млрд. приходится 89,5% всех вложений банковского сектора в ценных бумаги.
  4. Портфель ценных бумаг банков является долговым. 88,44% портфеля ценных бумаг составляют облигации различных эмитентов.
  5. Преобладающий удельный вес в портфеле ценных бумаг уверенно занимают вложения в государственные долговые инструменты. Несмотря на снижение относительной величины данного показателя в структуре портфеля за последнее десятилетие, долговые обязательства государства по-прежнему составляют более половины всех вложений банков в ценные бумаги. Таким образом, коммерческие банки США преимущественно выполняют роль кредитора правительства, нежели народного хозяйства.
  6. Вложения в корпоративные облигации демонстрируют наибольший относительный рост за последнее десятилетие.
  7. Несмотря на формирование предприятиями США своих капиталов преимущественно посредством долевых инструментов, коммерческие банки в качестве инвесторов практически не представлены на рынке акционерного капитала. Акции являются незначительным компонентом портфеля ценных бумаг. Вложения банков в акции составляют менее 1% суммарных вложений в ценные бумаги. Более того, вложения банков в акции продолжают снижаться, что свидетельствует об отсутствии у банков интереса к данному сегменту фондового рынка и постепенном уходе с него.
Читайте также:  Инвестиции в ценные бумаги и их виды

Несмотря на, казалось бы, наименее рискованные качества портфеля ценных бумаг банков, состоящих преимущественно из государственных долговых обязательств, говорить о возможной стабильности банковской системы в долгосрочной перспективе затруднительно. Объем государственной задолженности США уже давно сопоставим с ВВП и продолжает расти. При этом действенных инструментов выхода из сложившейся ситуации до сих пор правительством США не найдено. И не известно, к каким последствиям приведет тот факт, что одним из основных кредиторов государства являются именно банки. Тенденция к диверсификации банковских портфелей ценных бумаг, а именно снижению удельного веса вложений в государственные ценные бумаги, росту вложений в корпоративные облигации и ценные бумаги иностранных эмитентов может быть обусловлена именно желанием банков избежать повышенных рисков, связанных с концентрацией активов в одном сегменте.

Одновременно, в связи с негативными тенденциями вновь возникли идеи о реанимировании закона Гласса-Стигалла и введении запрета банкам на осуществление рискованных операций с ценными бумагами, а в наиболее радикальных вариантах запрета на операции с ценными бумагами любых эмитентов, даже государственных.

Коммерческие банки на рынке Германии

Германия занимает третье место в мире по значимости рынка ценных бумаг и накоплению капитала, а по многим показателям – первое место в Европе. Вместе с тем, доля Германии на мировом рынке ценных бумаг остается весьма незначительной – 2,5% совокупной капитализации мирового рынка, что обусловлено достаточно поздним становлением и развитием самого рынка [2], а также присущей германскому рынку «банковской» спецификой, где исторически основную роль в финансировании предприятий играли банки. Более того, и в настоящее время основным способом авансирования воспроизводственной деятельности предприятий остается банковский кредит. В связи с чем в экономической литературе Германия рассматривается как классический пример страны, чья финансовая система базируется на банках, в отличие от стран, финансовые системы которых основаны на рынке ценных бумаг [3], что коренным образом отличает фондовые рынки Германии и США.

Помимо доминирующей роли банков на рынке ценных бумаг, согласно мнению профессора Е.Ф. Жукова [2], для современного рынка ценных бумаг Германии характерны следующие особенности:

– рынок облигаций более развит, чем рынок акций. Соотношение облигаций и акций в Германии составляет порядка 10:1.

– Среди долговых инструментов почти вся задолженность приходится на банковские облигации и обязательства федерального правительства;

– низкая доля акций. Предприятия предпочитают увеличивать капитал не за счет эмиссии акций, а за счет привлечения заемных средств, не распыляя капитал;

– доля участия банков в уставном фонде промышленных предприятий высока или сравнительно высока, что приводит к существованию различных форм ассоциаций банков с предприятиями;

– незначительная роль корпоративных облигаций определяется высокой долей прямого банковского кредитования в финансировании народного хозяйства.

В соответствии с законодательством только банковские организации имеют право работать с финансовыми средствами клиентов в области инвестиционной деятельности. На основании специальной лицензии они оказывают весь спектр услуг по хранению, распоряжению и залогу ценных бумаг и обслуживанию инвестиционной деятельности. На бирже банки также выступают в качестве брокеров и дилеров, имеют право передавать заявки инвесторов на биржу. Коммерческие банки могут также совершать сделки и для частных инвесторов.

Несмотря на то, что крупнейшей группой номинальных собственников акционерного капитала в Германии выступают нефинансовые компании, на которые приходится порядка 42–46% всех выпущенных акций, роль банков значительно выше, так как во многих случаях именно банки, которые выступают хранителями акций, получают право голосовать от имени акционеров на общих собраниях.

Основными инвесторами на рынке немецких облигаций также выступают банки. Спецификой облигационного рынка Германии является абсолютное преобладание банковских облигаций в структуре задолженности и ничтожная доля облигаций промышленных компаний [3]. Так, банковские облигации на протяжении последних десятилетий составляли порядка 60–70% внутренней облигационной задолженности Германии. По состоянию на конец июня 2021 года удельный вес банковских облигаций снизился до 44%, однако по-прежнему сохраняет доминирующие позиции на облигационном рынке. Одновременно для последних лет для рынка Германии характерно увеличение удельного веса государственных долговых ценных бумаг, который на конец июня 2021 года составил порядка 50% внутренней облигационной задолженности Германии[4].

Структура портфеля ценных бумаг немецких коммерческих банков представлена в следующей таблице.

Таблица 2. Структура портфеля ценных бумаг коммерческих банков Германии по состоянию на конец второго квартала 2021 года [5].

  млн. евро% от портфеля ценных бумаг
Вложения в ценные бумаги, всего1 639 998 
Облигации, всего1 469 23889,6%
в том числе:  
 нефинансовые корпорации25 5891,6%
 финансовые корпорации986 15460,1%
 федеральное правительство457 49527,9%
Акции27 1331,7%
Сертификаты инвестиционных фондов143 6268,8%

Основная часть вложений представлена в облигациях финансовых компаний (преимущественно банков), составляющих более половины совокупного портфеля ценных бумаг – 60,1%, и облигациях федерального правительства – 27,9%. Таким образом, фондовый рынок Германии по праву считается «банковским», так как основной объем операций на нем производится на облигационном рынке, на котором банки являются как крупнейшими эмитентами, так и инвесторами.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что на вложения в акции и облигации нефинансовых корпораций в совокупности приходится лишь 3,3% портфеля ценных бумаг.

Немецкие предприятия, как было отмечено выше, редко прибегают к выпуску облигаций. Их доля на облигационном рынке на протяжении долгого периода времени не превышает 1%. Указанная особенность обусловлена тем фактом, что для предприятий Германии традиционно более удобной формой привлечения заемного капитала является получение банковских ссуд, нежели выход на открытый рынок. Так, согласно данным Бундесбанка, банковское кредитование составляет 82,7%[4], что является превалирующим источником в структуре финансирования предприятий.

Фондовый рынок Китая

Анализ зарубежной практики был бы неполон без рассмотрения фондового рынка Китая. Рынок ценных бумаг Китая так же, как и российский рынок, относится к развивающимся. Схожим является также то, что современные рынки наших стран начали формироваться приблизительно в одно и то же время. Кроме того, как российская, так и китайская финансовые системы невозможно однозначно отнести ни к одной из существующих моделей, признанных мировым сообществом: англо-саксонской и континентальной. Поэтому анализ устройства фондового рынка Китая, функционирования на нем различных финансовых институтов, в частности коммерческих банков, особенно интересен для нас.

Становление рынка ценных бумаг Китая принято относить к более позднему периоду времени, нежели европейского. По некоторым данным зарождение китайского рынка ценных бумаг происходило во второй половине XIX века, когда в Шанхае была организована торговля иностранными акциями и облигациями[3]. Однако рынок ценных бумаг современного Китая начал формироваться только со стартом глобальных экономических реформ, осуществляемых руководством страны с начала 1980-х годов.

Создание рынка ценных бумаг Китая полностью соответствует основному принципу проведения китайских реформ – «переходить реку, нащупывая камни» [2], – что подразумевает планомерный переход к рыночным элементам экономики, никаких порывистых движений, только фундаментальное и обоснованное строительство внутренней экономики страны, ориентируясь на собственное нужды и реальные возможности и ресурсы, которые есть в распоряжении хозяйства.

Результаты столь взвешенной реформистской политики проявляются уже в настоящее время, когда экономика Китая развивается опережающими темпами, оставив позади себя признанных мировых корифеев: на протяжении более 20 лет Китай демонстрировал самые высокие темпы роста экономики – в среднем 9,5% в год. Капитализация китайских компаний повысилась с $41 млрд. в конце 1993 года до $4479 млрд. в конце 2007 года.

Читайте также:  Какой бизнес открыть в Астрахани?

Акции китайских компаний вплоть до самого последнего времени делились на две большие группы: рыночные и нерыночные. При этом нерыночные акции составляли примерно 2/3 всего объема акционерного капитала.

Однако в настоящее время финансовая политика Китая направлена на постепенную интеграцию в международный рынок. Начиная с 2006 года, продолжается претворение в жизнь плана по ликвидации деления акций на рыночные и нерыночные, что подтверждается данными статистики: доля нерыночных акций медленно, но верно снижается, а по состоянию на июнь 2021 года значительно уступает свободно обращающимся акциям.

Таблица 3. Структура акционерного капитала Китая (в % от общего количества выпущенных акций) [6, 7].

 1992200020082021
Нерыночные акции73,161,753,320,3
Свободно обращающиеся акции21,637,146,779,7

Вместе с тем, одновременно были усилены требования, предъявляемые к компаниям, предлагающим свои акции публике. Эти правила устанавливали 24 критерия, которым должны соответствовать эмитенты, включая наличие прибыли три года подряд, выплату дивидендов в размере не менее 20% чистой прибыли, ограничение на объем выпускаемых акций (не более 30% от уставного капитала на момент выпуска) и т.д.

Нерыночные акции, включающие акции, принадлежащие государству, юридическим лицам и трудовому коллективу (акции работников предприятий), не могут торговаться на фондовых биржах. Сделки с ними могут совершаться лишь между китайскими институтами под контролем Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг. Принимая во внимание, что сами юридические лица в большинстве своем находятся под полным контролем государства, государство в Китае является доминирующим акционером. По подсчетам специалистов, в собственности государства находится 78% акций.

Рыночные акции торгуются на биржах, однако особенностью рынка акций Китая является его сегментированность. Так, существует 6 типов рыночных акций китайских компаний: A, B, C, H, L, N, S, которые отличаются по степени обращаемости, бирже, на которой они могут обращаться, кругу инвесторов и др.

Основной причиной существующих на китайском рынке ограничений исторически являлась политика государства, направленная на сохранение народного хозяйства в руках граждан Китая, а также защита экономики страны от интервенций иностранных инвесторов. Еще одной причиной является преобладание среди участников рынка мелких частных инвесторов, которые в своем большинстве отличаются отсутствием специальных знаний в этой области, в связи с чем их поведение зачастую является стихийным и непредсказуемым, что без специального контроля и регулирования может привести к негативным результатам для всей экономики страны. На долю юридических лиц приходится лишь 12% акций, обращающихся на рынке, при этом институциональных инвесторов, включая банки, – лишь 4%.

Китайский рынок долговых инструментов также выделяется наличием жестких встроенных механизмов государственного воздействия. Почти 2/3 внутреннего китайского рынка облигаций составляют долговые обязательства центрального банка и министерства финансов. Кроме того, большая часть финансовых предприятий имеет в качестве контролирующего собственника государство. Исходя из изложенного, можно выделить особенности, присущие долговому рынку Китая:

  • как и на рынке акций, на облигационном рынке превалирует государство;
  • крайне малое присутствие на рынке корпоративных облигаций, что обусловлено в том числе и тем, что процедура выпуска облигаций предприятий столь долгая и сложная, что желающих разместить свои бумаги немного.
  • в отличие от развитых стран, где преобладающими покупателями облигаций являются институциональные инвесторы и банки, в Китае примерно 60% облигаций находится у населения.

Коммерческие банки достаточно слабо представлены на фондовом рынке Китая вообще и в части финансирования предприятий нефинансового сектора. Именно банковский кредит является основным источником получения внешних ресурсов предприятиями, а принимая во внимание, что подавляющая часть акционерного капитала, в том числе банков, принадлежит непосредственно государству, банки охотно и в необходимом объеме снабжают предприятия нужными ресурсами под приемлемую плату.

В период зарождения современного фондового рынка Китая в связи с отсутствием специализированных институтов правительство КНР разрешило банкам осуществлять брокерские и дилерские функции. Однако уже с 1994 года закон о коммерческих банках запретил банкам заниматься андеррайтингом, торговлей и инвестированием в корпоративные ценные бумаги. Им было также предписано выйти из капитала дочерних компаний по ценным бумагам, а с 1996 года было запрещено давать кредиты для совершения операций с акциями по маржинальной торговле. При этом логика, которой руководствовались китайские власти, была аналогичной той, на которую опирались создатели закона Гласса-Стиголла в США в 1933 году, так как риски, связанные с операциями с ценными бумаги, могут поставить под угрозу финансовое состояние всей банковской системы и способность банковских учреждений осуществлять традиционные операции, что, в свою очередь, необходимо для нормального функционирования экономики.

Начиная с 2003 года в рамках либерализации финансовой системы Китая жесткие запреты в данной области также смягчаются, что соответствует мировой практике в части участия банков на фондовом рынке. Так, редакция Закона о ценных бумагах 2005 года уже предусматривает возможность деятельности банков на рынке ценных бумаг: в случае необходимости Госсовет может разрешить финансовым учреждениям совмещать функции коммерческого банка и инвестиционного. Основными же участниками фондового рынка Китая являются компании по ценным бумагам. Также на территории Китая в качестве участников фондового рынка функционируют инвестиционные фонды, страховые компании, в меньшей степени негосударственные пенсионные фонды.

В экономической литературе часто высказывается мнение, что финансовый рынок Китая недостаточно либерализован, что реформы в нем идут медленно. Однако, несмотря на опасения мирового сообщества и прогнозы аналитиков ведущих финансовых корпораций относительно дальнейшего развития финансовой системы Китая, что связывают с излишней концентрацией государственного присутствия в экономике, Китай продолжает развиваться своим собственным путем, а негативные прогнозы остаются лишь ничем не обоснованными предположениями. При этом результаты, которые он достиг, говорят сами за себя о правильности направления выбранного вектора развития.

На основании анализа рассмотренных моделей организации фондового рынка в разных странах и роли, отводимой в них коммерческим банкам, можно выявить определенные закономерности.

1. Формирование фондового рынка в экономике страны должно быть обусловлено достижением определенного уровня развития экономики

, то есть должна существовать объективная потребность в фондовом рынке.

В экономиках США и Германии, а также иных развитых экономиках процесс формирования и становления фондовых рынков происходил именно таким образом. Только по мере достижения экономиками определенных размеров, акционирования капитала основной части предприятий, достижения определенных масштабов торговых операций с ценными бумагами, то есть когда появилась объективная необходимость, начали формироваться фондовые рынки, как площадки для обеспечения этих операций. В наших интересах, в этом смысле, примечателен опыт Китая. Несмотря на то, что переход к рыночной экономике произошел в наших странах приблизительно в один и тот же период, перестройка экономики на рыночные рельсы осуществлялась кардинально противоположными методами. В Китае – поэтапно, постепенно, без резких шагов, «надрывов», искусственных и противоречащих природе экономики. Первоначально был накоплен необходимый потенциал, а именно создан рынок ценных бумаг на руках у населения, предприятий и государства, созрела потребность в создании механизма перераспределения данных инструментов, потом уже, как результат разрешения этой потребности начал функционировать фондовый рынок. При этом первоначально существовали значительные ограничения, в той или иной степени сохранившиеся и в настоящее время. В России же все изменения произошли не посредством естественных преобразований, и не основываясь на фундаментальных потребностях экономики.

При формировании фондового рынка ситуация сложилась аналогичная. Не создав соответствующих предпосылок для функционирования фондового рынка, достаточного количества эмитентов, ценных бумаг, соответствующей инфраструктуры, номинально фондовый рынок начал функционировать. Дисбаланс на фондовом рынке, сложившийся еще в годы его становления, а именно отсутствие соответствия между размерами экономики, потребностями государства и реально функционирующими предприятиями, сохраняется и по настоящее время. Таким образом, для формирования оптимальной структуры фондового рынка в России необходимо развивать реальный сектор экономики, расширять количество эмитентов и снижать концентрацию фондового рынка вокруг узкого круга предприятий ограниченного спектра отраслей народного хозяйства. Понимание государством указанной цели нашло отражение в постановке Правительством России в качестве одной из первостепенных целей развития экономики – ее модернизации.

2. Механизм государственного воздействия должен зависеть от зрелости соответствующей экономики и фондового рынка, в частности.

Наблюдается следующая тенденция: чем развитее, зрелее экономика и фондовый рынок, тем менее существенное влияние оказывает государство на происходящие там процессы. Объясняется это тем, что первоначально вновь созданная структура не обладает еще налаженными инструментами и возможностями функционирования, необходима принудительная сила государства. И только по мере совершенствования самой системы изнутри, постепенно, роль государственного регулирования частично переходит к рыночным инструментам. Таким образом, на порах становления фондового рынка более значимая роль государства в его регулировании обусловлена рядом факторов:

  • не аккумулирован достаточный опыт функционирования в части возможных проблем и ошибок;
  • отсутствует достаточная законодательная база регулирования соответствующих процессов;
  • не налажены рыночные институты и инструменты регулирования.
Читайте также:  Инвестиции в ценные бумаги: главные особенности

По мере формирования и развития соответствующих аспектов участие государства нивелируется, никогда, конечно же, при этом не прекращаясь.

Необходимо также отметить, что даже в развитых экономиках с устоявшейся инфраструктурой и законодательным регулированием в кризисные периоды роль государства на фондовом рынке существенно возрастает.

3. Место фондового рынка в финансировании народного хозяйства предопределяется, прежде всего, историческими аспектами становления и развития соответствующей экономики.

Рассмотренные нами государства и их фондовые рынки представляют разные экономические системы, разные механизмы финансирования деятельности предприятий, разную степень вовлеченности различных групп инвесторов в данные процессы. Однако то, каким образом у вышеуказанных государств организован внутренний фондовый рынок, обусловлено именно историческими особенностями развития данных государств в целом и их экономических систем, в частности.

В США дополнительное фондирование предприятий осуществляется преимущественно посредством привлечения акционерного капитала. При этом крупнейшими группами инвесторов являются население, на руках у которого находится порядка 40% акций предприятий, а также широкая сеть различных инвестиционных институтов, составляющих группу так называемых институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.).

Для предприятий Германии же в большей степени характерно привлечение дополнительного капитала посредством банковского кредитования. Предприятия также привлекают средства на рынке ценных бумаг, однако, в основном посредством эмитирования акций, облигации же выпускаются ими очень мало и имеют незначительную роль в формировании привлеченного капитала предприятий. Аналогичная ситуация сложилась и в Китае, где основной удельный вес привлеченного предприятиями капитала приходится именно на банковские кредиты, а не на инструменты фондового рынка.

4. Роль коммерческих банков как инвесторов на фондовом рынке.

Международный опыт не имеет устоявшихся тенденций в этой части. Рассмотренные нами экономические системы по-разному решали вопрос участия банков в финансировании предприятий посредством инструментов фондового рынка.

Исторические аспекты развития банковской системы США предопределили место и роль банков на фондовом рынке в целом и в части финансирования отраслей народного хозяйства посредством таких инструментов фондового рынка, как акции и облигации. Американские коммерческие банки непосредственно лишь в малой степени участвуют в этом процессе. В США долгое время банкам было запрещено осуществлять инвестиции в негосударственные ценные бумаги, что обусловило концентрацию основного массива операций по купле-продаже ценных бумаг в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах. Даже отмена закона Гласса-Стигалла не изменила коренным образом ситуации. Коммерческие банки, занимающиеся традиционными банковскими операциям, не стали активными участниками корпоративного сектора фондового рынка, сосредоточив свой интерес в основном на государственных долговых ценных бумагах, став, своего рода, кредиторами государства. Роль основных инвесторов в США выполняет преимущественно группа так называемых институциональных инвесторов.

В Германии, несмотря на то, что банки фактически являются основными участниками фондового рынка, эмитируя собственные ценные бумаги, управляя акциями предприятий, приобретая и продавая ценные бумаги предприятий различных секторов, выступая в качестве посредника на рынке ценных бумаг, практики осуществления финансирования воспроизводственного процесса предприятий посредством фондового рынка также не сложилась. Портфели ценных бумаг немецких коммерческих банков преимущественно состоят из облигаций банковских учреждений и долговых инструментов федерального правительства. На долю же корпоративных акций и облигаций приходится лишь 3,3% портфеля ценных бумаг. При этом привлечение дополнительного капитала предприятиями осуществляется посредством банковских кредитов, что также обусловлено историческими аспектами. На протяжении второй половины ХХ века в Германии происходила тесная интеграция реального сектора экономики в лице предприятий и банковского сектора. Банки, обладая существенными финансовыми активами, напрямую или опосредованно становились собственниками предприятий и, соответственно, охотно предоставляли своим «клиентам» банковские кредиты в необходимых объемах.

В Китае на протяжении всего периода осуществления рыночных преобразований банки не являлись участниками фондового рынка. Только в начале XXI века они получили возможность осуществлять ограниченный круг операций с ценными бумагами, однако по настоящее время указанные операции существенного распространения не получили. Финансирование же деятельности предприятий происходит также посредством прямого банковского кредитования. При этом устоявшийся в Китае механизм государственного регулирования, а именно глубокое вовлечение государства в финансовые процессы, фактически свидетельствует, что авансирование воспроизводственной деятельности предприятий Китая происходит государством.

Данные особенности также обусловлены историческими аспектами развития соответствующей финансовой системы, а именно следующими:

  • роль банковского сектора в экономике страны;
  • концентрация активов банковского сектора;
  • степень развитости иных финансовых институтов;
  • законодательное закрепление возможности совершения банками операций на фондовом рынке.

Анализируя вышеназванные аспекты в отношении отечественной финансовой системы, можно заключить следующее:

– банковский сектор играет первостепенную роль в экономике России. Ни один другой финансовый институт не может сравниться с банками как в степени регулирования и прозрачности их деятельности, так и надежности, а также доверия со стороны инвесторов и населения;

– банковская система России аккумулирует существенный объем денежных средств и соответственно обладает колоссальным инвестиционным потенциалом;

– иные финансовые институты, такие как инвестиционные компании различного типа, инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т.д., в настоящее время существенного распространения не получили. При этом совокупные активы, аккумулируемые данными институтами, не сопоставимы с банковскими активами;

– на законодательном уровне отсутствуют какие-либо легальные ограничения и запреты на осуществление операций с ценными бумагами.

Роль коммерческих банков как инвесторов на фондовом рынке России на современном этапе развития чрезвычайно велика, так как альтернативные институты и реальные источники для финансирования развития и модернизации экономики в настоящее время отсутствуют.

Основываясь на выявленных закономерностях и текущих реалиях развития отечественной экономики, модель формирования оптимальной для России системы взаимодействия фондового рынка и коммерческих банков заключается в максимально глубоком вовлечении коммерческих банков в инвестиционный процесс посредством фондового рынка. При этом речь идет, безусловно, о стратегическом финансировании предприятий реального сектора экономики и инновационной сферы, то есть об осуществлении банками именно инвестиций в ценные бумаги предприятий, обеспечивая тем самым возможность последними осуществлять воспроизводственную деятельность и модернизационные процессы.

По нашему мнению, нам не стоит в вопросе выбора для себя оптимальной структуры фондового рынка и выборе основных источников финансирования предприятий ориентироваться исключительно на опыт развитых экономик, необходимо выявлять именно предпосылки определенных путей развития. Целесообразно выстраивать архитектуру отечественной финансовой системы, ориентируясь, прежде всего, на собственный исторический опыт, текущее состояние и потребности, исходя из имеющегося потенциала и сложившейся специфики. Ведь именно этому нас учит анализ практики рассмотренных стран, где текущее состояние и структура фондового рынка, воспроизводственные механизмы народного хозяйства и роль банков в этом процессе являются результатом длительного процесса становления их финансовой системы, учитывающей присущие каждой стране особенности.

Библиография

[1] Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). Statistics on Depository Institutions Report, 2000, 2021( http://www.fdic.gov)

[2] Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

[3] Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

[4] Deutsche Bundesbank. Monthly Report, august 2021 р.50 ( www.bundesbank.de)

[5] Deutsche Bundesbank. Securities holdings statistics, august 2021 р.28-29 ( www.bundesbank.de)

[6] Sayuri Shirai. Banks’ lending behavior and firms’ corporate financing pattern in the People’s Republic of China. ADB Institute research paper № 43.Sept., 2002, p. 25.

[7] China Securities regulatory commission Securities market statistics ( www.csrc.gov.cn)

Bibliography

[1] Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). Statistics on Depository Institutions Report, 2000, 2021 (http://www.fdic.gov)

[2] Zhukov E.F. Securities market. M: YuNITI-DANA, 2009

[3] Rubcov B. B. Modern stock markets. M: Alpina Business Buks, 2007

[4] Deutsche Bundesbank. Monthly Report, august 2021 р. 50 (www.bundesbank.de)

[5] Deutsche Bundesbank. Securities holdings statistics, august 2021 р. 28-29 (www.bundesbank.de)

[6] Sayuri Shirai. Banks’ lending behavior and firms’ corporate financing pattern in the People’s Republic of China. ADB Institute research paper № 43.Sept., 2002, p. 25.

[7] China Securities regulatory commission Securities market statistics (www.csrc.gov.cn)