Инвестиционная политика регионов российской федерации
Данный параграф дипломной работы основан по данным отчета о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике, состоявшегося 11 октября 2007 года в Уфе. Из вступительного слова действующего на тот момент президента РФ В.В.Путина В.В. Путин, президент РФ //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г Уфа. следует, что привлечение в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций является одной из основных задач инвестиционной политики государства.
В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал.
По сути своей, это возможность выйти на качественно новый уровень роста. Основные предпосылки для запуска действительно крупных инвестпроектов в целом уже созданы. Так, только за 2007 год инвестиции в основной капитал выросли почти на четверть, а прямые иностранные инвестиции – в 1,5 раза.
Инвестпроекты стали важной составляющей программ создания в России особых экономических зон и технопарков.
В то же время ряд экономистов считает, что современный рост отечественных и зарубежных капиталовложений является лишь своего рода компенсацией за прошлые недоинвестированные периоды развития России и в целом, крупных и долгосрочных инвестпроектов (особенно в регионах) по-прежнему маловато.
Одна из причин такой ситуации – это недостаток готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций.
По мнению В.В. Путина, инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.
В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства. Так, уже фактически началась реализация проекта автодороги «Западный скоростной диаметр». Объявлены конкурсы и по нескольким другим крупным проектам. Кстати говоря, согласования в сфере сопряжения усилий бизнеса и государства еще идут крайне долго.
Между тем нарабатывать опыт государственно-частного партнерства должны не только регионы. Нужно следить за тем, чтобы государственные ресурсы расходовались эффективно и чтобы здесь не было никаких злоупотреблений государственными средствами, когда мы подключаем частных инвесторов. Это само собой разумеется, что наиболее эффективный все-таки способ реализации тех или иных проектов – это сопряжение возможностей государства и частного бизнеса.
Сегодня нужно более активно заниматься подготовкой площадок для строительства новых производств. Здесь должны комплексно и оперативно решаться и вопросы предоставления земельных и лесных участков, их обеспечения инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой. Задача региона – предоставить инвестору площадку с подготовленной инфраструктурой, что называется под ключ. И с таким подходом мы уже встречаемся во многих территориях Российской Федерации: это Липецкая, Белгородская область, Татарстан, другие территории.
Серьезного внимания сейчас требует развитие социальной инфраструктуры. Практика показывает, что одновременно с запуском крупных производств возникает необходимость строительства новых школ, детских садов, дорог. Причем средства на эти цели не всегда удается выделить из регионального бюджета – хотя нужно, потому что регионы заинтересованы в развитии и реализации этих проектов. Но конечно, согласен с тем, что определенное внимание к решению проблем подобного рода в порядке софинансирования можно было бы осуществлять и из федерального центра.
Это не означает подмену полномочий субъекта Федерации и местного самоуправления. Федеральные целевые программы должны быть откорректированы таким образом, чтобы усилия и федерального и регионального уровня власти концентрировались на важнейших направлениях, чтобы они давали эффект, а то муниципалитет вообще ничего не может сделать.
Мы не должны перекладывать на инвесторов решение социальных задач. Школы, больницы и прочее – это все мы должны делать за наш счет: за счет регионов и там, где обосновано, с привлечением возможностей федерального центра. Если мы будем на инвесторов перекладывать решения задач подобного рода, то инвестиционная деятельность будет подавлена, мы не сможем добиться того эффекта, которого мы ожидаем, а он возможен.
Успехи отечественной экономики и общее улучшение инвестиционного климата открывают новые перспективы для инвестиций в России. И об этих возможностях нужно системно и последовательно информировать потенциальных инвесторов – и российских, и зарубежных. Не секрет, что компании ряда стран предостерегают от инвестиций в Россию, пугают нерыночными методами ведения бизнеса и некоммерческими рисками, и часто это, конечно, делается из конкурентных соображений. Между тем и Правительству, и региональным властям нужно повысить качество информационной работы по продвижению имиджа России как привлекательного места для инвестиций – часто именно этого и не хватает.
Устойчивый рост инвестиций в регионах – это реальный путь повышения их экономического потенциала, решение многих социальных проблем. В.В. Путин, президент РФ //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г Уфа.
Довольно подробно были изложены достижения и проблемы привлечения инвестиций в российские регионы в докладе министра регионального развития Дмитрия Николаевича Козака.Д. Н. Козак, министр регионального развития //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа. В целом исходя из той картины, которая достаточно объективно отражает ситуацию в сфере достижений и проблем, связанных с привлечением инвестиций в российские регионы, следует то, что у нас в стране есть и инвестиции, и средства для инвестиций, и есть соответствующие механизмы в стране в целом для их привлечения. В докладе также есть понимание того, что только привлечение внебюджетных инвестиций может решить все и социальные проблемы, и проблемы материального благосостояния людей, и проблемы обеспечения безопасности, в конечном итоге – безопасности и обороны нашей страны.
В сфере федеральной инвестиционной политики на региональном аспекте у нас, к сожалению, накопилось достаточно много проблем, которые сдерживают привлечение инвестиций на региональный уровень, которые являются тормозом для привлечения внебюджетных частных инвесторов на большую часть территории страны и для большей части населения нашей страны – следовательно, являются тормозом для повышения благополучия и социального самочувствия большей части жителей нашей страны.
Дифференциация инвестиций в основной капитал на душу населения в 2004 году составляла 158 раз среди регионов, в 2005 году – 234, а в 2006-м – 250 раз. В результате, как и отмечено в докладе, в 2006 году на долю восьми субъектов Российской Федерации – десяти процентов территории страны и с численностью населения 24 процента от общей численности населения страны – приходится 47 процентов внебюджетных инвестиций в основной капитал, а объем иностранных инвестиций в этих же регионах составляет 82 процента.
В результате по объему валового регионального продукта на душу населения минимальное и максимальное значение среди российских регионов: в 2004 году составляли 35 раз, в 2006-м – 43 раза.
По уровню безработицы минимальное и максимальное значение: в 2004 году составляет 29 раз, сегодня – 53 раза по уровню регистрирования безработицы. По уровню бюджетной обеспеченности на душу населения дифференциация, как была в 2004 году в 17 раз, так и осталась на сегодняшний день такой.
Сохранение этих тенденций таит в себе очень много прежде всего политических опасностей. Дальнейшее увеличение диспропорции уровня социально-экономического развития регионов и, следовательно, уровня материального самочувствия граждан увеличивает возможности так называемой стихийной миграции, о которой мы так много говорим, следовательно увеличивается опасность возникновения межнациональных конфликтов, возникновения очагов социальной напряженности в отдельных регионах. Поэтому нам необходимо на федеральном уровне, понимая всю важность сохранения и обеспечения макроэкономических показателей экономического развития страны в целом, самое пристальное внимание уделять и региональным аспектам федеральной экономической политики.
Основной проблемой для привлечения инвестиций в регионы для повышения стимулов региональных и муниципальных властей является то, что на федеральном уровне в настоящее время отсутствуют долгосрочные ясные ориентиры для органов власти. Ясные ориентиры – прежде всего с точки зрения обеспечения регионов необходимой инфраструктурой, федеральное видение стратегии развития крупных регионов.
Как известно, основными инструментами инвестиционной политики для всех уровней власти, для государства в целом является снятие инфраструктурных ограничений и создание благоприятного инвестиционного климата. Под благоприятным инвестиционным климатом понимается и снятие административных барьеров, и развитие финансовой, банковской инфраструктуры, устранение коррупции и поборов в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, повышение объективности, эффективности работы судебной и правоохранительной систем.
В настоящее время необходимо внедрить на федеральном уровне, прежде всего, такие механизмы, которые обеспечивают согласованность действий федеральных, региональных и местных властей по снятию инфраструктурных ограничений по развитию производственной инфраструктуры. Сегодня законодательная основа для таких механизмов создана. Ее необходимо только наполнить соответствующим содержанием, выработать эффективно действующие механизмы. Необходимо реалистично подходить к этим процессам и понимать, что провительство не в состоянии из Москвы руководить всем и вся в регионах.
Основными инструментами федерального центра в этом плане являются стратегия развития страны с привязкой ее к территориям, схема территориального планирования Российской Федерации и федеральные или, как сегодня закреплено в Бюджетном кодексе, долгосрочные целевые программы развития страны.
В соответствии с действующим кодексом в настоящее время в первоочередном порядке должны быть подготовлены схемы территориального планирования регионов и муниципалитетов, и подготовка таких схем, которая должна описывать прежде всего транспортную, энергетическую инфраструктуру, инфраструктуру связи, возложена в первоочередном порядке на субъекты и муниципалитеты, а затем на федеральные органы исполнительной власти.
Как представляется, необходимо развернуть эту ситуацию. В первоочередном порядке и в обязательном, а не добровольно, как это предусмотрено сегодня для федеральных органов исполнительной власти, должна быть исходя из стратегии развития страны подготовлена схема территориального планирования Российской Федерации, где должно быть определено федеральное видение и размещение федеральной инфраструктуры в те регионы, которые должны будут развиваться в соответствии со стратегией в том или ином направлении исходя из конкурентных преимуществ каждого региона. А затем в соответствии с этой схемой, которая должна к тому же быть скоординирована, регионы и муниципалитеты в такой хронологии должны подготовить и утвердить свои схемы территориального планирования. При этом нам нет необходимости проверять или согласовывать эти схемы территориального планирования на федеральном уровне, как это делается сегодня. Мы опять же не в состоянии их в деталях оценить. Это должно быть видение регионов в пределах их полномочий.
Схема территориального планирования разрабатывается каждым ведомством самостоятельно, изолированно от других ведомств, и нет никакого механизма их взаимоувязки. После того как регионы получат такого рода стратегии, такого рода схемы и другие федеральные ведомства, после этого на федеральном уровне должны быть разработаны долгосрочные целевые программы, которые обеспечат реализацию этих стратегий и схем, реализацию их во времени исходя из прогноза социально-экономического развития, исходя из прогноза бюджетных возможностей, финансовых возможностей федерального бюджета. И эти программы, долгосрочные программы также должны быть согласованы, взаимоувязаны и с точки зрения хронологии их реализации, и с точки зрения привязки к конкретным территориям. Именно с этой целью был принят Указ Президента Российской Федерации, в котором вот эта функция по согласованию федеральных целевых программ закреплена за Министерством регионального развития.
После получения этого набора инструментов регионы должны выработать свои собственные стратегии, свои собственные схемы территориального планирования и свои собственные долгосрочные инвестиционные программы. Все, что входит в зону их ответственности, они должны решать самостоятельно.
Нам необходимо на федеральном уровне отказаться от мелочной опеки регионов в отношении развития социальной и инженерной инфраструктуры на региональном уровне, которые входят в зону их ответственности. Необходимо прекратить управлять этим процессом в ручном режиме, в котором действуют только разновекторные лоббистские усилия самых различных должностных лиц, депутатов, граждан – кого угодно.
Что касается инвестиционного климата. Мы видим свою задачу прежде всего в том, чтобы на федеральном уровне были установлены такие механизмы, которые стимулируют регионы к наращиванию собственного налогового экономического потенциала, и для этого сегодня часть задач уже решена. В Бюджетном кодексе, вы знаете, закреплены положения, которые предусматривают дифференциацию степени подконтрольности регионов в зависимости от уровня их дотационности. Этот механизм считаем справедливым.
Необходимо перестать кивать на историю развития производительных сил. Уже есть множество примеров и в России, когда депрессивные регионы, которые пришли в таком состоянии после развала Советского Союза, за это время значительно шагнули вперед самостоятельно, с конца рейтинга экономического развития в первой двадцатке появились.
В докладе приведено множество примеров и наших отечественных, и зарубежных, когда абсолютно депрессивные регионы, проводя внятную экономическую, инвестиционную политику, выбирались из депрессивного состояния достаточно быстро. И поэтому сегодня считаем справедливым расширение механизмов контроля со стороны федерального центра в отношении тех регионов, которые получают существенную помощь из федерального бюджета. Мы не ограничиваем полномочия органов государственной власти субъектов, не лишаем их самостоятельности. Полномочия у всех одинаковые, но степень контроля за использованием средств должна быть повышена.
Второй механизм, который должен стимулировать регионы в наращивании собственного налогового потенциала, создании благоприятного климата, – это та система показателей, которая сегодня предусмотрена Указом Президента Российской Федерации.
Мы должны поощрять и морально, и материально регионы, мне представляется, в двух направлениях: морально – регионы, которые уже достигли высокого уровня развития, материально – те, которые демонстрируют высокую динамику экономического развития, наращивание собственного экономического потенциала. Те, кто по отношению к самим себе в очередном году демонстрирует высокие темпы экономического развития, должен получать не только моральное удовлетворение, но и существенную материальную помощь со стороны федерального бюджета. И те 2 миллиарда рублей, которые сегодня предусмотрены в бюджете на такого рода поощрения, как нам представляется, они недостаточны, удельный вес стимулирующей составляющей межбюджетной стороны трансфертов должен быть в перспективе существенно увеличен после того, как мы отработаем механизмы оценки эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это что касается ответственности.
И в случае, если будут работать такого рода механизмы, у регионов появятся стимулы к наращиванию потенциала, к отказу от помощи за счет других территорий, но одновременно с ответственностью с этими силами нам необходимо также дать региональным властям прежде всего соответствующие инструменты для того, чтобы влиять на инвестиционный климат, на предпринимательскую среду в регионе.
Ключевые инструменты влияния на предпринимательскую среду, на инвестиционный климат находятся в территориальных органах, федеральных органах исполнительной власти, которых у нас огромное множество на территориях. На что жалуется бизнес прежде всего? На контрольно-надзорные органы, они все являются практически федеральными. Они сегодня находятся в двойном подчинении, что крайне неэффективно, и не несут никакой ответственности за комплексное развитие соответствующих территорий.
При наличии такого рода механизмов у нас могут появиться надежды, что в нашей огромной стране мы будем действовать согласованно, скоординировано. В каждом регионе, каждом муниципалитете, где живут люди, там есть экономический потенциал. Каждый будет искать свою нишу в экономике и развивать соответствующую территорию.
Из выступления Толконского Виктора Александровича, губернатора Новосибирской области Толконский В.А., губернатор Новосибирской области //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа. следует, что безусловно, инвестиционный процесс самым непосредственным образом зависит от предпринимательской активности, но в не меньшей степени от государственной политики, направленной на формирование условий для привлечения и эффективного использования инвестиций. С этой позиции и следует в первую очередь оценивать работу органов власти в сфере экономики.
Совершенно очевидно, что решающую роль в повышении эффективности инвестиционной деятельности призваны сыграть органы государственной власти, поскольку именно государство обеспечивает базовые условия функционирования всей экономической системы. В настоящее время сформированы государственные подходы к развитию инвестиционного процесса. Приняты необходимые законы, найдены инструменты и методы стимулирования инвесторов, в том числе путем оказания конкретной государственной поддержки. В условиях, когда государственная политика перешла на принципы децентрализации инвестиционной деятельности, региональные власти стали уделять гораздо больше внимания инвестиционной привлекательности своих территорий, формированию необходимой инженерной, транспортной, финансовой и социальной инфраструктуры, совершенствованию управленческих механизмов.
Многие субъекты Федерации сегодня стремятся привлечь не просто любые инвестиции, а прежде всего те, которые соответствуют задачам перспективного развития. Эти задачи формируются в соответствующих документах, стратегиях и территориальных схемах социально-экономического развития. В них обозначены конкурентные преимущества территории, приоритеты инвестиционной политики, наиболее предпочтительные типы инвестиций. Однако внимательный анализ показывает, что многие регионы осуществляют инвестиционную политику без учета специфики своих природных и социально-экономических факторов, страдают от недостатка опыта, дефицита финансовых и кадровых ресурсов.
Следует также признать, разрабатывая экономическую, в том числе инвестиционную политику, каждый субъект Федерации во главу угла ставит исключительно свои интересы и зачастую входит в противоречие с интересами других регионов. Есть немало примеров дублирования тех или иных производств, инвестиционных проектов. Хотя, как показывает мировой опыт, именно специализация и производственная кооперация наиболее продуктивны для роста эффективности экономики.
Эффективность инвестиционной политики может значительно повыситься, если регионы будут ясно видеть перспективы реализации своего потенциала, координировать свои действия в рамках общенациональной стратегии социально-экономического развития. Отчасти именно этот фактор сдерживает формирование региональных схем территориального планирования, работа над которыми должна быть завершена к началу 2008 года.
О состоянии в Республики Башкортостан и о своих предложениях поведал Президент Республики Рахимов Муртаза Габайдулович. Рахимов М.Г. Президент Республики Башкортостан //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа.
Башкортостан – динамично развивающийся регион. Вот уже девять лет у нас идет экономический рост. Производство валового регионального продукта увеличилось в 1,7 раза, продукции промышленности – в 1,6 раза, сельского хозяйства – в полтора раза, объемы строительства – в 1,7 раза, а внешнеторговый оборот – в пять раз. Инвестиции в основной капитал выросли в восемь раз и составили за прошлый год 104 миллиарда рублей, почти половина их – собственность предприятий и организаций, 20 процентов – средства бюджета республики и пять процентов – ресурсы федерального бюджета. За 2007 год объем инвестиций оценивается в 66 миллиардов 400 миллионов рублей, что на треть выше аналогичного периода прошлого года. Набранные темпы позволяют удвоить валовой региональный продукт к 2021 году.
Несмотря на впечатляющую динамику и масштабные социальные преобразования в стране, в работе по привлечению инвестиций остается ряд проблем, требующих решения. Необходимо существенное повышение оперативности межведомственного взаимодействия. Территориальные федеральные органы не полномочны решать многие текущие вопросы, а ряд нормативно-правовых актов, регламентирующий их деятельность, требует пересмотра. Считаю весьма своевременной идею создания агентства по привлечению инвестиций. Такой орган-интегратор сможет с учетом инвестиционных стратегий регионов разработать комплексный план инвестиционного развития России и сформировать на этой основе полноценную систему общероссийского «единого окна».
По мнению Савченко Евгения Степановича, губернатора Белгородской области Савченко Е.С., губернатор Белгородской области //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа., уникальные возможности для привлечения инвестиций раскрывают приоритетные национальные проекты, особенно в строительстве жилья и агропромышленного комплекса. Благодаря национальным проектам в прошлом году в области преодолели исторический максимум по вводу жилья, его сдано более 900 тысяч квадратных метров, а в текущем ввод жилья увеличится еще на 200 тысяч квадратных метров и составит 0,75 квадратных метра на человека, причем три четверти вводимого жилья индивидуальное.
В текущем году более 20 миллиардов рублей капитальных вложений, или третья часть от общеобластных инвестиций, будут освоены по национальному проекту на объектах АПК, где за последние два года созданы мощности по производству сотен тысяч тонн мяса и молока, 1 миллион тонн комбикормов. Строятся современные перерабатывающие центры. Создаются тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Растут доходы сельского населения.
Серьезным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, является отсталость инфраструктуры и, прежде всего, дорог. Примерно 10 процентов валового внутреннего продукта мы ежегодно теряем из-за отсутствия или плохого качества автомобильных дорог. Другими словами, один год из десяти мы приносим в жертву бездорожью, деньги в объеме годового объема российского валового внутреннего продукта. А это ни много ни мало 1 триллион долларов. Так, может, лучше вложить эти деньги в строительство дорог и больше их не терять?
Он считает, что, конечно, может быть, это предложение выглядит несколько шутливым, но оно имеет под собой экономический смысл. Думаю, что сам факт появления в стране качественных дорог нисколько не отразится на инфляции. А если говорить серьезно, то стране необходимо, на наш взгляд, объявить семилетку по строительству дорог. И было бы разумно, если бы все затраты по строительству и реконструкции дорог до районных центров взял бы на себя федеральный бюджет, а дальше до поселений и внутри их – региональные и местные. Уверен, что через семь лет мы бы увидели другую Россию, как другой она стала по отношению к семи предыдущим годам – и не только в плане инвестиционной привлекательности.
Основными принципами построения инвестиционного политики в Калининградской области поделился Боос Георгий Валентинович Боос Г.В. губернатор Калининградской области //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа..
Первый принцип – это принцип долгосрочного перспективного развития региона. Второй принцип – это принцип равного доступа к ресурсам всех участников инвестиционного процесса. Третий принцип – это доступность инфраструктуры. Четвертый – снижение административных барьеров. Пятый – ускорение подготовительного процесса реализации инвестиционных проектов. Шестой – оказание поддержки участникам инвестиционного процесса, особенно при начальном этапе инвестирования. И седьмой – это формирование и поддержка рынка труда. Все принципы в области успешно работают.
Что касается объема инвестиций. В 2006 году был принят и вступил в действие новый закон об особой экономической зоне в Калининградской области. В результате этого существенно изменились экономические правила ведения бизнеса в области. Если предыдущие правила декларировали таможенные преференции участнику особой экономической зоны и преимущественно были направлены на развитие импорта в Российскую Федерацию через Калининградскую область, то новый закон стимулирует инвестиционное развитие Калининградской области.
В силу такого изменения, естественно, происходит переструктурирование и промышленности. Соответственно в 2006 году в сопоставимых ценах у нас произошел небольшой спад инвестиций по сравнению с 2005 годом. Но за первое полугодие 2007 года мы полностью компенсировали это, имеем рост объема инвестиций – 46,2 процента. По соотношению к валовому региональному продукту мы превысили показатель 0,3 в объемах инвестиций, что в результате позволяет нам говорить об устойчивом экономическом развитии и приросте в среднесрочной перспективе валового регионального продукта на уровне не ниже 10 процентов.
Из выступления Богомолова Олега Александровича, губернатора Курганской области Богомолов О. А., губернатор Курганской области //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа., следует, что одним из первых шагов по государственной поддержке инвестиционной деятельности стало принятие бюджета развития Курганской области, направленного на прямую бюджетную поддержку высокоэффективных, социально значимых инвестиционных проектов.
Ориентируясь на достигнутые результаты и осознавая тот факт, что собственных источников инвестиций в бюджете области недостаточно, он у нас не так велик, правительство области перешло от прямой бюджетной поддержки инвестиционной деятельности к субсидированию части процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами для реализации своих проектов. Это принесло позитивные результаты, особенно в сфере малого предпринимательства, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.
За последние два года объем кредитов, привлекаемых объектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, увеличился более чем в два раза, а к десятому году возрастет в 4,5 раза и превысит 5 миллиардов рублей. При этом созданные условия позволили малому бизнесу направлять высвобождаемые средства на собственное развитие в гораздо больших объемах.
За 6 лет инвестиции в Курганской области выросли более чем в два раза, а в 2006 году область впервые вошла в первую десятку регионов России по темпам роста – 133,2 процента инвестиций в основной капитал. Общий объем инвестиций в прошлом году составил 12,5 миллиарда рублей, в этом году планируем пройти отметку 15 миллиардов. Может быть, на фоне соседних, более экономически мощных регионов объем инвестиций не так уж и велик, но он для нас сопоставим с доходной частью консолидированного бюджета области. И для нас это, конечно же, позитивный результат. К 10-му году мы поставили себе задачу еще как минимум в два раза увеличить объемы привлекаемых инвестиций. Но все же, несмотря на положительные изменения, остаются проблемные вопросы, решить которые необходимо в ближайшем будущем.
Ткачев Александр Николаевич, глава администрации Краснодарского краяТкачев А .Н., глава администрации Краснодарского края //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа. считает, что нам давно уже нужна структура, подобная Комитету по реформам и развитию в Китае, которая формирует деловой имидж страны, занимается привлечением и размещением инвесторов. Кстати, в Краснодарском крае этот китайский опыт прекрасно прижился и дает хорошие всходы.
За шесть лет в регион вложено около 580 миллиардов рублей инвестиций, при этом более 70 миллиардов – это иностранные инвесторы. Сегодня по общему объему инвестиций мы занимаем шестое место в России, по объему иностранных – десятое.
В крае создано 125 тысяч дополнительных рабочих мест. Заработная плата выросла в 4,5 раза. У себя в Краснодарском крае мы сократили срок согласований по инвестпроектам с трех лет до трех месяцев, но для этого нам понадобилось 4 года беспощадной борьбы с бюрократией и коррупцией. Весь авторитет и административные ресурсы региональной власти были направлены на наведение в этой части порядка. Мы добились с помощью многих коллег и министров, которые поддерживали нас, увольнения десятков федеральных чиновников. Систему «одного окна» и проектного сопровождения, через которую ежегодно успешно проходит более двух тысяч инвестиционных проектов, мы создали только на правильно выстроенных отношениях четырьмя десятками федеральных контролирующих органов на территории края. Эта эффективная система не подкреплена ни одним федеральным нормативным актом, и далеко не у всех регионов, я знаю, получается ее выстроить в таких условиях.
Он предлагает на федеральном уровне принять единый кодекс по инвестиционной деятельности, доминирующий над всеми остальными нормативными актами, передать полномочия по распоряжению федеральными землями территориальным органам Росимущества или субъекту Федерации, устранить дублирующие функции федеральных контролирующих структур, принять законодательные акты, предоставляющие инвесторам реальные льготы по возмещению из бюджета части затрат на строительство инженерной инфраструктуры, внести изменения в федеральный закон об особых экономических зонах, позволяющие субъектам Федерации создавать на своей территории особые экономические зоны регионального уровня.
Из выступления Маркелова Леонида Игоревича, Президента Республики Марий Эл Маркелов Л. И., Президент Республики Марий Эл //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа. следует, что Республика Марий Эл – это один из динамично развивающихся регионов России, об этом свидетельствует статистика: за 8 месяцев текущего года рост инвестиций в экономику составил 145,6 процента.
Каждый регион имеет свою инвестиционную привлекательность. К сожалению, Республика Марий Эл не тот регион, который может выбирать инвесторов. Мы, наоборот, делаем все, чтобы этих инвесторов искать. И создаем им благоприятный экономический климат. Административный ресурс региона работает именно на то, чтобы строить заводы за инвесторов. Например, одну фабрику в течение 2007 года мы ввели за 7 месяцев, что вообще удивило даже самого инвестора и поставщика нашего партнера, итальянского поставщика оборудования.
Правительство составило программу по 100 крупным предприятиям, и уже с 2001 года наблюдался устойчивый рост инвестиций во все отрасли производства. Например, в 2002 году – 31 процент, 2003 год – 31 процент, 2004 год – 19, 2005-й – 16, 2006-й – 19,8 и сейчас, за этот год, – 145 процентов. 59 инвестиционных проектов сегодня находится на контроле Правительства.
Он считает, самым действенным механизмом привлечения инвестиций является компенсация двух третей процентных ставок, которые согласно бюджету Республику Марий Эл мы ежегодно компенсируем.
Республика Марий Эл – регион дотационный, и наша задача ежегодно наращивать объемы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Сегодня это главная задача правительства. Это позволило в течение трех последних лет быть лидером в Приволжском федеральном округе республики по темпам роста объемов выпускаемой продукции. Так, например, в 2005 году рост объемов выпускаемой продукции составил 14,5 процента, в 2006 – 17,1 процента и за 9 месяцев текущего года – 122,8 процента темп роста к 2006 году. Считаю, что такую работу Правительство не только должно продолжать, но это прямая обязанность. Планируем за 5 лет привлечь в реальный сектор экономики более 1,5 миллиарда евро, что позволит увеличить кратно объем выпускаемой продукции промышленного производства.
Решая экономические проблемы, по сути, мы решаем и главный политический вопрос, но, как известно, деньги любят тишину. Инвестиции идут в тот регион, где есть устойчивая и стабильная политическая ситуация. Сегодня в России сбалансированная налоговая система, а самое главное – политическая предсказуемость. И наша первейшая задача – сохранить эти положительные достижения, поскольку это главный фактор притока инвестиций в реальный сектор экономики.
На совете выступил и Губернатор нашей, Ульяновской области, Морозов Сергей Иванович. Губернатор Ульяновской области, Морозов С. И. //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа. За 2007 год, объём инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий Ульяновской области вырос почти на 22% в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. Стабильно растут и другие основные показатели развития экономики региона. О повышении интереса инвесторов к региону в 2007 году говорят не только цифры, но и уровень пришедших в регион инвесторов. В этом году в рамках международных форумов в Санкт-Петербурге и Сочи Правительством области подписан ряд инвестиционных соглашений с такими компаниями, как «MARS», «SABMiller», «Henkel», «САХО», «SKLOstroj», «Quarzwerke». Объём инвестиций по данным проектам превышает 20 млрд. руб. Кроме того, в регионе начали реализовывать свои проекты «Моравский нефтяной дом», «Юнис», «Нижегородский Масложировой комбинат», «АПК Черкизовский» и многие другие.
Для усовершенствования инвестиционной политики он внес свои предложения: обеспечить доступ к ресурсам инвестиционного фонда проектов, которые не дотягивают до установленной планки в 5 миллиардов рублей. Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первое- снизить этот норматив до 1 миллиарда рублей. Есть и другой вариант- норматив оставить, но собрать в регионе проекты среднего уровня и объединить их в единый пул. К примеру, проект по созданию инфраструктуры двух промышленных зон на территории Ульяновской области стоит порядка 3 миллиардов рублей. Нам нет нужды раздувать запрашиваемый объем инвестиций до 5 миллиардов. Но можно сформировать единый портфель из 5-6 проектов среднего уровня, объединенных по территориальному признаку, и проблема будет решена.
В развитие идеи, высказанной в докладе рабочей группы, распределять на конкурсной основе не только средства на подготовку инвестиционных площадок в регионах, но и на предпроектную подготовку наиболее значимых инвестиционных проектов.
В целях более эффективного использования инструментов развития в реализации региональных инвестиционных проектов, на его взгляд, целесообразно создание на принципах государственно-частного партнерства на уровне Федерации агентства, ответственного за продвижение регионов и привлечение инвестиций. На мой взгляд, это своеобразное сердце страны – ответственность за инвестиционное и территориальное развитие, за продвижение благоприятного имиджа как регионов, так и России в целом.
Из выступления Кудрина Алексея Леонидовича, Министра финансов РФ Кудрина Алексея Леонидовича, Министра финансов РФ //Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике // 11 октября 2007 г. Уфа., следует, что действительно, недостаточна еще роль финансовой системы по сравнению с аналогичными западными странами, но темп прироста и капитализации и объема кредитно-финансовой системы сегодня примерно 50 процентов в части активов банков и 30-40 процентов в части объемов кредитования реального сектора.
Но, тем не менее объем инвестиций самих субъектов Российской Федерации уже стал немаленьким, и в объемах бюджетов в среднем по стране объем инвестиций составляет 21 процент от расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Этот показатель неравномерно распределяется по регионам. Например, если в Центральном округе исключить Москву и Московскую область, то это примерно около 13-14 процентов в составе бюджетов субъектов, около 12 процентов в Дальневосточном округе и в Сибирском. Но, тем не менее, если посмотреть: а как государственные инвестиции работают на частные инвестиции, как эти государственные инвестиции, включая федеральные и частные, привлекают инвестиции частные, картина совсем переворачивается.
Дело в том, что если взять государственные федеральные и субъектовые инвестиции вместе, которые идут прежде всего в инфраструктуру, ту самую среду, за которыми должны идти частные инвестиции, то самый высокий показатель, как ни странно, в Дальневосточном округе: на один рубль сегодня приходит 7,3 рубля частных инвестиций в год. На втором месте стоит Уральский округ. Шесть регионов наиболее богатых, прежде всего связанных с нефтегазовыми ресурсами. На третьем месте стоит Северо-Западный округ, где нет нефтегазовых ресурсов, на один рубль 6,3 рубля, дальше Сибирский округ – на один рубль шесть рублей.
Но есть регионы, например, как Центральный округ, если опять выделить Москву и Московскую область, на один рубль приходит 3,4 рубля инвестиций. В Южном округе на один рубль четыре, в Приволжском – одном из самых богатых, где в среднем частные инвестиции на регион составляют по 54 миллиарда в год, если разделить на количество регионов, то тем не менее это примерно на один рубль пять рублей инвестиций.
Таким образом, в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал. Инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – надо сделать стабильной тенденцией, постоянной тенденцией. А для этого как на федеральном, так и на местном уровнях нужно в целом улучшить инвестиционный климат, создать для инвесторов единые и понятные правила.
В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на ряд приоритетных задач. Главная из них – это четкое определение инвестиционных стратегий, и, прежде всего, на уровне крупных экономических районов. Такие стратегии должны быть увязаны с планами развития естественных монополий, других инвесторов и включать в себя единые документы территориального планирования в области транспорта, связи, энергетики, а также ряд других документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства.
Эффективность государственных вложений в инфраструктуру и использование государственных ресурсов очень различно. И, как ни странно, в регионах, казалось, отдаленных, сибирских, дальневосточных, объем инвестиций на рубль вложений государства сегодня не ниже. Поэтому у нас возможности для наращивания частных инвестиций в нашей экономике есть достаточно серьезные.
Инвестиционный потенциал астраханская область
Итоги инвестиционной деятельности за январь-сентябрь 2020 года
За 9 месяцев 2020 года за счет всех источников финансирования освоено 69,0 млрд рублей, что на 11,1% выше аналогичного периода 2021 года.
В рассматриваемом периоде крупными и средними организациями освоено 58,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 111,0% к уровню аналогичного периода предыдущего года.
Структура инвестиций в основной капитал без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности по «чистым» видам экономической деятельности
Январь-сентябрь 2020 г. | |||
млн | в % к | в %, к январю-сентябрю 2021 года | |
Всего | 58 454,4 | 100 | 111,0 |
сельское, лесное хозяйство, охота рыболовство и рыбоводство | 805,3 | 1,4 | 60,1 |
добыча полезных ископаемых | 32 420,8 | 55,5 | 83,4 |
обрабатывающие производства | 475,5 | 0,8 | 182,2 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 2 231,8 | 3,8 | 182,2 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 83,7 | 0,1 | 65,6 |
строительство | 10 873,5 | 18,6 | в 22,7р. |
оптовая и розничная торговля; ремонт | 318,7 | 0,5 | 64,6 |
транспортировка и хранение | 4 120,6 | 7,0 | 110,1 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 22,4 | 0,04 | 21,5 |
деятельность в области информации связи | 664,9 | 1,1 | 71,8 |
деятельность финансовая и страховая | 162,1 | 0,3 | 51,9 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 42,1 | 0,1 | 10,4 |
деятельность профессиональная, научная и техническая | 2 121,9 | 3,6 | 114,4 |
деятельность административная | 173,5 | 0,3 | 199,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 1 859,6 | 3,2 | в 2,8р. |
образование | 612,0 | 1,0 | 145,3 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 974,5 | 1,7 | 104,6 |
деятельность в области культуры, спорта, | 486,6 | 0,8 | 98,1 |
предоставление прочих видов услуг | 5,0 | 0,01 | 49,6 |
С точки зрения отраслевой разбивки капитальных вложений крупных и средних организаций в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение инвестиционных вливаний в социальном блоке, обусловленное увеличением в текущем году объемов бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджетов, направленных на строительство, реконструкцию объектов капитальных вложений:
– в образовании капитальные вложения составили 612,0 млн рублей, темп роста – 145,3% к январю-сентябрю 2021 года (удельный вес ОКВЭДа –1,0%). В рассматриваемом периоде вклад в объем инвестиций в основной капитал внесло строительство образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» в г. Астрахани, а также в Наримановском и Камызякском районах Астраханской области;
– в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг освоено 974,5 млн рублей, что выше уровня января-сентября 2021 года на 4,6%. Удельный вес ОКВЭДа в общем объеме инвестиций по кругу крупных и средних предприятий составил 1,7%.
Вклад в формирование объема инвестиций в основной капитал внесло строительство социализированного отделения на территории Наримановского психоневрологического интерната в рамках национального проекта «Демография» и корпуса №2 областного перинатального центра в рамках подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной медицинской и скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, а также медицинской эвакуации в Астраханской области».
В деятельности пообеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха объем инвестиций в основной капитал в отчетном периоде превысил уровень 9 месяцев 2021 года на 82,2%, освоено 2,2 млрд рублей (удельный вес ОКВЭДа составил 3,8%).
В отчетном периоде значительный рост капитальных вложений в данном виде деятельности осуществлен в рамках обеспечения работоспособности котельных, распределения электроэнергии, а также производства электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников.
В транспортной сфере в денежном выражении освоено 4,1 млрд рублей или 110,1% от уровня января-сентября 2021 года (удельный вес ОКВЭДа – 7,0%). Увеличение темпа инвестиций в основной капитал в данной отрасли в отчетном периоде произошло за счет капиталовложений рамках освоения месторождений В. Филановского и В. Грайфера.
В рассматриваемом периоде в ряде базовых отраслей экономики наблюдается замедление инвестиционной активности:
– в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений объем инвестиций в основной капитал в отчетном периоде составил 486,6 млн рублей, темп показателя составил 98,1% относительно уровня января-сентября 2021 года (удельный вес ОКВЭДа – 0,8%).
Вклад в формирование общего объема инвестиций в отрасли внесло строительство межшкольных стадионов в Камызякском и Приволжском районах Астраханской области в рамках национального проекта «Демография», физкультурно-оздоровительного комплекса в Ленинском районе г. Астрахани, межшкольных стадионов в г. Астрахани, Лиманском и Приволжском районах Астраханской области в рамках подпрограммы «Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения в Астраханской области»;
– в номинальном выражении значительный объем капитальных вложений был осуществлен в отрасли добычи полезных ископаемых – 32,4 млрд рублей или 83,4% к уровню 9 месяцев 2021 года (удельный вес ОКВЭДа составил 55,5%).
Замедление инвестиционных процессов связано с уменьшением капиталовложений по крупным инвестиционным проектам – реконструкции Астраханского газового комплекса как единого промышленного объекта и подключению дополнительных скважин к существующим мощностям Астраханского газо-конденсатного месторождения (этап 2);
В агропромышленном комплексе инвестиционные вложения составили 805,3 млн рублей (удельный вес ОКВЭДа – 1,4%), темп показателя составил 60,1% относительно уровня января-сентября 2021 года. В рассматриваемом периоде значительно уменьшился объем капиталовложений в рамках растениеводства и животноводства;
– в торговую сферу было инвестировано 318,7 млн рублей или 64,6% от уровня аналогичного периода 2021 года (удельный вес ОКВЭДа – 0,5%). Денежные средства были направлены на развитие сетевой торговли – увеличение качественных площадей за счет строительства и реконструкции предприятий розничной торговли;
В сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений освоено83,7 млн рублей или 65,6% к уровню 9 месяцев 2021 года. В январе-сентябре 2020 года уменьшился объем капитальных расходов по мероприятиям, направленным на забор, очистку и распределение воды (удельный вес ОКВЭДа – 0,1%).
Вместе с тем, в отчетном периоде осуществлялись капитальные вложения в систему водоснабжения в Лиманском районе в рамках государственной программы Астраханской области «Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области», а также в Икрянинском районе в рамках государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области».
Также в отчетном периоде осуществлялись капитальные вложения в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы России в реконструкцию насосных станций в Приволжском, Лиманском, Харабалинском районах Астраханской области и в реконструкцию напорного трубопровода оросительной системы в Черноярском районе Астраханской области.
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Источник финансирования | 9 месяцев 2020 года | 9 месяцев 2021 года | |||
млн. | в % к итогу | млн. | в % к итогу | ||
Инвестиции в основной капитал | 58 454,4 | 100 | 50 428,7 | 100 | |
собственные средства | 9 542,2 | 16,3 | 6 725,7 | 13,3 | |
привлеченные средства | 48 912,2 | 83,7 | 43 703,0 | 86,7 | |
в том числе: | |||||
кредиты банков | 891,1 | 1,5 | 22,0 | 0,04 | |
заемные средства других организаций | 422,8 | 0,7 | 308,9 | 0,6 | |
инвестиции из-за рубежа | 0,2 | 0,0004 | |||
бюджетные средства | 4 111,6 | 7,0 | 1 762,0 | 3,5 | |
в том числе из: | |||||
федерального бюджета | 2 772,7 | 4,7 | 603,3 | 1,2 | |
областного бюджета | 999,6 | 1,7 | 772,8 | 1,5 | |
местных бюджетов | 339,3 | 0,6 | 385,9 | 0,8 | |
средства внебюджетных фондов | 46,0 | 0,1 | 70,3 | 0,1 | |
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства | – | – | 322,6 | 0,6 | |
из них средства населения | – | – | 322,6 | 0,6 | |
прочие | 43 440,5 | 74,3 | 41 217,2 | 81,7 | |
В рассматриваемом периоде значительно вырос объем бюджетных инвестиций, в 2,2 раза превысив уровень аналогичного периода 2021 года в сопоставимых ценах.
В 2020 году бюджетные ассигнования предусмотрены на строительство, реконструкцию социально-значимых объектов в рамках следующих государственных программ:
Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области»:
- – – Строительство крытого футбольного манежа Астраханской области;
- – Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Астрахани и Строительство центра для массового спорта в г. Астрахани, в том числе ПИР;
- -Центр водных и гребных видов спорта по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово;
- -Строительство межшкольного стадиона (ФОКОТ) по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Раздор, ул. Молодежная, з/у 47;
- -Строительство межшкольного стадиона (ФОКОТ) по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Карагали, ул. Пионерская, 48;
- -Дворец единоборств по ул. Магистральная в микрорайоне АЦКК Трусовского района г.Астрахани, в том числе ПИР;
- -Физкультурно-оздоровительный комплекс для занятий спортивной гимнастикой и акробатикой по ул. Аэропортовское шоссе Советского района г. Астрахани;
- -Физкультурно-оздоровительный комплекс для прыжков на батуте по ул.Магистральная в микрорайоне АЦКК Трусовского района г. Астрахани;
- -Административно-бытовой комплекс на объекте «Академия футбола» ГАУ АО ФК «Волгарь» по ул. Маркина, д.80, г. Астрахань;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом 42х24 м в с. Маячное Красноярского района Астраханской области;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Латышева в Ленинском районе г. Астрахани;
- -Строительство межшкольного стадиона МБОУ г. Астрахани «СОШ № 9» по адресу: Астраханская область, г.Астрахань, Трусовский район, пер.Ленинградский, 55;
- -Строительство межшкольного стадиона МБОУ г. Астрахани «СОШ № 36»по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. 1-я Перевозная, 94;
- -Строительство межшкольного стадиона МБОУ г. Астрахани «СОШ №48» по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Советский район, ул. Звездная,59, корп.1;
- -Строительство межшкольного стадиона МБОУ г. Астрахани «СОШ № 37» по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Советский район, ул. Боевая, 81, корп.1;
- -Межшкольный стадион, расположенный по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Никольское, ул. Мичурина, 19 «А»;
- -Строительство межшкольного стадиона ФОКОТ на территории села Яндыки Лиманского района Астраханской области;
- -Строительство межшкольного стадиона в с. Джанай Красноярского района Астраханской области;
- -Строительство межшкольного стадиона по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Черный Яр, ул. Комиссара Савельева, 27;
- -Строительство межшкольного стадиона по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Растопуловка, ул. 50-летия Победы, 6;
- -«Строительство межшкольного стадиона по адресу: Астраханская область, Приволжский район, пос. Стеклозавода, ул. Ленина, 2;
- -«Строительство межшкольного стадиона (ФОКОТ) по адресу: Астраханская область, Наримановский район, пос. Прикаспийский, ул. Советская, 41;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: ул. Мытищинская, 47 Трусовского района г. Астрахани;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного в микрорайоне АЦКК Трусовского района г. Астрахани;
- -Физкультурно-оздоровительный комплекс, расположенный по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Спортивная, 2 «а»;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса» по адресу: Астраханская область, р-н Енотаевский, с. Енотаевка, ул. Вацека/ул. Солнечная, 2/1 «ж»;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: г. Камызяк, ул. Пушкина, 90;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Оля Лиманского района Астраханской области;
- -Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, 5;
- -Физкультурно-оздоровительный комплекс», расположенный по адресу: Астраханская область, г. Харабали, ул. Октябрьская, 82;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, по ул. Красногвардейской, 28А с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области;
- -Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: 416466, Приволжский район, п. Пойменный, ул. Советская, 17-а;
- Государственная программа «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области»:
- – Распределительные сети газоснабжения с. Вольное, п. Сероглазово, с. Селитренное Харабалинского района Астраханской области;
- – Распределительные сети газоснабжения г. Харабали Харабалинского района Астраханской области (Северная часть);
- – Распределительные сети газоснабжения г.Харабали Харабалинского района Астраханской области (Южная часть);
- – Распределительные сети газоснабжения с.Барановка, с.Зубовка, с.Старица, с.Поды, с.Кальновка, с.Солодники, п.Зеленый Сад, с.Ушаковка, с.Ступино, с.Вязовка, п.Раздольный, с.Каменный Яр, х.Бундин Черноярского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Распределительные сети газоснабжения с. Лебяжье, с. Барановка, с. Сармантаевка, с. Нововасильево, с. Блиново Володарского района Астраханской области;
- – Распределительные сети газоснабжения с. Судочий Яр (с. Тумак) Володарского района, в том числе ПИР;
- – Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга – р. Ахтуба, до территории головного водопровода, VI, VII, VIII, X этапы;
- – Строительство водовода с.Егин-Аул – п.Камардан Володарского района Астраханской области;
- – Строительство разводящих сетей водопровода, с. Седлистое, Икрянинского района Астраханской области;
- – Реконструкция разводящих сетей водопровода с.Зензели Лиманского района Астраханской области;
- – Реконструкция магистрального водовода от с. Раздор до с.Тузуклей Камызякского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция водопроводных сетей р.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области;
- – Реконструкция ливне-дренажной системы с насосной станцией, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Бурова, 2 «А», Кировский район;
- – Реконструкция ливне-дренажной системы с насосной станцией, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Харьковская, 28 «А», Советский район;
- – Строительство системы водоснабжения с. Енотаевка Енотаевского района Астраханской области, в том числе ПИР (2 этапа);
- – Водоснабжение с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Водоснабжение с. Началово Приволжского района Астраханской области;
- – Блочно-модульная котельная с.Восток по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с.Восток, ул.Октябрьская, 10 «а», в части замены котельной;
- – Строительство котельной мощностью 400 кВт для отопления МБОУ «Ленинская СОШ», находящейся по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Ленино, ул. Набережная, 47 «а»;
- – Строительство блочно-модульной котельной по ул. 2-й проезд Мостостроителей в г. Астрахани;
- – Строительство отопительной котельной «КоМБАТ-В-10,0» в п. Володарский Володарского района Астраханской области;
- – Реконструкция котла КВГМ-50-150 №1 котельной №3 ЗАТО Знаменск Астраханской области, в том числе ПИР;
- Государственная программа «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области»:
– Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений;
– Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения о внеочередном обеспечении жилыми помещениями;
- – Социализированное отделение на территоррии Наримановского психоневрологического интерната по ул. Волгоградская, 11 в г.Нариманов. Корректировка №1;
- – 2-ой корпус Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: г. Астрахань, ул. Безжонова, 1, в том числе ПИР;
- – Реконструкция жилого корпуса №7, расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский р-н, п. Старо-Волжский, ул. Пушкина, 46 «а»;
- – Пристрой к зданию областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по ул. М. Максаковой, 10 в г. Астрахани;
- Государственная программа «Охрана окружающей среды Астраханской области»:
- – Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановксого района Астраханской области;
- – Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Дальчинский (Антоновский) в 300 м южнее с. Бударино в Лиманском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство регулирующего гидротехнического сооружения на ерике Харзухинский в Лиманском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство регулирующего гидротехнического сооружения между ильменем Малый Карабулак и ильменем Лата-Ницанский в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство регулирующего гидротехнического сооружения между ильменем Большой Бугас и ильменем Япрык в Наримановском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство шлюзов-регуляторов в восточной и западной части ильменя Большой Долбанский Лиманского района Астраханской области;
- – Реконструкция очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани «Астрводоканал», в том числе ПИР;
- – Реконструкция очистных сооружений канализации ПОСК -1 МУП г. Астрахани «Астрводоканал», в том числе ПИР;
- – Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области;
- Государственная программа «Развитие здравоохранения Астраханской области»:
- – Строительство поликлиники на 350 посещений в пос. Лиман Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция больничного комплекса по адресу: “Астраханская область, Икрянинский район, р.п. Красные Баррикады;
- – Приспособление объекта культурного наследия регионального значения «Ахматовская школа садоводства, огородничества и виноградарства с флигелем, кон. XIX – нач. XX в.» под поликлинику по адресу: Астраханская область, село Началово, ул. Ленина, д. 108 (110);
- «Строительство корпуса № 2 областного перинатального центра ГБУЗ АО АМОКБ» (бюджетные инвестиции)
- Строительство нового 7-этажного хирургического корпуса на 290 коек для ГБУЗ АО «ОДКБ им.Н.Н.Силищевой» по адресу: г.Астрахань, ул.Медиков, 6, в том числе ПИР;
- Строительство лечебно-диагностического корпуса с применением высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи онкологическим пациентам на базе ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер» по ул.Б.Алексеева, 57 в г.Астрахани, в том числе ПИР;
- Государственная программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области»:
- – Корректировка №2 проектной документации на строительство восточного обхода г. Астрахани на участке от автодороги Астрахань-Зеленга до автодороги Астрахань-Камызяк (завершение строительства);
- – Строительство мостового перехода через ерик Молочный на км 7 065 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Харабали-Гремучий в Харабалинском районе Астраханской области;
- – Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лесное-Забурунное-Вышка на участке км 6-км 10 400 в Лиманском районе Астраханской области;
- – Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Забурунное-Воскресеновка на участке км 0-км 6 в Лиманском районе Астраханской области;
- – Устройство пешеходной дорожки на участках км 11 260 – км 12 603 (слева) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Евпраксино в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство подъезда к с.Садовое от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Ахтубинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вольное-Замьяны на участке км 26 250 – км 34 000 в Харабалинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство подъезда к с.Трудфронт от автодороги Астрахань-Махачкала с устройством причальных сооружений на реке Бахтемир в Икрянинском районе Астраханской области;
- – Реконструкция моста через ерик Большой Кажгир км 5 374 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области;
- – Реконструкция моста через ерик Малый Кажгир км 10 552 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области;
- – Строительство моста через ерик Алгарка км 23 163 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Сеитовка-Ватажное-граница Казахстана в Красноярском районе Астраханской области;
- – Устройство недостающих автобусных остановок на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Астрахань-Зеленга на участке прохождения автодороги через населенный пункт п. Новоначаловский, в том числе ПИР;
- – Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Подъезд к с.Нижняя Султановка от автодороги Астрахань – Зеленга в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер.Чертово Озеро км 1 050 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Оранжереи-п.Хмелевой в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство тротуара и линий освещения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Подъезд к нефтебазе № 4 от автодороги Астрахань-Образцово-Травино в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство тротуара и линий освещения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Подъезд к с. Вязовка от автодороги Москва-Астрахань в Черноярском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство освещения и пешеходной дорожки на участке км 6 000 – км 9 000 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Евпраксино в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство освещения, пешеходной дорожки и автобусной остановки на участке км 30 191 – км 32 259 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк-Кировский в Камызякском районе Астраханской области;
- – Устройство освещения и пешеходной дорожки на участках км 16 700 – км 18 345 и км 19 112 – км 20 984 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Ильинка-Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство пешеходной дорожки на участке км 25 566 – км 27 071 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань – Зеленга (с. Бирюковка) в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция мостового перехода через р.Подстепка на км 0 173 подъезд к с. Оранжереи от автодороги Астрахань-Махачкала в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство освещения пешеходной дорожки и автобусной остановки на участках левая сторона км 45 025 – км 46 050, км 48 050 – км 48 285, км 56 261 – км 57 400 и правая сторона км 45 600 – км 46 350, км 48 100 – км 48 285, км 56 784 – км 56 870 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Зеленга в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство освещения и пешеходной дорожки на участке км 274 675 – км 280 000 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Харабалинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство пешеходной дорожки (слева, справа) и освещения (справа) на участке км 9 025 – км 11 260 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Евпраксино в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Корректировка проектной документации “Реконструкция моста через Канал №3 на км 12 400 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Марфино – Самойловский в Володарском районе Астраханской области”, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Троицкий на км 22 640 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань–Образцово-Травино в Камызякском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через реку Каныча (Карасан) на км 47 095 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань – Образцово – Травино в Камызякском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через реку Чаган на км 11 920 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань–Образцово-Травино в Камызякском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Кривой Банк на км 29 466 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк – Каралат в Камызякском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Избной на км 23 083 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань – Ильинка – Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Баткачный на км 8 940 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань – Евпраксино в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Хаитка км 8 620 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Буруны – Басы – Кизляр в Наримановском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер.Канал № 4 на км 56 500 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань – Марфино в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер.Канал № 3 на км 7 650 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский – Цветное в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер. Затон км 1 700 подъезда к паромной переправы через р. Ахтуба от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волгоград-Астрахань в Харабалинском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер.Канал №4 км 8 600 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Марфино-Калинино в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер. Малый Есаул на км 1 600 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тальниковый-Разночиновка в Красноярском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер.Грязный на км 25 292 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Икряное-Гусиное в Икрянинском районе Астраханской области;
- – Реконструкция мостового перехода через ерик Ножовский на км 19 779 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Ильинка-Красные Баррикады в Икрянинском районе Астраханской области;
- – Устройство освещения и пешеходной дорожки на участках км 12 500-км 14 567 км, 14 747 км 18 430 км 23 506 км 25 325 км автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Камызяк в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Устройство освещения на участках км 45 384-км 45 690, км 45 720-км 46 370, 46 445-км 46 690, км 47 190-км 48 084, пешеходной дорожки и дорожного ограждения на участке км 45 384-км 48 084 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань-Марфино в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ер. Вязовский км 46 418 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка – Тишково в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Реконструкция моста через ерик Кигач (левый, правый) на км 18 503 автомобильной дороги общего пользования Астрахань-Камызяк в Приволжском районе Астраханской области, в том числе ПИР
- – Реконструкция моста через ерик Канал №1 (Верхняя Сухая) на км 5 069 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Кривой Бузан – Бакланье в Красноярском районе Астраханской области, в том числе ПИР
- Государственная программа «Развитие образования Астраханской области»:
- – Строительство школы на 220 мест по адресу: Астраханская область, Наримановский район, п. Мирный, ул.70 лет Октября, д. 19;
- – Строительство общеобразовательной школы по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Каралат;
- – Строительство школы на 1000 учащихся по ул. 3-й Зеленгинской микрорайон “Никитинский бугор-2” в Кировском районе г. Астрахани;
- – Строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: Харабалинский район, г.Харабали, пер.Маяковского, 14;
- – Строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: Харабалинский район, с.Кочковатка, ул.Кооперативная, 2е;
- – Строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: Харабалинский район, с.Сасыколи, ул. 50-лет Победы, 2А;
- – Строительство яслей-сада на 60 мест, расположенного по адресу:Астраханская область, Черноярский район, с.Черный Яр, пер.Садовый 2;
- – Строительство детского сада-ясли на 120 мест по адресу: Астраханская область, Камызякский район, г.Камызяк, ул.Ульянова;
- – Строительство детского сада-ясли на 120 мест по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, ул. Агурина, в районе дома № 18;
- – Строительство детского сада-ясли на 120 мест по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Садовая;
- – Ясли-сад на 60 мест, расположенный по адресу: Астраханская область, Икрянинский район.с. Восточное, ул. Садовая, 26а;
- – Строительство детского сада-ясли на 60 мест по адресу: Астраханская область, г.Астрахань, ул.Яблочкова, 7 / ул. Ахтубинская, 4/6 ;
- – Строительство детского сада на 140 мест по ул. Дальняя в Ленинском районе г. Астрахани
- – Строительство детского сада на 330 мест по ул. Сун Ят-Сена/ ул. Маркина/ ул.Социалистическая/ ул. Даргомыжского в Ленинском районе г. Астрахани;
- – Строительство детского сада на 140 мест в мкр. Бабаевского в Ленинском районе г. Астрахани;
- – Строительство детского сада-ясли на 120 мест по адресу: Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк;
- – Дошкольные группы в г. Астрахань;
- – Дополнительные дошкольные группы (ясли) для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в МБОУ «Яксатовская СОШ», с. Атал Приволжского района Астраханской области;
- – Детский сад, Наримановский район, с.Старокучергановка;
- – Строительство детского сада-ясли на 50 мест по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с.Каралат
- – Средняя общеобразовательная школа на 675 мест в пос. Лиман Астраханской области;
- Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Астраханской области»
- – Строительство Дома культуры на 100 мест в с. Чулпан Икрянинского района, в том числе ПИР»;
- – Строительство Дома культуры на 200 мест в селе Тишково Володарского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство Дома культуры на 300 мест в селе Сасыколи Харабалинского района Астраханской области, в том числе ПИР»(бюджетные инвестиции)
- – Строительство Дома культуры на 100 мест в с. Новоурусовка Красноярского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство Дома культуры в с.Биштюбинка Наримановского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Дом культуры на 200 мест в селе Зубовка Черноярского района Астраханской области;
- – Строительство Дома культуры на 100 мест, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с.Караульное, ул.Молодежная,32;
- – Дом культуры на 100 мест в селе Джанай Красноярского района Астраханской области;
- – Строительство сельского дома культуры на 200 мест по ул. Почтовая в п. Волжский Енотаевского района Астраханской области (корректировка);
- Государственная программа «Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области»:
- – Реконструкция разводящих сетей водопровода в с. Промысловка Лиманского района Астраханской области;
- – Распределительные сети газоснабжения с. Тамбовка, п. Ашулук Харабалинского района Астраханской области;
- – Строительство подъезда к с. Большой Могой от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области;
- – Строительство подъезда к с. Кзыл-Тан от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Кошеванка в Володарском районе Астраханской области;
- – Строительство автомобильной дамбы с водопропускном на территории п. Обуховский Камызякского района Астраханской области;
- – Реконструкция автодороги к с. Тузуклей Камызякского района Астраханской области;
- – Реконструкция подъездной дороги к школе с. Новоурусовка по ул. Ленина, Красноярского района Астраханской области от региональной автодороги Волгоград – Астрахань, в том числе ПИР;
- – Реконструкция подъездной дороги до дома культуры в с. Забузан Красноярского района Астраханской области от региональной автодороги Астрахань-Красный Яр, в том числе ПИР;
- – Строительство подъездной автодороги к п. Бушма от км 1 576 до км 2 270 Приволжского района Астраханской области, в том числе ПИР;
- – Строительство автомобильной дороги межмуниципального значения с. Трудфронт – с. Ямное Икрянинского района Астраханской области;
- – Строительство подъезда к с. Болдырево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области, в том числе ПИР;
- Государственная программа «Развитие жилищного строительства в Астраханской области»
- мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»:
- – Реконструкция головной стационарной насосной станции «Олинская», рыбозащитного устройства и рыбоотводящего канала, Лиманский район, Астраханская область
- – Реконструкция насосной станции № 3 межхозяйственной оросительной системы “Коммунар”, Камызякский район, Астраханская область (выполнение ПИР);
- – Реконструкция насосной станции № 2-69 массива, на берегу р. Трехизбинка, Камызякский район, Астраханская область (выполнение ПИР);
- – Реконструкция Никольской насосной станции ГНС-1, Енотаевский район, Астраханская область (выполнение ПИР);
- Федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология»:
- – Реконструкция насосной станции НС-1 оросительной системы “0-69”, Приволжский район, Астраханская область;
- – Реконструкция насосной станции “Зареченская”, Лиманский район, Астраханская область;
- – Реконструкция плавучей насосной станции СНР 3х315 орошаемого участка «Присельский-1», Харабалинский район, Астраханская область;
- – Реконструкция напорного трубопровода Ступинской оросительной системы, Черноярский район, Астраханская область;
- ФЦП «Развитие судебной системы России на 2021-2020 годы»:
- – Строительство пристройки к зданию Красноярского районного суда, с. Красный Яр, ул. Советская, д.2.