Факторы, влияющие на движение иностранного капитала – Анализ инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в Вологодской области и пути ее активизации

Факторы, влияющие на движение иностранного капитала - Анализ инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в Вологодской области и пути ее активизации Выгодные вклады

3. Факторы, влияющие на эффективность инвестиций, инвестиционную привлекательность и инвестиционную деятельность

Процесс инвестирования – это сложный многогранный процесс, на который влияет множество факторов, имеющих важное научное и практическое значение. С практической точки зрения знание таких факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций является основой для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и более эффективного управления инвестиционным процессом.

Под фактором (от лат. factor – делающий, производящий) понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Причина (фактор) и следствие тесно взаимосвязаны между собой. Следствие является результатом воздействия какого-либо фактора (ов) на какой-либо процесс или явление.

Под эффективностью инвестиций понимается получение экономического или социального результата на один рубль инвестиций. Чаще всего критерием для определения величины экономической эффективности инвестиций, вложенных в основной капитал, в зарубежной практике является такой показатель, как норма чистой прибыли, определяемая из выражения:

В отечественной практике для определения экономической эффективности инвестиций в основной капитал используются формулы:

Эффективность инвестиций в основной капитал на макроуровне определяется из выражения:

Необходимо отметить, что в научной литературе недостаточно изучены и освещены факторы, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций. Кроме того, среди авторов нет единого взгляда при исследовании этого вопроса.

На основе обобщения литературных источников, а также личных исследований авторов все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно классифицировать по следующим признакам.

В зависимости от масштабности влияния их можно разделить на три уровня:

Рассмотрим эту классификацию факторов более подробно.

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на макроуровне, можно отнести:

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на региональном уровне, можно отнести:

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации), можно отнести:

В зависимости от направленности воздействия на эффективность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:

Например, к позитивным факторам можно отнести снижение уровня инфляции, налогового бремени, ставки рефинансирования ЦБ РФ и др., а к негативным – обострение экономического кризиса в стране, нестабильную социальную и политическую обстановку в стране, повышение уровня инфляции и др.

В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно объединить в две группы:

Все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, в зависимости от времени их возникновения можно разграничить на временно действующие и постоянно действующие.

В зависимости от степени влияния на эффективность инвестиций все факторы можно разделить на три группы:

Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влияния отдельных факторов.

Необходимо отметить, что между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью существует тесная взаимосвязь, показанная на
рис.
9.4.

Таким образом, эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность – инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот.

Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодных вложений инвестиций с целью развития национальной экономики.

Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от следующих факторов:

Необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельно взятого предприятия. И в то же время инвестиционная привлекательность на этих уровнях может существенно отличаться от общего фона.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.

Инвестиционная привлекательность того или иного региона РФ зависит от многих факторов, прежде всего:

Под инвестиционной привлекательностью предприятия (организации) понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.

Инвестиционную привлекательность предприятия (организации) характеризуют следующие факторы:

Понятия “инвестиционная деятельность” и “инвестиционная привлекательность” тесно взаимосвязаны между собой. В данном случае, на наш взгляд, инвестиционная привлекательность является фактором, а инвестиционная деятельность – следствием.

Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности. Создание хороших условий для выгодного вложения инвестиций является основой для расширения инвестиционной деятельности. При их отсутствии инвестиционная деятельность снижается.

Не секрет, что в российскую экономику до сих пор боятся инвестировать иностранные инвесторы. Как правило, их останавливает неудовлетворительное состояние нашей экономики, часто происходящие политические изменения, несовершенство российского законодательства, и в частности, в области инвестиций.

В Федеральном законе РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ) понятие “инвестиционная деятельность” трактуется следующим образом: “инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”.

На наш взгляд, под инвестиционной деятельностью необходимо понимать деятельность юридических, физических лиц и государства, направленную на привлечение и увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения экономического и (или) социального эффекта.

Из этого определения следует, что чем больше средств направляется на инвестиции, тем выше уровень инвестиционной деятельности.

Масштабы инвестиционной деятельности на макроуровне характеризуют следующие показатели:

Масштабы инвестиционной деятельности на микроуровне характеризуют следующие показатели:

В связи с тем, что между инвестиционной деятельностью, инвестиционной привлекательностью и эффективностью инвестиций существует довольно тесная связь, что естественно, то те факторы, которые влияют на эффективность инвестиций и инвестиционную привлекательность, в значительной мере влияют и на инвестиционную деятельность.

Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования уже имеющегося производственного потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики – при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

Кривая спроса на инвестиции зависит от ставки процента Сп и ожидаемой нормы чистой прибыли Н_п
рис.
9.5
).

Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли.

Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку процента, т.е. Н_п > С_пставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е. С_п > Н_п

Обратная зависимость между нормой чистой прибыли и спросом на инвестиции объясняется тем, что с повышением уровня инфляции растет и ставка процента. В этих случаях к реализации могут быть приняты только те инвестиционные проекты, у которых норма чистой прибыли превышает ставку процента или равна ей.

Таким образом, с ростом ставки процента требования к эффективности инвестиционных проектов пропорционально увеличиваются, а следовательно, количество таких проектов, способных удовлетворить эти требования, сокращается, и спрос на инвестиции снижается.

Известно, что существуют номинальная и реальная ставки процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для привлечения и повышения эффективности инвестиций инвестиционным процессом необходимо управлять.

Управление инвестиционным процессом не означает прямое и мелочное вмешательство государственных или региональных и местных органов власти в инвестиционный процесс.

В условиях рынка управлять инвестиционным процессом – это значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций.

Государство может воздействовать на инвестиционный процесс при помощи самых различных рычагов: экономических, административных, правовых и др.

В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.

Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны.

Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности.

Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных законодательных актов, имеющих долговременный характер.

За годы перехода на рыночные отношения была создана определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется и поэтому еще далека от совершенства.

Все это является одной из причин слабого притока иностранных инвестиций в экономику РФ. Хорошая нормативная база является фундаментом в управлении инвестиционным процессом.

Важное значение для решения этой проблемы имеет Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Их сущность заключается в следующем.

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
  • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации,
    средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Управляемый процент вклад

По сути в этом законе перечислены факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне.

Знание факторов, механизм их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеют важное научное и практическое значение и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне.

Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели. То есть требуется комплексный подход при управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика.

4. Сущность и значение инвестиционной политики

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Анализ показал, что в научной экономической литературе сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне.

С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало инвестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутствует и в большинстве субъектов РФ, а также на уровне отдельных фирм, предприятий, организаций. Все это отрицательно отразилось на инвестиционной деятельности и экономике страны.

В зависимости от масштабности следует различать:

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий всем субъектам хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.

Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов.

  1. Своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции.
  2. Нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ.
  3. Нормы амортизации должны быть достаточными не только для простого воспроизводства, но и способствовать расширенному воспроизводству.
  4. Амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения.
  5. Возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации.
  6. Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.
  7. Предоставление больших прав коммерческим организациям в области проводимой ими амортизационной политики.

Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства не только для простого, и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Инвестиционная политика является составной частью экономической и социальной политики государства, и поэтому она должна способствовать их реализации.

Инвестиционная политика государства должна быть тесно связана и с научно-технической политикой. Если нет этой взаимосвязи, то нет и эффективной инвестиционной политики. Эта связь показана на
рис.
9.6.

В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение НТП является важнейшим фактором подъема национальной экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период сориентировалась и стала целенаправленно проводить инвестиционную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства следует понимать систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов во все отрасли народного хозяйства.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства; электронизация народного хозяйства; разработка новых материалов и технологии их производства; биотехнология; атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы наша страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлении НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства. Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства немыслима без разработки и реализации продуманной единой государственной научно-технической политики.

В конечном итоге инвестиционная политика, единая научно-техническая политика, амортизационная политика и другие являются составными частями программы социально-экономического развития страны, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика на макроуровне, на наш взгляд, должна состоять из следующих блоков (
рис.
9.7).

Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:

Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается на необходимости реализации Программы социально-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.

Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осуществляется на основе общепринятой методологии, т.е. на основе сопоставления их бизнес-планов.

Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:

Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государственных ценных бумаг с целью получения дополнительных финансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.

Блок 6. Распределение государственных инвестиций по основным отраслям народного хозяйства и субъектам РФ. Это распределение осуществляется на основе выбранных для реализации инвестиционных проектов и имеющихся у государства средств на их реализацию.

Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-технической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуществляться в том плане, чтобы амортизационная политика способствовала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической политики и прежде всего тех инвестиционных проектов, которые направлены на ускорение НТП.

Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке должно быть отражено, как повлияет реализация инвестиционной политики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жизни, безработицы и др.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм их реализации.

Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

В задачи инвестиционной политики могут входить:

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Читайте также:  «Яндекс.Такси» покупает петербургскую «Партию еды» :: С.-Петербург :: РБК

Под инвестиционной политикой на региональном уровне понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами:

Осуществление инвестиционной политики в регионе предполагает создание соответствующей системы управления инвестиционной деятельностью и механизма ее функционирования.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

Объектами управления выступают: собственно инвестиционная деятельность как система мер по координации инвестиционных потоков; оптимизация налогообложения с целью стимулирования привлечения инвестиций, обеспечения их защиты; поиск наиболее эффективных объектов инвестирования; инфраструктура инвестиционной деятельности, включающая инвестиционные институты, консалтинговые, аудиторские, страховые организации, информационно-методическое обеспечение, арбитраж; инвестиционный рынок как механизм регулирования спроса и предложения на инвестиционные ресурсы и как место для осуществления инвестиционных сделок.

Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.

Разработке инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне должен предшествовать глубокий анализ состояния экономики и выявление причин, в наибольшей степени повлиявших на это состояние.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться и на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие организации, в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних.

Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости организации в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиционная политика, как уже отмечалось, является частью экономической политики предприятия и тесно связана с другими ее составными частями (научно-технической, амортизационной, ценовой и др.) (
рис.
9.8).

с составными частями экономической политики на микроуровне

Основные блоки инвестиционной политики на микроуровне показаны на
рис.
9.9. Из этого рисунка наглядно видно, что является объектом инвестиционной политики.

Рассмотрим кратко сущность основных блоков инвестиционной политики на микроуровне.

Сущность блока “Выбор и обоснование приоритетных направлений вложения инвестиций” характеризует само его название. В этом блоке на основе экономического обоснования и стратегических целей развития предприятия на будущее выбираются приоритетные направления вложения инвестиций. Эти направления ранжируются по важности, последовательности и срокам вложения инвестиций.

В блоке “Изыскание источников финансирования инвестиций” на основе анализа денежных потоков выявляются возможности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств. Если их недостаточно для реализации инвестиционной политики, то изыскиваются и обосновываются другие возможные источники финансирования (лизинг, кредит, иностранные инвестиции и др.).

В блоке “Формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия” на основе вышеуказанных двух блоков формируется оптимальный инвестиционный портфель предприятия. В нем указываются наиболее эффективные инвестиционные проекты, принятые к реализации, ценные бумаги с указанием источника финансирования.

В блоке “Недопущение чрезмерного морального и физического износа ОПФ” предусматриваются конкретные мероприятия по своевременному вводу новой техники и технологии и снятию с производства всего морально и физически изношенного имущества. Реализация этого блока возможна только на основе систематического анализа состояния ОПФ, особенно активной части.

Блок “Совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных производственных фондов” тесно взаимосвязан с предыдущим блоком. В нем предусматриваются конкретные меры по совершенствованию структуры основных производственных фондов.

В блоке “Рациональное использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятии” предусматривается продуманная и эффективная политика использования амортизационных отчислений. Они должны служить основным источником финансирования капитальных вложений и иметь строго целевой характер.

Сущность блока “Увеличение и улучшение использования производственных мощностей” раскрывает само название этого блока.

На каждом предприятии ввод дополнительных производственных мощностей должен осуществляться только с учетом полного использования уже имеющихся производственных мощностей. Нарушение этого принципа возможно только в исключительных случаях, когда, например, выпуск принципиально новой продукции не может быть осуществлен на имеющихся производственных мощностях.

Блок “Оценка влияния инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия” является как бы замыкающим. В нем приводятся прогнозные расчеты, как повлияет реализация инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей предприятий, т.е. из перспективного плана экономического и социального развития, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. Если этой цели нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Инвестиционная политика на предприятии должна разрабатываться работниками экономических и технических служб, и этот участок работы должен быть включен в их функциональные обязанности.

Ответственными за разработку инвестиционной политики и ее реализацию должны быть первые лица коммерческих организаций.

5.2. Методы финансирования инвестиций

Следует различать понятия “источники финансирования инвестиций” и “методы финансирования инвестиций”.

Источники финансирования инвестиций – это денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов.

Метод финансирования инвестиций – это механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса.

В научной и учебной литературе встречается такое понятие, как “формы финансирования”. Некоторые авторы это понятие отождествляют с понятием “методы финансирования”. В данной работе под формой финансирования понимаются внешние проявления сущности метода финансирования.

В научной литературе выделяются следующие основные методы финансирования инвестиций:

В российской практике наибольшее распространение получили такие методы, как самофинансирование, кредитное финансирование, государственное финансирование и смешанное.

Взаимосвязь методов и форм финансирования представлена на
рис.
9.11.

Рассмотрим сущность некоторых методов и форм финансирования инвестиций более подробно.

Самофинансирование. Самофинансирование как метод финансирования инвестиций используется, как правило, при реализации небольших инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений и внутрихозяйственных резервов).

Величина чистой прибыли в части, направляемой на производственное развитие, как источника финансирования инвестиций зависит от многих факторов:

Существенное влияние на способность к самофинансированию оказывают амортизационные отчисления. Их величина на предприятии зависит от следующих факторов:

Сущность амортизационной политики предприятия определяется прежде всего тем, для каких целей использует предприятие свои амортизационные отчисления, какие применяет способы исчисления амортизационных отчислений, использует ли льготы в области ускоренного списания стоимости ОПФ (ускоренную амортизацию).

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.1994 г. № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” (в ред. 24.06.1998 г.) предприятиям предоставляется право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования.

Максимальный размер коэффициента ускорения равен двум. Применение механизма ускоренной амортизации, так же как и выбор способа ее начисления, позволяет увеличить способность к самофинансированию в первые годы службы амортизируемого имущества. Преимущество амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций по сравнению с другими собственными источниками заключается в том, что они всегда имеются в распоряжении предприятия, если даже оно и убыточное.

В организациях потребительской кооперации самофинансирование реальных инвестиций помимо чистой прибыли и амортизационных отчислений может осуществляться за счет начисленного фонда развития потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что из всех методов метод самофинансирования инвестиций является самым надежным. Его недостаток заключается в том, что он может быть использован только для реализации небольших инвестиционных проектов, т.е. инвестиционные ресурсы источников этого метода ограничены. Поэтому крупные инвестиционные проекты, как правило, финансируются не только за счет собственных источников, но и заемных.

Кредитное финансирование. Кредитное финансирование может выступать в следующих формах:

Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Кредиты, используемые на финансирование инвестиций, группируются по разнообразным признакам, основная классификация которых приведена в табл. 9.4.

Банковское кредитование реальных инвестиций осуществляется в различных формах, в том числе:

Кредиты как источники финансирования инвестиционных проектов имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные:

Отрицательные:

Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочного кредита. Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками.

В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:

При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание:

Для получения долгосрочной ссуды заемщик предоставляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:

Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосрочного кредита оплачиваются проектные и строительно-монтажные работы, поставки оборудования и других необходимых ресурсов для строительства.

Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные в договоре. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.

Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:

  1. по вновь начинаемым стройкам и объектам – после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные в кредитном договоре;
  2. по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях, – ежемесячно с даты получения этих средств.
Читайте также:  Капитализация компании | Банки.ру

Есть все основания предполагать, что по мере выздоровления экономики России, снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка России (до 10% и ниже в год) доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении капитальных вложений значительно увеличится.

Акционерное финансирование. Применять данный метод финансирования могут лишь акционерные общества. Акционерное финансирование инвестиций используется обычно для реализации крупномасштабных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках данного метода осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкновенных акций. Термин “дополнительная эмиссия” стал использоваться с принятием 29 декабря 1995 г. Закона № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, ранее использовался термин “вторичная эмиссия”.

Акционирование обычно является альтернативой кредитному финансированию. И хотя использование дополнительной эмиссии обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано с меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств), кредит как метод финансирования инвестиций на практике используют чаще.

Причина состоит в том, что при частом применении акционирования как метода финансирования инвестиций может возникнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение на практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестиционные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требует времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном объеме.

Второе препятствие использования акционирования в качестве используемого источника финансирования инвестиций состоит в том, что обыкновенная акция – это не долговая, а долевая ценная бумага.
Так, принятие решения о дополнительной эмиссии может привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних акционеров.

Это происходит по той причине, что дополнительная эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капитала, что, в свою очередь, может увеличивать количество акционеров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Подобная перспектива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения акционеры выражают продажей акций.

Чтобы избежать подобной ситуации в уставе акционерного общества, может предусматриваться преимущественное право на покупку “новых” акций “старыми” акционерами. При реализации такого права акционер может купить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале акционерного общества.

Однако акционирование как метод финансирования инвестиций обладает рядом достоинств:

Недостатком акционирования является то, что для зрелых, давно работающих предприятий новая эмиссия акций расценивается обычно инвесторами как негативный сигнал, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприятия. Второй недостаток – возможна потеря контрольного пакета акций.

Все рассмотренные выше особенности акционирования свидетельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая в целях финансирования инвестиций, используется не так часто, как привлечение кредита, однако данный метод находит свое применение на практике, так как обладает своими достоинствами.

Эмиссия привилегированных акций как форма акционирования связана с выплатой держателям акций фиксированного процента, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25% от уставного капитала общества.

Государственное финансирование. Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в следующих формах:

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента “О частных инвестициях в РФ” от 17.09.1994 г. (в ред. от 16.04.1996 г.) № 1928 и постановлением Правительства “О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе” от 22.06.1994 г. № 744.

Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

  • право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием “точек роста” экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
  • срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;
  • государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;
  • инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономики Российской Федерации и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

  • категория А – проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
  • категория Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;
  • категория В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
  • категория Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.

Решения комиссии направляются в Министерство финансов РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:

Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:

Министерство финансов Российской Федерации при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства Российской Федерации.

Финансирование в рамках целевых программ. Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы. Постановлением Правительства РФ “Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ” от 26.06.1995 г. (в ред. от 25.01.1999 г. № 90)

№ 594 и постановлением Госкомстата РФ по вопросам архитектуры и строительства “О сопровождении государственных инвестиционных программ” от 03.06.1993 г. № 18-19 утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет следующих источников:

  • средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления;
  • специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие;
  • средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;
  • кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.

Смешанное финансирование. Данный метод финансирования инвестиций довольно распространен на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (K_{сф}

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Оцените статью