(pdf) экологическое инвестирование в российской федерации: теоретико-правовой подход
Спиридонова А. В.Экологическое инвестирование
в Российской Федерации: теоретико–правовой подход
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право».
2020. Т. 20, № 1,С. 72–79
73
устойчивого развития на период до 2030 года,
где экология выступает одним из главных
приоритетов.
В качестве базовой идеи, которая напря-
мую обусловлена целями и задачами концеп-
ции устойчивого развития, выступает идея
«зеленой экономики». В аналитической за-
писке Всемирного банка «Зеленое финанси-
рование» в России: создание возможностей
для «зеленых» инвестиций» отмечается, что
термин «зеленый» может иметь различные
толкования в зависимости от ряда факторов,
однако его широкое распространение в доку-
ментах и литературе обусловлено вырази-
тельностью и яркостью. До настоящего вре-
мени не сложилось общепринятое определе-
ние «зеленой» экономики, но согласно толко-
ванию, сформулированному ЮНЕП, под «зе-
леной» экономикой подразумевают хозяйст-
венную деятельность, повышающую благо-
состояние людей, обеспечивающую социаль-
ную справедливость и при этом существенно
снижающую риски для окружающей среды и
обеднение природы. Среди стран, которые
наиболее активно декларируют переход к мо-
дели «зеленой» экономики, –США, государ-
ства Евросоюза, Япония, Бразилия, Аргенти-
на, Коста–Рика, Эфиопия, Гана, Индонезия,
Филиппины, Нигерия, Казахстан и др.
Одним из важнейших направлений разви-
тия «зеленой» экономики выступает «зеле-
ное» (или экологическое) инвестирование как
необходимый фактор финансирования эколо-
гических проектов и программ, характери-
зующийся ответственным отношением к ок-
ружающей средеи большим вниманием к во-
просам экологической безопасности. В ГОСТ
Р 14.01–2005«Экологический менеджмент.
Общие положения и объекты регулирова-
ния» подчеркивается,что мировая практика
свидетельствует о большой отдаче природо-
охранных инвестиций, дающих эффект (пре-
дотвращенный ущерб) в целом в экономике,
в 10–15 раз превышающий такие вложения.
Термины «зеленое» финансирование» и
«зеленое» инвестирование» не имеют четкого
закрепления и разграничения. Рабочая группа
по изучению вопросов «зеленого» финанси-
рования «Большой двадцатки» определяет
«зеленое» финансирование как «финансиро-
вание инвестиций, обеспечивающих экологи-
ческие выгоды в более широком контексте
экологически устойчивого развития». «Зеле-
ное» или экологическое инвестирование сле-
дует рассматривать как разновидность ответ-
ственного инвестирования. Целями такого
инвестирования являются не только получе-
ние дохода инвестором, но и создание пози-
тивных социальных изменений, снижение не-
гативного воздействия на природную среду, в
том числе смягчение последствий изменения
климата, снижение вредных выбросов в атмо-
сферу, повышение эффективности использо-
вания топлива, энергоэффективности, произ-
водство энергии из возобновляемых источни-
ков.
Проблемы перехода к «зеленой» эконо-
мике и роль «зеленого» инвестирования как
механизма решения задач, стоящих перед го-
сударством и обществом, при переходе к «зе-
леной» экономике рассматриваются преиму-
щественно в работах ученых–экономистов2,
3, 5, 6, 11, однако вопросы правового обеспе-
чения «зеленого» или экологического инве-
стирования в РФ остаются малоизученными.
В России вопросам устойчивого развитии
и экологии уделяется значительное внимание,
что находит свое отражение в ряде программ-
ных документов и стратегий, например, в
Стратегии экологической и экономической
безопасности на период до 2025 года, утвер-
жденной Указом Президента РФ от 19 апреля
2021 г. № 176, Основахгосударственной по-
литики в области экологического развития РФ
на период до 2030 года, утвержденных Прези-
дентом РФ 30 апреля 2021 г., Концепции дол-
госрочного социально–экономического разви-
тия РФ на период до 2020 года, утвержденной
Распоряжением Правительства РФ от 17 но-
ября 2008 г. № 1662–р. В соответствии с Ука-
зом Президента РФ «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на пери-
од до 2024 года» от 7 мая 2021 г. был разрабо-
тан Национальный проект «Экология», на-
правленный на улучшение экологической об-
становки в РФ, который включает 11 феде-
ральных проектов.
Решение столь масштабных задач, безус-
ловно, требует привлечения инвестиций. В
зависимости от источников таких инвестиций
можно выделить бюджетное, кредитное, са-
мофинансирование инвестиций, а также ком-
бинированное инвестирование12, с. 71. На-
пример, реализация национального проекта
«Экология» потребует 4 041 042,0 млн руб.,
причем большую часть из них составляют
внебюджетные средства (3 206 126,2 млн
руб.). В соответствии с Паспортом федераль-
§
Анализ инвестиционной привлекательности проектов в экологической сфере
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
П.А. Лавриненко
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
В статье анализируются особенности инвестиционных проектов, ориентированных на решение экологических проблем. Рассматривается международный и российский опыт утилизации твердых бытовых отходов.
Вопрос экологизации производства и жизнедеятельности стоит сегодня особенно остро, поскольку объемы производимой продукции и как следствие объемы остаточных материалов увеличиваются с каждым годом. В то же время мощности перерабатывающих и утилизирующих предприятий растут более низкими темпами. Так, за последние десять лет в Москве не было построено ни одного нового мусоросжигательного завода, а объемы твердых бытовых отходов (ТБО) растут ежегодно на 5% и составляют около 20 млн. т в год. Именно поэтому столь важно увеличить объем инвестиций в экологию. Однако в современной рыночной экономике мотивом экологически ориентированных инвестиций могут быть лишь два фактора: желание заработать дополнительные деньги (как главный стимул всех инвестиций) или необходимость, возникшая под давлением государства и общественного мнения.
О том, что финансовый мотив является основным при принятии инвестиционных решений экологического характера, свидетельствуют результаты опроса российских предприятий реального сектора, проведенного весной 2021 г”‘.
В ходе опроса были получены следующие результаты:
– более 50% компаний отметили, что ресурсо- и энергосберегающие технологии имеют для них большое значение;
– почти половина предприятий отметила, что в последние два-три года совершали вложения в экологизацию своего производства;
– основным мотивом экологически ориентированных инвестиций служило сокращение издержек (так ответило 92,5% опрошенных предприятий), тогда как снижение объема отходов и вредных выбросов оказалось важным фактором только для 16,8 % респондентов. Иными словами, организации совершенствовали технологии производства для уменьшения потребления электроэнергии и снижения материалоемкости, а положительный экологический эффект был в большинстве случаев побочным результатом.
Однако в настоящее время предприятия вынуждены считаться также и с тем, что уровень требований государства и общества к экологической безопасности производства постоянно растет.
В последние 10-20 лет законодательная база по охране окружающей среды постоянно ужесточается, размеры штрафных санкций за несоблюдение экологиче-
‘Опрос проводился в рамках исследования «Российские предприятия в середине 2021 г. адаптация к посткризисным условиям» Лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНПРАН. Всего в опросе участвовало 149 предприятий реального сектора (черная и цветная металлургия; химия; машиностроение; промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая, пищевая, фармацевтическая и полиграфическая промышленность; электроэнергетика; сельское хозяйство; строительство; транспорт) из 53 регионов России. См. Приложение.
ских требований растут. Кроме того, постоянно приостанавливаются работы на объектах, которые не соответствуют требованиям. Например, в январе 2021 г. был закрыт цементный завод в Печатниках (Москва), а в 2021 г. органы власти потребовали провести модернизацию на деревообрабатывающем предприятии в Кировской области [1]. Каждый год на рассмотрение вносятся все новые и новые законопроекты, цель которых – защита окружающей среды, в том числе:
– проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении требований к содержанию плана снижения сбросов, порядку и срокам его согласования, оснований для отказа в согласовании такого плана» [2];
– предложения Минприроды России по внесению в нормативные правовые акты изменений, направленных на совершенствование системы нормативов платы за размещение опасных промышленных отходов и на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов за создание и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, а также повторное вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот [2].
В 2021 г. было предложено повысить санкции к 2021 г. за экологические нарушения в десятки раз [3]. К 2025 г. предлагается полностью перевести российское производство на стандарты, которые используются в странах ЕЭС и требуют применения так называемых «наилучших доступных технологий» [1].
Необходимо также принять во внимание «экологическую гонку». В частности, неполучение экологических сертификатов может закрыть путь российской продукции на те внешние рынки, которые регулируются различными природоохранными нормативами. Потребителям продукции в развитых странах сегодня важнее не внешнее оформление, а внутреннее содержание приобретаемого продукта, так что для сохранения занимаемой доли рынка производители вынуждены экологизировать выпускаемую продукцию.
Как следствие российские предприятия все чаще обращают внимание на экологически ориентированные инвестиционные проекты.
Однако прирост числа экологически инвестиционных проектов нельзя назвать стремительным. Это связано прежде всего с тем, что реализация таких проектов сопряжена с целым рядом дополнительных сложностей. В частности, проекты в экологической сфере обладают особенностями, которые затрудняют стандартный анализ инвестиционной эффективности. Иначе говоря, применения стандартного формального аппарата для анализа эффективности экологически ориентированных инвестиций недостаточно. В некотором смысле проекты такого рода можно отнести к производству общественных благ, так как в хорошем состоянии окружающей среды нуждаются все, а не только инвесторы. Однако расходы на ликвидацию последствий от загрязнения окружающей среды входят в противоречие с желанием предприятий максимизировать свои доходы. Чтобы такие расходы все-таки осуществлялись, внешний агент (в большинстве случаев – государство) понуждает или создает условия для инвестирования в охрану окружающей среды.
Большинство экологических проектов ориентировано не на прибыль, поэтому анализировать такого рода инвестиции лишь с финансовой точки зрения, как это делается в случае стандартных проектов, – некорректно. Основная цель экологических инвестиций заключается не столько в получении прибыли, сколько в изменении состояния окружающей среды в лучшую сторону, что очень трудно обосновать с помощью формального счета. Вообще говоря, инвестиции в экологизацию влекут за собой значительное число положительных внешних эффектов. Это обстоятельство обусловлено следующими причинами [4]:
1. Основной эффект инвестиций в охрану окружающей среды выражается в предотвращении потерь и затрат, которые могли бы стать результатом ухудшения экологических условий.
2. Эффект природоохранных мероприятий проявляется не только на предприятиях и в отрасли, где проводятся эти мероприятия, но и на всей территории, на которую распространяется их влияние. Поэтому чтобы определить полный эффект природоохранных мероприятий, необходимо установить не только затраты предприятия-инвестора, но и изменение затрат и доходов у предприятий, работающих на прилегающих территориях.
3. Еще один эффект инвестирования в экологизацию производства проявляется в социально-демографической сфере (в улучшении условий труда и жизни населения, снижении заболеваемости, уменьшении затрат на компенсацию ущерба от техногенных загрязнений и т. д.).
Рассмотрим особенности анализа эффективности экологических инвестиционных проектов на примере деятельности по переработке отходов в Москве и Московской области.
К сожалению, в настоящее время система контроля за состоянием окружающей среды в России развита недостаточно, в том числе, в части сбора необходимой информации. По данным таких различных государственных и негосударственных организаций, как Министерство природных ресурсов и экологии РФ или информационно-аналитическое агентство С1еа^ех, оценки накапливаемого объема отходов в Москве сильно различаются. Диапазон этих оценок составляет от 2,5 до 5 млн. т по ТБО. Объем промышленных отходов в Москве оценивается величиной примерно в 6 млн. т. Если принять во внимание Московскую область, то ежегодные объемы мусора в столичном регионе составят 20 млн. т. При этом переработке подвергается лишь 10% ТБО и около 59% промышленных отходов [5]. Объем утилизации на мусоросжигательных заводах также невелик – через них проходит всего 3,5% отходов, образующихся в Москве [6]. Весь остальной мусор свозится на полигоны по захоронению отходов.
Правильно организованный полигон по захоронению отходов – это специальное инженерное сооружение, исключающее негативное воздействие на окружающую среду. Проект организации и строительства полигона предусматривает создание противофильтрационных многослойных экранов, препятствующих поступлению загрязнений в почвогрунты и водоносные горизонты. Однако полностью исключить попадание фильтрата2 в почву невозможно, поэтому создается комплекс мер по сбору и обезвреживанию фильтрата.
На конец 2021 г. в Московской области насчитывалось 210 полигонов и свалок, некоторая часть из них эксплуатируется уже более десяти лет. Из них 43 имеют статус официальных, многие полуофициальны, но только два полигона были построены по специально разработанным проектам. Кроме того, имеется более 1500 несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации [7]. Площадь каждого мусорного полигона составляет от 50 до 60 га. Свой ресурс они вырабатывают в среднем через три-четыре года.
Из полигонов, принимающих московские ТБО, на сегодняшний день действуют только два: «Хметьево» (Солнечногорский район) и «Дмитровский» (Дмитровский район).
Полигон ТБО «Хметьево» расположен в Солнечногорском районе Московской области, в 65 км от Москвы и занимает часть выработанного Мансуровского гра-
2 Фильтрат образуется внутри полигона ТБО в результате парникового эффекта, который возникает после выпадения атмосферных осадков, а также из-за влаги, содержащейся в отходах.
вийно-галечного карьера. Предназначен для захоронения бытовых отходов Москвы, Солнечногорска и Солнечногорского района. Общая площадь полигона составляет 79,4 га. Установленный лимит захоронений отходов составляет 1,1 млн. т в год и загрязненных грунтов – 295 тыс. т в год.
Полигон по захоронению ТБО «Дмитровский» расположен в Дмитровском районе Московской области, в 8 км от поселка Икша и в 0,8 км от деревни Дьяково, на отработанном Марфино-Дьяковском карьере. Полигон предназначен для приема и захоронения ТБО и приравненных к ним отходов по высотной схеме для создания упорядоченного ландшафта. Полигон занимает площадь, равную 63,5 га. Установленный лимит захоронений отходов составляет 1,1 млн. т в год и загрязненных грунтов – 173 тыс. т в год.
Главная проблема, связанная с мусорными полигонами в Подмосковье, заключается в скором исчерпании их емкости. Остаточная вместимость всех полигонов МО – около 38 млн. т. Это значит, что при ежегодном приросте объема ТБО на 5%, мусорные полигоны Московской области будут полностью заполнены уже через 5-6 лет.
Одно из обсуждаемых решений этой проблемы – строительство большого числа новых мусоросжигательных заводов (МСЗ). По оценкам, за счет этого строительства объем образующихся отходов уменьшится в 12-15 раз. Кроме того, каждый завод будет выполнять и функции ТЭЦ, вырабатывая электричество и тепло.
По мнению представителя из Гринписа, главная проблема заключается в том, что в печи мусоросжигательных заводов вместе с бумагой и пищевыми отходами попадают несортированные отходы, где есть ртуть, кадмий, бром, хлор, фтор и иные химические элементы [8]. Как следствие в процессе горения образуются диоксины и фураны, входящие в Список СОЗ (стойких органических загрязнителей) 12-ти самых опасных для здоровья веществ. Диоксины способны вызывать онкологические заболевания, расстройства иммунной, эндокринной и репродуктивной систем человека, они практически не распадаются и не выводятся из организма. Фильтры для улавливания диоксинов неспособны полностью очистить воздух.
Существует возможность «дожига» диоксинов путем повышения температуры горения более 2000 С, однако это требует колоссальных энерго- и капиталозатрат. Кроме того, большой объем капитальных вложений в мусоросжигательные заводы влечет за собой рост тарифов на утилизацию отходов. Сегодня стоимость утилизации тонны ТБО на МСЗ составляет в среднем 1700-2000 руб. Коммунальные платежи населения за утилизацию ТБО (22 руб./мес. или 980 руб./т) не покрывают этих расходов, а разница вынужденно дотируется муниципальными бюджетами [9]. Рост расходов на сжигание непременно вызовет также и рост тарифа для населения и дополнительную нагрузку на бюджет.
Что касается финансовой стороны, то строительство одного мусоросжигательного завода обходится в среднем в 100 млн. долл., меняясь в зависимости от установленной мощности [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что строительство МСЗ – выход временный, так как отрицательные воздействия на природу зачастую превышают пользу, возникающую от уменьшения территорий захоронения ТБО. Строятся МСЗ потому, что негативный эффект выбросов в атмосферу вредных веществ менее заметен сегодня, чем негативный эффект полигонов ТБО, а отрицательные последствия будут выявлены намного позже.
Кроме МСЗ в Москве также действуют мусоросортировочные комплексы (МСК), которые позволяют отбирать ТБО, годные для вторичного использования. В настоящее время в Москве и Московской области действует несколько МСК, однако их мощности слишком малы по сравнению с объемом образующихся отходов.
Обычно мощность МСК находится в диапазоне от 40 до 200 тыс. т в год. Например, в начале 2021 г. в Подольске заработал новый такой комплекс. По данным администрации, пропускная мощность комплекса составляет 40 тыс. т в год (около 1% всех отходов Москвы), или 200 тыс. куб. м ТБО в год. Эксплуатация комплекса позволит отбирать 20% передаваемых на сортировку отходов в качестве вторичного сырья (т. е. около 8 тыс. т), пригодного для реализации и дальнейшей переработки [11].
Однако в целом строительство мусоросортировочных комплексов – необходимая и безопасная мера, но недостаточная. Из всего объема отходов МСК позволяют извлечь лишь пригодное вторсырье, а оставшуюся массу мусора все равно необходимо подвергать захоронению.
Что касается зарубежного опыта, то в Европе самым популярным методом утилизации отходов является их сжигание (таблица). Например, в Швейцарии функционирует 14 мусоросжигательных заводов, только в центре Парижа – два. В Пекине к настоящему моменту работает 32 завода, и их количество будет увеличиваться [12]. В Германии планируется в ближайшие годы построить 28 новых МСЗ и увеличить мощность шести имеющихся. В этой стране уже сегодня сжигается около 2 млн. т отходов ежегодно, а после введения новых мощностей этот объем увеличится еще на 5,5 млн. т [13].
Сжигание мусора в Европе не так опасно, как в Москве, вследствие предварительной сортировки отходов. В Европе перед сжиганием 100% мусора перерабатывается и сортируется. Поэтому степень очистки дыма теоретически может достигнуть 99%. В Москве же мусор, поступающий на завод, сортируется лишь на 10%, остальное из-за большой степени смешивания и спрессовывания сортировке не подлежит.
Таблица
Данные о мусоросжигательных заводах в странах Европы*
Страна МСЗ, ед. Средняя мощность, т/час Объем сжигания в год, млн. т
Великобритания 22 18 2,5-3
Германия 73 36 15-20
Португалия 3 68 1,2-1,5
Испания 10 25,7 1,6-1,9
Франция 128 15 13-16
Италия 51 14 4-6
Бельгия 18 20 2-3
Нидерланды 11 61 4-5,5
Швейцария 30 16 3-4
Австрия 9 10 0,4-1
Чехия 3 39 0,6-1
Дания 34 17 4-5
Венгрия 1 60 0,6-1
Москва (на 2021 г.) 2 30 0,3-0,5
Россия (на 2001 г.) 7 20 0,7-1
* Таблица составлена автором на основе статьи «Зарубежный опыт термической переработки мусора»
на сайте компании «Экотехпром» [14].
Таким образом, анализ показывает, что в России необходимо развивать новые технологии переработки мусора, которые позволят утилизировать его с меньшим уроном для окружающей среды и с большей экономической эффективностью.
Основные выводы проведенного анализа таковы:
– в России слабо развита система мониторинга изменения окружающей среды и сбора необходимой информации. Существует проблема сильно разрозненных данных. Например, оценки различных источников по объемам накапливаемого в Москве мусора разнятся на несколько миллионов тонн в год;
– основным мотивом экологически ориентированных инвестиций российских предприятий является снижение издержек. Таким образом, снижение вредных выбросов является, скорее, положительным внешним эффектом, а не целевой установкой. Это подтверждает необходимость вмешательства государства в этот рынок, так как без дополнительных стимулов техническая база производства будет оставаться устаревшей в плане экологии;
– сегодняшние применяемые в Москве и Московской области методы утилизации мусора являются не только устаревшими, но – и это главное – недостаточными, так как объемы образующихся отходов в десятки раз превышают объемы перерабатываемых. Кроме того, слаборазвитая система сортировки отходов обостряет проблему вредных выбросов при сжигании мусора.
Литература
1. Новостной портал Российская газета. http://www.procenty-po-vkladam.ru (статья «Штраф – на выброс»)
2. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. http://www.mnr.gov.ru
3. Новостной портал РИА Новости — www.ria.ru/
4. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в РОССИИ. Учеб. и справ. пособ. 3-е изд. М.: Финансы, 2021.
5. Федеральный портал www.protown.ru
6. Финансировать проект утилизации бытовых отходов начнут в МО в 2021 г РИАНОВОСТИ. www.ria.ru 07/02/2021
7. Мусорные полигоны в Московской области. Справка. РИАНОВОСТИ. www.ria.ru 21/05/2021
8. Митрохин С. На мусоросжигательных заводах неплохо греют руки. Электронный ресурс «Свободная Пресса» www.svpressa.ru 3/06/2009
9. Мусоросжигательные заводы не оставят Москве шанса на выживание. ИА «Стрингер» www.stringer.ru 31/08/2009
10. Мусоросжигательные заводы в Москве появятся не раньше 2025 года //Российская Газета. Столичный выпуск №4973 (149) 13.08.2009.
11. Новый мусоросортировочный комплекс заработал в подмосковном Подольске. РИАНОВОСТИ. www.ria.ru 27/01/2021
12. ЕлинаН. Зарубежный опыт — утилизация. www.bid.ru
13. Экологи: Германия может превратиться в мусоросжигательный завод Европы. www.dw.de — 03/03/2009
14. Сайт компании Экотехпром — www.eco-pro.ru
Приложение
Российские предприятия в середине 2021 г.: адаптация к посткризисным условиям, ИНП РАН, Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев, П.А. Лавриненко
Ответы на вопрос: «Какое значение для Вашего предприятия имеет ресурсо- и энергосбережение?» (сумма ответов = 100%)
ед. %
Нулевое 2 1,35
Малое 25 16,89
Среднее 40 27,03
Большое 81 54,73
Всего ответивших предприятий 148 100
Ответы на вопрос: «Какойрезультат получает Ваше предприятие от деятельности по ресурсо- и энергосбережению» (сумма ответов >100%)
ед. %
Снижение издержек 137 92,57
Повышение качества продукции 9 6,08
Улучшение условий труда 17 11,49
Снижение объема отходов и вредных выбросов 25 16,89
Смягчение проблемы доступности сырья 6 4,05
Уменьшение экологических претензий со стороны властей и общественности 11 7,43
Другое 3 2,03
Всего ответивших предприятий 148 100
Ответы на вопрос: «Осуществляет ли Ваше предприятие другие действия по экологизации производства (помимо действий по ресурсо- и энергосбережению)?» (сумма ответов =100%)
ед. %
Да 79 54,50
Нет 66 45,52
Всего ответивших предприятий 145 100
Ответы на вопрос: «Осуществляло ли Ваше предприятие какие-либо инвестиции в экологизацию производства» (включая ресурсо- и энергосбережение) в последние 2-3 года?» (сумма ответов = 100%)
ед. %
Да 79 54,1
Нет 67 45,89
Всего ответивших предприятий 146 100