Введение
Трансформационные процессы в национальных экономиках объективно консолидируются вокруг инвестиционной деятельности, современной существенной характерной чертой которой является то, что она все сильнее детерминируется глобализацией мирохозяйственных процессов и международным движением капиталов.
Формирование конкурентоспособной экономической структуры общества требует мобилизации всех национальных ресурсов, максимального использования национальных преимуществ. Однако, без внимания также не могут оставаться инвестиционные источники, находящиеся за пределами страны и которые способны усилить трансформационный эффект.
Для отдельных национальных экономик именно масштабная диверсификационная международная инвестиционная деятельность определяет базовые долгосрочные механизмы высоко интегрированного экономического развития.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В связи с нестабильным экономическим положением Российской Федерации, проблема масштабного привлечения иностранных инвестиций в экономику приобретает особое значение.
Благодаря большому притоку прямых иностранных инвестиций в российскую экономику может быть создано цивилизованное общество, характеризующееся высоким уровнем жизни населения. Благоприятный инвестиционный климат, способный обеспечить приток множества иностранных инвестиций, может послужить стимулом для развития внутренних инвестиций.
Приток зарубежного капитала в национальную экономику очень важен для России, так как тем самым будут достигнуты такие цели как выход страны из кризисного положения, после чего будет образован начальный подъем экономики.
Очень важно приложить усилия на удовлетворение общественных потребностей, при этом избежав потери мотивации к инвестированию у зарубежных вкладчиков. Проблема заключается в том, что интересы российской общественности не совпадают с интересами иностранных инвесторов.
Поэтому поиск модели, которая рационально стимулирует инвестиционные и трансформационные процессы, требует исследования национальных особенностей формирования благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала.
Привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, являющееся одним из важнейших факторов выхода страны из экономического кризиса, требует значительных организационных действий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных финансовых институтов и предприятий. Эти действия должны быть направлены на улучшение общего инвестиционного климата в России, создание эффективного и стабильного экономического законодательства, а также формирование эффективного внутрироссийского рынка капиталов.
Возрастание роли инвестиционной деятельности в развитии мировой экономики, инвестиционный характер экономических циклов национального и наднационального уровней, наличие устойчивых тенденций в международном движении капиталов, развертывание глобализации и одновременно углубление национальной определенности экономик и влияние этих процессов на инвестиционные потоки, объективно вызвали интерес исследователей к этой области экономической деятельности.
Достаточно обоснованными являются теории Д. Кейнса, С. Хаймера, Ф. Шоуза, А. Ругмена, модель Дж. Даннинга, динамическая модель национальных и конкурентных преимуществ Портера, теории международного производства, тpанснационализации и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении национальной специфики основных составляющих политики государственного регулирования и конкретных форм привлечения иностранных инвестиций и их влияния на создание благоприятного инвестиционного климата в стране.
Согласно цели выпускной квалификационной работы сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть суть и виды иностранных инвестиций;
- рассмотреть особенности инвестиционного климата и факторы, которые на него влияют;
- провести сравнительный анализ инвестиционного климата в развитых и развивающихся странах;
- провести оценку инвестиционного климата и иностранных инвестиций в России.
Объектом исследования является инвестиционная политика России на современном этапе развития.
Предметом исследования является национальная экономика, как стабильная платформа для развития инвестиционной деятельности.
Информационно-эмпирическую базу составили статистические, информационные и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, справочные сведения и документы, монографии, статьи, научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, вузов и издательств России, материалы научных семинаров и конференций, законодательные и другие нормативные документы государственных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены основные аспекты формирования инвестиционной политики Российской Федерации; проанализированы факторы, которые влияют на инвестиционный климат России; предложены благоприятные условия для инвестиционного климата в Российской Федерации; рассмотрены рыночные возможности России для привлечения инвестиций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, определена степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе, сформулированы цель и задачи исследования, выделяются объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается понятие и сущность иностранных инвестиций, рассмотрены основные факторы, которые влияют на инвестиционный климат в государстве, проведен сравнительный анализ инвестиционного климата в развитых странах и странах, которые развиваются.
Во второй главе анализируется инвестиционный климат и инвестиционная деятельность в Российской Федерации. Рассмотрена географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций, предложены основные направления улучшения инвестиционного климата в России.
В заключение выпускной квалификационной работы приведены основные теоретические выводы и практические рекомендации, сделанные в рамках данного исследования.
2 Особенности инвестиционного климата и факторы на него влияющие
Проблемы инвестирования всегда были интересны экономическому сообществу. Каждая страна мира упорно пытается завоевать большой приток инвестиций, и конкуренция при этом велика. Одной из главных задач государства является обеспечение качественного и большого притока иностранных инвестиций в свой рынок.
Для каждого инвестора чаще всего главным и наиболее общим критерием для инвестирования в зарубежную экономику является уровень благоприятности инвестиционного климата.
Понятие инвестиционного климата очень сложное и многогранное. Как в зарубежной, так и в отечественной теории не существует единого определения данного термина. Как пример, можно привести несколько вариантов определения понятия инвестиционного климата из работ разных отечественных экономистов.
Например, И. Ю. Ткаченко и Н. И. Малых в своей работе раскрыли это понятие следующим образом: «Инвестиционный климат – комплекс факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы хозяйствующих субъектов к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции».
А Н. В. Киселева, Т. В. Боровикова и Г. В. Захарова определяют по-иному: «Инвестиционный климат в общем виде может быть представлен как совокупность нормативно-правовых, социальных, экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе, обеспечивающих надежность возврата и эффективность вкладываемых средств».
Отсутствие необходимого количества притока инвестиций может быть вызвано множеством причин, к также ним относится и недостаточно благоприятный для иностранных инвесторов «климат». Этими причинами являются совокупность правовых, экономических, организационных, социальных и политических условий, которые оказывают воздействие на объем, качество и динамику притока инвестиций.
При решении проблемы неблагоприятного инвестиционного климата, стоит обращать внимание на то, что одновременно с глобализацией экономики, то есть, грубо говоря, удалением ограничений для доступа к мировым инвестиционным ресурсам, в любом случае закаляется конкуренция между странами-получателями инвестиций.
Так как имеет место обостренная конкуренция, для улучшения инвестиционного климата, стране необходимо обеспечить наилучшие условия для вложений в ее экономику. Касается это не только вложений в зарубежные страны, но и национальных инвестиций. Ведь в случае, если люди осуществляют инвестиции за границу, это может лишь значить, что их недостаточно устраивает перспектива развития объектов инвестирования.
Можно выделить несколько наиболее важных проблем образования благоприятного инвестиционного климата. Одной из них является низкая легитимность отношений собственности на капитал, из-за чего образовалась необходимость создания гарантий, по отношению к защите собственности, которая была приобретена в результате приватизации.
Естественно, по-прежнему присутствует необходимость установления социальной справедливости, которая была нарушена в процессе приватизации. Но это не должно отрицательно отразиться на хорошо установленных и функционирующих предпринимательских системах.
Одним из вариантов решения данной проблемы может быть создание налога на приватизированное имущество, который сможет компенсировать убытки, возникшие при осуществлении обществом неправомерных сделок. Существует несколько положительных последствий от внесения данного налога.
Конечно, стоит обратить внимание на присутствие административных барьеров, которые препятствуют созданию и осуществлению какой-либо предпринимательской деятельности, в первую очередь на территории своей страны. Это должно стать одной из приоритетных целей государства, стремящегося к улучшению инвестиционного климата.
Для того, чтобы привлечь иностранный капитал также необходимы стабильные и предельно ясные условия осуществления инвестирования на территории данной страны. Было бы эффективным упрощение процесса ввоза инвестиционных товаров. Предоставлять инвесторам из-за рубежа различные приоритеты, которые бы, несомненно, повысили приток иностранных инвестиций в национальную экономику.
Примерами успешного ликвидирования проблем связанных с ухудшением инвестиционного климата, могут послужить страны, которые были признаны лучшими для осуществления бизнеса, авторитетным изданием «Forbes» в 2020 году (таблица 1).
Представленные в таблице 1 данные собраны по итогам исследований следующих организаций: Freedom House, Heritage Foundation, Property Rights Alliance, Transparency International, Всемирный банк и Всемирный экономический форум (ВЭФ).
В соответствии с данным рейтингом, лучшей страной для осуществления предпринимательской деятельности в 2020 году являлась Ирландия. В тройку лучших так же вошли Новая Зеландия и Гонконг.
Россия разместилась на 91-ой позиции, что, несомненно, является негативным фактором для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Однако по сравнению с прошлым годом, это довольно успешный результат, так как в рейтинге произошло смещение на 14 позиций вверх.
Высокий уровень коррупции, дефицит рабочей силы и недостаток структурных инвестиций продолжают замедлять развитие предпринимательского и, соответственно, инвестиционного климата.
Таблица 1
Географическая структура притока прямых иностранных инвестиций
Происходивший в мире в последние годы XX в. рост масштабов прямого иностранного инвестирования был обеспечен за счет взаимного обмена капиталами между развитыми странами (табл. 2.3).
Приток ПИИ, по регионам и отдельным странам, 1995—2007 гг.*
Таблица 2.3
Регион (страна) | Годы | ||||||
2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2020 | 2020 | ||
Приток ПИИ, шрд дол. | |||||||
Развитые страны | 539,3 | 611,3 | 1310,4 | 1019,6 | 606,2 | 618,6 | 747,9 |
Европа | 327,9 | 505,5 | 899,2 | 569,0 | 398,9 | 356,6 | 425,3 |
Европейский союз | 314,6 | 498,4 | 853,9 | 542,2 | 356,6 | 318,3 | 420,7 |
Япония | 4,6 | 2,8 | 22,5 | 24,4 | 11,9 | -1,2 | -1,7 |
Соединенные Штаты | 169,7 | 104,8 | 215,9 | 306,4 | 143,6 | 197,9 | 226,9 |
Развивающиеся страны | 188,3 | 316,4 | 574,3 | 650,1 | 519,2 | 616,7 | 684,4 |
Африка | 9,0 | 29,5 | 51,5 | 57,8 | 52,6 | 43,1 | 42,7 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | 72,9 | 76,4 | 126,3 | 207,0 | 149,4 | 187,4 | 217,0 |
Азия | 105,9 | 210 | 349,4 | 380,4 | 315,2 | 384,1 | 423,2 |
Западная Азия | 3,3 | 42,6 | 78,1 | 91,9 | 66,3 | 58,2 | 48,7 |
Восточная Азия | 70,7 | 116,2 | 151,0 | 185,3 | 159,2 | 201,4 | 218,9 |
Китай | 41,8 | 72,4 | 83,5 | 108,3 | 95,0 | 114,7 | 123,9 |
Южная Азия | 3,9 | 12,1 | 34,7 | 52,9 | 42,4 | 31,7 | 38,9 |
Юго-Восточная Азия | 28 | 39,1 | 85,6 | 50,2 | 47,4 | 92,8 | 116,6 |
Океания | 0,5 | 0,5 | 1,1 | 2,3 | 1,9 | 2,1 | 1,6 |
Юго-Восточная Европа и СНГ (страны с переходной экономикой) | 7,3 | 31,0 | 90,8 | 121,0 | 72,4 | 73,8 | 92,2 |
Юго-Восточная Европа | 1,2 | 4,8 | 12,5 | 12,7 | 8,3 | 3,9 | 6,6 |
СНГ | 6,1 | 26,1 | 76,5 | 106,8 | 63,4 | 68,9 | 84,5 |
Все страны мира | 734,9 | 958,7 | 1 975,5 | 1 790,7 | 1 197,8 | 1 309,0 | 1 524,4 |
Доля в общемировом объеме ПИИ, % | |||||||
Развитые страны | 73,4 | 63,8 | 68,1 | 55,3 | 50,6 | 47,3 | 49,1 |
Развивающиеся страны | 25,6 | 33 | 27,3 | 37,7 | 43,3 | 47,1 | 44,9 |
Окончание
Регион (страна) | Годы | ||||||
2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2020 | 2020 | ||
Юго-Восточная Европа и СНГ | 1,0 | 3,2 | 4,7 | 6,9 | 6,0 | 5,6 | 6,0 |
* Составлено по отчетам UNCTAD World Investment Report // Официальный сайт конференции ООН по торговле и развитию. URL: http://www.unctad.org/
США сохраняют свою позицию ведущей принимающей страны, за ними следуют Бельгия, Великобритания, Франция, Австралия, Канада и Германия (рис. 2.1). Крупнейшим принимающим регионом является Европейский союз (ЕС), куда поступает более половины совокупного притока ПИИ в развитые страны.
Рис. 2.1. Ведущие получатели ПИИ среди развитых стран, млрд дол. Составлено по отчетам UNCTAD World Investment Report // Официальный сайт конференции ООН по торговле и развитию. URL: http://www.unctad.org/
В 2020 году в развитых странах ускорились темпы роста ввозимых ПИИ, которые миновали свою самую низшую точку в 2009 г.: в 2020 г. они достигли 748 млрд дол., т.е. выросли на 21% против предыдущего года. Возобновление траектории роста, которое началось в 2020 г., тем не менее позволило лишь на одну пятую восстановить объемы, утраченные во время финансового кризиса 2008—2009 гг. Приток ПИИ составил лишь 77% от докризисного усредненного трехгодичного показателя (2005—2007). Наряду с возобновлением роста объемов ввозимых в Европу ПИИ, которые сокращались до 2020 г., наблюдается прежнее уверенное восстановление темпов роста ПИИ в США. Значительные объемы ПИИ привлекли Австралия и Новая Зеландия. В Японии уже второй год подряд наблюдается чистое изъятие инвестиций.
В развитых странах, богатых природными ресурсами, в частности в Австралии, Канаде и Соединенных Штатах, наблюдался приток ПИИ в нефтегазовую отрасль, особенно в производство нетрадиционных видов ископаемого топлива, а также в добычу таких полезных ископаемых, как уголь, медь и железная руда. Финансовые учреждения продолжают уменьшать долю зарубежных активов в целях возмещения государству денежных средств, полученных в рамках государственной помощи во время финансового кризиса, и укрепления своей капитальной базы, что предусмотрено условиями третьего Базельского соглашения.
В 2020 году положительная динамика роста ПИИ в развитых регионах может подвергнуться суровым испытаниям из-за кризиса в евро- зоне и очевидной неустойчивости экономического оживления в большинстве экономических держав мира. Данные о СиП указывают на то, что в течение первых трех месяцев 2020 г. объемы трансграничных приобретений фирм в развитых странах были на 45% ниже по сравнению с тем же периодом в 2020 г.
Данные об объявленных инвестициях в новые проекты указывают на ту же тенденцию (снижение на 24%). И хотя по прогнозам ЮНКТАД на 2020 г. приток ПИИ в Северную Америку должен был оставаться устойчивым, а в Европу — демонстрировать умеренный рост, существуют значительные понижательные риски для этих прогнозов.
В 2020 году приток ПИИ увеличился во всех основных экономических группировках. Потоки в развитые страны выросли на 21% — до 748 млрд дол. В развивающихся странах ПИИ увеличились на 11%, достигнув рекордных 684 млрд дол. В странах с переходной экономикой ПИИ увеличились на 25% и составили 92 млрд. дол. На долю развивающихся стран и стран с переходной экономикой пришлось соответственно 45 и 6% глобальных ПИИ. Согласно прогнозам ЮНКТАД в течение ближайших трех лет высокий уровень инвестиций в эти страны сохранится.
Увеличение ПИИ в развивающиеся страны было обусловлено 10%- ным приростом в Азии и 16%-ным приростом в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. ПИИ в страны с переходной экономикой выросли на 25% и достигли 92 млрд дол. Потоки в Африку, напротив, уже третий год сохраняют понижательную тенденцию, однако снижение было незначительным. В наиболее бедных странах по- прежнему наблюдался спад ПИИ: потоки в наименее развитые страны (НРС) снизились на 11%, до уровня 15 млрд дол.
Показатели говорят о том, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в среднесрочной перспективе набранные темпы роста инвестиций будут соответствовать темпам роста глобальных ПИИ.
Рост притока ПИИ будет умеренным во всех трех группах стран. Среди развивающихся регионов следует особо выделить Африку, где приток инвестиций, судя по всему, восстановится. Ожидается, что рост ПИИ в Азии (включая Восточную и Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Западную Азию) и Латинской Америке будет умеренным.
Приток ПИИ в Африку в целом уже третий год подряд снижался и составил 42,7 млрд дол. Однако сокращение притока ПИИ на континент в 2020 г. было обусловлено в значительной степени уменьшением их притока в Северную Африку: в частности, приток в Египет и Ливию, которые были крупными получателями ПИИ, прекратился из-за длительного периода политической нестабильности в этих странах. И напротив, приток ПИИ в страны Африки к югу от Сахары возрос с 29 млрд дол. в 2020 г. до 37 млрд дол. в 2020 г., что сопоставимо с максимально высоким уровнем, которого они достигли в 2008 г. Восстановление потока ПИИ в Южную Африку способствовало еще большему подъему экономики. Продолжающийся рост цен на сырьевые товары и относительно оптимистичные экономические прогнозы для стран Африки к югу Сахары входят в число факторов, определяющих происходящие изменения. В дополнение к традиционным моделям притока ПИИ в добывающие отрасли росту притока ПИИ в сектор услуг — банковскую сферу, розничную торговлю и телекоммуникации — способствует формирование среднего класса (об этой тенденции говорит увеличение доли ПИИ в секторе услуг в 2020 г.).
Общее сокращение притока ПИИ в Африку было обусловлено главным образом уменьшением потоков из развитых стран, в результате чего увеличилась доля развивающихся стран в ввозимых на континент ПИИ (с 45% в 2020 г. до 53% в 2020 г. в новые инвестиционные проекты).
В развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии приток ПИИ достиг нового рекордного уровня — 336 млрд дол., что составляет 22% объема ввозимых ПИИ в мире. В Юго-Восточной Азии, где приток ПИИ составил 117 млрд дол., что на 26% выше прежнего уровня, по-прежнему наблюдался более быстрый рост ПИИ, чем в Восточной Азии, хотя этот регион оставался лидером по притоку инвестиций, который составил 219 млрд дол., что на 9% выше прежнего уровня. Значительный рост ПИИ наблюдался в четырех странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Брунее-Даруссаламе, Индонезии, Малайзии и Сингапуре.
Приток ПИИ в Китай также достиг рекордно высокого уровня — 124 млрд дол., причем впервые приток ПИИ в сектор услуг превысил приток ПИИ в обрабатывающую промышленность.
Китай по-прежнему является одной из наиболее привлекательных для ПИИ стран, однако позиции в рейтинге таких стран Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Таиланд, заметно выросли. В целом с ростом заработной платы и издержек производства в Китае относительная конкурентоспособность стран АСЕАН в обрабатывающей промышленности повышается.
В Южной Азии приток ПИИ вновь стал расти после сокращения в 2009—2020 гг. и достиг 39 млрд дол., в основном вследствие увеличения притока ПИИ в Индию, на долю которой пришлось более 4/5 ПИИ в регионе. Трансграничные СиП в добывающей промышленности возросли до 9 млрд дол., в то время как СиП в обрабатывающей промышленности сократились примерно на две трети, а в секторе услуг остались значительно ниже годовых уровней, зафиксированных в период с 2006 по 2009 г. Страны региона сталкиваются с различными проблемами, такими как политические риски и препятствия на пути ПИИ, которые необходимо преодолевать в целях создания привлекательного инвестиционного климата. Тем не менее последние изменения, в частности улучшение отношений между Индией и Пакистаном, открыли новые возможности.
Приток ПИИ в Западную Азию сокращался третий год подряд: в 2020 г. он составил 49 млрд дол. Низкий уровень притока ПИИ в государства Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ) был по-прежнему обусловлен свертыванием крупных инвестиционных проектов, особенно в строительной сфере, когда из-за глобального финансового кризиса прекратилось их финансирование, а также беспорядками в регионе в 2020 г. В странах, которые не входят в ССЗ, рост потоков ПИИ был неравномерным. В Турции роль их движущей силы играло более чем трехкратное увеличение трансграничных СиП. На приток ПИИ в другие страны региона прямо или косвенно влияли нарастающие политические и социальные волнения.
Приток ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна увеличился на 16% и достиг 217 млрд дол., в основном за счет увеличения потоков в Южную Америку (на 34%). Приток ПИИ в страны Центральной Америки и Карибского бассейна, за исключением офшорных финансовых центров, увеличился на 4%, в то время как в офшорных финансовых центрах инвестиции уменьшились на 4%. Высокие темпы роста ПИИ в Южной Америке были обусловлены в основном расширением потребительских рынков, высокими темпами роста и наличием природных ресурсов.
В странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), а также в Грузии было отмечено некоторое восстановление притока ПИИ после двух лет стагнации: они достигли 92 млрд дол., что в значительной степени было обусловлено трансграничными СиП. В Юго-Восточной Европе увеличился приток ПИИ в обрабатывающую промышленность, что обусловлено сравнительно более низкими производственными издержками и открытым доступом на рынки ЕС. Страны СНГ, экономика которых базируется на добыче природных ресурсов, оказались в выигрыше от продолжающегося притока ПИИ в добывающие отрасли. Львиная доля ввозимых ПИИ в этот регион по-прежнему приходится на Российскую Федерацию, в которой приток ПИИ в третий раз достиг пика. Самым важным источником ПИИ остаются развитые страны, главным образом члены ЕС, на которые приходится наибольшая доля проектов (включая трансграничные СиП и инвестиции в новые проекты), хотя все большую значимость стали приобретать проекты инвесторов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Сектор услуг по-прежнему играет лишь малую роль в притоке ПИИ в регион, но его значимость может возрасти с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступив в ВТО, страна приняла на себя обязательства ослабить ограничения на иностранные инвестиции в ряде отраслей сферы услуг (в том числе в банковской сфере, в секторах страхования, бизнес- услуг, телекоммуникаций и распределительной сфере). Вступление в ВТО может также повысить доверие иностранных инвесторов и улучшить общий инвестиционный климат.
Предполагается, что приток ПИИ в страны с переходной экономикой будет продолжать расти и превысит пиковый уровень 2007 г. в 2020 г.