Инвестиции в России в 2021 – 2022 году — иностранные инвестиции в российскую экономику

Инвестиции в России в 2021 – 2022 году — иностранные инвестиции в российскую экономику Вклады ВТБ

Анализ инвестиционной деятельности в россии

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент А.С. Питиримов, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10812

Аннотация. В статье проводится анализ инвестиционной деятельности России за 2021-2021 гг. Рассмотрена структура иностранных инвестиций в разрезе основных стран-инвесторов, динамика иностранных инвестиций, доля прямых иностранных инвестиций во внутреннем валовом продукте. Выявлено, что притоку ПИИ способствует государственная политика по созданию привлекательного инвестиционного климата. Сделан вывод, что за счет ПИИ происходит повышение темпов экономического развития, растет конкурентоспособность производимой продукции и товаров, применяются новые технологии, создаются рабочие места, пополняются бюджеты разных уровней. В тоже время, нестабильность, вызванная внешней и внутренней политикой, требует новых условий для привлечения ПИИ.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, технологии, конкурентоспособность, оборотный капитал, внешняя и внутренняя политика.

Приток иностранных вложений в экономику России в 2021 году показал рост на 50% к показателям предыдущего года. В номинальном выражении объемы инвестиций превысили 20 млрд. долларов. Основным стимулом для роста послужила стабилизация политической и экономической ситуации.

Выросла доля поглощений и слияний капитала с участием российских предприятий. По сравнению с 2021 годом объемы выросли более чем на 20% и составили около 63 млрд. долларов (по сравнению с 2021 годом выросли на 23%). Около 1/3 всех сделок пришлось на нефтегазовую отрасль. Наибольший интерес к России проявили инвесторы из США и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2021 году они вложили почти $3 млрд. и на $8 млрд. больше, чем в 2021 году. За 2021 год рост инвестиций в основной капитал составил 1,7%, в номинальном выражении – 19319 трлн. Рублей, что выше, чем в 2021 г. 9,7% и 20,5% выше, чем в 2021г. Инвестируемые в основной капитал собственные

средства организаций также выросли и составили 57,1% против 53% за 2021 год. Объемы кредитования снизились с 11,2% до 8,7%.

Рассматривая долю инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП государства, следует отметить, что они обеспечивают несущественный рост. Анализируя объем инвестиций в основной капитал по отношению к внутреннему региональному продукту (далее – ВРП), следует отметить, что ВРП по субъектам РФ в 2021 году вырос с 2021 годом на 13,6%, по сравнению с 2021 годом на 22,6%. Это более значительный результат.

Инвестиции в основной капитал распределяются в следующем процентном соотношении: в жилища – 13% в среднем; в здания и разнообразные сооружения за исключением жилых – 42%; в машины, транспортные средства, приборы и прочее оборудование порядка 37%; в объекты интеллектуальной собственности порядка -3,5%; прочие виды – 6%.

Таблица 1. Распределение инвестиций в основной капитал в денежном выражении, млрд руб._

2021 год 2021 год 2021 год 2021 год в % к

2021г. 2021г.

Инвестиции в основной капитал-всего 16027,3 17782,0 19318,8 120,5 108,6

в том числе:

жилые здания и помещения 2177,9 2321,9 2561,1 117,6 110,3

здания (кроме жилых) и сооружения 7013,3 7542,8 7622,5 108,7 101,1

машины, оборудование, 5406,0 6283,4 7137,9 132,0 113,6

объекты интеллектуальной собственности 443,6 558,5 633,4 142,8 113,4

прочие 986,5 1075,4 1363,9 138,3 126,8

Наиболее благополучными видами экономической деятельности, с точки зрения вложения финансовых средств, являются:

– добыча полезных ископаемых – здесь наблюдается рост с 2009 года по 2021 год от 13,2% до 19, 4%;

– в обрабатывающие виды производств также вкладываются достаточные суммы, колеблющиеся около 14,5%;

– сельское хозяйство – около 3,5%;

– торговля – около 3,0%;

– строительство также – около 0,7%.

Для инвестирования используются различные источники (табл. 2).

Таблица 2. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, млрд руб.

Показатели 2021 год 2021 год 2021 год 2021 год в % к

2021г. 2021г.

Инвестиции в основной капитал-всего 16027,3 17782,0 19318,8 120,5 108,6

Собственные средства 6750,7 7290,7 8231,1 121,9 112,9

Кредиты банков 4174,5 5370,1 5527,9 132,4 102,9

Заемные средства других организаций 674,4 662,9 782,8 116,1 118,1

Инвестиции из-за рубежа 86,7 95,8 106,6 122,9 111,2

Бюджетные средства 1856,7 2003,4 2085,8 112,3 104,1

Средства государственных внебюджетных фондов 27,8 24,5 27,5 98,9 112,2

Средства организаций и населения на долевое строительство 340,7 400,0 476,6 139,8 119,2

прочие 2115,8 1934,6 2080,5 98,3 107,5

Анализируя распределение инвестиций по источникам финансирования следует выделить собственные средства, их сумма составила 19318,8 млрд. рублей, что на 12,9% больше, чем в 2021 году и на 21,9%

больше, чем в 2021 году. Второе место по объему финансирования приходится на кредиты банков, их объем увеличился на 2,9% по сравнению с 2021 годом и на 32,4% по сравнению с 2021 годом (рис. 1).

Бюджетные средства

Инвестиции из-за рубежа

Кредиты банков

Собственные средства

Инвестиции в основной капитал-всего

2085,8 2003,4 1856,7

J

582.8

662.9 674,4

J

1527,9 1370,1 1174,5

7231,1 6290,7 5750,7

19318,8 17782

0 5000 10000 15000 2021 год 2021 год 2021 год

16027,3 20000

25000

Рис. 1. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования,

млрд руб.

Источники финансирования также распределяются по формам собственности так на организации и предприятия государственной собственности приходится – 13%; муниципальной собственности – 2%; частные – 61%; смешанной без участия иностранного капитала около 7%; совместной с участием иностранного капитала – более 8%.

В настоящее время государство обеспечивает следующие условия для привлечения иностранных инвестиций:

– создание максимально положительных условий для осуществления финансовой деятельности не только отечественных, но и иностранных инвесторов;

– минимизация рисков одновременно с увеличением прибыльности любого типа производства;

– повышение благосостояния граждан, за счет чего будет осуществляться более интенсивный товарооборот. Это, в свою очередь, способствует оживлению экономики страны в целом.

Многие инвесторы считают, что Россия обладает огромным потенциалом, в частности, богатыми природными ресурсами (нефть, газ, металлы). В стране сложилась стабильная политическая обстановка. Рабочая сила достаточно квалифицирована и ее стоимость доступна для иностранных инвесторов. Также, говоря о преимуществах России, можно выделить низкий государственный долг и достаточные валютные резервы.

В тоже время, инвестиционный климат в России в целом неустойчив. К недостаткам ПИИ в России относятся:

– Россия занимает 31-е место в странах, где легко вести бизнес, по данным Всемирного банка (Doing Business 2021).

– Российская экономика остается крайне зависимой от цен на нефть, углеводороды и сырье, а также от импорта товаров и иностранных технологий.

– Многие отрасли, считающиеся стратегическими, закрыты для иностранных инвестиций.

– Геополитическая обстановка имеет Устранение перечисленных проблем

признаки напряженности: экономические будет стимулировать привлечение ино-санкции со стороны США и ЕС умножа- странных инвестиций и созданию макси-ются, что осложняет ведение бизнеса и мально благоприятных условий ведения увеличивает его издержки. бизнеса.

Библиографический список

1. Аносова П.И. Иностранные инвестиции в России. Анализ и динамика иностранных инвестиций // Международный студенческий научный вестник. -2021. -№ 4-1. – С. 11-14.

2. Беляев Д.В. Механизм взаимодействия государства и рынка в процессе привлечения иностранных инвестиций // Молодой ученый. – 2021. – №4 (51). – С. 180-186.

3. Иностранные инвестиции в экономике России – современный этап и перспективы. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/ (дата обращения 20.09.2020).

4. Гомон И.В., Петрушина О.М., Непарко М.В. Иностранные инвестиции как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №11-3 (76). – С. 312-317.

5. Непарко М.В., Трошкин В.М. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику государства // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 50-5. -С. 19-21.

ANALYSIS OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA

A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A. S. Pitirimov, Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article analyzes the investment activity of Russia for 2021-2021. The structure of foreign investment in the context of the main investor countries, the dynamics of foreign investment, the share of foreign direct investment in the gross domestic product are considered. It is revealed that the state policy on creating an attractive investment climate contributes to the inflow of FDI. It is concluded that due to FDI, the rate of economic development increases, the competitiveness of manufactured products and goods increases, new technologies are applied, jobs are created, and budgets of different levels are replenished. At the same time, the instability caused by foreign and domestic policies requires new conditions for attracting FDI.

Keywords: foreign direct investment, technology, competitiveness, working capital, economic reforms, foreign and domestic policy.

Динамика и темп роста

Рассматривая динамику и структуру инвестиций в основной капитал в России как в виде долгосрочных вложений, так и краткосрочных, стоит отметить следующее цифры, выдаваемые Федеральной службой государственной статистики:

  • В 2021 году в процентах к предыдущему году эта сумма составила 106,3%.
  • В 2021 сумма уже была 110,8%.
  • К 2021 – 106, 8%.
  • 2021 год отметился стабилизацией на уровне 100,8%.
  • 2021 год показал спад до 98,5%.
  • 2021 год продолжил демонстрировать снижение 89,9%.
  • А вот в 2021 году ситуация также осталось в минусе – 99,8%.
  • К 2021 году ситуация изменилась. Рост составил 104,8%.
  • 2021 год показал почти такие же показатели, как и предыдущий отчетный период — рост в 104,3%.

Но общие цифры не отражают полной картины по инвестициям в РФ. Этот показатель необходимо не только рассматривать по стране в целом, но важно анализировать его и по субъектам российской федерации.

Капитальные вложения в зависимости от региона с учетом временного фактора выглядят следующим образом:

  • В Центральном федеральном округе увеличение вкладываемых материальных средств наблюдалось периоды с 2005 по 2008, с 2021 по 2021. А вот, начиная с 2021, наблюдается регулярное снижение этого коэффициента, за исключением незначительного увеличения в 2021 и 2021 гг.
  • В Северо-Западном ФО рост с 2000 по 2008, 2021 по 2021. Между этими промежутками наблюдалось низкая активность. Но в последние два года ситуация немного улучшилась, хотя количество вкладываемых средств уже не так велико, как в благополучные периоды.
  • Южный федеральный округ показывал спад в 2009 году, как и предыдущие регионы, а затем и с 2021 по 2021 год. Также провальным оказался 2021 год. В остальные периоды шел планомерный рост.
  • В Северо-Кавказском федеральном округе рост был с 2000 по 2005 год, в период с 2007 по 2021. А вот 2009 год, а затем промежуток с 2021 по 2021 были негативными для развития промышленности в целом.
  • Приволжский федеральный округ также поддерживает общие статистические данные. 2009 год, а затем период с 2021 по настоящее время является застойным периодом для развития промышленности и других сфер и предприятий.
  • Такая же ситуация складывается и в Уральском Федеральном округе с одним небольшим отличием, что за 2021, 2021 и 2021 год здесь отмечается минимальный рост с точки зрения инвестиций и коэффициента их эффективности.
  • Сибирский федеральный округ также в 2009 году показал спад, хотя до этого начиная с 2000 шел планомерный рост. Затем начиная с 2021 опять инвестиции стремились к минусу. И только начиная с 2021 года шел незначительный прирост.
  • Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) в 2000 году показывал отрицательный коэффициент по отношению к предыдущему подотчетному периоду. Затем начиная с 2005 года шел планомерный прирост вплоть до 2021 года. И начиная с 2021 происходил спад, который продлился до 2021. 2021-2021 года показали позитивный прирост.
Читайте также:  Центробанк определил, с каких сумм будет взиматься налог на вклады в 2021 году

Оценка инвестиционной привлекательности регионов центрального федерального округа

Инновации и инвестиции

УДК 332.1

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*

А. А. АННЕНКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством E-mail: aspi08@mail. ru И. В. РЕЗВЯКОВА, кандидат экономических наук, специалист управления аспирантуры и докторантуры E-mail: Rezvirina@yandex. ru Орловская региональная академия государственной службы

В статье проведена оценка инвестиционной привлекательности субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, по таким показателям, как динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски.

Ключевые слова: инвестиции, привлекательность, индекс, объем, потенциал, риск, Центральный федеральный округ.

В современных условиях причины большинства проблем в инвестиционной сфере регионов лежат в области управления инвестиционными процессами. Чтобы выбрать оптимальный набор мер по активизации инвестиционной деятельности в региональной экономике, необходимо определить, насколько территория привлекательна для потенциальных инвесторов. Проблема поиска и выбора инструментария финансирования инвестиционных проектов крайне важна, поскольку объем и характер инвестиционных ресурсов, которыми располагает регион — это один из элементов, определяющих его инвестиционную стратегию. Оценка инвестиционной привлекательности является

важнейшим условием принятия инвестиционного решения. Инвестиционная привлекательность связана с обобщенной характеристикой ее перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения средств.

В ходе оценки инвестиционной привлекательности факторам риска и неопределенности должно уделяться не меньшее внимание, чем факторам, определяющим инновационное развитие региона и уровень эффективности тех или иных инвестиций в экономику. Различные рейтинговые агентства предлагают множество методик оценки инвестиционной привлекательности регионов России. Для детального исследования были выбраны два рейтинга инвестиционной привлекательности: рейтинг на основании ранга потенциала и рейтинг на основании ранга риска (табл. 1, 2). Эти рейтинги содержат достаточное для экономического анализа количество данных. Инвестиционный потенциал характеризуется рядом элементов, состав которых с уточнениями определен авторами на основе методики рейтингового агентства «Эксперт РА». Это трудовой, потребительский, производственный,

Таблица 1

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона на основании ранга риска

Риск Коэффициент Коэффициент Рейтинг ранга

корреляции Спирмена детерминации риска

Законодательный 0,536 0,287 5

Политический 0,063 0,004 7

Экономический 0,613 0,375 3

Финансовый 0,688 0,474 2

Социальный 0,774 0,6 1

Криминальный 0,61 0,373 4

Экологический —0,076 0,006 6

Таблица 2

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона на основании ранга инвестиционного потенциала

Потенциал Коэффициент корреляции Спирмена Коэффициент детерминации Рейтинг ранга риска

Трудовой 0,922 0,851 5

Потребительский 0,957 0,916 3

Производственный 0,96 0,922 2

Финансовый 0,962 0,925 1

Институциональный 0,938 0,888 4

Инновационный 0,882 0,778 6

Инфраструктурный 0,367 0,135 8

Природно-ресурсный 0,386 0,149 7

финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный и природно-ресурсный потенциалы. Инвестиционный риск следует характеризовать совокупностью законодательного, политического, экономического, финансового, социального, криминального и экологического рисков.

Поскольку рейтинг является качественно-порядковой переменной, то естественным выбором для изучения рейтингов являются модели множественного выбора. Анализ парной корреляции рейтингов оценки регионов на основании ранга риска и ранга потенциала произведен с помощью коэффициента Спирмена. Определена степень влияния каждого фактора на результирующий показатель. Факторные нагрузки рассчитываются на основании коэффициента корреляции рангов, которым измеряется теснота связи факторов. Чем теснее связь факторов, тем выше значение факторной нагрузки. Положительный знак факторной нагрузки указывает на прямую связь факторов, а отрицательный — на обратную.

Коэффициент корреляции вычисляется по формуле Спирмена при помощи подпрограммы SpearmanRankCorrelation:

Р = 1 –

6 I <11

п3 – п

где = X; — у,, (х, у — ранги по признакам А и В); п — количество объектов.

Данные о факторных нагрузках позволяют сформулировать выводы об относительном весе отдельного признака в структуре результирующего фактора. В свою очередь данные о факторных весах определяют ранжирование объектов по каждому фактору. За числовую характеристику факторной нагрузки принят коэффициент детерминации, т. е. квадрат корреляционного отношения показывает долю вариации результативного признака, объясняемой за счет вариации факторного признака. Следовательно, чем выше коэффициент детерминации, тем больше влияние на результативный признак оказывает исследуемый фактор.

Расчет коэффициента корреляции Спирме-на и коэффициента детерминации при анализе инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа проведен на основе данных агентства «Эксперт РА».

Данные о факторных нагрузках позволяют сформулировать выводы об относительном весе отдельного признака в структуре результирующего фактора. В свою очередь данные о факторных весах определяют ранжирование объектов по каждому фактору. После проведенных расчетов целевая функция риска инвестиционной деятельности региона примет следующий вид:

F = 0,287 0,004 0р 0,375 (¿е 0,474 ^

0,600 о, 0,373 а 0,006 о

ек’

где — коэффициент оптимума законодательного риска;

(р — коэффициент оптимума политического риска;

Qe — коэффициент оптимума экономического риска;

— коэффициент оптимума финансового риска;

Qs — коэффициент оптимума социального риска;

(¿—коэффициент оптимума криминального риска;

Qek — коэффициент оптимума экологического риска.

А целевая функция потенциала инвестиционной деятельности региона примет вид

F = 0,851 р 0,916 Р 0,922 Ре 0,925 Р/

0,888 Р;. 0,778 Рк 0,135 Рп 0,149 Ррг, где Р( — коэффициент оптимума трудового потенциала;

Рг — коэффициент оптимума потребительского потенциала;

Ре — коэффициент оптимума производственного потенциала;

Р^ — коэффициент оптимума финансового потенциала;

Р1 — коэффициент оптимума институционального потенциала;

Рк — коэффициент оптимума инновационного потенциала;

Рп — коэффициент оптимума инфраструктурного потенциала;

Ррг — коэффициент оптимума природно-ресур-сного потенциала.

В практике статистических исследований встречаются случаи, когда совокупность объектов

характеризуется не двумя, а несколькими последовательностями рангов (ранжировками), и необходимо установить статистическую связь между несколькими переменными. В качестве такого измерителя использовался коэффициент конкор-дации (согласованности) рангов Кендалла. В связи с этим для оптимизации расчетов для потенциального инвестора целесообразно модифицировать методику следующим образом:

– инвестиционный риск рассчитать по трем составляющим, теснота связи которых с результирующим показателем максимальна (социальный, финансовый и экономический риски);

– расчет инвестиционного потенциала целесообразно производить по трем основным факторам, характеризующимся наибольшей степенью влияния на итоговый потенциал (финансовый, производственный и потребительский потенциалы);

– необходимо добавить к анализируемым показателям законодательно-правовой потенциал.

После модификации методики целевые функции приобрели следующий вид:

– функция риска инвестиционной деятельности региона: F = 0,375 (2Р 0,474 (, 0,6 (};

е I 5

– функция потенциала инвестиционной деятельности региона: F= 0,916 Рг 0,922

Р 0,925Р,.

е 1

На основе полученных данных проведем анализ инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа за 2009 и 2021 гг. В зависимости от весовых категорий полученных факторов рассчитаем новые данные инвестиционного риска и инвестиционного потенциала регионов (табл. 3 и 4).

Рассматриваемые регионы равномерно размещены по рангам, составляющим инвестиционный

Таблица 3

Ранги инвестиционного риска по Центральному федеральному округу за 2009 и 2021 гг.

Субъект Федерации Риск Сумма Ранг Модифициро-

Экономический Финансовый Социальный рангов «Эксперт РА» ванный ранг

Москва 1 1 1 3 1 1

Московская область 4 8 2 14 2 3

Орловская область 8 1 13 22 28 26

Липецкая область 8 10 7 24 32 33

Калужская область 9 12 5 26 33 38

Ярославская область 17 7 3 27 36 24

Белгородская область 5 11 11 27 37 28

Рязанская область 23 9 8 40 42 44

Владимирская область 13 21 14 47 43 45

Тульская область 18 18 12 48 44 37

Смоленская область 19 25 10 54 47 54

Костромская область 25 24 9 58 48 55

Окнчание табл 3

Субъект Федерации Риск Сумма рангов Ранг «Эксперт РА» Модифицированный ранг

Экономический Финансовый Социальный

Тверская область 23 28 7 58 50 36

Брянская область 27 30 14 71 51 41

Тамбовская область 24 29 22 75 55 40

Воронежская область 26 25 26 77 57 59

Ивановская область 26 34 19 79 65 66

Курская область 27 27 30 84 68 70

Таблица 4 Ранги инвестиционного потенциала по Центральному федеральному округу за 2009 — 2021 гг.

Субъект Федерации Потенциал Сумма рангов Ранг «Эксперт РА» Модифицированный ранг

Потребительский Производственный Финансовый

Москва 1 1 1 3 1 1

Московская область 2 3 4 8 2 3

Орловская область 19 28 29 76 28 26

Липецкая область 32 29 30 90 32 33

Калужская область 37 23 32 92 33 38

Ярославская область 30 26 38 94 36 24

Белгородская область 29 30 36 95 37 28

Рязанская область 40 38 41 119 42 44

Владимирская область 46 34 40 120 43 45

Тульская область 44 36 42 122 44 37

Смоленская область 41 41 49 132 47 54

Костромская область 38 53 43 133 48 55

Тверская область 47 40 50 136 50 36

Брянская область 45 48 48 141 51 41

Тамбовская область 52 44 55 151 55 40

Воронежская область 53 54 47 155 57 59

Ивановская область 60 58 63 181 65 66

Курская область 62 60 65 187 68 70

риск (табл. 3). Минимальный инвестиционный риск для инвесторов традиционно наблюдается в Москве и Московской области, а наибольший — в Ивановской и Смоленской областях. По уровню финансового риска все рассматриваемые регионы находятся с рангами от 1-го (Москва) до 34-го (Ивановская область). По социальной компоненте субъекты Центрального федерального округа расположены в первой трети инвестиционного риска — от 1-го ранга (Москва) до 30-го (Курская область).

Столичные регионы (Москва и Московская область) по всем элементам инвестиционной привлекательности имеют самые высокие показатели. В регионы-лидеры вышли области, у которых наблюдаются высокие показатели инвестиционного потенциала по четырем его составляющим. Это Воронежская (трудовой, потребительский, финансовый, инновационный), Белгородская (трудовой, потребительский, финансовый, производственный) и Липецкая (производственный, финансовый, инфраструктура) области.

К регионам-аутсайдерам относятся области с низким инвестиционным потенциалом по нескольким составляющим. Например, Костромская область — по всем элементам (кроме туристической сферы), по четырем из семи — Ивановская (производственный, финансовый, инновационный, инфраструктура), Орловская (трудовой, потребительский, финансовый, туристический) и Тамбовская (трудовой, производственный, инфраструктура, туристический потенциал) области. Интересно отметить, что Липецкая область относится к регионам-лидерам, имея высокие показатели финансового, производственного потенциала, а также инфраструктуры. В то же время область имеет низкие показатели инновационного и туристического потенциалов. Поэтому при планировании региональной политики необходимо учитывать этот факт для ликвидации диспропорций в развитии области.

Читайте также:  Стратегический подход – Коммерсантъ Краснодар

Методические подходы, использованные при оценке инвестиционной привлекательности региона, базируются на рейтинговом исследовании

структурных и функциональных свойств, а также показателей развития региональных экономических систем. Их отличительными особенностями являются применение оптимизированной факторной функции, учитывающей приоритетную значимость элементов, а также комплексный расчет совокупностей потенциалов (финансового, производственного и потребительского) и рисков (экономического, финансового и социального), являющихся составными частями инвестиционной привлекательности региона.

Таким образом, в ходе анализа выявлены наиболее инвестиционно привлекательные и стабильные регионы. Это Москва, Московская и Белгородская области. Регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности — Воронежская, Липецкая, Тульская, Брянская, Владимирская, Калужская, Курская, Рязанская, Тверская, Ярославская области. Причем у первых трех регионов инвестиционная привлекательность выше, чем у остальных из этой

группы. К регионам с низкой степенью инвестиционной привлекательности относятся Костромская, Орловская, Смоленская, Тамбовская и Ивановская области. Регионом-аутсайдером является Ивановская область, которая имеет самую низкую инвестиционную привлекательность.

Существующие тенденции, скорее всего, сохранятся в ближайшие годы, так как для изменения ситуации необходимы институциональные преобразования в целях уменьшения последствий финансового кризиса, усиления государственного контроля за ведением инвестиционной деятельности в отраслях естественных монополий, а также повышения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. Целью современной инвестиционной политики должно стать не только стимулирование инвестиционной деятельности, но и эффективное использование инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития региональных комплексов.

Список литературы

1. Найденова Р. И. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 17.

2. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: 2009—2021 годы // Эксперт. 2021. № 54.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2021.

Таблица 2. инвестиционный риск российских регионов в 2020 году

Ранг риска Ранг потенциала, 2020 годРегион (субъект федерации)Средневзвешенный индекс риска, 2020 годИзменение индекса риска, 2020 год к 2021 году, увеличение ( ), снижение (-)Ранги составляющих инвестиционного риска в 2020 году     Изменение ранга риска, 2020 год к 2021 году
      СоциальныйЭкономическийФинансовыйКриминальныйЭкологическийУправленческий 
2020 год2021 год           
112Московская область0,12710,002341014276
243г. Санкт-Петербург0,1280-0,0112114554722
3338Липецкая область0,1370-0,001414176369
4216Белгородская область0,13810,00355131834-2
5522Ленинградская область0,1459-0,0061110253491
671г. Москва0,1507-0,0031309712541
767Республика Татарстан0,15720,0041637163919-1
81020Воронежская область0,1622-0,00172413713162
9114Краснодарский край0,16600,00125183010372
10854Тамбовская область0,16900,00812224471418-2
11937Курская область0,17000,00810212811424-2
121235Тульская область0,17030,0048162653721
131410Нижегородская область0,19440,006949193811381
141531Тюменская область0,19560,003401835745121
151650Рязанская область0,19780,0032231202128281
16176Свердловская область0,1981-0,0031334162761141
171312Самарская область0,19890,012302612393331-4
182234Калужская область0,2069-0,0021424476326114
191914Ханты-Мансийский авт. округ – Югра0,20710,0011551562763
202115Новосибирская область0,20890,0005515154635221
212632Калининградская область0,2099-0,010352559183105
221840Ярославская область0,21230,010235229125113-4
232011Республика Башкортостан0,21330,00658714354442-3
242349Пензенская область0,21460,0053253313935-1
252539Владимирская область0,2156-0,00220325534725
26249Ростовская область0,22440,01031665243045-2
272769Новгородская область0,22790,007214339661832
282944Брянская область0,22800,005172967224331
293618Ямало-Ненецкий авт. округ0,2293-0,00666213385207
302825Ставропольский край0,23240,01048935502272-2
313052Вологодская область0,23270,006283351156529-1
323126Волгоградская область0,23480,004374634194048-1
333247Сахалинская область0,23750,00624424559678-1
343324Саратовская область0,23840,006382348203859-1
353446Ульяновская область0,24330,010546938131636-1
36415Красноярский край0,24470,000531964278465
37408Челябинская область0,24520,0034138117564303
383827Алтайский край0,24630,008574122264360
394561Кировская область0,2464-0,0023954373256396
404245Тверская область0,24730,0022980532517232
413736Омская область0,25120,015601323645369-4
424323Приморский край0,25120,0054312506962531
433542Томская область0,25260,018513527446066-8
443953Смоленская область0,25330,013526143431543-5
454664Орловская область0,25580,0073345641723581
464729Хабаровский край0,25670,0051955524070441
474833Оренбургская область0,26090,0095048245463611
485570г. Севастополь0,2626-0,01656597142547
494974Костромская область0,26280,007187242295473
505266Амурская область0,2638-0,004443656776852
514455Чувашская Республика0,26690,021624458313226-7
525073Республика Адыгея0,26710,00371176310655-2
535143Удмуртская Республика0,26740,003496536674250-2
545367Республика Мордовия0,27760,008613762451257-1
555613Пермский край0,2809-0,0034763466566401
565419Иркутская область0,28230,009632818687365-2
576159Ивановская область0,2844-0,0092777703634514
585775Республика Марий Эл0,28450,001656432234656-1
596021Республика Саха (Якутия)0,28970,001742033882271
606217Кемеровская область0,29410,0004567494772672
615956Архангельская область0,29760,012366657587741-2
625865Псковская область0,30210,017595069603163-4
636341Мурманская область0,3032-0,00346833052807
646871Камчатский край0,3052-0,0284268617071524
656477Республика Хакасия0,30920,003644760615768-1
666785Ненецкий авт. округ0,32210,0006673217879171
676658Республика Коми0,32570,007707525768115-1
686557Астраханская область0,32900,013736054565074-3
697028Республика Крым0,3297-0,01572767691711
706978Магаданская область0,3311-0,006267940828347-1
717172Курганская область0,35750,003687472734170
727251Республика Бурятия0,37670,013763968726975
737348Забайкальский край0,37850,008757866487564
747481Республика Калмыкия0,38400,009797074285562
757560Республика Карелия0,3846-0,023678275497449
767879Карачаево-Черкесская Республика0,42030,00583879815792
777684Республика Алтай0,42490,016804077515881-1
787783Еврейская авт. область0,42680,015698473795282-1
797980Чукотский авт. округ0,43730,016348581228478
808063Республика Северная Осетия – Алания0,45980,019778178834876
818168Кабардино-Балкарская Республика0,47090,012827180842177
828262Чеченская Республика0,4978-0,008785884741984
838582Республика Тыва0,5222-0,0588556838059802
848430Республика Дагестан0,5229-0,007812782852083
858376Республика Ингушетия0,57760,068845785412985-2
Читайте также:  Охота - презентация, доклад, проект скачать

Таблица 3. инвестиционный потенциал российских регионов в 2020 году

Ранг потенциала Ранг риска, 2020Регион (субъект федерации)Доля в общерос-сийском потенциале, 2020 год (%)Изменение доли в потенциале, 2020 год к 2021 году (п.п.)Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2020 году        Изменение ранга потенциала, 2020 год к 2021 году
2020 год2021 год    ТрудовойПотребительскийПроизводственныйФинансовыйИнституциональныйИнновационныйИнфраструктурныйПриродно-ресурсныйТуристический 
116г. Москва14,86770,3151111111841
221Московская область6,24620,0182232322514
332г. Санкт-Петербург4,99870,1803323236853
449Краснодарский край2,90510,01044744175302
5736Красноярский край2,54250,164141395131278192
6516Свердловская область2,4869-0,03765665847137-1
767Республика Татарстан2,4738-0,00556576528406-1
8837Челябинская область1,8764-0,0279111314107292510
9926Ростовская область1,8719-0,030771011716143316
101013Нижегородская область1,87090,0041091213114315812
111123Республика Башкортостан1,7920-0,0201181110122143218
121317Самарская область1,7125-0,01581014128142347181
131455Пермский край1,67740,025221416151613576131
141219Ханты-Мансийский авт. округ – Югра1,5822-0,205201849273974966-2
151520Новосибирская область1,57310,0171215171796493929
16164Белгородская область1,55360,0082827212326234436
171760Кемеровская область1,4906-0,04819191518214655533
181929Ямало-Ненецкий авт. округ1,43610,1325550886949773681
191856Иркутская область1,3653-0,01121221816182973715-1
20208Воронежская область1,2751-0,007171620221419155028
212159Республика Саха (Якутия)1,26100,00549392830535683269
22235Ленинградская область1,16560,0242523191928251048191
232242Приморский край1,1534-0,021232125271530501811-1
242734Саратовская область1,14530,0981624352825113338273
252430Ставропольский край1,0794-0,031131727261934514531-1
262632Волгоградская область1,07000,003182022252233523438
272538Алтайский край1,0599-0,008262533313115442325-2
282869Республика Крым1,00310,00724325439205221355
292946Хабаровский край0,9704-0,007303034352343611221
303384Республика Дагестан0,96330,0201512552158453941443
313014Тюменская область0,9516-0,009322924202422644326-1
323221Калининградская область0,9463-0,01245523851176132937
333147Оренбургская область0,9271-0,031292826293267422039-2
343418Калужская область0,9182-0,024474530443710177035
353512Тульская область0,8819-0,018313129363335116652
363641Омская область0,8566-0,013272623322926604472
373711Курская область0,8390-0,00135414138504292258
38383Липецкая область0,82090,00338333233426487357
393925Владимирская область0,79680,005344040433528196820
404022Ярославская область0,7740-0,017393639423624327917
414463Мурманская область0,74560,0265855454560604611603
424343Томская область0,7162-0,006445144474798137811
434253Удмуртская Республика0,7161-0,017373437373441456453-1
444528Брянская область0,70350,0024335504843401369491
454640Тверская область0,69950,0024238464938324060231
464135Ульяновская область0,6928-0,042414948554420375462-5
474733Сахалинская область0,6847-0,009726231245562532473
485373Забайкальский край0,67220,022655464576576708435
495024Пензенская область0,66370,0003342475245313656511
504915Рязанская область0,6631-0,002504642504136305740-1
515272Республика Бурятия0,6594-0,0026057736162697510141
524831Вологодская область0,6582-0,010544736344048665924-4
535444Смоленская область0,65340,0055259496030372672421
545110Тамбовская область0,6522-0,012574352566118356271-3
555751Чувашская Республика0,63420,0223658585349472480502
565561Архангельская область0,6253-0,015563757464854691945-1
575868Астраханская область0,60910,0024653514156505628591
585667Республика Коми0,6056-0,007646143405159721554-2
595957Ивановская область0,5750-0,031535656624638348146
606075Республика Карелия0,56890,008716665635755412622
616139Кировская область0,5532-0,005484453543951655541
626482Чеченская Республика0,53220,0274048745876741874802
636280Республика Северная Осетия – Алания0,5228-0,00761657870757177763-1
646345Орловская область0,51960,001626360645963257565-1
656662Псковская область0,50680,0097069707254661676321
666550Амурская область0,4969-0,006636059595272682756-1
676754Республика Мордовия0,49230,000517161666453386561
686981Кабардино-Балкарская Республика0,49140,0025964756871682752641
696827Новгородская область0,49110,001746862656327487830-1
707048г. Севастополь0,47090,023667577777057206734
717164Камчатский край0,43440,008767668697258711755
727271Курганская область0,40790,001686772676770544277
737452Республика Адыгея0,38810,0057572767674802282761
747349Костромская область0,38700,004697067716675587147-1
757558Республика Марий Эл0,3774-0,002677366736865634674
767785Республика Ингушетия0,35680,0107878847983821283751
777665Республика Хакасия0,3394-0,009777469757373673278-1
787870Магаданская область0,33750,011817971747778761682
797976Карачаево-Черкесская Республика0,31400,000737779787877596348
808079Чукотский авт. округ0,28320,013848580818485791479
818174Республика Калмыкия0,2128-0,026798285828244804983
828283Республика Тыва0,21120,005808083807981853170
838378Еврейская авт. область0,21020,006838382858079625384
848477Республика Алтай0,18490,000828181848183826167
858566Ненецкий авт. округ0,16820,000858463838584843685
Оцените статью
Adblock
detector