Инвестиционная политика российской федерации в 2021-2020 годы
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2021-2020 ГОДЫ
В.А. Варфоломеева, канд. экон. наук, доцент А.В. Игишев, студент
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10694
Аннотация. В данной статье рассматривается инвестиционная политика Российской Федерации за последние три года. Рассмотрены теоретические основы инвестиционной политики, задачи органов государственной власти по совершенствованию данной сферы. Изучены основные задачи для решения проблемы повышения эффективности инвестиционной политики. Выявлены проблемы в рамках инвестиционной политики. Предложены направления для улучшения инвестиционной политики и инвестиционного климата в стране.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвесторы.
Финансовая политика Российской Федерации – это совокупность определенных мероприятий государства в сфере финансов, в целях привлечения финансовых ресурсов, их использование и грамотное распределение для осуществления своих функций и задач.
В Российской Федерации к органам исполнительной власти, осуществляющие проведение и контроль финансовой политики, относятся: Правительство Российской Федерации и Министерство Финансов Российской Федерации.
Рассматривая в целом, государственная политика – это сложная структура, которая может быть представлена как совокупное объединение политик, а именно: бюджетная, налоговая, таможенная, социально -страховая, ценовая, валютная и инвестиционная политики.
Важное место среди политик занимает инвестиционная политика, так как именно от нее зависит функционирование других областей финансовой политики, экономический рост благосостояния государства и улучшение качества жизни общества.
Инвестиционная политика Российской Федерации заключается в развитии основных следующих направлений:
– государственная поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса (предпринимательства);
– создание благоприятных правовых условий для развития кредитования;
– привлечение инвестиций из разных источников, как резидентов, так и не резидентов нашей страны;
– стимулирование частного предпринимательства и частных инвестиций.
Рассматривая государственные инвестиции, важно выделить их области разделения на макроуровень и микроуровень. На макроуровне, инвестиции для государства являются базой для осуществления государственной политики расширения воспроизводства, ускорение НТР, стимулирование производства и улучшение качества отечественной продукции, усиление обороноспособности страны, решение проблем с занятостью населения и развитие социальной сферы общества, а также развитие сырьевой базы для промышленности. Рассматривая микроуровень, инвестиции играют важную роль для обеспечения стабильной и бесперебойной работы предприятий, устойчивого финансового состояния и максимизация прибыли хозяйствующих субъектов.
Одна из основных целей инвестирования – это получение прибыли (дохода);
прирост стоимости принадлежащего субъекту имущества. Но, для государства, на ряду с указанными выше целями, одной из приоритетных задач является так же обеспечение развития общих условий для функционирования экономики, в том числе не связанные с получением прибыли социальные эффекты (развитие сферы образования, здравоохранения, инфраструктуры и другие).
Рассматривая инвестиционную деятельность Российской Федерации за последние три года, важно выделить влияние на данную сферу следующих факторов и событий.
В 2021 году, Российская Федерация столкнулась как с внутренними, так и внешними факторами, сильно влияющие на инвестиционную деятельность. Произошли серьезные проблемы с частными банками, коллапс двух крупных частных банков (ФК Открытие и БИН Банк), вызвал опасение и недоверие по поводу скрытой слабости банковской сферы, и запустил механизм сомнения о том, что Центральный Банк слабо контролирует ситуацию в банковском секторе. В мире прошла волна серьезных новостей по поводу введения новых экономических санкций в отношении нашей страны, данные факторы привели к напряжению и застою инвестиционной политики. Так же важно отметить, что ВВП в 2021 году в России хоть и вырос на 1,6%, настроение в экономике оставалось весьма подавленным. Осенью 2021 года, в Правительстве прекратились все обсуждения по поводу концепции экономических реформ, Россия вступила в временный «период тишины». На смену оптимистическим настроениям после выборов в США 2021 г., пришли опасения по поводу введения новых экономических санкций.
В 2021 году, следуя данным инвестиционных фондов, прямые инвестиции в Российскую Федерацию из-за рубежа, упали более чем в 3 раза, по сравнению с предыдущим годом. В отношении к внутреннему валовому продукту, это стало минимальным значением за последнее десятилетие. Произошел сильнейший отток инвестиций
из российской экономики, который достиг 23,1 млрд. $.
Согласно данным экономических исследований, в 2021 году Российская Федерация потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые подтвердили желание вложить свои средства в российские предприятия, но, к сожалению, были вынуждены отказаться от этой идеи. Основные причины отказов инвесторов от вложений, являлись такие факторы, как: высокие издержки и неконкурентоспособность производства на территории Российской Федерации; сложные способы регистрации и оформления инвестиций в российские компании и предприятия; неготовность руководства российских предприятий к конкретным действиям в отношении сотрудничества с иностранными инвесторами.
Проводя анализ инвестиционной политики Российской Федерации, важно отметить, что с 2021 по 2021 годы, ключевая процентная ставка Центрального Банка упала с 10% по 6,25%. Данные действия связаны с снижением инфляции в стране. Важно отметить, что чем ниже процентная ставка, тем доступнее кредиты Центрального Банка для коммерческих банков, а следовательно, коммерческие банки делают более доступными свои кредиты, как для физических, так и юридических лиц. Данные действия помогают способствовать экономическому росту, так как предприятия и компании получают доступ к более дешевым кредитам и могут занимать денежные средства для расширения и улучшения производства.
Не смотря на отток инвестиций из Российской Федерации, Центральный Банк за последние три года в Российской Федерации стимулировал создание благополучных условий для выпуска среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Высокий спрос получили облигации федерального займа (ОФЗ) как у резидентов, так и не резидентов нашей страны. Облигации федерального займа получили высокий спрос и широко используются как альтернатива банковскому вкладу у населения нашей страны.
За последние три года, в области инвестиций, происходила унификация налоговых ставок как по государственным ценным бумагам, так и корпоративным облигациям. Произошла серьезная модернизация правил размещения государственных ценных бумаг и взаимодействия между иностранными и российскими инвесторами.
Проанализировав инвестиционную политику Российской Федерации, важно выделить следующие результат:
– государство, посредством законодательных и подзаконных актов жестко контролирует и устанавливает общие правила, а также требования функционирования инвестиционной политики, обозначен круг и пределы правоспособности всех субъектов, работающих на инвестиционном рынке;
– государство создает определенную систему органов и учреждений, для проведения качественной инвестиционной политики государства, полный контроль ситуации и совершенствования инвестиционного климата в стране;
– государство создает федеральную инвестиционную программу, которая направлена на реализацию проектов, таких как: строительство, реконструкции, техническое перевооружение объектов капитального строительства.
За последние три года, инвестиции в Российской Федерации из-за рубежа потерпели серьезный отток. Инвестиции, которые могли быть направленны на развитие промышленности, наукоемких отраслей, были, к сожалению, выведены. Но при этом, у иностранных инвесторов остается высокая заинтересованность в крупных компаниях и предприятиях Российской Федерации, а также ОФЗ-н, эмитированные Министерством финансов Российской Федерации.
Ключевую роль в привлечении капиталовложений из-за рубежа играет инвестиционная политика государства, а именно привлекательность – то, как страну оценивают потенциальные инвесторы. Рассматривая данный вопрос, важно выделить, что влияет на их выбор, а это: потенциал территории страны, уровень коррупции, раз-
витость законодательной базы, экономическая ситуация в стране, кадровый потенциал страны.
У Российской Федерации с человеческим ресурсом и природными богатствами проблем нет, но кризисные и санкционные тенденции, а также нестабильность законодательства, отталкивают иностранный капитал. По мнению иностранных экспертов, инвесторы в Российской Федерации защищены лишь формально. В действительности всегда сохраняется риск, что власти откажут иностранным инвесторам в протекции, а именно – сменят акцизы, или отменят действующие для них преференции.
Важно так же рассмотреть вопрос налогообложения в Российской Федерации для иностранных инвесторов. В стране, к сожалению, сохраняется тенденция и риск повышения налоговой нагрузки на зарубежный капитал. Это особенно затрагивает и волнует тех инвесторов, которые ведут свою деятельность в регионах страны: они не получают значимых и важных для инвестирования и развития послаблений: налоговых каникул и других преимуществ со стороны Правительства Российской Федерации.
Еще один важный фактор, для благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации – это контроль и грамотное распределение поступающих инвестиций. Инвестиции оправдывают и окупают себя лишь при грамотном и рациональном вложении и перераспределении. Нерациональное использование инвестиционных средств на устаревших и не эффективных производствах, приводит к противоположному результату, а именно -эффективность вложений падает, средства труда приходят в негодность, инвестиционный проект неконкурентоспособен. Итог такого менеджмента и распределения инвестиций – это полное банкротство предприятия и потеря капиталовложений. Чтобы этого не допустить, привлечение инвестиций должно начинаться с грамотно разработанного, структурированного плана и проработанной стратегии. Инвестор должен быть полностью уверен в эффективности его капиталовложений.
Для любого государства, иностранные инвестиции являются важным ресурсом для экономики. Основная причина падения притока инвестиций в экономику Российской Федерации за последние три года, заключается в ослаблении курса национальной валюты и кризиса в экономике. Также, сильный отток инвестиций нерезидентов связан с санкциями, крупные российские компании потеряли иностранных инвесторов. Санкции нанесли огромный урон в инвестиционной политике страны.
Важно рассматривать объём производственных мощностей в стране. Большинство из них досталось в наследство от эпохи советского союза, и спустя десятилетия, предприятиям необходима крупная и масштабная модернизация. К сожалению, у текущих собственников, на перезапуск производства не хватает собственных средств. Важно производить грамотное финансирование предприятий, тем более, сегодня для этого созданы хорошие условия, благодаря политике импортозамеще-ния и поддержке народных производителей. Благоприятный инвестиционный климат будет развиваться благодаря решению и развитию ряда вопросов, которые волнуют иностранных инвесторов.
На сегодняшний день, одной из главных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации, это создание и поддержание в стране благоприятного инвестиционного климата. Увеличение экономики, в большей степени, зависит от успешной инвестиционной деятельности государства, что служит незаменимым рычагом роста экономики страны.
Для улучшения инвестиционного климата в стране, необходима стабилизация политической и экономической обстановки, корректирование таможенной и налоговой политик в стране, проведение грамотной региональной инвестиционной политики, упрощение строительных процедур, стимулирование инвестиций, привлечение иностранных инвесторов, улучшение правовых и экономических условий для деятельности инвесторов.
Эффективность функционирования инвестиционной деятельности прямо влияет
на стабильность финансовой системы и играет ключевую роль в процессе модернизации экономики Российской Федерации.
Важно отметить, что государство может влиять на инвестиционную активность, при помощи определенных инструментов, например: модернизация налоговой и кредитно-финансовой политик; предоставление налоговых льгот предприятиям и компаниям, которые вкладывают инвестиции на модернизацию и техническое перевооружение производства. Наряду с модернизацией формирования федеральных целевых программ в сфере науки и нано-технологий, предстоит продолжать развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, стимулирование предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, стимулировав их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационные процессы.
Одной из приоритетных задач государственной финансовой политики, является цифровизация экономики. Суть данной политики заключена в следующем: развитие цифровых технологий, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором развития производства во всех сферах социально – экономической деятельности. Данная политика благополучно скажется на инвестиционной сфере государства.
На сегодняшний день наша страна столкнулась с ситуацией, негативно влияющей на развитие инвестиционного климата – это риск введения новых санкций со стороны США и Евросоюза. Но развитие и улучшение среды для инноваций и бизнеса, дадут новые стимулы для привлечения инвесторов.
Подводя итоги анализа инвестиционной политики государства, важно отметить, что осуществление рациональной и ответственной инвестиционной политики и финансовой политики Российской Федерации в целом – необходимое требование правильного функционирования экономики Российской Федерации и осуществления стратегических приоритетов развития государства.
Библиографический список
1. Инвестиционная деятельность // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://procenty-po-vkladam.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/ (дата обращения 20.08.2020).
2. Международные финансовые отношения и международное сотрудничество // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации – [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/international/ (дата обращения 20.08.2020).
3. Годовые отчеты Центрального Банка Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://procenty-po-vkladam.ru/search/?text=годовые отчеты (дата обращения 22.08.2020).
INVESTMENT POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2021-2020
V.A. Varfolomeeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Igishev, Student
Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article examines the investment policy of the Russian Federation over the past three years. The theoretical foundations of investment policy, the tasks of state authorities to improve this area are considered. The main tasks for solving the problem of increasing the efficiency of investment policy have been studied. Identified problems within the investment policy. The directions for improving the investment policy and investment climate in the country are proposed.
Keywords: investments, investment policy, investment climate, investors.
Иностранные инвестиции в россии — статистика
Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями.
В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество). В 2021 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.
Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары.
В ноябре 2021 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2021 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2021 года экономический рост составил 0,1%.
Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2021. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2021 году занимала 51 место. Со второй половины 2021 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2021 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2021 года фиксируется их недельный прирост.
Агентство Bloomberg сообщило, что в 2021 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2021 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств.
Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.
Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив сша
По итогам 2020 года Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США. Об этом свидетельствуют данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Прямые иностранные инвестиции включают в себя, например, строительство зарубежными компаниями новых заводов, расширение присутствия в стране или приобретение ими местных компаний.
В 2020 году в китайскую экономику было инвестировано $163 млрд из-за рубежа, что на 4% больше, чем годом ранее, тогда как американская экономика привлекла около $134 млрд (почти вдвое меньше в сравнении с 2021-м). В России иностранные инвестиции уменьшились на 96% — с $32 млрд до $1,1 млрд.
Как отмечает BBC, в США иностранные инвестиции снижаются с 2021 года, когда они достигли максимума ($472 млрд). В Китае же этот показатель непрерывно растет. Еще в 2021 году разрыв между странами был практически двукратным: США получили $251 млрд новых зарубежных инвестиций, а КНР — с $140 млрд.
По прогнозам аналитиков британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), благодаря пандемии коронавируса COVID-19 экономика Китая обгонит американскую в 2028 г. – на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее.
В глобальном масштабе объем иностранных инвестиций в год пандемии снизился на 42% — с $1,5 трлн в 2021 году до $859 млрд по итогам 2020-го. Этот показатель стал наименьшим в XXI веке. Даже в период мирового финансового кризиса объем инвестиций был примерно на 30% выше нынешнего уровня.
По оценкам ЮНКТАД, в Европейском союзе объем привлеченных в 2020 году иностранных инвестиций упал на 71%. В Германии темпы падения достигли 61%.[2]