Неконтролирующая доля (Non-controlling interests) – МСФО

Что такое неконтролирующие инвестиции? | аналитика онлайн — база знаний №1 по финансовым рынкам в россии

Это вложение средств в половину выпускаемых на предприятии ценных бумаг. В этом случае инвестор не может самостоятельно контролировать деятельность организации. Покупка неконтролируемых финансовых инструментов позволяет вкладчику уменьшить риск путем диверсификации.

неконтролирующие инвестиции, инвестиция, ценные бумаги, инвестор, финансы, финансовый инструмент, вкладчик, диверсификация, фондовый рынок

Акции ОАО «АФК «Система» (AFKS)

AFKS, АФК Система, акции, ценные бумаги, биржа, открытое акционерное общество, евробонды, депозитарная расписка, облигации, ликвидность, фондовый рынок

Что такое депозитарная расписка?

депозитарная расписка, инвестор, инвестиции, актив, банк, акции, вкладчик, облигации, эмитент, фондовый рынок

Что такое наивная (ложная, эвристическая) диверсификация?

наивная (ложная, эвристическая) диверсификация, диверсификация, инвестор, актив, инвестиция, финансы, криптовалюта, фондовый рынок, форекс, валютный рынок

Что такое график обязательного погашения?

график обязательного погашения, заемщик, банковский кредит, кредит, банк, кредитный договор, фондовый рынок, криптовалюта, форекс, валютный рынок

Гудвилл (goodwill) и неконтролирующая доля участия (нду)

Гудвилл — категория многозначная и не относящаяся к специфически бухгалтерским понятиям. Этот термин используется и бухгалтерами и финансистами, специалистами по оценке бизнеса и маркетологами. В отечественной литературе по бухгалтерскому учету и в нормативных актах (Положение по бухгалтерскому учету №14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 № 153н) синонимом термина «гудвилл» выступает понятие «деловая репутация организации». На наш взгляд, прямое заимствование из английского языка соответствующего термина представляется более корректным, чем не совсем адекватный перевод — «деловая репутация»[1].

Когда о гудвилле говорят не-бухгалтеры, иод ним понимают совокупность нематериальных факторов, которые позволяют конкретной компании иметь определенные конкурентные преимущества в бизнесе и за счет этого генерировать дополнительные доходы и денежные потоки. Но эти преимущества не присутствуют в отдельной отчетности (separate financial statements) компании[2], поэтому выделить из гудвилла составляющие его компоненты и, главное, оценить (с достаточной для формирования финансовой отчетности степенью надежности) невозможно.

Особенность «бухгалтерского» гудвилла состоит также и в его неотделимости от консолидированной группы. Его невозможно продать и (или) сдать в аренду (группа компаний не является юридическим лицом и, следовательно, может быть субъектом гражданского правоотношения). Гудвилл сам по себе не генерирует денежных потоков, невозможно определить срок его полезной службы; ни у материнского, ни у дочернего предприятия нет никаких юридических прав на него — положительный гудвилл является неи- дентифицируемым нематериальным активом именно консолидированной группы компаний.

По своей сути, гудвилл, возникающий при первичной консолидации, является скорее бухгалтерской (необходимой для сохранения балансового равенства в консолидированном отчете), чем экономической категорией. С этим следует «смириться» и, может быть, не относиться к данной статье отчетности как к показателю, характеризующему некоторую объективную реальность, а рассматривать гудвилл как некоторую виртуальную величину, зависящую от методологии учета. Во многом он (как и «доля неконтролирующих акционеров») необходим для того, чтобы сошелся консолидированный баланс.

В соответствии с МСФО (IFRS) 3:

Гудвилл = (Переданное возмещение, оцененное по справедливой стоимости на дату приобретения Неконтролирующая доля в приобретаемом предприятии Справедливая стоимость доли участия, которой покупатель уже владел в приобретаемом предприятии) — (Справедливая стоимость приобретенных идентифицируемых активов[3] Принятые обязательства).

Или:

Гудвилл = Справедливая стоимость активов, переданных за право контроля над чистыми идентифицируемыми активами ДП — Справедливая стоимость чистых активов (собственного капитала) ДП.

Еще раз подчеркнем, что стандарт МСФО (IFRS) 3 однозначно отдает приоритет использованию справедливой стоимости для учета сделок по объединению.

Совет по МСФО в 2020 г. выпустил новый МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (обязателен к применению для годовых периодов начиная с 1 января 2020 г. Положения этого стандарта могут быть использованы для оценки справедливых стоимостей активов и обязательств для целей учета сделок приобретения компаний.

Подходы к определению справедливой стоимости активов и обязательств имеют определенную иерархию в использовании:

  • 1) рыночные показатели;
  • 2) модели оценки, основанные на открытых показателях (iobservable inputs);
  • 3) модели оценки, основанные на открытых показателях и внутренних допущениях (non-observable inputs).

Этот список построен в порядке роста уровня субъективности. Чем выше субъективность используемых данных, тем более развернутые раскрытия используемой информации требуются в примечаниях к консолидированной отчетности.

В табл. 2.1 приведены подходы к оценке различных групп идентифицируемых активов и обязательств, признанных в финансовой отчетности приобретаемого предприятия.

Таблица 2.1

Оценка идентифицируемых активов и обязательств

Вид актива или обязательства

Применяемая оценка

Рыночные ценные бумаги

Текущая рыночная оценка

Нерыночные цепные бумаги

Оценка текущей стоимости, основанная на стоимости сравнимых ценных бумаг, имеющих схожие характеристики

Счета дебиторов

Текущая стоимость подлежащих получению сумм при текущих процентных ставках после поправки на безнадежные долги

Запасы

Готовая продукция и товары — по возможной цене реализации за вычетом расходов на продажу и обоснованной нормы прибыли.

Незавершенное производство — по цене продажи готовой продукции за вычетом расходов по доведению до готовности расходов на продажу и разумного уровня прибыли.

Сырье по текущей стоимости замещения (восстановительная стоимость)

Окончание табл. 2.1

В табл. 2.1 были перечислены подходы к оценке признанных в отчетности идентифицируемых активов, признание которых было возможно, исходя из положений соответствующего стандарта. Однако для целей учета сделок приобретения, в соответствии с МСФО (IFRS) 3, этот перечень активов и обязательств может подвергнуться корректировке (некоторые статьи будут добавлены, некоторые — исключены). Приведем некоторые примеры:

  • 1) идентифицируемые нематериальные активы:
    • — клиентские базы и соглашения о неконкуренции (noncompete agreements). Оцениваются с учетом всех факторов, которые приводят к более выгодным условиям в связи с наличием таких прав,

торговые марки, лицензии, патенты. Их оценивают с использованием модели DCF (доходный подход),

  • — выгодные контрактные условия. Их оценка равна разнице (в течение контрактного периода) между расходами по контракту, заключенному приобретенной компанией, и рыночными ценами по аналогичным активам (услугам) с учетом наличия опциона на продление контракта,
  • — незавершенные исследования (признание которых в качестве нематериальных активов напрямую запрещено МСФО (IAS) 38) и разработки, даже если и они не были признаны. У приобретаемой компании оцениваются по фактическим затратам;
  • 2) условные обязательства, не признанные по МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Стандарт МСФО (IFRS) 3 указывает, что текущие обязательства можно признать, если возможно их надежно оценить. При этом не принимается во внимание, насколько вероятен (что является необходимым условием признания в соответствии с МСФО (IAS) 37) отток ресурсов для погашения этого обязательства. Соответственно, в отчетности приобретаемого предприятия могут возникнуть условные обязательства по судебным искам, неопределенным налоговым позициям[5], невыгодные контрактные условия (отражаются как обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости убытков от исполнения) и т.и.

Если приобретается компания, являющаяся материнским предприятием, и в предыдущей сделке приобретения (т.е. в тот момент, когда приобретаемая компания стала МП) возник гудвилл, то он не может быть признан как идентифицированный актив в новой операции приобретения. (См. критерии идентифицируемости актива в глоссарии.)

Иногда материнское предприятие не успевает завершить оценку справедливой стоимости на момент подготовки финансовой отчетности и отражает справедливую стоимость активов и обязательств в приобретенной компании по предварительным данным. Если эти данные окажутся не точны на дату публикации КФО, необходимо произвести соответствующие корректировки. Пункт 45 МСФО (IFRS) 3 позволяет вносить корректировки в расчет справедливой стоимости в течение года после даты приобретения.

Ситуация Г

Компания «А» приобрела 100% голосующих акций компании «Б» за 10 млн д.е. 24 декабря 2020 г. Предварительная оценка активов компании «Б» составила 20 млн д.е., а обязательств 12 млн д.е. В консолидированной отчетности на 31 декабря 2020 г. исполнительным органом компании «А» были признаны активы и обязательства компании «Б» по указанной выше оценке и, соответственно, гудвилл в размере 2 млн д.е.

20 апреля 2020 г. компания «А» получила заключительный отчет независимого оценщика, в котором стоимость запасов компании «Б» была уменьшена (по сравнению с предварительной оценкой на 24 декабря 2020 г.) на 1 млн д.е., что привело к уменьшению активов «Б» до 19 млн д.е. на дату приобретения. Согласно МСФО (IFRS) 3, необходимо отразить это изменение в расчете справедливой стоимости в отчетности за первое полугодие 2020 г.

В результате активы компании «Б» будут уменьшены до 19 млн д.е., а гудвилл составит 3 млн д.е. на дату приобретения.

Как правило, цена приобретения контроля над деятельностью дочернего предприятия превышает справедливую стоимость ее чистых активов, однако возможна и обратная ситуация, которая приводит к возникновению так называемого «отрицательного», или «негативного», гудвилла (negative goodwill). Совет по МСФО использует термин «выгодная покупка» (bargain purchaseи относит подобные сделки к необычным. Действительно, в условиях нормальной рыночной экономики собственник вряд ли будет продавать нормально функционирующий бизнес по цене ниже справедливой стоимости.

Отрицательный гудвилл является косвенным индикатором обесценения приобретенной компании, поэтому Совет по МСФО предписывает в случае его возникновения рассмотреть корректность проведения всех этапов его расчета и корректность определения справедливой стоимости на предмет выявления ошибок и (или) искажений. Если в конечном итоге превышение остается, его нужно отразить в ОСД как прибыль от приобретения.

Подобный подход вызывает у автора по меньшей мере недоумение. Если превышение справедливой стоимости приобретенных активов над справедливой стоимостью переданного за них возмещения (отрицательный гудвилл) относится на кредит консолидированного ОСД (отчет о совокупном доходе (ОСД) в составе дохода), то логичным бы было отнесение положительного гудвилла в дебет консолидированного ОСД в составе расхода). А то как-то странно и нелогично получается: положительный гудвилл капитализируется в активе, а отрицательный — относится на прибыль. Кроме того, нарушается принцип осмотрительности, а нарушение принципов бухгалтерского учета, на наш взгляд, представляется недопустимым.

Возникновение в консолидированной финансовой отчетности статьи «Неконтролирующая доля участия» (Non-controlling [6]

Interest)’ связано с тем, что фактически для управления деятельностью дочернего предприятия МП совершенно не обязательно контролировать 100% пакета голосующих акций ДП. В этом случае необходимо принимать во внимание интересы иных инвесторов, в собственности которых находятся остальные акции ДП. Так, хотя консолидированная отчетность отражает финансовое положение и результаты деятельности группы как единого экономического организма, в консолидированных отчетах о финансовом положении (ОФП) и отчетах о совокупных доходах должны быть отражены интересы сторонних акционеров.

Порядок расчета неконтролирующей доли участия (НДУ) при первичной консолидации регулируется МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», последующая оценка, изменение и выбытие неконтролирующей доли участия — МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

Неконтролирующую долю участия можно разделить на следующие категории:

  • 1) обыкновенные НДУ, т.е. инструменты, отражающие существующие доли владения;
  • 2) прочие НДУ, такие как компонент капитала в конвертируемых облигациях или опционы, предоставленные в рамках соглашений о выплатах на основе акций.

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» в рамках реализации проекта но конвергенции МСФО и US GAAP устанавливает два подхода к расчету гудвилла:

  • 1) метод полного гудвилла;
  • 2) метод пропорционального гудвилла.

Для расчета НДУ стандартом также предусмотрено два метода:

  • 1) метод пропорциональной доли участия;
  • 2) метод справедливой стоимости

Если МП решило применять метод полного гудвилла, то оно автоматически должно рассчитывать НДУ методом справедливой стоимости (иначе не сойдется консолидированный ОФП на дату приобретения); если гудвилл рассчитывается пропорциональным методом, го и для расчета НДУ должен быть использован метод пропорциональной доли участия (по той же причине). Поэтому в дальнейшем, особенно при построении консолидацион- ных проводок и таблиц, мы будем для краткости называть метод пропорционального гудвилла и пропорциональной доли участия называть методом пропорционального гудвилла; метод полного гудвилла и сопряженный с ним метод справедливой стоимости [7]

расчета НДУ — методом полного гудвилла. Если применяется метод полного гудвилла, то все дальнейшие операции, с ним связанные (обесценение, выбытие и т.п.), будут распределяться между МП и НДУ; при расчете пропорциональным методом эти операции будут относиться только на МП[8].

Метод полного гудвилла (и метода справедливой стоимости для НДУ) предполагает стоит в для расчета гудвилл и НДУ справедливой стоимости неконтролирующего пакета например, рыночной цены на активном рынке на дату приобретения (п. В44 МСФО (IFRS) 3). Однако если она недоступна, допустимо использовать другие методы ее определения с учетом положений МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»[9].

Рассмотрим применение двух методов на примерах.

Читайте также:  Бессрочный вклад проценты

Ситуация ПК1

Компания «А» приобретает 55% голосующих акций компании «Б» за 1000 д.е. Сделка осуществлена в денежной форме. Чистые идентифицируемые активы (ЧИА) компании «Б» на дату приобретения составили 900 д.е., рыночная цена неконтролирующего пакета на эффективном (!) рынке составляет 760 д.е.

Метод пропорционального гудвилла и пропорциональной доли НДУ (д.е.):

а) НДУ = 0,45-900 = 405;

Гудвилл = 1000 405 — 900 = 505, или

б) НДУ = 0,45 -900 = 405;

Гудвилл = 1000 — 0,55 • 900 = 505.

Метод полного гудвилла и справедливой стоимости ПДУ (д.е.):

НДУ = 760;

Гудвилл = 900 760 — 1000 = 660.

В этой ситуации гудвилл, рассчитанный методом полного гудвилла, больше, чем рассчитанный пропорциональным методом на 155 д.е. Это часть гудвилла, относящаяся к ИДУ.

Рассмотренная ситуация (метод полного гудвилла) интересна тем, что в бухгалтерском учете на уровне консолидированной группы возникает так называемая премия за контрольный пакет. Действительно, 100% акций «Б» (контролирующая и неконтролирующая доли) имеют справедливую стоимость, равную 1760 д.е. (1000 760). Таким образом, 1% голосующих акций имеет рыночную цену 17,6 д.е. Казалось бы, 45% должны стоить 792 д.е., однако эффективный рынок оценивает неконтролирующий пакет всего в 760 д.е., в то время как контролирующий пакет имеет справедливую стоимость 1000 д.е., а не 968 (55 • 17,6). Разница 32 д.е. (792 — 760 = 1000 — 968), на наш взгляд, представляет собой рыночную оценку премии за контрольный характер пакета. Правда, данная гипотеза базируется на допущении о существовании эффективных рынков капитала и рациональности всех экономических агентов.

Ситуация ПК2

В январе 20ХХ г. компания «А» приобрела 15% голосующих акций компании «Б» за 300 д.е. Через год, в январе 20х 1 г., компания «А» дополнительно приобрела 40% акций компании Б за 1000 д.е. и установила контроль над ней. На эту дату справедливая стоимость чистых активов компании «Б» составила 2100 д.е. Справедливая стоимость уже существующей доли в 15% оценена (на основе положений МСФО (IFRS) 13) в 500 д.е. Прибыль от переоценки инвестиций признана покупателем в отчете о совокупном доходе в составе прибыли (см п. 38 МСФО (IFRS)

3). Рыночная цена неконтролирующей доли (45%) равна 900 д.е.

В этой ситуации имеет место так называемое поэтапное приобретение контроля. МСФО (IFRS) 3 устанавливает, что каждая сделка по приобретению акций должна учитываться приобретающей стороной с учетом доступной информации о затратах, связанных со сделкой, и справедливых стоимостях всех компонентов, влияющих на величину гудвилла. Строго говоря, стандарт предписывает отдельного перерасчета всех компонентов, влияющих на гудвилл и НДУ на каждую дату операций по приобретению пакета (даже не являющегося пока контрольным). Однако могут быть использованы и данные на дату приобретения, особенно в случаях, если стоимостная оценка этих компонентов нс претерпела существенных изменений.

Метод пропорционального гудвилла и доли участия дает следующие результаты (д.е., расчет по дате приобретения): а) НДУ = 2100 0,45 = 945;

Гудвилл = (945 1000 500) — 2100 = 345, или

б) Гудвилл = (500 1000) — 2100 • 0,55 = 240;

НДУ = 2100 • 0,45 = 945.

Метод полного гудвилла и справедливой стоимости НДУ: НДУ = 900;

Гудвилл = (1000 500 900) — 2100 = 300.

Ситуация ПКЗ

31 марта 20ХХ г. компания «АЛЛ» приобрела 25% голосующих акций компании «БББ» за 30 д.е., что было отражено в учете компании «А» записью:

Дебет сч. «Долгосрочные финансовые вложения 30 д.е

в ассоциированную компанию Б»

Кредит сч. «Денежные средства» 30 д.е.

Баланс компании «АЛЛ» на конец марта 20ХХ года (агрегировано) представлен ниже.

Чистые активы (активы, включая инвестиции 250

в «БББ» 30 д.е., за вычетом обязательств)

Акционерный капитал 40

Нераспределенная прибыль 210

Итого собственный капитал 250

Компания «АЛА» применяет метод долевого участия (метод собственного капитала equity method) для учета подобных инвестиций. Этот метод также называют иногда методом консолидации в одну строку.

За период «апрель — декабрь 20ХХ г.» чистые активы компании «ААА» выросли на 100 д.е. (нераспределенная прибыль составила 100 д.е.).

Агрегированный ОФП компании «БББ» на 31 марта 20ХХ г. выглядел следующим образом (д.е.).

Чистые активы 90

Акционерный капитал 20

Нераспределенная прибыль 70

Итого собственный капитал 90

Баланс компании БББ на31.12.20ХХ г.:

Чистые активы

140

Акционерный капитал

20

Нераспределенная прибыль

120

Итого собственный капитал

140

Таким образом, баланс компании «ААА» на 31 декабря 20ХХ г., скорректированный на изменение доли компании «ААА» в чистых активах «БББ» (0,25 (120 — 70) = 12,5), консолидированный методом «в одну строку», примет следующий вид (д.е.).

Чистые активы (активы, включая инвестиции в «БББ» 42,5 д.е., за вычетом обязательств)

365,5

Акционерный капитал

40

Нераспределенная прибыль

322,5

Итого собственный капитал

365,5

Дооценка финансовых вложений компании «ААА» на 12,5 д.е. в ее отдельной отчетности не отражается, так как в соответствии с п. 38 МСФО (IAS) 27, подобные инвестиции должны быть оценены по их стоимости (at cost).

Справедливая стоимость 25% пакета акций компании «БББ», находящегося в собственности «АЛЛ», на 31 декабря 20ХХ равна 38 д.е.

В первый рабочий день января, 11 января 20ХХ 1 г.[10], компания «ААА» купила еще 40% акций БББ за 80 д.е., доведя размер своего пакета до контрольного (40% 25% = 65%). Справедливая стоимость (рыночная цена) неконтролирующего пакета (35%) на 11 января составляет 65 д.е.; чистых активов компании «БББ» — 140 д.е. Таким образом:

а) но методу пропорционального гудвилла:

НДУ = 0,35 — 140 = 49 д.е.;

гудвилл на дату получения контроля (11 января 20ХХ 1 г.) составит (38 80 49) — 140 = 27 д.е;

б) по методу полного гудвилла:

ИДУ = 65 д.е.;

гудвилл на 11 января 20х 1 г. составит (38 80 65) — 140 = 43 д.е.

Обратим внимание на то, что приобретенный ранее 25% пакет акций компании «ААА» для расчета гудвилла оценен но справедливой стоимости, а не но балансовой оценке. Разница между ними будет отнесена на нераспределенную прибыль группы при подготовке консолидированного баланса группы на дату приобретения.

Инвестиционный контроль

Инвестиционный встречный контроль — контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого контроля.

Инвестиционный совместный контроль — контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственным и органами.

Подчеркнем, что инвестиционный контроль в сфере финансов активно изменяется от проверки правильности, целесообразности и законности инвестируемых государственных финансовых ресурсов к контролю с позиции эффективного, результативного и экономического использования государственных ресурсов.

Объектами инвестиционного контроля могут выступать инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, инвестиционные проекты, государственные программы и др. С учетом публичного аспекта, объектами инвестиционного контроля будут выступать бюджетные инвестиции, государственная инвестиционная деятельность, государственные инвестиционные проекты и др.

На основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 г. и плановый период 2020 и 2020 г. (разработан Минэкономразвития России) общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической политики по сравнению с ранее запланированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. цифрами, с одной стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей политики. Для этого, в том числе, будут реализовываться меры, предусмотренные указанной Концепцией, в частности, ключевая мера — переход начиная с 2020 г. к формированию бюджета на программной основе. Государственные программы охватывают все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и одновременно включают большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета (в том числе расходы на инвестиционную деятельность).

Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программы и ее мероприятий и мерой соотношения полученных результатов и бюджетных расходов. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений.

Согласно программным документам каждая целевая программа содержит раздел, касающийся оценки эффективности расходования бюджетных средств, методику оценки. К примеру, Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239, закрепляет, что целевая программа ведомства содержит оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации; методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» раздел VI целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Вместе с тем, процедуру проверки государственных программ на предмет оценки эффективности регулирует Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 2 августа 2020 г. №588. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное

  • (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:
    • а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики Российской Федерации. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики Российской Федерации;
    • б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Читайте также:  Куда вложить деньги в 2020 году: правила эффективного инвестирования в Украине

Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее — годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство РФ, Минэкономразвития России и Минфин России.

В отношении инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, действуют Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590.

Проверка осуществляется в отношении инвестиционных проектов, в случае если их сметная стоимость превышает 8 млрд рублей, а также по решениям Правительства РФ независимо от их сметной стоимости. Проверка осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24 февраля 2009 г. №58. Результатом проверки является заключение Минэкономразвития России, содержащее выводы о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта установленным критериям эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Минэкономразвития России ведет в установленном им порядке реестр инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Кроме того, проверка осуществляется на основе определенных качественных и количественных критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (см.табл.2).

Таблица 2. Качественные и количественные критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения

Качественные критерии

Количественные критерии

  • а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;
  • б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах

и программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программах Российской Федерации, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;

  • а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
  • б) отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

Качественные критерии

Количественные критерии

в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы

в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ;

г) необходимость строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (приобретаемого)

в рамках инвестиционного проекта в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения. Проверка по этому критерию в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем обоснования необходимости приобретения объекта недвижимого имущества и невозможности строительства объекта капитального строительства, а также обоснования выбора данного объекта недвижимого имущества, планируемого к приобретению (в случае приобретения конкретного объекта недвижимого имущества). Кроме того, в случае приобретения объекта недвижимого имущества

  • в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества);
  • г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг)

в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд;

д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Качественные критерии

Количественные критерии

в государственную собственность Российской Федерации проверка по этому критерию также включает представление подтверждения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, для которых он приобретается, и обоснование нецелесообразности или невозможности получения такого объекта во владение и пользование по договору аренды;

  • д) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями;
  • е) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета;
  • ж) наличие региональных и муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) либо приобретение

Качественные критерии объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов РФ (муниципальную собственность), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов;

Количественные критерии

  • з) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
  • и) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства.

Проверка по качественному критерию в отношении объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения инвестиционных проектов с проектами-аналогами.

Для проведения указанной проверки предполагаемый главный распорядитель средств федерального бюджета представляет документально подтвержденные сведения о проектах-аналогах, реализуемых (или реализованных) в Российской Федерации по месту расположения земельного участка, на котором будет расположен (располагается) планируемый объект капитального строительства, или (в случае отсутствия проектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации) в иностранном государстве. При выборе проекта-аналога предполагаемый главный распорядитель должен обеспечить максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, создаваемого в соответствии с инвестиционным проектом, и характеристик объекта капитального строительства, созданного в соответствии с проектом-аналогом, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям.

Инвестиционные проекты, прошедшие проверку на основе качественных и количественных критериев, подлежат дальнейшей проверке на основе интегральной оценки, которая определяется методикой.

Результатом проверки является заключение Минэкономразвития России, содержащее выводы о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта установленным критериям эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Положительное заключение является обязательным документом, необходимым для принятия решения о предоставлении средств федерального бюджета на реализацию этого инвестиционного проекта за счет средств федерального бюджета.

В случае если в ходе реализации инвестиционного проекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличилась сметная стоимость (предполагаемая (предельная) стоимость) объекта капитального строительства или стоимость приобретаемого объекта недвижимого имущества, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение или приобретение которых осуществляется в соответствии с этим инвестиционным проектом, или изменились показатели, то в отношении таких проектов проводится повторная проверка.

Отрицательное заключение должно содержать мотивированные выводы о неэффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализации инвестиционного проекта, или о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков.

Отрицательное заключение является основанием для подготовки в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения об отмене ранее принятого решения о дальнейшем предоставлении средств из федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. №382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием)с 1 января 2020 г. в отношении крупных инвестиционных проектов с государственным участием проводится обязательный публичный технологический и ценовой аудит.

Публичный технологический аудит инвестиционного проекта — проведение экспертной оценки обоснования выбора проектируемых технологических и конструктивных решений по созданию в рамках инвестиционного проекта объекта капитального строительства на их соответствие лучшим отечественным и мировым технологиям строительства, технологическим и конструктивным решениям, современным строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве, с учетом требований современных технологий производства, необходимых для функционирования объекта капитального строительства, а также эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, повышения конкурентоспособности производства.

Ценовой аудит —проведение экспертной оценки стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта.

Установлено, что начиная с 2020 г. публичный технологический и ценовой аудит проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 8 млрд рублей и более, а с 2020 г. — в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд рублей и более.

Публичный технологический и ценовой аудит проводится:

  • • по инвестиционным проектам в отношении объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, и объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы (далее — инвестиционные проекты в отношении объектов федеральной адресной инвестиционной программы);
  • • по инвестиционным проектам, планируемым к финансированию за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

В целом публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится в два этапа.

Первый этап — подготовка соответствующего акта Правительства РФ (далее — решение о предоставлении средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта) об утверждении долгосрочных (федеральных) целевых программ, о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софи-нансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, об утверждении паспортов инвестиционных проектов, реализацию которых планируется осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Первый этап публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов также проводится при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу.

Второй этап — утверждение проектной документации в отношении объекта капитального строительства, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта.

Проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов осуществляют независимые экспертные организации и физические лица. Перечень экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, а также порядок его формирования утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Критерии выбора экспертных организаций следующие:

  • • опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в части, касающейся проектирования и строительства объектов капитального строительства по направлениям реализации инвестиционных проектов, составляющий не менее семи лет, в том числе в отношении не менее пяти инвестиционных проектов стоимостью от 1,5 млрд рублей и более;
  • • знание специалистами экспертной организации законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, о техническом регулировании;
  • • обязательное участие в выполнении работ (оказании услуг) по проведению технологического и ценового аудита инвестиционных проектов не менее 5 специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы в указанной сфере деятельности, составляющий не менее 5 лет;
  • • знание специалистами экспертной организации российского строительного рынка, в том числе строительных материалов и конструкций, строительной техники, рынка транспортных грузовых перевозок, рынка рабочей силы, включая знание их стоимостных характеристик.

В свою очередь, с учетом вышесказанных критериев при выборе физических лиц следует руководствоваться следующими критериями:

  • • наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля;
  • • наличие стажа работы в области подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по направлениям реализации инвестиционных проектов стоимостью от 1,5 млрд рублей, составляющего не менее 5 лет, или стажа работы на соответствующих должностях в государственных органах или организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, составляющего не менее трех лет;
  • • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Читайте также:  Инвестиции в инновации | | Надежные инвестиции в интернете

С целью развития государственной инвестиционной деятельности создаются зоны территориального развития, выделяются меры государственной поддержки на реализацию различных мероприятий в рамках функционирования указанных зон. Вместе с тем, установлены правила осуществления контроля администрацией зоны территориального развития в Российской Федерации за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки. Например, приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2020 г. №55 утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением резидентами зоны территориального развития в Российской Федерации условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки.

В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям инвестиционной декларации и условиям получения мер государственной поддержки. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого администрацией.

Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через двенадцать месяцев с даты включения резидента в реестр резидентов зоны территориального развития в Российской Федерации.

Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения администрацией от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений о нарушении резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.

Проведение проверки оформляется приказом руководителя администрации или его заместителя, а также в срок не позднее чем за 45 календарных дней до даты начала проведения проверки.

Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

  • 1) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом);
  • 2) требовать и получать следующие документы (копии документов), если такие документы связаны с соблюдением резидентом условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки:
    • • бухгалтерскую отчетность;
    • • документы о характеристиках и качестве производимой продукции, выполняемых работах и оказываемых услугах, выдаваемые уполномоченными государственными органами (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами);
    • • декларации по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество;
    • • книгу покупок, книгу продаж;
  • • платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций;
  • • договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения;
  • • акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг);
  • • товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 тыс. рублей;
  • • договор(ы) аренды земельного(ых) участка(ов) в случае предоставления резиденту меры государственной поддержки в виде предоставления в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития в Российской Федерации;
  • 3) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния соблюдения резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки.

Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки обязан’.

  • 1) подготовить и представить проверяющим документы, по списку, указанному в уведомлении;
  • 2) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.

Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки вправе: присутствовать при проведении проверки; давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения в письменной форме с приложением соответствующих документов; обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки.

Если в результате проверки выявлен факт несоблюдения резидентом условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки, администрация в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для представления возражений по результатам проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По истечении срока, указанного в уведомлении, администрация проводит в соответствии с вышеуказанным Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий инвестиционной декларации и условий получения мер государственной поддержки.

Если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены нарушения, администрация обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении резидента из реестра резидентов зоны территориального развития в Российской Федерации.

Инвестиционный контроль осуществляется за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технике-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

В соответствии с Порядком осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 марта 2009 г. №82, контроль осуществляется должностными лицами Минэкономразвития России в форме проверок исполнения резидентами условий соглашений об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого Минэкономразвития России.

Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через 12 месяцев с даты заключения с ним соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения Министерством от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти письменных сведений о нарушении резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, которые могут стать основанием для обращения в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.

Проведение проверки оформляется приказом Минэкономразвития РФ или его заместителя.

Проверяющие в пределах своей компетенции вправе’.

  • а) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);
  • б) требовать и получать:
    • • выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для резидентов-юридических лиц) или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для резидентов-индивидуальных предпринимателей), выданные не ранее чем за три месяца до даты проведения проверки;
    • • документы, характеризующие деятельность резидента за период проверки, а также подтверждающие осуществление резидентом капитальных вложений в случаях, если осуществление капитальных вложений является обязательным условием соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
  • в) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления, несанкционированного доступа к накопленной у проверяющих информации и другие;
  • г) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния исполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки.

Если в результате проверки выявлен факт неисполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По истечении срока, указанного в уведомлении, Министерство проводит в соответствии с рассматриваемым Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

Если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, Министерство вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.

Инвестиционный контроль также осуществляется в сфере распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров. В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 марта 2020 г. № 188, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе за их целевым использованием, осуществляется федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 1092 утвержден Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере (вместе с Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере).

На основании Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, утвержденных по становлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134, контроль, а также мониторинг за реализацией проектов с формированием и использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ осуществлялся Министерством регионального развития РФ. Вместе с тем, Указом Президента РФ от 8 сентября 2020 г. №612 названное Министерство было упразднено и его функции в части территориального планирования, разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов, а также в сфере предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации переданы Минэкономразвития России.

При этом Внешэкономбанк осуществляет мониторинг расходования средств инвестора при реализации проекта на основании данных по движению средств на расчетных счетах инвестора, открытых во Внешэкономбанке, и представляет соответствующую отчетность в указанное Министерство.

Если при отборе комплексного инвестиционного проекта правительственной комиссией принято решение о необходимости привлечения управляющей компании для управления проектом, участия в осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проекта, Министерство организовывает размещение заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг управляющей компанией. Управляющие компании привлекаются для следующих задач: содействие в осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов; информационное сопровождение мероприятий по контролю и мониторингу, проводимых Министерством и др.

По результатам контроля и мониторинга хода реализации проектов в случае невыполнения условий инвестиционного соглашения (концессионного соглашения) и паспорта проекта Министерство вносит на рассмотрение инвестиционной комиссии и правительственной комиссии предложения: о пересмотре инвестиционного соглашения, включая предложения об изменении объема финансирования на каждый год периода реализации проекта; о приостановлении реализации проекта; о прекращении реализации проекта.

Очевидно, что в связи с переходом на программно-целевой метод бюджетного планирования ключевую роль в механизме реализации целевых программ приобрел метод оценки эффективности расходования бюджетных средств. Вместе с тем, аудит эффективности, осуществляемый Счетной палатой РФ, занимает доминирующую позицию в структуре учета в рамках государственной контрольной системы[2].

В связи с этим требуется рассмотрение правовых основ внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой РФ.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.