К вопросу о понятии «Государственные инвестиции» – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Власти утвердили первые проекты нового инвестиционного режима

В список вошли восемь проектов, инициаторами которых выступили, в частности, «Мираторг», Wildberries и «ФосАгро». Режим предполагает неизменность условий по налогам, землепользованию и субсидии на строительство инфраструктуры

Минэкономразвития утвердило первый пакет проектов, по которым до конца текущей недели заключат соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), сообщает газета «Известия» со ссылкой на ведомство.

СЗПК предусматривают для инвесторов неизменность условий (стабилизационную оговорку) по налогам (на прибыль, имущество, по транспортным налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС), условиям землепользования и градостроительной деятельности, а также субсидии на строительство инфраструктуры.

В первый пакет СЗПК следующие вошли восемь проектов общей стоимостью более 129 млрд руб.:

  • строительство комплекса по производству фосфоросодержащих удобрений и электростанции в Волхове Ленинградской области; инициатором выступила компания «ФосАгро», объем инвестиций — 28 млрд руб.; проект позволит Волховскому химическому комплексу компании увеличить ежегодный выпуск продукции более чем в четыре раза, дополнительно в бюджет после выхода завода на полную мощность поступит 3 млрд руб. за пять лет;
  • строительство центра обеспечения омниканальной торговли в Татарстане; инициатор — Wildberries, объем инвестиций — 5 млрд руб.;
  • проект расширения комплекса по производству мясных полуфабрикатов и готовых блюд в Калининградской области; инициатор — «Мираторг», объем инвестиций — 4,9 млрд руб.;
  • проект производства метанола на базе железнодорожного нефтеналивного терминала в Сковородино Амурской области; инициатор — группа ЕСН, объем инвестиций — 55 млрд руб.; финансировать проект будет синдикат банков при участии ВЭБ.РФ; по оценке Минэкономразвития, рост несырьевого неэнергетического экспорта при реализации составит 500 млрд руб., а рост ВРП Амурской области — 220 млрд руб.; в бюджет от инициативы поступит 23 млрд руб.;
  • проект создания высокотехнологичного фармацевтического предприятия в Москве; инициатор — группа компаний «Р-Фарм», объем инвестиций — 8,27 млрд руб.;
  • проект развития молочного животноводства и переработки молока в Тверской области; инициатор —«Румелко-Агро», объем инвестиций — 18 млрд руб.;
  • строительство тепличного комплекса в Тихорецком районе Краснодарского края; инициатор — «Магнит», объем инвестиций — 6,4 млрд руб.

Инвестиционные и приоритетные

Инвестиционные приоритетные проекты активно реализуют в последние годы. Статус ИПП присваивают компаниям, которые строят или модернизируют промышленные производства, создают промкомплексы, индустриальные парки и технопарки. Кроме того, на особый статус могут рассчитывать проекты, реализуемые по концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном партнерстве, а также проекты в сферах образования, культуры, искусства и соцобслуживания населения.

Всего городе 13 ИПП, в них планируется инвестировать около 30 миллиардов рублей. Статус инвестиционного приоритетного проекта дает инвесторам возможность существенно снизить общую региональную налоговую нагрузку. Так, на четверть уменьшается региональный налог на прибыль (12,5 процента вместо 17 процентов), обнуляется ставка налога на имущество, на 99 процентов снижается ставка арендной платы за земельный участок.

В 2020 году статус ИПП получили пять проектов. Среди них — геронтологический центр в Ново-Переделкине, в который инвестор вложит почти полмиллиарда рублей. Похожий проект по строительству центра для людей пожилого возраста будет реализован в Бескудниковском районе за 310 миллионов рублей.

Один из самых масштабных инвестиционных приоритетных проектов последнего времени — технопарк «ЗИЛ», который появится на территории одноименной промзоны к 2023 году. В нем создадут более 1100 рабочих мест и будут производить микроэлектронику, автокомпоненты, разрабатывать информационные технологии в сфере безопасности, проводить научные исследования. Планируемый объем инвестиций в проект — около четырех миллиардов рублей.

К вопросу о понятии «государственные инвестиции»

Екатерина СИДОРОВА

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

В статье рассматривается проблема определения понятия «государственные инвестиции» в российском бюджетном законодательстве. Решение данной проблемы поможет в совершенствовании теоретической составляющей данного финансово-правового института.

The problem of definition of the state investments concept in the Russian budgetary legislation is considered in the article. The solution of the given problem will help in the perfection of the theoretical component of this financial legal institution.

Ключевые слова:

инвестиции, капитальные вложения, государство, бюджетное инвестирование; investments, capital investments, state, budgetary investment.

СИДОРОВА Екатерина Викторовна — аспирант кафедры государственного и административного права юридического факультета УлГУ, начальник юридического отдела ООО «Решение» sheilа1950@ rambler.ru

Государственные инвестиции являются одним из важнейших средств развития российской экономики. Интерес к проблеме правового определения понятия инвестиций, их форм и видов объясняется значительной степенью влияния инвестиционных процессов на темпы экономического развития. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интересы в инвестировании, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии их реализации1.

Одним из основных и самых надежных инвесторов является государство как крупнейший публично-правовой институт, обладающий государственно-властными полномочиями по формированию, распределению и, в конечном итоге, использованию централизованных фондов денежных средств в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на соответствующий плановый период2.

Читайте также:  Налог на депозит (вклад) в 2019

В условиях реформирования российского бюджетного законодательства остро встает проблема разработки теоретической составляющей данного финансово-правового института. До сих пор ученые, занимающиеся исследованием правовой природы инвестиций, не пришли к единому мнению о понятии инвестиций. Данной проблематике до сих пор посвящается значительное число научных работ.

Законодательство о государственных инвестициях на сегодняшний день представлено Бюджетным кодексом РФ, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф33, постановлениями Правительства РФ4, нормативно-правовыми актами субъектов РФ5. Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия «государственные инвестиции». Статья 6 БК РФ раскрывает общее понятие бюджетных инвестиций и определяет их как «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета

1 Богатырев А.Г. Инвестиционное право. — М. : Российское право, 1992, с. 36.

2 Подробнее см.: Маренков Н.Л. Инвестиции. — Ростов н/Д : Феникс, 2002, с. 38-39.

3 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1096

4 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» от 13.09.2020 № 716 // СЗ РФ, 2020, № 38, ст. 4834.

5 См.: Закон Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности в Ульяновской области» от 10.03.2005 № 019 (в ред. 05.11.2009) // Ульяновская правда, № 27(22.341), 2005, 18 марта.

стоимости государственного (муниципального) имущества»1. Представляется, что указанное определение не в полной мере отражает сущность и правовую природу данного понятия, а также не вполне четко отражает его отличительные признаки. В Бюджетном кодексе РФ также не содержится разграничение понятий государственных бюджетных инвестиций, муниципальных бюджетных инвестиций, бюджетных инвестиций субъектов РФ, не выделены основные признаки указанных понятий. Кроме того, в действующем законодательстве не приведено четкое определение и разграничение понятий государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Можно согласиться с О.Н. Горбуновой в том, что капитальные вложения представляют собой форму инвестиционной деятельности государства2. Хотя в научной литературе в настоящий момент нет единого мнения по данному вопросу.

Для решения проблемы в первую очередь необходимо раскрыть понятие инвестиций, определить их характерные черты.

Термин «инвестиции» происходит от латинского invest, что означает «вкладывать». В терминологическом словаре под инвестициями понимается «использование денег для извлечения дохода или достижения прироста капитала, либо для того и другого»3. С экономической точки зрения инвестиции представляют собой «долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятиях разных отраслей, предпринимательские проекты»4. Иными словами, под инвестициями понимаются расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала, осуществляемые с целью получения при-были5.

1 СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3823.

2 Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009, с. 300.

3 Розенберг Д.М. Инвестиции : терминологический словарь. — М. : ИНФРА-М, 1997, с. 73.

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,

2007, с. 211.

5 Шарп У.Ф., Александр ГД., Бейли Д.В.

Инвестиции. — М. : ИНФРА-М, 1998, с 25.

С правовой точки зрения инвестиции — это все виды активов (средств) инвестора, вкладываемых в хозяйственную деятельность субъектов в целях получения дохода (иной имущественной выгоды). В научной литературе принято подразделять инвестиции в зависимости от формы собственности — на государственные и частные. Субъектом правоотношений по государственному инвестированию выступает государство в лице органов власти или соответствующих государственных органов субъектов Российской Федерации. Что касается частных инвестиций, то собственником инвестируемых средств (капитала) являются физические лица, юридические лица, иностранные организации, транснациональные корпорации. Финансово-правовыми нормами регулируются только отношения по государственному инвестированию, тогда как отношения по частному инвестированию регулируются нормами гражданского права.

Чтобы точнее раскрыть правовую природу и сущность государственных инвестиций, необходимо сформулировать характерные признаки данного правового института.

Главной отличительной особенностью правоотношений в сфере государственного инвестирования является особая роль государства как основного субъекта таких правоотношений. С точки зрения М.В. Карасевой, в качестве субъекта правоотношений выступает именно государство в целом, а не конкретные государственные органы. Необходимость признания государства в целом субъектом финансового правоотношения возникает тогда, когда существует необходимость возложения именно на него ответственности в этих правоотношениях6. Государство, выступая в рассматриваемых правоотношениях в качестве инвестора — собственника и распорядителя фондов денежных средств (инвестиций), в итоге достигает важной цели — увеличения бюджетных доходов за счет дополнительных налоговых поступлений от объектов инвестирования.

Во-вторых, инвестиционная деятельность, составляющая предмет данного правоотношения, характеризуется относительной самостоятельностью. Условно в

6 Карасева М.В. Финансовое правоотношение.

— Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997, с. 95.

Читайте также:  Вклад Сохраняй Сбербанка 2019, какие условия и процентные ставки по вкладу Сохраняй Сбербанка

науке выделяется имущественная и организационная самостоятельность инвестора. Государство как инвестор характеризуется самым высоким уровнем имущественной самостоятельности, поскольку обладает правом собственности на соответствующий объем бюджетных средств, направляемый на инвестирование государственных проектов.

Организационная самостоятельность государства как инвестора выражается в возможности государства самостоятельно принимать решения об участии в финансировании или утверждении соответствующих инвестиционных проектов, в наличии определенных организационных ресурсов для их реализации, а также в наличии у государства комплекса правомочий, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

В-третьих, инвестиционная деятельность государства характеризуется достаточной степенью риска. Так, федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ предусматривает ряд мер, направленных на защиту интересов государства от реализации неэффективных инвестиционных проектов1. Так, ст. 13, 14 названного закона предусматривают усложненный, многоступенчатый порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений, а также сложную процедуру проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, и достоверности их сметной стоимости.

Однако даже если инвестиционный проект, финансируемый за счет средств государственного бюджета, всесторонне проверен, утвержден и готов к реализации, у государства нет гарантии абсолютной эффективности и успешности реализации данного проекта.

Поэтому, с точки зрения О.А. Акопяна, совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поис-

1 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1096.

ком новых рациональных направлений использования финансовых ресурсов, а именно: ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе; расширение практики предоставления государственных гарантий и страхования инвестиций как формы государственного инвестирования.

В-четвертых, государственные инвестиции, исходя из их высокой общественной значимости, играют особую роль в развитии экономики государства, а также социальной, культурной сфер.

Реализуя крупные инвестиционные проекты, государство преследует, прежде всего, цель увеличения объемов промышленного производства, поддержания интеллектуального потенциала страны, развития инновационных технологий.

Иными словами, государственные инвестиции, в отличие от частных, в первую очередь направлены не на извлечение прибыли, а на достижение какого-либо положительного, социально и политически значимого результата. В системе бюджетных расходов бюджетные инвестиции связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных (муниципальных) запасов и резервов2.

Поэтому представляется необходимым закрепить в бюджетном законодательстве определение понятия «государственные инвестиции», при этом сделать указание на особый, государственно значимый характер подобных инвестиционных вложений. Таким образом, под государственными инвестициями понимаются средства государственного бюджета, бюджета субъекта РФ, с риском вкладываемые государством в объекты хозяйственной, иной деятельности на определенный период в целях реализации функций государственной власти и (или) в целях получения иного положительного социального и (или) политического результата.

2 Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : НОРМА,

2008, с. 286.

Новые вычеты и льготы

Город постоянно разрабатывает и запускает новые меры поддержки, учитывая пожелания бизнеса и анализируя экономическую ситуацию. Например, с этого года столичным промышленным компаниям доступен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Право на инвествычет предоставляется компаниям, которые находятся на территории Москвы и получили статус московского инвестора первой или второй категории.

Налоговый вычет вводится как альтернатива региональным льготным ставкам налога на прибыль, которые закончат свое действие в 2023 году в связи с изменениями федерального законодательства. До 1 января 2023 года компании смогут выбрать текущую льготу по налогу на прибыль в размере 12,5 процента или инвестиционный налоговый вычет. Льготы на имущество и землю у них останутся.

Также в этом году в Москве запустили программу по стимулированию создания рабочих мест. Застройщик получает существенную льготу от города в обмен на обязательство создать за пределами ТТК или МКАД места приложения труда — промышленные или офисные здания.

Механизм программы предполагает, что застройщик при возведении многоквартирного дома получает особую льготу: частично или полностью освобождается от платы за изменение вида разрешенного использования участка, на котором строит жилье. Обычно эта плата очень высокая, она зависит от ряда факторов, таких как расположение участка, его площадь и так далее.

Инвестор в свою очередь обязан вложить сэкономленные благодаря льготе средства в строительство промышленного или офисного объекта за пределами Третьего транспортного кольца или МКАД. В результате инвестор экономит на плате за изменение вида разрешенного использования, строит жилой объект и здание промышленного назначения, а в будущем получает прибыль от реализации этого объекта. Например, он может сдать его в аренду частично или целиком.

Эта программа позволит создавать новые рабочие места для жителей отдаленных районов и, следовательно, постепенно снижать маятниковую миграцию. А для города это новые источники пополнения бюджета за счет налогов на имущество и прибыль. Все проекты по этой программе получают статус инвестиционного проекта по созданию объектов административно-делового назначения.

Читайте также:  Строительство метанолового завода в Волгограде начнется в 2021 году - Экономика и бизнес - ТАСС

В Москве заключены уже два соглашения по этой программе. В рамках первого инвестор до конца 2023 года построит комплекс офисных зданий в Бутырском районе площадью 46 тысяч квадратных метров. Это в перспективе может дать городу более 400 новых рабочих мест.

Благодаря разнообразным программам поддержки инвесторы хотят вести бизнес в Москве. Город, в свою очередь, получает новые рабочие места, качественную продукцию, пополнение налогооблагаемой базы. Кроме того, высокая оценка созданных в Москве условий со стороны бизнеса повышает инвестиционную привлекательность российской столицы на международной арене.

Офсетные контракты

Город стимулирует развитие промышленности и через государственно-частное партнерство. Речь идет об офсетных контрактах — долгосрочных государственных контрактах с инвестиционными обязательствами поставщика. В рамках партнерства инвестор обязуется построить или модернизировать производство, на котором будет изготавливать определенную продукцию для поставки городу.

Он вкладывает в проект не менее одного миллиарда рублей, создает рабочие места, а город в ответ на это гарантирует долгосрочный и стабильный спрос на производимую продукцию. Москва заключила уже четыре офсетных контракта с совокупным объемом инвестиций почти 12 миллиардов рублей.

Первый офсетный контракт был заключен в 2020 году на поставку лекарственных препаратов против онкологии и аутоиммунных заболеваний. В прошлом месяце открылась первая очередь завода на территории особой экономической зоны «Технополис “Москва”». Инвестор уже вложил два миллиарда рублей в проект, а всего планирует вложить три миллиарда. Производство лекарств начнется в конце этого года, а в следующем стартуют первые поставки в городские медучреждения.

В рамках второго офсетного контракта появится предприятие по производству лекарственных препаратов для лечения широкого спектра заболеваний. Объем инвестиций составит 5,9 миллиарда рублей. Третий офсет предполагает создание импортозамещающего производства медицинских изделий для стомированных больных. В реализацию проекта инвестор вложит не менее миллиарда рублей в течение трех лет.

В этом году власти Москвы заключили четвертый офсетный контракт, который предполагает поставку продуктов питания для детей и кормящих женщин через молочные кухни города. Инвестор проекта вкладывает около 2,1 миллиарда рублей в производство. Планируется, что поставки городу будут осуществляться с 2022 года в течение восьми лет.

Совсем недавно город объявил конкурс на заключение пятого офсетного контракта на поставку лекарственных препаратов. По его условиям победитель возьмет на себя обязательства в течение двух лет локализовать или модернизировать производство на территории Москвы и наладить выпуск 20 лекарственных препаратов.

Победитель конкурса создаст современное производство лекарств в МосквеМосква будет производить медизделия для стомированных больныхСергей Собянин рассказал о вводе в эксплуатацию нового фармацевтического предприятия в ЗеленоградеКак работают офсетные контракты в Москве

Поддержка реального сектора

Особое внимание город уделяет поддержке средних и крупных промышленных предприятий, которых в Москве уже более 700. Грамотная политика в этой области помогает столичным производителям успешно работать даже в сложный для экономики период.

«Промышленность в Москве уже давно не такая, какой многие ее помнят — с дымящимися трубами, старыми зданиями и невысокой оплатой труда. Мы видим современные высокотехнологичные производства, которые гармонично вписываются в общую градостроительную концепцию города. На московских заводах производят качественную продукцию, зачастую жизненно важную, которая пользуется спросом как среди москвичей, так и у жителей других городов и даже стран», — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Он отметил, что сотрудники промышленных предприятий, а это более 700 тысяч человек, получают достойную заработную плату. Многие имеют возможность работать около дома благодаря программе комплексного развития территорий.

С 2020 года в столице действует специальная программа по поддержке действующих эффективных промышленных предприятий, технопарков и новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

Она заключается в том, что компании, которые активно инвестируют в собственное производство и предоставляют высокооплачиваемые рабочие места, могут получить статусы промышленного комплекса, технопарка, якорного резидента технопарка, а новые проекты — статус инвестиционного приоритетного проекта (ИПП).

Это позволяет предприятиям снизить региональную налоговую нагрузку на 17–25 процентов. Специальные статусы получили уже более 120 московских компаний. В столице насчитывается 58 промкомплексов, 36 технопарков, 15 якорных резидентов технопарков, 13 инвестиционных приоритетных проектов и один автопроизводитель.

За последние пять лет только промкомплексы (в них работают более 64 тысяч человек) инвестировали в производства 33,2 миллиарда рублей. За это время город предоставил им льготы на сумму 4,4 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций компаний с особыми статусами за пять лет приближается к 100 миллиардам рублей. Всего в таких компаниях работают более 120 тысяч человек.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.