Инвестиционная привлекательность Калужской области
2.1.1. Лучший в России инвестиционный климат.Основные инструменты инвестиционной политики Калужской области соответствуют мировым стандартам – это развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, эффективные институты развития, налоговые льготы и индустриальные парки.
В результате на начало 2021 года:- Калужская область возглавила рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Международной организации кредиторов с кредитным рейтингом “A “;- международное рейтинговое агентство “Фитч Рейтингз Лтд.” повысило долгосрочные рейтинги Калужской области в иностранной и национальной валюте с уровня “BB-” до “BB”, а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале – с уровня “A (rus)” до “AA-(rus)”.
Прогноз по рейтингам – “стабильный”. Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте был подтвержден на уровне “В”;- в рейтинге “Лучшие регионы для бизнеса – 2021” (журнал “Форбс”) Калужская область заняла 16-е место из 30 лучших регионов Российской Федерации;- рейтинговое агентство “Эксперт РА” присвоило Калужской области 8-е место среди регионов Российской Федерации по интегральному показателю категории “минимальные риски инвестирования”.2.1.2.
Самый большой рынок сбыта товаров и услуг (в радиусе 400 км проживает 22 млн. жителей).2.1.3. Выгодное географическое расположение.Калужская область расположена в центральной части России к юго-западу от финансового центра страны – города Москвы.2.1.4.
Развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая транспортную доступность городов, поселков и сельских населенных пунктов.По территории Калужской области осуществляются транзитные, межрегиональные и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
По железнодорожным магистралям осуществляются связи с Украиной, Молдовой, Румынией, Болгарией, Венгрией и т.д.По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей Центральной России.
Плотность автодорог общего пользования в целом по Калужской области составляет 179 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе федеральной сети – 27 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной – 152 км на 1,0 тыс. кв. км), тогда как аналогичные показатели в целом по Центральному федеральному округу следующие:
169 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе федеральной сети – 16 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной – 153 км на 1,0 тыс. кв. км).2.1.5. Близость к инфраструктуре воздушного транспорта.Расстояние до аэропорта Внуково (г. Москва) – 160 км.На территории Калужской области расположено четыре аэродрома, из них два можно использовать для гражданской авиации:
аэродром “Ермолино” (Боровский район) и аэропорт “Грабцево” (г. Калуга).Планируется создание пассажирского и грузового международного аэропорта “Калуга” на базе аэропорта “Грабцево”, а также аэропорта “Ермолино”, расположенного на границе Калужской и Московской областей.2.1.6.
Развитая система подготовки кадров и наличие инновационных подходов к профессиональному обучению в средних специальных и высших учебных заведениях на территории Калужской области.Программы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования формируются на основе прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах.В целях снижения дефицита квалифицированных инженерных кадров, рабочих требуемых профессий и квалификации на рынке труда Калужской области учреждениями профессионального образования открываются новые перспективные специальности и профессии.
При этом одновременно прекращается или сокращается прием студентов на подготовку по профессиям, не востребованным сегодня на рынке труда.Одним из перспективных направлений является создание ресурсных центров по наиболее значимым для Калужской области направлениям подготовки.
В целях подготовки специалистов для предприятий региональных кластеров создан учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности, начато строительство центра подготовки кадров для фармацевтических производств, в ближайшее время планируется создание аналогичных многофункциональных центров в области строительства и сельского хозяйства.
В высших учебных заведениях начата подготовка по новым инженерно-технологическим специальностям, представляющим интерес для экономики Калужской области.2.1.7. Прозрачная административная среда.Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов и выдачей разрешительной документации, действуют законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставки налога на прибыль и освобождения от налога на имущество.
Гарантируется сохранение налоговых льгот по уплате региональных налогов на срок реализации инвестиционного проекта в рамках действующего законодательства. Созданы специализированные институты развития.Созданный комфортный деловой климат и массированное привлечение крупных иностранных инвесторов дали мощный стимул к росту областных доходов и укреплению лидирующих позиций региона на экономической карте России.
Калужская область по итогам социально-экономического развития в 2021 году заняла:- 1-е место в Центральном федеральном округе (далее – ЦФО) и 2-е место в Российской Федерации по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения;- 1-е место в ЦФО и 4-е место в Российской Федерации по прямым иностранным инвестициям на душу населения;- 3-е место в ЦФО и 11-е место в Российской Федерации по темпу роста реальных доходов населения;- 4-е место в ЦФО и 26-е место в Российской Федерации по обороту розничной торговли на душу населения;- 4-е место в ЦФО и 9-е место в Российской Федерации по строительству жилья на 1000 человек.В рейтинге “Ведение бизнеса в России – 2021”, проведенном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией среди 30 региональных центров Российской Федерации, г. Калуга занял 6-е место.
2.2.1. Демографическая ситуация, сдерживающая рост населения.Преодоление негативных явлений будет осуществляться путем реализации социальной политики в этой сфере (стимулирование рождаемости и пропаганда здорового образа жизни, поддержка молодых и многодетных семей), привлечения соотечественников, поддержки процессов межрегиональной миграции.2.2.2.
Дефицит кадров по причине их оттока в город Москву.Решение проблемы будет осуществляться путем создания более комфортной среды для проживания, стимулирования жилищного строительства, создания рабочих мест, востребованных творческой и инициативной молодежью.2.2.3.
Диспропорции развития между севером и югом Калужской области, которые будут сокращаться путем создания более привлекательных условий для частного капитала на территориях, отстающих в социально-экономическом развитии.2.2.4.
Усиление конкуренции с другими регионами в отношении цены размещения инвестиционных проектов. В связи с этим намечены переход к развитию других видов экономической деятельности, не востребованных в настоящее время в других регионах, привлечение средств федерального бюджета и внедрение механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов по приоритетным направлениям.
Стратегические приоритеты
При анализе текущей ситуации развития экономики Калужской области, мировых и российских трендов, направлений инвестиционного развития были выделены две группы – главная и поддерживающая.В состав главной группы включены направления, которые станут драйверами развития экономики Калужской области.
Поддерживающая группа сформирована из направлений, без которых реализация направлений главной группы невозможна.Главную группу составляют:- автомобильный кластер;- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины;- транспортно-логистический кластер;- агропромышленный кластер;- туристско-рекреационный кластер;- кластер информационных технологий.Поддерживающую группу составляют:- качественная среда проживания с развитой социальной инфраструктурой;- модернизируемые на основе инновационных технологий действующие предприятия.Стратегические приоритеты развития муниципальных районов и городских округов Калужской области с указанием потенциала и специфики территории, перспектив развития представлены в приложении к Стратегии “Территориальный разрез инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года”.
Автомобильный кластер Калужской области включает производителей легковых и грузовых автомобилей, производителей автокомпонентов.Активная фаза формирования автомобильного кластера началась в 2006 году со строительства завода по производству легковых автомобилей концерном “Фольксваген”.В настоящее время на территории Калужской области развиваются два завода по производству легковых автомобилей марок “Фольксваген”, “Шкода”, “АУДИ”, “Пежо-Ситроен”, “Мицубиси”.
Заводы расположены в непосредственной близости от областного центра в индустриальных парках “Грабцево” (завод “Фольксваген”) и “Росва” (совместное предприятие “Пежо-Ситроен” и “Мицубиси”). Каждый из заводов рассчитан на производство 150 тыс. автомобилей в год.В 2009 году состоялся запуск производства грузовых автомобилей, размещенного концерном “Вольво” на территории индустриального парка “Калуга-Юг”.
Производство рассчитано на выпуск 15 тыс. грузовиков в год. Кроме того, в 2021 году достигнута договоренность с концерном “Вольво” о строительстве на территории Калужской области завода строительной техники.Наличие указанных производственных “ядер” обеспечило формирование сети поставщиков.
Свои производства открыли такие производители, как “Магна”, “ЯПП”, “Бентелер”, “Вистеон” и ряд других.В середине 2021 года объявлено о строительстве завода двигателей концерном “Фольксваген”.
Этот проект дал старт для перехода от промышленной сборки к более глубокой локализации производства автомобилей.Продукция автомобильного кластера предназначена для реализации на российском рынке и рынках ближнего зарубежья.
Анализ российского рынка показал, что в ближайшие десять лет объем продаж новых легковых автомобилей в России составит 3,5 млн. единиц ежегодно (в 2021 году – 2,6 млн. единиц, в 2021 году ожидается рост на 12 процентов). В настоящее время доля автомобилей, произведенных в России, составляет 65 процентов в общем объеме продаж.
Согласно стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года доля продукции российского производства в общем объеме продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке к 2020 году должна увеличиться до 80 процентов в стоимостном выражении.Ключевые факторы, влияющие на производство автомобилей на территории России:- реализация стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года;- вступление во Всемирную торговую организацию и, как следствие, постепенное снижение импортных пошлин до уровня 15 процентов к 2021 году;- реализация порядка “промышленной сборки автомобилей” (совместный приказ Минэкономразвития России N 73, Минпромэнерго России N 81, Минфина России N 58н от 15.04.2005 (в ред. от 24.12.2021);- введение утилизационного сбора на ввозимые автомобили.Главными задачами развития автомобильного кластера являются:- максимальная локализация производства автомобилей за счет расширения номенклатуры производимых автокомпонентов;- интеграция существующих предприятий Калужской области в цепочки поставок за счет модернизации производства;- формирование инфраструктуры для малых и средних инжиниринговых и технологических предприятий в области автомобилестроения;- создание исследовательских центров в области автомобильной промышленности.Основными формами поддержки инвестиционной активности в данном направлении являются:- устранение административных барьеров;- развитие индустриальных парков и технопарков;- стимулирование инноваций;- совершенствование системы подготовки кадров;- налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.Потенциальными участниками (инвесторами) автомобильного кластера являются:- производители автомобилей;- производители автокомпонентов;- инжиниринговые и технологические организации;- консалтинговые организации;- исследовательские центры в области автомобилестроения.
В Калужской области активно формируется кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (далее – фармацевтический кластер). Его основное развитие осуществляется по трем направлениям:- производство фармацевтической продукции;- производство субстанций;- исследования в области фармацевтики, биотехнологий и биомедицины.На начало 2021 года на территории Калужской области действовали (или находились в стадии строительства) следующие производители фармацевтических средств:
“Хемофарм”, “Берлин-Хеми”, “Ново Нордиск”, “АстраЗенека”, “НИАРМЕДИК ПЛЮС”, “Сфера-Фарм” и другие.В г. Обнинске функционирует ведущий исследовательский институт по разработке (включая клинические испытания новых субстанций) и применению в медицине высокотехнологичных радиологических методов диагностики и лечения больных в Российской Федерации – федеральное государственное бюджетное учреждение “Медицинский радиологический научный центр”. Также в г.
Обнинске сосредоточены малые и средние организации, занимающиеся исследованиями в области фармацевтики и производством субстанций.Для эффективного развития фармацевтического кластера было создано некоммерческое партнерство “Калужский фармацевтический кластер”, в который вошли все ведущие организации Калужской области по данному направлению.Программа развития инновационного территориального кластера “Фармацевтика, биотехнология и биомедицина” в 2021 году выиграла конкурс Министерства экономического развития Российской Федерации по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.Российский фармацевтический рынок постоянно растет (по оценкам, объем рынка к 2020 году составит 1,5 трлн.
рублей, в 2021 году – 564 млрд. рублей) и имеет большой потенциал. Российский потребитель тратит в среднем в год 2,5 тыс. рублей на лекарства, что в 3 раза меньше, чем в Великобритании, и в 9 раз меньше, чем в США.Ключевыми факторами, влияющими на производство фармацевтических средств, являются:- реализация стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (“ФАРМА-2020”);- реализация федеральной целевой программы “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”;- вступление России во Всемирную торговую организацию (снижение импортных пошлин до 6,5-15 процентов в зависимости от товарных групп).Главные задачи развития фармацевтического кластера:- создание новых производств фармацевтической продукции (готовых лекарственных средств и субстанций);- реализация совместных проектов крупных производителей и малых и средних инновационных организаций;- развитие исследовательской инфраструктуры фармацевтического кластера;- развитие сервисной инфраструктуры фармацевтического производства (сопутствующих производств, например, упаковки, и специализированных услуг).Основные формы поддержки инвестиционной деятельности:- устранение административных барьеров;- развитие индустриальных парков и технопарков;- совершенствование системы подготовки кадров;- налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;- стимулирование инноваций.Главные участники (инвесторы) фармацевтического кластера:- производители фармацевтической продукции (готовых лекарственных форм и субстанций);- производители сопутствующих товаров (например, упаковки);- исследовательские организации, осуществляющие лабораторные, клинические и доклинические исследования;- венчурные фонды;- организации, производящие и обслуживающие технологическое оборудование.
Рынок товаров и транспортных услуг диктует развитие инфраструктуры нового типа – транспортно-логистической. Для этого необходимо создание многофункциональных транспортно-логистических центров (далее – ТЛЦ) на территории региона.
Объединение таких центров в единую систему для взаимодействия приведет к повышению прибыльности за счет перехода от обычных грузоперевозок к предоставлению комплексных транспортно-логистических услуг.Российская Федерация опаздывает с созданием опорной транспортной сети и сети внутренних коридоров, основу которых должны составлять транспортно-логистические центры с соответствующей современным форматам торговли инфраструктурой.
Отсутствие такой инфраструктуры снижает экономическую активность регионов и увеличивает стоимость транспортных услуг.В Калужской области с учетом возможности негативных последствий данной ситуации с 2021 года начата реализация крупных логистических проектов по строительству ТЛЦ “Росва” (г. Калуга), мультимодального логистического центра “Ворсино” (Боровский район)
, ТЛЦ “Сухиничи” (г. Сухиничи).С целью обеспечения иностранных инвесторов и других участников внешнеэкономической деятельности необходимой логистической инфраструктурой было принято решение о создании в северной части Калужской области мультимодального логистического центра (далее – МЛЦ) “Ворсино”.
Данный объект будет обладать рядом следующих преимуществ:- возможность принятия грузов железнодорожным транспортом;- обеспечение перевалки больших объемов грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, что позволит осуществить недорогостоящее и длительное хранение товаров, а также производить грузопереработку с высокой скоростью;- удобное географическое расположение (на границе Московской области, в 90 км от г.
Калуги, в непосредственной близости от трассы М-3 “Украина” и железной дороги направления “Москва – Киев”).Строительство этого объекта позволит удовлетворить потребность в обработке грузов всей Калужской области, сосредоточить большие потоки при распределении грузов в Московский регион, а также создать распределительный центр при осуществлении транзита через Москву с востока на запад и с запада на восток.
Реализация данного проекта позволит решить не только вопросы логистики, но и вопросы таможенного оформления. На основании результатов исследований МЛЦ “Ворсино” признан стратегически важным логистическим объектом на уровне Правительства Российской Федерации.ТЛЦ “Росва” создается с целью обслуживания резидентов индустриальных парков “Грабцево”, “Росва”, “Калуга-Юг”, а также других участников внешнеэкономической деятельности.
ТЛЦ “Росва” расположен в центре площадки, занимаемой производственными предприятиями, основу которых составляют организации автомобильного кластера, вблизи разветвленной сети возможных маршрутов обслуживания грузовладельцев (5 км от трассы М-3 “Украина”, 20 км от г. Калуги).
Таким образом, созданы предпосылки для его использования не только с целью обслуживания резидентов индустриальных парков, но и в качестве одного из опорных объектов сети распределения на территории ЦФО.Одним из проектов создания опорной транспортной сети станет строительство ТЛЦ “Сухиничи”.
В настоящее время разработана концепция проекта, утвержденная Губернатором Калужской области и одобренная руководством открытого акционерного общества “Российские железные дороги”. ТЛЦ “Сухиничи” относится к объектам транспортно-складской инфраструктуры межрегионального значения и будет выполнять функции региональной дистрибуции, а также обеспечения внутреннего рынка транспортно-логистических услуг Калужской области и соседних регионов.Создание ТЛЦ многоцелевого назначения, способных предоставить весь набор сервисных услуг, обеспеченных современными средствами связи и коммуникации, обслуживающих интересы торговых операторов, транспортных предприятий и грузовладельцев, будет способствовать переключению грузопотоков, следующих через г.
Москву, на ТЛЦ “Сухиничи”, ТЛЦ “Росва”, МЛЦ “Ворсино”.Ключевые факторы, влияющие на развитие транспортно-логистического кластера Калужской области:- географическое положение (близость к г. Москве);- транспортная доступность ТЛЦ (федеральная магистральная автомобильная дорога М-3 “Украина”, федеральная автодорога А-101 “Москва – Малоярославец – Рославль”, железнодорожная магистраль “Москва – Киев”);- тенденция вывода обработки грузов за территорию г. Москвы;- активное развитие промышленных производств и увеличение товарооборота в Калужской области.Главные задачи развития транспортно-логистического кластера:- создание сети транспортно-логистических центров;- развитие логистических операторов;- развитие инфраструктуры автомобильных дорог;- формирование системы авиаперевозок на территории Калужской области.Основные формы поддержки инвестиционной деятельности:- устранение административных барьеров;- развитие индустриальных парков и технопарков;- налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.Главные участники (инвесторы) транспортно-логистического кластера:- владельцы логистических центров;- логистические операторы;- организации, оказывающие услуги по доставке грузов.
В области сельского хозяйства Калужская область традиционно специализируется на производстве продукции животноводства (молока и мяса, доля отрасли – 44,5 процента) и растениеводства (зерна, картофеля, кормов, доля отрасли – 55,5 процента).Калужская область имеет общие границы с г. Москвой.
Это создает потенциальный рынок сбыта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, так как в радиусе 400 км проживает больше 22 млн. человек.В целом наблюдается недопроизводство и неудовлетворенный спрос на продукты питания российского производства, что создает потенциал для роста отрасли.Калужская область имеет ряд факторов, создающих предпосылки к успешному развитию агропромышленного кластера:- близость крупного центра потребления – г. Москва;- наличие природных ресурсов для производства экологически чистых продуктов питания, востребованность потребления которых возрастает.Главные задачи развития агропромышленного кластера:- повышение производительности труда в сельскохозяйственном производстве;- использование новых инновационных технологий производства продуктов питания;- расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.Основные формы поддержки инвестиционной деятельности агропромышленного кластера:- устранение административных барьеров;- предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;- налоговое стимулирование деятельности агропромышленного кластера.Главные участники агропромышленного кластера (инвесторы):- агропромышленные холдинги;- сельскохозяйственные организации;- фермерские хозяйства;- индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области;- дистрибьюторы сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время в Калужской области под влиянием природно-географических и культурно-исторических факторов сформированы и являются приоритетными следующие направления туризма: аграрный (сельский), культурно-познавательный (паломнический, исторический, событийный).
Важным элементом развития Калужской области является использование естественных конкурентных преимуществ в области туризма.Аграрный (сельский) туризм – вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.Калужская область в связи с наличием уникальных памятников истории, культуры и природы имеет особую привлекательность.
Свыше 150 тыс. ценнейших исторических печатных изданий, предметов быта и культового назначения хранится в фондах музеев, библиотек, архивов.Выявлено свыше 1800 памятников истории, архитектуры, археологии, градостроительства, монументального и садово-паркового искусства.
Среди них особо важное место занимают старинные усадьбы.На территории Калужской области реализуется несколько крупных инфраструктурных туристических проектов, таких как культурно-познавательный центр “Этномир”, парк птиц “Воробьи”, центр культуры и туризма “Высокие берега”.Проводятся крупные культурные мероприятия: музыкальный фестиваль “Дикая мята”, международный музыкальный арт-фестиваль “МАМОКАБО”, фестиваль ландшафтных объектов “Архстояние”, международный фестиваль “Мир гитары”.Ключевые факторы, способствующие развитию туристско-рекреационного кластера:- близость к г.
Москве и основным туристическим потокам;- транспортная доступность объектов туризма;- благоприятная экологическая обстановка.Главные задачи развития туристско-рекреационного кластера:- развитие фестивального движения, территорий и инфраструктуры проведения фестивалей – реализация проекта “Проведи каждый выходной в Калужской области”, который подразумевает проведение в выходной день как минимум одного фестиваля;- расширение туристических маршрутов, проходящих через Калужскую область;- развитие экологического туризма путем создания специализированных баз отдыха и гостевых домов в сельских поселениях;- восстановление исторических памятников;- развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и др.).Основные инструменты поддержки:- устранение административных барьеров;- развитие инфраструктуры туризма;- предоставление субсидий на возмещение части затрат инвесторов на создание объектов инфраструктуры аграрного туризма за счет бюджетных средств;- брендирование территории;- государственно-частное партнерство;- налоговые льготы.Главные участники (инвесторы) туристско-рекреационного кластера:- организации, развивающие туристические центры и фестивальные площадки;- организаторы фестивалей;- базы отдыха, гостиницы, рестораны и кафе;- сельские жители, в том числе фермеры;- институциональные инвесторы в части восстановления памятников архитектуры и усадеб с применением механизма государственно-частного партнерства.
В сфере информационных технологий в Калужской области приоритетом является развитие сектора программного обеспечения как самой динамично развивающейся отрасли с высоким инновационным потенциалом.В связи с этим выделено два направления:- размещение центров разработки аутсорсинговых организаций;- развитие инновационных организаций.Особенностью рынка программного обеспечения является то, что место производства и место сбыта продукции могут быть значительно удалены.
Используя современные коммуникационные технологии и сеть Интернет, можно быстро наладить продажи в разных странах. Ключевым препятствием для этого становится отсутствие компетенций по продвижению товаров и услуг в сети Интернет.Для успешного развития этого направления необходимо наличие специалистов требуемой квалификации, развитой инфраструктуры и доступ к венчурному капиталу.В Калужской области присутствует несколько факторов, положительно влияющих на возможность создания организаций, работающих в сфере информационных технологий:- подготовка специалистов в области информационных технологий в Калужском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана”;- развитая телекоммуникационная сеть;- близость к финансовому центру России – г. Москве.Главные задачи развития кластера информационных технологий:- генерация потока инноваций в сферу информационных технологий;- развитие инфраструктуры частных бизнес-инкубаторов и технопарков;- развитие сервисных услуг в области интернет-маркетинга;- развитие рынка капитала и венчурного финансирования.Основные инструменты поддержки:- устранение административных барьеров;- развитие инфраструктуры бизнес-акселераторов и технопарков;- предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку инновационной продукции за счет бюджетных средств;- инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства (субсидии, гранты, гарантийный и венчурный фонды).Главные участники (инвесторы) кластера информационных технологий:- организации, работающие в области информационных технологий, развивающие продукты, востребованные на внешнем и внутреннем рынках;- молодые предприниматели;- венчурные и посевные фонды;- инвесторы в бизнес-инкубирование и инфраструктуру технопарков.
Улучшение инвестиционного климата и приток инвестиций влияют на уровень благосостояния жителей региона. В связи с этим к социальной инфраструктуре предъявляются совершенно новые, повышенные требования.В то же время обеспечить резкое улучшение социальной инфраструктуры одновременно по всем направлениям невозможно ввиду бюджетных ограничений.Многие объекты социальной инфраструктуры имеют высокую степень износа, что не позволяет предоставлять государственные услуги высокого качества.Региональный бюджет не может одновременно финансировать все направления в необходимом объеме.Для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере используется механизм государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) через концессионные соглашения.Ключевыми сферами применения механизмов ГЧП являются:- автомобильные дороги;- объекты здравоохранения;- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, и другие объекты социально-культурного назначения;- объекты коммунальной инфраструктуры.Главными участниками инвестиционного процесса выступают:- профессиональные управляющие организации;- институциональные инвесторы;- внебюджетные фонды.
Калужская область является промышленно развитым регионом. Большая часть предприятий региона создавалась в советское время.На существующих предприятиях наблюдаются следующие негативные факторы:- высокий износ основных фондов;- технологическая отсталость и, как следствие, низкая производительность труда;- неэффективное использование основных средств;- отсутствие конкурентоспособной продукции на массовом рынке.Указанные факторы приведут к снижению конкурентоспособности с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.Задачи, которые необходимо решить в рамках модернизации существующих предприятий:- повышение энергоэффективности;- повышение коэффициента использование зданий и сооружений;- повышение квалификации менеджеров;- обновление технологического оборудования и переподготовка персонала.Ключевыми инструментами модернизации существующих предприятий являются:- устранение административных барьеров;- предоставление налоговых льгот;- информационная поддержка редевелопмента существующих производственных мощностей.
Приложение. территориальный разрез инвестиционной стратегии калужской области до 2020 года
Приложениек Инвестиционной стратегииКалужской области до 2020 года
Стратегические приоритеты | Специфика | Перспективы развития |
Бабынинский район | ||
Инфраструктура | Выгодное географическое | Реализация перспективных проектов на базе свободных площадей действующих промышленных предприятий (общество с ограниченной ответственностью |
Барятинский район | ||
Агропищевое производство. | Выгодное расположение | Развитие малоэтажного жилищного |
Боровский район | ||
Туристско-рекреационная | Крупнейшая промышленная зона в Калужской области | Развитие инфраструктуры, расширение |
Дзержинский район | ||
Инфраструктура | Выгодное | Развитие инфраструктуры добывающей |
Думиничский район | ||
Агропищевое производство. | Выгодное | Строительство жилого поселка на 20 |
Жиздринский район | ||
Агропищевое производство. | Близкое расположение | Сельскохозяйственное производство. |
Жуковский район | ||
Инфраструктура | Относительная близость к | Создание в районе свободной |
Износковский район | ||
Туристско-рекреационная | Наличие площадок для реализации инвестиционных проектов в сфере | Строительство рыбного комбината. |
Кировский район | ||
Инфраструктура | Свободные производственные | Развитие фарфоро-фаянсовой и |
Козельский район | ||
Инфраструктура | Наличие минерально-сырьевой | Развитие инфраструктуры |
Куйбышевский район | ||
Агропищевое производство. | Наличие свободных | Логистические комплексы. |
Людиновский район | ||
Агропищевое производство. | Общая граница с Брянской | Развитие инфраструктуры особой |
Малоярославецкий район | ||
Инфраструктура | Выгодное географическое | Создание промышленной зоны в |
Медынский район | ||
Инфраструктура | Возможность использования | Строительство новых объектов |
Мещовский район | ||
Инфраструктура | Возможности использования | Развитие логистических комплексов. |
Мосальский район | ||
Инфраструктура | Наличие инвестиционных площадок для размещения современных производств. | Развитие пищевой промышленности. |
Перемышльский район | ||
Инфраструктура | Граница с пригородной зоной | Развитие пищевой промышленности. |
Спас-Деменский район | ||
Инфраструктура | Инвестиционные площадки для | Производство строительных и |
Сухиничский район | ||
Инфраструктура | Наличие инвестиционных площадок | Создание логистического центра. |
Тарусский район | ||
Инфраструктура | Близость крупных рынков сбыта – | Развитие инфраструктуры туризма. |
Ульяновский район | ||
Агропищевое производство. | Крупнейшее в европейской части | Освоение Ульяновского месторождения |
Ферзиковский район | ||
Инфраструктура | Инвестиционные площадки для | Развитие малоэтажного жилищного |
Хвастовичский район | ||
Агропищевое производство. | Выгодное расположение | Создание многофункционального парка |
Юхновский район | ||
Инфраструктура | Возможности использования | Открытие новых швейных цехов. |
г. Калуга | ||
Производство автомобилей | Транспортная доступность – | Производство автокомпонентов. |
г. Обнинск | ||
Инфраструктура | Имеет статус первого наукограда | Разработка и производство |