Основные показатели работы нефтяного комплекса
Показатели | 1998г. | 1999г. | 2000г. прогноз Минэнерго | 2000г. оценка ТЭНИ |
Добыча нефти с газовым конденсатом, млн. т. | 303,4 | 305,0 | 300-305 | 315-318 |
Экспорт нефти, млн. т. | 135,3 | 132,5 | 133 | 136-138 |
Переработка нефти, млн. т. | 161,1 | 170,5 | 165-172 | 176-178 |
Экспорт нефтепродуктов | 43,8 | 47,5 | 45 | 52,5-55,0 |
Чистое внутреннее потребление нефти, млн. т. | 125 | 125 | 122-127 | 125-126 |
Объем эксплуатационного бурения, тыс. м. | 4310,7 | 5000 | 4000-7300 | 6300 |
Тема 15. инвестиции в газовом секторе: в добычу или в транспортировку? — студопедия
Перспективное развитие газовой промышленности требует огромных инвестиций, изыскание ресурсов для которых ложится тяжким бременем не только на газовые компании и государство, но и на рядовых потребителей.
В этой связи, главная задача развития газовой отрасли — поиск баланса между потребностями отрасли в значительных инвестициях и необходимостью ограничить инвестиционную и ценовую нагрузку на экономику.
Очевидно, что эту задачу невозможно решить без четких инвестиционных приоритетов, предполагающих реализацию наиболее востребованных жизнью проектов и замораживание или отказ от некоторых амбициозных планов.
Высокая инерционность производственных процессов в газовой отрасли требует заблаговременных (как минимум на 5-7 лет до предполагаемого ввода в эксплуатацию запланированных объектов) капиталовложений в перспективные добычные и транспортные проекты.
В середине 1990-х — начале 2000-х гг. политика сдерживания внутренних цен на газ в сочетании с высокой налоговой нагрузкой на отрасль, массовыми неплатежами и низкими мировыми ценами на углеводороды лишили газовую промышленность необходимых инвестиционных ресурсов, что привело к необходимости привлекать большие объемы кредитов. Вместе с тем и в 1990-е гг. осуществлялось строительство экспортных («Голубой поток») и внутренних газотранспортных проектов, освоение крупных месторождений (подготовка к эксплуатации Заполярного, последнего месторождения-гиганта, открытого еще в советское время).
В 2004-2008 гг. благодаря высоким мировым ценам на углеводороды, а также постоянному росту внутренних цен на природный газ, доходы нефтегазовых компаний и соответственно возможности для инвестиций резко возросли. В 2001-2008 гг. инвестиции (капитальные вложения) в газовую отрасль постоянно росли и увеличились в текущих ценах более чем в 5 раз. Основная часть инвестиций в газовой промышленности приходится на Группу «Газпром».
Но одновременно резко возросли и инвестиционные издержки как в мире в целом, так и в особенности в России.
Существенные изменения происходили и в структуре инвестиций. Так, если в 2000 г. больше половины всех инвестиций направлялось в развитие добычи газа, то в 2005 г. 53 % от общего объема инвестиций приходилось на развитие трубопроводного транспорта и только 30 % — на добычу. В 2008 г. доля инвестиций в добычу газа увеличилась до 37,8 % от общего объема капиталовложений.
Подобные изменения структуры капиталовложений в газовой отрасли за рассматриваемый период обусловлены реализацией ряда масштабных проектов в сфере транспортировки газа. Основные из них – газотранспортные системы «Голубой поток» и «Ямал – Европа», а также строительство газопроводов СРТО – Торжок, Заполярное — Уренгой и др. В то же время масштабных новых инвестиционных проектов в сфере газодобычи практически не было. Исключение составляет лишь ввод в эксплуатацию в 2004 г. Заполярного месторождения, которое обеспечило на несколько лет компенсацию падения добычи на базовых месторождениях ОАО «Газпром» в Надым-Пур-Тазовском районе, однако и там основной объем инвестиций был заложен еще в советский период. Кроме того, Газпром значительную (порядка трети) часть инвестиций направлял не на капитальные вложения, а на скупку активов, в том числе и непрофильных.
Тем не менее, в целом за 2001-2008 гг. только Группой «Газпром» введены в эксплуатацию месторождения суммарной мощностью 217,7 млрд куб. м газа в год, в том числе Заполярное (100 млрд куб. м/год), Песцовое (27,5), Южно-Русское (25,0), Еты-Пуровское (15,0), Харвутинская (18,2) и Анерьяхинская (10,0 млрд куб. м/год) площади и другие месторождения и площади, 14 ДКС и более 1500 эксплуатационных скважин.
В 2009 г. под влиянием мирового экономического кризиса, снижения внешнего и внутреннего спроса, падения цен, ужесточения условий кредитования и отсутствия гарантии востребованности проектов ОАО «Газпром» сократил инвестиционную программу на 2009 г. (табл. 6.4), в результате чего она оказалась значительно ниже целевого уровня ЭС-2030. В 2020 г. произошло восстановление, но целевой уровень ЭС-2030 по инвестициям пока не достигнут, при этом частично рост инвестиций в долларовом выражении обусловлен укреплением рубля, в то время как инвестиции в реальном рублевом выражении выросли слабо.
Таблица 6.4. Динамика и прогноз потребностей в капитальных вложениях в газовой промышленности в 2000-2030 гг., млрд долл. США в год
Годы | ||||||||
2005 | ||||||||
Всего | 4,42 | 10,10 | 27,17 | 22,0 | 30-31 | 19-20 | 35-37 | |
-добыча | 1,95 | 3,03 | 10,28 | 9,5 | ||||
-транспорт | 2,13 | 5,37 | 9,17 | 9,0 | 14-15 | 18-19 | ||
– ПХГ, переработка, прочие | 0,34 | 1,70 | 6,20 | 3,5 |
Примечание. Данные за 2001 -2020 гг. приведены по Группе «Газпром», на которую приходится основная часть инвестиций в текущих ценах, данные стратегии пересчитаны в годовой объем инвестиций. Источник: Финансовые отчеты ОАО «Газпром» за 2002-2008 гг., ГП «ЦДУ ТЭК».
Для развития газовой отрасли, поддержания и наращивания добычи газа в России решающую роль будут играть несколько масштабных проектов, в первую очередь освоение Ямала и развитие ЕСГ.
Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий(до 2035 г.), проект которой был утвержден Правительством РФ в августе 2020 г., предусматривает инвестиции в размерах 8 трлн рублей. Огромный объем вложений требуется для строительства добычной, газотранспортной и общей инфраструктуры в условиях суровых природно-климатических условий. Он позволит довести добычу на Ямале до 220 млрд куб. м. Освоение гигантских Бованенковского, Харасавэйского (контролируется Газпромом),
а также Южно-Тамбейского (НОВАТЭК) месторождений, а также строительство системы газопроводов позволит компенсировать ожидаемый в ближайшие годы резкий спад добычи в НПТР. Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов Бованенково – Ухта ожидается в конце 2020 года.
Освоение Ямала является ключевым стратегическим проектом. Более того, без освоения ямальских месторождений через 15-20 лет европейская часть России в силу причин, рассмотренных выше, останется без газа. Вместе с тем реализация этого проекта связана с рядом проблем и рисков. Так, гигантский объем вложений требует усиления контроля над эффективностью использования средств и исключения завышения стоимости работ. Кроме того, в условиях действующего налогового законодательства, по расчетам Газпрома, НОВАТЭКа и других компаний, внутренняя норма доходности проектов по освоению Ямала оказывается весьма низкой. В связи с этим компании лоббируют снижение НДПИ и (или) ставки таможенной пошлины на экспорт природного газа. Необходимо точно оценить требуемый объем вложений, поскольку их завышение (в случае завышенного прогноза спроса) может привести к росту затрат российских потребителей и снижению доходов бюджета, а занижение и/или не предоставления необходимых налоговых преференций может оставить страну без газа.
С технической и экономической точки зрения дополнительного обоснования требует проект «Ямал СПГ», который предполагает строительство на побережье Ямала мощного СПГ-завода. С учетом текущей и перспективной конъюнктуры на мировом рынке СПГ, рентабельность проекта находится под большим вопросом. При стоимости проекта почти 900 млрд руб. и необходимости предоставления налоговых льгот это требует осторожности в оценке проекта. Аналогичная ситуация складывается и вокруг Штокмановского месторождения, окончательное инвестиционное решение по которому вновь отложено. Для иностранных участников проекта (Total и Statoil) основную роль играет высокая неопределенность на рынке СПГ при очень высокой себестоимости штокмановского газа, что может сделать проект убыточным.
Поэтому повторим: в связи с высокими рисками добычных и СПГ-проектов на Ямале и на шельфе арктических морей необходима особая тщательность при проведении их обоснования. С одной стороны, вложения должны быть достаточны для гарантированного обеспечения внутреннего и устойчивого внешнего спроса. С другой стороны, избыточные вложения, будут иметь отрицательный экономический результат в условиях волатильного спроса. Россия не может себе позволить такие потери, поэтому программа развития отрасли должна быть тщательно просчитана. При этом следует учитывать, что определенной альтернативой реализации по крайней мере части таких проектов является повышение энергоэффективности российской экономики, извлечение запасов низконапорного газа, разработка глубоких горизонтов на уже освоенных месторождениях, что может оказаться существенно дешевле ряда амбициозных, но крайне дорогих проектов в Арктике или на шельфах северных морей.
Для развития ЕСГ ключевую роль будет играть создание инфраструктуры для вывода природного газа с Ямала, а также экспортные проекты. Газотранспортные проекты чрезвычайно дорогостоящи, причем в российских условиях это усугубляется неэффективным использованием средств и коррупцией. При этом они в ряде случаев не имеют рыночных перспектив, а создание избыточных мощностей ведет только к росту затрат. Поэтому необходима оптимизация экспортных проектов и проектов развития ЕСГ на территории России (за счет оптимальной конфигурации поставок и реалистичной оценки спроса) и ужесточение контроля над затратами при самом строительстве.