курсовая работа найти Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

Введение

Ресурсы Земли
истощаются, а потребности землян растут, что побуждает к поиску новых
возможностей жизнеобеспечения. Это обстоятельство в значительной степени
обусловило ход интеграционных процессов в мире: на Американском континенте, в
Азиатско-Тихоокеанском, Центрально-азиатском регионами особенно в Западной
Европе.

В связи с
переориентацией общества развитых стран с производственного спроса на
потребительский за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как
показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости
располагается в такой последовательности; продовольственные товары– жилье –
транспорт.

Приоритетной
отраслью развитого общества становится железнодорожный транспорт, а
железнодорожные транспортные ресурсы — одни из ведущих ресурсов его
производственного потенциала, поэтому для современного общества характерна все
большая транспортная зависимость.

Процессы,
формирующие транспортный рынок, обуславливают расширительное понимание
транспортной системы, которое включает в нее все виды транспорта, необходимые
для жизнедеятельности общества.

Инвестиции и
развитие железнодорожного транспорта в мировом масштабе

Железнодорожный транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального
производства. Материальный характер транспортного производства – это то общее,
что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный
процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные
районы страны в единое народнохозяйственное целое.

В настоящее время
общемировая сеть магистральных железных дорог по протяженности линий
распределена по регионам мира следующим образом: страны зоны свободной торговли
NAFTA (США, Канада, Мексика) — 23 %, страны — члены ЕС — 15 %, страны зоны
экономического сотрудничества Mercosur (Южная Америка) — 8 %, Индия и Китай —
по 6 %, прочие — 42 %.

По данным DVB,
суммарные инвестиции во все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный,
воздушный, водный) приближаются к 300 млрд. дол. в год, не считая затрат на
строительство автомобильных дорог, которые составляют еще около 113 млрд. дол.
Сделан вывод, что мировой транспортный рынок имеет огромный потенциал для
инвестиций и что в железнодорожном секторе ускорение процесса приватизации
создает дополнительные возможности как для банков, так и для самих
потенциальных инвесторов.

Влияние рыночных отношений и
конкурентной среды на развитие железнодорожного транспорта России

Из
железнодорожных перевозок пытаются сделать рынок. Министерство путей сообщения
(МПС), Министерство по антимонопольной политике, Минэкономразвития и
Федеральная энергетическая комиссия разработали «Правила
недискриминационного доступа перевозчиков к услугам инфраструктуры
железнодорожного транспорта».

В МПС полагают, что внедрение этих правил
будет стимулировать развитие конкуренции в отрасли. Однако компании-операторы
не уверены в том, что им позволят на равных условиях работать с создаваемой
госструктурой — ОАО «РЖД». Четыре реформаторских железнодорожных закона,
подписанных президентом России в начале марта, принципиально изменили круг
участников перевозочного процесса.

Введены такие новые понятия, как
«инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования»,
«владелец инфраструктуры», «перевозчик» и «оператор
железнодорожного подвижного состава». «Особое внимание при реализации
структурной реформы должно быть уделено условиям равного доступа перевозчиков к
услугам инфраструктуры и тарифам на эти услуги», — заявила замминистра МПС
Анна Белова.

В МПС уверяют, что в секторе грузоперевозок уже
есть элементы конкуренции: сегодня существует более 70 частных операторских
компаний, выполняющих около 14% всего грузооборота. «Мы рассматриваем компании-операторы
как наших партнеров», — заявил министр МПС Геннадий Фадеев.

Однако ряд
экспертов считает, что сегодня частные транспортные компании не являются
самостоятельными игроками на железнодорожном рынке в силу того, что практически
все ресурсы, необходимые для осуществления перевозок, находятся в руках МПС. По
сути, все, что может сделать транспортная компания без участия министерства, —
это найти клиента и взять у него груз.

Минимизировать
участие МПС компания может только в том случае, если обладает собственным
терминалом, где может самостоятельно производить погрузку и выгрузку. Но вот
оттащить этот вагон или контейнер на станцию, где формируется поезд, может
только эмпээсовский локомотив (локомотивами на правах аренды владеют лишь очень
немногие экспедиторы).

Это одна из дополнительных услуг, которые МПС
предоставляет транспортникам и за которые, естественно, приходится платить.
Причем расценки на эти дополнительные услуги каждая российская железнодорожная
станция устанавливает сама в отличие от тарифов.

которые МПС проводит через ФЭК
и кабинет министров. Своих вагонов и контейнеров у частных
транспортных компаний немного: при существующих правилах выгоднее арендовать их
у МПС. В то же время наличие собственного подвижного состава вовсе не
гарантирует, что операторы смогут его использовать.

Достаточно вывести вагон из
компьютерной базы МПС, и ездить по железным дорогам он уже не сможет — как
автомобиль без номеров. На данный момент МПС не является конкурентом для
частных экспедиторов — оно скорее выполняет роль распределителя ресурсов.

Тогда
как ОАО «РЖД» станет именно конкурентом, изначально имеющим приоритет
в доступе к своим же бывшим ресурсам. В разработанном МПС проекте постановления
правительства «Об утверждении правил недискриминационного доступа
перевозчиков к услугам железнодорожного транспорта» оговорено, что при
рассмотрении конкурирующих равнозначных заявок на осуществление перевозок
выберут ту, что поступила раньше.

А кто сможет подать в ОАО «РЖД»
заявку раньше, чем само ОАО «РЖД»? По мнению вице-президента
Ассоциации экспедиторов России Сергея Лопарева, частная компания вряд ли сумеет
опередить госструктуру, в которой совмещены и владелец инфраструктуры, и
перевозчик.

Новые правила позволят ОАО «РЖД»
отказывать компаниям в осуществлении перевозок, обосновав это, например,
отсутствием технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
«Согласно данному проекту, у ОАО «РЖД» будет право не только
отказывать своим конкурентам в осуществлении перевозок, но и приостанавливать
их деятельность, — говорит заместитель директора межрегиональной транспортной
компании «Близнецы» Роман Денисов.

Курсовая работа

Тема:
«Перспективы развития железнодорожного транспорта»

Челябинск

Содержание:

Введение……………………………………………………………..………..……3

1. Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта

   в мировом масштабе……………………………………………………….…..…..4

2. Реформа железнодорожного транспорта
России: проблемы и

    перспективы развития………………………………………………………..……12

3. Влияние рыночных отношений и конкурентной среды на
развитие

    железнодорожного транспорта России…………………………………….….…18

Заключение……………………………………………………………………………21

Список использованной
литературы…………………………………………….…22

Курсовая работа найти инвестиции в развитие железнодорожного транспорта

  • Принципы организации работы железнодорожного транспорта, его значение в экономике государства и основные направления развития. Проблемы железнодорожного транспорта в России на современном этапе, необходимость в инвестициях и сферы их применения.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2009

  • Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта (этап 1997 – 1998 гг.). Оценка вариантов реформирования железнодорожного транспорта. Реформирование нефтяной отрасли. Реформирование морского транспорта. Актуализация схемы развития.

    реферат, добавлен 24.04.2007

  • Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта в России. Исследование роли грузового транспорта в экономическом развитии страны. Организация высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог.

    презентация, добавлен 29.05.2020

  • Понятие и содержание рационального использования земель Акмолинской области. Виды земель для нужд железнодорожного транспорта. Изучение техногенной нагрузки на гумусовое состояние почв. Условия землепользования охранных зон железнодорожного транспорта.

    дипломная работа, добавлен 17.12.2020

  • Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Строительство стратегических и социально-значимых железных дорог. Развитие в области грузовых и пассажирских перевозок, ремонта инфраструктуры и подвижного состава.

    реферат, добавлен 10.02.2020

  • История возникновения железнодорожного транспорта и основные этапы его развития в РФ. Железнодорожные перевозки в экономически развитых странах. Характер, направление, основные тенденции и перспективы развития железнодорожного транспорта в России.

    курсовая работа, добавлен 05.03.2020

  • Развитие мировой железнодорожной сети в 1875-1917 гг. Применение стали и железобетона в строительстве. Цели, направления и инструменты реализации Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

    контрольная работа, добавлен 01.09.2020

  • Сравнительная характеристика работы железных дорог России, стран Северной Америки и Европы. Описание современной фазы структурной реформы железнодорожного транспорта России. Модели реформирования: вертикальной интеграции и вертикального разделения.

    дипломная работа, добавлен 13.05.2020

  • Перспективы развития и размещения железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Повышение качества перевозочного процесса, увеличение скорости транспортирования груза и пассажиров.

    курсовая работа, добавлен 13.02.2020

  • Необходимость развития реформы железнодорожного транспорта (ЖДТ) России. Основные направления инвестиционной стратегии отрасли. Цели дальнейшего реформирования ЖДТ. Приоритетные направления стратегического развития ЖДТ в среднесрочной перспективе.

    реферат, добавлен 05.12.2020

  • Курсовая работа найти капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

  • Подходы к формированию понятия инвестиций, их классификация. Основные тенденции капитальных вложений в России, Дальневосточном федеральном округе и в ЕАО. Анализ инвестиционной деятельности ООО «ЛесКО», оценка эффективности капиталовложений в предприятие.

    дипломная работа, добавлен 11.01.2020

  • Понятие и значение анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности предприятия. Оценка имущественного потенциала. Анализ платежеспособности и ликвидности баланса.

    Читайте также:  Инвестиции в МФО: как вложить деньги в микрофинансовые организации и заработать на этом

    курсовая работа, добавлен 06.05.2020

  • Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ его финансового состояния. Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений в реконструкцию молочно-товарных ферм. Прогнозирование финансовой устойчивости и платежеспособности.

    курсовая работа, добавлен 17.12.2020

  • Понятие и классификация форм инвестиций. Объекты, субъекты инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, обзор нормативно-правовой базы в данной сфере. Источники и методы финансирования капитальных вложений, условия открытия и регулирование.

    курсовая работа, добавлен 28.01.2020

  • Сущность состояния и финансовой устойчивости предприятия. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Фаворит», его платежеспособности, рентабельности. Оценка показателей устойчивости. Предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

    дипломная работа, добавлен 01.03.2020

  • Понятия ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, методика расчета показателей. Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости, оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности.

    дипломная работа, добавлен 27.06.2020

  • Понятие платежеспособности и основные условия ее обеспечения. Экономическая характеристика ТОО «Монолит». Анализ показателей финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности предприятия. Прогнозирование финансового состояния организации.

    курсовая работа, добавлен 25.04.2020

  • Понятие финансовой устойчивости. Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «НШЗ». Рейтинговая оценка ОАО «НШЗ». Восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

    дипломная работа, добавлен 25.11.2020

  • Суть и цели анализа финансового состояния и платежеспособности. Оценка и методика анализа имущественного положения, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой активности. Направления по улучшению финансового состояния предприятия.

    дипломная работа, добавлен 18.02.2020

  • Понятие и виды финансовой устойчивости предприятия. Сущность финансового анализа, абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости. Комплексная оценка ликвидности и платежеспособности ООО «АРС». Меры укрепления финансовой устойчивости фирмы.

    курсовая работа, добавлен 01.03.2020

  • Формы и источники инвестирования в развитие транспорта

    Финансовые вычисления, или анализ, оценка и планирование потребности в финансовых или денежных ресурсах, появились с возникновением машинного производства, но стали складываться в отдельную отрасль знаний лишь в XIX в. Уже в то время были известны «коммерческие вычисления» и «коммерческая арифметика». Со временем «коммерческая арифметика» трансформировалась в «финансовое управление» или «финансовый менеджмент», которые обозначили синтез теории финансов и теории менеджмента, произошедший под влиянием необходимости нс просто в аккумулировании денег, а в рациональном их распределении и использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятий или отраслей экономики. Со временем эти функции образовали отдельную отрасль науки – финансовый менеджмент, который в настоящее время выступает неотъемлемым элементом управления денежными или финансовыми ресурсами, основой для оценки вложений капитала и инвестиций в его развитие, как отдельных предприятий и их объединений, так отраслей, экономики страны и глобальной экономики мира. Основной проблемой современного финансового менеджмента является управление финансовыми ресурсами, потребляемыми или накапливаемыми, вкладываемыми в развитие отрасли или предприятия или в инновации, и нахождение свободных денег, формулирующих основу капитальных вложений или инвестиций.

    Любая экономическая система – предприятие, отрасль, национальная или глобальная экономика – основана на создании капитала, который имеет в большей части материальное воплощение. Типовой признается структура капитала, сформированная из собственного капитала (совокупность денежных средств, основных фондов и материальных ресурсов, сформированная на средства собственника и принадлежащая ему) и заемного капитала (совокупность имущества, приобретенного на средства, привлекаемые собственником на условиях возвратности и стоимости). При этом в экономике принято капитал делить еще и по признаку вложения денежных средств в основные производственные фонды – основной капитал и прочие вложения – оборотный капитал.

    Основу развития экономики предприятия транспорта или экономики отрасли транспорта составляют, конечно, вложения в основной капитал, которые принято называть капитальными вложениями, т.е. вложениями в приобретение «капитального имущества», увеличение приращения капитала. Такими вложениями являются строительство зданий, сооружений, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, строительство сетей и дорог, создание ноу-хау, технологий, приобретение патентов, лицензий и многое другое.

    Инновационное развитие транспорта, создание новых технологий и техники, эксперименты по их разработке и апробированию, исследования по внедрению в производство требуют капиталоемкой ресурсной поддержки – вложений капитала. Основная доля ресурсов для инновационной поддержки должна быть обеспечена финансами, совокупная величина которых должна покрыть затраты на приобретение оборудования, материальные затраты и затраты труда, а также все остальные виды затрат на создание нового продукта или услуги. Разная целевая направленность ресурсов для создания инновации, разработки опытного образца, внедрение его в производство, технологию, изобретение и наращивание масштабов этого производства связано с большими вложениями в материальную базу создания инновации, необходимы деньги и на материальные ресурсы и продвижение инновации, что в целом формирует определенную группу затрат, которые и называют капитальными вложениями.

    Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты[1].

    Другие определения капитальных вложений (капиталовложений) акцентируют внимание на затратной или ресурсной составляющей этого термина как основного ресурса для роста капитала, его преобразования в соответствии с требованиями времени.

    Капитальные вложения – затраты трудовых, материальных ресурсов и денежных средств на воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения характеризуются отраслевой, технологической и воспроизводственной структурой[2].

    Капитальные вложения – совокупность экономических ресурсов, направляемых на воспроизводство основных средств[3].

    Простое накопление денег или концентрация финансовых ресурсов и их омертвление в золоте и других материальных ценностях отвечало условиям и потребностям периода первичного накопления капитала в истории человечества. В эпоху современной глобальной инновационно-технологической революции деньги превратились в один из самых ценных видов ресурсов – инвестиции. В науке и на практике многие специалисты нс считают необходимым различать понятия капитальные вложения и инвестиции, однако это неверный подход, который часто приводит к путанице при использовании этих терминов. Приведем для сравнения несколько определений инвестиций.

    Инвестиции – вложения капитала с целью получения прибыли[4]. Современная экономика транспорта не может существовать без инвестиций в развитие отрасли.

    Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[1].

    Для транспорта в настоящее время инвестиции стали основой развития материально-технической базы и технологий, основой инноваций в производстве транспортных услуг, а следовательно, они укрепляют транспортно-экономические связи между отраслями, регионами страны, странами в рамках глобального рынка, являются основным фактором, обеспечивающим транспортную доступность территорий и подвижность населения, что способствует улучшению условий жизни населения и функционирования межотраслевых комплексов.

    Под инвестициями в транспортную отрасль понимается совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты транспорта с целью получения предпринимательских доходов, процентов или иных выгод[6].

    Важно запомнить

    Некорректно употреблять термины «капитальные вложения» и «инвестиции» в качестве синонимов.

    Капитальные вложения и инвестиции понятия, схожие по признаку использования (для развития имущественного комплекса отрасли транспорта), но отличаются от затрат любого вида как большей длительностью периода получения отдачи, так и большей величиной получаемого экономического эффекта. Капитальные вложения в экономике транспорта отождествляются с реальными инвестициями – вложениями средств в реконструкцию, перевооружение, модернизацию производства транспортных услуг, инновации, а деятельность, связанную с вложением инвестиций и получением прибыли, достижением других полезных эффектов называют инвестиционной.

    Инвестиционная деятельность – организация и управление инвестициями и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[1].

    Денежные средства или финансовые ресурсы можно накапливать, сберегать, вкладывая их в драгоценности, предметы искусства, недвижимость или потреблять, т.е. вовлекать в оборот предприятия, направляя на развитие, расширение деятельности, обновление технологий, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Простое накопление не способствует развитию предприятий и экономики, деньги «омертвляются», изымаются из оборота и не приносят прибыли, одновременно создавая предпосылки для кризисов. Потребление, которое для предприятий трансформируется в процесс инвестирования, в противоположность сбережениям, способствует расширению оборота и его динамики, а следовательно – получению дополнительной прибыли. Инвестирование можно организовать напрямую, непосредственно в производство и его развитие или косвенно, размещая временно свободные средства в банках, фондах и финансовых компаниях, которые самостоятельно инвестируют эти средства.

    Инвестиции в развитие экономики транспорта и транспортных предприятий очень разнообразны, поскольку находятся под влиянием условий хозяйствования, рыночных отношений, методов государственного регулирования отрасли и рыночной самоорганизации, конъюнктуры рынка и многих других факторов как внешней, так и внутренней среды. На основании опыта хозяйственной деятельности и научных исследований этого вопроса к настоящему времени сформировалась классификация инвестиций (рис. 6.3), которая имеет общую форму, однако инвестиции в транспорт приобретают некоторые специфические черты и особенности.

    Читайте также:  Решение задач Управление инвестиционными проектами |

    Классификация инвестиций

    Рис. 6.3.Классификация инвестиций

    Главным признаком разделения инвестиций является объект инвестирования. Реальными инвестициями называют инвестиции на приобретение, покупку реального капитала, составляющего активы предприятия или отрасли.

    Реальные инвестиции могут быть реализованы в форме материальных активов: основных производственных фондов, земли, транспортных средств, передаточных и перегрузочных устройств, машин, механизмов, агрегатов и пр., оплаты строительства или реконструкции объектов недвижимости производственного назначения; производства капитального ремонта основных фондов разного вида; вложений в нематериальные активы: НИОКР, патенты, лицензии, права пользования, авторские права, базы данных, программы и программное обеспечение, товарные знаки и бренды, ноу-хау и инновации, технологии и открытия; вложений в развитие человеческого интеллектуального капитала трудовых ресурсов отрасли и предприятия: образование, научные исследования, подготовка и переподготовка кадров, формирование кадрового резерва.

    Финансовыми инвестициями называют инвестиции, направленные на приобретение ценных бумаг и других финансовых активов.

    Финансовые инвестиции рассматривают как косвенную покупку капитала через увеличение финансовых активов. Основными формами финансовых инвестиций являются: приобретение ценных бумаг (в основном через финансовые биржи или свободный взаимозачет и оборот между предприятиями); кредиты банков или других финансовых учреждений; заключение лизинговых сделок; аренда имущества; смешанные инвестиции (одновременное использование нескольких способов инвестирования на договорных условиях между контрагентами инвестиционного проекта).

    Спекулятивными инвестициями называют приобретение активов для дальнейшей их перепродажи в связи с возможным изменением цены и получением дополнительной прибыли.

    Формы спекулятивных инвестиций: приобретение валюты разных стран или «игра на разнице курсов валют»; приобретение драгоценных металлов в виде открытия специальных форм обезличенных металлических счетов, на которых формируется величина финансовых ресурсов, равная стоимости определенного объема драгоценного металла; покупка всех видов ценных бумаг (акции, облигации, векселя, сертификаты институтов совместного инвестирования и др.).

    Пример из практики

    Теоретически, спекулятивной признается инвестиция, срок вложения которой менее года, и чем он короче, тем вероятнее такая инвестиция признается спекуляцией. На практике спекулятивность инвестиционной операции ассоциируется только со временем получения эффекта. Вложения, инвестиции могуг окупиться через значительный период времени и нарастать постепенно.

    В соответствии с целью инвестирования также выделяют несколько типов инвестиций:

    • прямые – вложения в материальное производство и сбыт с целью получения доли для участия в управлении предприятием, в которое направлены инвестиции, и получения дохода от них. Прямые инвестиции часто составляют крупную долю в капитале предприятия или контрольный пакет акций, которые обеспечивают силу власти владельца в управлении предприятием, влияния на бизнес-процессы или проинвестированные процессы. В международной практике прямыми считают инвестиции, составляющие более 10% уставного капитала. В мире нарастает тенденция к увеличению объема прямых инвестиций и свертыванию объема портфельных инвестиций;
    • портфельными называют инвестиции в ценные бумаги, которые формируют «портфель» – набор бумаг разной доходности, и снижение прибыли от одних видов бумаг компенсируется стабильностью или ростом прибыли от других. Многие предприятия сознательно формируют портфель ценных бумаг и не ставят цель участвовать в управлении предприятиями, ценные бумаги которых они имеют. Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли от владения портфелем;
    • реальные инвестиции (см. выше) связаны с необходимостью развивать или модернизировать какое-либо производство;
    • нефинансовые инвестиции – внесение в качестве вклада в инвестиционный проект или его обеспечение лицензий, патентов, прав на другие объекты, имеющих стоимостную оценку;
    • интеллектуальные инвестиции на развитие, обучение, переподготовку персонала разных уровней рассматриваются как вложение денег, имеющее долгосрочную высокоэффективную отдачу.

    Поскольку все виды инвестиций связаны не только с объектами инвестирования и целями, немаловажным для их разделения является фактор времени отдачи (получения эффекта от инвестирования). С этих позиций выделяют краткосрочные инвестиции на период до 1 года; среднесрочные – с периодом окупаемости от 1 до 3 лет; долгосрочные – более 5 лет; стратегические – имеющие определенную цель и период инвестирования более 10 лет.

    Вид инвестиций зависит и от формы собственности на инвестиционные ресурсы. Частные инвестиции принадлежат частному лицу или группе лиц и направляются на использование по их усмотрению. Государственные инвестиции выделяются из бюджетов различных уровней и направляются на неотложные государственные и стратегические цели как территориального, так и национального характера. Инвестиционные вложения иностранных вкладчиков в развитие отраслей и предприятий в других странах называют иностранными. Инвестиции из нескольких разных источников – от частных вкладчиков, от государства и иностранных фирм в разных долях – называют смешанными.

    Для оценки экономической эффективности важным является выделение видов инвестиций по способу учета средств. В этом случае выделяют валовые инвестиции – общий объем финансовых ресурсов, направленных на новое строительство, приобретение основных производственных фондов и оборотных средств, пополнение запасов и развитие интеллектуального потенциала. Чистыми называют величину валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.

    Многие государства выделяют значительные объемы инвестиций для поддержки развития, реновации, модернизации, освоения и открытия новых технологий и производств, имеющих стратегическое значение для государства. Однако в российской и зарубежной практике существует мнение многих известных экономистов и управленцев, не поддерживающих практику государственных инвестиций как отрицательно сказывающуюся на предпринимательской инициативе и ответственности. Крупные транспортные проекты – строительство магистралей и дорог, углубление фарватера судоходных рек и строительство гидротехнических сооружений, развитие автомобиле-, авиа- и других видов транспортного машиностроения – невозможны без хотя бы минимальной поддержки государства или его первичных инвестиций.

    Итак, достаточно распространенным определением инвестиции признается операция/операции долгосрочных капитальных вложений государства и частного капитала в национальную или мировую экономику, предпринимательские и коммерческие проекты, целевые социальные, культурные, образовательные мероприятия и программы, инновационные проекты с целью получения прибыли, основанную на объективном анализе условий реализации, перспектив и безопасности вложений.

    Наибольшее значение для транспорта и транспортных предприятий имеют реальные инвестиции, которые позволяют совершенствовать материальную базу и технологии транспортировки, вводить инновации в транспортно-дорожный комплекс страны и отдельных регионов, развивать транспортные коммуникации, формировать высокотехнологичную инфраструктуру транспортно-логистического сервиса. Структуру реальных инвестиций в активной части по видам основных производственных фондов называют технологической структурой реальных инвестиций. Она отражает доли инвестиций от общего объема капитальных вложений по видам имущества и свидетельствует о том, какие группы имущества финансируются активнее и аффективнее. На предприятиях по видам транспорта технологическая структура различается. Для железнодорожного транспорта основная часть инвестиций направляется на создание производственной недвижимости и путей сообщения, инфраструктуры и транспортных средств; на автомобильном около 70% направляется на поддержание и обновление парка автомобилей.

    Не всегда инвестиций достаточно; некоторые объекты нс представляют интереса для инвесторов. Именно эти особенности сформировали понятие «инвестиционная привлекательность» объекта для инвестиций, т.е. совокупность факторов среды и свойств объекта, определяющая повышенный интерес инвестора к развитию объекта, затратах на его обновление, модернизацию, реконструкцию.

    Для привлечения инвестиций в развитие объекта или проект необходимо выполнить несколько действий: проанализировать условия привлечения инвестиций; разработать детализированный бизнес-проект; оценить доходность и риски его реализации; создать репутацию проекта и повысить его социальную значимость, публичность, открытость; обозначить и огласить некоммерческие цели; распространять открытую и прозрачную информацию о ходе его реализации; учитывать политические и другие условия реализации проекта. Для реализации отдельных инвестиционных проектов могут создаваться особые условия привлекательности: снижаться налоговые ставки, формироваться особые экономические территории и зоны; определяться система преференций для инвесторов.

    Пример из практики

    При строительстве Западного скоростного полукольца вокруг Санкт-Петербурга инвесторы получили целевые инвестиции иод покупку большегрузных самосвалов и государственный заказ на завоз сыпучих и навалочных строительных материалов.

    Совокупность условий для инвестиций в проект, объект, отрасль в определенный период времени называют инвестиционным климатом.

    Инвестиционный климат оказывает большое влияние на объем инвестиций в национальную и отраслевую экономику, в том числе экономику транспорта, и может быть благоприятным или неблагоприятным для вложений. Важнейшими общими показателями инвестиционного климата являются гарантии соблюдения права собственности, низкие налоговые ставки, гибкость государственного регулирования, стабильность и предсказуемость ведения бизнеса и др. При инвестировании в транспортную отрасль оцениваются еще и отраслевые показатели инвестиционного климата: состояние объектов инвестиций, условия и риски инвестирования; прибыльность и эффективность деятельности; период возврата; состояние рыночной конъюнктуры и др.

    Главными взаимосвязанными критериями принятия решения об инвестициях являются соотношение риска и доходности проекта или инвестиции. Существует закономерность: чем выше ожидаемая доходность проекта или инвестиции, тем выше риск. Оценку риска инвестиций выполняют с использованием методологии и методов финансового риск-менеджмента, где риск представляется комплексной или интегральной категорией, учитывающей виды риска, как поддающиеся количественной оценке, так и нет: политические, экономические, финансовые, законодательные, социальные, экологические и др.

    Читайте также:  Портфель будущего: альтернативная энергетика

    Статус инвестиций определяется их значимостью для развития национальных интересов страны, отдельного региона, субъекта или даже предприятия. Для транспорта и транспортной отрасли используются инвестиции разного статуса и цели их вложения определены как инвесторами (государством или частными инвесторами), так и значимостью для определенного объекта: федеральные или национальные; региональные или территориальные; субъекта или проекта.

    Капитальные вложения в транспортной отрасли способствуют: росту эффективности и снижению производственных затрат за счет внедрения и использования современного, высокотехнологичного подвижного состава и оборудования и роста количества и качества транспортных услуг и производств; увеличению объемов производства транспортных услуг и освоения новых рынков их сбыта; разработке новых транспортных технологий; модернизации и реконструкции действующих объектов и предприятий транспорта; внедрению инноваций.

    Основная часть инвестиций трансформируется в имущество транспортной отрасли – основные производственные фонды.

    Новое строительство обеспечивает ввод в эксплуатацию зданий, сооружений, дорог, путей, сетей и коммуникаций, информационной системы и баз данных на новых территориях и площадях.

    Реконструкция и техническое перевооружение объектов транспортной отрасли позволяют обновить, перепроектировать, создать новый технологический процесс или объект, на котором будет выполнена замена технического оборудования на более современное и совершенное, реконструирована система коммуникаций, в том числе подъездных путей и их оснащения, построены объекты вспомогательных производств, если это предусматривает проект реконструкции или технического перевооружения. Реконструкция и техническое перевооружение обычно проводятся на прежних производственных площадях.

    Модернизация производства транспортной отрасли основана на полной или большой доле замены техники, транспортных средств, машин, оборудования для производства транспортных услуг и внедрении новых технологий, повышает механизацию и автоматизацию технологических процессов, интенсификацию и рост производительности труда работников.

    Распространенной формой обоснования инвестиций признается инвестиционный проект, или бизнес-план – документ, содержащий описание и анализ условий вложения инвестиций, расчеты, оценки, варианты и обоснования выбора наиболее эффективного управленческого и экономического решения по инвестированию.

    Для обоснования инвестиционного проекта необходимо определить средства, из которых будет сформирована инвестиция, или источник финансирования.

    Действительно, для того чтобы деньги истратить, необходимо знать, где они будут взяты и на каких условиях, т.е. в каком количестве, на какой период, с каким приращением их нужно вернуть или заимствовать на условиях безвозвратности. Источники финансирования инвестиций принято разделять на внутренние и внешние.

    Внутренними называют источники финансовых средств, существующие в предприятии и используемые им по собственному усмотрению. К внутренним источникам инвестиций относят: нераспределенную прибыль; средства, полученные от ускоренного взимания налогов; уставный капитал; амортизацию и др. Это источники, которые не удорожают стоимость инвестиции и снижают риск потерь, являются наиболее дешевыми и доступными для предприятий, могут использоваться неограниченный период времени.

    Внешними называют источники получения инвестиций от других хозяйственных субъектов на условиях их прибыльного размещения: кредиты, займы у финансовых компаний, субсидии государства, лизинг, факторинг дотации и т.д. Чаще всего это заемные ресурсы, для которых существуют условия и ограничения: величина займа; период времени займа; стоимость использования (проценты); схема возврата; гарантии; условия возврата или изъятия. К внешним также относят привлеченные источники – инвестиции в виде ценных бумаг или других активов предприятия, имеющие для инвестора коммерческий интерес и позволяющие управлять процессами на предприятии: бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение, операции с ценными бумагами, целевые поступления и др.

    Инвестиционные транспортные проекты, как правило, основаны на привлечении заемных финансовых ресурсов. Поскольку предприятия отрасли в основной массе представлены совокупностью мелких и средних предприятий, особенно на автомобильном транспорте, которые не имеют достаточно свободных средств на развитие, расширение деятельности, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию и внедрение инноваций, источниками инвестирования выступают: кредиты банков, лизинг, сложные вложения и т.д.

    Кредит – форма займа финансовых ресурсов на период времени на условиях возвратности и возрастающей стоимости.

    Кредиты делятся на краткосрочные (на период до 1 года) и долгосрочные (более 1 года). В основу кредитования положен заем денег, где договором кредитования определены условия предоставления этого займа: величина кредита; период кредитования (время, на которое предоставлен кредит); схема кредитования (порядок выплаты процентов и возврата всей суммы кредита); гарантии возврата.

    Кредитование в процессе инвестирования основано на тщательном анализе конъюнктуры рынка и учете влияния факторов среды. Привлекая инвестиции на условиях кредитования, необходимо помнить, что нарушение любого из условий кредитования ведет к полному изъятию всех инвестируемых средств и компенсации процентов за весь период кредитования. Условия кредитования изменяются и лояльны в период стабильного развития транспортной отрасли и становятся рискованными и жесткими при усилении неустойчивости в развитии.

    Лизинг – форма финансовой аренды имущества под залог или другие виды гарантий лизингополучателя на определенный период времени.

    Если субъект, создавший инвестиционный проект, не имеет достаточно собственных средств и не желает вступать в кредитование, то лучшим способом привлечения инвестиций является получение лизинга имущества. Лизинг или аренда имущества на определенный срок с точной схемой выплаты лизинговых платежей, включающих аванс, ставку лизинга и лизинговый процент, делает возможным для лизингополучателя не единовременную выплату все суммы стоимости приобретаемого имущества, а разбитую на равные доли в установленные периоды оплату стоимости имущества, увеличенную на лизинговый процент. Лизинговые схемы могут быть построены по принципу возвратности, т.е. по окончании периода лизинга (аренды), используемое имущество возвращается лизингодателю, или по принципу невозвратности – выкупается по остаточной стоимости лизингополучателем. Отсюда различают лизинг возвратный и невозвратный.

    Пример из практики

    Для развития и постоянного обновления, расширения парка транспортных средств транспортные предприятия используют схемы возвратного лизинга, по некоторой аналогии с кредитными линиями. В этом случае лизингополучатель, у которого срок аренды, например автомобиля, подходит к величине оплаты 80% лизинговой стоимости автомобиля, может выкупить автомобиль у лизингодателя за 20% остаточной стоимости, но это будет практически изношенный автомобиль, или может вернуть его, а 20% остаточной стоимости оплатить в качестве аванса для аренды нового автомобиля, на более выгодных условиях. Так использование возвратного лизинга позволяет обновить полностью парк из 10 автомобилей полностью практически за 3,5–4 года.

    Сложные вложения как источник и схема инвестирования применяются, когда привлекательность инвестиционного проекта высока, но объем необходимых инвестиций велик. Тогда потенциальные инвесторы формируют «складочный фонд» ив равных по характеру источников: государственных, частных, национальных и иностранных, собственных и заемных, определяя условия участия в общем инвестиционном фонде и соответственно устанавливая доли прибыли и влияние на управление реализацией проекта и распределение его результатов. В транспортной отрасли таких крупных проектов много, и для их реализации применяется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

    Определение источников инвестиций проектов развития транспорта всегда основано на создании нескольких вариантов инвестиционных проектов, их сравнении и выборе наиболее эффективного на основе методик проектно-инвестиционного анализа и оценки показателей экономической и инвестиционной эффективности. Показатели, методы и методики для таких расчетов приведены в параграфе 6.1; ни один инвестиционный проект нс утверждается, если эти показатели показывают убыточность проекта. Поэтому поиск форм и источников инвестирования в развитие транспорта – одна из самых сложных и интересных задач, от решения которой зависят и темпы развития отрасли, и ее экономические результаты.

    После
    выполненных расчетов делается вывод
    об экономической эффективности инвестиций
    и их сроке возврата, а также о ставке дохода,
    при которой вложенные в проект капитальные
    вложения будут равны полученным от реализации
    проекта доходам.

    Таблица 7Расчет реальной ценности проекта<table»>

    ПоказателиГоды0-й1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й1. Капитальные вложения
    (инвестиции)16500000———————2. Прибыль, остающаяся 
    в распоряжении предприятия—1696294,81696294,81696294,81696294,81696294,81696294,81696294,83. Амортизация—45474664547466454746645474664547466454746645474664. Чистый доход (ЧД)—6243760,86243760,86243760,86243760,86243760,86243760,86243760,85. Коэффициент при дисконтирующем коэффициенте r
    =0,0825—0,920,850,790,730,670,620,576. Чистый дисконтированный 
    доход (ЧДД)—5744259,945307196,684932571,034557945,384183319,743871131,73558943,667. Реальная ценности 
    проекта (РЦП)—-9435740,06-4128543,38804027,6553619739545292,7713416424169753688. Реальная ценность 
    проета с учетом Сликв.—-9435740,06-4128543,3818993891,65————
    Закладка Постоянная ссылка.
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Комментарии запрещены.