Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка Вклады для пенсионеров

Вопросы пассажирских перевозов обсуждали 14 ноября на совещании у Лукашенко. Анонсировали создание государственного реестра водителей, а также локализацию в Беларуси баз агрегаторов такси с информацией о поездках и пассажирах. Государство расширяет свои возможности слежки за гражданами.

Автовокзал. Минск, Беларусь. 22 апреля 2021 года.

Вице-премьер Анатолий Сивак на совещании пожаловался, что информационные системы многих зарубежных сервисов такси – за границей:

«Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности».

Чиновник, не назвав компании, указал на Нидерланды: «Деньги человека и информация об этом перевозке уходила за рубеж. В этом случае в Голландию. Когда начались санкции, картина изменилась: деньги начали уходить в Россию».

Александр Лукашенко, в свою очередь, заявил, что до конца года «всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории»:

«Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий».

Указ Лукашенко, обсуждаемый чиновниками, еще летом вынесли на общественное обсуждение.

После «наезда» на молочников взялись доить маршрутчиков. Что известно о громких делах?

Какие «польские, немецкие и голландские» агрегаторы такси имеются в виду, на совещании не уточнили. Пожалуй, крупнейший игрок на нашем рынке – российский «Яндекс». В компании заверили издание Office Life, что они уже соответствуют анонсированным требованиям:

«Доступ к сервису «Яндекс Go» в Беларуси давно предоставляется беларусским юридическим лицом, а информационный ресурс размещается в национальном сегменте интернета и прошел соответствующую регистрацию».

Там также заявили, что предложили свои идеи регулирования перевозок: «Раньше мы предлагали свое видение регулирования сферы. Частично оно совпадает с озвученными требованиями. И мы готовы принимать участие в дальнейшем разработке, прилагая свой международный опыт».

Такси в Минске, Беларусь. 9 марта 2021 года.

На сайте «Яндекса» сообщают, что в Беларуси персональные данные пользователей обрабатывают три общества с ограниченной ответственностью: «БелГо Корп», «Убер Системс Бел» и «Яндекс Деливери Бай» – все они зарегистрированы в нашей стране.

Еще в 2018 году «Яндекс» включили в Государственный регистр информационных систем. Всего в этом перечне сейчас 24 агрегатора такси. Регистрация в этом перечне будет обязательна после одобрения указа.

Говоря о Нидерландах, вице-премьер Сивак, вероятно, намекал на Uber, так как зарегистрированное в королевстве юридическое лицо Uber ML B.V. – партнер «Яндекса». Однако персональные данные пользователей Uber обрабатывает та же компания «БелГо Корп», что и «Яндекса».

Еще один агрегатор – российский «ГрузовичкоФ», работающий в Бресте и Гомеле, – также функционирует в Беларуси через отдельную компанию, ООО «Манита». А вот российский сервис Maxim сам обрабатывает персональные данные клиентов, юридическое лицо компании зарегистрировано в Москве. В нашей стране у фирмы есть партнер, помогающий лишь в продвижении и с информационной поддержкой, – «Фрахт МА-Могилев».

Maxim уже находится в процессе регистрации белорусского юрлица. Процедуры будут завершены до конца года, согласно сроку указа о перевозках. В компании сообщили, что персональные данные пользователей сервиса хранятся на оборудовании внутри Республики Беларусь. Компания соблюдает законодательство РФ и Беларуси и не производит трансграничную передачу пользовательских данных. Данные могут получить исключительно правохранительные органы Беларуси на основании официального запроса.

«Яндекс» пообещал не давать ФСБ информацию о поездках на такси за границами России. Но техническая возможность есть

Формально агрегаторы, попавшие в специальный регистр и имеющие юридические лица в Беларуси, действительно соответствуют новым требованиям, поэтому для пассажиров вряд ли что-то изменится. Однако остается неизвестным, находятся ли физически в нашей стране центры, где хранятся персональные данные клиентов, маршруты поездок и вся остальная информация, которой обладают сервисы. При этом именно защитой таких сведений объясняется необходимость указа. Даже если данные действительно будут храниться в Беларуси, как можно защититься от их копирования и передачи третьим странам?

В компании «БелГо Корп» отказались отвечать корреспонденту «Белсата» на вопрос, в какой стране она хранит персональные данные:

«Я не могу ответить на ваши вопросы. Обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки »Яндекса».

В компаниях «Убер Системс Бел» и «Яндекс Деливери Бай» на звонки не ответили.

В беларусском офисе «Яндекса» игнорируют вопросы о размещении дата-центров, сообщило ранее издание dev.by: «На уточняющие вопросы о месте хранения информации в компании не ответили. Главный мессидж «Яндекс Gо»: компания «соответствует заявленным требованиям».

В августе этого года российское издание «Медуза» писало, что все данные о пассажирах и их поездках «Яндекс» хранит в дата-центрах в России, и касается это клиентов из всех стран, в которых работает сервис, в том числе Беларуси. С 1 сентября доступ к этой базе получила ФСБ. Впрочем, в самой компании уверяли, что «сведения о поездках могут получить только правоохранительные органы той страны, где поездка была совершена».

Что нового «накопают» на беларусов силовики? Смотрим на новый указ о слежке в интернете

Как пояснил «Белсату» соучредитель платформ «Голос» и «Новая Беларусь» Павел Либер, узнать, в какой стране компания физически хранит данные и не передает ли их другой стороне, – вещь непростая:

«Это достаточно сложно проконтролировать, когда неясно, кто и на каких основаниях имеет доступ к этим данным. Обычно крупные компании, работающие с персональными данными, проходят аудит, получают сертификаты безопасности, но даже в этом случае 100% гарантии быть не может».

«Вражескому Западу» данные о поездках такси в Беларуси вряд ли передадут, а вот от союзной России секретов не будет, уверен эксперт по цифровой безопасности Николай Кванталиани:

«В Беларуси и России имеются системы оперативно-розыскных мер, у спецслужб имеется доступ к персональным данным, у служб есть контакты. Если брать пример «Яндекс.Такси», то не думаю, что компания будет разворачивать отдельную инфраструктуру под беларусское юридическое лицо, учитывая тесное межгосударственное сотрудничество».

Аналитик также согласился с мнением, что компания хранит в единой системе информацию о клиентах такси во всех странах присутствия:

»У тебя программа «Яндекс» будет работать в Минске, в Москве, в странах Центральной Азии. То есть можно предположить, что все обрабатываться через единую систему».

Указ Лукашенко также предусматривает создание государственного реестра пассажирских автоперевозок нерегулярного сообщения – речь в том числе о маршрутках и такси. Туда будут включать сведения о перевозчиках и транспортных средствах, а также о водителях и диспетчерах. Работать разрешат только тем, кто попадет в эту базу.

Вести реестр будет транспортная инспекция Министерства транспорта, а доступ к информации получат «надзорные и иные государственные органы при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами».

Баз данных для слежки за гражданами много не бывает?

«Еще один способ контроля». В BELPOL объяснили смысл указа о телефонных мошенниках

Степан Кубик / Авер belsat.eu

Как выбирать коды ОКВЭД такси в 2022 году? Какие нюансы есть при регистрации деятельности такси ОКВЭД для ИП и ООО? Чем отличаются коды для маркировки деятельности пассажирских и грузовых перевозок?

Расскажем подробно в статье.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Содержание
  1. Для чего нужны коды ОКВЭД
  2. Коды ОКВЭД такси для ИП в 2022 году
  3. Код ОКВЭД на услуги такси 49.32
  4. Какие еще есть коды ОКВЭД для такси?
  5. ОКВЭД для диспетчерских служб такси
  6. ОКВЭД для автомобильных грузоперевозок
  7. Что будет с агрегаторами?
  8. Девять из десяти
  9. Потери бюджета в десятки миллионов
  10. Как еще урегулировать сферу?
  11. По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться
  12. Треть водителей может остаться без работы
  13. Сперва – отработка на автобусе
  14. Нерадужные перспективы
  15. Маршрутчиков переманивают в другие сферы
  16. Ввести льготы для водителей
  17. Кадровая проблема
  18. Такси тоже касается
  19. Что говорит Минтранс?
  20. Резонансный проект указа об автомобильных перевозках пассажиров может здорово перетряхнуть рынок такси и маршруток в Беларуси
  21. Как предлагается изменить рынок?
  22. Вышли из-под контроля
  23. Кого не берут в таксисты
  24. Работать будет невыгодно
  25. Рынок станет чище
  26. Маршрутку могут конфисковать
  27. QR-код для такси
  28. Cплошные вопросы
  29. Улыбнитесь, вас снимают!
  30. Внешность обманчива
  31. Что будет с ценами на поездки?
  32. Комментарий Яндекс Go

Для чего нужны коды ОКВЭД

Код ОКВЭД нужен для статистических данных, которыми пользуются в своей работе Росстат и налоговые службы. Налоговые органы проверяют, точно ли деятельность фактического бизнеса соответствует заявленному, а системы статистики включают эти сведения в аналитические отчеты по разным направлениям и сферам бизнеса. Например, с помощью ОКВЭД в регионе отслеживается количество таксопарков, рестораторов, перевозчиков, туристических компаний, подсчитывается, насколько то или иное направление бизнеса выросло, окупилось или просело в показателях.

Для бухгалтерии коды ОКВЭД используются при:

Важно: неверно выбранный код ОКВЭД может стать одной из причин, по которой вам откажут в регистрации вашего бизнеса. Платить за него не нужно, код необходимо указать в заявлении, подаваемом на регистрацию.

Кроме того, есть сферы бизнеса, которые подлежат обязательному лицензированию, что тоже отражается на выборе правильного кода ОКВЭД. Пассажирские грузоперевозки относятся к таким сферам, поскольку таксопарк или другой перевозчик напрямую отвечают за безопасность и здоровье пассажиров.

У вас бизнес такси?

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Коды ОКВЭД такси для ИП в 2022 году

Периодически в классификатор видов экономической деятельности вносятся изменения, и для любого предпринимателя важно отслеживать эти изменения. За использование устаревших кодов ОКВЭД можно получить штраф.

Актуальный справочник кодов ОКВЭД для такси на 2022 год можно посмотреть на официальном сайте Минэкономразвития.

Чтобы посмотреть код ОКВЭД, который в данный момент обозначает ваш бизнес, воспользуйтесь поиском по ИНН.

Код ОКВЭД на услуги такси 49.32

При открытии любого собственного предприятия необходимо подобрать правильный код ОКВЭД (Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности). Основной ОКВЭД максимально отражает всю суть бизнеса, а уже его подразделы описывают нюансы. В случае с такси основным кодом по ОКВЭД будет код 49.32.

Читайте также:  Препятствия на пути притока инвестиций - Инвестиционная деятельность

Структура присвоения кодов приблизительно такова:

Какие еще есть коды ОКВЭД для такси?

Работа таксопарков и автопарков нередко классифицируется и как другие виды экономической деятельности. Например, диспетчерские услуги, грузоперевозки и автобусные перевозки относятся к другим классам и подклассам ОКВЭД. При выборе кода ОКВЭД на деятельность такси ориентируйтесь на следующие группы.

ОКВЭД для диспетчерских служб такси

Если ваша компания занимается пассажирскими перевозками, но не на автомобилях такси, а на автобусах (например, турами, экскурсиями, корпоративными развозками, междугородними маршрутами), стоит обратить внимание на коды группы 49.39:

ОКВЭД для автомобильных грузоперевозок

Изменить, добавить или удалить коды ОКВЭД для своего предприятия можно в любое время. Для ИП эта услуга будет бесплатной, для ООО может взиматься дополнительная плата.

Если вы добавляете новые услуги (например, у вас служба такси, а вы планируете заняться еще грузоперевозками), вам необходимо добавить новые коды своего предприятия в соответствии с действующим классификатором. Для этого вы подаете заявление о внесении изменений в регистрационные документы на сайте налоговой службы. Это обязательно нужно делать в течение 3 дней после изменения вида деятельности или добавления новых услуг, чтобы избежать штрафов и проверок со стороны ФНС.

На сегодняшний момент сумма штрафов составляет:

Существенные изменения коснутся деятельности интернет-агрегаторов на территории нашей страны.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

В Беларуси хотят установить единые жесткие правила игры для пассажирских автоперевозок, заявил Александр Лукашенко на совещании по вопросам, накопившимся в отрасли, передает БелТА.

“Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков”, – сказал Лукашенко.

Как напоминает БелТА, правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. В нем предлагают организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса.

“Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами”, – объяснил Лукашенко.

Подробнее об этом постановлении на стадии его общественного обсуждения мы писали здесь.

Что будет с агрегаторами?

Отдельно глава государства коснулся работы интернет-агрегаторов таких перевозок.

“Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта схема должна работать”, – цитирует Лукашенко Telegram-канал “Пул первого”, близкий к пресс-службе президента.

По его словам, это будут непреложные требования государства для обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий.

Причем коснется это как маршруток, так и обычных городских такси.

Девять из десяти

Лукашенко рассказал, что за девять месяцев 2023 года КГК проверил более 10 тыс. автомобилей и нашел около 9 тыс. нарушений.

“Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии”, – сказал Александр Лукашенко, приведя в пример трагедию под Смолевичами.

Потери бюджета в десятки миллионов

Кроме того, как отметили на совещании, нелегальные перевозчики совершают и финансовые преступления. Чаще всего при проверках выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов.

“То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?!” – цитирует Лукашенко БелТА.

В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики не выдерживают конкуренции и вынуждены закрывать свой бизнес.

Как еще урегулировать сферу?

В Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров много лет добиваются того, чтобы все в этой отрасли работали на равных условиях и по закону – и регулярные перевозчики, и нерегулярные.

И в этом году, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки – после уже упомянутой аварии под Смолевичами с участием маршрутки, в которой погибли 13 человек, отрасль взяли под серьезный контроль.

“Мне очень жаль, что на нашу проблему обратили внимание только ценой жизни 13 человек. Только тогда ситуация на рынке перевозок стала стабилизироваться в сторону справедливости. Сейчас же мы работаем в неравных условиях, когда один играет не по правилам и уходит от налогов, зарабатывая в разы больше и воруя пассажиров у тех, кто работает честно”, – говорит председатель АППП Екатерина Станкевич.

Недавний пример – бунт на Логойском направлении, когда один из перевозчиков забрал свои автобусы с маршрута, устроив транспортный коллапс на этом направлении.

“Через платформу “Атлас” у него можно было бронировать место только с “дорогих” остановок, где билет продается по 3,5-4 рубля. А там, где он стоит 1,5-2 рубля, нельзя – эти люди просто стояли на остановках, дешевые билеты доставались честным регулярным перевозчикам”, – приводит пример Екатерина Станкевич.

Отдельная тема и будущего президентского указа, и сегодняшнего совещания – работа интернет-агрегаторов таких перевозок. По словам главы АППП, не все такие платформы готовы работать по-новому.

“По новым правилам, все эти информационные системы будут являться диспетчерами. Но сейчас они начинают юлить и утверждать обратное. Тот же агрегатор “Атлас” – юрфирма зарегистрирована у нас, но диспетчерской службы, по сути, нет. Свою информацию они не хранят на территории Беларуси, у налоговой и других контролирующих органов нет никаких данных”, – говорит Екатерина Станкевич.

По ее словам, если подобные иностранные агрегаторы такси и маршруток не будут следовать правилам, то им просто могут запретить работать в Беларуси. По мнению АППП, если они хотят оставаться на рынке, нужно, чтобы у всех контролирующих органов был доступ к информации и сведениям за все годы работы в Беларуси (тот же “Атлас” в стране с 2019 года) о том, сколько рейсов выполнено и какая сумма налогов уплачена.

“На мой взгляд, если такие интернет-агрегаторы дадут доступ к информации, то им смогут разрешить работать. И если они будут играть по правилам и размещать информацию на своих платформах только об официальных рейсах, тогда будет честно, если они останутся на рынке”, – резюмирует Екатерина Станкевич.

По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться

ул.л-та Рябцева, 458 (0162) 29-72-82

ул.Правды, 44 А8 (0212) 68-12-08

ул.Интернациоальная, 10 А8 (0232) 21-30-03

ул. Гомельское шоссе,1

8 (0152) 60-89-54

пр-т Партизанский, 68 (017) 374-84-18

Реквизиты для оплаты за получение лицензии и внесение изменений

Пepeчень документов, необходимых для получения лицензии юридическому лицу и инд. предпринимателю

о выдачи бумажного варианта Перечень документов для получения лицензии

о предоставлении лицензии

Заявление об изменении лицензииПриказ о назначении лица, ответственного за организацию и выполнение автом.перевозок

Перечень документов при внесении изменений или дополнений в лицензиюСписок транспортных средств

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь»:- специальные разрешения (лицензии), действительные на дату опубликования настоящего Указа, сроком действия не ограничиваются; Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 марта 2016 года, при условии соблюдения лицензионных требований. Внесение изменений и (или) дополнений в соответствии с настоящим Указом в специальные разрешения(лицензии) проводится при внесении в них иных изменений и (или) дополнений либо выдаче их дубликата после 1 марта 2016 года.

Указ об автоперевозках пассажиров в Беларуси должен заработать в 2024 году

Проект указа, вызвавший большой резонанс в обществе, был обсужден накануне на совещании у президента. 16.11.2023, Sputnik Беларусь

МИНСК, 16 ноя – Sputnik. Указ, устанавливающий единые жесткие правила игры в сфере пассажирских автоперевозок, должен быть доработан в первом квартале 2024-го, а после, во второй половине года, вступить в силу, сообщил вице-премьер Анатолий Сивак по итогам прошедшего в минувшую среду совещания у президента.”В первом квартале следующего года на правительственном уровне будут доработаны отдельные нормы и приняты постановления в развитие указа. Со второй половины 2024-го указ должен заработать”, – приводит слова заместителя премьер-министра Telegram-канал Минтранса Беларуси.Сивак отметил, что в ходе состоявшегося совещания белорусский лидер Александр Лукашенко подчеркнул, что данный документ является важнейшим и должен быть исчерпывающим, надо установить порядок, определить правила и систему работы, а за нарушения жестко наказывать.В этой связи глава государства поручил губернаторам проанализировать систему работы пассажирских автоперевозок на местах от деревни до уровня района и области, и, если это потребуется, выработать новые схемы.На совещании было отмечено, что от недобросовестных перевозчиков страдают как государственные компании, так и частники, работающие по правилам.По его словам, планируется создать реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в котором будут отражены данные о перевозчиках, водителях, диспетчерах, а также информация о транспортных средствах.Вице-премьер обратил внимание на то, что сегодня есть факты, когда нерегулярные перевозчики под видом обслуживания свадеб или корпоративов отправляются в регулярные рейсы. С принятием указа наказание за подобные нарушения станет более жестким.”В этом случае мы исключаем из реестра. А если их там нет, такая деятельность признается незаконной. И тогда следует норма законодательства об изъятии орудия совершения преступления”, – сказал он.Анатолий Сивак также подчеркнул, что если через ту или иную компанию с помощью интернет-приложений будет происходить заказ услуги такси, то к системе может быть подключен только перевозчик, который есть в реестре. Кроме того, появится требование для подобных сервисов в обязательном порядке создать юрлицо на территории Беларуси.”Если говорить, допустим, о “Яндекс Такси”, то здесь не должно быть проблем”, – сказал вице-премьер.Такие же нормы, напомнил он, есть и в российском законодательстве.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

MIA „Rossiya Segodnya“

новости беларуси, анатолий сивак, александр лукашенко, такси, маршрутное такси

21:17 16.11.2023 (обновлено: )

Читайте также:  Примеры инвестиционных проектов с расчетами и образцами

“Важно, чтобы эти изменения принесли плюс для населения. В результате добавится больше маршрутов в сегменте регулярных перевозок. На конкурс будут выставляться дополнительные маршруты”, – подчеркнул Анатолий Сивак.

С 21 января 2024 года для водителей маршруток вступили в силу новые требования – отныне, чтобы выполнять все виды пассажирских перевозок, они должны иметь стаж не менее двух лет.

Внесенные в Правила автомобильных перевозок пассажиров новшества, как заявляет Минтранс Беларуси, прошли общественное обсуждение. Однако для многих перевозчиков они стали настоящим сюрпризом: теперь фирмы не знают, как быть с водителями, у которых нет двухлетнего стажа. Уволить? Не исключено и такое.

Для некоторых компаний такое развитие событий чревато приостановкой деятельности, а всей сфере пассажирских автоперевозок в скором будущем грозит дефицит кадров. Sputnik поговорил с участниками рынка и узнал их мнение на сей счет.

Треть водителей может остаться без работы

Заместитель руководителя одной из гродненской фирм, осуществляющих пассажирские перевозки, вводит в курс дела: до 21 января в компанию могли устраиваться водители без стажа, но только на маршруты, обслуживающие город и пригород. При этом двухлетнюю водительскую практику в обязательном порядке должны были иметь шоферы, работающие на междугородних рейсах.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

С 21 января для водителей маршруток ввели двухлетний стаж на все виды перевозок – городские, пригородные и междугородние. Во многом это требование связало руки перевозчику, поскольку большая часть совершаемых им рейсов приходится на город.

“Понятно, что на работу мы теперь не можем принять людей, у которых нет стажа два года. А что касается уже работающих водителей, которые были трудоустроены до вступления в силу изменений, – как с ними быть? Никаких официальных комментариев и разъяснений по этому вопросу не последовало. Поэтому пока работаем”, – отмечает замруководителя фирмы Светлана.

Она признается: если закон будет иметь обратную силу, компании придется уволить 15 из 43 водителей.

“Мы просто остановимся и не сможем полноценно работать”, – предполагает Светлана.

Сперва – отработка на автобусе

Вместе с тем, обращает внимание замдиректора компании, в новых правилах вовсе отменили обязательную двухлетнюю выслугу для водителей транспортных средств категории М3 (большие автобусы) – на все перевозки, кроме международных. Сняли даже ограничение по возрасту: если раньше к работе допускались водители не моложе 21 года, то теперь рулить автобусом могут 18-летние молодые люди, только-только окончившие автошколу или курсы ДОСААФ.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

По ее мнению, новые требования ввели в связи с тем, что автобусные парки страны не укомплектованы водителями.

“Получается, что теперь водитель, получивший категорию “D”, может наработать необходимый стаж на автобусе и только потом устроиться на маршрутку”, – констатирует Светлана.

Нерадужные перспективы

Директор еще одной компании, которая обслуживает в том числе пригородные маршруты в Смолевичском районе, напротив, отмечает, что новые требования особо не сказались на деятельности ее организации.

“Все водители у нас с двухлетним стажем. Мы также обслуживаем межгород, поэтому изначально набирали водителей с выслугой лет. Поэтому нас эта ситуация не коснулась”, – поясняет руководитель фирмы.

По ее словам, был проблемный период, когда с 2021-го до лета 2023-го водителей катастрофически не хватало на рынке. Но сейчас ситуация выровнялась: водителей достаточно. Тем не менее, считает руководитель, новые требования к водителям могут негативно сказаться в целом на рынке пассажирских перевозок в республике. Не исключено, что вскоре снова будет дефицит шоферов.

Маршрутчиков переманивают в другие сферы

За комментарием журналисты также обратились в Ассоциацию профессиональных перевозчиков пассажиров Беларуси (АППП). Председатель объединения Екатерина Станкевич проинформировала: в настоящий момент на автобусные перевозки в целом по стране не хватает порядка 60% водителей.

Кадровая проблема, подчеркивает она, сопряжена с двумя основными факторами. Первый: маршрутчиков и водителей автобусов переманивает рынок такси, поскольку устроиться туда может чуть ли не любой желающий. К тому же, в этой сфере есть возможность зарабатывать “нефиксированные” деньги.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

“Да, такси тоже нелегкий труд, и многие умудряются совмещать эту работу с основной деятельностью. Из личного опыта: меня как-то вез машинист крана, который сначала восемь часов отработал на кране, после чего пошел таксовать”, – отмечает Станкевич.

Второй немаловажный аспект: многие водители уезжают на заработки за границу. Зарплата там куда выше и есть возможность сколотить капиталец, чтобы обзавестись собственной квартирой или домом. Но как удержать водителей-белорусов на родине?

Ввести льготы для водителей

По словам Екатерины Станкевич, в Беларуси неплохой заработок у водителей автобусов, но этих денег не хватает, чтобы построить жилье. Вариант с кредитом подходит не всем: проценты достаточно высокие. Неплохим решением видится льготное кредитование. Но чтобы его получить, нужно быть многодетным отцом или матерью.

“Давайте рассматривать ситуацию дальше: родили троих детей ради того, чтобы построить жилье – кто этих детей потом будет воспитывать, если папа постоянно находится на заработках за рубежом?” – задается вопросом председатель ассоциации.

Она отметила, что ассоциация уже выступала с предложением ввести жилищные льготы для водителей, чтобы создать такие условия труда, которые не уступали бы зарубежным.

“Надеемся, что наша инициатива еще будет поддержана”, – сказала Станкевич.

Кадровая проблема

Глава АППП выразила мнение, что в целом ситуация с обеспеченностью водителями на рынке пассажирских перевозок в ближайшее время может усугубиться. Это касается как новых требований для водителей (необходимость иметь двухлетний стаж при устройстве на работу), так и отсутствия определенных льгот.

“В любом случае, люди уходят из сферы, и их надо кем-то заменять. Через 6-7 месяцев мы получим проблемы. Уже к середине лета я ожидаю, что кадровый вопрос в этой сфере, если ничего не будет принято, станет еще острее”, – акцентирует руководитель объединения перевозчиков пассажиров.

Такси тоже касается

В Ассоциации перевозчиков и диспетчеров Беларуси (АПИД), тем временем, высказывают совершенно полярное мнение: новшества, связанные с требованием иметь водителям два года стажа, направлены на улучшение качества и безопасности перевозок.

“Введение данного требование положительно скажется на таких перевозках”, – сообщили там и добавили, что в ассоциацию уже обратилось большое количество перевозчиков, но именно в сфере такси.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Дело в том, что, согласно обновленным Правилам автомобильных перевозок пассажиров, которые заработали с 21 января, водители такси обязаны иметь сертификат о соответствующем обучении.

“По нашей информации, уже есть перевозчики, которые прекращают свою деятельность в связи с обновлением Правил автомобильных перевозок пассажиров. Однако те фирмы, которые хотят работать, продолжат свою деятельность с соблюдением положений, указанных в новой редакции правил”, – отмечают в АПИД.

Что говорит Минтранс?

На республиканском совещании, посвященном организации и выполнению автомобильных перевозок пассажиров, который состоялся 19 января, замминистра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина сказал, что проект нормативно-правового акта, предполагающий наличие двухлетнего стажа для водителей, прошел общественное обсуждение в январе-феврале 2023 года. От перевозчиков и госорганов поступали различные предложения, которые затем были актуализированы.

“Этот вопрос обсуждался совместно с МВД и в части стажа, и послабления (для водителей автобусов – Sputnik). Вопросы поступают от перевозчиков, и мы ответим на них”, – сказал тогда замминистра.

Резонансный проект указа об автомобильных перевозках пассажиров может здорово перетряхнуть рынок такси и маршруток в Беларуси

Проект указа об автомобильных перевозках пассажиров, который может здорово перетряхнуть рынок такси и маршруток в Беларуси, готовится к принятию. Планируемые новшества коснутся буквально всех – от компаний-перевозчиков и водителей до обычных пассажиров, рассказывает Sputnik.

Очередную версию проекта указа об автомобильных перевозках пассажиров Минтранс вынес на общественное обсуждение в июне 2023 года. Участники рынка высказывали свои мнения на протяжении двух месяцев.

Ключевая миссия нововведений – очистить рынок такси и маршруток от недобросовестных перевозчиков. Для этого будет создан единый реестр, куда включат сведения обо всех компаниях, осуществляющих нерегулярные перевозки, транспортных средствах, диспетчерах и даже водителях.

Участники рынка сходятся во мнении, что, с одной стороны, это упорядочит сферу и обяжет перевозчиков соблюдать определенные правила, с другой – тарифы на поездки вырастут в разы, что непременно отразится на кошельках белорусов. И совершенно ясно одно: рынок такси, который мы все знали, уже не будет прежним.

Действительно ли нужны реформы, насколько подорожает проезд в такси и что будет с известным иностранным сервисом, узнал Sputnik.

Как предлагается изменить рынок?

Самые резонансные пункты, которые в случае принятия документа станут законными требованиями:

1. появится реестр, который будет буквально поштучно учитывать всех участников рынка;

2. иностранные компании-перевозчики должны создать юридические лица в Беларуси, чтобы работать дальше;

3. в каждом автомобиле установят камеры видеонаблюдения.

Внесение в реестр будет платным. За каждое транспортное средство нужно будет заплатить две базовые величины (в настоящий момент 1 БВ – 37 рублей – Sputnik), одну базовую за каждого водителя и 100 базовых величин за диспетчеров перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчеров такси.

По данным Госконтроля, в 2022 году было заведено 17 уголовных дел в сфере такси. В большинстве случаев они касались нелегальных перевозчиков. Если планируемые изменения примут, те, кто недобросовестно выполняет правила рынка, будут исключаться из реестра и не смогут работать – во всяком случае официально.

Вышли из-под контроля

О возможных изменениях на рынке с Олегом Радкевичем, основателем и директором службы такси “Столица 135”, говорили еще в начале 2021-го. Предложения о едином реестре и видеокамерах тогда не звучали, а потому нынешний разговор – самый что ни на есть своевременный.

Предприниматель признает, что последние годы продолжается массовое невыполнение требований закона о пассажирских перевозках – этим и объясняется необходимость в планируемых новшествах.

“Я не выступаю за жесткое регулирование рынка, просто эта сфера в последнее время вышла из-под контроля. Действующие нормы вполне нормальные. Другой момент, что их далеко не все выполняют”, – поясняет Олег Радкевич.

Читайте также:  Проценты по вкладам - Страница 26 из 71 - Лучшие вклады для физических лиц на сегодня

Собеседник уточняет, что большое количество людей, которые хотят подработать в такси, особо не вникает в законодательство и зачастую работает мимо кассы. Стоимость на их услуги ниже, чем у “официалов”, а потому рынок начинает все больше и больше уходить в тень.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

“Большинство автомобилей такси раньше ездили с соответствующими надписями на бортах. Сейчас их стало намного меньше, и это носит достаточно массовый характер. Выходит, не хватает тех, которые готовы работать легально”, – продолжает директор службы такси.

Кого не берут в таксисты

По мнению Олега Радкевича, в указе должна быть четко определена ответственность всех “игроков рынка”, в том числе и водителей. Необходимо наличие некоего регламента, который будет определять, какие санкции применять в отношении таксиста в случае того или иного нарушения.

“На сегодняшний день нет официальной статистики, сколько водителей занято в этом виде деятельности, и что это за лица в принципе. Безусловно, для них устанавливаются определенные требования – наличие водительских прав и стажа, соблюдение правил ПДД, нормальное психическое здоровье, что немаловажно”, – отмечает директор службы такси.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Руководитель “Столица 135” признается, что планируемые новшества в компании воспринимают двояко. Многие выступают за одинаковые условия работы на рынке, но также есть и те, кто высказывается против.

“Тех же, кто не выполняет требования сейчас, в перспективе ждут два варианта: согласиться с условиями рынка либо уйти из этой профессии, как бы прискорбно это ни звучало”, – подчеркивает предприниматель.

Он также предполагает, что предложенные новшества повлекут повышение цен для пассажиров, однако оно будет несущественным.

“Конечно, перевозчики столкнутся с тем, что или придется больше работать, или тарифы должны несколько измениться. Условно, если сейчас водитель зарабатывает 100 рублей, и ему хватает и на жизнь, и на бензин, то после всех изменений ему нужно будет зарабатывать 120. Значит, средний чек должен увеличится на 10, 20, 30 копеек. Есть себестоимость поездки, в которую заложены налоговые выплаты, зарплата, бензин, амортизация – этого никто не отменял”, – резюмирует собеседник.

Работать будет невыгодно

Руководитель еще одной столичной службы такси Андрей категорически против новых правил на рынке. И вот почему.

“Если этот законопроект вступит в силу, то я не вижу смысла работать. Мой месячный заработок – 2-3 тысячи рублей, а мне только за то, чтобы включиться в реестр, нужно заплатить 100 базовых величин (3700 рублей). Плюс пошлины за каждую машину и водителя – это уже солидная сумма. В каждый автомобиль поставить два видеорегистратора. Вопрос: сколько времени придется отбивать эти деньги, чтобы выйти в “ноль”, – приводит арифметические аргументы предприниматель.

Также, по его мнению, если проект указа останется без изменений, то в скором времени “большинство белорусов пересядет на общественный транспорт”. Он считает, что в связи с этим будет не то что уместно поднять тарифы – это, как процесс эволюции, произойдет естественным образом.

“Цены на поездки станут просто космическими. Если это произойдет, мы вернемся в те времена, когда в общественном транспорте пассажиры как кильки в консервной банке”, – прогнозирует он.

Рынок станет чище

Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров “АППП” Екатерина Станкевич в свою очередь обращает внимание на то, что нынешние правила позволяют практически любому человеку стать водителем такси. Новые же требования приведут к тому, что, вполне возможно, рынок очистится от сиюминутных водителей и фирм-однодневок, которых расплодилось в последнее время достаточно много.

Еще один важный пункт в проекте указа – регистрация юрлица в Беларуси для иностранных компаний, оказывающих услуги нерегулярного перевозчика. До определенного момента в нашей стране оставалось два зарубежных сервиса – “Яндекс. Такси” и “Bolt”. Последний покинул рынок Беларуси в феврале 2022-го (причины не назывались), а “Яндекс”, который в настоящий момент является крупнейшим перевозчиком на рынке такси, оформил белорусское юридическое лицо.

“Почему это хорошо? Потому что те деньги, которые раньше уходили из страны, из оборота, теперь не будут отсюда уходить. Пускай остаются у нас, и с их помощью создаются добавочные продукты”, – отмечает Екатерина Станкевич.

Маршрутку могут конфисковать

Отдельно председатель ассоциации затронула сферу маршруток. Нередки случаи, когда нерегулярные перевозки совершаются под видом регулярных – это незаконная предпринимательская деятельность. Станкевич подчеркнула, что это большая проблема, которая как снежный ком нарастала на протяжении 15 лет.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

“Самое главное в этом указе, который, я надеюсь, будет подписан в кратчайшие сроки, такая деятельность будет под запретом. И тогда перевозчику будет грозить не просто изъятие транспортного средства, а его полная конфискация – без права оплатить штраф и вернуть его назад. Теперь будет риск, что ты потеряешь этот автобус навсегда”, – констатировала она.

По ее словам, этой правовой нормы в Беларуси ждали очень давно.

“Наконец принцип справедливости будет реализован по отношении к тем перевозчикам, которые всегда работали в рамках закона. И акты недобросовестной конкуренции прекратятся”, – уверяет руководитель АППП.

QR-код для такси

В то же время, подчеркивает Екатерина Станкевич, в проекте указа есть определенные неточности. К примеру, непонятно, кого именно будут привлекать к ответственности за нарушения – водителя, диспетчера или руководителя компании-перевозчика.

“Ведь водитель мог не выдать билет, потому что так сказал руководитель. Или не выдал, потому что захотел положить себе деньги в карман”, – поясняет она.

И тут же добавляет о еще одной норме, которая, вероятно, может создать бюрократические сложности для участников рынка, если указ вступит в силу.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

“Реестр будет вести Транспортная инспекция. Самое главное, чтобы процесс включения в него происходил в более короткие сроки, чтобы не было бюрократизма. Ведь огромный пласт информации уже внесен в государственные базы: номера техпаспортов, страховые полисы и так далее”, – высказывает свои опасения глава Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров.

Кроме того, по ее словам, в проекте указа не предусмотрено то, что уже успешно работает в России: перед тем, как сесть в такси, пассажиры могут через QR-код проверить, есть ли у водителя разрешение на работу.

“Почему бы у нас не ввести такое решение? Насколько бы это упростило задачу для контролирующих органов, а также жизнь пассажиров, которые запросто могли бы отличить законного перевозчика от “нелегала”, – подводит итог собеседница.

Cплошные вопросы

Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси Беларуси (АПИД) также участвовала в публичном обсуждении проекта указа. В организации отмечают: документ, который перевернет рынок такси с ног на голову, написан достаточно сыро. В частности, представители профессионального объединения опасаются возможного снижения качества услуг в этой сфере.

“Мы провели собственный круглый стол, и ряд перевозчиков высказали свое мнение, что предлагаемые правила – слишком строгие. Есть опасения, что многие перевозчики уйдут работать в теневой сегмент. Мы видим, что это будет так, особенно в первое время после принятия указа”, – считают представители ассоциации.

Там подчеркивают, что больше всего перевозчиков пугает размер госпошлин, которые нужно заплатить для включения в реестр. Также непонятны основания для приостановки допуска к нему.

“В проекте указа написано, что доступ к реестру в случае нарушения приостанавливается на срок до трех месяцев. Все выявленные нарушения необходимо исправить за месяц. Допустим, перевозчик устранит их за два дня – доступ к реестру сразу же восстановят или придется ждать все три месяца? В этом плане конкретики пока никакой, сплошные вопросы”, – отмечает юрист Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси Захар Бурма.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Улыбнитесь, вас снимают!

Многие водители обеспокоены необходимостью видеосъемки в салоне. С одной стороны, это нужно для решения конфликтных ситуаций, которые могут возникнут в ходе поездки. С другой – всю свою смену водитель, а во время поездки и пассажир, будут находиться под пристальным прицелом камеры, что попросту некомфортно.

“Нам пришло много обращений по этому вопросу, который волнует многих. Среди них много пассажиров, и их тоже можно понять. Есть люди, которые не хотят, чтобы их лица снимали на видео во время поездки. Также поступали вопросы относительно качества видео, должен ли также записываться звук и кто в конце концов несет ответственность за то, чтобы видеокамера была включена. Ведь в любой момент ее можно выключить”, – поясняет представитель АПИД.

Поездки под колпаком власти будут знать кто кого и куда везет такси или маршрутка

Внешность обманчива

В ассоциацию также поступили вопросы относительно деятельности бизнес-такси и VIP-тарифов. Внутренние правила этого класса перевозок подразумевают исключительно черный цвет корпуса авто, без наклеек и соответствующего оформления, как у машин более дешевых тарифов.

В новом указе будет узаконен внешний вид автомобилей такси, а значит, машины бизнес-класса, вероятно, придется также оформить соответствующим образом, предполагает специалист.

Что будет с ценами на поездки?

Собеседник напомнил, что подобный нормативно-правовой акт в сентябре нынешнего года вступил в силу в Москве. Новый закон спровоцировал рост цен на такси в российской столице.

“Что будет с ценами в Беларуси? Однозначно, они вырастут. Перевозчики отмечают, что, с одной стороны, это неплохо. Однако насколько это будет привлекательно для клиента, если раньше он ездил за 7 рублей, а будет ездить за 37?” – задаются риторическим вопросом в ассоциации.

Комментарий Яндекс Go

Многие до сих пор задаются вопросом, уйдет ли из Беларуси “Яндекс. Такси”, если предложенные изменения вступят в силу. Sputnik обратился за комментарием в компанию, которая является крупнейшим игроком на рынке такси.

“Яндекс Go работает в соответствии с законодательством Республики Беларусь и не планирует уходить с рынка”, – коротко ответили в пресс-службе компании.

P.S. По словам участников рынка, проект указа об автомобильных перевозках в ближайшее время должен подписать президент. Однако пока одни перевозчики ждут официальной информации, другие уже начали подстраиваться под будущие требования.

Оцените статью