Рогозин: секвестр финансирования приведет к деградации космической отрасли — ТАСС

«распил по глонассу»: несмотря на скандалы, военные просят не закупать спутники на западе

Пятую строчку занимает АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева». Выручка главного куратора ГЛОНАСС — спутники его производства составляют 2/3 орбитальной группировки РФ — в 2020 году выросла на 26%, до 22 млрд рублей. За год компания запустила два космических аппарата, создала пять спутников, еще 40 были в стадии производства (объем всего производства вырос на 31%). В настоящий момент на земной орбите находится 92 космических аппарата производства АО «ИСС».

В ноябре прошлого года состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным спутником «Глонасс-М». Это аппарат второго поколения глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), созданной еще в советские 1980-е Минобороны СССР.

Производство этих спутников завершено еще в 2020 году, в сентябре 2020 года на хранении оставалось пять готовых аппаратов. Заменить второе поколение должны спутники «Глонасс-К», из которых предположительно к 2020 году будет состоять вся орбитальная группировка навигационной системы ГЛОНАСС. Полностью обновить группировку планируют к 2030 году.

Без уголовных дел тоже не обошлось. В апреле 2020 года стало известно о расследовании дела, связанного с госконтрактом на создание комплекса ГЛОНАСС. Под подозрением оказались сотрудники АО «ИСС», с которым Минобороны РФ заключало еще в 2020 году контракт на 12,5 млрд рублей. Возможный ущерб оценивается в 84 млн рублей.

Одновременно «ИСС» производит военные спутники «Благовест» для Минобороны РФ — три уже вывели на орбиту, четвертый планируют вывести в 2020 году. Группировка спутников создана для обеспечения высокоскоростного доступа в интернет, передачи данных, телефонной и видеоконференцсвязи с использованием перспективных Ка- и Ku-диапазонов частот.

С военными был заключен контракт и на производство связных спутников «Меридиан», первый из которых планировали запустить еще в прошлом году, но перенесли в итоге на 2020-й. «ИСС» отвечает и за развертывание группировки спутников «Гонец-М» для создания единственной российской низкоорбитальной системы связи.

Пока группировка состоит из 9 спутников, для полноценного функционирования нужно 12 аппаратов. Как выяснилось летом 2020 года, «Гонцы» — только уже нового поколения — лягут в основу системы связи «Сфера» (600 небольших космических аппаратов для связи, высокоскоростного доступа в интернет и наблюдения Земли в реальном времени).

Любопытно, что из-за сложившейся международной обстановки военные не рекомендуют российским операторам спутниковых группировок закупать спутники у иностранных производителей, а в России есть только одна компания по производству спутников, АО «ИСС»: в итоге она в прошлом году и выиграла безальтернативный конкурс по производству спутников «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

Из громких проектов нельзя не упомянуть «суперкомпьютер для создания нового оружия», которым займется АО «ИСС» совместно с «ИНЭУМ имени Брука» и АО «МЦСТ». Цель его создания — «перевод всего цикла разработки и производства на отечественное оборудование». Появиться продукт должен в 2023 году.

«ркц прогресс»: после падения «союза» переаттестовали сотрудников и ввели видеодокументирование сборки ракет

АО «Ракетно-космический центр «Прогресс», оборот которого в 2020 году упал на 23%, до 34,5 млрд рублей, перестало быть крупнейшей компанией российской космической отрасли. Что интересно, чистая прибыль «Прогресса», увеличившись в 2020 году почти в три раза, в 2020 году вновь упала, составив 1,2 млрд рублей.

Главным событием прошлого года для самарского предприятия, увы, стала авария ракеты «Союз ФГ» 11 октября. Несмотря на это, в компании настаивают, что «Прогресс» выполнил плановые задания, установленные на 2020 год. По словам гендиректора «Прогресса» Дмитрия Баранова, ракеты-носители РКЦ реализовали 16 пусковых кампаний с четырех космодромов, и 15 из них завершились успехом.

Эксплуатацию ракет-носителей «Союз-ФГ» завершат в 2020 году, остающиеся четыре ракеты будут использованы. Первый испытательный пуск пилотируемого корабля типа «Союз МС» без экипажа ракетой «Союз-2.1а» запланирован на сентябрь 2020 года.

В январе 2020 года «Прогресс», однако, провел внеочередную переаттестацию своих сотрудников, работающих на Байконуре после аварийной ситуации с «Союзом-ФГ». На производственных площадках в Самаре и в байконурском филиале было введено и дополнительное видеодокументирование сборки ракет.

Напомним, причиной октябрьской аварии ракеты стал человеческий фактор, нарушение технологии сборки — «подобных случаев не было 32 года». Несмотря на нашумевшее ЧП, РКЦ «Прогресс» уже успел произвести пять ракет для проекта OneWeb по запуску британских спутников связи, осталось изготовить еще несколько ракет-носителей: в качестве аванса по договору еще 2020 года «Прогресс» уже получил $1 млрд.

Продолжаются работы по созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» в рамках партнерства между ПАО «РКК «Энергия» и АО «РКЦ «Прогресс». Согласно проекту, «Союз-5» будет изготовлен и поставлен на космодром Байконур для комплексных испытаний и подготовки к пуску в 2022 году.

На 2020 год запланировано более 20 запусков с четырех космодромов, семь пусков к Международной космической станции, в том числе пуск РН «Союз-2» с транспортным пилотируемым кораблем.

2020 год для цэнки: хищения, отставки, прекращение работы «гагаринского старта» и «летние каникулы» на байконуре

С третьей на четвертую строчку опустился еще один актив «Роскосмоса» — «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», потерявший за год 27% своей выручки — она составила 27 млрд рублей. Это тоже убыточное предприятие, причем третий год подряд, и убыток нарастает: с 1,7 млрд рублей в 2020 году он вырос до 5,5 млрд рублей в 2020-м. Долгов у предприятий почти на 40 млрд рублей.

ЦЭНКИ заведует Байконуром и отвечает за строительство космодрома Восточный (в целях независимого доступа в космос, так как Байконур находится в Казахстане), который перешел в ведение Центра после коррупционного скандала — разгребать завалы Путин тогда отправил как раз Рогозина.

Главной новостью 2020 года для ЦЭНКИ, увы, тоже стали обыски и кадровые перестановки. В мае прошлого года Следком объявил об уголовном деле в отношении сотрудников основного оператора российских космодромов, которых заподозрили в хищении 7,6 млн рублей.

Через несколько дней после назначения Рогозина главой «Роскосмоса» в отставку вынуждена была подать гендиректор ЦЭНКИ Рано Джураева, проработавшая в компании 3 года и считавшая, что все идет неплохо: обеспечены все 46 запланированных пусков, заработал космодром Восточный, модернизируется Байконур.

В рамках модернизации, кстати, до конца года Байконур должен был стать полностью гражданским: работающих военных заменили штатскими инженерами. Всего же, по разным данным, сокращения на космодроме до 2020 года могут коснуться от 800 до 2000 человек, уже в 2020—2020 численность персонала снизилась здесь с 8,5 тыс. до 7 тыс. человек. Сокращают, впрочем, и «штатских» (минус 10% до конца 2020 года).

В целях той же оптимизации ЦЭНКИ в 2020 году прекратит работу легендарного «Гагаринского старта» (старейший на Байконуре). Все дело в экономической неэффективности: чтобы комплекс себя окупал, требовалось 12 пусков «Союзов» и 12 пусков «Протона-М» в год (то есть виноват в закрытии не столько ЦЭНКИ, сколько «большая тройка» «Роскосмоса», см. выше).

Война с «роскосмосом» стоила нпо им. с.а. лавочкина ареста главы и потери контрактов

С 13-го места в топ-10 космической отрасли РФ переместилось НПО им. С.А. Лавочкина (Химки). Его выручка за 2 года выросла в 1,7 раза, составив в 2020 году 16 млрд рублей. Чистая прибыль составила 476,2 млн рублей.

Созданное в конце 1930-х годов сегодня предприятие производит космические аппараты и разгонные блоки. В его активе истребители 1930—1940-х годов, впоследствии на мощностях НПО создавались зенитки для ПВО Москвы, первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета «Буря».

Читайте также:  Как привлечь инвестиции в образовательный стартап: опыт детской школы программирования «Кодабра» - Martela EdDesign

По космической тематике здесь производят искусственные спутники, астрофизические обсерватории, межпланетные станции. В перспективной разработке находятся космические аппараты для возобновления лунной программы «Луна-Глоб» и для лунной программы «Луна-Ресурс», обеспечение миссии полета на Марс «с целью определения химических показателей Марса, в том числе поиска следов жизни на Марсе», миссии «Интергелиозонд» с целью полета в направлении Солнца и спутников в интересах Минобороны РФ.

К сожалению, и у НПО им. Лавочкина главной новостью прошлого года стал арест в июле гендиректора предприятия Сергей Лемешевского — его и двух других фигурантов дела о мошенничестве обвиняют в хищении 330 млн рублей.

Поводом стали иски самого «Роскосмоса»: за 2020—2020 годы госкорпорация предъявила к НПО им.Лавочкина требования о взыскании свыше 5,7 миллиарда рублей. В суде штатные юристы предприятия проиграли, и уже потом якобы обратились к профессиональным адвокатам, которым выплатили сумму в 330 млн рублей.

В материалах уголовного дела больше всего поражает факт миллиардных претензий, что бросает тень вообще на работу предприятий космической отрасли. Неудивительно в свете этого и появление нового уголовного дела, в котором следствию оказывает помощь «Роскосмос»:

Интересно, что еще в октябре 2020 года тот же «Роскосмос» отменил закупку услуг на создание посадочного лунного аппарата, на что планировалось выделить 5,4 млрд рублей. За аппарат «Луна-Ресурс-1 (ПА)» отвечало все то же НПО, и «Роскосмос» отменил закупку из-за «возникновения иных существенных обстоятельств».

Пока суд да дело, страдает исполнение других контрактов. Так, запуск нового спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Электро-Л», запланированный на 2020 год, в итоге не состоялся и был перенесен на осень 2020-го. Несмотря на это, ученые и специалисты НПО, которые вынуждены работать в подобных непростых условиях, в конце января 2020 года предложили запустить к Солнцу два перспективных космических аппарата при помощи тяжелой ракеты. Аппараты должны подойти к Солнцу на минимальное расстояние (старт планируется в 2028 году).

АналитикаПромышленностьМашиностроениеТехнологииБизнес

Малые спутники и космические сервисы

Сейчас в мире существует мало компаний, делающих микроспутники на заказ. В принципе, заказать себе кубсат (формат малых искусственных спутников Земли для исследования космоса) может любой желающий, но этот рынок невелик. Создание кубсатов не требует большого опыта — их разрабатывают даже студенты, — поэтому гораздо чаще компании, которые в них нуждаются, разрабатывают такие спутники самостоятельно.

Если же возникает более сложная задача, то заказ отдают одной из крупных состоявшихся компаний. Так, широко известный стартап OneWeb заказал разработку и производство своих спутников у Airbus Defence and Space. А вот SpaceX делает конкурирующие спутники сама.

Интересной, но пока никем не реализованной идеей является создание модульных спутников. Идея заключается в том, что небольшие спутники можно собирать из модулей, как из конструктора, в зависимости от требований заказчиков.

Первым шагом к модульной технологии было появление стандарта «кубсатов». Тем не менее, пока все маленькие спутники разрабатываются индивидуально, и для реализации «микроспутникового конструктора» его создателям предстоит преодолеть много трудностей.

Гораздо больший интерес у инвесторов вызывает не разработка микроспутников, а космические сервисы, которые можно с помощью этих спутников создать. Самый очевидный пример — низкоорбитальные группировки спутников интернет-связи, создаваемые упомянутыми выше OneWeb и SpaceX.

Это направление уже получило многомиллиардные инвестиции, и результаты вложений мы сможем оценить в ближайшие пару лет. Другие стартапы обещают проводить съёмку Земли оперативно и в любом месте по желанию заказчика.

Калифорнийский стартап Astro Digital Михаила Кокорича уже привлёк на создание сети спутников съёмки Земли более $16 млн. Его идея заключается в том, чтобы сделать доступ к актуальным спутниковым снимкам максимально свободным для всех желающих.

Ещё одно интересное направление — испытание электронных компонентов в условиях космической радиации. Для этого испытуемые компоненты должны запускаться внутри микроспутника на высокую орбиту, пересекающую радиационные пояса Земли, с последующим возвращением на Землю в защитной капсуле.

Рассматриваются идеи выноса в космос вычислительных мощностей и хранения данных на орбите. Пользу может принести не только получение информации из космоса, но и анализ космических данных. По мнению руководителя программы спутниковых сервисов Google Марка Матосяна (Mark Matossian), большую ценность будет иметь технология анализа снимков поверхности Земли при помощи искусственного интеллекта.

Перспективы: высокие.

Затраты на один проект: десятки миллионов долларов.

Остальные направления

Перечисленные выше направления, не считая космической связи, сопряжены с открывающимися сейчас новыми нишами в космонавтике. Так, миниатюризация спутников и прогресс в электронике сделали возможными сервисы на основе низкоорбитальных спутников и сверхлёгкие ракеты, а благодаря общему прогрессу в технологиях многоразовые ракеты стали реальностью наших дней.

Однако не менее интересные направления связаны с только намечающимися, но пока не произошедшими изменениями в космонавтике. Таким изменением может стать значительное снижение стоимости доставки грузов в космос.

На цену космических запусков влияют два фактора: слабая конкуренция и высокая стоимость ракет. «Старые» космические компании не имеют стимулов к повышению эффективности, поскольку обеспечены крупными государственными контрактами и стабильным набором частных заказчиков.

Но теперь на ситуацию оказало влияние появление нового игрока — SpaceX. В результате расходы на запуск одного геостационарного спутника за последние пять лет упали с $100-150 млн до 60-120 млн.

Расходы на производство и пуски ракет также могут снизиться. Наибольшую надежду эксперты возлагают на применение многоразовых ракет-носителей. Частично многоразовой космической ракетой является Falcon 9 компании SpaceX. Её первую ступень предполагается использовать не менее десяти раз.

Пока у SpaceX нет мотивов снижать цену, но уже в 2020 году на рынок должна выйти даже более эффективная ракета New Glenn от Blue Origin. Если две компании начнут ценовую войну, стоимость запусков может заметно упасть. Сейчас цена Falcon 9 составляет $62 млн.

Согласно расчетам экспертов, её стоимость в случае успеха многоразовых технологий может упасть до $20-25 млн. New Glenn существенно больше Flacon 9, но будет использовать более пригодные для многоразового использования метановые двигатели.

С учётом расходов на пилотируемый корабль, который обычно обходится в несколько десятков миллионов долларов, цена одного пассажирского места при полёте в космос понизится с нынешних $60 млн до $10-20 млн в зависимости от пассажиропотока.

И вместе с удешевлением ракет некоторые проекты, которые пока просто обсуждаются, могут стать финансово привлекательными. С другой стороны, проекты, опирающиеся на дороговизну доставки грузов в космос, могут провалиться. Возможность снижения цен на ракеты-носители в два-три раза стоит учитывать при выборе направления инвестиций.

Пилотируемые полёты

Полёты людей в космос относятся к самому интригующему направлению космического бизнеса. На данный момент рынок только зарождается, и единственным заказчиком в этой сфере является космическое агентство США.

Поэтому на запусках людей в космос будут зарабатывать только американские компании. Однако деятельность людей в космосе не ограничивается одними полётами на Международную космическую станцию и обратно.

В 2020 году на МКС будет установлена частная шлюзовая камера компании NanoRacks. Она будет использоваться для запуска микроспутников, доставляемых на МКС грузовыми кораблями снабжения. На данный момент для запуска кубсатов с борта станции NanoRacks использует шлюзовую камеру японского модуля «Кибо».

Этот шлюз открывается в среднем десять раз в год. Половина работ осуществляется по японской научной программе, а остальные NASA распределяет между партнёрами, включая космические агентства других стран и компанию NanoRacks.

К сожалению, японская камера довольно мала. Собственный модуль NanoRacks будет примерно в пять раз больше, и с помощью дополнительной пусковой системы он сможет обеспечивать запуск до 192 кубсатов за раз.

Читайте также:  Как правильно рассчитать доходность инвестиций в процентах годовых — Финансы на

Две компании из США — Axiom Space и Bigelow Aerospace — имеют более амбициозные планы. Они планируют пристыковать к Международной космической станции полноценные частные модули. Их можно будет использовать как для туристических полётов, так и для проведения любых экспериментов в невесомости по заказу частных компаний или государственных структур.

Идея туристической космической станции появилась более десяти лет назад, но до сих пор она остаётся коммерчески непривлекательной. Ситуацию может изменить только ожидаемое снижение стоимости космических запусков.

Пока же об отдельной станции говорить не приходится, а коммерческие модули Axiom и Bigelow, вероятно, будут частично профинансированы NASA.

Космический туризм ограничивают и другие факторы. Космическая среда крайне негативно сказывается на человеческом организме, и в первую очередь это касается не радиации, а невесомости. У людей в космосе может постоянно болеть голова, могут возникать неприятные ощущения и тошнота.

В некоторых случаях исключительный опыт может перевесить недостатки космических полётов. Так, компания SpaceX намерена осуществлять туристические полёты вокруг Луны, и, по словам президента SpaceX Гвен Шотвелл, количество потенциальных клиентов, выразивших желание осуществить такой полёт, превзошло их ожидания. Скорее всего, это произойдёт не раньше 2020 года.

Ведь даже для профессиональных космонавтов полёты к Луне пока остаются лишь мечтой, а в случае удачной траектории любой турист на корабле компании SpaceX получит шанс установить мировой рекорд по удалению на самое большое расстояние от Земли.

Схожий проект много лет существует в РКК «Энергия». Предполагалось, что туристы смогут выполнять полёты вокруг Луны на модернизированном корабле «Союз» с дополнительным бытовым отсеком.


Корабль «Союз»

Маленький корабль Dragon компании SpaceX не смог бы сравниться с таким перелётным комплексом по комфорту. Однако российская компания так и не начала создание необходимой техники.

Вероятнее всего, это связано с опасениями менеджмента относительно очередной рискованной инвестиции и, возможно, противодействием со стороны Роскосмоса, который является крупнейшим акционером «Энергии». Сама корпорация оценивала необходимые до начала полётов инвестиции в $300-600 млн, а стоимость одного места в $150 млн.

Перспективы: средне-высокие.

Затраты на один проект: сотни миллионов долларов.

Производитель систем для боевых ракет попытался выйти на рынок инкубаторов для новорожденных

Шестую строчку занял «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина», оборот которого составил 18,8 млрд рублей. Чистая прибыль предприятия оказалась на уровне 2020 года — 1,5 млрд рублей, кредиторская задолженность при этом почти сопоставима с выручкой — 16,8 млрд рублей.

В 2020 году стало известно, что НПЦАП стал заказчиком технического перевооружения производства саратовского ПО «Корпус» под выпуск бортовой аппаратуры для баллистических ракет «Булава». Но исполнителя не нашли и после третьего размещения заказа.

Стоимость — 46,8 млн рублей. НЦАП имени Пилюгина ведет разработку систем управления для космических аппаратов и боевых ракет. В их числе системы управления для ракет-носителей семейства «Ангара». В числе заказчиков — РКК «Энергия», Центр им. Хруничева, ГКБ «Южное» и НПО имени Лавочкина.

Глава предприятия Ефим Межрицкий в 2020 году оказался в числе руководителей компаний, которые, по мнению «Роскосмоса», несут прямую ответственность за аварию другой ракеты-носителя «Союз», запущенной в ноябре 2020 года с космодрома Восточный.

Претензии к НПЦАП возникли и по гражданскому профилю: в прошлом году специалисты центра продемонстрировали разработанный ими транспортный инкубатор для новорожденных ИНТ-1, однако детским реаниматологам он не понравился. «Пользоваться им невозможно», заявили они: отверстия для рук расположены неудобно, без соблюдения правил эргономики, нет возможности крепления аппарата ИВЛ и монитора.

Рогозин: секвестр финансирования приведет к деградации космической отрасли

Роскосмос продолжает работу над перспективными проектами в условиях жесткой конкуренции как на рынке пусковых услуг, так и в отношении программ исследования и освоения космоса. В рамках проходящего в Кубинке форума «Армия-2020» генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал в интервью ТАСС о состоянии и перспективах бюджета корпорации, последствиях его сокращения, планах пусков ракет «Ангара», контрактах с Минобороны и утечке на МКС.

— Нашли ли отверстие на МКС, которое приводит к утечке воздуха?

— Проблема устранена. Российско-американский экипаж будет работать как обычно со всеми модулями станции и покинет свою временную изоляцию в российском сегменте. Еще раз хочу сказать, что выявленное российскими приборами падение давления было минимальным и угрозы работе станции не представляло. После завершения регламентных работ в американском сегменте МКС давление полностью стабилизировалось.

При этом подчеркну, что реакция экипажа и ЦУПов на изменение давления была совершенно оправданна. Космонавты изолировались в российском сегменте именно потому, что транспортный пилотируемый корабль «Союз МС», на котором экипаж прибыл на станцию, пристыкован к одному из модулей нашей части МКС. Таковы правила.

— Какие запуски ракет «Ангара», кроме той, что полетит с Плесецка в ноябре, запланированы на ближайшую перспективу?

— У нас на следующий год запланирован запуск тяжелой «Ангары А5» №3. На ней будет вестись отработка прежде всего нового разгонного блока «Персей». Это перспективный разгонный блок, в котором очень заинтересован госзаказчик в лице Минобороны, ну и сам Роскосмос, естественно. Разработчиком блока является, как известно, РКК «Энергия».

Точка, куда будем стрелять третьей «Ангарой», — геостационарная ли это орбита или точка Лагранжа, — а также вид полезной нагрузки, которая будет установлена на эту ракету, пока до конца не определены, полетное задание готовится.

— В следующем году также планируется только один запуск «Ангары»?

— Два. Кроме тяжелой «Ангары» еще запланирован старт легкой версии — ракеты-носителя «Ангара-1.2». Но мы исходим из того, что и четвертая летная тяжелая машина также будет готова уже в 2021 году.

— Для ноябрьского запуска второй тяжелой «Ангары» с Плесецка какая-то полезная нагрузка предусмотрена?

— Там будет запущен макет космического аппарата. Задача испытательного пуска состоит не в выведении спутника, а в отработке системы ракеты-носителя и разгонника, а также в подтверждении технических характеристик ракеты, заданных заказчиком. Регламенты, которые прописаны для испытаний новой ракетно-космической техники, таковы, что они исключают возможность использования «живых» аппаратов в ходе нескольких первых стартов новых ракет. Вторая проблема — это страховка. Опять же, для первых испытательных пусков она высока, что «убивает» рентабельность коммерческого запуска.

Что касается третьей «Ангары» в следующем году, то мы ищем полезную нагрузку для нее, поскольку считаем, что риски запуска спутника будут существенно ниже на третьем пуске ракеты-носителя. Мы предлагаем всем нашим партнерам, включая университетские центры и частные компании, предоставить свои аппараты для этого третьего пуска, тем более что стоимость их отправки на целевую орбиту будет минимальна. Минобороны, кстати, тоже заинтересовано в том, чтобы найти полезную нагрузку для запуска со своего северного космодрома «Ангары» с блоком «Персей».

— Какой сейчас объем контракта с Минобороны на запуски ракет «Ангара»?

— У нас подписан контракт на четыре серийные тяжелые «Ангары».

— Это включая легкую?

— Две легкие «Ангары» изготавливаются в рамках ОКР. По завершении этой работы, соответственно, рассчитываем подписать контракт на весь объем ракетно-космической техники, которая заложена в государственной программе вооружения до 2027 года. Сколько это «в штуках», не комментирую.

Кроме того, по линии Роскосмоса мы подписали с Центром Хруничева контракт на опытно-конструкторскую работу «Амур». Речь идет о модернизированном варианте «Ангары» для космодрома Восточный. Там будет уже более мощный двигатель РД-191М. Мы уберем «винегрет» систем управления, который сейчас есть во всех универсальных ракетных модулях «Ангары». Будет единая система управления во всех трех ступенях ракеты, в том числе в «пакете» первой ступени, состоящей из универсальных ракетных модулей. Ракета станет легче и мощнее. Это позволит нам с Восточного выводить не менее 27 тонн полезной нагрузки на низкую опорную орбиту.

Читайте также:  Чистые и валовые инвестиции: что это такое

Ну и параллельно мы готовимся сейчас к заключению контракта на «Ангару-А5В» с третьей водородной ступенью. Потому что универсальный стартовый стол на Восточном и сопутствующую инфраструктуру мы готовим и под «Ангару» с водородной ступенью.

— Где будет делаться водородная ступень?

— Разработчиком и производителем третьей водородной ступени будет КБ «Салют», КБХА и Московский ракетный завод Центра им. М.В. Хруничева, а омский филиал центра будет серийно выпускать универсальные ракетные модули текущей и модернизированной версии «Ангары».

— Когда будет подписан контракт на создание «Ангары» с водородной ступенью?

— Контракт будет подписан тогда, когда будет подтверждено финансирование. Мы должны осенью закончить все переговоры с Министерством финансов. Параметры финансирования Федеральной космической программы до 2025 года должны быть обеспечены в соответствии с ее паспортом. По паспорту ФКП до 2025 года должна насчитывать 1 трлн 406 млрд рублей, а в реальности она уже сейчас урезана на 150 млрд рублей. И это не считая предполагаемого секвестра космических программ, который связан с падением дохода федерального бюджета.

Поэтому я буду защищать основные позиции Федеральной космической программы, где и прописан переход более мощной «Ангары» с Восточного на третью водородную ступень. Это резко поднимет мощность этой ракеты.

— То есть вы хотите вернуть финансирование до уровня, указанного в паспорте?

— Да, мы считаем, что то, что было обещано космической отрасли в размере 1 трлн 406 млрд, нужно вернуть отрасли. Еще в декабре 2020 года перед принятием ФКП на совещании у президента РФ в Сочи я говорил, что сокращение финансирования отрасли ниже 1 трлн 406 млрд приведет к ее деградации. Надеюсь на поддержку правительства.

— Какова сейчас ситуация по «Морскому старту»?

— «Морской старт» находится в ведении владельца компании S7. Владислав Филев по-прежнему оплачивает нахождение командного судна и плавучей платформы в порту Славянка. Поддерживаются также все системы в нормальном состоянии. Сейчас мы ведем переговоры о том, каким образом будут выстроены отношения между партнерами при создании эксплуатирующей компании. Эта же компания должна взять на себя как дооборудование «Морского старта» аппаратурой, которая была снята американцами с пусковой платформы и командного судна, так и создание береговой инфраструктуры.

Мы понимаем, что сама компания S7, которая смогла выкупить и переместить платформу к российскому берегу, в условиях пандемии, как любой пострадавший авиаперевозчик, испытывает колоссальные трудности. Государство готово протянуть руку. Состав кооперации, я надеюсь, будет определен на нынешней неделе. Я думаю, что это будет новая эксплуатирующая компания-оператор, создаваемая в рамках государственно-частного партнерства.

БеседовалДмитрий Решетников

Суборбитальный туризм

Суборбитальные полёты — это запуски людей или грузов без выхода на орбиту Земли по параболической траектории. Некоторые суборбитальные полёты предполагают пересечение границы космоса, другие — нет. Международная авиационная федерация считает, что космос начинается на высоте в 100 км. ВВС США с ней не согласны и отмечают космос на 20 км ниже.

Разница между суборбитальным и орбитальными полётами огромная, что влияет на их стоимость. Чтобы вывести груз на орбиту Земли, он должен набрать скорость 7,91 км/с, и на это требуется большое количество топлива. Суборбитальные полёты — это не настоящая космонавтика, но они позволят любому желающему почувствовать невесомость в течение нескольких минут и, в случае пересечения границы космоса, получить звание участника космического полёта.

Существует три подхода к суборбитальным полётам. Один из них — простые стратосферные полёты на аэростате. Над ними сейчас работает только американская компания World View. Одна капсула, способная вместить до шести человек, будет подниматься на высоту 35-37 км, а стоимость одного билета в такой полёт составит $75 тысяч. Микрогравитацию туристы не почувствуют, зато насладятся прекрасными видами Земли.

Второй подход — суборбитальный самолёт, который разрабатывает компания Virgin Galactic. В 2004 году самолёт SpaceShipOne авиаконструктора Берта Рутана достиг высоты 102,93 км, впервые поднявшись выше границы космоса и получив приз конкурса Ansari X Prize.

Вдохновлённый этим примером, британский миллиардер и владелец группы компаний Virgin сэр Ричард Брэнсон решил создать увеличенную приблизительно в три раза версию этого самолёта, чтобы использовать её для туристических полётов.

Однако разработчики столкнулись с большим количеством технических проблем, из-за которых полёты SpaceShipTwo не начались до сих пор. Испытания самолёта продолжатся и в 2020 году. Если они пройдут успешно, то, возможно, до конца года самолёт Unity по проекту SpaceShipTwo сможет повторить рекорд своего предшественника.

Стоимость одного билета на самолет компании Virgin Galactic составляет $250 тысяч.

Ещё один подход к организации суборбитальных полётов — использование небольших одноступенчатых ракет. Подобные проекты развивают две компании: В США Blue Origin, созданная одним из самых богатых людей планеты Джеффом Безосом, разрабатывает многоразовую суборбитальную систему New Shepard.

В России очень похожей разработкой занимается компания «Космокурс». New Shepard состоит из двух элементов. Первый — многоразовая одноступенчатая ракета, которая взлетает на высоту 100 км, а затем возвращается на стартовую площадку.

Основатель Blue Origin Джефф Безос 7 марта 2020 года на конференции Satellite-2020 заявил, что стоимость межполётного обслуживания для неё составляет $10 тысяч. Второй элемент системы — пилотируемая капсула на шесть человек, которая запускается на ракете, а затем отделяется от неё и приземляется отдельно на парашютах.

Система New Shepard совершила уже пять успешных полётов. Первый полёт с людьми на борту должен состояться в конце 2020 года, а начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2020 год. Blue Origin не анонсировала цену билета, но она вряд ли будет отличаться от той, что предлагает Virgin Galactic.

С технической точки зрения система, которую разрабатывает расположенный в Москве «Космокурс», практически идентична New Shepard, не считая увеличенной высоты полёта — приблизительно 180-220 км вместо 100 км. Туристы получат дополнительное время в невесомости (5-6 минут вместо 3-5) и возможность взглянуть на Землю с более высокой точки. Билет в такой полёт будет стоить $200-250 тысяч. Начало полётов запланировано на 2021 год.

Согласно оценкам, которые приводит «Космокурс», к 2022 году рынок суборбитального туризма вырастет до $1 млрд, а участниками суборбитальных полётов будут становиться 700-1400 человек в год.

Если эти ожидания оправдаются, направление суборбитального туризма станет достаточно перспективным, даже несмотря на уже наметившуюся серьёзную конкуренцию. Отдельно стоит отметить, что суборбитальный туризм не требует никакого участия государства помимо регулирующего.

Эта особенность во многом нивелирует главный конкурентный недостаток России — нежелание Роскосмоса помогать частным компаниям. Минусом являются достаточно высокие затраты на разработку. Средства потребуются и на отработку многоразового использования ракеты, и на создание безопасной пилотируемой капсулы.

В очень отдалённой перспективе суборбитальным туристическим системам есть куда расти. Из них может быть создан суборбитальный транспорт, который позволит добираться из одного конца планеты в другой за считанные часы. Впрочем, пока люди не хотят переплачивать за скорость перелёта. Человечество отказалось даже от сверхзвуковых пассажирских самолётов и не готово к суборбитальному транспорту.

Перспективы направления: средне-высокие.

Вложения на один проект: сотни миллионов долларов.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.