Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности — описание, термины, пояснения!

Понятие, признаки, виды инвестиций и инвестиционной деятельности

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР)1.

В данном определении, на наш взгляд, содержатся некоторые неточности, а именно проводится грань между инвестициями и сбережениями, отсутствует критерий долгосрочных вложений, не устанавливается форма вложений.

Из вышеуказанного определения следует, что инвестициями являются те сбережения (денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, другое имущество, интеллектуальные ценности), которые вкладываются в различные виды деятельности с целью получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

В экономической литературе понятие «инвестиции» преимущественно рассматривается наряду с понятием «сбережения»[1][2], ибо инвестиции предполагают сбережения. Но не все сбережения становятся инвестициями. Инвестициями становятся те сбережения, которые в дальнейшей перспективе принесут доход с учетом расширения производства.

Есть мнение. Теория инвестиций Дж. Кейнса, выдающегося английского экономиста, родоначальника ведущего направления в современной экономической науке — кейнсианства, определяет инвестиции как «прирост ценности капитального имущества независимо от того, состоит ли последнее из основного, оборотного или ликвидного капитала»1. По мнению П. Массе, инвестиции в самом общем виде представляют собой обмен удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ[3][4].

В свою очередь, С.С. Жилинский отмечает, что в отечественной экономической литературе сложились два подхода к раскрытию понятия инвестиции[5]. Одни авторы определяют их как «… процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем потребляет»[6]. В юридической литературе подобного подхода придерживается А.Г. Богатырев, по мнению которого доминантным в таком сложном экономическом понятии, как инвестиции, является то, что «инвестиционные средства расходуются на предметы и средства труда, а также на труд, вложенный в производство материальных и духовных благ, т.е. в дело, в предприятие»[7].

Другой подход заключается в том, что инвестиции представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которых формируется прибыль (доход) или достигается определенный социальный эффект[8]. Иными словами, это максимально широкий подход к понятию инвестиций, который включает в себя не только вложение капитала в предпринимательские проекты, но и в различного рода социально-экономические программы. Как мы уже отмечали выше, в западной экономической литературе подобный подход высказывался Массе. Отечественные ученые-экономисты, придерживающиеся подобной точки зрения, под инвестициями понимают все виды и формы имущественных, информационных ценностей, в том числе права на них, вкладываемые в развитие человеческих ресурсов и в объекты любой деятельности в целях прироста капитала, достижения их высокой рентабельности и (или) иного полезного эффекта1.

В юридической литературе такая позиция была занята Т.А. Серебряковой, по мнению которой инвестиции представляют собой «имущество, в отношении которого государством установлены гарантии, привилегии и иммунитеты, следующие из механизма государственной защиты инвестора, переданное (передаваемое) государством, физическим или юридическим лицом гражданам, организациям, иностранным государствам с целью извлечения прибыли, достижения иного эффекта, признаваемого действующим законодательством социально полезным»[9][10].

В соответствии с Законом о капитальных вложениях под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[11].

В отношении объекта инвестирования законодатель демонстрирует различные подходы. Например, в Законе об инвестиционной деятельности[12] указанные объекты прямо перечисляются, причем в закрытом, т.е. не допускающем расширительного толкования перечне.

В свою очередь, Закон о капитальных вложениях[11] понимает под объектом инвестирования денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку.

Наиболее широкий подход к пониманию объекта инвестирования содержится в Законе об иностранных инвестициях[14], согласно которому иностранная инвестиция представляет собой вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации. В данном случае любые не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте объекты гражданских прав могут выступать в качестве объекта инвестирования.

С учетом вышеуказанного определения, подчеркнем, что к капиталу отнесена информация. Надо иметь виду, что информация не является объектом гражданских прав1. Объектом передачи в качестве инвестиций может выступать не информация, а исключительное права[15][16]. При этом исключительные права признаются имущественными правами (ст. 1226 ГК РФ).

Крайне неоднозначным в научных взглядах, с позиции определения сущности инвестиций, представляется такой признак, как цель, которую они преследуют. Как можно заметить из анализа нормативного определения инвестиций, наряду с целью извлечения прибыли законодатель называет достижение положительного социального эффекта. Причем в Законе об инвестиционной деятельности в РСФСР говорится

0 целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Закон о капитальных вложениях, а также конвенция «О защите прав инвестора»[17] используют формулировку «с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта». Другими словами, в последнем случае достижение положительного социального эффекта рассматривается в качестве самостоятельной, не сводимой к извлечению прибыли, цели инвестиций.

В юридической литературе подобный подход законодателя вызывает неоднозначное отношение. Например, Серебрякова полагает, что «социальная полезность» инвестиций является одной из двух возможных целей инвестирования. В частности, она относит к инвестиционной деятельности, например, благотворительность или раздачу милостыни[18].

Близкой позиции в этом вопросе придерживается и Жилинский, который отмечает, что «применительно к социальному эффекту от инвестиций надо исходить из толкования «социальный» в самом широком смысле слова, когда эффект достигается в любой сфере общества и в отношении любых структур и субъектов общества: граждан, государства, безопасности, экологии и т.д. и т.п. И совершенно не обязательно социальный эффект должен выражаться в получении прибыли от инвестиций, констатация чего в анализируемых нормативных актах представляется излишней. Достаточно полно цель инвестиций можно выразить словами: получение положительного социального эффекта»1. Другими словами, он рассматривает получение прибыли в виде одной из составляющих положительного социального эффекта наряду с прочим.

Вместе с тем указанные подходы не отражают сущности целепо- лагания, в частности бюджетных инвестиций. Необходимо помнить

0 субъектах инвестиционной деятельности, к которым согласно ст. 4 Закона о капитальных вложениях и ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР относятся государственные органы, органы местного самоуправления, граждане и иные физические лица. Инвестиционная деятельность названных субъектов зачастую не преследует цель извлечения прибыли.

К примеру, положительный социальный эффект (полезный эффект) от вложения бюджетных инвестиций проявляется через показатели эффективной реализации государственных программ. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:

Следующим признаком, характеризующим инвестиции, является механизм государственной защиты инвестиций, включающий в себя гарантии, привилегии, иммунитеты и др. Наиболее ярко данный признак проявляется в области иностранных инвестиций. Закон об иностранных инвестициях[14] закрепляет гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5—17 Закона об иностранных инвестициях). Например, ст. 17

«Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления» указанного Закона предусматривает, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Инвестиции можно классифицировать по различным критериям (рис. 1.5).

Цели инвестирования

Рис. 1.5. Цели инвестирования

1. Прямые инвестиции, в соответствии со ст. 2 Закона об иностранных инвестиция[22], представляют собой инвестиции в уставной капитал хозяйствующего общества в размере более 10% акций (долей) уставного капитала. Приобретая акции (доли), превышающие указанный рубеж инвестор имеет долгосрочные цели, связанные с желанием принимать участие в деятельности общества, контролировать соответствующие процессы.

Пакет акций (долей) общества менее 10% относят к портфельным инвестициям, имеющим краткосрочный характер и спекулятивные цели.

Отметим, что приведенный критерий по разграничению инвестиций на прямые и портфельные является достаточно формальным признаком и не всегда соответствует целям инвестирования.

Портфельные инвестиции характеризуются различными операциями с финансовыми инструментами. Здесь же это может быть покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. От прямых инвестиций портфельные отличаются тем, что их прибыль связана с различными спекулятивными операциями, характеризующимися высокой степенью риска. В свою очередь, прямые инвестиции связаны с реальным сектором экономики, отраслевым развитием производства. Вместе с тем бывают случаи, когда инвестиции друг от друга не отличаются, например, в той ситуации, когда приобретаются акции организации, которая выпускает материальные блага. Портфельные инвестиции не предполагают получение контроля над делами компании, дополнительной выгоды в результате управления фирмой и принятие участия в хозяйственной деятельности. Цель портфельного инвестора заключается в получении высокого дохода путем увеличения стоимости инвестированного капитала, а также дохода в текущем периоде (например, дивиденды по акциям). Подобный инвестор формирует инвестиционный портфель, состоящий из разных инвестиционных ценностей. Основная задача при ведении портфеля заключается в определении пропорций между ценными бумагами с различными свойствами.

Читайте также:  Найти бизнес партнёра

Прямые инвестиции характеризуются крупными долгосрочными вложениями денежных средств / капитала в материальное производство (новые здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д.), реальные активы компаний. Инвестирование осуществляется через фонды прямых инвестиций. Инвесторами при прямых инвестициях могут выступать государство, компании, частные лица, обладающие достаточными средствами, специализированные фонды прямых инвестиций.

2. Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. В статье 6 БК РФ[23] используется термин бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (рис. 1.6).

Государственные инвестиции — капитальные средства, вложенные государством в инвестиционные объекты в целях удовлетворения общественных потребностей.

Виды инвестиций по формам собственности

Рис. 1.6. Виды инвестиций по формам собственности

Государственные инвестиции могут формироваться за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом плане понятие «государственные инвестиции» отличается от понятия «бюджетные инвестиции», под которыми подразумевают инвестиции, осуществляемые из бюджетных фондов. Кроме того, бюджетные инвестиции могут предоставляться за счет средств не только государственного бюджета (федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации), но и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).1

Государственные инвестиции осуществляются при бюджетном финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям социально-экономического развития путем размещения государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты, инвестиционной деятельности предприятий государственной формы собственности, предоставлении финансовой поддержки на инвестиционные цели частным инвесторам.

Таким образом, государственные инвестиции включают инвестиции в объекты государственной собственности и инвестиции в объекты иных форм собственности, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями и учреждениями.

Инвестиции в объекты государственной собственности ориентированы на обеспечение воспроизводства государственного сектора экономики (рис. 1.7).

Направления инвестирования в объекты государственной собственности

Рис. 1.7. Направления инвестирования в объекты государственной собственности

Согласно статье 79 БК РФ[24][25] в бюджетах бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

Инвестиции в объекты иных, негосударственных форм собственности осуществляются в рамках государственной поддержки частных инвесторов и являются важным инструментом государственного экономического регулирования. С их помощью государство может оказывать поддержку предприятиям реального сектора, воздействовать на состояние стратегически важных отраслей, производственный потенциал и занятость. Инвестиции, в рамках государственной поддержки частных инвесторов, могут осуществляться в форме долевого участия в уставном капитале предприятий, бюджетных кредитов, государственных гарантий, субсидий.

По объектам вложения государственные инвестиции могут быть следующими (рис. 1.8).

Объекты вложения инвестиций

Рис. 1.8. Объекты вложения инвестиций

Реальные инвестиции включают капитальные вложения в приобретение недвижимости (земли и строений), закупку машин, оборудования, технологий, нематериальных активов и т.д. Финансовые инвестиции охватывают государственные кредиты государственным и частным структурам для реализации инвестиционных проектов, вложения в ценные бумаги, паи, доли в уставных (складочных) капиталах[26].

Источники финансирования инвестиций

Рис. 1.9. Источники финансирования инвестиций

Согласно БК РФ для финансирования государственных инвестиций необходимо, чтобы предназначенные для этого средства были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные) органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением (рис. 1.9).

На заметку. Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки, другие объекты, находящиеся в государственной собственности. Государство может предоставлять право отечественным и зарубежным инвесторам на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашений о разделе продукции.

Отметим, что наблюдается тенденция государственного инвестирования в стратегически приоритетные направления, а также в развитие инновационной сферы производственного сектора страны. Следовательно, появляются новые виды государственных инвестиций, таких как стратегические и инновационные инвестиции.

Государственные инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений движения капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста.[27]

Ключевую роль в данном процессе играет реализация методов регулирования государственных инвестиций, базирующихся на силе и авторитете государственной власти, и предполагает прямое влияние государства на деятельность субъектов инвестиционных отношений путем правового регулирования, стандартизации, лицензирования, организации управления инвестиционной деятельностью предприятий государственного сектора экономики.

Под частными (негосударственными) инвестициями понимают вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий негосударственной формы собственности.

3. По источнику формирования инвестиции как финансы в целом бывают следующими (рис. 1.10).

Источники формирования инвестиций

Рис. 1.10. Источники формирования инвестиций

Централизованные инвестиции аккумулируются государством, муниципальными образованиями, различными их органами и учреждениями. Децентрализованные инвестиции формируются частными инвесторами, как юридическими, так и физическими лицами. Возможно инвестирование различными группами лиц. Например, организация синдицированного кредита осуществляется группой банков. В этом случае организатором может выступать наиболее крупный банк.

4. Инвестиции можно классифицировать по территориальному признаку (рис. 1.11).

Виды инвестиций по территориальному признаку

Рис. 1.11. Виды инвестиций по территориальному признаку

Иностранные инвестиции предоставляются иностранными государствами, международными и межправительственными организациями, а также частными иностранными компаниями и гражданами иностранных государств. Национальными инвесторами могут выступать все субъекты национальной экономики с учетом особенностей их деятельности. Оба источника инвестиций в равной степени важны для поступательного развития экономики. При этом величина иностранных инвестиций отражает степень открытости национальной экономики для иностранных инвесторов и их защищенности.

Государственные иностранные инвестиции — это средства из бюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств иностранных государств, либо межправительственных или международных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями.

На заметку. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права.

Под частными иностранными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или иностранные граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Установленный в законодательных актах и в международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным (табл. 1.2), а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает не все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

Виды (формы) иностранных инвестиций

Таблица 1.2

п.п.

Вид (форма) инвестиции

1

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога

2

Денежные средства

3

Акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных

4

Право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность

5

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность

6

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов

5. По сроку инвестирования (рис. 1.12).

Классификация инвестиций по сроку инвестирования

Рис. 1.12. Классификация инвестиций по сроку инвестирования

В первую очередь длительность инвестиций, связанная со срочностью инвестируемых ресурсов, закрепляется договорными обязательствами и в дальнейшем определяется общей рыночной конъюнктурой. Краткосрочные инвестиции, в рамках биржевой торговой сессии, могут составлять от нескольких минут до 30 дней, среднесрочные — до одного года, долгосрочные инвестиции — свыше одного года. Бессрочные инвестиции не ограничены сроком инвестирования, инвестиции до востребования возвращаются инвестору по первому его требованию.

  • 6. По отношению к инвестору инвестиции могут быть направлены извне, а также могут быть направлены на развитие внутренней инфраструктуры самого инвестора (внешние и внутренние). Внутренние инвестиции предполагают, что все активы направлены на качественное улучшение положения самого инвестора, способствуют повышению его капитализации (например, инвестирование в расширение собственного производства). Внешние инвестиции по отношению к самому инвестору направлены на внешних субъектов (инвестирование в реальные активы других субъектов хозяйственной деятельности или финансовые инструменты инвестирования, эмитированные другими субъектами хозяйствования).
  • 7. По характеру участия владельцев средств, вкладываемых в реализацию инвестиционных проектов, инвестиции бывают следующими (рис. 1.13).

Виды инвестиций по характеру участия владельцев (собственников) средств

Рис. 1.13. Виды инвестиций по характеру участия владельцев (собственников) средств

8. По объекту инвестирования (таб. 1.3).

Виды инвестиций по объекту инвестирования

Таблица 1.3

п.п.

Вид инвестиции

Направления инвестирования

1

Реальные инвестиции

Как правило, долгосрочное вложение средств в отрасли материальной среды для производства какой-либо продукции

2

Финансовые инвестиции (операции с ценными бумагами)

Вложения в финансовые инструменты, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, активы других предприятий

3

Спекулятивные

Покупка активов исключительно ради возможного изменения цены (валюты, драгоценных металлов и т.д.)

4

Интеллектуальные

Вложения в научные разработки, ноу-хау и т.п.

9. По отраслевой направленности инвестиции классифицируются в разрезе отдельных отраслей экономической деятельности. К примеру, инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, энергетику и т.п.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона о капитальных вложениях).

Читайте также:  Как привлекать инвестиции от китайцев в недвижимость в России

В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность подразделяется на следующие виды исходя из определенных групп субъектов, ее осуществляющих: инвестиционная деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц, инвестиционная деятельность, осуществляемая институциональными инвесторами и т.д.

Инвестиционная деятельность государства — это распределение и вложение государственных инвестиций в деятельность публичноправового образования или частного лица по достижению социально полезного эффекта посредством увеличения стоимости государственного имущества (рис. 1.14).

Направления инвестиционной деятельности государства

Рис. 1.14. Направления инвестиционной деятельности государства

В зависимости от объекта инвестиционной деятельности инвестиционная деятельность может быть финансовой, производственной, стратегической, инновационной.

В зависимости от количества субъектов различается индивидуальная и коллективная инвестиционная деятельность.

В зависимости от способов осуществления инвестиционной деятельности (по степени участия, возможности воздействия на деятельность получателя инвестиций): активная, пассивная и агрессивная инвестиционная деятельность. Инвестирование имеет целью получение прибыли путем прироста стоимости инвестиционного актива или получение иного положительного эффекта, в связи с чем каждая из приведенных инвестиционных моделей имеет свой выраженный акцент. Это может быть величина прибыли, время ее получения, степень риска, наличие гарантийных инструментов и пр.

Активное инвестирование связано с возможностью и реализацией данной возможности в той или иной степени участвовать в деятельности организации, в капитал которой была направлена инвестиция. Например, войдя в состав совета директоров организации, инвестор вправе получать соответствующую информацию о ее деятельности и влиять на принимаемые советом директоров решения. В этом случае инвестор имеет возможность воздействовать на объект инвестирования. Как правило, такие инвестиции имеют долгосрочный характер, являются частью продуманной стратегии. Эти инвестиции не приносят быстрого дохода. И доход может проявляться косвенно в приобретении, например, новых источников сырья или рынков сбыта готовой продукции.

Формы пассивного инвестирования не предполагают участия инвестора в процессе прироста стоимости. Эта инвестиционная модель строится на ожиданиях роста стоимости инвестиционного актива в силу независящих от инвестора факторов или макроэкономической обстановки. Осуществляя депозитный вклад в банке, приобретая вексель организации, инвестор ограничивается правом получения только инвестиционного дохода, оговоренного заранее.

Агрессивное инвестирование чаще всего может преследовать спекулятивные цели, быстрое получение прибыли, получение сверхприбылей, в том числе путем подавления конкурентов, установления доминирующего положения на рынке, а также как способ манипулирования рынком.

Основной задачей со стороны государства выступает создание благоприятных условий для частных инвестиций. Вместе с тем при всей значимости частных инвестиций они не в состоянии покрыть потребности экономики в инвестиционных ресурсах. Речь идет о невыгодных инвесторам проектах, к примеру, проекты со слишком высоким сроком окупаемости или инвестиционные проекты непривлекательны для инвесторов из-за высоких рисков, низкой нормы отдачи на вложенный капитал. Такие проекты финансируются за счет государственных инвестиций. Например, государственное инвестирование в социальную и производственную инфраструктуры.

Весьма актуальна необходимость развития взаимодействия государственного и частного секторов экономики применительно к социально значимым отраслям народного хозяйства и привлечению частного капитала к решению задач по развитию национальной инфраструктуры, оценки социальных эффектов от партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях. Одной из таких форм оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом выступает государственно-частное партнерство (ГЧП).

Государственно-частное партнерство характеризуется соглашениями между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций, а также повышения эффективности бюджетного финансирования.

С помощью мер государственной финансовой поддержки, выражающихся в форме кредитования (бюджетного, налогового), бюджетного дотирования, безвозмездных субсидий (грантов), займов на льготных условиях, государственных заказов, финансирования малых инновационных форм, государственных гарантий и других мер происходит процесс развития и стимулирования инвестиционной деятельности.

Статья 21. создание, открытие на территории российской федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц(в ред. федерального закона от 05.05.2020 n 106-фз)

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.

Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

3. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;

прекращена в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр.

4. Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Читайте также:  Чистые и валовые инвестиции: что это такое

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:

филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;

деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.

Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2020 N 97-ФЗ)

Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2020 N 97-ФЗ)

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.