«сименс» в рф: мы с «силовыми машинами» либо остаемся партнерами, либо станем конкурентами. пресса о нас – siemens россия
Глава Siemens в России Александр Либеров рассказал в интервью ТАСС, почему концерн верит в российский рынок, как идут переговоры с “Силовыми машинами” о дальнейшей форме сотрудничества и какие транспортные проекты интересны компании.
— Отразилась ли история с поставкой газовых турбин производства Siemens на работе компании в России? Понесло ли российское подразделение Siemens убытки из-за принятого решения ужесточить работу в России?
— Хочу сказать, что мы себя чувствуем очень стабильно на российском рынке. В прошлом году оборот компании составил около €1 миллиарда. Нами реализуются проекты в различных областях, в том числе в железнодорожном машиностроении. В частности, с группой “Синара” мы вместе производим и поставляем поезда “Ласточка”, локомотивы. Мы реализуем и проекты в области энергетики. Один из крупных проектов — поставка двух турбин мощностью по 187 МВт каждая для Грозненской ТЭС, которую строит “Газпром энергохолдинг”. Обе турбины уже успешно установлены. Газовая турбина на первом блоке станции уже запущена в эксплуатацию, в 2020 году ждем ввода второй турбины. И, конечно же, мы видим перспективы развития в России.
— Говоря о направлении энергетического машиностроения, вы рассчитываете на обеспечение спроса на газовые турбины в связи с принятием новой программы модернизации энергомощностей?
— Эта программа, недавно принятая правительством Российской Федерации, нам очень интересна. Мы знаем о высоких требованиях к локализации оборудования, которые устанавливаются для участников этой программы. И, как вам известно, нами задолго до этого была проведена большая работа по локализации энергетического оборудования. Это и завод по производству трансформаторов в Воронеже, и энергетический кластер в Ленинградской области, в который входит совместное с “Силовыми машинами” предприятие — “Сименс Технологии Газовых Турбин” (СТГТ). Локализация производства газовых турбин на этом предприятии уже доведена до 60%. И мы готовы увеличивать этот показатель до 100%. Но, естественно, здесь для нас важно подтверждение со стороны правительства Российской Федерации, что такое оборудование будет допущено к участию в новой программе модернизации тепловых станций.
Siemens в этой программе видит возможность перевода российской энергетики с паросилового цикла на парогазовый цикл, что повысит КПД энергообъектов. В качестве примера приведу Киришскую ГРЭС, где в результате установки двух газовых турбин Siemens 4000F (мощностью 329 МВт — прим. ТАСС) КПД станции увеличилось с 35% до более чем 50%. Это приносит значительный экономический эффект.
— Когда вы говорите о необходимости заручиться поддержкой правительства РФ на включение оборудования Siemens в новую программу модернизации, вы имеете в виду, что надо утрясти регуляторные вопросы или хотите получить гарантию под обеспечение производства заказами на турбины?
— Постановление правительства с требованиями для энергооборудования, участвующего в программе модернизации энергомощностей, дорабатывается. Для нас важно, чтобы в нем было отражено, что все оборудование, полностью локализованное в Российской Федерации, попадало в эту программу вне зависимости от происхождения компании, выпустившей его. У нас пока нет гарантий, что такое оборудование будет участвовать в программе на равных условиях с продукцией российских предприятий.
— Как только такое постановление вступит в силу, Siemens приступит к работам по увеличению уровня локализации турбин до 100% к 2025 году, как вы заявляли ранее?
— Да, мы к этому готовы. У нас сейчас, как я уже сказал, турбина 2000E мощностью 187 МВт локализована чуть более, чем на 60%. Мы готовы до 2020 года локализовывать ее на 70% и до конца 2024 года — до 100%. Более того, сейчас мы рассматриваем возможность сократить этот срок — может быть, на год, на полтора. Сейчас проработка этого вопроса идет очень активно.
— От чего будет зависеть принятие этого решения? От объема инвестпрограммы в этот проект?
— Нет, это не вопрос денег, это вопрос, скорее, зрелости поставщиков, создания технологической экосистемы в России — вопрос зрелости и развития технологии.
Мы сейчас ведем переговоры с несколькими российскими компаниями для ускорения процесса локализации турбины до 100% раньше заявленного 2024 года. Увеличение уровня локализации с 70% до 100% — это локализация так называемого горячего тракта, самой технологически сложной части турбины. Чтобы это реализовать, у российских компаний-поставщиков должны быть соответствующие наработки, и они должны доказать свою компетенцию соответствующего уровня.
— Есть ли у Siemens планы по увеличению уровня локализации турбин других классов, которые выпускает СТГТ?
— Мы повышаем уровень локализации турбины мощностью 187 МВт не потому, что ее удобнее локализовать, а потому, что мы видим, что эта турбина наиболее востребована на энергетическом рынке в России. Имеет смысл локально производить ту турбину, в которой есть определенная потребность. По нашим оценкам, ежегодная потребность в таких турбинах в России будет составлять от трех до шести турбин — это хорошая загрузка для предприятия.
Сейчас нам приходиться загружать наш завод в Ленинградской области заказами из Европы и, в частности, из Германии. Но это не та бизнес-модель, на которую мы рассчитываем в среднесрочной перспективе. СТГТ создавалось для того, чтобы обеспечивать газовыми турбинами российский рынок.
— То есть вы не рассматриваете возможность экспорта турбин в СТГТ в дальнейшем?
Мы рассматриваем и возможность экспорта, но с участием российского финансирования, например, по межправительственному соглашению или в рамках программ поддержки экспорта. Основной рынок для СТГТ — это Россия.
— Нет ли у Siemens опасений, что объем заказов на турбины на российском рынке резко снизится после 2030 года, когда закончатся отборы по новой программе модернизации энергомощностей?
— С одной стороны, я с вами согласен, что надо всегда думать на долгосрочную перспективу, но жизненный цикл продукта и изменения в экономике происходят намного быстрее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому сейчас я думаю, что нам сначала надо дожить до 2030 года, а дальше будет видно.
На Российском инвестиционном форуме в этом году не раз звучал тезис, что топливно-энергетический сектор важен для Российской Федерации, и без него невозможно развитие экономики. И поскольку мы слышим прогнозы по росту российской экономики на перспективу после 2030 года, уверен, что спрос на нашу продукцию будет и в долгосрочной перспективе.
Поэтому нам очень важно иметь полностью локализованное производство турбин в России, чтобы не зависеть от поставок зарубежных комплектующих. Это также существенно и с точки зрения нивелирования угрозы валютных рисков
Отмечу, что повышение уровня локализации — это не только финансовая инвестиция, это инвестиция и в российскую образовательную базу. Мы в рамках этого проекта готовы создать инжиниринговый центр по развитию технологий газовых турбин.
— В какую сумму Siemens оценивает инвестиции в увеличение локализации турбин в России?
— Цифры я сейчас не готов назвать, потому что мы сейчас находимся в процессе расчетов и переговоров с партнерами. Но это десятки миллионов евро до 2024 года.
— В России недавно состоялся конкурс на поставку газовых турбин для станции “Ударная” в Тамани, но Siemens не принял в нем участие. Почему и какие проекты в России интересны холдингу?
— Мы не во всех проектах принимаем участие, в этом решили не участвовать. Подробности принятия такого решения я бы не хотел комментировать.
Мы сейчас реализуем другие проекты в России. Так, ведем активный диалог с республикой Татарстан: это и проекты с “Казаньоргсинтез” и модернизация Казанской ТЭЦ-1 “Татэнерго”. Кроме того, мы недавно подписали соглашение с компанией “Новатэк” по поставке компрессорного оборудования для Арктик СПГ-2. И здесь важно то, что мы не просто будем поставлять оборудование для СПГ-проекта, но и собираемся локализовать его на базе нашего предприятия в Ленинградской области. То есть это не просто импорт оборудования из-за рубежа, а постоянный процесс локализации решений для энергетики.
— Могут ли планы “Силовых машин” по выпуску к 2024 году отечественной газовой турбины мощностью 170 МВт негативно повлиять на планы Siemens по увеличению уровня локализации или привести к пересмотру программы развития Siemens в России?
— Заявления и реализация конкретного проекта — разные вещи. Как я уже говорил, вопрос разработки турбины практически с нуля — это вопрос не только денег, но и вопрос технологической зрелости. Он займет не год и даже не четыре-пять лет. Турбину, которую мы сейчас хотим локализовать в России до 100%, мы производим с 1981 года, она прошла несколько стадий модернизации.
Я не могу комментировать планы “Силовых машин”, это инвестиционное и стратегическое решение компании, но на фоне сокращения мирового рынка турбин в последнее время считаю, что к этому вопросу надо подойти взвешено с точки зрения экономической оценки таких инвестиций. Стоит ли изобретать велосипед с нуля, если он уже есть, и если тот, кто его изобрел, готов полностью локализовать его производство в России?
Надо провести глубокую оценку экономических рисков такого проекта, потому что мировой рынок больших газовых турбин сократился практически вдвое буквально за несколько лет. Поэтому я ожидаю на рынке, скорее, процессы консолидации, нежели возникновение новых игроков.
— О консолидации каких крупных игроков на мировом рынке энергетического машиностроения можно говорить? Есть ли у Siemens такие планы, в том числе и с российскими предприятиями?
— Мы открыты к сотрудничеству. Мы и сейчас работаем со многими игроками рынка, в частности с “Силовыми машинами” мы взаимодействуем в рамках совместного предприятия. Как я уже говорил, недавно заключили соглашение, предполагающее долгосрочное сотрудничество с “Новатэком”. Кроме того, ведем переговоры с “Газпром энергохолдингом” о создании совместного предприятия по производству энергетического оборудования. Я бы пока не хотел комментировать детали, но надеюсь, что в ближайшее время мы сможем раскрыть подробности этого проекта.
Если говорить о консолидации на мировом рынке, то крупные игроки в этом секторе — General Electric и Siemens — сокращают свои производственные мощности. Если рынок падает в два раза, то это означает, что коммерческие компании должны на это реагировать с точки зрения базы расходов.
— Снижение мирового спроса на турбины может повлечь закрытие или частичное перепрофилирование СТГТ?
— Концерном Siemens было принято стратегическое решение — сделать Ленинградскую область энергетическим хабом. Речи о его закрытии нет, наоборот, мы продолжаем его развитие и планируем инвестировать в проект.
— “Силовые машины” после решения о создании собственной технологии не говорили о желании выйти из СТГТ или изменить условия участия в этом проекте?
— Вопросы о сотрудничестве с “Силовыми машинами” понятны: мы либо остаемся партнерами, либо становимся конкурентами. С точки зрения деталей дальнейшей формы нашего сотрудничества — мы еще в процессе переговоров, и было бы неправильно сейчас выносить их на публичное обсуждение. Но мы надеемся прийти к позитивному консенсусу. Как это произойдет, мы объявим дополнительно.
— Есть понимание, в какие сроки Siemens и “Силовые машины” могут прийти к консенсусу?
— Я думаю, в ближайшее время, потому что нам надо принимать стратегические решения по дальнейшему развитию бизнеса Siemens в России.
— Более года назад, после скандала с поставкой турбин Siemens в Крым, концерн заявил о планах выйти из “Интеравтоматики”, в которой владеет 46%, но доля концерна в компании так и не снизилась. Siemens решила сохранить долю в проекте?
— Мы в таких случаях обычно не меняем свое решение — мы по-прежнему собираемся выходить из “Интеравтоматики”. Сейчас мы находимся в финальной стадии выхода из уставного капитала компании, прорабатываем юридические вопросы, ведем переговоры.
— Кто купит вашу долю в проекте?
— Этого я не могу сказать. Здесь могут быть разные варианты развития событий, но мы не будем акционерами “Интеравтоматики”.
Компания занимается автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП) — это очень важная система, можно сказать, мозг электростанции. Но у Siemens есть собственные технологические наработки в этом направлении. Поэтому в будущем мы готовы предлагать такие решения для электростанций самостоятельно, а не в форме совместного предприятия.
— Есть понимание, в какие сроки сделка по выходу Siemens из “Интеравтоматики” может быть закрыта?
— Я повторяю: сейчас идет процесс именно юридической проработки. Он ведется не только с нашей стороны, здесь также идет речь о соблюдении всех правил экспортного контроля. Поэтому я бы назвал текущий процесс технической и юридической работой и не стал бы говорить о конкретных сроках решения этого вопроса.
— Помимо энергетики, Siemens активно инвестирует в развитие транспортных проектов в России, в том числе тесно работает с РЖД. Когда будет подписан твердый контракт на поставку “Сапсанов” в адрес РЖД? И какие будут его основные условия?
— Мы подписали соответствующее соглашение о намерениях между РЖД и “Уральскими локомотивами” (СП Siemens и группы “Синара” — прим. ТАСС) в сентябре 2020 года в Берлине. Переговоры по контракту находятся сейчас в финальной стадии, и мы рассчитываем подписать твердый контракт, согласно договоренности в протоколе о намерениях, до конца марта 2020 года.
— Какие будут технические и технологические отличия у новых поездов?
— Несколько поездов из общего количества, предусмотренного соглашением, будут переменного тока и смогут набирать скорость до 300 километров в час. Но для них, естественно, нужно высокоскоростное полотно, которого пока нет. Будем надеяться, что со временем между Москвой и Санкт-Петербургом проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) также будет реализован.
— Готовы ли “Уральские локомотивы” выпускать такие поезда?
— Да, мы даже готовы создать в России совместно с “Уральскими локомотивами” и РЖД инжиниринговый центр для разработки следующего поколения высокоскоростных поездов на базе новой платформы, которая была недавно представлена концерном на выставке в Берлине. Поставки поезда для высокоскоростной магистрали, разработанного уже на новой платформе, могли бы стать еще одним этапом развития сотрудничества Siemens, группы “Синара” и РЖД.
— Когда может быть создан опытный образец?
— Разработка поезда начнется после получения заказа. “Уральские локомотивы” будут готовы к производству. Уже сегодня “Уральские локомотивы” являются участником договора по “Сапсану-3”. Согласно европейской практике, производители отказываются от опытных образцов, проектируя и производя сразу серийные поезда, при этом первые два-три поезда выпускаются со временным интервалом для проведения сертификационных испытаний.
— Инжиниринговые центры будут создаваться на территории России или на территории Германии?
— Инжиниринговый центр планируется на территории России, и поезда должны будут выпускаться также на территории России. Но этот процесс требует времени, как и создание высокоскоростной магистрали в России. Вопрос не только в наличии высокоскоростного поезда, вопрос и в сигнальной технике, и в необходимой инфраструктуре для высокоскоростной магистрали.
— Ранее консорциум “Немецкая инициатива”, в который входит Siemens, заявлял о возможности участия в проекте ВСМ Челябинск — Екатеринбург? Принято ли решение по этому вопросу?
— Напомню, что “Немецкая инициатива” с 2020 года плотно взаимодействует с РЖД по проекту высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Насколько мне известно, сегодня обсуждаются два проекта: это Москва — Нижний Новгород (как первый участок ВСМ Москва — Казань) и Челябинск — Екатеринбург. Решение о пилотном проекте сейчас принимается российским правительством.
Мы активно прорабатываем эту тему с нашими партнерами в РЖД и будем рады, если РЖД и российское правительство будут видеть нас как потенциального технологического партнера в работе по развитию высокоскоростного движения в России.
— В этом случае Siemens будет поставщиком инфраструктурных решений для развития ВСМ?
— Инфраструктурных решений, включая долгосрочный сервис, сигнальную технику, подвижной состав.
Siemens и пумпянский вложат 10 млрд руб. в производство поездов для всм
Железнодорожная «дочка» Siemens и «Синара» Дмитрия Пумпянского вложат 10 млрд руб. в создание и производство поездов для высокоскоростных магистралей (ВСМ). Но строительство ВСМ в России уже несколько раз откладывалось
Группа «Синара» Дмитрия Пумпянского и «Сименс Мобильность» (подразделение немецкого концерна Siemens) вложат около 10 млрд руб. в производство поездов для высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России. Об этом говорится в сообщении компаний, поступившем в РБК.
Во вторник, 20 октября, «Синара», «Сименс Мобильность», их совместный завод «Уральские локомотивы» (владеют по 50%) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заключили соглашение о намерениях, которое будет способствовать развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта в России. Серийное производство новых поездов планируется запустить к 2025 году на «Уральских локомотивах».
«Надеемся, что подписанное соглашение о намерениях поможет создавать железнодорожный транспорт нового поколения на российских мощностях и для российских пассажиров», — отметил президент Siemens в России Александр Либеров (его слова приводятся в сообщении).
По словам Пумпянского, производство в России таких поездов является важнейшей задачей в рамках реализации проекта развития ВСМ. Партнеры планируют провести совместную оценку потребности рынка в новых поездах, разработать технико-коммерческое предложение и создать условия для их производства.
Миллиард евро инвестиций. новости – siemens россия
Обладая инновационными технологиями для нефтяной и газовой промышленности, в сфере производства и передачи энергии, транспорта, а также решениями для городской инфраструктуры, компания «Сименс» будет целенаправленно расширять свое присутствие в на российском рынке. Например, в таких регионах, как Свердловская, Пермская, Ленинградская или Воронежская области, будут созданы новые или расширены существующие площадки для производства, исследований и разработок (НИОКР), а также инжиниринга и сервиса. Всего будет создано почти 4 000 рабочих мест для специалистов.
«Широкомасштабные инвестиции подчеркивают большое значение России как крупного стратегического рынка для компании «Сименс». С помощью технологического партнерства мы поддерживаем серьезные планы России по модернизации страны и выводим тесное сотрудничество с нашими российскими партнерами на новую, еще более солидную, основу», – заявил Петер Лёшер.
Большая часть запланированных инвестиций, около 700 млн евро, предназначена для энергетики. Так, около 400 млн евро должны пойти на новые производства по изготовлению полной линейки высокоэффективных газовых турбин и на развитие соответствующего сервиса (например, создание СП вместе с российской компанией «Силовые машины»). В области производства энергии из возобновляемых источников предусматривается создать новые мощности по изготовлению ветроэнергетических установок и роторных лопастей, для чего предусмотрены инвестиции общим объемом порядка 120 млн евро. Также планируется вложить около 115 млн евро в Воронежский промышленный кластер, в состав которого войдут предприятия по производству трансформаторов, а также высоковольтной аппаратуры и газоизолированных распределительных устройств. Еще 60 млн евро «Сименс» и его российские партнеры выделяют на предприятие в Перми по производству компрессоров для трубопроводов российской газовой и нефтяной промышленности.
Наряду энергетикой, перспективным рынком в России является железнодорожный сектор. Предприятие, основанное в прошлом году в Екатеринбурге совместно с российской Группой Синара, должно выполнить крупные заказы на производство современных грузовых локомотивов и пригородных поездов. Будут значительно расширены производственные мощности, в особенности, для производства электропоездов при инвестициях в размере 200 миллионов евро. В связи с этим значительно расширяется и расположенное в Санкт-Петербурге совместное предприятие с участием «Сименс» по производству мощных приводов. На это выделяются дополнительные инвестиции в размере более 20 миллионов евро, что позволит снабжать завод в Екатеринбурге асинхронными приводами российского производства.
Создавая в иннограде «Сколково» собственный центра исследований и разработок, с инвестициями порядка 40 млн евро, «Сименс» четко подтверждает намерение развивать партнерство с Россией в сфере инноваций.