Современное состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской республике

На что обращать внимание при выборе облигаций?

1. Доходность. Чем выше процент предлагается, тем больше вы получите денег за вложение. Также высока вероятность того, что вы сможете их быстро продать в случае надобности.

2. Срок обращения облигаций. Тут уже на ваше усмотрение, на какой срок вы хотите положить и когда вам снова понадобятся деньги. Обычно чем дольше срок облигации, тем выше ее годовая доходность.

3. Регулярность выплаты процентов.

Ежеквартально, ежемесячно или каждые полгода — на ваше усмотрение, зависит от того, как часто вам удобнее получать деньги. На данный момент почти все облигации выпускаются с ежеквартальными выплатами.

Нужно тщательно выбирать компанию, в которую вы бы хотели вложиться.

Первое, на что нужно обратить внимание, — какой по счету раз компания выпускает облигации. Если до этого она успешно выпускала их уже несколько раз, то в нее, скорее всего, можно вкладывать и дальше. Если же компания выпускает облигации первый раз, необходимо обратить внимание и на другие аспекты.

Второй фактор — репутация компании. Сколько лет она функционирует, отзывы о ней, какую долю занимает в своей нише. Перед любым публичным выпуском облигаций компания проводит процедуру раскрытия информации, то есть публикует данные о своей финансово-хозяйственной деятельности.

По ним можно определить состояние компании. Самый верный способ — зайти на сайт Кыргызской фондовой биржи и найти там рассматриваемую компанию. Так вы найдете всю необходимую информацию — финансовую отчетность, юридический адрес, Ф. И. О. руководителя.

Также на сайте брокерской фирмы, которая осуществляет продажу данных облигаций, можно найти так называемый инвестиционный меморандум. В нем прописано все о компании-эмитенте: история создания, текущее положение, стратегия, куда будут направлены привлеченные деньги, текущее финансовое состояние.

Напоследок хотим посоветовать, если вы несильны в плане анализа деятельности компании и не уверены в выборе облигаций, которые хотите купить, лучше обратиться за помощью к профессиональным брокерам, которые вас проконсультируют и помогут сделать правильный выбор. На данный момент корпоративные облигации — это самый доходный инструмент вложения в Кыргызстане.

В чём причина провалов иностранных инвестиций в кыргызстан?

Современное состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской республике

В середине февраля после протестов местных жителей в Кыргызстане закрылся ещё один проект китайской компании, которая планировала за 280 млн долларов построить торгово-логистический центр. Это не первая и, видимо, не последняя неудача иностранного инвестора.

Впервые о создании торгово-логистического центра в Ат-Башинском районе Нарынской области заговорили в 2021 году, когда нашлись китайские партнёры для этого проекта. Планировалось создать торговую, логистическую и индустриальную зону, в которых бы работало 13 тысяч сотрудников. В прошлом году премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев и посол Китая в КР Ду Дэвень лично заложили капсулу под будущий фундамент стройки.

Современное состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской республике

Однако с начала нынешнего года местные жители стали регулярно протестовать против стройки. В итоге основной инвестор – китайская компания One Lead One Trading Limited заявила о невозможности работать в такой обстановке. «К сожалению, в Ат-Башинском районе среди его жителей сложилось негативное отношение к проекту, что выражается в прошедших протестных акциях. Мы полагаем, что нельзя работать над долгосрочным крупным проектом в ситуации, когда часть местного населения выступает против строительства логистического центра, и поэтому вынуждены принять решение о закрытии», – пояснили в компании.

Видимо, китайцы хорошо помнили предыдущий неудачный опыт, когда уже начавшие работать предприятия вынуждены были прекратить свою деятельность. Всего лишь полгода назад в той же Нарынской области местные жители устроили протесты против китайской компании, разрабатывающей месторождение золота, и силовым путём её просто выгнали.

С подобными инцидентами сталкиваются не только китайские компании, но поскольку они являются основными инвесторами в реальный сектор экономики страны, то часто именно они оказываются в конфликте с местным населением. Также инвесторы жалуются на коррумпированность госструктур и трудности с получением необходимых разрешений.

Центральные власти в Бишкеке охотно зазывают в страну иностранный капитал, суля выгоды и всяческую поддержку. Но зачастую во время инцидентов помощи от них не бывает, власти просто не рискуют связываться с недовольной толпой, чтобы не растерять свой рейтинг. В итоге Кыргызстан страдает от нехватки не только инвестиций и технологий, необходимых для развития экономики.

Неблагоприятная среда для инвестиций

Что мешает иностранным инвесторам охотно вкладываться в Кыргызстан и каковы перспективы экономики страны?

Современное состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской республикеСвоим мнением с «Ритмом Евразии» поделилась экономист из Бишкека Нургуль Акимова.

– Нургуль Мамасадыковна, в чём особенность китайских инвестиций, почему бизнес КНР стал нередко отказываться работать в Кыргызстане?

– Каждый раз, когда инвестор вынужден досрочно завершить проект, он несёт колоссальные убытки. Природа инверсионного проекта такова, что на первых этапах инвестор максимально вкладывается в создание инфраструктуры и производственные мощности.

Китайские проекты – это в основном инвестиции, включающие в себя инженерную деятельность. Значит, у них в структуре освоения инвестиций есть конструкторские решения, технологические решения, решения по организации производственных и обслуживающих процессов. Все эти управленческие действия, согласно законодательству КР, подлежат согласованию в уполномоченном государственном органе. Об эффективности взаимодействия бизнес-структуры и госорганов красноречиво характеризует рейтинг Doing Business, в котором в этом году Кыргызстан занял 80-е место, а в 2021 году мы были на 70-м месте.

Читайте также:  Как превратить дизайн интерьера в прибыльный бизнес —

– Какие в целом риски для себя видят иностранные компании?

– Для реализации многих проектов необходимо произвести большие единовременные траты. Инвесторы обращают внимание на потенциальные риски введения бизнеса в следующем контексте: они оценивают их как высокие, средние или низкие.

Например, самым низким риском может быть приобретение и установка очистных сооружений, соблюдение экологических стандартов. У них вероятность неудачи крайне низка, поэтому такие факторы относят к нулевым рискам.

Пример инвестиций с высоким риском – это возможность устойчиво вести проект на выбранной локации. Поскольку в случае срыва производственного процесса компания понесет не только прямые финансовые убытки, но и конкуренты могут занять его нишу на рынке. В итоге инвестор окажется в большом убытке.

– Сворачивание проекта китайского логистического центра в Нарынской области сильно ударит по инвестиционной привлекательности КР?

– Разумеется. Любой проект, который вызвал резонанс в результате того, что инверсионное решение не было реализовано, – это сигнал для отечественного и иностранного инвестора. Никто не хочет потратить время и ресурсы без перспектив успеха.

Мы должны учесть, что инвестору приходится на каждом этапе проводить капиталоемкую и трудоемкую работу. Прежде всего, речь идет о следующих этапах проработки:

1. Прединвестиционный (оценивает интерес потребителей к продукту, планирует объем продаж, прогнозирует спрос, определяет поставщика ресурсов, проводит расчеты экономической эффективности и т. д.);

2. Инвестиционный (покупка новых зданий и сооружений, монтаж и установка оборудования);

3. Эксплуатационный (производство и реализация продукта);

4. Ликвидационный (распродажа активов).

Сложности с реализацией в Кыргызстане любого из вышеперечисленных этапов может стать причиной ухода инвестора.

В мире много стран, где за инвестиции борются и создают благоприятные условия. По данным доклада UNCTAD, страны Африки и Латинской Америки улучшают свои позиции по привлечению прямых иностранных инвестиций. Также держатели капитала, если не находят интересные проекты, чаще всего вкладываются в стабильный рынок ценных бумаг.

Поэтому отказ инвестировать в нашу страну не означает, что инвестор отказывается от проекта, он просто реализует его в другом месте. Обычно среди стран Центральной Азии для этих целей выбирают Казахстан и Узбекистан. Для Кыргызстана это, конечно же, упущенные возможности.

– Сейчас в Китае бушует эпидемия коронавируса, это как-то отразится на росте ВВП Кыргызстана?

– Эпидемии неизбежны, и, на мой взгляд, такие события положительно влияют на экономику стран, где развит фондовый рынок. Негативный фон позволяет сбавить темп надувания финансовых пузырей.

Кыргызстан – маленькая страна с небольшим объемом экономики, а Китай для нас был и остается основным поставщиком товаров народного потребления и комплектующих продукции для производства. Поставщики же продовольствия, в основном из стран ЕАЭС, удовлетворяют продуктовые потребности кыргызстанцев. Почувствовать дефицит потребительских товаров можно будет лишь тогда, если кыргызско-китайскую границу долго не будут открывать.

Пока сложно подсчитать убытки, так как еще не прошел месяц и мы не видели статистику. Очевидно, будут убытки и недополученные средства, поскольку определенная группа предпринимателей работает именно на перевозках, в торговле и других смежных подсекторах. Будет также упущенная выгода по таможенным платежам и налоговым сборам. Однако в данном случае безопасность важнее экономики.

– Может ли КР запросить у ЕАЭС финансовую помощь для конкретных инфраструктурных проектов? Какие проекты вы могли бы посоветовать?

– Кыргызстану нужны проекты с высоким уровнем доходности. Бедность в стране растет, доходы населения скудные и неустойчивые. Экономика подвержена внешним влияниям, и производственные мощности могли стать опорой стабильного развития.

Прежде всего, интересны проекты в секторе переработки и производства высокотехнологичных товаров. Как для промышленных целей, так и товаров, воспроизводящих экономические блага, например IT-продуктов. С ними необходимо выходить на международные рынки, в страны, где покупательская способность значительно выше, необходимо бороться за свою долю рынка и зарабатывать на этом.

  Не конкурентное законодательство

Современное состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской республикеДругой экономист из Кыргызстана президент ассоциации «Горный кластер» Михаил Халитов полагает, что для развития экономики страны необходимо изменить законодательную базу страны.

– Михаил Гилфанович, по вашему мнению, в чём основная причина проблемы привлечения иностранных инвестиций в КР?

– Прежде всего – не конкурентное законодательство. Инвестиции в Кыргызстане – сугубо политическая категория. Экономики в инвестициях, о которых вы говорите или о которых делают заявления политики/чиновники, практически нет. Принцип привлечения в КР заключается в том, чтобы чиновнику самому найти инвестора, причем без разницы, в какой именно, главное, чтобы через него, или же заниматься сепарацией поступивших предложений со стороны частного сектора, что-то оставлять для личного участия или «понравившиеся» проекты передавать наверх по инстанции.

Читайте также:  Пять заделов на будущее: проекты, в которые вкладывает инвестор в Подмосковье

То есть государство не выступает инициаторам важных экономических проектов для развития экономики, отраслей и территории, потому что перед исполнителями не ставится такая задача. Стоит одна задача – «привлечь инвестора», а это каждый понимает, как хочет. В стране не ведется межотраслевой баланс, межрегиональный баланс, никто не в состоянии описать структуру экономики, никто не может определить потребности в капитале отраслей и территорий, отсутствует экономический учет, как таковой.

В общем, его величество случай правит бал. Если повезло, появился мешок с деньгами, то быстро берут в оборот, пиарятся, ленточку могут перерезать, а дальше участия государства не будет. Есть еще множество проблем, связанных с управленческими рисками. Например, разница между налоговым и бухгалтерским учетом, которая давно должна была быть урегулирована на законодательном уровне. Но это невыгодно дольщикам и пильщикам, сидящим на государственных должностях.

Или еще одна проблема, когда президент привлекает инвестиции в страну, а в регионах местные царьки и князьки из надзорных, судебных и прочих силовых структур кошмарят бизнес. И тут речь не о коррупции, которой у нас последнее время только и занимаются, я говорю о совершенно запутанном, сложном, неконкурентном законодательстве  в Кыргызстане по сравнению с тем же Узбекистаном.

– По вашему мнению, китайский логистический центр в Нарынской области был бы выгоден КР?

– Кыргызстану нужно больше заботиться не о спекулятивном бизнесе и не о проектах, которые развивают не нашу экономику. Опыт стран, которые совершили большой скачок в развитии, говорит о том, что страну можно развить, сосредоточившись на собственном сельском хозяйстве, собственной промышленности и грамотном управлении финансовым сектором.

Как это делается, описано в книге Джо Стадвелла «Азиатская модель управления». Так вот, проект логистического центра в Нарыне как раз нужен больше китайской промышленности. Для Кыргызстана было бы выгодней обратить внимание на собственный производительный бизнес. А сейчас получилось так, что погоня за инвестициями подменила развитие собственной экономики.

– Оправданны ли были опасения жителей Нарына насчёт логистического центра?

– Любой проект в Кыргызстане является сугубо отраслевым. Планирование инвестиций идет от отраслевиков из министерств или ведомств, т.е. сверху вниз. Интересы территории учитываются шаблонными или неадекватными оценками в количестве рабочих мест для местных жителей, то есть никак. Население при таком подходе исключено из планирования, а его вовлеченность в будущем оказывается по факту мизерным.

Поэтому правительство и президент терпят фиаско в таких проектах, как логистический центр в Нарыне. Пока у нас не будет внедрен территориально-отраслевой принцип управления, так и будет все неустойчиво.

По закону в Кыргызстане социально-экономическим развитием территорий занимаются органы местного самоуправления. Отсюда – и требования населения. Все же видят, как ведется развитие Иссык-Кульского района одноименной области. Пансионаты – как в Европе, а за пределами, в селах и городах нескончаемые проблемы с водой, вывозом мусора, дорогами, энергией и прочей инфраструктурой. Разрыв в развитости отрасли и территории колоссальный.

– Недавно ввели новый институт бизнес-омбудсмена, он поможет решить эти проблемы?

– Есть такая поговорка в народе: «Зачем козе баян?» У государства есть инструменты, грамотно играя на которых можно добиться в целом конкурентной юрисдикции по сравнению со многим странами в мире. Инвестиции идут туда, где все знают и играют свою партию, а дирижёр умело отдает команды на вступление тех или иных музыкантов. Вот представьте себе, что в оркестре есть плохие музыканты и неумелый дирижёр, а тут в коллектив впихнули ещё одного музыканта. Как вы думаете, оркестр зазвучит лучше? Нет! Вот так и с бизнес-омбудсменом.

В общем, выбрали сложный, долгий путь для улучшения инвестклимата, который может и не дать никакого результата. Ну а если и начнет давать что-то полезное, то это растянется на многие годы. Для того чтобы сделать в стране конкурентную юрисдикцию, нужно действовать совсем другими методами, которые все упрощают и ускоряют.

География

Кыргызская Республика является суверенным государством в Центральной Азии. Кыргызстан является страной, не имеющей выхода к морю, с горной местностью. Граничит с Казахстаном на севере, с Узбекистаном на западе и юго-западе, с Таджикистаном на юго-западе и с Китаем на востоке.

Столицей и крупнейшим городом является Бишкек. В административно-территориальном отношении Кыргызстан делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская). Длинными цепями тянутся горные системы Тянь-Шань с запада на восток и Памиро-Алай с юга на запад.

Читайте также:  Иностранные инвестиций в Россию – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Около 94 процентов Кыргызстана — горы, примерно половина площади — выше 1500 м над уровнем моря. Из них 41 процент относится к суровым высокогорьям, расположенным выше 3000 м.  Большая часть горного региона постоянно покрыта льдом и снегом, а ледники составляют около 4 процентов территории страны.

Низменные районы страны включают Чуйско-Таласские долины у северной границы с Казахстаном и Ферганскую долину у юго-западной границы с Узбекистаном. Иссык-Куль является вторым по величине кратерным озером в мире на северо-востоке с площадью поверхности 6 236 км2.

История

Население Кыргызской Республики составляет более 6 миллионов человек и более 90 этнических групп. Духовного богатства население достигает, исповедуя в 75% ислам и в 20% православие. На долю других религий приходится лишь 5% граждан. Денежная единица — сом, а официальными языками являются кыргызский и русский.

В 1876 году Кыргызская Республика была официально включена в состав Российской империи. В 1924 году, после короткого периода независимости, полученной после большевистской революции (1917), страна была объявлена ​​Кара-Кыргызской автономной областью и вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

31 августа 1991 года Кыргызская Республика провозгласила свою независимость
после распада СССР и присоединилась к Содружеству Независимых Государств (СНГ).
В 1991 году Аскар Акаев, либеральный член Коммунистической партии Кыргызстана,
был избран на пост президента.

В 1992 году Кыргызская Республика вступила в ООН и ОБСЕ и запустила свою
первую программу экономических реформ. В 1993 году кыргызский сом заменил
российский рубль в качестве основной денежной единицы. В 1995 году Акаев избран
на еще один срок с перевесом в 70% голосов и закрепил свою позицию.

Вскоре
после этого, с помощью референдума, он одобрил конституционные поправки для
концентрации власти в руках президента и уменьшения полномочий законодательного
органа. В 1998 году конституционный суд удовлетворил апелляцию Акаева на третий
срок в 2000 году, и 6 ноября он был переизбран еще на пять лет.

24 марта 2005 года президент Акаев был отстранен от должности. Парламент
назначил действующего премьер-министра — лидера оппозиции — Курманбека Бакиева президентом
в 2005 году.

Курманбек Бакиев был свергнут в апреле 2021 года, и Кыргызская Республика
стала свидетелем новой политической реформы в июне 2021 года. Согласно
положениям принятой реформы Кыргызская Республика стала парламентской страной.
На место главы временного правительства назначена Роза Отунбаева.

24 марта 2005 года президент Акаев был отстранен от должности. Парламент назначил действующего премьер-министра — лидера оппозиции — Курманбека Бакиева президентом в 2005 году.

В октябре 2021 года состоялись новые президентские выборы. С 1 декабря 2021 года Алмазбек Атамбаев является Президентом Кыргызской Республики. В 2021 году Атамбаев стал первым президентом Кыргызстана, ушедшим в отставку после отбытия одного полного шестилетнего срока, как того требует конституция страны.

Бывший премьер-министр и член правящей Социал-демократической партии Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сменил его после победы на президентских выборах в октябре 2021 года. Сооронбай Жээнбеков стал президентом Кыргызской Республики с декабря 2021 года.

Политическая система

Согласно Конституции, Кыргызстан — суверенная, унитарная демократическая республика, построенная на началах правового светского государства. Один из главных принципов государственного управления — разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви

Президент Кыргызской Республики – высшее должностное лицо, глава государства,
избираемый сроком на 6 лет.

Законодательная власть принадлежит парламенту — Жогорку Кенеш, который состоит из 120 парламентариев, избираемых сроком на 5 лет на пропорциональной основе.

Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое
премьер-министром и включающее в свой состав также вице-премьер-министров,
министров, председателей государственных комитетов..

Литература

  1. Инвестиции в Кыргызской Республике 2006-2021. НСК. – Бишкек, – 234 с.
  2. Грант Д. «Экономика и инвестиционный климат» Б//Инвестиции сегодня . –
  3. Койчуев Т. К., Гусев К.Б., Джаилов Дж. С., Югай Л.В., Даровских Н.М. Инвестиционная ситуация в Кыргызской Республике. Мониторинг
  4. Шестакова В. И. Прямые иностранные инвестиции в развитие экономики республики. Банковский вестник. – 2009 г.

Судебная система

В соответствии с принципом разделения власти в Кыргызской Республике
действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная
совокупностью органов – Верховным Судом и судов, образующих судебную систему. Судебная
власть осуществляется через конституционную, гражданскую, уголовную,
административную и другие формы судопроизводства.

Согласно Конституции, судьи всех уровней назначаются Президентом при
условии официального утверждения парламентом — Жогорку Кенешем, а также осуществляется
на срок, предусмотренный Конституцией. Судьи подлежат увольнению за нарушение
закона по решению президента и парламента.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.