Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе / КонсультантПлюс

Статья 2. основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе / консультантплюс

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(см. текст в предыдущей редакции)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

§

§

Читайте также:  Вклад Рантье в Газпромбанке (депозит) в 2019

1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

§

§

Читайте также:  Советский вклады проценты

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 912 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации уведомляет иностранного инвестора о необходимости предварительного согласования сделки в отношении российского хозяйственного общества.

§

§

Иностранные инвестиции

Вообще понятий иностранных инвестиций существует довольно много, наверное, несколько десятков. Я же постараюсь дать самое из них общее и понятное. Под иностранными инвестициями понимают сумму вложений (имущественных, финансовых и интеллектуальных), которую зарубежные инвесторы, а также иностранные филиалы российских компаний вкладывают в отечественные компании для получения дохода в будущем.

Количество таких вложений определяют инвестиционный климат страны, то есть насколько привлекательна страна для подобных вложений иностранными субъектами. В качестве иностранных инвесторов могут выступать и частные лица, однако, чаще всего в их роли выступают фонды, компании, транснациональные корпорации или даже сами другие государства.

Все иностранные инвестиции разделяются на прямые и портфельные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Прямые инвестиции из-за рубежа направлены на покупку контрольных пакетов акций отечественных предприятий с целью участвовать в их управлении.

Портфельные же инвестиции направляются на покупку акций российских компаний с целью получения прибыли от последующей перепродажи их акций. К краткосрочным инвестициям экономическая наука относит инвестиции на срок до 2 лет, к среднесрочным — 2 — 5 лет, а к долгосрочным — инвестиции со сроком вложения более 5-ти лет.

Иностранные инвестиции — необходимый фактор развития любой национальной экономики. Благодаря им появляется возможность ускорить экономический рост, создать новые рабочие места и получить доступ к передовым мировых технологиям.

Об иностранных инвестициях в российской федерации

Иностранные инвестиции в России регулируются одноименным федеральным законом, который был принят почти 20 лет назад, в 1999 году. В нем содержатся юридические гарантии сохранения и беспрепятственного вывода финансовых средств зарубежными инвесторами.

Кроме того, закон предусматривает отдельные условия для вложения в некоторые сектора экономики, например, нефтегазовую отрасль, банковский сектор и т.д. Причем, нужно заметить, что такая практика существует и в других странах, где государство также ограничивает зарубежные инвестиции в ключевые отрасли национальной экономики.

Еще одной особенностью нашей страны является то, что даже кредиты, которые получены отечественными компаниями от зарубежных финансовых организаций, также считаются иностранными инвестициями. Причем доля именно таких инвестиций сегодня составляет более 90%.

Хуже всего, что большинство таких кредитов — краткосрочные и срок их выплаты составляет менее года. Около 9% всех получаемых из-за рубежа кредитов приходится на прямые иностранные инвестиции, и менее процента — портфельные. Основными экономическими сферами, куда зарубежные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в российскую экономику являются информационные технологии и финансовый сектор. Причем эти отрасли в числе лидеров по привлечению иностранного капитала и в других странах.

Читайте также:  Амортизация как источник финансирования. Бухучет и аудит

Правовые гарантии для иностранных инвестиций

Естественно, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в государство, которое не сможет гарантировать ему юридическую поддержку такой деятельности. Инвестор, осуществляющий портфельные инвестиции, кредитующий компании другой страны или покупающий контрольный пакет ее акций, преследует единственную цель — получить прибыль.

Сделать это можно только при уверенности в том, что свои средства он сможет беспрепятственно и в любой момент вывести из другой страны. То есть государство должно ему это гарантировать и законодательно закрепить такую возможность. Никто не будет вкладывать свои деньги в экономику страны с нестабильным политическим режимом, в котором законы не соблюдаются.

Вот поэтому для привлечения иностранных инвестиций разные страны разрабатывают законы, которыми гарантируют безопасность средств иностранных инвесторов. В нашей стране об этом говорится в уже упомянутом Федеральном Законе, а также других законодательных актах, в том числе и в указах Президента РФ.

Наличие государственных гарантий беспрепятственного вывода инвестиций и полученной прибыли из страны, в которую они вводились, является одним из главных факторов привлечения иностранных финансовых потоков.

Подводя итоги нашему разговору про иностранные инвестиции можно отметить, что сегодня их использование является объективной необходимостью для любого государства. Они позволяют решить целый ряд задач, обусловленных глобализацией и интернационализацией мировой экономики.

Иностранные инвестиции создают условия в государстве, куда они приходят, от которых выигрывает не только сам инвестор, но и все участники этого процесса. Благодаря развитию производства и повышению конкурентоспособности национальных товаров, прибыль получает и само государство.

Стимулирование инвестиций

Поскольку инвестиции оздоравливают национальную экономику, любое государство стремится привлекать зарубежных инвесторов, создавая для них выгодные условия для вложения своих денег. Это может происходить несколькими способами. Причем страны конкурируют между собой в привлечении инвестиций, ведь инвестор также будет выбирать самое выгодное для себя предложение. Самыми распространенными способами, которыми производится стимулирование инвестиций:

  1. Внедрение новых технологий и способов производства, которые позволяют при вложении инвесторских денег получать достаточно большую прибыль, что может заинтересовать потенциальных зарубежных инвесторов.
  2. Развитие информационно-технологической и банковской сферы, которые наиболее популярны среди инвесторов сегодня, в том числе и среди иностранных. В область IT-технологий сегодня нередко вкладываются венчурные инвестиции, то есть инвестиции, практически полностью финансирующие проекты, находящиеся иногда еще на уровне «идеи». И хоть такой способ вложений позволяет инвестору приобрести значительную долю стартапа, это реальный шанс воплотить в жизнь бизнес-идею.
  3. Создание благоприятных условий для функционирования межнациональных корпораций и совместных предприятий.
  4. Обеспечение юридических гарантий инвесторам — понятность и прозрачность законодательства, гарантия сохранности введенных в государство средства, стабильность законодательной базы, ее неизменность в худшую для инвесторов сторону.
  5. Экономическая стабильность — стабильная национальная экономика, демонстрирующая рост на протяжении нескольких лет.
  6. Политическая стабильность — крепкая политическая система без встрясок и с развитыми демократическими институтами.

Одним из основных и самых распространенных способов стимулирования инвестиций в национальную экономику является создание специальных свободных экономических зон. Как правило, действие такой зоны распространяется на административный участок государства (район, область, регион).

Такие льготы включают в себя разнообразные налоговые уменьшения и упрощения прохождения обязательных в государстве процедур для ведения бизнеса. Частным случаем свободных экономических зон являются, так называемые, оффшорные зоны, где иностранные инвесторы вообще избавлены от необходимости платить местные налоги и сборы.

Как правило, для своей деятельности на такой территории они должны один раз заплатить регистрационный сбор, а также раз в год платить фиксированную плату, размер которой не зависит ни от вида деятельности компании, ни от размера ее прибыли. Поскольку размер таких сборов гораздо ниже налогов в своих родных странах иностранные инвесторы массово выбирают оффшоры для своих инвестиций.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.