Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе / КонсультантПлюс

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе / КонсультантПлюс Выгодные вклады

Государственное регулирование иностранных инвестиций

Государственное регулирование иностранных инвестиций – это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер государства в лице его органов в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для предпринимательской деятельности национальных хозяйствующих субъектов. При этом на иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории страны-реципиента капитала, должны быть распространены условия национального хозяйственного режима. Эти условия формируют среду, делающую экономически нецелесообразным массовый отток национального капитала за границу, а также гарантируют защищенность и гарантии национальным и иностранным инвесторам.

При привлечении иностранных инвестиций, особенно в реализацию крупных инвестиционных проектов, встает задача их соответствия приоритетным целям экономической политики страны. Речь идет о том, как они влияют на макроэкономику, стабилизацию, конкурентоспособность экспортного сектора экономики разрешение внутренних проблем социально-экономического развития.

Поэтому в отношении иностранных инвестиций государство должно иметь как долгосрочную, так и текущую политику государственного регулирования их привлечения. Политика государственного регулирования основывается на стратегических идеях развития страны, принимающей иностранные инвестиции, и содержит инструменты как стимулирующие, так ограничивающие приток иностранных инвестиций.

Исходной точкой государственного регулирования иностранных инвестиций является определение целей регулирования иностранных инвестиций. Общими целями государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций являются:

  • 1) осуществление мер по формированию благоприятного инвестиционного климата;
  • 2) активизация притока иностранных инвестиций;
  • 3) воздействие на выбор желательных для государства направлений привлечения иностранных инвестиций.

Государственный контроль над допуском иностранного капитала. Инструменты и меры, ограничивающие приток иностранных инвестиций в страну

Привлечение иностранного капитала в национальную экономику не может рассматриваться как однозначно позитивный процесс. Он содержит в себе и негативные стороны:

  • 1) страны, принимающие иностранные инвестиции, могут в некоторой степени утратить контроль над отдельными секторами национальной экономики;
  • 2) усиление роли иностранного капитала может ограничиваться эффективность мер макроэкономического регулирования экономики;
  • 3) возможность монополизации национального рынка отдельных товаров;
  • 4) применяемые иностранными инвесторами технологии могут быть опасными для здоровья и жизни людей, окружающей среды.

Негативные проявления процессов глобализации подталкивают страны, прежде всего с развивающимися рынками, к принятию защитных мер, способствующих повышению стабильности в валютно-финансовой сфере. Мировой опыт показывает, что ряд развивающихся стран целенаправленно старается ограничивать присутствие зарубежных компаний и банков на национальном валютно-финансовом рынке, приток краткосрочного иностранного капитала в финансово-банковский сектор и свободу совершения трансграничных операций с капиталом.

Существующий в России механизм привлечения иностранного капитала как на федеральном, так и на региональном уровнях еще недостаточно эффективен. Несмотря на то, что основными препятствиями для радикального увеличения привлекаемых иностранных инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность, совершенствование механизма привлечения иностранного капитала может заметно увеличить их приток.

Благоприятный инвестиционный климат всегда складывается в условиях расширенного типа воспроизводства. Деградационный тип воспроизводства характеризуется “проеданием” основных фондов в существующих секторах региональной экономики без создания новых секторов. При этом конкурентоспособность экономики региона с таким типом хозяйства на российском рынке капиталов низка, что побуждает финансовые ресурсы перетекать в другие регионы страны или выходить на мировые рынки. В этих условиях имеющийся ресурсный потенциал в регионе теряет свою экономическую ценность из-за низкой эффективности его использования, неустойчивости социально-политических факторов. Такой тип воспроизводства заведомо свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате в регионе [5, c. 31].

В зависимости от типа воспроизводства и приоритетов территориально-отраслевого развития в регионе может задаваться различный механизм регулирования притока иностранных инвестиций.

Основными формами иностранных инвестиций являются прямые, косвенные и портфельные инвестиции.

Основными формами привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России являются:

  • – привлечение иностранного капитала в предпринимательские структуры путем создания совместных предприятий, в т. ч. путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ;
  • – регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • – привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • – создание свободных экономических зон (СЭЗ), предусматривающее активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Первые две формы привлечения прямых иностранных инвестиций в настоящее время являются преобладающими. Кроме того на практике сформировались следующие виды совместных предприятий (СП):

  • – совместное производство для усиления двух или нескольких различных и независимых партнеров, договорившихся о создании СП;
  • – оказание помощи фирмам, плохо адаптированным к окружающей среде; получение ресурсов;
  • – решение политических или других проблем [7, c. 24].

Привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции до сих пор не получило развития, хотя эта форма широко применяется в других странах, в первую очередь, для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель. [11, c. 21].

Привлечение портфельных иностранных инвестиций также является для российской экономики важнейшей задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • – пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития;
  • – аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации принятых проектов;
  • – пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФ;
  • – осуществление реструктуризации внешнего долга РФ.

Распространенными методами привлечения портфельных иностранных инвестиций являются:

  • – размещение акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
  • – размещение среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
  • – размещение среди зарубежных портфельных инвесторов долговых ЦБ, эмитированных соответствующими российскими органами власти.
Читайте также:  Қазақстанға келіп жатқан тікелей инвестиция турасында | Inbusiness

В условиях, когда на федеральном уровне отсутствуют целевые установки по отраслевой структуре и механизмы привлечения иностранных инвестиций, регионам не столько целесообразно, сколько необходимо самостоятельно определять:

  • – отрасли, приоритетные для привлечения и использования иностранных инвестиций;
  • – отрасли, в которых участие иностранных инвесторов должно ограничиваться;
  • – отрасли, закрытые для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и содержания национального достояния, важных для жизнеобеспечения страны.

Для нейтрализации отрицательных побочных эффектов иностранного капитала, целесообразно снабжение инвестиционного механизма системой безопасности, которая бы обеспечивала защиту природных ресурсов от “разбазаривания”, защиту экономики региона от оттока валютных средств, защиту занятости, защиту регионального рынка от резких колебаний спроса и предложения. Цель подобных ограничений состоит в том, чтобы обеспечить жесткий контроль важнейших систем жизнеобеспечения региона, а также избежать чрезмерной зависимости региона, особенно по экономикообразующим отраслям, от решений, принимаемых за пределами национальных границ.

Региону необходимо четко выделить группы отраслей в зависимости от потенциальных источников финансирования: отрасли и объекты, где возможно участие средств федерального бюджета, а также производства, развиваемые за счет частных российских инвестиций. В частности, прямые иностранные инвестиции имеют преимущества по сравнению с другими видами экономической помощи, но инвестиции в такой форме обычно осуществляются ресурсоищущими, затрато-ориентированными или рыночно-ищущими иностранными компаниями. Следовательно, разумно рассчитывать на прямые иностранные инвестиции в том случае, если в качестве приоритетных отраслей определены сырьевые (отрасли топливно-энергетического комплекса, горнорудная, лесная, рыбное и сельское хозяйство), трудоемкие отрасли с низкой, относительно мирового уровня, оплатой труда (текстильная и легкая промышленность, производство отдельных потребительских товаров и пищевая промышленность), а также отрасли, величина рынка сбыта товаров которых, способна обеспечить высокий уровень продаж для прямого иностранного инвестора (производство продовольственных и непродовольственных товаров широкого потребления – бытовая химия, пищевая промышленность) [10, c. 9].

Так, в рамках развития региона с учетом привлечения иностранных инвестиционных ресурсов должны учитываться следующие принципиальные положения:

  • – в какие сектора региональной экономики следует привлекать иностранный капитал;
  • – какой может быть его минимальная и максимальная величина в структуре инвестиционных ресурсов региона.

Важным для привлечения иностранных инвестиций в регион имеет нормативно-законодательная база, регламентирующая создание инвестиционного климата. Этот элемент имеет федеральную, региональную и местную ступени.

Их иерархическая последовательность предполагает создание законов и подзаконных актов в контексте нормативно-законодательной базы вышестоящей ступени.

Принцип иерархии от общего к частному позволяет учесть в местных и региональных нормативно-законодательных актах те отдельные специфические положения, которые конкретизируют условия иностранной инвестиционной деятельности в регионе и тем самым создают более благоприятный инвестиционный климат, так как обеспечивают гарантии для зарубежных инвесторов.

В частности, на федеральном уровне уже разработаны и действуют законы “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, “О соглашениях о разделе продукции”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации” и др., а на региональном – “О концессиях” (Кабардино-Балкария), “Об иностранных инвестициях в республике Мордовия”, “О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора” (Татарстан), “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка” Приморского края”, “О стимулировании деятельности иностранных инвесторов на территории Оренбургской области” и др. В рамках тех или иных законов предоставляются основные гарантии, льготы и ограничения для иностранных инвесторов.

Несмотря на это, действующая нормативно-законодательная база еще далека от совершенства [2, c. 11].

Принятие федеральных законов «об ипотеке», «о перечне отраслей, производств, видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «об акционерных и паевых инвестиционных фондах» итд., способствует расширению инвестиционной привлекательности регионов.

Мероприятими по обеспечению благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала является создание институциональной структуры регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций. Представляется, что кроме уполномоченных исполнительных и законодательных органов региональной власти, проблемами привлечения и регулирования иностранных инвестиций должны заниматься также и отдельные самостоятельные единицы. Это могли бы быть региональные «Инвестиционные фонды», «Ассоциации независимых экспертов» и «Региональные консалтинговые центры».

Что касается регулирования использования земельных ресурсов, то для разных регионов в зависимости от их специфики могут быть и различными формы использования. Например, можно предоставить землю в долгосрочную аренду на тендерной основе или предоставить в краткосрочную (пятилетнюю) аренду.

Следующим существенным фактором влияния на инвестиционный климат является разработка инвестиционной стратегии в .рамках стратегий социально-экономического развития региона [3, c. 42].

Действительно, стратегия инвестиционного развития имеется сегодня во многих регионах. Инвестору важно знать, что в регионе действуют прозрачные механизмы и процедуры как в бизнесе, так и во власти, что отражается и в региональных стратегиях.

Региональные стратегии носят именно стратегический характер и определяет главные направления, механизмы и конечные параметры, наиболее комплексно отражающие процессы социального и экономического развития (к таким параметрам отнесены, например, средняя заработная плата и среднегодовой выпуск промышленной продукции на душу населения).

На первое место поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским методикам, а его социальные последствия – рабочие места, налоги, поступающие в бюджеты разных уровней, что позволяет получить синергетический эффект.

Еще одним отличительным признаком инвестиционной политики в регионе является отсутствие отраслевых приоритетов, поскольку при эффективных инвестициях и менеджменте таким локомотивом может стать любая отрасль региональной экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, предприятия ВПК и т.д.).

Читайте также:  Управление инвестициями – что это такое, зачем это нужно и, как правильно это делать

Инвестиционная политика содержит и формы поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой является информационное и организационное сопровождение проекта.

На этапе реализации проекта крупному бизнесу предоставляются областные гарантии и поручительства, малому и среднему – субвенции для погашения процентов по банковским кредитам. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятие в рамках проекта освобождается от всех платежей в части областного и местных бюджетов. На этапе расширения рынка сбыта и увеличения выпуска продукции инвестору предоставляются субвенции из бюджета того района, на территории которого он расположен, на цели ускоренного развития бизнеса.

Важным условием привлечения иностранных инвестиций является снижение административных издержек при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности, что также находит свое отражение в стратегиях.

Однако главным инструментом влияния на инвестиционную привлекательность региона является политическая стабильность, законодательное стимулирование и направленная на максимальную открытость информационная политика. Это объясняется тем, что стабильная политическая ситуация и сильная региональная власть способствуют снижению рисков иностранных инвесторов. К примеру, инвестиционный климат в Центральном федеральном округе является весьма и весьма привлекательным для иностранных инвесторов.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что Москва является столицей Российской Федерации и центром политических сил. Это формирует политический климат и снижает риски инвесторов.

Местные гарантии и привилегии для иностранных инвесторов, готовых к сотрудничеству с субъектами РФ из Центрального федерального округа, выглядят следующим образом:

  • – во-первых, при организации новых эффективных производств инвесторам будут предоставляться земельные участки с инфраструктурой;
  • – во-вторых, если инвестиции направляются в особо важные проекты, многие администрации готовы выступить в качестве учредителей создаваемых предприятий;
  • – в-третьих, для бизнесменов, заинтересованных в инвестировании своих средств в развитие экономики, некоторые администрации предусматривают широкий диапазон льгот и налоговых привилегий на период в 5 лет при условии ведения раздельного бухгалтерского учета использования инвестиционных средств.

К основным причинам сдерживающими приток иностранных инвестиций является:

  • – низкая инвестиционная активность предприятий, и муниципальных властей;
  • – отсутствие реальных, быстроокупаемых, проработанных проектов, готовых к реализации;
  • – отсутствие опыта по использованию новых форм финансирования;
  • – отсутствие эффективной системы сопровождения инвестиционных проектов, с отработанным механизмом взаимодействия структурных областных и муниципальных подразделений, направленных на снижение административных барьеров на пути иностранных инвесторов.
  • – отсутствие базы свободных производственных площадок, готовых для реализации инвестиционных проектов.

Еще одной проблемой, напрямую связанной с привлечением иностранных инвесторов в регион, является слабая прединвестиционная готовность, проработанность проектов, предлагаемых инвесторам, прозрачность и понятность условий инвестирования и отсутствие гарантий региональных властей.

Иностранным инвесторам должны предлагаться подготовленные к освоению месторождения полезных ископаемых, свободные площадки для размещения промышленных производств, очищенные от накопившихся долгов, развитая производственная и социальная инфраструктура. Для этого необходима кропотливая, согласованная и взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей областных и местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности проектов.

В целях активизации процесса привлечения иностранных инвестиций прежде всего необходимо наладить статистический учет их поступления. В настоящее время официальные статистические данные кратно занижают реально поступающие объемы иностранных инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности региона, а также мешает успешной работе по анализу и прогнозированию поступления иностранных инвестиций в регион.

Необходимо развивать практику сопровождения администрациями и органами местного самоуправления муниципальных образований перспективных инвестиционных проектов. Необходимо назначать кураторов проектов из числа руководителей областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые, не вмешиваясь во внутренние дела фирмы, осуществляют сопровождение проекта.

Кроме этого необходимо активизировать работу общественных организаций по развитию предпринимательства с целью привлечения иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства.

Для полноценного информирования субъектов инвестиционной деятельности необходимо создание источников информации, касающийся инвестиционной сферы, а именно:

  • – база данных инвестиционных проектов и бизнес-предложений для потенциальных инвесторов, а также база данных кредитных историй;
  • – инвестиционные новости, в том числе региональные, публикации прессы, экономические обзоры;
  • – федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность;
  • – итоги выборов и действия региональных властей.

С тем чтобы сделать эту информацию доступной для иностранных инвесторов ее целесообразно использовать возможности средств массовой информации по формированию позитивного имиджа региона.

Еще одно направление – развитие практики проведения презентаций, в том числе за рубежом, как инвестиционного и экспортного потенциала региона в целом, так и отраслевых презентаций, цель которых – позитивное представление различных отраслей экономики региона, возможностей их развития, в том числе с привлечением иностранного капитала.

Особая роль в плане привлечения зарубежных финансовых ресурсов, средств международных финансовых организаций возлагается на банки. Банки наряду с государством должны делить риски с иностранными инвесторами при осуществлении инвестиционного проекта. Привлечение банков к финансированию инвестиционных проектов позволит предоставить зарубежному инвестору гарантии по своевременному возврату средств и осуществлять контроль за ходом реализации финансируемого проекта. В целях вовлечения банков в инвестиционный процесс необходимо предусмотреть ряд мероприятий, включающих в себя:

  • – привлечение руководителей банков области к работе Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями;
  • – привлечение банков к оценке инвестиционных проектов и разработке схем их финансирования за счет собственных и внешних кредитных ресурсов;
  • – привлечение банков к проведению переговоров с иностранными контрагентами;
  • – активное использование банковских ресурсов для реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.
Читайте также:  О создании Совета по инвестициям при Губернаторе Саратовской области (с изменениями на 18 декабря 2020 года), Постановление Губернатора Саратовской области от 22 февраля 2007 года №26

Таким образом, можно сделать вывод, что у регионов существует большой выбор инструментов, с помощью которых можно привлекать иностранные инвестиции в регион.

Кроме того, не вызывает сомнения что управление процессом привлечения иностранных инвестиций должно проводиться региональными властями совместно с коммерческим структурами региона и эффективная работа региональных властей и стабильная политическая ситуация являются залогом успешных действий в области привлечения инвестиций.

Таким образом, активизация работы региональных властей по притоку иностранных инвестиций и направление их на модернизацию приоритетных отраслей экономики, безусловно, имеет шанс значительно улучшить социально-экономическое положение региона и страны в целом.

Законодательная база рф по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений.

Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности”, а также ФЗ “Об иностранных инвестициях”, которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в рф

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Английская газета и денежные купюрыГарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов.

Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций.

Оцените статью