Утверждена стратегия развития сельхозмашиностроения до 2030 года — Агроинвестор

Приложение n 1. целевые индикаторы реализации стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения россии на период до 2030 года

Приложение N 1к Стратегии развитиясельскохозяйственногомашиностроения Россиина период до 2030 года

Индикатор*

Единица

Оценка

I этап

II этап

II этап

измере-

2020

2020

2020

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

ния

года

год

год

год

год

год

год

год

год

год

год

год

год

год

Доля российской продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем рынке в общем объеме продукции сельскохозяйственного машиностроения

процен-
тов

56

66

73

76

80

не ниже 80

Соотношение экспорта и отгрузок продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок

процен-
тов

12

15

18

20

25

30

37

44

50

не ниже 50

Индекс производства продукции
сельскохозяйственного машиностроения

процен-
тов

115

115

115

115

112

112

112

112

112

106

106

106

106

106

Доля объема расходов на проведение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме выручки предприятий сельскохозяйственного машиностроения

процен-
тов

0,7

0,97

1,24

1,4

1,5

1,9

2,4

2,7

3

3

3

3

3,1

3,2

Число конструкторов, занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения

человек

750

830

910

950

1000

1210

1420

1630

1700

1780

1860

1910

1990

2100

Доля иностранных компонентов и материалов в общей себестоимости произведенной продукции сельскохозяйственного машиностроения

процен-
тов

35

30

25

23

20

19

17

16

15

14

13

12

11

10

________________* Методика расчета индикаторов утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственном машиностроении россии | маркетинг и логистика

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние сельскохозяйственного машиностроения России. В результате анализа инвестиционных процессов в отрасли предлагаются меры таможенного стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России.

Сельскохозяйственное машиностроение России является важной частью агропромышленного комплекса страны, поскольку обеспечивает его необходимой техникой и оборудованием. Развитое сельхозмашиностроение обеспечивает высокие объемы и качество сельхозпродукции, что положительно отражается на продовольственной безопасности страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время сельскохозяйственное машиностроение России находится в глубочайшем кризисе. За последние 28 лет наблюдается тенденция ежегодного сокращения парка тракторов в среднем на 7% (с 1366 тыс. в 1990 году до 244 тыс. в 2020 году), а парка зерноуборочных комбайнов — на 8% (с 408 тыс. до 59 тыс. соответственно). Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 6-7 раз) привело к тотальному дефициту техники, что негативно отразилось на производительности труда (рис. 1). Кроме того, по данным Минпромторга России существующий парк сельхозтехники является в значительной степени устаревшим: 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов работают с истекшими сроками эксплуатации.[1]

Одной из основных причин кризисного состояния российского сельхозмашиностроения является низкая обеспеченность отрасли инвестиционными ресурсами. Согласно данным Росстата, в 2020 году в производство машин и оборудования для сельского хозяйства поступило инвестиций на сумму около 5,3 млрд. рублей, что составило лишь 0,05% от всего объема инвестиций в основной капитал или 0,006 % от ВВП.[2]

Приведенные цифры свидетельствуют о наличии проблемы дефицита инвестиционных ресурсов в отрасли. Суть проблемы состоит в том, что большая часть собственных активов направляется предприятиями отрасли на пополнение оборотных средств, а объемы государственных инвестиций остаются незначительными. Необходимость решения указанной проблемы обусловила актуальность данной статьи.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо стимулировать привлечение иностранных инвестиций. Поскольку Россия считается страной с переходной экономикой, целесообразно применять фискальный механизм государственного стимулирования инвестиций, который объединяет в себе налоговые и таможенные инструменты. Данное положение обусловлено тем, что с помощью указанных инструментов государство может без прямых бюджетных расходов влиять на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций. При этом дополнительные финансовые ресурсы могут быть использованы в качестве инвестиций.[3]

Отметим также, что инструменты таможенного стимулирования инвестиций являются более предпочтительными по сравнению с налоговым механизмом. Таможенные инструменты направлены на поддержание благоприятных экономических условий для отечественного производства. Кроме того, применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций не несет в себе угрозы экономической безопасности страны, поскольку в такой ситуации сохраняется достаточно высокий уровень государственного контроля над обрабатывающими отраслями промышленности.[4]

Читайте также:  Как совершать выгодные инвестиции в строительство жилой недвижимости и хорошо зарабатывать

В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствуют нормы, определяющие инструменты таможенного стимулирования инвестиций. На основании анализа теории и практики таможенного дела можно выделить основные направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций, которые приведены на рисунке 2.

Одним из основных направлений таможенного стимулирования иностранных инвестиций является таможенно-тарифное регулирование. Применительно к отрасли сельскохозяйственного машиностроения данное направление можно рассматривать в разрезе двух аспектов:

во-первых, с помощью таможенно-тарифного регулирования можно стимулировать импорт товаров с высокой добавленной стоимостью. В частности, целесообразно стимулировать ввоз высокотехнологичного оборудования для предприятий сельхозмашиностроения, аналоги которого не производятся в России;

во-вторых, таможенно-тарифное регулирование необходимо с точки зрения обеспечения равной конкуренции на российском рынке продукции сельхозмашиностроения, что может способствовать улучшению инвестиционного климата в отрасли и, тем самым, стимулировать приток иностранных инвестиций.

При рассмотрении первого аспекта необходимо отметить, что большинство развитых стран применяют низкие ставки в отношении оборудования и комплектующих частей для промышленной сборки сельхозтехники. Схожая ситуация наблюдается и в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Так в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС ставки пошлин на оборудование и комплектующие части для промышленной сборки (группа 84 ТН ВЭД ЕАЭС) составляют 0-5%.[5] Однако указанные ставки действуют лишь в отношении промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705, в которых сельхозтехника представлена только тракторами. При этом действие этих ставок не распространяется на оборудование для промышленной сборки комбайнов и сельхозадаптеров, что ограничивает доступ отечественных производителей этой техники к зарубежным инновационным технологиям в области сельскохозяйственного машиностроения.

Второй аспект связан с обеспечением равной конкуренции на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники. Необходимо отметить, что в настоящее время на российском рынке сельхозтехники не обеспечиваются условия равной конкуренции. Так, в ЕТТ ЕАЭС на большинство тракторов товарной позиции 8701 установлена ставка пошлины 10%, а на зерноуборочные и силосоуборочные комбайны (коды ТН ВЭД 843351000 и 843359110 соответственно) ставка пошлины составляет 5%. На другие виды комбайнов (картофелеуборочные – код ТН ВЭД 8433531000, свеклоуборочные — 8433533000, виноградоуборочные — 8433539000) ставки ввозных пошлин составляют 0-5 %. В отношении сельхозадаптеров (плуги, бороны, рыхлители, культиваторы, сеялки, косилки) также установлены низкие ставки таможенных пошлин 0-5 %.[5]

Результатом применения низких ставок таможенных пошлин в отношении иностранной сельхозтехники является тенденция замещения отечественной техники импортной.

В качестве направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций также рассматривают таможенное регулирование перемещения предметов международного лизинга.

Международный лизинг с экономической точки зрения представляет собой способ иностранного финансирования промышленных организаций, выраженный в товарной форме. Особенность международного лизинга заключается в том, что лизинговые компании предоставляют полное финансирование инвестиционного проекта без наличия требований немедленной уплаты лизинговых платежей, а также предусматривают возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу. Как показывает мировая практика, международный лизинг способствует наибольшему притоку новейших технологий и оборудования в различные отрасли промышленности.[6]

С учетом того, что собственное оборудование отечественных предприятий сельхозмашиностроения устарело и, тем самым, не позволяет обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, возникает потребность в технологической модернизации внутреннего производства путем приобретения современного оборудования. Поскольку большинство российских предприятий не в состоянии купить такое оборудование, можно приобрести его в лизинг. Лизинг в отличие от купли-продажи дает возможность пользоваться оборудованием без масштабных затрат, т.е. получить его в экономическую собственность без приобретения в юридическую собственность. При этом оплата за пользование оборудованием рассредоточена во времени. Также лизинг является более предпочтительным по сравнению с банковским кредитом, так как он позволяет повысить способность генерирования доходов при одновременном увеличении производственных мощностей.[7]

Результаты многолетнего опыта использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности государствами с рыночной экономикой позволяют сделать вывод о привлекательности лизинга.

Еще одним направлением таможенного стимулирования иностранных инвестиций является таможенное регулирование перемещения товаров в свободных экономических зонах.

Читайте также:  Ощадбанк вклады проценты

С учетом специфики отечественной реальности в 2005 г. было принято решение о создании отдельной разновидности свободных экономических зон – особых экономических зон, что подтверждается разработкой закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом ОЭЗ – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.[8]

В настоящее время регулирование вопросов, связанных с ОЭЗ, входит также в сферу деятельности Евразийского экономического союза. Странами ЕАЭС было принято соответствующее соглашение, которое определяет свободную (особую) экономическую зону как часть территории государства-члена ЕАЭС в пределах которой действуют специальные льготные условия осуществления различных видов экономической деятельности с возможностью применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.[9]

В настоящее время в Российской Федерации действуют 25 ОЭЗ четырёх типов: промышленно-производственные (9), технологические (6), туристические (9) и одна портовая ОЭЗ (рис. 3).

С учетом предметной области статьи, заключающейся в анализе таможенного стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России, особый интерес представляют ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Действующие на территории РФ особые экономические зоны промышленно-производственного типа направлены на производство автомобилей, машин и оборудования, строительных материалов, фармацевтической продукции, товаров народного потребления и др.

Несмотря на очевидные экономические выгоды, институт ОЭЗ имеет в нашей стране ограниченное применение. В частности, до сих пор в России нет ни одной ОЭЗ, направленной на развитие сельскохозяйственного машиностроения. Между тем, создание ОЭЗ промышленно-производственного типа в регионах, специализирующихся на производстве сельхозтехники, может способствовать дополнительному привлечению в отрасль сельхозмашиностроения иностранных инвестиций, что позволит внедрить в отечественное производство новейшие технические достижения мирового уровня и, тем самым, повысить конкурентоспособность отечественной сельхозтехники.

В качестве еще одного направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций также рассматривают таможенное регулирование ввоза товаров при реализации соглашений о разделе продукции (далее — СРП). Работая в рамках СРП, инвестор заключает соглашение с государством, по которому государство предоставляет инвестору участок недр и выдает лицензию на право его разработки. Как правило, подобные соглашения заключаются с целью привлечения иностранных инвестиций в горнодобывающие отрасли. Следовательно, таможенное регулирование ввоза товаров при реализации СРП в качестве таможенного стимулирования иностранных инвестиций в отрасль сельхозмашиностроения не может применяться на практике в силу особенностей указанного направления.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующие таможенные инструменты стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России:

  1. В области таможенно-тарифного регулирования необходимо:
  1. В целях развития международных лизинговых отношений в отрасли сельскохозяйственного машиностроения целесообразно разработать отдельную таможенную процедуру, поскольку применяемая при лизинге процедура временного ввоза не способствует реализации его преимуществ. Такой процедурой может быть таможенная процедура международного лизинга, которая должна быть установлена таким образом, чтобы иностранное технологическое оборудование для производства сельхозтехники могло использоваться в течение срока действия договора международного лизинга на таможенной территории ЕАЭС с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов с последующим вывозом этих товаров или помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Разработка таможенной процедуры международного лизинга будет способствовать росту объема и количества сделок международного лизинга, предметом которых является технологическое оборудование для отраслей отечественной промышленности, в том числе сельхозмашиностроения. При этом в бизнес-планировании будут учтены логистические риски внешней среды для повышения качества логистических процессов в ОЭЗ.[11; 12]

  1. Наиболее подходящим субъектом РФ, специализирующимся на производстве сельхозтехники, на территории которого может быть создана ОЭЗ промышленно-производственного типа, является Ростовская область. Выбор Ростовской области обусловлен тем, что:

во-первых, Ростовская область является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов РФ, который занимает 2-е место в стране (после Краснодарского края) по площади сельхозугодий и площади посевов зерновых культур;

Читайте также:  Вклады росгосстраха для физических лиц

во-вторых, на территории области находится крупнейший производитель сельхозтехники в России – завод «Ростсельмаш», который контролирует 70 % внутреннего рынка зерноуборочной техники и 17 % мирового рынка.[13] В связи с этим автор предлагает:

По нашим оценкам, создание ОЭЗ на территории Ростовской области обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в объеме от 50 млрд. рублей и выше, что положительно отразится на финансовом состоянии отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Кроме того нужно в целом учитывать развитие юга России, так например в 2020 г. в Астраханской области планируется возродить российское хлопководство. Высадка хлопка планируется на площади в 500 га, данные факторы требуют комплексного учета, так как регионы России, в свою очередь тоже участвуют в конкурентной борьбе, как за отечественный, так и за международный рынок.

В целом, реализация вышеуказанных направлений таможенного стимулирования иностранных инвестиций обеспечит решение проблемы повышения инвестиционной активности в отрасли сельскохозяйственного машиностроения РФ. При этом разработанные практические рекомендации содержат отдельные положения, которые носят универсальный характер и могут быть использованы для стимулирования иностранных инвестиций в другие отрасли машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт Минпромторга России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2020 г.
  2. Официальный сайт Росстат: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2020 г.
  3. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России / Монография. – М. –2020. – 144 с.
  4. Худжатов М.Б. Развитие таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение Российской Федерации / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская таможенная академия. Москва, 2020.
  5. Решение Совета ЕЭК от 16.07.2020 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2020.
  6. Картавых И.С., Жданова Н.В. Международный лизинг: преимущества и недостатки // Научно-аналитический экономический журнал. 2020. № 4. С. 9.
  7. Худжатов М.Б. Методические подходы к оценке эффективности международных лизинговых проектов // Инициативы XXI века. 2020. № 1. С. 45-48.
  8. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2020) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – №30. – Ст. 3127.
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2020.
  10. Официальный сайт АО «Особые экономические зоны»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russez.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2020 г.
  11. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. – 2020. –№1. – С. 22-24.
  12. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. – 2020. – № 2(11). – С. 52-55.
  13. Информационный портал «Наука и техника России»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://tehnorussia.su – Дата доступа: 23 февраля 2020 г.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

The use of customs instruments for stimulation of foreign investment in agricultural machinery in Russia

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship,  Moscow,  Russia

Annotation: The article considers current state of agricultural machinery in Russia. As a result of the analysis of investment processes in the industry, the measures of customs stimulation of foreign investments in agricultural machinery in Russia are proposed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России  // Маркетинг и логистика. – 2020. – №1 (15). – с. 58-70. 

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.