Эффект вытеснения

Эффект вытеснения Удобные вклады

Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. эффект вытеснения

Эффект вытеснения

Рис. 4.1

Сравнивая точку Е’ с первоначальной точкой равновесия Е, мы видим, что возросшие государственные расходы вызвали повышение и дохода, и ставки процента. Но важно также сравнить точку Е с Е” — точкой равновесия на рынке товаров при исходной ставке процента. Точка Е” соответствует равновесию, когда не учитывали воздействие ставки процента на экономику. При сравнении Е” и Е’ становится ясно, что приспособление ставки процента и ее влияние на совокупный спрос гасят стимулирующее воздействие возросших государственных расходов. Доход, вместо того чтобы увеличиваться до Y’, растет только до У‘ . Это вызывает следующий вопрос: какие факторы определяют степень, в которой сдерживающее воздействие ставки процента может погасить рост выпуска, вызванный возросшими государственными расходами?

Размер повышения дохода и ставки процента, вызванный фискальной экспансией зависит от наклона графиков LM и IS и от величины мультипликатора.

Если кривая LM имеет вид вертикали, то увеличение государственных расходов не будет оказывать воздействия на величину равновесного дохода и приведет всего лишь к повышению ставки процента. Этот случай показан на рис. 4.1, где увеличение государственных расходов смещает кривую IS в положение IS’, но не оказывает воздействия на доход. Если спрос на деньги не связан с величиной ставки процента, как это предполагает вертикальная кривая LM, то тогда существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии.

Следовательно, при вертикальной кривой LM увеличение государственных расходов не может изменить уровень равновесного дохода и только лишь увеличивает уровень равновесной ставки процента. Но если государственные расходы повысились, а величина выпуска не изменилась, то должно произойти уравновешивающее сокращение частных расходов:

а Эффект полного вытеснения Рис 4.2 бЭффект вытеснения

Рис 4.2 а Эффект полного вытеснения Рис 4.2 б

Рис. 4.2. Эффект полного вытеснения. Если график LM имеет вид вертикали, то фискальная экспансия, сдвигая график IS, вызывает рост ставки процента, но не дохода. Государственные расходы замещают или вытесняют частные расходы в равном объеме. Увеличение ставки процента вытесняет частные инвестиционные расходы. Вытеснение, как оно было определено ранее, представляет собой сокращение частных расходов (в частности, инвестиций), связанное с увеличением ставки процента, вызванное фискальной экспансией. При вертикальной кривой LM будет иметь место эффект полного вытеснения.

На рис. 4.2 б показан процесс вытеснения с использованием графика функции инвестиций. Фискальная экспансия повышает уровень равновесной ставки процента с rо до r’ на графике (а). На графике (б) вследствие этого инвестиционные расходы снижаются с уровня Iо до I’. Теперь легко увидеть, что, если график LM имел бы положительный наклон, а не был вертикальным, ставка процента поднималась бы по мере фискальной экспансии несколько медленнее, и в результате инвестиционные расходы сократились бы значительно меньше. Масштабы вытеснения, следовательно, зависят от наклона кривой LM и, значит, чувствительности спроса на деньги к величине процента. Чем меньше чувствительность спроса на деньги к величине процента, тем в большей степени фискальная экспансия вытесняет инвестиции, а не вызывает повышение объема выпуска.

Заметно, что, в принципе, при увеличении ставки процента могут быть сокращены, а затем и вытеснены и инвестиции и потребление. Фискальная экспансия может вытеснить чистый экспорт, вызывая внешнеторговый дефицит.

Бюджетно-налоговая экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис.4.3).

Эффект вытеснения

Рис 4.3 Эффект вытеснения

G^>Y^>C^>Md^>r^>Iv,Xnv>Yv

Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги m), так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Xn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.

Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (YoY2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (YoY).

Кредитно-денежная экспансия. Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта. Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R, так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хn оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хn зависит от величин изменений У и R, а также от значений предельной склонности к импортированию и коэффициента n.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:

  • а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффициенты d и n);
  • б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффициент h).

Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Эффект вытеснения

Рис 4.4

M`s^>Rv>I^>Y^>Yd^>C^,Xn^=g-m`Y^-nRv

Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:

  • 1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и n относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение I и Хn, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS (см. рис.5.3). Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.
  • 2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при относительно высоких коэффициентах чувствительности I и Хn к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM (см. рис.5.4). Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.

Эффект вытеснения (crowding-out effect), потребность государственного сектора в займах (public-sector borrowing requiriment (psbr))


ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ(crowding-out effect) — увеличение государственных расходов, которое приводит к уменьшению уровня расходов частного сектора. Финансовое вытеснение, описываемое в примечании к рис. 148, обусловлено лишь постоянством денежной массы, которое вызывает недостаток дополнительных заёмных средств для финансирования добавочных государственных расходов.

Эффект вытеснения

Если денежная масса фиксирована, то связанное с дополнительными государственными расходами увеличение потребностей государственного сектора в займах будет по мере роста государственных займов приводить к росту ставок процента, что уменьшит стимулы к инвестициям частного сектора. С другой стороны, если бы дополнительные заёмные средства можно было бы получить, скажем, из-за границы, то финансирование дополнительных займов правительства ненамного повысило бы процентные ставки и оказало бы незначительное влияние на частные инвестиции.

Термин «вытеснение» используется также в более широком смысле для описания последствий крупных государственных расходов при ограниченных национальных ресурсах, которых, таким образом, остаётся меньше для осуществления частных потребительских расходов, инвестиций частного сектора и экспорта. Такое реальное вытеснение будет иметь место лишь в той степени, в которой общий объём национальных ресурсов фиксирован и они полностью используются, так что увеличение спроса государственного сектора на ресурсы уменьшает их количество, остающееся в распоряжении частного сектора. Когда же можно привлечь недоиспользуемые ресурсы, есть возможность удовлетворить спрос как государственного, так и частного секторов.

См. передаточный механизм (См.: связь предложения денег и расходов), предельная эффективность капитала/инвестиций, Петр Ильич Гребенников. Экономика (2021). “ВЫТЕСНЕНИЕ” (The New Palgrave. Оливье Жан  Бланшар)

«МИРНЫЙ ДИВИДЕНД» («peace dividend») — дополнительные ресурсы, которые могут быть получены в результате урезания национального военного бюджета вследствие улучшающихся политических отношений между странами Запада и странами Восточного блока. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ(government (public) expenditure) — текущие расходы и инвестиции центрального правительства и местных властей, осуществляемые с целью предоставления общественных благ и услуг (здравоохранение, образование, оборона, пути сообщения и т. д.), рыночных товаров и услуг (уголь, почтовые услуги и т. д.) и трансфертных платежей (пособия по безработице, государственные пенсии и т. д.). В модели кругооборота национального дохода трансфертные платежи исключаются из государственных расходов, поскольку они не являются вознаграждением за производительские услуги (т. е. не увеличивают общий выпуск), но представляют собой простое перераспределение поступлений от одних домашних хозяйств к другим.

Государственные расходы финансируются путём налогообложения и заимствований (см. потребность государственного сектора в займах).

Государственные расходы — важный компонент совокупного спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. Однако изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса. Например, в коротком периоде трудно добиться сокращения расходов на здравоохранение, образование и т. д. (из-за высокой трудоемкости этих видов деятельности при низкой доходности), не подрывая системы общественных услуг; в то же время сокращение трансфертов беднейшим членам общества политически непопулярно. Кроме того, если главный удар перемен падает на государственные инвестиционные расходы, это может серьёзно подорвать долгосрочные инвестиционные проекты, в то же время сокращение расходов приводит к разрушению социальной инфраструктуры. Вдобавок к этому, если государственные расходы включают закупку товаров и услуг у предпринимательского сектора, изменения могут оказать сильнейшее воздействие на положение частного сектора.

См. общественные блага, государственный бюджет, коллективные блага, эффект вытеснения, Петр Ильич Гребенников. Экономика (2021), Ричард Познер. Экономическая теория федерализма

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО (government) — верховный руководящий орган страны, который отвечает за национальную безопасность, поддерживает порядок и законность и т. д. Экономическая роль правительства (государства) зависит от общественно-политической системы данной страны, варьируя между двумя полярными типами экономики — централизованно планируемой экономикой и экономикой частного предпринимательства.

В первом случае правительство играет всеобъемлющую роль, зачастую являясь собственником большей доли экономических ресурсов и определяя, какие продукты следует производить.

Во втором случае, когда ресурсы находятся в частных руках и рынки служат главным механизмом размещения ресурсов, правительство играет более ограниченную роль, влияя лишь на общий уровень экономической активности путём управления спросом и перераспределения дохода и богатства.

См. смешанная экономика, государственные расходы

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БРОКЕР (government broker) — фирма, уполномоченная правительством на размещение государственных ценных бумаг. В 1986 г. Банк Англии осуществил продажу таких ценных бумаг через сеть «одобренных» дилерских фирм.

См. рынок капитала, фондовая биржа

 

ЛИМИТЫ НАЛИЧНОСТИ(cash limits) — средство контроля над расходами государственного сектора, заключающееся в установлении для департаментов правительства или национализированных отраслей максимума общих расходов, причём льготы в связи с инфляцией сознательно не делаются.

См.государственные (правительственные) расходы

ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ (public-sector borrowing requiriment (PSBR)) — превышение государственных расходов над доходами от налогообложения, требующее от правительства компенсировать разницу с помощью займа денег у банковской системы (посредством эмиссии казначейских векселей) или у общества (посредством эмиссии долгосрочных облигаций), бюджетный дефицит используется в качестве инструмента фискальной политики как средство увеличения общих расходов (совокупного спроса) в экономике.

Размер номинальных займов государственного сектора зависит не только от планируемых расходов государства и его дохода от налогообложения (т. е. от фискальной позиции), но также и от уровня экономической активности и темпа инфляции.

Колебания экономической активности ведут к изменениям потребностей в займах. Эти потребности имеют тенденцию увеличиваться во время спада, когда общая сумма налоговых поступлений падает, а выплаты пособий по социальному обеспечению растут в ответ на снижение доходов и рост безработицы, и уменьшаться во время экономического подъёма, когда общая сумма налоговых поступлений растёт, а выплаты пособий по социальному обеспечению сокращаются в ответ на рост доходов и снижение безработицы (см. автоматические (встроенные) стабилизаторы). Для того чтобы устранить воздействие на потребности в займах со стороны циклических колебаний экономической активности, связанных с деловыми циклами, необходимо подсчитать циклически скорректированные заёмные потребности. Устраняя воздействие эффекта циклических колебаний на состояние государственного бюджета, циклически скорректированные заёмные потребности характеризуют их возможный уровень при «трендовом» уровне экономической активности.

Инфляция также воздействует на номинальные потребности государственного сектора в займах, так как если большая часть долга государственного сектора определена в номинальном выражении, его реальная ценность падает обратно пропорционально темпу инфляции, снижая реальную ценность государственных обязательств. Реальный уровень заёмных потребностей определяется по текущему с учётом воздействия инфляции на реальную стоимость запаса долга государственного сектора (потребности государственного сектора в займах, скорректированные с учётом инфляции). Таким образом, для данных реальных заёмных потребностей более высокий темп инфляции подразумевает высокий номинал этих потребностей. При учёте эффекта инфляции 1970-х гг. высокий номинальный уровень займов (обозначающий большой финансовый дефицит) показывает достаточно скромный уровень реальных заёмных потребностей (обозначающий финансовый избыток). Государственный сектор накапливает номинальный запас своего долга с темпом меньшим, чем темп, с которым инфляция фактически уменьшает ценность займов, полученных в прошлом.

Существуют три основных способа, с помощью которых государство может финансировать свои заёмные потребности:

(а)     заём денег у частных лиц, фирм и финансовых структур частного сектора путём продажи государственных облигаций и векселей; установление высоких процентных ставок по этим ценным бумагам сделает государственный долг привлекательным для кредиторов;

(б)     заём денег у зарубежных кредиторов путём продажи государственных ценных бумаг; такие займы воздействуют на платёжный баланс;

(в)     краткосрочный денежный заём у системы коммерческих банков путём продажи им казначейских векселей. Это способствует увеличению резервных активов банков, позволяя им, в свою очередь, увеличивать предоставляемые ими кредиты.

Первые два способа финансирования заёмных потребностей государственного сектора (продажа облигаций небанковскому частному сектору) могут привести к увеличению процентных ставок, но из-за того, что они обеспечивают стабильное (как правило, долгосрочное) финансирование государственных займов, они не оказывают влияния на предложение денег. Напротив, если государство не может финансировать все свои финансовые потребности из двух первых источников, оно должно обратиться за займом к банковской системе. Это практически аналогично дополнительной денежной эмиссии и ведёт к увеличению предложения денег.

Займы государственного сектора могут способствовать вытеснению (см. эффект вытеснения) частного сектора. Во-первых, с помощью облегчения большой части государственных расходов эти займы могут привести к реальному вытеснению, так как государственный сектор использует большую часть национальных ресурсов, оставляя меньшую на частные потребительские расходы, инвестиции и экспорт. Во-вторых, дополнительный государственный заём приведёт к увеличению процентных ставок и, таким образом, вызовет финансовое вытеснение, так как частные инвестиции снижаются из-за высоких процентных ставок.

Начиная с 1980 г. британское правительство публиковало среднесрочную финансовую стратегию, которая предусматривает определение ежегодных целевых показателей для заёмных потребностей государственного сектора, выраженных в процентах от валового национального продукта, хотя в 1990 г. эта стратегия стала иметь меньшее значение.

Если доходы государства от налогообложения превышают его расходы, то это приводит к отрицательным заёмным потребностям или к погашению долга государственного сектора (осуществляется погашение долгов прошлых лет).

См.связь предложения денег и расходов, монетаризм, государственные финансы, государственный бюджет, временная структура, государственный долг,

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник) (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ(public finance) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонникиклассической экономической теорииобратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне» государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономикуфискальная политика.

Государственный сектор является настолько значительной частью большинства экономических систем, что влияет фактически на все аспекты экономической жизни. Это происходит либо через расходы на товары и услуги, произведённые частным сектором, либо через выплату заработной платы работникам, занятым в государственном секторе, либо через выплату социальных пособий (пенсий, пособий по болезни и безработице). Финансирование этих расходов с помощью различных налогов (подоходного, на добавленную стоимость, на прибыль корпорации и т. д.), в свою очередь, влияет на уровень и структуру расходов частных лиц и организаций.

Государство планирует свои доходы и расходы на каждый финансовый год путём составления бюджета. Оно может планировать равенство доходов и расходов, стремясь к сбалансированному бюджету, или же оно может планировать превышение доходов от налогообложения над расходами, стремясь получить бюджетный излишек, который будет использован для погашения ранее накопленных долгов государственного сектора (см. государственный долг). Государство также может планировать превышение расходов над доходами, создавая бюджетный дефицит, который должен быть финансирован с помощью займов (см. потребность государственного сектора в займах).

Читайте также:  ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ПРОГРАММЫ БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ | Московская Биржа

Являясь инструментом выполнения правительством своих экономических и социальных обязательств, бюджет играет интегрирующую роль в фискальной политике, особенно при осуществлении политики по управлению спросом для снижения уровня безработицы и замедления темпов инфляции.

См.кейнсианская экономическая теория, прогрессивное налогообложение, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник) (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (national debt or government debt) — задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (бюджетный дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики.

Государственный долг в Великобритании оформляется в виде следующих финансовых инструментов: прежде всего краткосрочных казначейских векселей и долгосрочных облигаций, а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственному долгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений.      |

Иногда размеру государственного долга придаётся слишком большое значение. Например, в 1991 г. государственный долг Великобритании составил 163 000 млн ф. ст. тогда как текущий валовой внутренний продукт составлял 574 000 млн ф. ст. Однако причин для тревоги нет, поскольку большую часть государственного долга составляет задолженность отечественным резидентам и институтам. С точки зрения модели кругооборота национального дохода выплаты процентов по государственному долгу отечественным кредиторам представляют собой трансфертные платежи и не являются чистым уменьшением реальных ресурсов экономики, т. е. не снижают её возможности по производству товаров и услуг. В 1991 г. 94% государственного долга Великобритании оставалось внутри страны, а выплаты на его обслуживание составляли всего 7% от общей суммы государственных расходов.

См.государственный бюджет, потребность государственного сектора в займах, погашение государственного долга.

ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА(public-sector debt repayment (PSDR)) — превышение государственных доходов от налогообложения над государственными расходами, что позволяет погасить некоторые займы, полученные в прошлом. бюджетный излишек используется в качестве инструмента фискальной политики как средство уменьшения общих расходов (совокупного спроса) в экономике. О том, как колебания уровня экономической активности и темпы инфляции влияют на состояние государственного бюджета, см. потребность государственного сектора в займах.

См.государственный долг

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЁТ ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА(debt financing) — финансирование фирм и дефицита государственного бюджета путём выпуска ценных бумаг, таких как краткосрочные переводные векселя компаний и государственные казначейские векселя, а при займах государства — долгосрочные облигации.

См.потребности государственного сектора в займах 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) — превышение государственных расходов над государственными доходами за какой-либо финансовый год. Государственные поступления — это прежде всего поступления от налогообложения физических и юридических лиц, но имеются и другие источники доходов, например продажа долей государства в частных или общественных предприятиях. Управление дефицитом госбюджета (финансирование дефицита) является инструментом фискальной политики, дающим возможность государству воздействовать на уровень совокупного спроса и занятости в стране. Такого рода политика пропагандировалась в 1930-х гг. Дж. Кейнсом как способ выхода из имевшей место депрессии. До того господствовало мнение, что государство должно проводить политику сбалансированного бюджета, не вмешиваясь в положение дел в экономике. Дж. Кейнс утверждал, что государству следует вмешиваться в экономику, сознательно идя на разбалансированность бюджета с тем, чтобы «влить» дополнительный совокупный спрос в экономику, находящуюся в состоянии депрессии, и наоборот.

После второй мировой войны большинство государств Запада использовало бюджетный дефицит для поддержания высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста. При повышении потребности государственного сектора в займах бюджетный дефицит финансировался за счёт выпуска казначейских векселей и долгосрочных облигаций. Такая политика приемлема до тех пор, пока экономика растёт и процентные платежи по этим займам не стали непропорционально велики по сравнению с общим уровнем государственных расходов. Если государство берёт взаймы больше, чем необходимо для поддержания долгосрочного экономического роста и для осуществления антициклической политики, это в конце концов приводит кинфляции. Следовательно, ключевое значение имеет то, как долго и насколько расходы больше (или меньше) доходов.

Бюджетный излишек (избыток) — противоположное явление, т. е. превышение государственных доходов над расходами.

См.автоматические (встроенные) стабилизаторы, кейнсианская экономика, деловой цикл, управление спросом, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)  (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК(ИЗБЫТОК)(budget surplus) — превышение поступлений от налогообложения над государственными расходами. Бюджетный излишек используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса в экономике.

См.бюджетный дефицит, потребность государственного сектора в займах

БРЕМЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ(burden of debt) — процентные платежи по долгу, возникающие в результате займа, взятого индивидами, фирмами и государствами.

Процентные платежи по государственному долгу выплачиваются за счёт доходов от налогообложения и прочих поступлений. Понятие «бремя», казалось бы, подразумевает, что государственная задолженность — это «плохо», ибо финансовые обязательства от нынешних поколений (расходующих чрезмерно много) переходят к будущим поколениям. Однако здесь важно подчеркнуть, что процент, выплачиваемый по национальному долгу, представляет собой трансфертный платёж и не является чистым вычетом из объёма производства товаров и услуг при условии, что большая часть этой задолженности есть долг перед гражданами страны.

Инфляция уменьшает реальное бремя задолженности, если долг выражен в номинальных величинах.

См. потребность государственного сектора в займах

 

КАЗНАЧЕЙСТВО (Exchequer) — государственный орган в составе министерства финансов Великобритании, отвечающий за сбор, хранение и выпуск правительственных финансовых ресурсов.

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Экономическая школа 90 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

§


МОНЕТАРИЗМ(monetarism) — совокупность принципов анали­за влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость «сбалансированного» соотно­шения между количеством денег, доступных для финансирова­ния покупок товаров и услуг, с одной стороны, и способностью экономики производить эти товары и услуги — с другой.

Теория даёт объяснение инфляции, связывая её с чрезмер­ным увеличением предложения денег. В частности, монета­ристы утверждают, что, если государственные расходы больше, чем налоговые поступления, и, следовательно, потребности государственного сектора в займах для финансирования де­фицита растут, то увеличение предложения денег, вызванное финансированием возросшей потребности государственного сектора в займах, повысит темп инфляции. «Чистая» количе­ственная теория денег (MV= РТ) утверждает, что исходной причиной инфляции является избыточная эмиссия денег (т. е. «слишком большое количество денег охотится за слишком ма­лым количеством товаров»), и это рассматривается как источ­ник инфляции спроса.

Монетаристы считают, что теория инфляции затрат не явля­ется достаточно независимой, поскольку эта инфляция должна финансироваться за счёт увеличения предложения денег. Пред­положим, даны исходный запас денег, уровни цен и выпуска. Представим, что издержки растут (например, увеличиваются уровни заработной платы); это заставляет производителя под­нять цены. По мнению монетаристов, такой рост цен не по­влечёт за собой инфляционного процесса (т. е. тенденции к постоянному росту цен), если не увеличится предложение де­нег. При данном количестве денег с ростом уровня цен сокра­щается количество покупаемых товаров, и реальный спрос па­дает; но если государство увеличит предложение денег, это по­зволит купить то же самое количество товаров при возросшем уровне цен. Если этот процесс продолжается, то происходит затратная инфляция.

См. также связь предложения денег и расходов, денежная политика, среднесрочная финансовая стратегия, чикагская школа.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА (Chicago School) — группа экономистов при Чикагском университете (наиболее известный из которых Милтон Фридман), усовершенствовавших количественную теорию денег и выступавших за государственный контроль над ростом предложения денег в длительном периоде. Среди множества характеристик стабильного роста денежной массы Чикагская школа делает акцент на важности рыночной системы как аллокативного механизма, позволяющего потребителям свободно принимать экономические решения при минимальном вмешательстве государства.

См. монетаризм, Фридмен Милтон, FriedmanMilton (1912-2006)

Патинкин Дон Patinkin Don (1922 — 1995), Эдвин Долан. Монетаризм Милтона Фридмена

ДЕНЬГИ (money) — актив, который повсеместно принимается как средство обмена. Отдельные товары и услуги и другие физические активы оцениваются в денежном выражении и обмениваются с использованием денег как всеобщего эквивалента, тогда как при бартере одно благо обменивается непосредственно на другое. Использование денег в качестве средства платежа позволяет экономике производить больший объём выпуска, так как даёт возможность специализации в производстве и сокращает время, затрачиваемое продавцами и покупателями на организацию сделок. Другие важные функции денег — использование их как средства сбережения или сохранения покупательной способности (деньги могут сберегаться в течение некоторого периода времени и употребляться для финансирования будущих платежей), меры отсроченных платежей (деньги используются как общепринятый измеритель будущих поступлений и платежей по контрактам) и как счётной единицы статистики (для измерения и регистрации ценности товаров и услуг, например валового национального продукта, за некоторый временной период).

См. законное платёжное средство

ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА(monetary unit)— стандартная единица наличных денег, формирующая основу внутреннего предложения денег данной страны, например фунт стерлингов (Великобритания) или франк (Франция). Денежные единицы стран находятся в определённом соотношении друг с другом в осуществлении международной торговли и инвестиций. Эти соотношения определены валютными курсами.

См. деньги

ДЕНЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА(monetary economy) — экономика, в которой деньги используются как средство обмена и средство сбережения. Ср. бартер

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ И РАСХОДОВ(moneysupply/ spendinglinkages)

1. Косвенная связь(с кейнсианской точ­ки зрения) между предложением денег исовокупным спро­сом, опосредованная процентной ставкой. Она заключается в том, что увеличение предложения денег (от М до М1 на рис. 108а) вызывает падение ставки процента (от г до г1); результатом последнего является рост планируемых инвестиций от I до I1 (рис. 108б). Увеличение инвестиций, в свою очередь, повышает совокупный спрос и через эффект мультипликатора поднимает уровень национального дохода с Y до Y1 (рис. 108в). Падение процентных ставок может также увеличить расходы на потребление (снизившаяся цена заёмных средств побуждает людей шире использовать заёмное финансирование (см. заём) для покупки автомобилей, телевизоров и т. д.).

См. Кейнс, кейнсианская экономическая теория, равновесный уровень национального дохода, ловушка ликвидности.

2. Прямая связь(с монетаристской точки зрения) между предложением денег и уровнем совокупного спроса. Она заключается в том, что увеличение предложения денег приводит непосредственно к повышению спроса на конечные потребительские товары и услуги. Это утверждение основывается на следующем допущении: когда домашние хозяйства и предприятия имеют больше денег, чем им необходимо для хранения, они расходуют избыток средств на приобретение выпускаемых в настоящее время денежных товаров и услуг.

См. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, МОНЕТАРИЗМ, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ.

 Эффект вытеснения

 Рис. 108. Связь предложения денег и расходов, а. Процентная ставка, б. Плановые инвестиции, в. Национальный доход.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ(quantitytheoryofmo­ney) — теория, которая устанавливает прямую связь между предложением денег и общим уровнем цен в экономике. Основ­ное тождество, лежащее в основе количественной теории, было впервые выведено Ирвингом Фишером (1867-1947) в 1911 г. Согласно уравнению Фишера,                                        

                                                                               MV≡ РТ, 

где М — запас денег, Vскорость обращения денег (среднее количество раз, которое каждый доллар или фунт переходит из рук в руки при обеспечении сделок в течение года), Р — общий уровень цен, а Т — число сделок или общий объём предложе­ния товаров и услуг.

Приведённое выше соотношение является тождеством, так как общие денежные расходы на товары и услуги (MV)за неко­торый период должны равняться денежной ценности произ­ведённых товаров и услуг (РТ), и все четыре величины опре­делены таким образом, что тождество должно выполняться. Тем не менее, это тождество может быть обращено в уравнение, допускающее проверку, если предположить, что скорость обра­щения денег является постоянной или изменяется очень мед­ленно.

Экономисты Кембриджского университета переформулиро­вали традиционную теорию денег для того, чтобы отразить связь между запасом денег в экономике (М) и конечным доходом (Y) в форме MV= Y.Скорость обращения дохода (Кем­бриджское уравнение), таким образом, выражается как

                                                                                       V = Y/M

где V — среднее число раз, которое запас денег в экономике пе­реходит из рук в руки при покупке конечных товаров и услуг.

Например, при условии, что Y — это валовой национальный продукт, составляющий для некоторой страны 5000 млн ф. ст., а среднегодовой запас денег у этой страны (М) равен 1000 млн ф. ст., V будет равно 5. Скорость обращения нельзя измерить непосредственно, и потому она определяется через Y и М, значения которых можно получить из официальной статистики.

Величина V в Кембриджском уравнении — это не то же самое, что V в традиционной количественной теории денег Фишера. В уравнении Фишера MV = РТ, что после преобразований даёт

                                                                                     V=PT/M

где число сделок за период (Т) включает в себя все сделки с реальными товарами и услугами плюс финансовые сделки. В Кембриджском уравнении РТ (где Р — общий уровень цен) заменено величиной Y, которая включает не все сделки, а только те, которые порождают конечный доход. Эта формулировка позволила кембриджским экономистам подчеркнуть значение реального дохода (т. е. конечных товаров и услуг).

Экономисты-классики утверждали, что скорость обращения является постоянной, так как потребители имеют относительно постоянные привычки расходования денег, и, таким образом, деньги обращаются с постоянной скоростью. Этот аргумент превращает тождество в уравнение, ведущее к количественной теории, которая выражает связь между предложением денег и общим уровнем цен. Если V и Т постоянны, тогда можно положить

                                                                               М = Р и  М = ∆Р.

Современные сторонники количественной теории (см. монетаризм) уже не считают, что скорость обращения должна быть непременно постоянной, но они утверждают, что она очень медленно изменяется во времени вследствие финансовых нововведений, таких как распространение банковских счетов и чековых платежей или растущее использование кредитных карточек. Они также указывают, что в экономике с полной занятостью, в которой производится (и, следовательно, может обмениваться) максимальное количество товаров и услуг, количество сделок (Т) определяется условиями реального производства, в частности трендами производительности. При условии, что Т и V постоянны или изменяются очень медленно, общий уровень цен определяется запасом денег в экономике (М). Любое увеличение предложения денег приводит к незамедлительному росту спроса на товары и услуги (совокупного спроса). Отсюда следует, что если предложение денег (М) и, таким образом, совокупный спрос увеличиваются на протяжении времени быстрее, чем производственная мощность экономики (Т), результатом станет рост общего уровня цен Р (инфляция). В отличие от них кейнсианцы утверждают, что скорость обращения денег является нестабильной, изменяется быстро и может погасить изменения запаса денег.

См. СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ И РАСХОДОВ, КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник),

П.И.Гребенников. О регулировании количества денег в обращении

КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ(Keynesianseconomics) — взгляды Кейнса на функционирование экономической системы, развитые и дополненные его последователями.

Многое из того, что сегодня называют кейнсианской экономической теорией, имело своей отправной точкой книгу Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс дал развитию экономической науки новое направление, а также объяснил явление массовой безработицы, столь значительное в 1930-е гг. До Кейнса экономическая теория основывалась прежде всего на теории, ныне называемой микроэкономикой. Кейнс переключился с характерного для классической школы сосредоточения на отдельных ценах и рынках и индивидуальных функциях спроса на анализ агрегированных показателей, введя новые концепции, такие как функция потребления.

Экономисты классической школы полагали (и эта точка зрения официально поддерживалась органами, регулирующими денежные потоки в стране, до тех пор, пока они не приняли аргументацию Кейнса), что полная занятость является результатом бесперебойной работы экономики частного предпринимательства. Если возникает безработица, заработная плата должна падать (вследствие конкуренции на рынках труда) до такого уровня, при котором занятость снова восстанавливается (с неоклассической точки зрения предельная производительность труда должна быть больше или равна его предельным затратам). Кейнс допускал возможность существования «жёстких» ставок заработной платы и таким образом объяснил то, что было немыслимо для классиков и неоклассиков, а именно достижение общего экономического равновесия при неполной занятости.

Кейнс утверждал, что доход зависит от уровня занятости. Связь между доходом и потреблением определяется склонностью к потреблению.

Таким образом, потребление зависит от взаимосвязанных функций дохода и занятости. Ожидаемые расходы на потребление и инвестиции получили название совокупного спроса, и в ситуации равновесия они равны совокупному предложению. Кейнс считал, что в случае равновесия уровень занятости зависит от совокупного предложения, склонности к потреблению и объёма инвестиций. Уровень занятости, следовательно, может вырасти как при повышении склонности к потреблению, так и при росте объёма инвестиций, т. е. возросший спрос на потребительские товары и средства производства ведёт к увеличению предложения. Растущее предложение приводит к более высокому уровню занятости.

Читайте также:  Фискальная политика и эффект «Вытеснения» – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Сложность сокращения заработной платы, вызванная давлением со стороны профсоюзов, стремящихся не допустить снижения уровня жизни трудящихся, т. е. «жёсткость» ставок или малоподвижность заработной платы, может привести к равновесию и при отсутствии полной занятости. В этом случае государство как покупатель и потребительских, и инвестиционных товаров может повлиять на уровень совокупного спроса в экономике. Совокупный спрос можно повысить средствами ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙполитики. Кейнс делал акцент на фискальной политике, состоящей в том, что государство расходует больше средств на инвестиционные проекты, чем собирает в виде налогов. Такое дефицитное финансирование стимулирует совокупный спрос в экономике, находящейся в состоянии депрессии. Благодаря эффекту мультипликатора стимул к повышению совокупного спроса в несколько раз превышает сумму начальных инвестиций. Эти меры должны привести экономику к состоянию полной занятости.

Отдельные страны Запада начали ставить под сомнение кейнсианские экономические идеи в 1970-х гг., когда они обратились к монетаризму, и началось возвращение к идее классической школы, что государственное вмешательство в экономику излишне и что рынки способны самостоятельно обеспечить процветание, необходимо лишь устранить их негибкость.

См. равновесный уровень национального дохода, деловой цикл, модель кругооборота национального дохода, классическая экономическая теория, дефляционный разрыв, связь предложения ДЕНЕГ И РАСХОДОВ, КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, МОДЕЛЬ IS/LM, ЗАКОН СЭЯ, ИНФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ, ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, Джон Мейнард Кейнс (заметки), Дж.Р.Хикс. Господин Кейнс и классики

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ (public works) — расходы государства на социальную инфраструктуру, в частности на дороги, дома, больницы, уборку мусора и т. д. За осуществление таких расходов выступал Кейнс во время депрессии 1930-х гг. для того, чтобы облегчить проблему безработицы и стимулировать совокупный спрос через эффект мультипликатора.

См. кейнсианская экономическая теория, макроэкономическая политика, государственные расходы

 

МОДЕЛЬ ISLM(IS/LMmodel) — теоретическое построение, объединяющее реальный (инвестиции—сбережения) и денеж­ный (ликвидность—деньги) секторы экономики для того, что­бы представить общее равновесное состояние экономики в целом.

В этой модели сбереженияявляются функцией националь­ного дохода,а инвестиции— функцией процентной ставкиипредельной эффективности капитала/инвестиций, график «ин­вестиции-сбережения»показывает комбинации уровней на­ционального дохода и процентных ставок, при которых дости­гается равновесное состояние реального сектора экономики: I = S(см. равновесный уровень национального дохода).

Спрос на деньги Lявляется функцией уровня национально­го дохода (трансакционный спрос)и процентной ставки (спе­кулятивный спрос на деньги),предложение денегМ является экзогенно заданным. График ликвидность—деньги показывает комбинации уровней национального дохода и процентных ста­вок, при которых достигается равновесное состояние денежно­го сектора экономики: L= М (см. процентная ставка).

 Эффект вытеснения

 Рис. 66. Модель ISLM.а. Состояние общего равновесия, б. Последствия сдвига графика LM. с. Последствия сдвига графика IS.

Как показано на рис. 66, график «инвестиции—сбережения»  взаимодействует с графиком «ликвидность—деньги» для опре­деления состояния общего равновесия (Ye)экономики в целом.

Модель ISLMможет использоваться для иллюстрации то­го, как ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКАИКРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

могут использоваться для изменения уровня национального до­хода. Если государство хочет увеличить национальный доход, оно может, например, увеличить предложение денег. Увеличе­ние предложения денег уменьшает процентные ставки. Паде­ние процентных ставок, в свою очередь, увеличивает уровень инвестиций (см. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА/ИНВЕС­ТИЦИЙ),что затем приводит к увеличению национального дохо­да через эффектмультипликатора.Как показано на рис. 66, увеличение предложения денег поднимает кривую ликвид­ность—деньги от положения LM1 до положения LM2, понижая процентные ставки с r1 до r2, что увеличивает уровень нацио­нального дохода с Y1 до Y2 

В качестве альтернативы власти могут увеличить националь­ный доход посредством, например, увеличения государственных инвестиций. Это увеличение инвестиций служит для роста на­ционального дохода через эффект мультипликатора. Согласно модели, изображённой на рис. 66, увеличение инвестиций вы­зовет сдвиг графика инвестиции—сбережения из положения ISlв положение IS2,увеличивая национальный доход с Y1до Y2.

См. СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГи расходов,  П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник) 

П.И.Гребенников. Глава 6. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель ISLM)П.И.Гребенников. О регулировании количества денег в обращении

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Вернуться на страницу “Указатель терминов”

вернуться на страницу “дополнительные чтения”

Координация материалов. Экономическая школа

§


ЗАКОН ГУДХАРТА(Goodhart’s law) — утверждение, что попытки центрального банка регулировать уровень кредитования клиентов коммерческими банками через введение контроля над определёнными видами кредитов могут быть обойдены банками, которые находят альтернативные методы кредитования, не подпадающие под регулирование.

См. кредитно-денежная политика, финансовая инновация, Закон Гудхарта (Википедия)

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА(monetary policy) — инструмент макроэкономической политики, включающий в себя регулирование предложения денег, кредита и процентных ставок с целью контроля над совокупными расходами в экономике (см. управление спросом).

Руководящие денежно-кредитные учреждения (в Великобритании главным образом банк Англии) способны предпринимать меры для регулирования предложения денег, в особенности той его части, которая используется для поддержания финансового кредита, включая операции на открытом рынке с государственными облигациями и казначейскими векселями, специальные депозиты и директивы (см. центральный банк).

Операции на открытом рынке направлены на поддержание ликвидности банковской системы и включают в себя продажу или покупку облигаций и казначейских векселей. Это изменяет сумму банковских депозитов коммерческих банков, а следовательно, и их способность предоставлять займы и овердрафты потребителям. Например, если Центральный банк стремится сократить предложение денег, он может продавать долгосрочные облигации широким слоям населения. Покупатели платят за эти облигации, уменьшая свои банковские депозиты — важную составную часть предложения денег, что, в свою очередь, заставляет банки снизить объём предоставления займов (см. создание банковских депозитов).

Специальный депозит — установленное Центральным банком требование к банкам помещать определённую часть своих средств на депозит в банк Англии, где они «замораживаются», т. е. не могут использоваться банками для предоставления клиентам займов и овердрафтов, что также сокращает предложение денег. Директива — требование Банка Англии к коммерческим банкам, обязывающее последние ограничить предоставляемые займы установленными суммами или сократить выдачу займов для частных целей (например, для покупки автомобиля).

Центральный банк может также для ограничения совокупных расходов использовать кредит в рассрочку при регулировании объёма кредитования финансовых палат. Центральный банк может, например, уменьшить стимул потенциальных заёмщиков к использованию возможностей рассрочки, повышая сумму требуемого первоначального взноса и сокращая срок ссуды; первое условие заставляет заёмщика искать большее количество наличности, а второе повышает фактическую величину процентных платежей.

Эффект вытеснения

Центральный банк может повлиять на ставки процента по широким категориям кредитов. Для уменьшения предложения денег по сравнению со спросом на них Центральный банк может поднять цену денег, т. е. ставку процента, и тем самым сократить общий объём заимствований. Например, если Центральный банк желает поднять ставку процента, скажем, с Or1 до Оr2 (рис. 48), он может сделать это, сократив предложение денег с ОМ1 до ОМ2. При данной кривой спроса на деньги это повлечёт за собой требуемый рост процентных ставок.

На практике применение денежной политики сопряжено с трудностями. Одна из проблем заключается в том, что нет единственно надёжного определения предложения денег (более подробно см. предложение денег), поэтому любая попытка конкретизировать предложение денег оказывается неуспешной из-за включения других видов активов. Краткая иллюстрация: если Центральный банк избирает М3 (главным образом наличные деньги банковские депозиты) в качестве объекта контроля с использованием вышеупомянутых инструментов, то это может оказаться недостаточным для сокращения совокупных расходов. Хозяйственные субъекты могут просто переключиться на деньги типа М4, используя депозиты в строительных обществах для финансирования текущих покупок.

Вдобавок «открытость» национальных экономик к притоку и оттоку иностранных валют делает сложным для государства осуществление внутренней денежной политики без учёта между народных последствий этой политики. Например, страна, которая проводит политику внутреннего сокращения кредитов, ведущую к росту процентных ставок, должна стимулировать приток иностранных валют, что поднимает валютный курс валюты этой страны.

Большую часть периода с 1945 г. денежная политика использовалась как метод стабилизации в краткосрочном периоде, |но в основном на втором месте после фискальной политики. Однако в связи с недавним ростом популярности монетаристских идей контроль над предложением денег в длительном периоде занял центральное место в арсенале средств экономической политики.

См. экономическая политика, график спроса на деньги, связь предложения денег и расходов, монетаризм, количественная теория денег, среднесрочная финансовая стратегия, финансовая инновация, денежное приспособление,

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)  (Петр Ильич Гребенников. Экономика) 

ДЕНЕЖНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ(monetary accomodation) — использование денежной политики для приспособления к внезапным изменениям предложения в экономике. Примером может служить увеличение номинального предложения денег для компенсации дефляционного импульса, вызванного резким увеличением цен на нефть, или других затрат. При отсутствии денежного приспособления инфляция затрат, связанная с повышением цен на нефть, сократит реальное предложение денег, подняв ставки процента, и приведет к спаду совокупного спроса. Для устранения этих тенденций к спаду государству необходимо ускорить рост денежной массы, чтобы возместить потерю покупательной способности в экономике.

КРЕДИТНОЕ СЖАТИЕ(credit squeeze) — любое действие, предпринимаемое руководящими денежно-кредитными учреждениями для уменьшения суммы кредитов, выдаваемых коммерческими банками, финансовыми палатами и т. д. Эти меры формируют ту часть кредитно-денежной политики правительства, которая направлена на снижение совокупного спроса путём затруднения получения кредитов и повышения процентных ставок.

ПОЛИТИКА ДЕШЁВЫХ ДЕНЕГ(cheap money) — государственная политика, в соответствии с которой центральный банк уполномочен покупать государственные облигации на открытом рынке с целью увеличения предложения денег (см. кредитно-денежная политика).

Увеличение денежной массы приводит к снижению процентных ставок, которое стимулирует инвестиции, поскольку неприбыльные ранее инвестиции становятся прибыльными ввиду удешевления кредита (см. предельная эффективность капитала/инвестиций).

Политика дешёвых денег через связь предложения денег и расходов приводит к увеличению совокупного спроса. Ср. политика дорогих денег.

См. ловушка ликвидности.

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ(tight money or dear money) — правительственная политика, в ходе которой центральный банк наделяется полномочиями продавать правительственные облигации на открытом рынке, чтобы уменьшить предложение денег (см. кредитно-денежная политика).

Уменьшение предложения денег приводит к увеличению ставок процента, что отбивает охоту делать инвестиции, так как ранее прибыльные инвестиции становятся неприбыльными благодаря увеличившейся стоимости заёмных денег (см. предельная эффективность капитала/инвестиций).

Политика дорогих денег вследствие связи предложения денег и расходов сокращает совокупный спрос.

См. политика дешёвых денег 

СРЕДНЕСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ(medium-term financial strategy) — финансовая политика, которая устанавливает планируемый диапазон роста предложения денег и планируемые объёмы потребностей государственного сектора в займах, выраженные в процентах от валового внутреннего продукта. В Великобритании среднесрочная финансовая стратегия впервые была введена в 1980 г. и рассчитывалась на пятилетний период, но затем была пересмотрена и распределена по годовым интервалам в соответствии с задачами текущего планирования в экономике. Цель среднесрочной финансовой стратегии заключалась в том, чтобы заложить прочный фундамент для осуществления государственной кредитно-денежной политики, облегчить контроль над государственными расходами и повлиять на ожидания населения относительно будущих темпов инфляции.

См. также макроэкономическая политика, связь предложения денег и расходов, монетаризм, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)  (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА(macroeconomic policy) — установление правительством общих целей экономики в целом и применение управляющих инструментов для достижения этих целей. Макроэкономические цели включают полную занятость, предотвращение инфляции, экономический рост, равновесие платёжного баланса. Основными инструментами регулирования экономики являются фискальная политика и кредитно-денежная политика.

См. также управление спросом, политика цен и доходов, модель внутреннего внешнего равновесия, фиксированные целевые показатели, оптимизация, деловой цикл, равновесный уровень национального дохода, дефляционный разрыв, инфляционный разрыв, среднесрочная финансовая стратегия, экономическая политика, микроэкономическая политика, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)  (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ(prices and incomes policy) — политика, связанная с контролем инфляции с помощью прямых попыток ликвидировать или уменьшить инфляционную спираль роста цен и ставок заработной платы, в отличие от дефляционных фискальной политики и кредитно-денежной политики, которые действуют косвенными методами для достижения тех же целей. Логическое обоснование политики цен и доходов состоит в том, что в то время как дефляционные фискальная политика и кредитно-денежная политика могут контролировать инфляцию лишь путём увеличения уровня безработицы, политика цен и доходов, если строго ей следовать, может контролировать инфляцию и поддерживать высокий уровень занятости.

Политика цен и доходов может применяться на добровольной или принудительной основе. В первом случае государство призывает фирмы не завышать чрезмерно цены, а профсоюзы — умерить свои требования о повышении заработной платы. Однако ввиду большой неопределённости таких призывов заинтересованные круги обычно быстро справляются с ними.

Политика, установленная законом, имеет больше шансов на успех, особенно если она предусматривает серьёзные наказания для тех, кто не выполняет предписанные правила. Типичные элементы узаконенной политики:

(а) исходное краткосрочное (6 месяцев — 1 год) замораживание роста цен, заработных плат, дивидендов и т. д.;

(б) последующий период (обычно «фазирований» для постепенного ослабления контроля), в котором (а) устанавливаются «нормы» разрешенного роста цен и заработных плат, скажем 3% в год, или (в) (в особых случаях) устанавливаются схемы связи разрешенных увеличений заработных плат и цен с ростом, например, непоглощаемых затрат (в случае роста цен) и с увеличением производительности (в случае роста заработных плат). Последний способ требует учреждения регулирующих организаций (таких как Национальный совет по ценам и доходам, Комиссия по ценам, Комитет по оплате труда, которые действовали в Великобритании) для того, чтобы гарантировать выполнение установленных норм увеличения цен и заработных плат.

Сторонники политики цен и доходов рассматривают её как успешный способ смягчения инфляционных ожиданий и тем самым — устранения опасности увеличения темпов инфляции. Однако необходимо учитывать, что такая политика вмешивается во взаимодействие рыночных сил и, следовательно, может привести к искажениям на рынках благ и факторов.

См. макроэкономическая политика, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)  (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

КОМИССИЯ ПО ЦЕНАМ (Price comission) — британский регулирующий орган, который контролировал цены с 1973 по 1980 г. в рамках государственной политики цен и доходов.

КОМИТЕТ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА (Pay board) — британский регулирующий орган, контролировавший заработные платы согласно политике цен и доходов с 1973 по 1980 г.

МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО—ВНЕШНЕГО РАВНОВЕСИЯ(internal—external balance model) — теоретическое построение, в котором объединяются достижение макроэкономической политикой целей полной занятости и стабильности цен (внутреннее равновесие) и равновесия платёжного баланса (внешнее равновесие).

Краткая иллюстрация модели показана на рис. 67. Вертикальная ось отображает отношение внешних цен к внутренним ценам, т. е. индекс конкурентоспособности страны на иностранных рынках: чем он выше, тем больше объём экспорта и меньше объём импорта. Горизонтальная ось отображает реальный внутренний спрос. Две кривые, изображённые на рисунке, представляют соответственно внешнее равновесие (ЕЕ) и внутреннее равновесие (DD). Кривая ЕЕ имеет положительный наклон. Это означает, что чем более неблагоприятным становится отношение внешних цен к внутренним, тем ниже уровень внутреннего реального спроса, необходимый для поддержания равновесия платёжного баланса. Область слева от кривой представляет избыток платёжного баланса, а область справа — дефицит платёжного баланса. Кривая DD имеет отрицательный наклон. Это означает, что чем более неблагоприятным становится отношение международных цен к внутренним, тем более высокий уровень реального спроса, необходим для поддержания полной занятости. Область справа от кривой отражает инфляцию, а область слева — безработицу.

Эффект вытеснения

Точка пересечения кривых ЕЕ и DD (точка А) соответствует состоянию общего равновесия. Все другие точки представляют состояние неравновесия. Однако только в немногих из этих точек (состояний) неравновесия страна может достичь целей внешнего и внутреннего равновесия, используя только один тип экономической политики. Точнее, только в точках, размещающихся на горизонтальной и вертикальной пунктирных линиях, проведённых через точку пересечения. В ситуации, отображённой горизонтальной линией справа от точки А, например, соотношение международных и внутренних цен совместимо с состоянием общего равновесия, но слишком высокий внутренний спрос приводит к инфляции и дефициту платёжного баланса, дефляция спроса сама по себе достаточна для достижения обеих целей. В ситуации, изображённой вертикальной линией ниже точки А, внутренний спрос совместим с состоянием равновесия, но внутренние цены неконкурентоспособны, что выражается в дефиците платёжного баланса и безработице. Поэтому девальвация 2 сама по себе достаточна для достижения этих целей. Однако оба эти случая особые. Во всех других ситуациях внутренний спрос и отношение международных цен к внутренним не совместимы с состоянием общего равновесия. В результате обе цели экономической политики находятся в противоречии между собой, и отдельные типы экономической политики должны быть скомбинированы, чтобы быть эффективными. В зонах 1 и 2, например, необходимы различные комбинации дефляции спроса и ревальвации валюты. В зонах 3 и 4 необходимы различные комбинации дефляции спроса и девальвации валюты. В зонах 5 и 6 необходимы различные комбинации рефляции спроса и девальвации валюты, в зонах 7 и 8 необходимы различные комбинации рефляции спроса и ревальвации валюты.

Читайте также:  Финансовая математика. Финансовая статистика |

СТАБИЛЬНОСТЬ ЦЕН (price stability) — поддержание неизменного общего уровня цен во времени. Стабильность цен, особенно исключение роста цен (инфляции), является одной из главных целей макроэкономической политики.

См. модель внутреннего —внешнего равновесия

 

КРЕДИТНЫЙ КОНТРОЛЬ(credit controls)

1. Регулирование процесса заимствования из финансовой системы, являющееся частью кредитно-денежной политики. Общим средством ограничения кредитной экспансии являются операции на открытом рынке. Более избирательная форма контроля — регулирование потребительского кредита в рассрочку (покупок в рассрочку). Эта мера состоит в том, что покупка определённых товаров находится под контролем руководящих денежно-кредитных учреждений, которые устанавливают максимальный размер аванса и максимальный период погашения кредита.

2. Контроль, осуществляемый фирмой над её коммерческими дебиторами для того, чтобы клиенты возвращали свои долги в срок и чтобы минимизировать риск появления безнадёжных долгов. Цель кредитного контроля — минимизация денежных средств, которые «омертвляются» в виде дебиторской задолженности, и, как следствие, повышение прибыльности и ликвидности.

См. факторинг, оборотный капитал.

БЕЗНАДЕЖНЫЙ ДОЛГ(bad debt) — бухгалтерский термин, обозначающий деньги, отданные в долг, которые вряд ли будут возвращены, поскольку, например, должник обанкротился (см. несостоятельность). Такие безнадежные долги списываются за счёт прибылей операционного периода.

См. кредитный контроль.

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

§


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА(economic policy) — стратегия и мероприятия, предпринимаемые государством при управлении экономикой для достижения своих экономических целей.

Государство стремится обеспечить (на макроуровне) полную занятость (см. безработица), стабильность цен (см. инфляция), экономический рост и равновесие платёжного баланса, а также (на микроуровне) эффективное использование ресурсов. На практике, ввиду сложности взаимосвязей в экономике и её подверженности внешним воздействиям, одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов. Следовательно, на этот процесс неизбежно будут влиять наряду с экономическими также политические соображения.

Приоритет, отдаваемый различным экономическим целям, будет отражать идеологию правительства (которое, при одной крайности, избрано демократическим путём, а при другой — является узурпировавшей власть диктатурой). Правительство, придерживающееся в целом левой идеологии, положительно относится к распределению государственной собственности на средства производства и к усиленному вмешательству в экономику для достижения своих экономических целей; тогда как правительство, придерживающееся в целом правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству правительства в экономику, опираясь на рыночные механизмы (см. экономическая система). На практике большинство стран имеет смешанную экономику, в которой функционируют как государственный, так и частный сектор.

Для достижения экономических целей правительства руководствуются различными оценочными суждениями в отношении, например, наиболее приемлемого распределения доходов между людьми. Они по-разному оценивают влияние своей политики на положение определённых слоев общества, а также выражают желание помочь одним группам населения за счёт других. Правительства, кроме того, придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Все эти так называемые «нормативные» элементы могут влиять на определение экономических целей и выработку экономической политики (см. нормативная экономическая теория).

На уровне макроэкономической политики правительство, действующее в рамках смешанной экономики, может использовать различные меры общего характера, включая фискальную политику (изменение налоговых ставок и государственных расходов), кредитно-денежную политику (контроль над денежной массой и процентными ставками), политику цен и доходов (контроль над затратами и ценами) и управление валютным курсом, необходимое для того, чтобы влиять на состояние внешней торговли и платёжного баланса страны. На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей (см. промышленная политика, региональная политика, политика в отношении конкуренции).

Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политики — основные меры, которые использовали все правительства Великобритании начиная с 1945 г., — влияют на уровень и распределение доходов в экономике, по существу воздействуя на спрос. В последние годы приоритеты сместились в сторону предложения, что отражается, в частности, в попытках придать большую гибкость функционированию рынка труда посредством ослабления монополии профсоюзов.

См. экономика благосостояния, экономика предложения, микроэкономическая политика, П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник)

U-ОБРАЗНЫЙ ПОВОРОТ(U-turn) — внезапный поворот государственной экономической политики, в основном вызываемый либо какими-то непредвиденными событиями (такими, как рост цен на нефть в 1973 и 1979 г. и падение курса британского фунта стерлингов в 1992 г.), либо отменой определённых политических инициатив, которые потерпели неудачу.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА(microeconomic policy) — установление государством определённых целей для отдельных рынков или отраслей и использование инструментов регулирования рынков и отраслей для достижения этих целей. Микроэкономическое целеполагание сосредоточивается на эффективности размещения ресурсов и путях устранения таких препятствий эффективному размещению, как, например, монопольные искажения или медленное приспособление производственных мощностей к спросу на рынке. Эти препятствия могут быть преодолены политикой в отношении конкуренции и промышленной политикой.

См. региональная политика, экономическая политика, макроэкономическая политика.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА(economic system) — механизм, созданный для решения двусторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определённые способы их размещения между альтернативными направлениями использования. В современном мире эту функцию выполняют три основных механизма: экономика частного предпринимательства, в которой размещение ресурсов осуществляется через рынки; централизованно планируемая экономика, в которой размещение ресурсов осуществляется государством; смешанная экономика, в которой размещение ресурсов осуществляется как рынком, так и государством.

См. национализация, приватизация.

Современная денежная теория(ModernMonetaryTheory)

«Современная денежная теория» – неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА(industrial policy) — политика, направленная на обеспечение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности, содействие техническому прогрессу, а также создание новых рабочих мест. Промышленная политика может быть общей, например меры-по увеличению конкуренции (см. политика в отношении конкуренции) и обеспечению регионального развития (см. региональная политика), и частной, например меры по стимулированию эффективности и внедрению новых технологий. Кроме того, промышленная политика может быть более узко направлена на избирательную интервенцию в отдельные отрасли промышленности или на поддержку отдельных проектов и фирм. В большинстве стран промышленная политика может быть как реактивной (например, в случае рыночного фиаско такая политика состоит в перестройке и рационализации приходящей в упадок отрасли производства или в поддержке фирм, терпящих банкротство), так и проактивной (действующей как катализатор изменений посредством стимулирования, например создания нового бизнеса и технического развития).

В Великобритании промышленная политика в широком смысле осуществлялась вплоть до настоящего времени национальным советом по экономическому развитию и подчинявшимися ему комитетами экономического развития. Основная задача Совета состояла в разработке программ по повышению эффективности и международной конкурентоспособности и в определении слабых мест и возможностей отдельных отраслей промышленности. Совет был упразднен в 1992 г.

Среди общих программ помощи производству можно выделить программы, направленные на содействие малому бизнесу (Схема развития бизнеса), внедрение передовых технологий (Программа прикладного применения микропроцессорной техники), а также программы профессионального обучения.

Среди избирательных интервенций в британскую промышленность можно выделить рационализацию приходящих в упадок отраслей; поддержку растущих отраслей, в которых внедряются высокие технологии; фирм, испытывающих временные финансовые затруднения; содействие изобретениям и инновациям; оказание помощи в проведении стратегических слияний.

Для финансирования промышленной политики в Великобритании было основано большое количество учреждений, включая Национальную корпорацию по содействию научным исследованиям и разработкам (основана в 1948 г.), Корпорацию по реорганизации промышленности (1966-1971), Национальное управление по предпринимательству (1975) и Группу содействия британскому техническому развитию, образованную посредством слияния Национальной корпорации по содействию научным исследованиям и разработкам и Национального управления по предпринимательству в 1981 г.

В отдельных странах (особенно в Великобритании) промышленная политика проводилась на непостоянной основе и её претворение в жизнь зависело от внимания, которое уделяло ей очередное правительство. В других странах, например во Франции и Японии, промышленная политика являлась частью индикативного планирования и осуществлялась на более длительной и скоординированной основе.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ И РАЗРАБОТКАМ(national research and development corporation) — британская организация, оказывавшая различную поддержку (в том числе и финансовую) разработкам и внедрению в промышленность изобретений с 1948 по 1981 г.

См. промышленная политика

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ(National enterprice board) — британская организация, которая поддерживала и финансировала рационализацию, слияния и инвестиционные проекты промышленного сектора в период с 1975 по 1981 г.

См. британская технологическая группа, промышленная политика

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (National Economic Development Council (NEDC)) — организация, существовавшая в Великобритании в период с 1961 по 1992 г. Целью Совета было улучшение недостаточных (по сравнению с другими развитыми странами) экономических показателей страны. Совет был создан как регулирующий орган экономики, и его задачей было собрать воедино правительство и обе стороны производства: управленческие структуры и профсоюзы. В его функции входило определение препятствий, стоящих на пути увеличения эффективности и темпов экономического роста, а также нахождение способов преодоления этих препятствий. Первичные организации Совета были представлены различными подкомитетами (комитетами экономического развития) — по одному в каждой отрасли отечественной промышленности. Центральный орган Совета играл поддерживающую и координирующую роль.

См. также индикативное планирование, национальный план

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ЦЕНАМ И ДОХОДАМ(National board for prices and incomes) — регулирующий орган Великобритании, контролировавший цены, заработную плату и т. д. в соответствии с политикой цен и доходов. Действовал с 1965 по 1970 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН (national plan) — долгосрочный план развития экономики. Подобные планы обычно охватывают период до пяти или более лет и составляются для того, чтобы устранить узкие места экономического развития посредством координации роста различных секторов экономики, используя необходимые инвестиции и трудовые соглашения. В централизованно планируемой экономике национальный план вырабатывается правительственными органами, в смешанной экономике он является результатом совместной работы правительства, профсоюзов и представителей деловых кругов.

См. также индикативное планирование, национальный совет по экономическому развитию

ПЛАН ПООЩРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА(business expansion scheme) — программа, принятая в Великобритании в 1981 г. и нацеленная на поощрение развития мелкого бизнеса путём предоставления предпринимателям многочисленных налоговых льгот на инвестиции.

См. также промышленная политика

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(indicative planning) — метод регулирования экономики, который включает в себя определение долгосрочных целей и разработку программ действия для достижения этих целей с использованием таких методов, как модель «затраты-выпуск». В отличие от централизованно планируемой экономики индикативное планирование действует через рынок (ценовая система), а не заменяет его. Наконец, процесс планирования сводит вместе обе стороны промышленности (профсоюзы и управленческие круги) и правительство.

Единственный случай опробования индикативного планирования в Великобритании имел место в 1965 г. при формировании национального плана, в соответствии с которым целевой уровень темпов экономического роста Великобритании за период 1964-1970 гг. должен был составить 3.8% в год. В разработке этого плана принимали участие различные государственные органы (национальный совет по экономическому развитию и комитеты экономического развития отдельных отраслей промышленности) для обеспечения как национальной, так и межотраслевой координации. Однако национальный план был отменён в 1966 г. после того, как британская экономика была застигнута врасплох кризисом платёжного баланса, который привёл к вынужденным дефляционным мерам. При этом Национальный совет и комитеты экономического развития продолжали функционировать на менее формальной основе. Напротив, Франция и Япония использовали индикативное планирование в течение продолжительного времени, начиная с 1950 г.

См. промышленная политика

СУБСИДИЯ (subsidy) — предоставление государством финансовых и других ресурсов для поддержки деятельности предприятия или отдельного индивида. Субсидии могут быть прямыми (гранты в виде наличных, беспроцентные займы и т. д.) или косвенными (амортизационные списания, скидки с тарифов на электроэнергию для пенсионеров и т. д.) и могут предназначаться для различных целей. Существуют следующие виды субсидий:

(а) Производственные субсидии (см. производство): субсидирование производителей государством для побуждения их к увеличению объёма выпуска определённых продуктов путём частичного покрытия их производственных затрат или даже финансирования убытков. Целью таких субсидий может быть расширение производства по низкой цене некоторого продукта, который считается необходимым (например, определённого продукта питания, причём субсидируются и потребители этого продукта); или, например, помощь в открытии новой фирмы (см. план поощрения предпринимательства) или отрасли (см. отраслевая политика); либо стимулирование размещения фирм в определённом регионе (см. региональная политика). В первом случае субсидии используются как инструмент перераспределения дохода либо путём снижения цен на такие продукты, как хлеб и молоко, которые занимают важное место в бюджете малоимущих слоев населения, либо путём прямого субсидирования доходов.

(б)    Экспортные субсидии (см. экспорт): субсидирование государством экспорта определённого продукта или экспорта в целом для поддержания платёжного баланса страны.

(в)     Субсидии занятости: субсидирование заработной платы государством для побуждения предпринимателей к предоставлению большего числа рабочих мест с целью снижения уровня безработицы в экономике.

(г)     Субсидии дохода: субсидирование населения через государственную систему трансфертных платежей (например, пособий по социальному обеспечению) с целью поддержания некоторого минимального уровня жизни беднейших слоев общества.

Субсидии способствуют увеличению выпуска «избранных» продуктов, но в целом искажают процессы размещения ресурсов внутри страны, а также могут неблагоприятно повлиять на международную торговлю.

См. принцип перераспределения дохода в налогообложении, протекционизм, перекрёстное субсидирование

 

БРИТАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА(British technology group) — английская организация, образовавшаяся в 1981 г. в результате слияния Национальной корпорации по исследованиям и разработкам и Национального совета по предпринимательству, целью которой является повышение эффективности промышленности и стимулирование инноваций путём финансирования инвестиций и перестройки в промышленности.

См. промышленная политика

ПЕРЕПИСЬ (census) — всестороннее официальное обследование домашних хозяйств и фирм, регулярно предпринимаемое с целью получения социально-экономической информации. В Великобритании переписи населения проводятся каждые 10 лет с 1891 г. для обеспечения сбора информации о демографических тенденциях. Данные переписей используются государством при планировании расходов на жилищное строительство, образование и социальное обеспечение. Промышленные переписи проводятся ежегодно с целью получения подробных данных о промышленном производстве, занятости, инвестициях и т. д. Перепись предприятий торговли даёт сведения об оптовой и розничной торговле. Эту информацию государство может использовать при выработке своей экономической и промышленной политики.

ДЕПАРТАМЕНТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ(Departmentofenvi­ronment (DOE))— британский правительственный департамент, ведающий наблюдением и контролем за состоянием окружаю­щей среды, а также руководящий местными подразделениями.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ(Departmentofemployment (DE)) — британский правительственный департа­мент, отвечающий за осуществление государственной полити­ки занятости и соблюдение трудового законодательства. Де­партамент по вопросам занятости способствует эффективному использованию трудовых ресурсов, помогая незанятым рабо­чим через свои местные бюро занятости найти работу, а также организуя курсы повышения квалификации.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ(Department of health) — британский правительственный департамент, осуществляющий руководство Национальной службой здравоохранения.

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ(Department of social security (DSS))— британский правительственный департамент, осуществляющий руководство государственными программами социального страхования. Департамент социального обеспечения выплачивает пособия по социальному обеспечению (государственные пенсии, пособия по безработице и болезни) и собирает государственные страховые взносы, с помощью которых финансируются эти выплаты и услуги.

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ(Department of trade and industry (DTI))— британский правительственный орган, отвечающий прежде всего за осуществление государственной политики в сфере торговли и промышленности. Особое внимание департамент уделяет повышению эффективности, реализуя разного рода программы в рамках промышленной политики, включающие в себя поддержку новых предприятий, консультационные услуги для малых фирм, исследования, разработки и передачу технологий. В прошлом правительство настаивало на участии департамента в решении проблем пришедших в упадок отраслей и в поддержке убыточных фирм, но в настоящее время упор делается на повышение самостоятельности предприятий и сведение к минимуму прямого государственного вмешательства.

Департамент торговли и промышленности отвечает за осуществление региональной политики, рассматривая заявки фирм, вкладывающих деньги в «районы развития» и зоны предпринимательства, на избирательную поддержку регионов. Департамент тесно сотрудничает с управлением справедливой торговли в области политики в отношении конкуренции в целом и в расследовании фактов слияний и поглощений в частности. Департамент регулирует образование компаний и их деятельность с помощью регистратора компаний, а также выдаёт лицензии депозитным учреждениям и дилерам по ценным бумагам (см. закон о финансовых услугах, 1986). Наконец, департамент играет важную роль во внешнеторговых делах Великобритании, представляя интересы страны на международном (генеральное соглашение по тарифам и торговле) и региональном (европейское сообщество) уровнях. Департамент оказывает важное содействие экспортерам через Центр информации об экспортных рынках, Британский совет заморской торговли и другие вспомогательные органы, в том числе отдел экспортных кредитных гарантий.

 

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Оцените статью
Adblock
detector