Источники финансирования инвестиций, Виды источников финансирования инвестиций – Инвестиционный проект

Источники финансирования инвестиций, Виды источников финансирования инвестиций - Инвестиционный проект Выгодные вклады

Мировая практика организации финансирования инвестиций

ИСТОЧНИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯПРОЕКТОВ

Общие положения

Одной из основополагающих задач управления проектом является организация его финансирования, что подразумевает обеспечение проекта инвестиционными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и пр.

Финансирование проектов является одним из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России. Неблагополучный инвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проектами, являются объективными причинами, мешающими эффективной реализации проектов. В российском законодательстве, например, существует термин проектное финансирование (3), но нет понятия — «проект» в его общемировом понятии. Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

1. динамика инвестиций должна обеспечивать реализацию проекта в соответствий с временными и финансовыми ограничениями,

2. снижение затрат финансовых средств и рисков проекта должно обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разнообразных форм участия.

Финансирование проекта включает следующие основные стадии:

1. предварительное изучение жизнеспособности проекта (определение целесообразности проекта по затратам и планируемой прибыли),

2. разработку плана реализации проекта (оценка рисков, ресурсное обеспечение и пр.)

3. организацию финансирования, в том числе:

· оценку возможных форм финансирования и выбор конкретной формы,

· определение финансирующих организаций,

· определение структуры источников финансирования,

· контроль выполнения плана и условий финансирования.

Источники финансирования инвестиций, Виды источников финансирования инвестиций - Инвестиционный проектИсточники финансирования инвестиций, Виды источников финансирования инвестиций - Инвестиционный проектИсточники финансирования инвестиций, Виды источников финансирования инвестиций - Инвестиционный проект Финансирование проектов может осуществляться следующими способами:

1. самофинансирование, т. е. использования в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов – для государства, из собственных средств – для предприятия),

2. использования заемных и привлекаемых средств.

Система финансирования инвестиционных проектов включает:

1. источник финансирования;

2. организационные формы финансирования.

8.1.2. Источники финансирования

Классификация источников финансирования проектов (15) приведена в таблице 8.1.1.

Таблица 8.1.1. Классификация источников финансирования проектов

Признак классификации Виды источников
Отношения собственности 1. собственные
2. привлекаемые
3. заемные
Виды собственности 1. государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и прочие основные и оборотные фонды и имущество государственной собственности и пр.)
2. инвестиционные, в т.ч. финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторов
3. инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (иностранные государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные предприятия, институциональные инвесторы, банки и кредитные учреждения)
Уровни собственников На уровне государства и субъектов федерации:
1. собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
2. привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
3. заемные средства в виде государственных международных заимствований (внешний долг государства), государственных облигационных, долговых, товарных и прочих займов (внутренний долг государства).
На уровне предприятия:
1. собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств, нематериальных активов и пр.),
2. привлеченные средства, в том числе взносы и пожертвования, средства, полученные от продажи акций, и пр.,
3. заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов (на процентной и беспроцентной возмездной и безвозмездной основе).
На уровне инвестиционного проекта:
1. средства бюджетов РФ и субъектов федерации, внебюджетных фондов,
2. средства субъектов хозяйствования – отечественных предприятий и организаций, коллективных институциональных инвесторов,
3. иностранные инвестиции в различных формах.

В таблице 8.1.2. представлена структура источников финансирования проектов

Таблица 8.1.2. Структура источников финансирования проектов

Группа Тип Организационная структура источников в группе
Государственные ресурсы Собственные Государственный (федеральный) бюджет
Бюджеты субъектов федерации (республиканские, местные)
Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды)
Привлекаемые Государственная кредитная система
Государственная страховая система
Заемные Государственные заимствования (государственные займы внешние заимствования, международные кредиты и пр.)
Ресурсы предприятия Собственные Собственные инвестиционные ресурсы предприятий
Привлекаемые Взносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций
Инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний — резидентов, в том числе, паевых инвестиционных фондов
Инвестиционные ресурсы страховых компаний — резидентов
Инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов резидентов
Заемные Банковские, коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты
Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, включая коммерческие банки, Международные финансовые институты, институциональных инвесторов, предприятия

В таблице 8.1.3. приведена структура инвестиционных ресурсов предприятия

Таблица 8.1.3. Структура инвестиционных ресурсов предприятия

Группа ресурсов Типы ресурсов в группе
Внутренние, входящие в состав собственного капитала Прибыль.
Специальные фонды, формируемые за счет прибыли.
Амортизационные отчисления.
Страховые возмещения.
Иные (не денежные) виды ресурсов:
1. земельные участки;
2. основные фонды;
3. промышленная собственность и др.
Привлеченные, включаемые в состав собственного капитала Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения акций, в том числе путем:
1. открытого (публичного) размещения;
2. закрытого (частного) размещения.
Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями.
Гранты и благотворительные взносы.
Государственные субсидии, в том числе:
1. прямые;
2. косвенные (в виде налоговых и иных льгот).
Привлеченные, не включаемые в состав собственного капитала Банковские кредиты и займы.
Кредиты, займы, ссуды в денежной форме, предоставляемые не банковскими учреждениями.
Государственные кредиты и займы, в том числе:
1. прямые;
2. в форме налогового инвестиционного кредита.
Коммерческие кредиты (предоставляемые поставщиками машин, оборудования и других инвестиционных товаров; подрядчиками). Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций.
Машины, оборудование, иные не денежные виды ресурсов, привлекаемые на основе лизинга, в том числе:
1. операционный лизинг;
2. финансовый лизинг.

Организационные формы участников финансирования инвестиционных проектов приведены в таблице 8.1.4.

Таблица 8.1.4. Классификация источников и участников финансирования проектов.

Группа Подгруппы Организационная форма участника инвестиционной деятельности
Бюджет и внебюджетные фонды Федеральный бюджет Правительство РФ
Министерство финансов РФ
Бюджеты субъектов федерации Распорядительные органы субъектов федерации
Внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ (только инвестиции в ценные бумаги)
Государственный Фонд занятости населения РФ (только инвестиции в государственные ценные бумаги)
Фонд инвестирования жилищного строительства
Федеральный центр проектного финансирования
Прочие
Кредитная система Банки
Кредитные учреждения
Центральный банк РФ
Федеральное казначейство
Инвестиционные банки
Система страхования Фонды и организации страхования Росгосстрах РФ
Страховые компании
Коллективные формы финансирования Инвестиционные организации
Инвестиционные банки
Страховые компании
Инвестиционные компании и фонды
Негосударственные пенсионные фонды
Страховые компании
Паевые инвестиционные фонды
Иностранные инвесторы Правительства иност-ранных государств
Международные финансовые институты
Коммерческие банки
Институциональные инвесторы
Инвестиционные банки
Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
Международный финансовый комитет
Эксим6анк США
Прочие
Предприятия РФ   Любые

Основные положения государственного финансирования и поддержки проектов приведены в Приложении 8-1

Основные положения финансирования проектов за счет привлекаемых средств субъектов хозяйствования приведены в Приложении 8-2.

Основные принципы осуществления иностранных инвестиций в проекты приведены в Приложении 8-3.

8.1.3. Организационные формы финансирования

В таблице 8.1.5. приведена матрица источников и организационных форм финансирования проектов, которые будут рассмотрены далее.

Таблица 8.1.5. Матрица источников и организационных форм финансирования проектов

Организационные формы финансирования Источники финансирования инвестиционных проектов (по отношению к получателю инвестиций)
Собственные и привлеченные средства предприятий Бюджетные и внебюджетные государственные средства Иностранные инвестиции Заемные средства
Акционерное финансирование
1. участие в уставном капитале
2. корпоративное финансирование
Государственное финансирование
1. бюджетные кредиты на возвратной основе
2. ассигнования из бюджета на безвозмездной основе
3. целевые федеральные инвестиционные программы
4. финансирование проектов из государственных заимствования
Проектное финансирование
Заемное финансирование
1. лизинг
2. банковские ссуды и кредиты
3. иностранные кредиты
4. инвестиции коллективных инвесторов

Примечание к таблице — означает использование указанного источника в данной организационной форме, — — означает неприменимость указанного источника в данной организационной форме.

Принципиальные положения акционерного финансирования приведены в Приложении 8-4.

Основные положения системы банковского кредитования проектов и инвестиционной деятельности банков приведены в Приложении 8-5.

Основные положения лизинга как источника инвестиций для проектов приведены в Приложении 8-6.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Основными организационными формами привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике (14) являются:

1. дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга. Различают:

· государственные бюджетные кредиты на возвратной основе;

· ассигнования из бюджета на безвозмездной основе;

· финансирование по целевым федеральным инвестиционным программам;

· финансирование проектов из государственных международных заимствований;

2. акционерное или корпоративное финансирование,при котором инвестируется конкретная деятельность отрасли или предприятия, в том числе:

· участие в уставном капитале предприятия;

· корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных;

3. проектное финансирование, при котором инвестируется непосредственно проект. Различают проектное финансирование:

· с полном регрессом на заемщика;

· с ограниченным правом регресса;

· без права регресса на заемщика.

Характеристики указанных организационных форм приведены в таблице 8.1.6.

Таблица 8.1.6. Основные организационные формы финансирования проектов, принятые в мировой практике

Формы Возможные инвесторы Получатели заемных средств Преимущества использования формы Сложности использования в условиях нашей страны
Дефицитное финансирование Правительства иностранных государств
Международные финансовые институты.
Предприятия и организации РФ
Правительство РФ Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета
Акционерное (корпоративное) финансирование Коммерческие банки.
Институциональные инвесторы
Корпорации
Предприятия
Вареабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора
Проектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы. Инвестиционный проект Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств-участников финансовых учреждений. Высокий степень контроля Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Не устойчивое законодательство и налоговый режим.

§

Проектное финансирование можно укрупненно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.

Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже десятилетия, У нас он начал применяться недавно, с выходом Закона о соглашении о разделе продукции.

Мировой рынок проектного финансирования определяется предложениями инвестиционных ресурсов, готовых быть вложенными в реализацию проектов на условиях, определенных формами и методами проектного финансирования, и спроса на эти ресурсы со стороны заказчиков, потребителей инвестиционных проектов.

Под проектным финансированием понимается (14 — 17) предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в виде кредита без права регресса, с ограниченным или полным регрессом на заемщика со стороны кредитора. Под регрессом понимается требование о возмещении предоставлен­ной в заем суммы. При проектном финансировании кредитор несет повышенные риски, выдавая, с точки зрения традиционных банковских кредитов необеспеченный или не в полной мере обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляется за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.

Различают три основные формы проектного финансирования:

1. финансирование с полным регрессом на заемщика, то есть наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном падают на заемщика, зато при этом «цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов;

2. финансирование без права регресса на заемщика, то есть кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом, финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Проекты для такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать на­дежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр.;

3. финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками, так чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и цена финансирования умеренна. В этом случае все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации проекта, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.

Для российской инвестиционной практики термин «проектное финансирование» стал, с одной стороны, можно сказать модным и популярным, но, с другой стороны, преобладает упрощенное понимание этого термина, близкое к обычному долгосрочному кредитованию.

Следует отметить, что и на Западе нет однозначного понимания проектного финансирования (14), понятие используется по крайней мере в двух смыслах, том числе:

1. как целевое кредитование для реализации инвестиционного проекта в любой из трех форм – с полным регрессом, без регресса или с ограниченным регрессом кредитора на заемщика, при этом обеспечением платежных обязательств заемщика в основном являются денежные доходы от эксплуатации объекта инвестиционной деятельности, а также, в случае необходимости, активы, относящиеся к инвестиционному проекту;

2. как способ консолидации различных источников финансирования и комплексного использования разных методов финансирования конкретных инвестиционных проектов и оптимального распределения связанных с реализацией проектов финансовых рисков.

В настоящее время преобладает второе понимание проектного финансирования.

В целом, проектное финансирование как способ организации финансирования (14) имеет историю, составляющую около четверти века. В семидесятые годы развитие инвестиций в нефтегазовую промышленность, обеспечивающее прибыльность в сотни и тысячи процентов в год, заставило банки перейти от пассивной роли кредиторов (когда потенциальные заемщики идут в банк и просят денег) к активному поиску форм и методов кредитования высокоприбыльных инвестиционных проектов, в первую очередь в нефтяном и газовом секторе экономики; Банки брали на себя повышенные риски и кредитовали заемщиков на условиях проектного финансирования («без регресса», «с ограниченным регрессом»).

В одном из последних справочников проектное финансирование определяется как «крупные средне- и долгосрочные кредиты под конкретные промышленные проекты» («Деньги и банки». Энциклопедический справочник. Центр СЭ И. М.,< 1994, с. 181),

8.2.2. Особенности системы проектного финансирования в развитых странах

Термин «проектное финансирование» не является противоположностью долгосрочного банковского кредитования. Более того, долгосрочное банковское кредитование инвестиционных проектов может рассматриваться при определенных условиях как одна из простейших форм проектного финансирования.

В группу Всемирного Банка входят четыре основных института:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международная ассоциация развития (MAP);

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА).

Указанные институты прямо или косвенно участвуют в финансирования инвестиционных проектов, но используемые при этом методы финансирования существенно различаются, далеко не во всех случаях применяются схемы проектного финансирования.

Основным институтом в системе МБ, использующим проектное финансирование, является Международная финансовая корпорация (МФК). МФК выдает напрямую кредиты, инвестиции, гарантии предприятиям для реализации конкретных инвестиционных проектов в частном секторе экономики, принимая на себя определенные риски. Это неизбежно заставляет МФК прибегать к использованию проектного финансирования в своей деятельности. МФК стремится играть роль катализатора, активизирующего процесс притока денежных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов. МФК обычно финансирует такие проекты, которые не способны привлечь достаточные денежные средства на приемлемых условиях из других источников. Поэтому в портфеле МФК немало «утяжеленных» проектов, характеризующихся длительным сроком окупаемости, невысокими показателями внутренней рентабельности, повышенными рисками и т. д. К такой категории относятся прежде всего инфраструктурные проекты в частном секторе экономики. За период 1967 — 1995 гг. МФК одобри­ла финансирование в объеме 2,5 млрд. долл. 116 инфраструктурных проектов, реализуемых частными структурами. Из них 44 пришлось на энергетический сектор, 34 — на телекоммуникации,23 — на транспорт, 6 — на трубопроводы, 4 — водное хозяйство, 3 — прочие секторы экономики.

Обычно МФК покрываетне более 25 процентов общей суммы проектных затрат, с тем чтобы проект финансировался преимущественно частными кредиторами и инвесторами.

Рассмотрим основные особенности проектного финансирования по сравнению с традиционным банковским кредитованием (14).

§

Проектный цикл, или жизненный цикл проекта, – важнейшее понятие управления проектами (см. Главу 3). Это понятие общепринято в зарубежной банковской практике проектного финансирования (14), но российские банки пока встречаются редко или не встречаются вовсе с понятиями «управление проектами», «проектный цикл», «проектный анализ» и т. п. по той простой причине, что им почти не приходится иметь дело с финансированием инвестиционных проектов.

Читайте также:  Агентство стратегических инвестиций | Подбор земельных участков для размещения производства в индустриальном парке со всеми коммуникациями

В таблице 8.2.1. представлены подходы к проектному циклу с точки зрения кредитора (коммерческого банка) и заемщика (компании, непосредственно ведущей работы по проекту).

В рамках отдельных фаз проектного цикла заемщик и кредитор выделяют для себя разные этапы. Весьма важно, чтобы кредитор имел четкое представление о проектном цикле заемщика, а заемщик — кредитора, чтобы не допускать сбоев в (продвижении проекта и действовать максимально скоординировано. Кредитор должен знать проектный цикл заемщика для того, чтобы:

1. максимально полно учесть все расходы и доходы, связанные с реализацией проекта (в каждой фазе и на каждом этапе):

2. представлять все риски, связанные с реализацией проекта (опять-таки в каждой фазе и на каждом этапе);

3. разработать свой график контроля за реализацией проекта (с указанием временных точек, отделяющих различные фазы и этапы друг от друга).

Таблица 8.2.1. Характеристика проектного цикла различными участниками проекта

КРЕДИТОР ЗАЕМЩИК
Проектный цикл начинается с момента получения от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор прекращает свое действие. В том случае, когда банк финансирует проект не через кредит, а в виде инвестиций, проектный цикл для банка, удлиняется и его конечная точка для банка и для компании будет одной и той же (если, конечно, банк не проведет деинвестирование своих средств до момента ликвидации инвестиционного объекта). Проектный цикл имеет более широкие временные рамки. Именно у него, как правило, зарождается концепция проекта (начало проектного цикла). И именно он в основном доводит инвестиционный объект до ликвидации (демонтаж, продажа, коренная реконструкция – конец проектного цикла).
Проектный цикл банка включает (МБРР):
1. Отбор проектов
2. Подготовка проектов
3. Оценка проектов
4. Ведение переговоров и утверждение проекта
5. Реализация проекта и контроль за ее ходом
6. Оценка результатов реализации проекта
Проектный цикл проектной компании-заемщика:
1. Прединвестиционные исследования:
2. Концепция
3. Технико-экономическое обоснование
4. Инвестиционная фаза
5. Планирование и проектирование
6. Торги и закупки
7. Строительно-монтажные работы (для строительного проекта)
8. Завершение проекта

Специфика проектного цикла банка-кредитора (14) состоит в том, что у банка, как правило, имеется поток заявок на финансирование проектов и соответственно, на первом этапе проектного цикла в банке идет предварительный отборпредложений разных потенциальных заемщиков, тогда как у заемщика есть один проект и первым этапом является его концепция. Работа (финансирование) банка по конкретному проекту начинается позже, чем у заемщика, тогда, когда банк соглашается на реализацию инвестиционного проекта. С момента «подписания и вступления с силу кредитного соглашения (проектного договора) начинается инвестиционная фаза проекта. Заканчивается инвестиционная фаза для банка тогда, когда заемщик оформляет отчет о завершении инвестиционной деятельности. Для заемщика проектный цикл сможет продолжаться в эксплуатационной фазе.

В принципе, монопольными для банков функциями в проектном финансировании являются функция организации кредитов и функция участия в консорциумах своими финансовыми ресурсами. Прочие функции могут выполняться другими участниками проекта, в том числе и функции финансовых консультантов.

§

В схемах проектного финансирования без оборотаи с ограниченным оборотом на заемщика особое внимание уделяется вопросам выявления, оценки и снижения рисков при реализации инвестиционных проектов. Это осуществляется методами проектного анализа (см. Главу 5), при котором производится оценка инвестиционного проекта, в том числе, эффективности инвестиций, динамики денежных потоков, перспектив реализации продукции, проектных рисков и т. д.

Управление рисками проектов рассматривается подробно в Главе 22. Здесь рассмотрим те аспекты управления рисками, которые относятся к организации финансирования проекта. В таблице 8.2.2. приведены риски, влияющие на финансовые результаты реализации проекта.

Основой методов управления проектными рисками, т. е. рисками, связанными с реализацией инвестиционных проектов, является распределение этих рисков между всеми участниками реализации проектов. Основные этапы процесса управления рисками проекта приведены на рисунке 8.2.1. Основные методы управления проектными рисками приведены в таблице 8.2.3.

Таблица 8.2.2. Риски проекта, влияющие на его финансовые результаты

Фаза проектного цикла Риски по фазам проектного цикла
Инвестиционная фаза Риск превышения сметной стоимости проекта
Риск задержки сдачи объекта
Риск низкого качества работ и объекта
Риск финансирования и рефинансирования проекта
Фаза реализации проекта Производственные риски:
1. Технологические
2. Управленческие
3. Обеспечение ресурсами
4. Транспортные
Коммерческие риски реализации проектного продукта
Риски гражданской ответственности
Финансовые риски:
1. Кредитный
2. Риск изменения процентной ставки
3. Валютный риск
4. Риск перевода за рубеж валютной выручки
5. Риск конвертации валюты
Фаза закрытия проекта Риск финансирования и рефинансирования работ по закрытию проекта
Риски гражданской ответственности (экологические и др.)
Весь проектный цикл Страновые
Административные
Юридические
Политические
Форс-мажорные

Таблица 8.2.3. Методы управления проектными рисками

Метод Содержание метода
Распределение рисков Распределение рисков между участниками проекта
Резервирование средств Резервирование дополнительных финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов
Снижение рисков финансирования Создание запаса прочности проекта путем создания резервных фондов, изыскания резервных источников финансирования
Уклонение от риска Отказ от проекта или его радикальная переделка
Предотвращение и контролирование риска Принятие организационных, технических, технологических, управленческих и других, которые снижают вероятность проявления риска и (или) величину ущерба в случае его проявления
Поглощение риска Перераспределение ущерба в случае реализации риска между участниками проекта
Страхование риска Передача риска страховой компании, в том числе страхование финансового, предпринимательского риска

Следует отметить, что смысл «риска» и его покрытия для отдельных участников проекта и на различных стадиях проекта существенно разный, например:

на инвестиционной стадии банк, осуществляющий инвестирование проекта через кредит, не принимает на себя ответственность за качественное и своевременное завершение строительно-монтажных работ, эти риски возлагаются на заемщика, подрядчика, поставщиков машин и оборудования;

на этапе эксплуатации объекта уже банк обычно берет на себя часть коммерческих, страховых, валютных и иных рисков. На этом этапе риски распределяются и на фирмы, приобретающие продукцию проекта, на банки, выставляющие условные и безусловные гарантии банку-кредитору и других участников реализации проекта.

Зачастую на заемщика не распространяются политические и форс-мажорные риски. Эти риски принимает на себя банк-кредитор, или производится страхование инвесторов от политических и форс-мажорных рисков. Все это возможно в тех странах, где развито законодательное обеспечение этих проблем.

Проблема повышенных рисков впрямую связана с вопросами оценки устойчивости проекта по отношению к рискам (14); это определяется коэффициентом покрытия задолженности (КПЗ), который рассчитывается как отношение суммы ожидаемых чистых поступлений от проекта к планируемым выплатам по кредитной задолженности. Очевидно, что он не может быть меньше единицы, то есть вся кредиторская задолженность должна покрываться ожидаемыми чистыми поступлениями. Конкретное значение данного коэффициента зависит от ситуации, так в 80-е годы нижняя граница коэффициента КПЗ составляла величину 2:1 (200%), в нынешних условиях существенной конкуренции на мировом рынке проектного кредитования значение нижней границы КПЗ снизилось до 1,3:1 (130%). Реально для конкретного проекта этот коэффициент может отличаться от среднего (1,3:1) в зависимости от схемы и величины взятых банком рисков. В любом случае в основе оценок лежит график погашения задолженности перед банком. Это может быть традиционный график, а также может применяться метод «заданного процента» (ЗП), то есть выставляется условие, чтобы на погашение задолженности направлялся фиксированный («заданный») процент притока денежной наличности (например, 70%). Величина заданного процента может ставиться в зависимости от коэффициента покрытия задолженности, так, если оцениваемое значение коэффициента покрытия задолженности существенно падает, например, ниже определенного заданного уровня, то может предусматриваться повышение заданного процента вплоть до 100%.

§

Состав участников проекта рассмотрен в Главе 3, в данном разделе рассмотрим их взаимодействия в рамках проектного финансирования. При реализации проектов (особенно масштабных) в них оказываются задействованными многие участники (14), в том числе:

1. спонсоры (и/или инициаторы) проекта;

2. команда проекта — проектная компания (учреждаемая спонсорами и/или инициаторами);

3. кредиторы (банк, банки, банковский консорциум);

4. консультанты;

5. подрядчики (генеральный подрядчик, субподрядчики);

6. поставщики оборудования;

7. страховые компании и банки-гаранты;

8. институциональные инвесторы (приобретающие акции и другие ценные бума­ги, эмитируемые проектной компанией);

9. покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной дея­тельности;

10. оператор (компания, управляющая объектом инвестиционной деятельности по­сле его ввода в эксплуатацию);

11. другие участники.

Для обеспечения целесообразной и эффективной координации всех участников, повышения эффективности работы команды проекта могут создаваться разнообразные организационные формы взаимодействия, в том числе, консорциум — временное добровольное объединение участников проекта на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого прибыльного проекта, соглашения о производственной, коммерческой. финансовой кооперации.

Вариантов может быть множество — спонсоры проекта, проектная компания могут быть внутри консорциума, иногда вовне, выступая по отношению к нему заказчиками. В этой организационной форме предусмотрено наличие главного менеджера (управляющего консорциума), получающего за услуги по оперативному управлению специальное вознаграждение. Общее (стратегическое) руководство осуществляют комитеты по управлению, советы директоров. На уровне участников, создаются координационные комитеты, в ведении которых находятся организационно-технические вопросы. Эти принципы реализуются в отношении крупных проектов.

Для т. н. мегапроектов (см. Главу 3) для обеспечения их финансирования могут создаваться специальные банковские консорциумы или банковские синдикаты, которые взаимодействуют с промышленными консорциумами.

В таблице 8.2.4. приведены варианты форм финансирования проекта различными его участниками при проектном финансировании (14).

Таблица 8.2.4. Формы финансирования проекта

Участник проекта Форма финансирования
Основной банк или консорциум банков Основной кредит
Прочие организации-кредиторы Дополнительные кредиты
Резервные кредиторы Резервные кредиты
Учредители проектной компании Учредительный взнос в капитал проектной компании
Дополнительные взносы
Поставщики и подрядчики Товарные и коммерческие кредиты
Инвестиционные банки, прочие инвесторы Ценные бумаги (облигации, акции) проектной компании
Лизинговые организации Операционный лизинг (временная аренда)
Финансовый лизинг (с правом выкупа имущества)

§

Управление проектными рисками предполагает осуществление непрерывного контроля за реализацией проекта. Финансовые методы, обеспечивающие снижение проектных рисков, включают:

1. юридические гарантии;

2. банковские гарантии;

3. создание резервных фондов;

4. использование активов проекта как залог для покрытия кредитных рисков;

5. косвенные гарантии в форме долгосрочных контрактов на реализацию проектноro продукта, поставку ресурсов и пр.;

6. создание фонда для покрытия возможных рисков;

7. поручительства (альтернатива банковской гарантии);

8. резервные кредиты;

9. использование вексельных инструментов как обязательства заемщика погасить задолженность;

10. специальные условия платежей по контрактам в сочетании с другими методами;

11. использование банковских счетов с особым режимом;

12. использование обязательств учредителей проекта, по дополнительным взносам в капитал проектной компании;

13. различные виды страхования;

14. проведение мероприятий по управлению рисками проекта, в том числе: по снижению рисков, предотвращению и контролю, распределению рисков между участниками проекта и пр.;

15. проведение всестороннего анализа проектных рисков на прединвестиционной фазе проекта;

16. для банков-инвесторов — оптимизация структуры портфеля инвестиционных проектов.

Функции контроля за реализацией проекта может выполнять сам банк- кредитор, иногда специализированная компания, приглашаемая для осуществления надзорных функций сопровождения проекта. В мировой практике с этой целью кредитор или от его имени и по его поручению специальная компания подписывает с заемщиком соглашение о реализации проекта, являющееся неотъемлемой частью кредитного договора.

Для контроля за ходом проекта подписывается специальное проектное соглашение (договор), в котором определяются права кредитора или специальной компании по доступу ко всей необходимой информации, относящейся к проекту. В обязанности заемщика входит предоставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрактах, о разнообразных возможных препятствиях для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, о проведении работ в строгом соответствии с технической документацией. В договоре указывается порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков на конкурсной основе, графики работ, смета, в том числе распределение затрат между заемщиком и кредитором.

Обязательства заемщика по соглашению о реализации проекта считаются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи оговаривается в проектном соглашении), а полностью выполненными — после погашения всех платежных обязательств по кредитному договору. В некоторых случаях затраты по надзору (контролю) за реализацией проекта могут достигать 5 и более процентов от общего объема инвестиций в проект.

8.2.3. Преимущества и недостатки проектного финансирования

В отличие от традиционных форм кредитования проектное финансирование позволяет:

1. более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;

2. рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков;

3. прогнозировать результат реализации инвестиционного проекта.

В качестве трудностей применения проектного финансирования в России (14) следует отметить то, что в промышленно развитых странах сегодня в расчеты финансово-коммерческой эффективности проектов закладывается возможное отклонение основных показателей в худшую сторону в размере 5-10%, а в наших условиях необходимы «допуски» не менее 20-30%. А это дополнительные затраты, связанные с резервированием средств для покрытия непредвиденных издержек. Тем не менее, проектному финансированию нет альтернативы.

Проектное финансирование открыло новые направления на рынке банковских услуг. Банки выступают при проектном финансировании в разных качествах, том числе как

1. банки-кредиторы;

2. гаранты;

3. инвестиционные брокеры (инвестиционные банки);

4. финансовые консультанты;

5. инициаторы создания и/или менеджеры банковских консорциумов;

6. институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги проектных компаний;

7. лизинговые организации и т. д.

Важным и новым видом деятельности на рынке проектного финансирования является консалтинг в этой области осуществляемый специализированными банками-консультантами по следующему набору услуг (14):

1. поиск, отбор и оценка инвестиционных проектов;

2. подготовка всей технико-экономических обоснований по проекту;

3. разработка схем финансирования проектов, ведение предварительных переговоров с банками, фондами и другими институтами на предмет их совокупного участия в финансировании проекта;

4. подготовка всего пакета документов по проекту;

5. оказание содействия в ведении переговоров и подписания кредитных соглашений, соглашений о создании консорциумов и т. д.

Банки-консультанты подготавливают комплект документов по проекту чаще всего по специальному заказу коммерческих банков или промышленных компаний. В некоторых странах банк-консультант имеет право и сам участвовать в финансировании проекта, доказывая тем самым объективность своих оценок и серьезность своих рекомендаций. Но, например, в Великобритании существует разделение консалтинговых и финансирующих функций и банк-консультант не участвует в финансировании.

Проектное финансирование дает заемщику средств кроме преимуществ этой схемы, выражающихся в ограничении ответственности перед кредитором, и определенные недостатки, в том числе:

1. предварительные высокие затраты потенциального заемщика для разработки детальной заявки банку на финансирование проекта на прединвестиционной фазе (по подготовке технико-экономического обоснования, на уточнение запасов полезных ископаемых, экологическую оценку воздействия будущего проекта на окружающую среду, обширные маркетинговые исследования и другие вспомогательные предпроектные работы и исследования);

2. сравнительно долгий период до принятия решения о финансировании, что связано с тщательной оценкой предпроектной документации банком и большим объемом работ по организации финансирования (создание банковского консорциума и т. д.);

3. сравнительное повышение процента по кредиту в связи с высокими рисками, а также рост расходов на оценку проекта, на организацию финансирования, на надзор и т. д.;

4. гораздо более жесткий контроль за деятельностью заемщика, чем при традиционном банковском кредитовании по всем аспектам деятельности со стороны банка (банковского консорциума);

5. определенную потерю заемщиком своей независимости, если кредитор оговаривает за собой право приобретения акций компании в случае удачной реализации проекта.

Проектное финансирование не всегда целесообразно и иногда для заемщика предпочтительнее традиционные схемы финансирования инвестиционных проектов, такие как кредиты под залоговое обеспечение, гарантии и поручительства; эмиссия акций и облигаций; лизинг и т. д.

§

Анализ организации финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов в промышленно развитых странах Запада показывает, что существует бесконечное многообразие схем проектного финансирования (14). Эти схемы можно классифицировать по разным признакам (табл. 8.2.5).

Таблица 8.2.5. мировой опыт схем проектного финансирования

Классификационный признак Виды схем
По масштабу Банковское проектное финансирование
Корпоративное проектное финансирование
По регрессу Без регресса
С ограниченным регрессом
С полным регрессом
По способам мобилизации источникам ресурсов Осуществляемое за счет:
1. средств самого промышленного предприятия
2. банковских кредитов
3. инвестиций (размещение акций на первичном рынке, паевые взносы)
4. облигационных займов
5. фирменных кредитов
6. лизинга
По архитектуреПроектное финансирование с параллельным финансированием, когда несколько кредитных учреждений выделяют займы для реализации дорогостоящего инвестиционного проекта. Выделяются две формы:
1. независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта (субпроект).
2. софинансирование, когда кредиторы выступают единым пулом (консорциум, синдикат) и заключается единое кредитное соглашение.
Проектное финансирование с последовательным финансированием, при котором крупный банк выступает как инициатор. После выдачи займа предприятию банк-инициатор (банк-организатор) передает свои требования по задолженности другому кредитору (другим кредиторам), снимая дебиторскую задолженность со своего баланса. За оценку инвестиционного проекта, разработку кредитного договора и выдачу займа банк-организатор получает комиссионное вознаграждение. Секъютеризация как способ передачи требований банками -организаторами. Банк-организатор продает дебиторские счета по выдан­ному кредиту траст-компаниям, которые выпускают под них ценные бумаги. Прибегая к помощи инвестиционных банков, траст-компании размещают ценные бумаги среди инвесторов. Поступающие от заемщика в счет погашения задолженности средства зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. По наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу ценные бумаги. Нередко банк-организатор продолжает обслуживать кредитную сделку, оставляя за собой функцию инкассации платежей, поступающих от заемщика.
Читайте также:  АСЕАН. Новый виток интеграции и позиции России

Сложности с применением проектного финансирования в полном объеме и смысле этого понятия в отечественной практике обусловлены следующими причинами:

1. внутренние источники долгового финансирования не так хорошо развиты в стране, как в развитых странах. Внутренние рынки кредитов не имеют, достаточных финансовых ресурсов или ликвидных средств, необходимых для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, особенно крупных проектов с длительным сроком погашения кредитов. Практически отсутствуют опыт и знания для того, чтобы с уверенностью оценивать и принимать на себя весь или часть проектного риска;

2. имеются несоответствия между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте. Риск несовпадения между валютами, в которых поступает выручка, и валютой, в которой должна обслуживаться задолженность, осложняет проектное финансирование;

3. недостаточны правовая структура и законодательная стабильность в области согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств по проектному финансированию. Коммерческая и кредитная документация по проектному финансированию является сложной и должна подкрепляться законодательной и нормативной основой. Должны быть законодательно оформлены все виды обязательств и гарантий, тонкости распределения рисков и прибылей, политические и страховые риски;

4. в отечественной практике в настоящее время мало специалистов по проектному финансированию. Недостаточно прецедентов разработки системы проектного финансирования для каких-нибудь достаточно крупных инвестиционных проектов;

5. недостаточно квалифицированных участников проектного финансирования — организаций, фирм, могущих принять на себя функции управляющих крупными проектами в современной трактовке этого понятия. Помочь решению этой проблемы может привлечение специалистов или специализированных компаний (в том числе, иностранных).

На финансовом рынке. России доминируют «короткие» деньги, а вложение средств в долгосрочные инвестиционные проекты является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего такое вложение осуществляется в форме традиционного банковского кредитования с использованием всех возможных форм и методов обеспечения возвратности основной суммы и процентов по кредиту (залоги имущества, ценных бумаг и других активов; банковские гарантии; накопительные гарантийные счета; поручительства).

Российская экономика переживает острейший инвестиционный кризис. Банковская система, в свою очередь, не готова к осуществлению методов проектного финансирования в полной мере. Их участие в финансировании инвестиционных проектов ограничивается в основном небольшими проектами (стоимостью от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов). Пока основная финансовая активность российских банков направлена в сторону тех проектов, которые реализуются на принадлежащих или подконтрольных им предприятиях.

Укажем ряд причин и факторов, которые мешают российским банкам на современном этапе осуществлять в сколько-нибудь значительных масштабах проектное финансирование. Среди них:

1. нестабильность отечественной экономики;

2. отсутствие у банков достаточных резервов;

3. высокие темпы инфляции;

4. высокая задолженность российских предприятий;

5. тяжелое налоговое бремя и нестабильность налогового законодательства;

6. отсутствие опыта при финансировании инвестиционных проектов;

7. низкое качество менеджмента на предприятиях-заемщиках;

8. отсутствие у банков опыта и высококвалифицированных специалистов в области проектного анализа и проектного финансирования;

9. неустойчивость общей экономической ситуации в стране.

Условия успешного применения методологии проектного финансирования в включают следующие направления:

1. привлечение иностранных кредитов для финансирования крупных проектов;

2. государственные гарантии компенсации и обеспечения политических рисков страхования последних или привилегированным статусом кредиторов.

В стране продолжается экономический кризис и, соответственно, усиливается устойчивость банковской системы России. Кризис августа 1998 г. показал зыбкость положения многих, казалось бы устойчивых, банков. В этих условиях коммерческие банки ищут способы противостоять финансовой неустойчивости, и кредитование долгосрочных инвестиционных проектов это один из способов такого противостояния.

Kиспользованию схемы проектного финансирования российские банки толкает и то обстоятельство, что все большее количество поступающих к ним заявок по размерам инвестиций сопоставимы с активами предприятий-заявителей или даже превышают их В этих случаях залоговое покрытие оказывается уже невозможным. Поэтому ряд российских коммерческих банков исподволь готовится к применению принципов проектного финансирования в своей деятельности, создавая в своих структурах отделы и управления проектного финансирования, направляя своих сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя портфели инвестиционных проектов. При выдаче долгосрочных кредитов банки по-прежнему в первую очередь обращают внимание на высоколиквидное обеспечение, а также на финансовое состояние заемщика, но, учитывая мировой опыт проектного финансирования, банки все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесторонней и глубокой экспертизе, а по сути проектному анализу, принятому в практике крупных зарубежных кредитных учреждений.

8.2.5. Организационная структура проектного финансирования

Учитывая важность координации инвестиционной деятельности в РФ создан Федеральный центр проектного финансирования (3) — организация, осуществляющая работу по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями, а также финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников. Центр создан в целях эффективного содействия привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, и обеспечения реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер. Основной задачей Федерального центра проектного финансирования является работа по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями, а также финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников.

С целью координации финансирования инвестиционных проектов создан Российский финансово-банковский союз (2) с выполнением следующих функций:

1. привлечение иностранных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера в рамках межправительственных соглашений с иностранными государствами;

2. привлечение инвестиций с использованием конверсии внешнего долга и финансовых активов России и бывшего СССР;

3. привлечение иностранных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера для финансирования приоритетных проектов, реализуемых на коммерческой основе;

4. взаимодействие с международными финансовыми организациями в целях реализации инвестиционных проектов и программ развития различных секторов экономики;

5. осуществление государственных программ поддержки экспорта, предоставление экспортных кредитов, кредитов для производства экспортной продукции, для развития импортозамещающих производств в России;

6. гарантирование вышеуказанных кредитов и выдача гарантий, необходим для реализации экспортных контрактов, страхование экспортных кредитов политических и кредитных рисков;

7. привлечение иностранных кредитов и инвестиций в целях развития малого и среднего бизнеса в России;

8. ведение залоговых счетов российских предприятий и организаций при использовании иностранных кредитов;

9. содействие выводу российских предприятий на зарубежные финансовые рынки посредством размещения (залога) акций, выпуска облигационных займов, других форм и методов привлечения внешних финансовых ресурсов;

10. Работа с государственными пакетами акций российских предприятий на внешних финансовых рынках;

11. выполнение по поручению Правительства РФ иных функций по реализации федеральных программ.

С целью обеспечения эффективного информационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала создан Российский центр содействия иностранным инвестициям (10).

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (10), в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляют прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам банковской деятельности, является консультативным органом, созданным для повышения эффективности участия кредитных организаций, их ассоциаций и союзов в реализации государственной денежно-кредитной политики.

Совет осуществляет следующие функции:

1. выработку предложений и рекомендаций по привлечению инвестиций в экономику страны и участию в реализации крупномасштабных финансовых и инвестиционных программ в интересах Российской Федерации;

2. взаимодействие с международными финансовыми институтами;

3. рассматривает по поручению Правительства Российской Федерации проекты федеральной инвестиционной программы, в реализации которой предусматривается участие кредитных организаций.

Российский центр содействия иностранным инвестициям ориентирован на решение следующих задач:

1. информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов;

2. маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов, за рубежом;

3. разработки и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;

4. содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров;

5. участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Важным в организационной структуре проектного финансирования является организация полноценных инвестиционных банков. Мировой опыт показывает, что среди участников проектного финансирования присутствуют ведущие инвестиционные банки. В развитых странах запада инвестиционный банк является ключевым звеном между промышленной корпорацией, стремящейся мобилизовать посредством эмиссии ценных бумаг капитальные ресурсы для реализации тех или проектов, и инвесторами — как институциональными, так и индивидуальными. Совместно с руководством компании-эмитента инвестиционный банк определяет сумму капитальных ресурсов, которые необходимо мобилизовать, тип ценных бумаг и структуру эмиссии, способы и сроки размещения. Компания-эмитент и инвестиционный банк заключают эмиссионное соглашение, согласно которому банк выкупает у эмитента ценные бумаги и затем перепродает их инвесторам (действует в качестве дилера) или же выступает в качестве агента, беря на себя функции по размещению ценных бумаг (с гарантиями или без гарантий).

В развивающихся странах проектное финансирование имеет свою специфику (14), связанную с тем, что оно базируется во многих случаях на концессионных соглашениях проектных компаний (или компаний-операторов) с государством принимающей страны. Речь идет прежде всего о контрактах типа ВОТ (Build, Operate, Transfer — Построил, Эксплуатировал, Передал). По контракту ВОТ концессионер (проектная компания или компания-оператор) несет ответственность за строительство, финансирование, управление и обслуживание объекта инвестиционной деятельности в течение оговоренного периода (20, 30 или более лет), после чего объект передается государству (или уполномоченному им агентству). В течение концессионного периода проектная компания (компания-оператор) получает доходы от эксплуатации объекта, покрывая затраты по финансированию инвестиционного проекта (включая расходы по обслуживанию кредитов), управлению и ремонту объекта и получая прибыль. Кроме контрактов ВОТ, существует множество других правовых форм концессии. В последнее время концессионные соглашения становятся неотъемлемой частью схем финансирования многих инфраструктурных проектов и в промышленно развитых странах, а также а Китае.

Россия до сих пор не имеет развитого законодательства о концессиях, которые могли бы стать одним из действенных инструментов привлечения иностранного капитала в экономику страны.

Еще одной организационной формой, способствующей активизации финансово-инвестиционной деятельности российских банков в отношении экономики может стать создание финансово-промышленных групп. Мировой опыт показывает, что банки смелее шли бы на кредитование инвестиционных проектов в развитие отечественной промышленности будучи в составе финансово-промышленной группы, поскольку имели бы гарантии в виде акций предприятий и к тому же могли бы более активно контролировать реализацию инвестиционных проектов через участие в управлении предприятиями. Ряд российских банков осуществляют кредитование инвестиционных проектов в том случае, если в роли заемщика выступает совместное предприятие, причем желательно, чтобы иностранному партнеру принадлежало не менее 50% уставного капитала.

8.2.6. Законодательные основы проектного финансирования — соглашение о разделе продукции

Реализация Закона о соглашении, о разделе продукции заложила основы применения проектного финансирования, хотя Закон и относится к минерально-сырьевой и сопряженных с ней отраслям. Развитию проектного финансирования в стране препятствуют не застрахованность от изменений инвестиционного климата в стране; кроме того, поскольку проектное финансирование ориентировано на крупные проекты, то и последствия наступления рисковых событий будут значительны.

Рассмотрим суть соглашений о разделе продукции, закон о которых (12) был принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности. Закон установил “правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции жду сторонами соглашения.

Сторонами соглашения являются:

Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Условия соглашения.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения и лицензией на пользование участком недр. Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ и в сроки, согласованные сторонами.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее — работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

Преимущественное право отечественных участников.

При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по: предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчика, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами.

Раздел продукции.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

1. определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

2. определения части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция). При этом состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами с соответствиями с законодательством РФ;

4. передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

5. полученная инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Права собственности

Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся, в соответствии с условиями соглашения, долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.

Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением.

Налоговые льготы по соглашению.

За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Налог на прибыльуплачивается инвестором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей: объектом обложения этим налогом является определяемая в соответствии с условиями соглашения части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения.

Читайте также:  Курсы по инвестированию в недвижимость: описание программ обучения от практиков рынка

При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора при пользовании недрами, а также на сумму других не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, состав и порядок учета, которых при определении объекта обложения налогом на прибыль устанавливаются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если указанные затраты превышают стоимость принадлежащей инвестору части прибыльной продукции, в последующие периоды объект обложения налогом на прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы до полного ее возмещения; уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по соглашению производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности.

При этом применяется ставка налога на прибыль, действующая на дату подписания соглашения; льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством Российской Федерации при взимании налога на прибыль не применяются; по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной или стоимостной форме.

При исчислении налога на добавленную стоимость при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарно-материальным ценностям, а также по работам и услугам.

Обороты между инвестором и оператором соглашения по безвозмездной переда­че товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по согла­шению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для финан­сирования указанных работ в соответствии с утвержденной в установленном согла­шением порядке сметой, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Система банковских расчетов по соглашению.

Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, исполь­зуемые исключительно для выполнения указанных работ.

На инвестора, а также на юридических лиц (операторов соглашения, подрядчиков, перевозчиков и других лиц), участвующих в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором, не распространяются требования

Срок действия соглашения.

Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Изменения в условия соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения, за исключением конкурса.

Гарантии защиты инвестиций.

В случае, если в течение срока действия соглашения законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и правыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашена соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения рай охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.

РЕЗЮМЕ

В настоящее время вопрос обеспечения финансирования проекта и связанных проектных рисков является краеугольным камнем, одной из центральных проблем системы управления проектами. Наиболее перспективной формой финансирования проектов является проектное финансирование, основной особенностью которого, в отличие от других форм, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы). Проектное финансирование требует солидной законодательно-нормативной базы, развитой рыночной инфраструктуры, а также целенаправленных мер государственного стимулирования и поддержки инвестиций в этой принятой во всем мире форме организации проектных инвестиций.

Следует отметить, что проектное финансирование относится к одному из наиболее рисковых методов организации инвестиций в проект, поскольку он связан в первую очередь с высокими рисками для кредиторов, и, хотя реализация кредитных рисков может повлечь за собой крах проекта в целом; ущербы, в конечном счете, могут понести все или многие участники проекта.

Проектное финансирование пока в российской практике не получило должного развития. На инвестиционном рынке страны доминируют краткосрочные инвести­ции, а средне и долгосрочные инвестиционные проекты являются не правилом, а исключением и их финансирование осуществляется, как правило, в форме традиционного банковского кредитования.

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Схема оценки эффективности

Оценка эффективности, в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, проводится в два этапа (рис. 31.9).

Первый этап оценки. Рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа – агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки.

При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.

При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого инвестиционного проекта рассматривается возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня. Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.

Второй этап оценки. Осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит):

Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность).

Потоки денежных средств при реализации проекта

Эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода, как правило, определяется в задании на расчет эффективности инвестиционного проекта, например, как дату начала вложения средств в проектно-изыскательские работы.

Расчетный период разбивается на шаги – отрезки времени, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей.

Проект, как любая финансовая операция, т.е. операция, связанная с получением доходов и / или осуществлением расходов, порождает денежные потоки (потоки реальных денег).

Денежный поток инвестиционного проекта – это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

Денежный поток f(t) обычно состоит из (частичных) потоков от отдельных (трех) видов деятельности (в отдельных случаях, при затруднениях разграничения по видам деятельности, допускается объединение некоторых или всех потоков):

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

Для денежного потока от операционной деятельности:

Для денежного потока от финансовой деятельности:

Денежные потоки от финансовой деятельности учитываются, как правило, только на этапе оценки эффективности участия в проекте.

Поток реальных денег от инвестиционной деятельности на интервале планирования (шаге расчета) t, Фи (t) определяется как разность между притоками (от продажи активов и уменьшения оборотного капитала) и оттоками (на приобретение активов и прирост оборотного капитала) денежных средств на этом интервале (шаге) (табл. 31.16).

Ликвидационная стоимость объектов определяется на основании данных, приводимых в предыдущей таблице, и представляет собой разность между рыночной ценой на момент ликвидации и уплачиваемыми налогами. Полученные значения вносятся в табл. 31.17.

Поток реальных денег от операционной деятельности на шаге t, Фо (t) определяется по данным табл. 31.16. При расчете следует иметь в виду, что величины амортизации и процентов за кредиты, включаемые в себестоимость, влияют на поток реальных денег только через размер налогов и сборов.

Поток реальных денег Ф (t) – это разность между притоком и оттоком денежных средств от инновационной и операционной деятельности:

Ф (t) = Фи (t) Фо (t).

https://www.youtube.com/watch?v=7E95jteCz1c

Поток реальных денег от финансовой деятельности на шаге t Фф (t) определяется по данным табл. 31.18.

Сальдо реальных денег Д (t) на шаге (t) – это разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности:

Д (t) = Фи (t) Фо(t) Фф(t).

Сальдо накопленных реальных денег В (t), положительная величина которого на каждом шаге расчета является необходимым условием реализуемости проекта:

Положительная величина В(t) означает наличие денежных средств на t-м шаге, отрицательная величина – дефицит денежных средств, который должен быть ликвидирован с помощью:

Сальдо накопленных реальных денег показывает в итоговой строке отчета о движении денежных средств, который наряду с отчетом о прибыли и балансовым отчетом (табл. 31.19) позволяет определить коэффициенты финансовой оценки и показатели эффективности проекта.

Финансовый анализ при разработке проекта основан на формировании финансовых отчетов для каждого интервала планирования проекта; значения по строкам приводятся с учетом величины интервала планирования:

Отчет о прибыли (табл. 31.20) характеризует эффективность текущей деятельности проекта, устанавливая соотношения между доходами и расходами, связанными с получением этих доходов.

Примечание к таблице:

Строка 1 определяется как произведение объема реализованной продукции на цену за единицу продукции (без НДС). В стр. 1 указывается суммарная выручкапо всем видам продукции.

Строка 2 определяется как сумма:

прямые затраты, включающие:

общехозяйственные расходы, а именно:

административные расходы, включающие:

Строка 3 определяется как разность между процентами, подлежащими выплате, и процентами, включенными в себестоимость.

Строка 4 определяется как сумма:

Доходы от продажи постоянных активов определяются как поступления от продажи постоянных активов и амортизационных отчислений на шаге t за вычетом остаточной стоимости и незавершенных капитальных вложений на предыдущем шаге.

Доходы по депозитам при расчете в постоянных ценах определяются как произведение размера свободных денежных средств на интервале планирования (t – 1) на реальную ставку дохода по депозитам на шаге t. Реальная ставка дохода определяется как номинальная (т. е. банковская) ставка за вычетом инфляции.

Строка 5 определяется как сумма оборотных активов в иностранной валюте и свободной иностранной валюте за вычетом краткосрочных и долгосрочных пассивов (также в иностранной валюте), помноженная на разницу курса иностранной валюты на шагах планирования t и (t – 1).

Строка 6 определяется как сумма выплат по налогам.

Строка 9 уменьшает строку 8 на величину льгот по налогообложению на прибыль.

В строку 11 могут входить затраты, связанные с валютными операциями (суммы комиссионного вознаграждения), а также начисленные, но не выплаченные проценты.

Строка 14 определяется как сумма выплаченных дивидендов по привилегированным и простым акциям.

Основное назначение балансового отчета (табл. 31.21) – проиллюстрировать динамику изменения структуры имущества (активов) проекта и источников его финансирования (пассивов), определить базу для расчета коэффициентов финансовой оценки, а также проконтролировать правильность расчетов (должно иметь место нулевое сальдо баланса по каждому году реализации проекта).

Примечание к таблице:

Строка 1 определяется как суммарная стоимость приобретения постоянных активов, введенных в действие с начала осуществления проекта.

Строка 2 определяется как суммарные амортизационные отчисления нарастающим итогом.

В стр. 4 указываются затраты на приобретение постоянных активов, которые еще не введены в действие.

В стр. 5 определяются суммарные запасы по всем элементам прямых материальных затрат. Для этого среднесуточные затраты перемножаются на установленную потребность (в днях): страховой запас плюс половина периода оборота.

Строка 6 определяется как произведение среднесуточных операционных затрат на цикл производства (в днях).

Строка 7 определяется как произведение среднесуточных операционных затрат на периодичность отгрузки.

Строка 8 определяется как произведение средней дневной выручки (с учетом НДС и экспортной пошлины) на средний срок кредита (в днях) и на долю кредитов покупателям в выручке.

Строка 9 определяется как произведение средних дневных прямых материальных затрат (с учетом НДС и импортной пошлины) на средний срок авансовых платежей (в днях) и на долю авансов в прямых материальных затратах.

Строка 10 определяется как разность уплаченного и подлежащего списанию НДС к полным производственным затратам, к постоянным активам и оборотным средствам.

Строка 11 определяется как средние дневные операционные сроки, за вычетом прямых материальных затрат и процентов за кредиты, умноженные на страховой запас (в днях).

Строка 12 является результирующей строкой отчета о движении денежных средств.

Строка 14 равна строке 15 отчета о прибыли в случае, если на данном шаге расчета планируются убытки.

Строка 16 и 17 равны соответственно взносам в учредительный капитал, а также поступлениям от продажи простых и привилегированных акций на соответствующих шагах расчета.

Строка 18 равна строке 15 отчета о прибыли в случае, если на данном шаге расчета планируется прибыль.

Строка 19 равна величине добавочного капитала проекта, образуемого в результате прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки.

Строка 21 определяется как суммарная задолженность (по кредитам и процентам за кредит) на конец соответствующего периода.

Строка 22 определяется как средняя дневная сумма счетов к оплате (за прямые материальные затраты, общехозяйственные, административные и сбытовые расходы с учетом НДС за вычетом расходов на заработную плату), умноженная на среднюю величину отсрочки платежей.

Строка 23 определяется как половина величины НДС, налога на прибыль и прочих налогов, подлежащих уплате за установленный для соответствующего налога период.

Строка 24 определяется как половина ежемесячных расходов на заработную плату работникам при ежемесячном осуществлении выплат. Если выплаты заработной платы осуществляются два раза в месяц, то берется четверть месячного фонда заработной платы.

Строка 25 определяется как произведение среднего дневного размера выручки (с учетом НДС) на средний срок авансов (в днях) и на долю авансов в выручке.

Основное назначение отчета о движении денежных средств (табл. 31.22) – отразить фактическое движение средств по проекту, в том числе с учетом задержек в оплате. В отчете о движении денежных средств осуществляется также расчет сальдо накопленных реальных денег, отрицательная величина которого равна дополнительной потребности проекта в финансировании.

Примечания к таблице:

Строка 1 определяется как сумма взносов в учредительный капитал, средств от продажи простых и привилегированных акций.

Строка 2 равна величине привлекаемых кредитов.

Строка 3 определяется как изменение величины нормируемых краткосрочных пассивов (кредитов поставщиков, авансов покупателей, расчетов с персоналом и бюджетом) в интервале t относительно интервала (t – 1). Порядок определения размера нормируемых краткосрочных пассивов по элементам приведен в примечаниях к табл. (см. табл. 32.21).

Строка 4 определяется как произведение объема реализации продукции на стоимость за единицу (без НДС). В этой строке указывается суммарная выручкапо всем видам продукции.

Строка 5 определяется как суммарные доходы, полученные по депозитным вкладам и прочей внереализационной деятельности.

Строка 6 равна поступлениям от продажи постоянных активов.

Строка 7 равна объему свободной иностранной валюты, пересчитанной по текущему курсу.

Строка 9 равна затратам на приобретение постоянных активов.

Строка 10 определяется как изменение величины нормируемых оборотных активов (затрат на приобретение сырья и материалов, стоимости незавершенного производства, запасов готовой продукции, кредитов покупателям, авансов поставщикам, резерва денежных средств и уплаченного НДС) на шаге t относительно шага (t – 1).

Строка 11 равна сумме прямых затрат, административных и сбытовых расходов.

Строка 12 равна затратам на погашение задолженности и выплату процентов по кредитам. При планировании графика возврата кредитов следует в первую очередь возвращать кредиты, обслуживание которых является более дорогостоящим.

К прочим текущим затратам (стр. 13) может быть отнесена сумма комиссионного вознаграждения при концентрации валюты, а также начисленные, но не выплаченные проценты.

Строка 14 представляет собой сумму выплат по налогам.

Строка 15 равна выплаченным дивидендам по простым и привилегированным акциям. В том случае, когда реализация проекта предусматривает приобретение ресурсов или реализацию продукции на внутреннем и внешнем рынках, приведенные выше таблицы следует составлять раздельно: в иностранной и отечественной валютах.

A (t) = A$(t) x KP (t) Ap (t),

Оцените статью