Предметы искусства исторически были одним из способов инвестирования. Сегодня такие вложения стали даже доступнее. Как инвестору заработать на росте арт-рынка?
Когда речь заходит об инвестировании, большинство обычно подразумевают традиционные активы: акции, облигации и наличные деньги. Однако это лишь часть большой картины. Существует еще одно направление инвестирования за пределами привычных активов — такие вложения называют альтернативными инвестициями.
Спрос на альтернативные инвестиции в настоящее время высок и становится только выше. На конец 2020 года общая сумма альтернативных активов под управлением по всему миру составляла $10,8 трлн. Ожидается, что к 2025 году спрос увеличится до $17,2 трлн.
Альтернативные инвестиции как класс активов включают частный акционерный капитал, частные долговые обязательства, недвижимость, хедж-фонды, сырьевые товары, структурированные финансовые инструменты и предметы коллекционирования. Предметы коллекционирования — достаточно широкая категория, которая охватывает широкий ассортимент товаров: редкие вина, винтажные автомобили, произведения искусства, игрушки в идеальном состоянии, марки, монеты и бейсбольные карточки.
Согласно оценкам Deloitte в 2021 году, общая стоимость произведений искусства и предметов коллекционирования по всему миру составила около $1,7 трлн, 3–4% из которых ежегодно являются предметом купли-продажи.
По информации инвестиционного банка UBS и Art Basel за 2023 год, США занимают лидирующие позиции на мировом рынке произведений искусства: на них приходится 45% продаж в стоимостном выражении.
Продажи на рынке произведений искусства и антиквариата по всему миру в 2022 году выросли почти на 3% по сравнению с предыдущим годом. В целом общая стоимость сделок на арт-рынке по всему миру в 2022 году составила $67,8 млрд, достигнув второго по величине показателя за последние 15 лет.
Инвестирование в предметы коллекционирования означает покупку и хранение самих предметов в надежде на то, что со временем стоимость актива возрастет. Традиционно это можно было сделать через специализированных дилеров или аукционы — например, такие аукционные дома, как Sotheby’s, существуют уже более 275 лет. Однако покупка дорогостоящих коллекционных вин, картин, автомобилей и других предметов долгое время была недоступна массовому инвестору из-за высокой цены. Сегодня же с распространением ETF и взаимных фондов задача упростилась: можно приобрести долю в каком-либо произведении искусства или другом предмете коллекционирования за фиксированную сумму. Такие услуги, в частности, оказывают краудфандинговые платформы, такие как Yieldstreet или Masterworks.
Искусство вечно, а обладать шедеврами признанных гениев испокон веков считалось признаком статуса и, безусловно, демонстрацией хорошего вкуса. Как в былые времена, так и сейчас обеспеченные люди рассматривают предметы искусства как один из вариантов альтернативного инвестирования.Специально для DEL’ARTE Magazine арт-инвестор Элен Левитт поделилась опытом в этом направлении.
Не секрет, что состоятельные люди держат некоторую долю своих активов в предметах искусства. Подтверждением тому служат исследования Deloitte (Art & Finance report 2020), которые показали, что богатейшие люди планеты инвестируют в искусство 6% своего капитала. При создании коллекций акцент все больше смещается с персональных интересов и визуальных предпочтений на соответствие социальной повестке и материальной составляющей, при чем стоимость их весьма ощутима. Индекс «голубых фишек» арта одновременно с этим растет сильнее многих ценных бумаг. Неслучайно арт-рынок привлекает избранных — тех, кто знает толк в альтернативных инвестициях.
Согласно отчету Knight Frank, по прогнозу за весь 2023 год предметы искусства станут самым популярным альтернативным активом: 59% состоятельных людей, а именно тех, кто имеет крупные капиталы и относится к категории HNWI (High Net Worth Individual), будут делать приобретения на арт-рынке. По разным оценкам, в их инвестиционных портфелях доля произведений искусства составляет от 10 до 50%.
В 1917 году «Розовая арка в Живерни» (Клод Моне) была предложена автором на благотворительном аукционе,в 1962-м продана на аукционе Sotheby’s за $65 000, в 2007-м продана на аукционе в Лондоне за $17,8 млн, а в 2017 году продана за $19,4 млн. Рост индекса Dow Jones с 1962 по 2017 год составил 3097%, с учётом дивидендной доходности — 20 419%. Вложение средств, за которые приобрёл картину её бывший владелец, в фондовый рынок к 2017 году принесло бы лишь $13,3 млн. Таким образом, инвестиция в «Розовую арку» оказалась в 1,5 раза выгоднее.
Почему же именно искусство? Казалось бы, мы живем в век технологий, когда поле для инвестиций широко и необъятно. От недвижимости до передовых IT-проектов. Но главный плюс инвестиций в предметы искусства заключается в том, что они экономически выгодны, стабильны в кризисы и не коррелируют ни с одним из других инвестиционных решений.
Самая дорогая арт-сделка в 2022 году — портрет Мэрилин Монро кисти Энди Уорхола Shot Sage Blue Marilyn. Картина была продана на аукционе Christie’s за $195 млн.
В мае 2019 года Джефф Кунс стал самым дорогим живым художником в мире: его скульптура «Кролик» (1986) была продана за $91,1 млн.
В мае 2021 года работа Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») (1932), ушла с аукциона по итоговой цене в $103,4 млн.
Сейчас проходит турне одной из шедевральных работ Пабло Пикассо «Женщина с часами», стартовая цена которой $120 млн. Ожидается, что это будет самая высокая цена продажи работ Пикассо.
Конечно, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя просто купить понравившуюся картину или скульптуру. На этом рынке, помимо юридических и налоговых вопросов, существует ряд сложностей. Именно поэтому опытные коллекционеры ожидают, что управляющие их благосостоянием должны предлагать более широкий набор профессиональных услуг – консультации по искусству, исследования, оценку, управление коллекциями, планирование наследства, страхование, организацию хранения и безопасности.
Если же мы обратим свой взор в сторону поколения молодых коллекционеров, которые без преувеличения являются ключевой движущей силой перемен, то увидим, что здесь необходима совершенно новая стратегия управления искусством и активами, ориентированная на технологии и социальное воздействие.
Последний портрет кисти Густава Климта Dame mit Fächer («Дама с веером») ушёл за $108,4 млн на аукционе Sotheby’s 27 июня 2023 года. Эта продажа побила рекорд самого дорогого произведения искусства, когда-либо выставленного на аукцион в Европе!
При этом хочется отметить, что тренды на социальную повестку только набирают обороты. И сейчас наступил тот период, когда важно соединять искусство с крупными брендами и масштабными холдингами. Итогом взаимодействия с этим сектором, где есть власть и влияние, становится возможность транслировать миру важные вопросы и актуальные проблемы. А с другой стороны, для брендов это способ укрепиться через диалог с аудиторией на языке ценностей. Яркие примеры — коллекции богатейших людей и компаний планеты.
Коллекция JPMorgan Chase насчитывает более 30 тыс. работ.
Коллекция Bank of America состоит примерно из 60 тыс. предметов искусства.
UniCredit имеет 60 тыс. произведений искусства и более 4 тыс. исторических и современных фото.
UBS владеет 35 тыс. произведений современного искусства.
Основатели крупнейших корпораций наделяют коллекционирование глубоким смыслом: если у компании нет своей коллекции произведений искусства, у неё нет истории.
Именно поэтому цель создания своей коллекции — это далеко не деньги, а бонус к наращиванию социально-исторического капитала, как семейного, так и корпоративного, но в любом случае — общемирового.
- В чем проблема?
- Что следует знать об инвестициях в искусство
- Инвестиции в классическое украинское искусство
- Инвестиции в искусство — это “игра в долгую”
- Еще больше полезных решений!
- Корпоративное коллекционирование в мире и в России
- Сохранение традиций и культурная миссия
- Потенциальная прибыль от инвестиций в искусство
- Как понять адекватна ли цена?
- Проблемы. Риск подделок
- Вместо выводов
- Больше про развитие бизнеса
- Больше по теме
- Все события бизнеса у вас в почте
В чем проблема?
Искусство уже давно считается не только предметом роскоши, символом богатства и статуса, но одним из самых популярных направлений альтернативных инвестиций. И хотя искусство не является ликвидным активом, оно может быть очень разумной инвестицией для тех, кто в этом разбирается. А ведь настоящие произведения искусства со временем только дорожают. Недаром самые состоятельные люди планеты в искусство примерно 5% своего капитала.
Что следует знать об инвестициях в искусство
Инвестиции в искусство — это вложения в творчество, художественные проекты, коллекционирование и торговлю художественными работами, чтобы получить прибыль. Они могут включать покупку картин, скульптур, антиквариата, участие в финансировании художественных проектов, инвестирование в художественные фонды или галереи, а также аренду или продажу художественных произведений.
Одна из главных причин, почему искусство является хорошей инвестицией, состоит в том, что оно сохраняет свою ценность со временем. Даже во время пандемии 2020, когда другие рынки колебались, а арт-рынок оставался стабильным. Однако вложение в такую сферу требует значительных денег, трудового ресурса, а еще много времени и опыта.
“Инвестиции в искусство — пожалуй, один из самых сложных и дорогих видов инвестирования. Сложность заключается в отсутствии четкого плана и схемы приумножения средств (предвидение доходности). Вам трудно подобрать объект инвестирования, определить четко сроки инвестирования”, — говорит финансовая советница Елена Литвин.
Произведения искусства обычно имеют за собой большую историю, а в будущем и ее продолжение в денежном эквиваленте. Однако стоит знать, что заплатить за вещь такого класса в реальности вам придется гораздо больше. Обо всей так называемой “боли” такого инвестирования рассказывает Елена Литвин:
“Обязательными будут экспертные оценки: технологическая (не подделка ли) и искусствоведческая (кто автор и какая ценность), сюда же добавляем юридическую чистоту (не украденное ли). Имейте в виду, что все эти услуги рассчитываются индивидуально. Если будет необходимо сделать качественную реставрацию изделия, то это тоже не из дешевых услуг. Однако и это еще не все, дальше художественное изделие нужно застраховать. И далеко не все компании готовы взяться за это, а только именитые или специализированные, потому что это означает индивидуальный договор и очень большие страховые суммы. Также будет необходимо позаботиться о специальных условиях хранения, профессиональной чистке, охранной системе и т.д”.
Кроме того, следует помнить, что вложения в искусство являются неликвидным активом. Это означает, что вы не можете быстро обменять, скажем, картину известного художника или антикварную китайскую вазу на наличные. Для того чтобы ликвидировать свой художественный актив, нужно провести оценку, поработать с арт-консультантами или аукционными домами, чтобы найти соответствующего покупателя, а это может занять много времени. Поэтому многие художественные инвесторы хранят свои художественные коллекции как часть диверсифицированного (содержащего активы разных видов — ред.) портфеля или как часть своего состояния, которое будет передано будущим поколениям.
“Исключительно на мой взгляд, этот вид инвестиций не для среднестатистического украинца, — говорит Елена Литвин. — Конечно, можно купить фарфоровый сервиз и передавать его из поколения в поколение, но на сколько он вырастет в цене? Выбирать разве что локацию или технологию изготовления, мастера, возможно роспись, то есть то, что может отличить в будущем это изделие и повысить стоимость”.
Финансовая советница добавляет, если у вас все же есть желание инвестировать в искусство, но вы не являетесь экспертом именно в этой нише, нужно найти соответствующего специалиста — арт-куратора, искусствоведа, галериста или опытного коллекционера. Они помогут вам сориентироваться и учесть разные аспекты этого процесса. Просто так “хочу инвестировать в произведение искусства”, будто купить квартиру или ценные бумаги — не получится.
Инвестиции в классическое украинское искусство
К счастью, сегодня в Украине человек со средним достатком может вложиться не только в фарфоровый сервиз. Искусствоведка и директорка галереи НЮ АРТ Евгения Белоусова отмечает, за прошедшие два года наблюдается стабильное возрастание заинтересованности в инвестировании в произведения украинских художников. Прежде всего, это связано со стремительным возрастанием интереса к украинской культуре и художественному наследию в целом.
По ее словам, многие выбирают для себя в первую очередь классиков украинского искусства, ведь это “проверенные временем активы” с прогнозируемой тенденцией к росту цены. Есть в этом и еще один плюс: любовь к искусству объединяет людей совершенно разных профессий, создавая новые связи и круги общения.
“Инвестиции в классическое искусство не стоит рассматривать как спекулятивный инструмент. Не обладая специальными знаниями, не являясь кропотливым исследователем, вряд ли можно наткнуться на ошибочно идентифицированное или утерянное произведение известного художника, покупка которого сразу гарантирует приумножение вложенных средств. Инвестиции в искусство — это прежде всего образ жизни, — акцентирует Евгения Белоусова.
— Чаще всего картины, скульптуры и т.п. хранятся дома на стенах, украшая интерьер и радуя глаз владельца. А еще это постоянное общение с галеристами, искусствоведами, дилерами и походы по выставкам и аукционам, ведь именно так можно найти информацию о произведениях, которые доступны для покупки. И, конечно же, самообразование (готовьтесь завести мини-библиотеку, посвященную искусству) — это залог ваших перспективных покупок”.
Конечно, всегда можно обратиться за помощью к специалистам-галлеристам и кураторам, которые квалифицированно помогут с разработкой концепции коллекции и подбором произведений, которые станут ядром коллекции. Они могут сопровождать коллекцию на всех этапах ее существования, формируя ее, пополняя новыми произведениями, популяризируя ее, а также с продажей коллекции в целом или отдельных ее объектов при необходимости. Важным для капитализации коллекции является экспонирование на выставках входящих в нее произведений и наличие публикации работ, желательно в профильных изданиях. Здесь, говорит экспертка, главное найти специалиста, близкого вам по духу, ведь у профессионалов есть своя специализация (период, авторы, школы и т.д.).
Почему так важно собирать не отдельные произведения искусства, а системно формировать коллекцию? Ведь именно коллекция дает значительный плюс к цене работ, создавая эффект синергии.
Инвестиции в искусство — это “игра в долгую”
Евгения Белоусова определяет факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность произведений искусства и их перспективы. Это:
- значимость работы в творчестве художника;
- материалы, из которых она создана;
- провенанс (происхождение, предыдущая история);
- наличие экспертного заключения об аутентичности работы, выданного профильным музеем или квалифицированным специалистом.
Все эти факторы следует рассматривать совокупно, ведь они оказывают взаимное влияние при определении инвестиционной привлекательности произведения искусства.
Экспертка подчеркивает, также надо понимать, что не каждая работа известного автора может считаться инвестиционно привлекательной, ведь у каждого художника есть более популярные периоды творчества, жанры, материалы создания, а некоторые произведения просто неудачные.
“Самый распространенный вопрос у тех, кто рассматривает инвестиции в искусство как элемент диверсификации портфеля, это порог вхождения или минимальный начальный бюджет. На самом деле его не существует, потому что начинать можно с графики (как нетиражной, так и тиражной), где цена одного листа начинается от нескольких сотен гривен (в зависимости от автора, размера работы и т.п.), — продолжает Евгения Белоусова.
— К примеру, офорты Александра Аксинина, продававшиеся в 2020 году до 100 евро, сейчас уже стоят 700-800 евро. Такой рост спровоцировали несколько персональных выставок и выпуск альбома его творчества. Литографии из альбома «Двенадцать ню Глущенко» в 1928 году стоили в 2010-х по 15-25 евро за лист в зависимости от типа бумаги и состояния сохранности, сейчас стоят 150-300 евро”.
Еще одним ярким примером роста цены на произведения художника может стать творческое наследие Марии Примаченко. С начала полномасштабного вторжения было проведено большое количество ее персональных вставок, выпущена монография, содержащая ее произведения из государственных собраний. Все это привело к цен на ее картины.
“Говоря об общих тенденциях, можно отметить, что порог входа в произведения живописи часто выше, чем в графике, но там и спрос больше, что влияет на дальнейшую ликвидность. К примеру, наша галерея в 2017 году открыла для себя творчество Владимира Лободы и начала активно инвестировать в него, собирая коллекцию и организуя серию выставок вместе с семьей художника”, — рассказывает Евгения Белоусова.
Приведенные примеры подтверждают: инвестиции в искусство — это “игра в долгую”. Они не окупаются за год или два, в идеале речь идет о 10+ годах. Для создания качественной и перспективной с точки зрения капиталовложения коллекции нужно не только иметь свободные средства и терпение, но и углубляться в тему, любить искусство. И в то же время, рассматривать каждую работу с позиции ее инвестиционной привлекательности и того, что она даст коллекции в целом.
Еще больше полезных решений!
Тем, кто тоже хотел бы вложиться в украинское искусство, искусствоведка Евгения Белоусова советует обратить внимание на следующие имена, которые встречаются в открытой продаже и на чьи произведения есть стабильный спрос и рост цен:
- Из классиков старшего поколения, работавших в период второй половины XIX века — начале XX века — Иван Айвазовский, Михаил Беркос, Сергей Васильковский, Кириак Костанди, Константин Крыжицкий, Петр Левченко, Александр Мурашко, Владимир Орловский, Николай Пимоненко, Илья Репин, Иван Труш и т.д.
- Среди модернистов — Александр Архипенко, Онуфрий Бизюков, Александр Богомазов, Михаил Бойчук, Давид Бурлюк, Олекса Грищенко, Соня Делоне, Александра Экстер, Адальберт Эрдели, Василий Ермилов, Михаил Жук, Федор и Василий Кричевские, Леопольд Левицкий, Казимир Малевич, Олекса Новаковский, Оксана Павленко, Анатолий Петрицкий, Мария Примаченко.
- Из художников, которые сформировались и работали в XX веке — Александр Аксинин, Иосиф Бокшай, Николай Глущенко, Александр Гнилицкий, Олег Голосий, Михаил Дерегус, Юрий Егоров, Виктор Зарецкий, Евгений Звездов, Карло Зверинский, Владимир Лобода, Роман Сельский, Валентина Цветкова, Сергей Шишко, Алексей Шовкуненко, Татьяна Яблонская и т.д.
Инвестиции в искусство — интересная возможность получить доход, поддержать культуру и добавить уникальность в интерьер. Компания «Арт Мост» рассказывает о том, как можно зарабатывать на искусстве, насколько это безопасно, и дает примеры успешных корпоративных инвесторов
Корпоративное коллекционирование в мире и в России
Во многих странах корпоративное коллекционирование — это не только способ улучшить имидж компании, но и способ снизить налоги. Некоторые государства требуют инвестирования определенного процента в искусство. Для этого также используют инструменты лизинга.
В качестве примеров можно привести коллекции известных банков. Самая известная корпоративная коллекция в мире — у JPMorgan. Также стоит отметить коллекцию группы банков UniCredit, которая значительно выросла после слияния в 2005 году. У российского отделения банка UniCredit есть коллекция, сфокусированная на советских художниках 1920–1930-х годов. Среди них работы Надежды Удальцовой. Один из примеров картин Удальцовой, доступный для покупки: картина на сайте Арт Мост.
В России корпоративное коллекционирование встречается реже. Обычно компании покупают произведения искусства в качестве подарков или для украшения офиса. Тематика часто связана с бизнесом: нефтяники выбирают картины с нефтяной тематикой, строители — сюжеты, отражающие их деятельность.
Примеры корпораций, из наших последних сделок:
- Сургутнефтегаз приобретают на тему нефтяной промышленности, а также любят русские пейзажи;
- АО «Челябвторцветмет» из Челябинска, выбирающий произведения, связанные с металлургией и сталелитейной промышленностью;
- Девелоперская компания «Альянс Менеджмент» из Самары не только создают своют коллекцию, но и активно вовлекают покупателей своих жилых комплексов с концепцией искусства, повышающего привлекательность жилья.
Сохранение традиций и культурная миссия
В отличие от инвестирования в ценные бумаги, картины можно повесить на стену и получать от них вдохновение. Кроме того, инвестиции в искусство имеют социальную миссию по сохранению культуры, традиций и преемственности поколений. Искусство всегда отражает жизнь: картины советского периода изображают сюжеты всесоюзных строек, заводских начальников и сцены повседневной жизни. Нам важно сохранять это наследие.
Вот несколько примеров картин на «Арт Мост».
Потенциальная прибыль от инвестиций в искусство
Помимо удовольствия от владения произведениями искусства, инвесторы могут получить финансовую прибыль. Доходность сильно зависит от того, что покупать. Как правило, чем выше уровень художника, тем ниже риски и выше потенциальная прибыль. «Голубые фишки» в инвестировании в искусство — это картины великих русских живописцев. Их приобретение не требует миллионов долларов, и они могут стать хорошей инвестицией.
Стратегии инвестирования в искусство. Для начала перечислим основные стратегии инвестирования в искусство в порядке возрастания риска и доходности:
- великие русские живописцы;
- довоенное искусство;
- ученики великих живописцев;
- графика всемирно известных художников;
- советский период 50-80-х годов;
- нонконформисты 70-90-х годов;
- современные художники с мировым именем;
- молодые звёзды.
Современные художники могут иметь более высокий риск, поскольку горизонт инвестирования больше. Это означает, что при попытке продать через несколько лет могут возникнуть трудности. Поэтому рекомендуется диверсифицировать портфель, вкладывая в разных авторов, и рассчитывать на горизонт инвестирования более 10 лет.
Как понять адекватна ли цена?
Предприниматели понимают, что если хотим заработать, то надо купить или произвести подешевле (сейчас не про качество), а продать подороже. Речь идет о покупке с низкой базой цены. Но как узнать адекватна ли цена?
Существует два подхода к оценке стоимости: первый — это рыночная оценка. Её используют для оценки работ известных авторов, по которым уже есть статистика аукционных и галерейных продаж. Смотреть можно на сайтах: Artprice.com; Bidspirit.com; Artinvestment.ru. Изучаем когда в последний раз и почем были проданы картины автора.
Но что делать, если художник не достаточно известен, и по нему сложно найти какую-либо информацию о продажах? Для этого существует второй подход — параметрическая оценка, которая и легла в основу онлайн-калькулятора Арт Моста.
Проблемы. Риск подделок
Основные проблемы на рынке инвестирования в искусство— недоверие к рынку, непрозрачность, большое количество подделок и недостаток экспертов. Многие арт-дилеры скрывают информацию, чтобы увеличить свою прибыль. Кроме того, даже наличие экспертизы не гарантирует подлинность произведения. В 1990‑е годы царил хаос, и большинство документов того времени требуют обновления.
Вместо выводов
Мы специализируемся на инвестициях в искусство. Более 7 лет мы целенаправленно занимаемся этим, предлагая различные стратегии инвестирования как для новичков, так и для опытных коллекционеров. Мы помогаем начать коллекционирование, определить стратегию и концепцию коллекции, и предлагаем безопасные и выгодные варианты инвестирования. Наш алгоритм позволяет легко и безопасно приобрести шедевр, который станет украшением вашего дома или коллекции. Мы будем рады помочь вам на вашем пути к успеху в инвестировании в искусство.
Больше про развитие бизнеса
Больше по теме
Все события бизнеса у вас в почте
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
За последние 20 лет на рынке было несколько лопнувших пузырей. Это очень рисковый инструмент, отмечает в разговоре с “РГ” эксперт в сфере финансовых технологий, коллекционер Андрей Волков. Главные площадки-офлайн – Сhristie’s, Sotheby’s и еще несколько аукционных домов, собирают 90 процентов денег.
Однако цифровизация приходит и в эту консервативную сферу и постепенно отвоевывает место под солнцем, в том числе благодаря более низким чекам. Интернет-торги дают возможность покупать предметы искусства по цене от тысячи долларов.
При этом технологии блокчейна делают доступнее ранее закрытый рынок инвестиций в искусство за счет привлечения новых денег, коллекционеров, и создания новых форматов распространения искусства.
Предмет искусства токенизируется, то есть с него делается цифровой слепок. Токенизация – это процесс замены реальных данных актива на уникальные токены, которые представляют собой цифровые отпечатки этого актива. Она позволяет создавать записи о праве владения активом в блокчейн-реестре. Токенизация открывает новые возможности для инвесторов.
“Демократичным и востребованным способом вложения в искусство является технология fractional ownership – совместное владение. Предмет искусства “токенизируется” и разделяется на несколько частей. Это позволяет стать совладельцем мирового шедевра, не затрачивая миллионы долларов на покупку, коллекционеры владеют частью предмета искусства совместно”, – отмечает в разговоре с “РГ” основатель культурного пространства “Третье место” Ольга Звагольская.
“Благодаря токенизации можно покупать лишь часть арт-объекта и, например, владеть небольшой долей картины Ван Гога за сравнительно небольшие деньги. Растет Ван Гог – растет доля владельца токена”, – добавляет Владимир Шабасон, основатель ИТ компании Self и проекта MyInvest.Art.
По данным The Art Newspaper, продажи NFT – токенов, которые используются для обозначения прав собственности на уникальные объекты, в 2022 году в 70 раз превышают показатели 2020-го. “Однако инвестирование в цифровое искусство имеет свои особенности и риски, в первую очередь, связанные с высокой волатильностью рынка и низкой ликвидностью. Стоимость цифровых работ может резко измениться, и инвесторы могут потерять значительные суммы денег. Также существуют риски в части субъективного определения ценности цифрового искусства, особенно когда речь идет о NFT”, – говорит Ольга Звагольская.
“Но есть и новые тренды – токенизация физических активов под руководством опытных кураторов, обеспеченных реальными предметами искусства – купи чуть-чуть Дега. Галереи выпускают свои токены, художники – свои”, – добавляет Андрей Волков. Цифровизация перестраивает структуру рынка. Упоминаемые Сhristie’s, Sotheby’s и многие другие площадки переходят в онлайн-пространство, позволяя покупателям посещать аукционы и покупать предметы искусства из любой части мира. Это придает разнообразие и обеспечивает доступ к произведениям искусства, говорит Екатерина Берсенева руководитель пиар-службы школы дизайна и технологий Bang Bang Education.
Консервативные аукционные дома подстраиваются под цифровые реалии, обеспечивая широкий доступ к предметам искусства
Теперь покупатель и продавец могут напрямую контактировать через соцсети и специальные приложения. Омолодился пул покупателей, коллекционеры из Азии и Америки не боятся покупать NFT. “Покупатель легко может сам найти художника, который ему нравится, посетить онлайн-галерею, поучаствовать в онлайн-открытии выставки и решить, насколько ему важно приобрести работу в коллекцию. Под этот новый рынок подстраиваются такие корпорации, как аукционные дома и платформы вроде Artsy, которые дают клиентам облегченную навигацию в мире искусства”, – отмечает Алиса Лисовская, искусствовед, специалист по арт-инвестициям и аналитике арт-рынка.
Сегодня инвестиции в такие области, как работы начинающих художников, произведения уличного и цифрового искусства, могут быть прибыльными, говорит художник, член Международного художественного фонда Анастасия Круглова. “Новые имена предлагают потенциал для экспоненциального роста, а проекты уличного искусства получили широкое признание, привлекая более широкую аудиторию”, – отмечает эксперт. Средняя рентабельность инвестиций в современное искусство значительно варьируется в зависимости от репутации художника, качества его произведений и рыночных тенденций.
Тем временем в России процесс токенизации предметов искусства стал возможен только в 2022 году с началом функционирования информсистем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, отмечает Елена Баракина, доцент юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ. “Именно на таких площадках в виде ЦФА, в соответствии с российским законодательством, возможно реализовать NFT. В этом году выпущены ЦФА на российской платформе “Атомайз” по совместному проекту крупной коммерческой компании и Эрмитажа под названием “Цифровое искусство”. Обладатели данных ЦФА будут иметь цифровые права на денежное требование и пользование объектом интеллектуальной собственности”, – говорит Елена Баракина.
По мнению эксперта, цифровое искусство может иметь и социально-значимый отложенный эффект, так как привлечет внимание и финансирование для сохранения культурного наследия.