Инвестиционная привлекательность регионов россии. территориальная структура инвестиций
Ключевые термины и понятия
Инвестиции • Инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат) территории • Инвестиционный потенциал • Инвестиционный риск • Типология регионов по соотношению инвестиционного потенциала и риска • Государственная инвестиционная политика • Инвестиционно-инновационная деятельность • Территориальная структура инвестиций • Зарубежные инвестиции • Инвестиционные проекты, реализуемые в российских регионах
Конкурентоспособность регионов во многом зависит от их инвестиционной привлекательности, которая, в свою очередь, определяется накопленным социально-экономическим потенциалом территории, своевременностью и эффективностью принимаемых управленческих решений по ее развитию, активной имиджевой политикой местных органов власти, направленной на повышение узнаваемости региона среди потенциальных инвесторов. Инвестиционная привлекательность региона выступает как один из главных факторов повышения его конкурентоспособности.
Инвестиции (капитальные вложения) представляют собой необходимый источник финансирования воспроизводственных процессов в экономике – строительства новых, расширения и реконструкции действующих предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, нематериальной сферы. Инвестиционная деятельность связана, таким образом, с реализацией тех или иных инвестиционных проектов и программ в различных секторах экономики и регионах. Инвестирование может осуществляться как за счет внутренних (бюджетных и внебюджетных) средств страны (региона), вложений частных компаний, так и путем привлечения капитала из-за рубежа.
Инвестиционная активность в регионе служит важным индикатором общего уровня его социально-экономического развития. Сокращение капитальных вложений даже при относительно благополучной текущей экономической ситуации свидетельствует о ее неустойчивости и может привести к негативным последствиям.
Инвестиции могут осуществляться на долгосрочной основе как непосредственно в производство – прямые (или реальные), так и через приобретение ценных бумаг предприятия (портфельные). Прямые инвестиции обеспечивают иностранным инвесторам, юридическим и физическим лицам право па управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий. Выделяют также интеллектуальные инвестиции – вложения капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау, в подготовку персонала и т.п.
Для потенциальных инвесторов важно оценить инвестиционную привлекательность объекта будущих вложений средств и территории, где он расположен, а также определить степень риска этих вложений, обусловленную своеобразием региональных условий хозяйствования.
Инвестиционную привлекательность (инвестиционный климат) территории (региона) можно определить как соотношение ее инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Под инвестиционным потенциалом (инвестиционной емкостью) территории понимают сумму объективных предпосылок для инвестиционной деятельности, включающих в себя насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, объектами инфраструктуры и т.п.), особенности (выгоды) транспортно-географического положения, потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный потенциал региона складывается из ряда частных потенциалов, каждый из которых можно охарактеризовать определенными показателями:
- • ресурсно-сырьевого (обеспеченность производства балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- • трудового (численность экономически активного населения, его образовательный уровень);
- • производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе, отраженный в показателе ВРП);
- • инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе);
- • институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- • инфраструктурного (ЭГП региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- • финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- • потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
Интегральный показатель инвестиционного потенциала региона рассчитывается как сумма множества средневзвешенных оценок частных видов потенциала (факторов):
где Q – обобщающая взвешенная оценка инвестиционного потенциала региона; Xj – средняя балльная оценка j-го фактора; Pj – вес j-го фактора; п – количество факторов.
Согласно экспертным оценкам на протяжении ряда последних лет в первую пятерку в рейтинге регионов по инвестиционному потенциалу стабильно входят Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Краснодарский край. На их долю приходится почти 1/3 совокупного инвестиционного потенциала страны (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Первые 10 регионов России по инвестиционному потенциалу в 2020 г.
Место | Регион | Доля в общероссийском потенциале, % |
1 | Москва | 14,83 |
2 | Московская область | 6,24 |
3 | Санкт-Петербург | 5,43 |
4 | Свердловская область | 2,72 |
5 | Краснодарский край | 2,65 |
6 | Республика Татарстан | 2,52 |
7 | Красноярский край | 2,46 |
8 | Нижегородская область | 1,97 |
9 | Самарская область | 1,93 |
10 | Республика Башкортостан | 1,92 |
Источник: по данным рейтингового агентства “Эксперт РА”.
Инвестиционный риск – это вероятность возможных потерь или недополучения ожидаемой прибыли (дохода) в результате размещения капитала. Различают следующие виды рисков:
- • экономический (отражает тенденции в экономическом развитии региона);
- • финансовый (показывает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
- • политический (учитывает политические предпочтения регионального электората и местных органов управления);
- • социальный (выявляет уровень социальной напряженности в регионе);
- • экологический (определяет уровень загрязнения окружающей среды);
- • криминальный (дает представление о криминогенной обстановке в регионе);
- • законодательный (характеризует юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли экономики).
Таким образом, совокупная величина риска определяется как интегральный показатель, учитывающий разнообразие условий и факторов (с учетом “веса” каждого из них), влияющих на предпринимательскую деятельность в регионе. Современные оценки факторов риска основываются как на анализе статистических данных, так и экспертных опросов отечественных и зарубежных специалистов.
Следует иметь в виду, что в отличие от инвестиционного потенциала, представляющего относительно стабильную (и измеренную в количественном отношении) величину, показатель риска подвержен более быстрым конъюнктурным изменениям, зависящим от часто меняющейся экономической, социально-политической и иных ситуаций как в стране в целом, так и отдельных регионах. Его оценка носит скорее качественный характер и, как правило, измеряется в баллах. Позиции регионов в рейтинге рисков постоянно меняются. В 2020 г. первую строчку в нем (первое место в рейтинге означает минимальный риск) занимала Белгородская область. В первую пятерку регионов с наименьшими рисками вошли также Краснодарский край, Санкт-Петербург, Липецкая и Московская области.
Как правило, первые места в рейтингах регионов по инвестиционному потенциалу и риску не совпадают. Поэтому для характеристики инвестиционного климата территории используют группировку, отражающую различные сочетания интегральных рейтингов регионов по их инвестиционному потенциалу (высокий, средний, низкий) и риск)’ (минимальный, средний, высокий, экстремальный). Выделяют, например, следующие типы регионов: 1) с высоким потенциалом и минимальным риском; 2) высоким потенциалом и умеренным риском; 3) средним потенциалом – минимальным риском; 4) незначительным потенциалом – высоким риском; 5) низким потенциалом – экстремальным риском и др.
Наибольшую инвестиционную привлекательность для инвесторов представляют прежде всего те регионы, в которых высокий инвестиционный потенциал сочетается с минимальным или умеренным риском. Сегодня таких регионов в России не так уж много, среди них можно выделить Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Свердловскую область.
Более многочисленную группу представляют регионы со средним потенциалом и умеренным риском. К ним, в частности, относятся субъекты РФ, входящие в Северо-Западный (Ленинградская область), Волго-Вятский (Нижегородская область), Поволжский (Республика Татарстан, Самарская, Саратовская области), Северо-Кавказский (Краснодарский край, Ростовская область), Уральский (Республика Башкортостан, Пермский край, Челябинская область), Западно- Сибирский (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Кемеровская, Новосибирская области), Восточно-Сибирский (Красноярский край) и Дальневосточный (Приморский край) экономические районы.
Примерно 2/3 всех субъектов РФ можно отнести к регионам с пониженным и незначительным потенциалом и умеренным либо высоким риском, а замыкает типологический ряд группа регионов с низким потенциалом и высоким (экстремальным) риском. Она представлена главным образом национальными республиками и автономными образованиями (Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чеченская, Тыва, Ненецкий и Чукотский АО, Еврейская автономная область), а также некоторыми другими территориями.
Оценка инвестиционного климата регионов России дает представление о территориальной дифференциации условий и факторов инвестиционной деятельности. Она позволяет потенциальным инвесторам, как отечественным, так и зарубежным, сделать обоснованный выбор о наиболее выгодном размещении капитала. Вместе с тем результаты такой оценки и типология регионов по инвестиционной привлекательности могут представлять интерес как основание для формирования государственной инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях.
Целями инвестиционной политики государства и регионов на современном этапе являются: структурная перестройка и модернизация национальной и региональной экономики; более рациональное размещение производительных сил; достижение хозяйственной самостоятельности и обеспечение экономической безопасности регионов, повышение их конкурентоспособности; выделение приоритетных инвестиционных проектов исходя из задач развития регионального хозяйственного комплекса и с учетом интересов государства.
Характерная особенность современной региональной инвестиционной политики – ее инновационная направленность. Многие регионы сохранили в постсоветский период значительный научно-технический потенциал, который может послужить базой для дальнейшего развития территории. Инновации[1] становятся важнейшим условием экономического подъема страны, ее регионов. Вместе с тем следует признать, что инновационная активность в российской экономике остается еще довольно низкой, в том числе из-за несовершенства законодательной базы, слабой проработки организационно-экономических моделей реализации инвестиционно-инновационного процесса в регионах, недостаточного финансирования инновационных проектов.
Средством интенсификации инвестиционно-инновационной деятельности в субъектах РФ могут, в частности, служить федеральные и региональные программы по созданию и развитию ОЭЗ (технико-внедренческого типа), технополисов, технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, имеющих территориальную привязку. Формирование подобных территориальных научно-технических комплексов позволит реализовать на практике концепцию “полюсов роста” и увеличить приток инвестиций в регионы.
Необходимо также повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на развитие материально-технической базы научных исследований и подготовку научных кадров; усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых компаний, внебюджетных фондов, зарубежных инвестиций; шире применять экономические методы (льготное налогообложение, кредитование, ценообразование) для вовлечения бизнеса в инвестиционно-инновационную деятельность.
Привлечению инвестиций в регион, в том числе для целей развития инновационного предпринимательства, как свидетельствует зарубежный опыт, может способствовать поддержка со стороны государства и региональных органов власти процесса кластеризации экономики. Его результатом должно стать формирование в субъектах РФ особых территориальных образований – территориальных кластеров (см. также параграф 2.3).
Наряду с крупными компаниями – производителями конечной продукции, которые, как правило, становятся ядром кластера, в него активно вовлекаются предприятия среднего и малого бизнеса, которые определяют так называемые инновационные точки роста кластера. Позитивное воздействие территориальных кластеров на экономику региона можно, в частности, наблюдать по статистическим показателям роста занятости, увеличения инвестиций, ускорения распространения передовых технологий и т.п.
Создание благоприятного инвестиционного климата в российских регионах и в стране в целом рассматривается в прогнозе социально-экономического развития РФ на ближайшие годы как исключительно важная задача для стимулирования экономического роста. С этой целью намечено и дальнейшее совершенствование нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности в соответствии с общепринятыми международными стандартами, что позволит обеспечить более высокий уровень защиты прав инвесторов.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (с последующими изменениями), регулирующие условия деятельности инвесторов, в том числе иностранных, с учетом защиты их прав и интересов на территории РФ.
Важную роль в привлечении и использовании инвестиций из-за рубежа играют Федеральные законы от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” (в ред. от 19 июля 2020 г.) и от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” (в ред. от 26 апреля 2020 г.), устанавливающие правовые основы инвестирования национального и зарубежного капитала в освоение минеральных ресурсов, в создание или реконструкцию объектов недвижимости (т.е. инфраструктуры), а также распределения полученной прибыли между государством и инвестором. Принятый 29 ноября 2001 г. Федеральный закон № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” (с последующими изменениями) регулирует, в частности, их деятельность по привлечению денежных средств для последующего инвестирования в объекты, определяемые действующим законодательством.
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) призван за счет введения налоговых и таможенных льгот заинтересовать инвесторов вкладывать средства в инфраструктурное обустройство территории, развитие промышленного производства, научных исследований, разработку и внедрение новых технологий. В соответствии с этим законом в России уже началось формирование ОЭЗ разных типов (см. также параграф 5.7).
Принятие части второй Налогового кодекса РФ (от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ) позволяет сформировать единые подходы в области налогообложения для иностранных и отечественных инвесторов, снизить налоговые ставки для производителей товаров и услуг, решить ряд процедурных вопросов налоговых апелляций, уточнить налогооблагаемую базу и тем самым создает стимулы для иностранных инвесторов. Улучшению инвестиционного климата будет способствовать и реализация мер, направленных на снижение социальной напряженности в ряде регионов, особенно расположенных на юге европейской части и востоке страны.
Важным фактором активизации инвестиционных процессов является повышение эффективности использования собственных средств предприятий, на долю которых уже сейчас приходится почти половина всех инвестиций, а также привлеченных предприятиями средств (за счет внутренних заемных средств банков, иностранных инвестиций и внебюджетных источников), составляющих еще примерно треть от общего объема капиталовложений. В перспективе удельный вес средств предприятий в финансировании инвестиций еще больше возрастет при одновременном снижении доли федерального и местных бюджетов. Существенным источником вложений в реальный сектор экономики по-прежнему остаются зарубежные инвестиции.
Территориальная структура инвестиций представлена в табл. 7.2, из которой видно, что в настоящее время основными макрорегионами сосредоточения капитала являются Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа, обладающие развитой инфраструктурой, значительной концентрацией основных фондов, в том числе капиталоемких базовых отраслей промышленности. На их долю приходится почти 2/3 всех инвестиций в экономику страны.
Таблица 7.2
Территориальная структура инвестиций в основной капитал, % к итогу
Федеральный округ | 1990 г. | 2000 г. | 2020 г. |
Центральный | 22 | 26 | 22 |
Северо-Западный | 10 | 10 | 12 |
Южный | 7 | 9 | 10 |
Северо-Кавказский | 3 | 2 | 3 |
Приволжский | 19 | 18 | 16 |
Уральский | 16 | 22 | 17 |
Сибирский | 15 | 8 | 12 |
Дальневосточный | 8 | 5 | 8 |
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели [2020]: стат. сб. М.: Росстат, 2020.
Среди субъектов РФ по объемам накопленных за последние 10 лет капиталовложений выделяются Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО (13% суммарных по стране), Москва (11%), Московская область (5%), Санкт-Петербург (4%), Краснодарский край и Свердловская область (более чем по 3% в каждом субъекте). В этих регионах сосредоточено в общей сложности 2/5 всех накопленных общероссийских инвестиций. В группу регионов с удельным весом от 2 до 3% вошли еще семь: Свердловская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Нижегородская и Ростовская области. Большинство из них характеризуется сочетанием высокого или среднего инвестиционного потенциала и умеренного риска.
По прогнозу Минэкономразвития России, в период до 2020 г. более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал ожидаются в Сибирском, Приволжском и Уральском федеральном округах, где объем капиталовложений в прогнозируемый период (согласно инновационному сценарию) увеличится в 3,7-4,2 раза. В 2020 г. на них будет приходиться до 2/5 суммарных инвестиций в российскую экономику. Однако лидером по объему прямых инвестиций, несмотря на некоторое их сокращение, остается ЦФО, где сосредоточится примерно 1/5 всех капитальный вложений.
Значительная концентрация инвестиционных ресурсов в обозримой перспективе сохранится в субъектах РФ, составляющих группу наиболее экономически развитых регионов: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Свердловской, Самарской, Нижегородской областях, республиках Татарстан и Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Тюменской области с автономными округами и некоторых других.
Большое значение для активизации инвестиционных процессов в регионах будет иметь подготовка и реализация конкретных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных капиталов. Привлечение зарубежных инвестиций будет содействовать развитию в России производства и сферы услуг, разработке и внедрению передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, развитию отсталых регионов и т.д. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяет налогооблагаемую базу и может стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного и региональных бюджетов.
Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 2020 г., вырос в четыре раза по сравнению с 2000 г. и оценивается в 18,7 млрд долл. (что составляет 1/10 общих вложений капитала иностранными инвесторами)[2]. К 2020 г. прогнозируется дальнейший их рост. Однако их удельный вес в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений остается пока незначительным и не превышает 10%. Зарубежные вложения не оказывают еще реального влияния на активизацию инвестиционной деятельности, не стимулируют процессы структурных преобразований в экономике и рост промышленного производства.
Среди государств с наибольшими объемами инвестиций в российскую экономику выделяются Нидерланды, Кипр, Великобритания, Люксембург, Германия. В общей сложности на их долю в 2020 г. приходилось 45% всех поступивших в Россию иностранных капиталов.
По регионам России зарубежные капиталовложения распределяются крайне неравномерно. Большая их часть (3/5) направляется в ЦФО, в том числе на долю Москвы приходится почти 9/10 суммарного объема всех поступивших в округ иностранных вложений (свыше половины от привлеченных в Россию). Удельный вес других территорий в иностранных инвестициях существенно ниже.
В качестве примеров реализуемых в российских регионах наиболее значимых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, назовем строительство в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) крупных терминальных комплексов на побережье Финского залива – в Усть-Луге (сухогрузного, мощностью до 35 млн т в год) и Приморске (для переработки сырой нефти и нефтепродуктов, объемом до 45 млн т в год); сооружение в окрестностях Санкт-Петербурга корейской компанией Hyundai завода по выпуску 150 тыс. легковых автомобилей в год; создание в ЦФО крупного калужско-московского автомобилестроительного кластера с участием компаний Volkswagen, Renault, Peugeot Mitsubishi суммарной проектной мощностью около 450 тыс. автомобилей в год; создание в Республике Татарстан комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске – проект “Танеко”, стоимость реализации которого оценивается более чем в 4 млрд долл.; вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин в рамках совместных проектов “Сахалин-1”, “Сахалин-2”, “Сахалин-3” и других на условиях соглашений о разделе продукции; строительство Северо-Европейского газопровода, соглашение о котором подписали ОАО “Газпром” и немецкие компании “БЛСФ АГ” и “Э.ОН АГ”; сооружение трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан” общей мощностью до 80 млн т нефти в год и др.
Реальные инвестиции направляются не только в производственный сектор. Иностранный капитал активно участвует и в развитии инфраструктуры потребительского рынка. Так, в последние годы в России быстрыми темпами формируются торговые сети, принадлежащие зарубежным компаниям, – “Auchan”, “IKEA”, “Metro” и др.
Значительное число инвестиционных проектов с привлечением иностранных капиталов, осуществляемых или намечаемых к реализации в России, подтверждает заинтересованность государства в расширении сотрудничества в инвестиционной сфере с иностранными компаниями и банками.