«Надо сделать предсказуемую цену на бензин» :: Бизнес :: Газета РБК

«надо сделать предсказуемую цену на бензин»

Замглавы Минэнерго — РБК

Замминистра Павел Сорокин рассказал РБК, почему России не грозит повторение топливного кризиса 2021 года, из-за чего бензин на АЗС не дешевеет вслед за ценами на нефть, но и не дорожает так же быстро при их восстановлении

— В России отмечаются риски повторения роста розничных цен на бензин и дизтопливо, произошедшего в 2021 году, и, как следствие, «возникновения социальной напряженности», говорится в отчете Счетной палаты за 2020 год (позже пресс-служба ведомства уточнила, что такие риски являются «минимальными»). Почему в Минэнерго считают, что ситуация на топливном рынке в этом году принципиально иная?

— Ситуация в этом году существенно отличается по нескольким причинам, существует ряд механизмов и принят ряд превентивных мер, которые не позволят ситуации развиваться по сценариям прошлых лет.

На данный момент действует механизм демпфера, который позволяет [НПЗ] компенсировать часть разницы между экспортной альтернативой и внутренней ценой.

Демпферный механизм, принятый в 2021 году, работает так: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Одна из его целей — ограничить влияние колебаний цен на нефтяном рынке на стоимость производимого в России топлива. По оценкам Vygon Consulting, при корректировке индикативной цены в демпфере с 1 мая компенсации нефтяникам увеличатся на 42 млрд руб. до конца 2021 года.

Во-вторых, нефтяным компаниям были даны рекомендации по наращиванию объемов производства и дозагрузки нефтеперерабатывающих заводов. Эти рекомендации выполняются: с начала февраля наблюдается прирост запасов — запасы товарного бензина увеличились более чем на треть, объемы на биржевых торгах сейчас стабильны и даже выше, чем в предыдущие недели. К тому же в рамках превентивных мер было принято решение о корректировке демпфирующего механизма из-за ситуации на мировом рынке. Это позволит облегчить давление на нефтепереработку, создать дополнительную маржинальность и дозагрузить НПЗ, что приведет к появлению дополнительных объемов топлива на рынке.

Минэнерго совместно с ФАС в ежедневном режиме мониторят рынок на предмет движения всех ценовых элементов — оптовых и розничных цен, при необходимости будут приниматься дополнительные меры.

Также важной мерой являются соглашения по модернизации НПЗ — в 2020 году был принят закон, вводящий инвестнадбавку с коэффициентом 1,3 к обратному акцизу для НПЗ, заключивших инвестиционное соглашение по модернизации, направленной на увеличение переработки тяжелых остатков. Это приведет к росту выпуска светлых нефтепродуктов. Уже подписаны соглашения с тремя компаниями (22 марта было объявлено, что группа «Сафмар» Михаила Гуцериева подписала такое соглашение, обязавшись вложить более 100 млрд руб. в модернизацию Афипского и Орского НПЗ. — РБК), и мы видим спрос на данную стимулирующую меру.

— Независимый топливный союз (НТС) в письме на имя премьера Михаила Мишустина предложил отказаться от использования демпферного механизма под угрозой того, что цены в рознице на нефтепродукты до конца года могут взлететь сразу на 14%, что гораздо выше прогнозной инфляции. Вы согласны с этими рекомендациями?

— Демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста цен на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи. Те корректировки, которые сейчас предлагаются по итогам совещания у вице-премьера и которые будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить его до соответствия текущей ситуации на рынке. Поэтому категорически нельзя обсуждать отмену данного механизма, это может привести к непоправимым последствиям для рынка — одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции, то есть на уровне прогнозных ЦБ 3,5–4%, за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка.

— Стратег SberCIB Investment Research Михаил Шейбе 15 марта заявил, что в ближайшие месяцы, вероятно, сохранится давление на оптовые цены на бензин из-за увеличения экспортной альтернативы для российских производителей на фоне роста цен на нефть. Как вы можете прокомментировать это прогноз?

— Сейчас экспортная альтернатива действительно выше, чем в предыдущие кварталы, потому что мы наблюдаем увеличение цен на нефть и восстановление крек-спреда (разница в цене между баррелем сырой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов. — РБК) в постковидный период, а также рубль остается достаточно слабым, что не свойственно ему при росте цен на нефть. То есть сейчас бочка (баррель нефти в пересчете на рубли. — РБК) стоит более 5 тыс. руб., полгода назад цена была 3,2 тыс. руб.

Но те меры, которые были приняты, как раз направлены на повышение уровня компенсации для отечественных нефтепереработчиков [из-за роста мировых цен на нефть и экспортной альтернативы] и на то, чтобы дать дополнительный объем [топлива] на внутренний рынок. Они должны создать условия, при которых на рынке достаточно ресурсов для всех участников по адекватной цене. Также был повышен норматив продаж на бирже бензина с 10 до 11% [от производства крупнейших нефтяных компаний] и с 5 до 7,5% для дизеля. Сейчас в процессе корректировки постановление № 733, которое позволит провести аналогичное действие (обязать продавать определенные объемы бензина и дизтоплива. — РБК) для недоминантов рынка (средние и более мелкие компании, на которые раньше не распространялось это требование. — РБК).

— Согласно отчету SberCIB, 12 марта на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина достигла рекорда с мая 2021 года — 55,75 тыс. руб. за тонну, с начала года она выросла более чем на 12%. Как и когда снижение цен в опте транслируется в розницу? Ожидаете ли вы снижения цен на АЗС?

— На самом деле по итогам торгов 12 марта оптовая цена бензина на СПбМТСБ упала — цена смотрится по закрытию. В целом за 10–16 марта цены снизились более чем на 1 тыс. руб. на тонну. Мы рассчитываем, что благодаря дополнительному объему топлива, который поставляется на биржу и внутренний рынок, ситуация будет оставаться стабильной в опте.

Цены в рознице с начала года растут на уровне инфляции. Важно отметить, что при существенном росте оптовой цены сжимается маржинальность АЗС, что действительно существенно усложняет их работу. При нормализации ситуации в опте благодаря принятым мерам динамика розничных цен будет сохраняться в пределах инфляции.

— В январе 2021 года запасы бензина на НПЗ и нефтебазах (товарные остатки, которые накапливаются у производителей на случай дефицита или проблем с обеспечением топливом в стране) снизились до минимального уровня (как минимум с 2021 года) — 1,18 млн т. Сколько сейчас составляют эти запасы? За счет каких мер увеличена загрузка российских НПЗ?

— На совещании у вице-премьера Александра Новака было дано поручение компаниям повысить запасы до 1,6–1,7 млн т к 1 мая и до 1,8 млн т в июне. Начиная с начала февраля уровень запасов вырос примерно на 0,4 млн, до 1,6 млн т.

Компании увеличили загрузку заводов, а также было снижено количество танкерных партий, отправляемых на экспорт. К тому же Россия увеличила добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК , прибавив по 65 тыс. барр. в сутки в феврале и марте. Еще около 130 тыс. барр. в сутки увеличения добычи ожидается в апреле.

Это все позволило дать дополнительный ресурс на нефтеперерабатывающие заводы для того, чтобы обеспечить уровень запасов, который необходим для безопасного прохождения весеннего периода посевной и традиционного сезонного увеличения спроса. Таким образом, поручение по уровню запасов было исполнено досрочно, но процесс накопления запасов продолжается.

— Считаете ли вы последние корректировки демпфера (снижение индикативной цены на бензин на 2,7 тыс. руб. — с 56,3 тыс. до 53,6 тыс. руб.), которые вступают в силу 1 мая, достаточными для стабилизации цен? Почему они касаются только бензина, но не дизтоплива?

— Мы считаем корректировку демпфера для бензина совместно с другими мерами, включая увеличение оптовой торговли на бирже и дозагрузку НПЗ, достаточной для стабилизации цен. Это комбинация мер — компании понимают свою ответственность и донасыщают рынок, а регулятор, в свою очередь, понимая ситуацию, помогает удерживать экономику [нефтяных компаний] в приемлемых параметрах.

Читайте также:  Прямые зарубежные инвестиции - Foreign direct investment - qaz.wiki

По дизельному топливу текущий демпфер работает достаточно эффективно, сейчас маржинальность при его продаже в рознице не требует дополнительных корректировок. Поэтому по дизелю такой остроты не наблюдалось, там будут корректироваться только темпы индексации индикативной цены — приведение в соответствие с инфляцией и ожидаемыми темпами роста.

— В какой ситуации демпфер снова потребует донастройки?

— Рынок — живой организм, мы находимся в процессе постоянного мониторинга и по необходимости реагируем на изменение конъюнктуры. Но мы считаем, что после текущих изменений демпфера он будет продолжать эффективно работать. При любом раскладе мы готовы принимать необходимые меры для удержания ситуации.

— Насколько эта корректировка демпфера позволит увеличить маржу АЗС при продаже бензина и дизтоплива? По оценкам Российского топливного союза, сейчас оптовые цены на бирже, достигшие рекордов за много лет, «критические» — при закупках по таким ценам маржа на АЗС просто отсутствует.

— Демпфер напрямую на АЗС не влияет. Его выплачивают или получают из бюджета НПЗ, то есть он влияет на оптовую компоненту цены. Комплекс мер, которые я назвал, позволят стабилизировать оптовые цены до того уровня, который будет давать всем сегментам цепочки приемлемую доходность.

— Почему механизм ценообразования на бензин в России предполагает рост цен в рознице как при росте цен на нефть на мировом рынке, так и при их снижении? Возможно ли — и при каких условиях — следование российских розничных цен за мировыми ценами на нефть, в том числе в сторону снижения?

— Мировая цена на нефть очень волатильная, она может существенно корректироваться как вверх, так и вниз в очень короткие промежутки времени. Это создает проблемы с планированием и прогнозированием как для независимых АЗС, так и для любого потребителя нефтепродуктов.

Мы наблюдали, что на протяжении всей истории [розничные] цены на АЗС растут более активно, чем снижаются. Поэтому, когда цена на нефть падает, цены на АЗС сильно не снижались, и в розничном сегменте образовывалась сверхмаржинальность. А при росте цен на нефть росли и цены на АЗС. К тому же каждый год происходит пересмотр акцизов, меняется курс рубля и другие факторы, которые влияют на рублевую составляющую цены сырья.

Когда принимался демпфер, предполагалось, что он позволит стабилизировать рост цен в рознице, ограничив ее инфляцией, при этом изымая сверхдоходность АЗС и нефтяных компаний, когда цена на нефть падает, но выплачивая часть этой доходности назад (компаниям. — РБК) [при росте цен на нефть], для того чтобы избежать роста цен для потребителя. Главная задача — сделать так, чтобы потребитель имел предсказуемую цену, чтобы она не изменялась в разные стороны. В целом этот механизм достаточно эффективно работает и позволяет возвращать в сегмент нефтепереработки часть разницы между экспортной альтернативой и внутренней ценой и изымать сверхприбыль. В 2021-м цены на АИ-92 на АЗС выросли на уровень инфляции — около 3%, в 2020-м они росли существенно ниже инфляции — чуть больше 2% при инфляции около 5%, в этом году растут на уровне инфляции.

Место под АЗС организация производственного процесса

Место установки АЗС – это один из основных факторов успеха бизнеса. Приоритет стоит отдавать участкам вблизи транспортных развязок, автомагистралей или мини/крупных автостоянок. Кроме того, следует предусмотреть, чтобы автозаправочная станция не была на отшибе в отношении населенных пунктов, так как это снизит объемы сбыта продукции в разы. Ищите места, где нет разрекламированных холдингов-монополистов и есть высокий уровень спроса.

Согласны, найти территорию, что будет соответствовать абсолютно всем требованиям невероятно сложно, однако, чем больше условий соблюдено, тем выше станет рентабельность вашего бизнес плана АЗС в будущем. Перед заключением договора аренды, советуется заказать независимую экспертизу на пригодность участка под ОДС.

План помещения на АЗС:

Главный офис лучше располагать отдельно, к примеру, в центральной части города. Интерьер делового помещения формируется на основании предпочтений самого владельца бизнеса. Помимо помещения для обслуживания клиентов, на территории АЗС будет расположено 2 колонки – это оптимальный вариант для классической заправки. В случае с мини АЗС, в зависимости от уровня мобильности модулей, можно использовать как 1 ТРК, так и пару.

Порядок производственного процесса АЗС:

  • Транспорт поставщика доставляет топливо и сливает его в специализированные резервуары, находящиеся на территории станции.
  • Владелец автомобиля заезжает на АЗС к ТРК и вставляет пистолет в бак. Если у вас имеются лишние деньги в бизнес плане на персонал, данное действие может обеспечивать отдельный сотрудник торговой точки.
  • Оплата желаемого объема топлива на кассе.
  • Пробитие чека со стороны кассира и запуск залива ТРК.
  • Окончание залива. Отъезд клиента и ожидание следующего.

При работе на мини АЗС, порядок действий может незначительно отличаться, но общий алгоритм, думаем, ясен. Площадь самого участка под АЗС зависит от формата. При мини заправке – это от 300 квадратных метров, а в случае разработки бизнес плана полноценной автозаправочной станции – от 900 квадратов и выше. На само помещение АЗС будет достаточно выделить с участка порядка 70 квадратных метров пространства.

Какой формат АЗС выбрать?

В данном разделе речь пойдет о классификации АЗС в соответствии с НПБ 111-98. Следует уточнить, что требований в документе очень много. Основные – это обеспечение пожарной безопасности, так как АЗС сама по себе является опасным объектом. Рассматриваемый бизнес план будет относиться к станциям общего пользования.

Компания “Лукойл”: франшиза и условия

Разновидности АЗС:

  • классическая.

    Вариация бизнес плана АЗС, что встречается по территории нашего государства чаще всего. Резервуары хранения топлива располагаются под землей, а раздача нефтяной продукции производится через колонки (ТРК);

  • блочная АЗС.

    ТРК располагается прямо над блоком хранения топлива автозаправочной станции, что позволяет делать оборудование единим модулем. Актуально для мини бизнеса;

  • контейнерная АЗС.

    Еще один мини вариант, который включает в себя объединённые блоки хранения и ТРК. Расположение хранилищ — над землей. Имеется 2 разновидности контейнерных АЗС, что подразделяются в зависимости от вместимости резервуаров – «А» (больше 20 кубометров) и «Б» (менее 20 кубометров);

  • модульная АЗС.

    Один из оптимальных вариантов для плана по бизнесу, что ориентирован на мини формат. Контейнер и ТРК имеют единую конструкцию. Как и с контейнерными АЗС, модульные имеют аналогичное деление на тип «А» и «Б»;

  • передвижная АЗС.

    Как понятно из названия, топливная система хранения и раздачи имеет шасси, реализованное в качестве прицепного. Конструкции хорошо себя показывают в мини бизнесе, однако, в качестве топлива здесь может реализовываться лишь его жидкий аналог – бензин.

Существует еще более 7 разновидностей АЗС газового типа, однако, скажем сразу, что влиться в нишу бизнеса чисто на данном продукте нереально, потому, начинающему предпринимателю газозаправочную станцию, как старт проекта, даже не стоит рассматривать.

Оптимальными для плана по бизнесу в 2021 году считаются классические АЗС и модульные/передвижные автозаправочные станции, которые легко могут сменить место размещения. Первый вариант потребует более существенных инвестиций в бизнес, но и доход у такой АЗС будет значительно выше.

Оборудование и персонал на АЗС

Количество персонала для АЗС формируется на основании масштабов открываемого бизнеса. Важный момент для каждого ново принятого сотрудника – сертификаты профессиональной подготовки. Получить данную корочку человек может на специализированных курсах в близлежащих городах.

Читайте также:  Инвестиции: основы эффективного управления. Задачи, этапы и методы управления

Штат сотрудников будет состоять из:

  • технических сотрудников, что будут выполнять обязанности по заправке транспортных средств, подкачке колес и других услуг, предусмотренных в прайс листе автозаправочной станции;
  • кассир, на плечи которого ляжет расчет, и возможное приготовление кофе по заказу клиента автозаправки;
  • продавец – при наличии на заправке мини магазина;
  • ремонтник – отвечает за работоспособность оборудования помогает в оказании услуг по легкому ремонту автотранспортных средств клиентов колонки;
  • охранники – 2 человека, что будут работать посменно для обеспечения безопасности вашего бизнеса;
  • уборщица – занимается наведением порядка как в помещении АЗС, так и по прилегающей территории;
  • электрик – работает по договору и вызывается в случае необходимости.

Как правило, бухгалтерия в бизнес плане отдается на аутсорсинг, потому, здесь предпринимателю удастся немного сэкономить. То же самое касается и должности управляющего, которую на себя берет сам владелец. По мере расширения бизнеса, конечное число сотрудников автозаправки может увеличиваться пропорционально.

Какое оборудование потребуется:

  • нержавеющие цистерны (3-4 шутки) с емкостью в 30 кубометров каждая. Точное количество определяется из расчета видов топлива, что будет реализовываться на АЗС в соответствии с бизнес планом;
  • резервуар для хранения топлива при аварийных ситуациях – 1 шутка объемом от 20 кубометров;
  • пожарный резервуар – 1 штука от 10 кубометров;
  • раздаточные колонки, желательно, оснащенные датчиками по расходу выдаваемого топлива;
  • система автоматизированного типа по управлению заправкой;
  • POS-терминал;
  • компьютеры периферия к ним;
  • оборудование для обеспечения противопожарной безопасности;
  • охранная система видеонаблюдение (по желанию).

В отношении программных решений для управления бизнесом, предпринимателю лучше воспользоваться уже готовыми системами от известных производителей. Те же S&B или Smart Oil будет самое то. Точное количество единиц оборудования зависит, опять-таки, от формата колонки и ее продуктивности по реализации топлива.

Как продвигать бизнес – маркетинговый план проекта

Перед проработкой маркетинговой стратегии развития бизнеса, необходимо проанализировать некоторые параметры. В первую очередь – конкуренция на локальном рынке и оптимальность выбранного места под заправку. Если предпринимателю удалось выбить площадку с большим притоком клиентов, и, вместе с тем, отсутствием монополистов рынка, бизнес пойдет в гору намного быстрее. Предпосылки к данному решению мы детально описали в аналитической части выше.

На втором месте стоит – ассортимент услуг и цены. С мини АЗС все понятно – реализация топлива примитивный сервис. С традиционной заправкой все гораздо интересней – это и СТО и мини маркет, и мойка машин еще куча различных предложений, что могут быть полезными для клиента.

В отношении косвенного источника прибыли с АЗС – ситуация аналогична. В таблице выше показано оптимально долевое соотношение, основанное на уровне спроса той или иной продукции АЗС.

Влияние сезона при планировке работы АЗС – весьма незначительный фактор, которым можно пренебречь. Учитывая время на оформление документации, отстройку площадки и помещения под заправку, для достижения оптимального уровня реализации топливной продукции может уйти до 12 месяцев – пессимистичный вариант развития событий. При умелой рекламной кампании в бизнес плане АЗС, данный срок можно сократить на 60%-90%.

Инструменты по раскрутке бизнеса:

Не лишним станет и периодическое проведение акций по скидкам на топливо – это привлечет больше постоянных клиентов увеличит эффект «сарафанного радио», тем самым, снизив траты на рекламную кампанию бизнеса.

Расчетная часть бизнеса по АЗС

Бизнес план по АЗС нельзя назвать быстро окупаемым проектом. По статистике, более 90% бизнесменов возвращают инвестиции не ранее 4 лет с момента открытия автозаправочной станции. Хорошие связи или работа под франшизой сокращают срок до 3 лет, однако, этот временной промежуток для начинающего предпринимателя также нельзя назвать удовлетворительным.

Разовые расходы на открытие:

В итоге, только для запуска самой колонки нам потребуется инвестировать около 3 820 000 рублей. Если бы на этом все и закончилось, то предлагаемый бизнес план был бы не столь и дорогим, однако, в учет необходимо брать и ежемесячные траты.

Ежемесячные расходы на бизнес:

Помимо стартового капитала на открытие, придется в бизнес плане АЗС предусмотреть и 3 886 000 рублей на ежемесячные расходы, и это только по предварительным просчетам. На практике, сумма может оказаться куда больше — 20%-40%.

Доходная часть формируется на основании наценки, что будет зависеть от спроса и дополнительных услуг, предоставляемых клиентам в рамках точки реализации. При ставке дисконтирования в 10%, тока безубыточности составит порядка 500 000 рублей, однако, ее преодоление произойдет лишь после достижения заправкой высоких объемов продаж, на что уйдет от 7 до 9 месяцев после старта.

Своя АЗС. Как стать владельцем собственной заправочной станции?

Бизнес план мини азс – особенности ниши эконом заправок

Как вы уже поняли, полномасштабная АЗС – это не самое дешевое удовольствие, в особенности, для начинающего предпринимателя. Наценка в 20% не спасает ситуацию, так как наш народ привык удваивать инвестиции, а не довольствоваться малым. Все вышесказанное наталкивает на вполне адекватное решение – открытие мини автозаправки.

Популярность к мини заправкам пришла в 2021 году, когда объект был выведен из-под влияния Ростехнадзора. В 2021 году, классификацией станций занимается МЧС, подключение старого органа влияния производится лишь в том случае, если бизнес имеет расположение на опасном типе производства.

Особенности конструкции мини АЗС:

Несоответствие оговоренным нормам влечет за собой автоматический переход мини АЗС (КАЗС) в другой тип классификатора, соответственно, все преимущества контейнерного решения предприниматель теряет. В отношении документации к мини заправке, то здесь необходимы декларация таможенного союза и техпаспорт эко/санитарный сертификаты.

Автоматизировать мини заправку гораздо проще нежели полноценную АЗС. Достаточно установить автоматическую систему безоператорного контроля дистанционного типа, что будет выдавать топливо по чипам или смарт-картам. Цена одной мини заправки – от 100 000 рублей.

Следует также понимать, что бизнес план мини АЗС не сможет приносить вам многомиллионный доход, так как объемы реализуемого топлива будут весьма скромны. Даже с учетом наценки в 30%-40%, чистая месячная прибыль навряд перевалит отметку в 100 000 рублей.

Источник

Выгодно ли открывать азс?

Исследования ниши бизнеса показывают, что рынок АЗС постепенно достигает пика своего насыщения. Крупные автозаправочные станции сейчас имеются даже в небольших населенных пунктах, а если брать в расчет города-миллионщики, то конкуренция здесь просто огромная.

Преимущества АЗС как бизнеса:

  • стабильный спрос на топливо автозаправочных станций по всем регионам страны;
  • множество каналов для поставки и сбыта продукции;
  • высокий уровень адаптации АЗС к постоянно меняющемуся рынку;
  • бизнес может гибко подстраиваться под запросы клиента в отношении объемов поставок и скидок на топливо.

Многие эксперты считают, что новая модель бизнес плана АЗС должна предусматривать вертикально интегрированную структуру, а именно — НПЗ-АЗС. Большие траты на транспортировку топлива заставляют предпринимателей повышать стоимость реализуемой продукции, как следствие, низкая конкурентоспособность и высокий риск потери дела.

Франшиза АЗС: 5 топовых предложений

Отрицательный стороны бизнеса:

  • высокий уровень конкуренции со стороны других АЗС, имеющих более выгодные условия поставки топлива, либо работающих по франшизе;
  • низкокачественная работа сотрудников АЗС;
  • вероятность повреждения либо полной поломки оборудования бизнеса.

Кроме того, существуют и другие угрозы бизнес плану АЗС – рост цен на топливо с понижением уровня спроса, скачки по арендной плате либо полное расторжение договора аренды площади под АЗС, снижение покупательской способности населения и так далее.

Владелец бизнеса может сгладить часть рисков за счет расширения возможностей плана проекта. Сюда относят увеличение ассортимента услуг, сотрудничество с заказчиками топлива корпоративного характера, открытие сопутствующих направлений в бизнесе – кафе, мини рестораны и так далее.

Читайте также:  Развитие ВИЭ в Узбекистане - RenEn

Последние тенденции рынка указывают на постепенную модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий, что приведет, в итоге, к полному насыщению ниши АЗС высокооктановым топливом. В связи с этим, рентабельность бизнеса возрастет на 30%-40%, как минимум, а это значит, что разработка бизнес плана АЗС станет вполне приемлемым решением как для ИП, так и ООО.

Замглавы минэнерго объяснил связь цен на бензин с курсом рубля

В Минэнерго объясняют рост оптовых цен на бензин нехарактерным для дорогой нефти ослаблением рубля. При этом Павел Сорокин говорит, что в 2021-м розничные цены на бензин растут на уровне инфляции, и эта динамика будет сохраняться

Цены на бензин в России традиционно «растут более активно, чем снижаются», однако для этого есть причины. Об этом заявил в интервью РБК замглавы Минэнерго Павел Сорокин.

«Мировая цена на нефть очень волатильная, она может существенно корректироваться, как вверх, так и вниз в очень короткие промежутки времени. А при росте цен на нефть росли и цены на АЗС. К тому же, каждый год происходит пересмотр акцизов, меняется курс рубля и другие факторы, которые влияют на рублевую составляющую цены сырья», — пояснил замминистра.

Он также отметил, что на мировом рынке цены на нефть с начала 2021 года повысились (с $51 за баррель 4 января до $62 23 марта), но курс рубля не укрепился. «Рубль остается достаточно слабым, что не свойственно ему при росте цен на нефть. То есть сейчас бочка (баррель нефти в перечете на рубли. — РБК) стоит более 5 тыс. руб., полгода назад цена была 3,2 тыс. руб.», — сказал замминистра.

Video

Как и где можно купить нефть на бирже физическому лицу, покупка фьючерсов на нефть

Фьючерс на нефть — основной инструмент покупки ресурса на финансовых рынках. Торговля фьючерсами сосредоточена на американской бирже CME. Она является крупнейшей торговой площадкой в мире по торговле деривативами, которая объединила участников биржевых и внебиржевых торгов и создала единый рынок товарных, индексных, процентных и валютных деривативов, построенный на единой технологической платформе.

На CME можно купить два фьючерса на нефть — сорта WTI (West Texas Intermediate, или Texas Light Sweet Grude Oil) и сорта Brent. Объём фьючерсов составляет 1000 баррелей нефти, а цена выражается ценой нефти за баррель с двумя знаками после запятой. Минимальный шаг цены — 0,01 пункта, цена одного минимального шага цены — 10 долларов. Срок исполнения фьючерсов — каждый календарный месяц, последний год исполнения (для 2020 г.) — 2031 г. для WTI и 2028 г. для Brent.

Фьючерс на WTI (Crude Oil Futures), код CL, является поставочным: приобретая такой фьючерс, покупатель обязан при выходе на экспирацию выкупить нефть, которую поставляет продавец. Причём поставка товара происходит в течение месяца исполнения фьючерса на условиях FOB в Кушинге (Cushing), штат Оклахома. Торговля осуществляется на бирже NYMEX и заканчивается перед исполнением: как правило, это третий вторник месяца (за три или четыре дня до 25-го числа).

Например, у июньского фьючерса 2020 г. последний день торговли был 19 мая 2020 г. Поставка нефти по фьючерсу производилась в течение июня.

Фьючерс на сорт нефти Brent (Brent Last Day Financial Futures), код BZ, является расчётным — по нему не производится поставка. В последний день расчёта контракта со счёта покупателя и продавца списывается сумма вариационной маржи и возвращается гарантийное обеспечение.

Последний день обращения фьючерса — последний вторник или последняя пятница месяца. День закрытия (расчётов) по контракту — первый рабочий день следующего месяца. Месяц контракта (месяц, для которого берутся форвардные цены для расчёта значения фьючерса) — следующий за месяцем расчёта.

Для примера — июльский фьючерс 2020 г.: последний день торговли — 29 мая 2020 г., день расчётов — 1 июня 2020 г.

Купить американскую нефть марки Brent можно на крупнейшем рынке соответствующих фьючерсов — бирже ICE. Эта биржа определяет индекс ICE Brent Crude Oil Index, на основании которого производится расчёт цены фьючерса на CME и ФОРТС.

Фактически фьючерс на нефть марки Brent, в отличие от фьючерса на нефть сорта WTI, является фьючерсом на форвардные цены Brent.

Параметр №1. среда рынка и долевое распределение

Для России, АЗС – это монопольный рынок. Более 80% автозаправочных станций различного формата сосредоточены в руках крупных холдинговых компаний, таких как Лукойл, Роснефть, ТНК и другие. В розничной части бизнеса по субъектам РФ, холдинги составляют порядка 32% от всего объема.

Охват рынка АЗС по регионам:

  • «Роснефть» — бизнес захватил лидерство в 17 регионах нашего государства по количеству АЗС и объему реализуемого топлива;
  • «ЛУКОЙЛ» — бизнес занимает лидирующие позиции в 14 регионах Российской Федерации;
  • «Сургутнефтегаз» — охват 4 регионов РФ;
  • ТНК-ВР и «Газпром нефть» — по 3 региона.

Если брать в расчет лишь бензин, то почти 80% рынка захвачено именно холдинговым бизнесом. Общее число АЗС по территории нашего государства сейчас составляет более 30 000 точек. Количество АЗС, что входят в группу лидирующих компаний не более 9 000, однако, доля продаж на эти заправки превышает 50% суммарного объема, что свидетельствует о полной беспомощности малого бизнеса, пытающегося выбить место под солнцем в данной нише.

Из этого следует, что объемы продаж у бизнеса с обычных АЗС в 2-3 раза ниже, нежели у более раскрученных сетей. При входе в данное направление с нуля, предприниматель может надеется на охват только 25%-35% рынка, и то, придется конкурировать с другими частниками, работающих по той же схеме.

Стратегические портфельные инвестиции

Долгосрочные вложения в акции нефтяных компаний.

Вам доступны «голубые фишки» или акции молодых компаний с хорошим потенциалом роста. Спотовая стоимость акций зависит от цены нефти и перспектив объекта вложений (например, доступ к новым месторождениям). Поскольку цена нефти — фактор, слабо предсказуемый, вложения только в нефтедобывающие активы несут в себе высокую степень риска.

Компания

Страна

Капитализация, млрд долл.

Exxon Mobil

США

363,3

Royal Dutch Shell

Нидерланды

210,0

PetroChina

Китай

203,8

Chevron

США

192,3

Total

Франция

121,9

Sinopec

Китай

89,9

Газпром

Россия

57,1

Роснефть

Россия

51,1

Reliance Industries

Индия

50,6

Лукойл

Россия

36,8

Крупнейшие зарубежные компании имеют листинг на биржах Нью-Йорка или Лондона и объединены в фондовый индекс Amex Oil Index (XOI). Среди российских нефтяных активов, торгующихся на московской бирже, можно также выделить: «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Татнефть», «Башнефть».

Финансовые спекуляции

Прямые инвестиции не всем по карману. Долгосрочные портфельные вложения менее надежны. Что остается? Краткосрочные и среднесрочные вложения в акции нефтяных компаний и их деривативы. Наиболее популярный и доступный способ инвестирования, поскольку минимальный порог входа начинается от 100 долл. Вкладчику доступны:

  • операции на спотовом рынке;
  • игры с производными финансовыми инструментами (фьючерсы, опционы).

Любые финансовые инструменты по этому базисному активу широко распространены, поскольку:

  • рынок нефти носит глобальный мировой характер и его обороты весьма существенны на любой фондовой бирже;
  • как следствие, финансовые инструменты обладают высокой ликвидностью;
  • средняя цена фьючерсных инструментов хорошо коррелирует со спотовым рынком, что дает инвестору большую гибкость и маневренность;
  • базисный актив стандартизирован, сделки совершаются оперативно и дистанционно.

Войти на рынок вы можете самостоятельно в качестве индивидуального инвестора (через брокера) или доверить свой капитал профессионалам:

Занимаясь финансовыми спекуляциями, всегда помните, что нефть — волатильный и слабо прогнозируемый актив, а, значит, все риски вы принимаете на себя. На колебаниях цен можно потерять значительные суммы.

Перед тем, как выйти на фондовый рынок:

  • Определите долю капитала в своем портфеле, которую вы готовы выделить под нефть. Наша рекомендация — не более 20%.
  • Проанализируйте политические новости и макроэкономические тренды (информации в интернете недостаточно).
  • Изучите положение дел не только потенциальных объектов инвестиций, но и ведущих игроков. Помните, что рынок обладает высокой степенью концентрации, и крупные игроки оказывают на него существенное влияние.
  • Выберите правильный момент входа. Учтите фактор сезонности (наибольший спрос наблюдается летом и зимой).
  • Досконально разберитесь в механике спотовых и фьючерсных контрактов.
  • Выберите надежного посредника.
Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.