Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Выгодные вклады

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий

свободы договора сложились под влиянием идеи справедливости. При этом идею справедливости и идею свободы договора следует рассматривать не как противоборствующие, а взаимодействующие, когда

первая влияет на содержание второй, а также позволяет воплощать ее в реальность.

Статья поступила 15.09.2021 г.

Библиографический список

1. Аракелян А.Ю. Справедливость в российском гражданском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. Краснодар, 2008. 26 с.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2021. 847 с.

3. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей оОн 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 05 апреля.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 5 мая 2021 г. № 129-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

5. Забоев К.И. Принцип свободы договора в российском гражданском праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.03. Екатеринбург, 2002. 26 с.

6. Иванова С.А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01; 12.00.03. Владимир, 2006. 45 с.

7. Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее пределы. Т. 1: Теоретические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его ограничений. М.: Статут, 2021. 452 с.

8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1 993 г. (в ред. от 21 июля 2021 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 31. Ст. 4398.

9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М, 2002. 288 с.

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 т. / пер. с нем. М.: Междунар. отношения, 1998. Т. 2. 512 с.

УДК 338.12

ОСОБЕННОСТИ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Н.А. Моисеенко1

Государственный университет управления, 109542, Россия, г. Москва, Рязанский проспект, 99.

В современных условиях экономического развития проблемы инвестирования реконструкции действующих объектов и пути обоснования инвестиций в процесс воспроизводства основных фондов становятся все более острыми и актуальными. Важно признание формы массового обновления действующих основных фондов. Очевидно, что замена не происходит как простое введение одних вместо других, а требует изменения ряда прочих групп основных фондов предприятия – его реконструкции. Рассмотрены вопросы обоснования инвестиционных проектов реконструкции с точки зрения целесообразности ее проведения. В целях повышения эффективности инвестирования реконструкции акцентируется внимание на моделировании реконструктивных работ в условиях действующего производства. Рассматриваются также вопросы управления и организации процесса реконструкции. Ил. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: инвестиции; реконструкция; организация реконструктивных работ; классификация.

SUBSTANTIATION FEATURES OF INVESTMENT PROJECTS FOR OPERATING FACILITY RECONSTRUCTION N.A. Moiseenko

State University of Management, 99 Ryazanskii pr., Moscow, 109542, Russia.

The problems of investment in the reconstruction of operating facilities and feasibility study methods for the process of fixed asset reproduction are becoming more urgent and pressing under current economic conditions. It is important to recognize the form of fixed asset mass update. Apparently, replacement does not occur as a simple introduction of ones instead of the others, but requires the change in a number of other groups of enterprise fixed assets i.e. enterprise reconstruction. The article deals with the questions of justification of reconstruction investment projects in terms of reconstruction feasibility. In order to improve the efficiency of reconstruction investment the paper focuses on the modeling of reconstruction works at an enterprise in operation. The issues of management and organization of reconstruction are considered as well. 1 figure. 4 sources.

Key words: investment; reconstruction; organization of reconstruction works; classification.

Моисеенко Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, строительства и управления инвестициями, тел.: 89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru

Moiseenko Natalia, Doctor of Economics, Professor of the Department of Construction Economy and Investment Management, tel.: В92бб270340, e-mail: mcua3@yandex.ru

Результаты инвестиционной политики в целом по России весьма скромны. В ближайшие годы износ основных фондов достигнет в среднем 70-80% в разных отраслях экономики, и тогда говорить о воспроизводстве основных производственных фондов будет крайне проблематично. Поэтому проблеме реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий на новой технической основе с учетом последних новейших разработок в области инноваций, как наиболее приемлемой на сегодняшний день, следует уделять повышенное внимание.

Реконструкция предприятий инвестиционно-строительной сферы связана с необходимостью решения целого ряда проблем, ведущей среди которых является формирование единого подхода к осуществлению преобразований, обеспечивающих эффективность формирования инвестиционных решений и результатов их реализации [1; 4].

Существующие подходы к вопросам управления реконструкцией и технического перевооружения не учитывают всей совокупности взаимосвязей внутренней и внешней среды бизнеса. Более того, они не учитывают возможностей дальнейшего функционирования предприятия в целях обеспечения его устойчивого и эффективного развития на основе проведения мероприятий по реконструкции, снижающих, в конечном счете, отдельные затраты, минимизирующих риски предпринимательской деятельности, повышающих конкурентоспособность продукции [2].

Недостаточная эффективность капитальных вложений при реконструкции ряда действующих предприятий свидетельствует о том, что предлагаемые проекты не всегда предусматривают прогрессивные инновационные технические решения для использования интенсивных факторов производства.

Кроме того, инвестиционные проекты реконструкции недостаточно проработаны с точки зрения технологии производства реконструктивных работ. Как правило, не учитываются особые условия проведения реконструктивных работ, дополнительные затраты на использование особых видов строительных машин и механизмов, при составлении проектно-сметной документации не учитываются поправочные коэффициенты к нормам выработки, учитывающие особенности проведения работ в стесненных условиях действующего производства. В проекты не закладываются варианты особых инженерных решений в процессе проведения реконструкции. И, наконец, в проектах реконструкции не учитываются отраслевые особенности, влияние которых на эффективность проведения реконструкции достаточно велико.

Необходимо изменить само представление о содержании и целях реконструкции на современном этапе, сформировать новый подход к проектированию и обоснованию реконструктивных работ. Реконструкция должна рассматриваться в современных условиях не только как альтернатива новому строительству, не как вариант решения конкретной хозяйственной задачи, а как закономерная стадия воспроизводства основных

Читайте также:  Распределение капитала при выходе из инвестиций > Выход из инвестиций и распределение прибыли

фондов на новой технической основе.

При разработке проектов организации строительства в составе проекта на реконструкцию, сравнительную оценку вариантов организации реконструкции рекомендуется производить по критерию минимума приведенных затрат, учитывающему текущие и единовременные затраты по строительному производству, экономические эффекты (потери) от изменения производственных мощностей (если объект промышленного строительства) или объемно-планировочных и конструктивных характеристик (если объекты жилищного или гражданского назначения) и период его реконструкции и эффект от сокращения продолжительности реконструкции за счет инновационных технологий и организационных решений.

При разработке проекта производства работ на реконструкцию предприятий различных категорий сложности в качестве критерия сравнительной эффективности вариантов организации реконструкции рекомендуется использовать приведенные затраты, учитывающие текущие и единовременные затраты по строительному производству, экономический эффект (потери) за счет увеличения текущих затрат в основное производство в период реконструкции, а также разовые эффекты от сокращения продолжительности реконструкции [3].

Варианты организации реконструкции различаются технологически допустимыми методами проведения реконструкции на объекте в целом или по отдельным очередям и этапам, количеством очередей реконструкции, последовательностью проведения отдельных работ, степенью совмещения и интенсивностью выполнения работ на отдельных объектах.

Задача выбора рациональной организации реконструктивных работ заключается:

– в определении экономически обоснованной последовательности выполнения работ на каждой очереди проведения реконструкции;

– выборе оптимальной очередности выполнения работ реконструкции и технического перевооружения (в случае сочетания разных видов реконструкции в рамках одного объекта) и четком определения сроков проведения реконструктивных работ;

– выявлении степени совмещения строительно-монтажных работ и работ по монтажу технологического оборудования.

Из инвестиционной программы развития отрасли известно:

– количество реконструируемых объектов;

– вид реконструкции, который предполагается провести на каждом из объектов;

– объем выпуска готовой продукции по каждому виду реконструкции по каждому объекту с учетом выбранных инновационных материалов или технологий;

– капитальные вложения (сметная стоимость) и объем работ; прирост стоимости основных фондов в результате проведения реконструкции;

– объемы закупок и поставок материалов в зависимости от применяемых технологий.

В качестве дополнительных исходных данных

можно привлечь:

– тип совмещения реконструктивных работ на каждом объекте и допустимое совмещение работ по монтажу технологического или инженерного оборудования;

– количество технологически допустимых очередей ввода в действие новых мощностей;

– технологически допустимые методы проведения реконструкции и технологические взаимосвязи между объектами реконструкции и объектами основного производства;

– интенсивность выполнения реконструкции каждого объекта и среднегодовое количество трудовых ресурсов, выделяемых на выполнение данного вида работ.

К ограничениям можно отнести:

– непрерывность проведения реконструктивных работ;

– соблюдение технологических зависимостей в каждый момент времени;

– величину трудовых ресурсов, занятых на выполнении реконструктивных работ, которая не должна превосходить заданных ограничений в любой момент времени;

– серьезную зависимость от организационных причин (особенно при проведении реконструкции жилого фонда) при монтаже технологического и инженерного оборудования;

– необходимость соблюдения заданных границ интенсивности выполнения реконструктивных работ.

Логика решения такой многоаспектной задачи предопределяет:

– агрегирование данных, характеризующих отдельные виды работ по каждому объекту;

– формирование ограничений по трудовым ресурсам по каждому объекту реконструкции в целом с учетом объемов строительно-монтажных работ и работ по монтажу технологического и инженерного оборудования;

– вычисление средневзвешенной технологически допустимой степени совмещения СМР и монтажа технологического оборудования;

– определение средней интенсивности выполнения работ на каждом объекте;

– экономическое обоснование последовательности выполнения реконструктивных работ на отдельных объектах и соответствующих ей рациональных сроках и интенсивности ведения таких работ путем перебора всех возможных вариантов с учетом соответствующих ограничений, накладываемых технологическими связями между отдельными объектами реконструкции.

Для каждой фиксированной перестановки необходимо осуществление рационального распределения ресурсов между объектами на основе вычисления сроков выполнения реконструктивных работ и общего срока реконструкции.

Далее на основании полученных результатов формируется календарный план выполнения рекон-

структивных работ по всем объектам для варианта с наименьшими потерями. И, наконец, моделируется процесс реконструкции, в результате чего уточняется размер потерь, определяются сроки ввода в действие и необходимые размеры капитальных вложений по периодам реконструкции.

При проектировании строительно-технологической части инвестиционного проекта реконструкции выходные параметры данной задачи служат для:

1) разработки календарного графика, определяющего очередность включения отдельных производств в общий поток работ по реконструкции и техническому перевооружению, а также последовательность и многовариантность совмещения различных видов реконструкции на одном объекте;

2) распределения капитальных вложений по периодам реконструкции;

3) определения по периодам реконструкции потребности в трудовых и материально-технических ресурсах;

4) определения сроков поставки технологического оборудования;

5) расчета общей продолжительности реконструкции и сроков выполнения работ на каждом объекте.

Далее необходимо выбрать наиболее рациональный вариант процесса организации реконструкции, на основании которого впоследствии будет разрабатываться проект организации строительства (ПОС). В этой связи помимо перечисленных выше параметров необходимо знать варианты допустимых решений по организации реконструкции, которые должны быть сформированы с учетом ограничений, накладываемых условиями в которых проводится реконструкция объекта.

В ряде случаев при организационно-технологическом проектировании могут быть заданы продолжительности реконструкции и показатели, необходимые для сравнительной оценки вариантов организации реконструкции с учетом применяемых инновационных методов и технологий.

На основании проведенных расчетных исследований определяется рациональный вариант организации реконструкции предприятия по критерию минимума приведенных затрат с учетом экономических потерь или эффектов предприятия в результате изменения объемов выпуска продукции по периодам реконструкции. При этом определяются технологически обоснованная и экономически целесообразная продолжительность реконструкции, а также временные характеристики для составления организационно-технологической модели проведения реконструкции, сроки начала и окончания работ, что, в свою очередь, позволит разработать четкий график закупки и поставки материалов и оборудования с наименьшими потерями и минимальными запасами.

Блок-схема проектирования организации реконструкции представлена на рисунке.

Формирование исходной информации

Выбор варианта организации реконструкции, учитывающею ограничения технологии промышленного и строительного производств (1 < Z < Limit)

Вычисление временных параметров

I = i 1

Определение производственной мощности предприятия и объемов выпуска продукции в период реконструкции

Z = z 1

Блок-схема проектирования рациональной организации реконструкции действующих предприятий

Таким образом, представленный подход к проектированию организации реконструкции объектов позволяет обосновать рациональные решения по строительному производству при проведении реконструктивных работ, что, в свою очередь, повышает досто-

Читайте также:  Инвестиционные проекты и их классификация по целям

Библиограф

1. Моисеенко Н.А. Обоснование отбора инвестиционных предложений на стадии прединвестиционных исследований // Вестник университета. М., 2008. № 7.

2. Моисеенко Н.А., Котов И.А. Особенности управления инвестиционными программами реконструкции действующих предприятий // Строительство. Экономика и управление. М., 2021. № 1.

верность и аргументированность проектов реконструкции действующих предприятий и объектов и, как следствие, заинтересованность потенциальных инвесторов.

Статья поступила 13.11.2021 г.

ский список

3. Серов В.М. Об оценке эффективности функционирования и обновления основных фондов // Строительство. Экономика и управление. М., 2021. № 4.

4. Яськова Н.Ю. Методологические проблемы синхронизации деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях // Научное обозрение. М., 2021, № 9. С. 505-507.

Механизмы привлечения

Для привлечения частных инвестиций в такие проекты в России существует несколько форматов государственно-частного партнерства, включая долгосрочные инвестиционные соглашения и концессии.

В рамках механизма ГЧП частный партнер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует объект и передает права собственности на него государству, а взамен получает компенсацию расходов и установленную в соглашении прибыль.

Первые частные средства на основе механизмов ГЧП на федеральном уровне были привлечены в 2009 году по двум проектам — участку платной автодороги М-11 «Нева» и платному обходу подмосковного Одинцово. Объем инвестиций в объекты достиг 59 млрд руб. и 25 млрд руб. соответственно.

Если речь идет о бесплатной дороге, затраты и прибыль инвестора компенсируются только из бюджета. Если же проезд по объекту платный, инвестиции возвращаются из средств, собранных за проезд по автомобильной дороге. При этом на стадии эксплуатации, в случае с платной трассой, средства на ее содержание и ремонт также поступают за счет сбора платы, что существенно снижает нагрузку на бюджет в долгосрочной перспективе.

За счет долгосрочности и дополнительных гарантий механизм КЖЦ позволил увеличить долю инвесторов в расходах на создание объектов. Так, в рамках соглашения на сооружения платного обхода Вышнего Волочка на трассе М-11«Нева», подписанного в конце 2021 года, инвестор обязался привлечь около 5 млрд руб., то есть примерно 10% стоимости проекта. К 2021 году доля частных вложений, закрепленная в соглашениях, выросла до 25% и более.

При этом инвесторы привлекаются фактически на готовые площадки. Если в начале 2000-х годов бизнес был вынужден сам формировать проекты и потом ждать помощи от бюджета, то теперь ситуация принципиально изменилась. Государство за свой счет проводит подготовку территорий, обеспечивает прохождение экспертизы и только затем приглашает в проект инвесторов.

Перспективные проекты

В 2020 году стартовали такие проекты как автодорога М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК), обход г. Аксай в составе трассы М-4 «Дон». Идет реконструкция участков трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» (общая стоимость проекта порядка 900 млрд руб.), до трети из которых могут составить частные инвестиции. Все перечисленные проекты входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Наиболее крупные проекты, прежде всего новая дорога М-12, разделены на восемь этапов, у каждого из которых определены разные подрядчики. Одна компания просто не потянула бы такой большой километраж.

Существует десять проектов для совместной реализации бизнеса и государства. Работать над ними планируется параллельно.

После завершения работ все участки дорог планируется эксплуатировать на платной основе, что позволит извлечь гарантированную прибыль.

  • Трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань

Новая автодорога (общая стоимость проекта более 700 млрд руб.) должна обеспечить связи между экономическими центрами и агломерациями. После ввода в эксплуатацию М-12 время в пути от Москвы до Казани сократится почти вдвое — с 12 до 6,5 часов.

Трасса станет одним из основных элементов опорной сети скоростных дорог в направлении Урала и частью самого протяженного в мире международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай». В состав этого коридора также войдут трассы М-11, участки ЦКАД и другие магистрали.

Помимо экономических, М-12 решает и социальные задачи. «На существующей трассе М-7 «Волга» аварийность раза в три больше, чем на всей федеральной сети. Треть трассы идет по населенным пунктам, она содержит полторы тысячи примыканий к другим дорогам. Местный трафик надо физически отделять от транзита», — поясняет глава Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин.

Скоростную трассу планируют завершить в 2024 году, при этом все участки магистрали будут строиться параллельно.

  • Дальний западный обход Краснодара

Строительство автодороги в обход Краснодара призвано вывести транзитный трафик за городскую черту. Кроме того, проект позволит увеличить пропускную способность дальних подходов к региональной столице и сократить время в пути к Черному морю.

В феврале прошлого года Главгосэкспертиза дала положительное заключение по проекту. А летом 2021 года на площадке начались земельно-кадастровые работы. В начале сентября 2021 года по результатам конкурсных процедур ГК «Автодор» заключила соглашение на строительно-монтажные работы и эксплуатацию.

Инвестиционную стадию планируется завершить в течение трех лет, после этого объект начнут эксплуатировать на платной основе.

  • Обход города Аксай в составе трассы М-4 «Дон»

Новый 35-километровый участок трассы М-4 «Дон» в Ростовской области — это пятый этап масштабного дорожного проекта «Обход города Аксай». Он предусматривает возведение скоростной магистрали на отрезке с 1036-го по 1072-й км трассы.

Проект поможет разгрузить действующий участок М-4, который давно исчерпал свою пропускную способность. Сейчас при пиковых нагрузках по трассе проезжают до 117 тыс. автомобилей в сутки (норматив — не более 40 тыс.).

В марте Главгосэкспертиза рассмотрела проектно-сметную документацию на новый участок и приняла положительное решение. Подготовка территории уже завершена. Соглашение по результатам конкурсных процедур также заключено в сентябре 2020 года.

  • Реконструкция участка М-4 «Дон» с 715-го по 933-й км

Реконструкция предполагает повышение технической категории дороги, что позволит автомобильному потоку двигаться по ней быстрее и комфортнее. После завершения работ характеристики дороги улучшатся, и этот отрезок трассы станет платным.

  • Реконструкция участка М-1 «Беларусь»

Федеральную трассу М-1 от МКАД до границы с Белоруссией начали обновлять в конце 2000-х годов. Рядом с Москвой построен обход Одинцово. Выход на МКАД с М-1 «Беларусь» протяженностью 18,5 км эксплуатируется на платной основе. Оператором выступает компания «Новое качество дорог» (принадлежит УК «Лидер»).

Читайте также:  Эксперты оценили снижение инвестиций в малом бизнесе РФ в 36% во II квартале - Экономика и бизнес - ТАСС

Теперь Госкомпания «Автодор» реконструирует отрезок с 33-го по 86-й км, от Голицыно до Дорохово. По итогам работ улучшится транспортное сообщение внутри московской агломерации — между столичным регионом и административными центрами.

Кроме того, участок обеспечит транспортный доступ к объектам Минобороны: аэродрому «Кубинка» и парку «Патриот».

Проект реализуется в два этапа. На первом из них (2021—2022 годы) участок с 45-го по 66-й км передадут на реконструкцию в рамках договора подряда. На втором этапе планируется реконструировать отрезок с 66-го по 86-й км и провести комплексное обустройство участка с 33-го по 45-й км.

План до 2024 года

Расходы России на инфраструктуру в период до 2030 года могут превысить 90 трлн руб., подсчитали в McKinsey Global Institute. Для сравнения: доходы федерального бюджета в прошлом году составили около 20 трлн руб.

Полностью профинансировать инфраструктурное развитие только за счет государства практически невозможно. Поэтому власти активно привлекают бизнес к решению этой задачи, в том числе в рамках национальных проектов.

В конце 2021 года правительство утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Документ стал 13-м по счету и одним из самых объемных нацпроектов из всех сформированных на базе майского указа президента. Только в транспортной части его стоимость составляет 6,35 трлн руб.

Больше половины этих средств (3,26 трлн руб.) планируется получить из внебюджетных источников. Остальное профинансирует федеральная казна и регионы.

В план включен целый ряд крупных федеральных проектов, в том числе «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,7 трлн руб.) и «Европа — Западный Китай» (655 млрд руб.). Общие задачи — развить транспортные коридоры, улучшить экономические связи между территориями, существенно повысить грузооборот.

Расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий

Капитальные вложения представляют собой затраты материальных, технических и трудовых ресурсов в денежной форме, направленные на воспроизводство основных фондов. Здесь следует упомянуть затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. При строительстве создаются новые производственные мощности в виде самостоятельных предприятий, их филиалов и отдельных производств. Кроме того, к новому строительству относится строительство на новой площади объекта взаимоликви- дируемого предприятия, при эксплуатации которого достигаются лучшие по сравнению с ликвидируемым предприятием экономические показатели по техническим или санитарно-техническим требованиям.

Расширение действующих предприятий, возведение дополнительных зданий и сооружений на действующих предприятиях осуществляются в целях увеличения мощности или пропускной способности зон технического обслуживания и ремонта.

Реконструкция действующего предприятия направлена на повышение технико-экономического уровня производства, улучшение условий труда и повышение его производительности. Она должна осуществляться в более короткие сроки и с меньшими затратами по сравнению с новым строительством.

Техническое перевооружение действующих предприятий предполагает комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков (внедрение новой техники и технологий; механизация и автоматизация производства; модернизация и замена устаревшего оборудования и др.). Как правило, техническое перевооружение проводится без расширения существующих площадей.

Чтобы определить экономическую эффективность разработанного технологического процесса, надо сравнить:

  • 1) себестоимость восстановления или изготовления детали с ее стоимостью по прейскуранту;
  • 2) себестоимости восстановления детали разными способами.

Себестоимость восстановления или изготовления детали складывается из заработной платы производственных рабочих, накладных расходов и стоимости материалов, израсходованных на восстановление детали.

В общем виде себестоимость восстановления (изготовления детали), руб., определяется так:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

где 30 основная заработная плата производственных рабочих, руб.; Н3 начисления на заработную плату, руб.; См стоимость материала на восстановление (изготовление) детали, руб.; HP — накладные расходы, руб.

Расчет экономической эффективности внедрения проектов производственных участков авторемонтных предприятий показан в нижеприведенной задаче.

Задача 13.1. Внедрение прогрессивных методов ремонта на индустриальной основе.

Цель: реконструкция участка капитального ремонта кабин грузовых автомобилей с внедрением поточного метода.

Основные преимущества поточного метода ремонта: повышение производительности труда; уменьшение количества вспомогательных рабочих; сокращение производственного цикла ремонта; уменьшение незавершенного производства; снижение себестоимости ремонта.

Внедрение поточного метода позволит повысить качество ремонта и общую культуру производства, ликвидировать тяжелый физический труд за счет механизации технологических операций.

Таблица 13.1. Исходные данные для расчета экономической эффективности внедрения проектов производственных участков

Показатели

До внедрения

После внедрения

Годовая производственная программа капитального ремонта кабин автомобилей, ед.

2900

3800

Трудоемкость капитального ремонта кабины автомобиля, чел.-час

26,6

21

Себестоимость капитального ремонта одной кабины автомобиля, руб.

4 788

3 780

Капитальные вложения, руб.

2 260 500

Условия. В рассматриваемом примере приведен расчет экономической эффективности внедрения проекта реконструкции участка капитального ремонта кабин грузовых автомобилей.

С введением поточного метода производительность труда увеличилась на 26,7% и при том же количестве ремонтных рабочих годовая производственная программа капитального ремонта кабин автомобилей составила 3800 единиц.

Поточный метод капитального ремонта кабин автомобилей позволил применять менее квалифицированный труд ремонтных рабочих.

Внедрение проекта реконструкции участка потребовало капитальных вложений в размере 2 260 500 руб.

Решение:

Исходные данные для расчета приведены в табл. 13.1.

1. Повышение производительности труда:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

тогда ПТР = 100(26,6/21 -1) = 26,7%.

2. Снижение себестоимости КР кабин автомобилей:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

тогда Пс = 100(4788/3780-1) = 26,6.

3. Условное высвобождение численности персонала основной

деятельности:
Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

тогда АЧ= (26,6-21)3800/2900 = 7,3 чел.

4. Годовая экономия на эксплуатационных расходах:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

тогда Ээ = (4788 – 3780)3800 = 3 830 400,00 руб.

5. Годовой экономический эффект:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

тогда Эг = [4788 – (3780 0,15-260 500/?/3800)]3800 = 25 536 руб.

6. Срок окупаемости капитальных вложений:

Особенности обоснования инвестиционных проектов реконструкции действующих предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

  • 1. Какие критерии экономической эффективности деятельности предприятия вам известны?
  • 2. Что называют показателями повышения экономической эффективности? Что такое общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность?
  • 3. Как устанавливается классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия?
  • 4. Чем различаются инновационная и инвестиционная политика?
  • 5. Как осуществляется выбор источника финансирования инвестиций и порядок расчета необходимых капитальных вложений?
  • 6. Каким образом производится расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий?
Оцените статью