Выгодность пии для компании-инвестора
Компания-инвестор получает преимущества от прямых иностранных инвестиций на рынках принимающей страны по сравнению с местными компаниями[1]:
- согласно эклектической парадигме[en] Дж. Даннинга[en] за счет географического размещения своего производства в принимающей стране, абсолютного преимущества в издержках за счет низких цен факторов производства, занятия доли рынка в стране за счет обхода торговых барьеров, за счет эффекта от масштаба;
- согласно теории монополистических преимуществ[en] Стивена Хаймера[en] и Чарльза Киндлбергера за счет имеющегося специфического преимущества фирмы-инвестора, чтобы преодолеть преимущества отечественных предприятий принимающей страны: маркетинговые знания, доступ к финансовым ресурсам, управленческие знания, синергия вертикально-интегрированной структуры;
- согласно Г. Джонсону за счет технологических знаний и опыта фирмы[3];
- согласно Р. Кейвзу[en] за счет дифференциации продукции[4];
- согласно теории интернализации[en]*, описанных в работах П. Бакли и М. Кэссона[5], Д. Тиса[en], С. Мэйджи, А. Рагмэна[en][6], за счет экономии транзакционных издержек, связанных с поиском партнеров по сделкам, заключением сделок и контролем за их исполнением.
Определения
Прямые иностранные инвестиции – инвестиции, обеспечивающие контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране, подразумевая прямой контроль над менеджментом или другими активами компании-получателя инвестиций[1].
Прямой контроль – участие в собственности компании, которое позволяет эффективно контролировать управление компании. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, в разных странах устанавливается законодательно (в Германии и Великобритании более 20%, в России и в ряде других стран более 10%).
Контроль может осуществляться через владение технологии, ноу-хау, лицензионных соглашений, через контракты, через контроль поставок материалов, соглашений о менеджменте, кредитных ресурсов[1].
Инвестиции – средства, направляемые на достижение целей, а не на потребление: в физический капитал (оборудование, машины, здания и инфраструктуру), в человеческий капитал (расходы на образование, обучение, развитие профессиональной мобильности), в технологии (финансирование НИОКР), в финансовые активы (акции, облигации)
[1].
Иностранные инвестиции – инвестиции одной страны в другую[1].
Прямые инвестиции – вложения, обеспечивающие длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя, чем и отличаются от портфельных инвестиций, которые ориентированы на краткосрочные финансовые выгоды[1].
Отрицательный эффект от пии
Зарубежный инвестор в принимающей стране — это чаще всего олигополист или монополист на каком-либо рынке, которые осуществляет ПИИ с целью удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком согласно выводам Стивена Хаймера[en][9].
Отрицательное воздействие ПИИ на принимающую экономику связано[1]:
- согласно модели Маркузена—Хорстманна—Венейблс[en][10], со снижением благосостояния национальных компаний и последующего вытеснения их с рынка, так как отечественная экономика является малой, а значит национальные предприятия не могут обеспечить более низкие среднее издержки из-за эффекта масштаба по сравнению с многонациональными корпорациями (МНК);
- согласно эмпирическим исследованиям Дж. Конингса[11], С. Дянкова и Б. Хоэкмана[12], с отсутствием положительных эффектов от трансферта технологий и снижением производительности в национальных компаниях: иностранные компании перетягивают наиболее квалифицированную рабочую силу из национальных компаний, и технологический уровень национальных компаний находится на таком низком уровне, что не позволяет эффективно использовать передовые технологии компаний с ПИИ;
- согласно эмпирическому исследованию Беаты Смарыньской[13], в котором подтверждается факт, что инвесторы, пришедшие на рынки принимающих стран, не обладают высокими технологиями, не относятся к высокотехнологическим отраслям, и используют стандартные, устоявшиеся технологии, с помощью которых находят рынки сбыта, вытесняя национальные компании с рынка;
- согласно работе Кадочникова С. М. и результатам эмпирических исследований Б. Аиткена и А. Хэррисона[14], М. Хаддада и А. Хэррисона[15], которые приходят к выводу, что большинство компаний, инвестирующие в принимающей экономике, ориентированы не на снижение издержек производства и последующего экспорта продукции, а на завоевание местного рынка;
- согласно эмпирическому исследованию А. Кокко[16], в котором не подтверждается гипотеза Р. Финдли[en] о высоком темпе роста технического прогресса в стране-импортёре в случае технологического отрыва инвестора от местных компаний.
Пии в мире
По данным UNCTAD, общий объём ПИИ в мире в 2008 году составил $ 2,1 трлн[18], что приблизительно равно 53% от бюджета США 2009 года ($ 3,9 трлн[19])
При этом в общем объёме ПИИ, на долю развивающихся экономик приходится, как правило, более 60%. Это объясняется тем, что развивающиеся рынки хоть и обладают повышенным риском невозврата средств, но компенсируют это более высокой доходностью в более сжатые сроки (в случае успешной реализации инвестиционного проекта).
По состоянию на 2001 год ПИИ в Китае составили $ 493 млрд[21]. В 2009 году общий объём ПИИ из Китая превысил $ 180 млрд[22].
https://www.youtube.com/watch?v=yX73kmJ9dEM
По итогам 2020 года, в Россию поступило $ 41,2 млрд[23], в Китай — $ 105,7 млрд, а в Бразилию — $ 48,5 млрд. Индия получила — $ 23,7 млрд.
По данным UNCTAD за 2020 год крупнейшим реципиентом прямых инвестиций в мире были США, затем шёл Китай, а на 3-ем месте – Россия (которая единовременно поднялась на рекордно высокое место за счёт сделки между BP и Роснефтью)[24]. В 2020 году Россия занимала 19 место в списке стран по полученным ПИИ.
Примечания
- ↑ 123456789Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. — СПб.: Экономическая школа, 2002. — С. 15, 19-20, 120, 190, 202, 210, 218, 220, 222, 241. — ISBN 5-900428-77-X.
- ↑Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации // Альпина Паблишер. — М., 2020. — С. 24. — ISBN 978-5-9614-1954-2.
- ↑Johnson H.G. The efficiency and welfare implications of the international corporations // The International Corporation / C.P.Kindleberger (eds). — Cambridge; London: Cambridge University Press, 1970. — P. 35-55. — ISBN 9780262610148.
- ↑Caves R.E.[en].International Corporations: The Industrial Economics of Foreign Investment // Economica, Vol. 38, No. 149. — 1971. — P. 1-27. — doi:10.2307/2551748.
- ↑Buckley P.J., Casson M.C.The internalisation theory of the multinational enterprise: A review of the progress of a research agenda after 30 years // Journal of International Business Studies. — 2009. — № 40. — P. 1563–1580.
- ↑Rugman A.M.[en]. Internalization as a general theory of foreign direct investment: A re-appraisal of the literature // Weltwirtschaftliches Archiv, Bd. 116, H. 2. — 1980. — P. 365-379.
- ↑Болаев А.В.Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор внедрения зарубежных технологий в стране-реципиенте в условиях экономической глобализации (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал : Журнал. — 2020. — Апрель (№ 64). — ISSN1999-4516.
- ↑Болаев А.В.Основные пути влияния привлечения прямых иностранных инвестиций на инновационное развитие экономики страны на примере Китая и России. (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2020. — Февраль (№ 62). — ISSN1999-4516.
- ↑Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992. — С. 466-468.
- ↑Markusen J.R., Venables A.J.[en].Multinational firms and the new trade theory // Journal of International Economics. — 1998. — № 46. — P. 183–203. Архивировано 10 января 2020 года.
- ↑Konings J.The effect of direct foreign investment on domestic firms: Evidence from firm level panel data in emerging economies // Centre for Transition Economics by Catholic university of Leuven. — Mimeo, 1999.
- ↑Djankov S., Hoekman B.Foreign investment and productivity growth in Czech enterprises // The World Bank Development Research Group Trade. — May 1999. — № PRWP 2115.
- ↑Smarzynska B. K.Composition of foreign direct investment and protection of intellectual property rights in transition economies // The World Bank Development Research Group Trade. — February 2002. — № PRWP 2786.
- ↑Aitken B.J., Harrison A.E.Do domestic firms benefit from direct foreign investment: Evidence from Venezuela // The American Economic Review. — 1999. — Vol. 89, № 3. — P. 605-616.
- ↑Haddad M., Harrison A.E. Are there positive spillovers from direct foreign investment? Evidence from panel data for Morocco // Journal Development Economics. — 1993. — Vol. 42, № 3. — P. 51-74.
- ↑Kokko A.Technology, market characteristcs, and spillovers // Journal of Development Economics. — April 1994. — № 43 (2). — P. 279-293. — doi:10.1016/0304-3878(94)90008-6. Архивировано 12 августа 2020 года.
- ↑Минчичова Валерия Сергеевна.Регулирование иностранных инвестиций в международном бизнесе (рус.) // МАКС-Пресс : учебное пособие. — 2020. — ISSN978-5-317-05200-3.
- ↑World Investment Report (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июля 2020.Архивировано 2 июля 2020 года.
- ↑Обама представил бюджеты США на 2009 и 2020 годы (Newsru.com)
- ↑Бюджет на 2008—2020 годы (Минфин России)
- ↑Профессор Ху Аньган: рост китайской экономики принес всему миру небывалые шансы развития | ЦентрАзия
- ↑Региональное экономическое сотрудничество ШОС
- ↑Статистика внешнего сектора на сайте Банка России
- ↑Global Investmen Trend Monitor
- ↑Yudaeva K.V., Kozlov K.K., Melentieva N.Y., Ponomareva N.B.Does Foreign Ownership Matter? Russian Experience // Working paper, WP/2001/027. — Moscow, New Economic School, 2001.
- ↑Болаев А.В.К вопросу об изучении основных условий положительного влияния прямых иностранных инвестиций на сокращение технологического отставания и переход на инновационный путь развития экономики страны на примере России и Китая. (рус.) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2020. — Июль (№ 55). — ISSN1999-4516.
Прямые иностранные инвестиции
Экспорт-импорт предпринимательского капитала в форме иностранных инвестиций наряду с международной торговлей товарами и услугами, международными финансово-кредитными отношениями и международной миграцией рабочей силы является важнейшей формой МЭО в условиях глобализации мировой экономики.
Прямые иностранные инвестиции — долгосрочные вложения капитала, которые отражают заинтересованность резидентов одной страны (прямых инвесторов или материнской компании) в приобретении собственности, находящейся в другой стране (в форме предприятий с иностранными инвестициями и зарубежных филиалов материнской компании). При этом складываются долгосрочные связи между прямыми инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями, и создается возможность контроля за их деятельностью.
В соответствии с определением экспертов ЮНКТАД, которое является сейчас общепринятым, к НИИ относятся вложения капитала, на которые приходится не менее 10% акций или паев в компании, расположенной на территории страны — реципиента ПИИ.
Портфельные иностранные инвестиции — вложения капитала, не дающие зарубежному инвестору права контроля за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями. На них приходится менее 10% акций или паев в компании.
Надо отметить, что такое количественное деление на прямые и портфельные инвестиции является достаточно условным и принято ЮНКТАД для возможности проведения сравнительного анализа. Такое же определение прямых и портфельных иностранных инвестиций принято в законодательстве России, а также, например, США.
Формы осуществления ПИИ:
- — взносы в уставный фонд фирмы;
- — внутрифирменные займы;
- — реинвестированные прибыли.
Инвестиции «зеленого поля» (англ, greenfield investment) — «инвестиции с нулевого цикла», (вложения в новые производства, инвестирование в строительство новых сооружений).
Основными участниками процессов иностранного инвестирования являются транснациональные компании (главным образом, корпорации), которые состоят из материнской компании и ес филиалов, в том числе, зарубежных (более подробно о роли ТНК см. гл. 28 учебника).
Масштабы ПИИ в мировой экономике все время растут. Это не исключает их циклического характера, подъемов и спадов, которые прежде всего связаны с общемировыми трендами развития. По сравнению с 1990 г. приток ПИИ увеличился к 2008 г. в 9 раз (отток — примерно в 10 раз). Даже учитывая, что данные приведены в текущих ценах, нельзя не отметить высокую степень динамичности процессов ПИИ (табл. 21.1).
Таблица 21.1
Отдельные показатели прямого иностранного инвестирования и международного производства в мировой экономике в 1990—2020 гг.,
млрд долл.1
Показатели | 1990 | 2008 | 2009 | 2020 | 2020 | 2020 | 2020 | |
Приток ПИИ | 208 | 1493 | 1819 | 1222 | 1422 | 1700 | 1330 | 1452 |
Отток ПИИ | 241 | 1532 | 1999 | 1171 | 1468 | 1712 | 1347 | 1411 |
Трансграничные слияния и поглощения | 99** III*** | 322 | 344 | 332 | 349 |
* В среднем за предкризисный период.
** Данные в Докладе 2020 г.
*** Данные в Докладе 2020 г.
С начала 1990-х до 2000 г. наблюдался рост объемов прямого иностранного инвестирования в мировой экономике, который усилился в 1996— 2000 гг. (среднегодовой темп прироста ПИИ составил около 40%). Причем среднегодовые темпы прироста ПИИ превышали (иногда в несколько раз) соответствующие показатели в отношении мирового ВВП, мирового экспорта и валовых капиталовложений в основной капитал. Например, в 1991 — 1995 гг. среднегодовой темп прироста мировых ПИИ составил примерно 20%, а мирового ВВП и валовых капиталовложений в мировую экономику — только 6% (меньше почти в 3 раза), а мирового экспорта — 9% (меньше примерно в 2 раза). В 1996—2000 гг. аналогичные показатели для ПИИ равнялись примерно 40%, а для мирового ВВП и валовых капиталовложений — 1%, для мирового экспорта — 4%. Таким образом, процессы прямого иностранного инвестирования стали настоящими «драйверами» развития всей мировой экономической системы в 1990-е гг.
После рекордного уровня мирового объема ПИИ в 2000 г. более 1 трлн долл, началась тенденция к снижению масштабов ПИИ, которая продолжалась в течение 2001—2003 гг. Однако с 2004 г. наблюдается рост объема мировых ПИИ.
Последний мировой экономический кризис не смог не внести свою лепту в процессы иностранного инвестирования: они уменьшились примерно на 14%. Если в 2007 г. объем притока ПИИ в мире составлял 1,975 трлн долл., то в 2008 г. — только 1,791 трлн долл. По оттоку ПИИ соответствующие цифры составили: 2007 г. — 2,198 трлн долл., 2008 г. — 1,969 трлн долл. [1]
Причем надо отметить, что даже эти сниженные показатели превышают «пик» инвестиций 2000 г. В 2020 и 2020 гг. масштабы ПИИ в мировой экономике стали расти, в 2020 г. снизились, однако в 2020 г. опять стали повышаться (см. табл. 21.1).
Если анализировать долгосрочные тренды в масштабах накопленного в различных регионах и странах иностранного капитала в виде НИИ, то складывается следующая картина. Больше всего «накопили» ПИИ развитые страны. По нашим расчетам в 1990 г. на них приходилось 75% всего объема кумулятивного объема ПИИ в мире, в 2000 г. — 76%, в 2020 г. — 62%. Приведенные данные говорят о том, что только за последние 12 лет доля данной группы стран снизилась с 3/4 до 2/3 в общемировом объеме накопленных ПИИ. Это связано с определенными причинами, о которых будет сказано ниже.
Рассмотрим группы стран, которые в последние три года выступили основными реципиентами ПИИ в мировой экономике (табл. 21.2).
Таблица 21.2
Структура мирового притока ПИИ по группам стран, %*
Группа стран | 2009 г. | 2020 г. | 2020 г. | 2020 г. | 2020 г. |
Развитые страны | 50,6 | 49,4 | 49,7 | 41,5 | 39,0 |
PC | 43,3 | 45,2 | 44,5 | 52,0 | 53,6 |
Страны с переходной экономикой | 6,0 | 5.3 | 5,8 | 6,5 | 7,4 |
Основываясь на данных (см. табл. 21.3), можно сделать вывод о том, что и в последние годы ключевыми инвесторами остаются развитые страны (на них приходится около 2/3 оттока ПИИ). Примерно половина мирового притока ПИИ теперь приходится на PC (табл. 21.3).
Таблица 21.3
Структура мирового оттока ПИИ по группам стран, %2
Группа стран | 2009 г. | 2020 г. | 2020 г. | 2020 г. | 2020 г. |
Развитые страны | 73,0 | 68,4 | 70,5 | 65,4 | 60,7 |
PC | 22,8 | 27,5 | 25,2 | 30,6 | 32,2 |
Страны с переходной экономикой | 4,2 | 4,1 | 4,3 | 4,0 | 7,0 |
В последние годы существенно изменяются позиции различных регионов в притоке и оттоке мировых ПИИ. При этом наиболее модифицируется роль PC и стран Юго-Восточной Европы и СНГ, которые все больше выступают на мировом инвестиционном поле как государства-инвесторы. В первую очередь это касается азиатских стран, в том числе Китая, Гонконга (Китай) и России. [2]
Надо отметить, что Россия в настоящее время входит в 10 ведущих стран — реципиентов ПИИ. В 2020 г. она занимала 8-с место в мире, а объем привлеченных ПИИ составил 41 млрд долл, (по данным ЮНКТАД). В 2020 г. соответствующий показатель равнялся примерно 53 млрд долл. (9-е место), а в 2020 г. — 79 млрд долл. (4-е место после США, 188 млрд долл., Китая, 124 млрд долл, и Британских Виргинских островов, 92 млрд долл.). Более удивительным является выдвижение России в число крупнейших инвесторов в мире. В 2020 г. она также занимала 8-е место по легальному оттоку ПИИ, их стоимость равнялась 52 млрд долл., в 2020 г. — 8-е место (51 млрд долл.), а в 2020 г. 4-е место (95 млрд долл., после США, 338 млрд долл., Японии, 136 млрд долл, и Китая, 101 млрд долл.). Еще несколько лет назад такой сценарий развития событий трудно было представить, поскольку Россия очень медленно «набирала обороты» даже в качестве страны-реципиента. Примерно с середины первого десятилетия XXI в. наступил некий «перелом», и Россию даже стали называть в зарубежной прессе «звездой мирового инвестиционного рынка».
Отметим, однако, что часть ПИИ из России уходит в офшоры, а оттуда, в свою очередь, часть из них возвращается «на Родину». Однако, во-первых, это явление характерно не только для России, а во-вторых, важно, что растут и объемы реальных прямых инвестиций российских компаний в других странах.
Ниже приводятся сравнительные данные по оттоку и притоку ПИИ в страны БРИКС и США за 2005-2020 гг. (табл. 21.4).’
Таблица 21.4
Приток и отток ПИИ в страны БРИКС в 2008—2020 гг., млрд долл.1
Страна | В среднем за 2005-2007 гг.» | 2008 | 2009 | 2020 | 2020 | 2020 | 2020 |
Россия Приток ПИИ Отток ПИИ | |||||||
КНР Приток ПИИ Отток ПИИ | |||||||
Бразилия Приток ПИИ Отток ПИИ | |||||||
Индия Приток ПИИ Отток ПИИ | |||||||
ЮАР Приток ПИИ Отток ПИИ | 4,6 |
1 UNCTAD. World Investment Report 2020. UNCTAD: New York; Geneva, 2020; UNCTAD. World Investment Report 2020. UNCTAD : New York ; Geneva, 2020. P. 205—208. URL: http:// unctad.org/en/pages/Statistics.aspx (дата обращения: 11.11.2020).
Страна | В среднем за 2005-2007 гг.* | 2008 | 2009 | 2020 | 2020 | 2020 | 2020 |
США Приток ПИИ Отток ПИИ |
* В среднем в предкризисный период.
Из данных табл. 21.4 следует, что КНР прочно удерживает свое лидерство по притоку ПИИ среди стран БРИКС. Кроме того, Китай занимает в настоящее время 2-е место в мире по притоку 11И И после США.
Ниже показаны основные страны-реципиенты (табл. 21.5) и страны- инвесторы (табл. 21.6).
Таблица 21.5
Основные страны-реципиенты в 2020 и 2020 гг.1
2020 | 2020 |
США | США (188 млрд долл.) |
Китай | Китай (124 млрд долл.) |
Гонконг | Британские Виргинские острова (92 млрд долл.) |
Бразилия | Россия (79 млрд долл.) |
Британские Виргинские острова | Гонконг (Китай) (76 млрд долл.) |
Таблица 21.6
Основные страны-инвесторы в 2020 и 2020 гг.2
2020 | 2020 |
США | США (338 млрд долл.) |
Япония | Япония (136 млрд долл.) |
Китай | Китай (101 млрд долл.) |
Гонконг (Китай) | Россия (95 млрд долл.) |
Великобритания | Гонконг (Китай) (76 млрд долл.) |
Выдвижение Китая и Гонконга (Китай) на высокие позиции как среди стран-реципиентов, так и среди стран-инвесторов в последние годы объясняется не только традиционными факторами их привлекательности, с одной стороны, и возросшей экономической мощью для выхода «на мировую арену» уже в качестве инвесторов — с другой, но и значительными взаимными инвестициями между Китаем и Гонконгом (Китаем). Как 1
UNCTAD. World Investment Reports. URL: http://unctad.org/en/pages/DIAE/World% (дата обращения: 20.12.2020).
2 Там же.
известно, Гонконг является с 1 июля 1997 г. частью Китая, однако провозглашенный принцип: «Одна страна — две экономики» до сих пор реализуется. И статистические данные собираются отдельно по континентальному Китаю и отдельно — по Гонконгу (Китай). Взаимные инвестиции между ними составляют примерно 40—50%. И поскольку их объемы растут, повышаются позиции и Китая, и Гонконга (Китай) на мировом рынке инвестиций. Однако отметим, что примерно половина ПИИ приходят туда из других стран, и эти объемы также весьма значительны.
Существенно изменилась отраслевая структура мировых ПИИ. Если анализировать долгосрочные тренды, то в начале 1970-х гг. на долю сферы услуг приходилась примерно 25% суммарного объема ПИИ в мире, а в 1990 г. — уже 49% (т.е. она возросла почти в 2 раза). По последним данным доля первичного сектора в общемировом объеме ПИИ равна 15%, обрабатывающей промышленности — 45%, а сферы услуг — 40%. Последний мировой экономический кризис позитивно повлиял на рост ПИИ в добывающую промышленность, так как в соответствии с прогнозами экспертов в долгосрочном периоде ожидается рост цен на нефть и газ (несмотря на их снижение в 2009 г.). Более того, среди отдельных отраслей обрабатывающей промышленности возрастет инвестиционная привлекательность наукоемких производств, например, фармацевтики, а также пищевой промышленности, продукция которой имеет относительную низкую эластичность спроса. В то же время, иностранные инвестиции в автомобильную промышленность постепенно снижаются из-за так называемых «избыточных мощностей». Объем ПИИ в сферу услуг существенно различается по их отраслевой структуре и странам-реципиентам, поэтому глубокий анализ можно проводить только с учетом этой специфики.
На макроэкономическом уровне можно выделить как позитивные, так и негативные последствия оттока или притока ПИИ (соответственно для стран-инвесторов и принимающих стран). Это и влияние на объем ВВП, темпы экономического роста, отраслевую и региональную структуру экономики, состояние конкурентной среды, процессы передачи технологии, управленческого опыта, обучения и переобучения рабочей силы, состояние окружающей среды и др.
Существенным образом влияют ПИИ на платежный баланс всех стран, участвующих в экспорте-импорте ПИИ. Это влияние отражается как в первом разделе платежного баланса «Счет текущих операций» — в статье «Доходы от прямых инвестиций», так и во втором разделе платежного баланса «Счет движения капитала и финансовых инструментов» — в статье «Прямые иностранные инвестиции».
Основная задача любой страны, участвующей в процессах иностранного инвестирования, состоит в формировании эффективной системы государственного регулирования объема, структуры и качества ПИИ с точки зрения обеспечения долговременного экономического роста и стабильного социального развития.
В мировой практике существует четыре уровня государственного регулирования иностранных инвестиций: национальный, двусторонний, региональный, многосторонний. Национальная система государственного регулирования государств, участвующих в процессах иностранного инвестирования, включает в себя, как правило, законодательные основы, касающиеся притока и оттока иностранного капитала; режим, устанавливаемый для иностранных инвесторов; гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на государственном уровне; меры государственного регулирования, связанные с регулированием всех вопросов функционирования предприятий с иностранными инвестициями.
На двустороннем уровне заключаются два основных вида договоров, касающихся взаимных процессов инвестирования: двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (BIT) и двусторонние соглашения о взаимной защите и взаимной поддержке иностранных инвестиций (DTI). В настоящее время существует около 6000 двусторонних соглашений этих типов.
В долгосрочном периоде проявляется тенденция к либерализации условий функционирования предприятий с иностранными инвестициями, хотя в последние годы усиливается стремление стран, владеющих топливно- энергетическими ресурсами и стратегическими запасами черных и цветных металлов, ограничить доступ к ним иностранных инвесторов. На это повлияли как повышение цен на нефть, газ и некоторые другие виды промышленного сырья на мировых рынках, так и стремление PC осуществлять более жесткое государственное регулирование в этих отраслях (вплоть до национализации отдельных производств). Поэтому в настоящее время все больше государств-реципиентов склоняются к протекционистской политике в области привлечения ПИИ.
В 2020 г. доля «менее благоприятных» изменений из общего числа внесенных в национальные системы государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций составила 25%. В 2020 г. она была еще больше — 33%. Но это объясняется, скорее, не смягчением протекционистских тенденций в этой сфере, а тем, что в течение нескольких предыдущих лет рядом государств были уже приняты законодательные меры, ограничивающие присутствие иностранных инвесторов в различных сегментах их национальных экономик.
Однако надо отметить, что многие азиатские PC и страны с переходной экономикой все больше применяют селективный подход к проектам с участием иностранных инвесторов. Своеобразным примером может служить Китай, для которого характерна продуманная государственная политика стимулирования и ограничения притока ПИИ. Долгие годы все инвестиционные проекты с ПИИ делились на приоритетные, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные. Причем к приоритетным относились следующие проекты:
- – производство нового оборудования и новых материалов, которые КНР не может в достаточном количестве производить «своими силами»;
- – производство экспортной продукции на уровне мировых стандартов;
- – выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами;
- – ресурсосберегающие технологии;
- – производство машин и оборудования для энергетики, транспорта и добывающих отраслей.
Как видно из приведенного перечня, в качестве приоритетных объектов выбираются не любые производства в определенных отраслях национальной экономики КНР, а стратегически значимые сферы деятельности. Таким образом, в основу приоритетности положен не отраслевой, а проблемный подход, что делает селективность как принцип государственной политики иностранных инвестиций в КНР еще более эффективной.
В настоящее время в КНР приоритетными являются проекты с привлечением ПИИ в сфере энергосберегающих технологий; в наукоемких отраслях; в экологических проектах и ряде других областях, что является вполне грамотной современной корректировкой приоритетов государственного регулирования с целью обеспечения динамичного социально-экономического развития.
Выработка многостороннего соглашения в области регулирования процессов иностранного инвестирования в масштабе мировой экономике – задача серьезная, долговременная, решение которой возможно, скорее всего, по линии ВТО и соответствующих структур этой организации.
В последних докладах ЮНКТАД о мировых инвестициях отмечалось, что глобальные дисбалансы, социальные проблемы приводят к пересмотру экономической политики на глобальном уровне. Во-первых, в долгосрочном периоде произошли существенные изменения позиций PC и стран с переходной экономикой в сторону их усиления по сравнению с позициями развитых стран. Во-вторых, последний мировой финансовый кризис усилил роль государства в экономике как в странах со зрелой рыночной экономикой, так и во многих других группах государств. В-третьих, сама природа «вызовов» современного общества, которое все больше приобретает «глобальные черты», такова, что ни одна страна в одиночку не способна решить все проблемы своего социально-экономического развития, что повышает роль императива международного сотрудничества. В-четвертых, глобальный политический и экономический контекст происходящих событий и «вызовов» приводит «полисмэйкеров» к формированию новой парадигмы развития, в которой проблемы социального развития, охраны окружающей среды и устойчивого развития в целом становятся не менее важными, чем проблемы экономического роста самого по себе.
Таким образом, в условиях нарастания различного рода кризисных явлений, использование потенциала иностранных инвестиций может внести значительный вклад в устойчивое развитие всех стран, участвующих в процессах иностранного инвестирования.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Какова динамика притока ПИИ в последние годы в мировой экономике?
- 2. Какие отрасли являются для иностранных инвесторов наиболее привлекательными в разных группах стран?
- 3. Перечислите потенциальные позитивные и негативные последствия привлечения ПИИ в странах-реципиентах.
- 4. Каковы основные формы осуществления НИИ в современных условиях?
- 5. Как изменилась роль отдельных стран и регионов мира как инвесторов и реципиентов ПИИ?
- 6. Какие основные принципы заложены в государственном регулировании иностранного капитала в КНР?
- 7. Какова специфика разных уровней государственного регулирования процессов иностранного инвестирования в мировой экономике?
Рекомендуемая литература
Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции / Л. А. Зубченко. — М.: КноРус, 2020. Ивасенко, А. Г. Иностранные инвестиции / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.: КноРус, 2020.
Лучко, М. Л. Иностранные инвестиции в мировой экономике / М. Л. Лучко. — М.: МАКС Пресс, 2009.
UNCTAD. World Investment Report. URL: http://www.unctad.org (дата обращения: 10.10.2020).