Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р О плане действий по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ

распоряжение правительства рф от 22.08.2021 n 1493-р о плане действий по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство (с изменениями и дополнениями) | гарант

Утвержден план действий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ.

Часть мер касается организаций, эксплуатирующих объекты энергетики, системы коммунальной инфраструктуры и (или) объекты утилизации (захоронения) ТБО, и оказывающих услуги в соответствующих сферах.

Для них предлагается устанавливать предельные уровни тарифов, предельные индексы изменения тарифов, тарифы на товары и услуги на долгосрочный период (не менее 3 лет).

Если органы исполнительной власти и (или) органы местного самоуправления изменят ранее принятые решения об установлении предельных индексов и уровней, то они будут обязаны компенсировать потери указанных организаций.

Предлагается закрепить возможность превышать предельные индексы изменения тарифов на коммунальные услуги или не определять их на территории муниципалитета по решению населения, принимаемому на местном референдуме.

Все перечисленное планируется сделать к декабрю 2021 г.

К марту 2021 г. предлагается установить федеральные стандарты надежности, качества и энергоэффективности услуг в электро-, тепло- и газоснабжении, холодном водоснабжении и водоотведении.

В тот же срок названные объекты и системы отнесут к единым имущественным комплексам для снижения стоимости и упрощения процедур их кадастрового учета, госрегистрации прав и сделок с ними. Планируется закрепить условия, при которых объекты и системы можно приватизировать.

Муниципалитеты обяжут до декабря 2021 г. разработать программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

К июню 2021 г. регионы должны утвердить графики передачи объектов и систем в концессию или долгосрочную (более 1 года) аренду. Крайний срок передачи — 1 января 2021 г.

Также утверждены 2 перечня пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры. Реализацию проектов первого перечня координирует Минэкономразвития России, второго — Минрегион России.

Бизнес план жкх с расчетами

Большая часть населения в городах являются собственниками квартир в многоквартирном доме. Такими домами нужно управлять: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания, содержать общее имущество и предоставлять коммунальные услуги.

Жилищный кодекс РФ предлагает три способа управления многоквартирным домом:

  • непосредственное управление собственниками помещений,
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом,
  • управление управляющей организацией.

Выполнение этой работы требует специальных знаний и опыта. Поэтому собственники все чаще прибегают к услугам специализированных организаций, таких как управляющие компании.

Вопрос о выборе управляющей компании решается на общем собрании жителей дома. Там же утверждается каким образом компания будет управлять домами, как часто будут проходить собрания и в какой форме. С выбранной УК каждый собственник заключает договор, в котором прописываются взаимные обязательства сторон. Согласно ст.445 Гражданского кодекса РФ, отдельный собственник не может уклониться от заключения договора, если такое решение было принято на общем собрании дома.

К договору об управлении многоквартирным домом обязательно должно быть приложение, в котором указаны общее имущество дома, перечень обязательных работ и услуг, размер платы за содержание и ремонт, за коммунальные услуги.

Выручка управляющей компании складывается из ежемесячных платежей за содержание дома, которые вносят собственники жилья. УК выполняет необходимые работы за счет этих средств собственными силами или привлекает подрядчиков:

  • ремонтирует и обслуживает общее имущество,
  • ремонтирует отопление, водопровод и электричество в квартирах,
  • занимается вопросами пожарной безопасности,
  • обеспечивает чистоту в подъездах и во дворе,
  • вывозит мусор.

Ответственность перед жильцами за результат работы подрядчиков лежит на управляющей компании.

Кроме управляющей компании дом обслуживают другие службы: поставщики электричества, воды и отопления. УК берёт на себя роль посредника между поставщиками и жильцами: передаёт показания, собирает и перечисляет плату, информирует о перебоях и происшествиях.

При составлении сметы закладывается 5—8% прибыли управляющей компании. Повысить рентабельность можно при выполнении большей части работ силами штатных сотрудников и сэкономить при закупке стройматериалов.

Инвестиции в жкх. особенности

investitsii-v-zhkh

Сегодня мы поговорим про инвестиции в ЖКХ, а также подробно рассмотрим все ключевые особенности подобных капиталовложений.


Времена советской плановой экономики давно прошли, по этой причине полноценные инвестиции в ЖКХ со стороны государства отсутствуют в течение длительных лет. В настоящее время, из-за периодических платежей, руководителям коммунальных службы приходится привлекать капитал инвесторов для поддержания ЖКХ в надлежащем состоянии.

Первые инвесторы, которые приняли решение вложить имеющийся капитал в ЖКХ, появились около 10 лет назад. В то время наблюдалось довольно плачевное состояние жилищно-коммунальных хозяйств в нашей стране. В этот период компаниям, арендующим коммерческие помещения, предложили делать безвозмездные взносы в ЖКХ, что в итоге позволило избежать коллапса в этой сфере.

Упомянутые выше договора обладали довольно шаткой основной и были обременительны для арендаторов. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась и капиталовложения в ЖКХ осуществляются на основе концессий. Согласно этому договору лица, инвестирующие в ЖКХ, могут рассчитывать на различные преференции:

  1. Арендаторы, инвестирующие в ЖКХ, обладают правом на получение определенных льгот.
  2. Капиталовложения в модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры позволяют инвесторам рассчитывать на послабление налоговой нагрузки.

В настоящее время инвестиции в ЖКХ являются выгодными как для инвесторов, так и для коммунальных хозяйств. Так, например, коммунальные службы получают дополнительные средства для поддержания имеющегося хозяйства в надлежащем состоянии. Арендаторы, которые выступают в роли инвесторов, получают надежные гарантии того, что оговоренные ставки и тарифы не будут повышаться до окончания действия договора.

investitsii-v-zhkh

Основными льготами, на которые могут рассчитывать инвесторы, являются более низкие тарифы на коммунальные услуги. Это связано с тем, что большинство коммунальных хозяйств предоставляет арендаторам серьезные скидки на оплату энергоносителей и других услуг. Кроме того, они получают право выкупить арендуемые помещения, если будет принято решение об их продаже.

Благодаря капиталовложениям в ЖКХ, планируется внедрить новую информационную систему, которая позволит жильцам выполнять оплату услуг через интернет. После внедрения этой системы можно будет оплачивать счета, и следить за изменениями тарифов, не выходя из дома.

Кроме того, у жильцов и арендаторов появится возможность использовать специализированный интернет ресурс для подачи жалоб на работу коммунальных служб. Таким образом, органы власти смогут контролировать качество функционирования местных коммунальных служб и принимать меры для устранения имеющихся недостатков.investitsii-v-zhkh

Модернизация отечественного жилищно-коммунального хозяйства осуществляется не только за счет бюджетных дотаций и капиталовложений арендаторов, но и благодаря привлечению зарубежных инвесторов. Недавно была разработана государственная программа, направленная на привлечение капитала зарубежных инвесторов для модернизации отечественного ЖКХ. Эта программа предполагает применение средств иностранных инвесторов для модернизации коммунального сектора с применением самых современных технологий.

Для проверки технологических решений, которые впоследствии будут внедрены по всей стране, были выбраны «пилотные» области. Согласно решению отечественного правительства новые технологии будут в первую очередь внедрены в Саратовской и Ростовской области. Планируется проведение модернизации теплосетей, а также телекоммуникационных систем и сферы энергосбыта. Упомянутые выше сети будут оснащены современными приспособлениями, которые будут контролировать их работу и отправлять полученную информацию жильцам, а также управляющей организации. Благодаря такому подходу жители смогут в режиме реального времени получать информацию о потребленных энергоресурсах.

investitsii-v-zhkh

Привлечение потока инвестиционного капитала в отечественные коммунальные хозяйства позволит серьезно модернизировать их  таким образом, чтобы они отвечали современным требованиям.

Инвестиции в ЖКХ нельзя рассматривать в качестве средства сохранения и приумножения имеющихся накоплений. По этой причине этот инструмент для капиталовложений не интересует большинство обычных инвесторов.

Данный инвестиционный инструмент является оптимальным вариантом для арендаторов, которые желают оплачивать коммунальные услуги по более низким тарифам, а также тем, кто планирует в будущем выкупить арендуемое помещение.

Капиталовложения в ЖКХ являются одной из разновидностей социальных инвестиций, так как они позволяют модернизировать городскую инфраструктуру.

Инвестиционный калькулятор | минстрой россии

Качество жилищно-коммунальных услуг

К 2020 году Минстрой РФ планирует существенно улучшить качество жилищно-коммунальных услуг, сделать их более:

  • надежными – снизить аварийность на объектах тепло-, водоснабжения и
  • водоотведения,
  • качественными – повысить уровень удовлетворённости граждан качеством ЖКУ,
  • открытыми – размещать в ГИС ЖКХ платёжные документы, данные о размере платы за жилье и КУ,
  • доступными для инвестиций.

В результате через три года должны быть достигнуты следующие цели:

  • повышена инвестиционная привлекательность отрасли,
  • появился единый стандарт сервиса управления домами,
  • ЖКХ стало более открытым,
  • появился публичный индекс качества ЖКУ.

Должна ли УО содержать объекты на несформированном участке МКД

Открытость жкх

Открытость отрасли жилищно-коммунального хозяйства планируется повышать с помощью использования ГИС ЖКХ. Как вы знаете, сейчас система находится в подвешенном состоянии – решается вопрос продления переходного периода до 1 июля 2021 года.

Читайте также:  Рентабельность. Виды и порог рентабельности, формула подсчета рентабельности предприятия

В системе должны размещаться данные о (об):

  • платёжных документах, размере платы за жилое помещение и КУ, задолженности по оплате,
  • поставщиках коммунальных ресурсов,
  • управляющих организациях,
  • объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения,
  • нормативах потребления КУ,
  • перечне услуг, оказываемых УО, их объёме, качестве, периодичности предоставления, стоимости,
  • коммунальных ресурсах и услугах,
  • приборах учёта и об использовании показаний этих приборов,
  • соблюдении установленных параметров качества товаров, работ, услуг УО и РСО,
  • о ценах и тарифах на ЖКУ.

Обязанность управляющих организаций – раскрытие информации в ГИС ЖКХ. Минстрой РФ же будет регулярно публиковать и обновлять рейтинг регионов по индексу качества жилищно-коммунальных услуг.

Правительство РФ утвердило полномочия ФАС на контроль за тарифами ЖКХ

Реализация планов

Все перечисленные задачи должны поступательно решиться к 2020 году. К 1 июля 2021 года будет разработан и утверждён график размещения регионами данных в системе. Ожидается, что к 25 декабря 2021 года 50 субъектов РФ выполнят графики раскрытия информации в ГИС ЖКХ.

В октябре этого же года будут утверждены единый стандарт управления МКД и методика расчёта индекса качества.

В 2021 году будет запущено проведение оценки качества оказания ЖКУ и рейтинг субъектов РФ по индексу качества по итогам 2021 года. Выделят финансирование

для государственной поддержки инвестиционных проектов по совершенствованию объектов коммунальной инфраструктуры.

К концу этого года уже 80 субъектов РФ выполнят график раскрытия данных на ГИС ЖКХ. Будет составлен первый рейтинг регионов по качеству ЖКУ, запустят систему мониторинга выполнения единого стандарта управления.

В 2021 году ожидается увеличение темпов выполнения программы «Городская среда и ЖКХ», к концу года график по размещению данных в системе выполнят 85 субъектов РФ.

В 2020 году будет опубликован обновлённый рейтинг регионов по качеству оказания ЖКУ.

Стандарт управления мкд и инвестиции

Для привлечения новых инвестиций в отрасль Минстрой РФ предлагает сделать выгодными условия для инвестирования ЖКХ. Для этого необходимо повысить платёжную дисциплину в сфере, исключить посредников при платежах. Несомненно, потребуется пересмотреть тарифное законодательство.

Минстрой РФ рассматривает возможность заключения государством договоров с частными предпринимателями на эксплуатацию унитарных предприятий в сфере ЖКХ, управление которыми было признано неэффективным.

Вторым пунктом программы по привлечению новых инвестиций в отрасль ЖКХ является всесторонняя поддержка инвесторов: совершенствование механизмов государственной помощи, развитие информационных ресурсов, где собраны лучшие практики по модернизации коммунальной инфраструктуры.

Что такое единый стандарт управления МКД? Помните недавнюю шутку про то, что Минстрой РФ предлагает ввести единую униформу для сотрудников управляющих организаций? В каждой шутке только доля шутки. Эта инициатива как раз из единого стандарта управления МКД. Он будет включать в себя определение:

  • минимального перечня качества сервиса: скорость рассмотрения обращений потребителей, возможности подать обращение онлайн, близость офиса УО к МКД, единая униформа сотрудника УО,
  • процедуры оказания услуг по управлению МКД,
  • гарантий качества оказания услуг.

Управление МКД от застройщика до выбора способа управления

Частные инвестиции в жкх: проблемы и решения

ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются проблемы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации с точки зрения осуществления частных инвестиций, без которых невозможно дальнейшее развитие отрасли. Кратко освещен зарубежный опыт, приводится этапность развития коммунального хозяйства в современной России, выявляются проблемные вопросы на пути осуществления частных инвестиций и предлагаются способы их решения.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, жилищное законодательство

Bednyakov A.S.

PRIVATE INVESTMENTS INTO HOUSING AND COMMUNAL SERVICES:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. The article analyzes the problems of housing and communal services in the Russian Federation in terms ofprivate investments, without which further development of the industry is impossible. International experience is briefly covered, the stages of development of municipal services in modern Russia are given, issues on the way ofprivate investments are revealed, and ways for their resolution are offered.

Keywords. Housing and communal services, communal infrastructure, public-private partnership, concession agreements, housing legislation

Международный опыт развития жилищно-коммунального хозяйства

Из аналитического отчета Национального центра ГЧП «Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации» следует, что в коммунально-энергетической сфере на конец 2021 г. было заключено 2290 концессионных соглашений (92% от всех концессионных соглашений) с объемом частных инвестиций 256,6 млрд руб. (41,4% от частных инвестиций по всем концессионным соглашениям) [1, с. 25]. Несмотря на эти, на первый взгляд, впечатляющие цифры, уровень замены сетей в России, как было отмечено на Петербургском международном экономическом форуме Львом Гориловским, президентом ООО «Группа Полипластик», составляет всего 1% вместо нормативных 4% (исходя из нормативного срока службы 25 лет) [2].

Это уже привело к тому, что средний уровень амортизации по объектам ЖКХ в России достиг 70%, а по многим объектам он превысил 80%. Следовательно, финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в России остается на неприемлемо низком уровне и должно быть увеличено в 4 раза. Перед тем, как погружаться в анализ причин такого удручающего положения, представляется целесообразным обратиться к моделям развития сферы ЖКХ в зарубежных странах. Это позволит взглянуть на отрасль «свежим взглядом» и понять состояние российского жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, поможет выработать стратегию выхода из кризисного состояния и сделать объекты ЖКХ привлекательными для инвесторов.

ГРНТИ 06.71.51 © Бедняков А.С., 2021

Андрей Сергеевич Бедняков — член экспертного совета Национального центра ГЧП (г. Москва). Контактные данные для связи с автором: 119415, Москва, ул. Удальцова, д. 14 (Russia, Moscow, Udaltsova str,. 14). Тел.: 7 (963) 777-99 94. E-mail: bednyakov_a@mail.ru. Статья поступила в редакцию 01.07.2021.

Можно выделить три основные модели развития ЖКХ за рубежом:

1. Государственная собственность и управление. Такая модель применяется, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Туркменистане. Граждане этих стран не платят за услуги ЖКХ (или не платят за определенный объем этих услуг). В странах Ближнего Востока это объясняется богатством государства. В Туркменистане — бедностью подавляющего числа граждан. В реальности, похожая модель применялась в России и других республиках СССР до 1991 г., когда все предприятия сферы ЖКХ были государственными, убыточными, дотируемыми. Как известно, это не давало позитивных результатов с точки зрения качества предоставляемых услуг и использования передовых технологий. Можно предположить, что такая модель может быть успешной в том случае, когда у государства имеется необходимый объем средств для финансирования отрасли, а также отсутствует коррупция — либо за счет мощной системы контроля, либо потому, что само государство «принадлежит» узкому кругу лиц и они не заинтересованы воровать у самих себя.

2. Отрасль жилищно-коммунальных услуг практически полностью находится в частной собственности и регулируется законами рынка, государственное вмешательство минимизировано. Наиболее ярким примером использования такой модели являются США. Надо отметить, что данная практика сопровождается наличием сильной и независимой судебно-правовой системы, а также сильным конкурентным рынком с множеством игроков, когда отсутствуют риски узурпации / диктата частными операторами. Пользователи могут легко менять провайдеров услуг и практически гарантированно призвать к ответственности в суде виновных лиц в случае каких-либо нарушений. Вряд ли Россия готова к полному отказу государства от управления данной отраслью, как раз в силу отсутствия, как сильных независимых институтов (в первую очередь имеется в виду судебная система), так и в силу пока ограниченного числа инвесторов в отрасль. Вопросы финансирования также не позволяют говорить об использовании данной модели в настоящее время. Хотя, в долгосрочной перспективе и при наличии определенных предпосылок, как показывает опыт США, такая модель может быть хорошим примером, с точки зрения повышения эффективности и внедрения новых технологий.

3. Смешанная модель. В этой модели государство может выступать в роли регулятора наиболее важных стратегических вопросов (например, максимально устанавливаемых тарифов, как в Великобритании), а частные компании предоставляют услуги на конкурентных условиях. Пользователи могут в любой момент выбрать другого провайдера какой-либо услуги из многих действующих на рынке. Более того, система оказания услуг ЖКХ в Лондоне настолько гибкая, что можно одновременно использовать несколько провайдеров для оказания одной и той же услуги в разные временные промежутки дня (например, как в случае с передачей электричества), а минимальный срок использования выбранного провайдера не превышает неделю. С учетом особенностей и истории развития сферы ЖКХ в России, есть понимание, что власти взяли на вооружение данную модель управления, как наиболее применимую. Вместе с тем, существует много проблем, которые необходимо решать для того, чтобы приблизиться к уровню развития отрасли, достигнутому в развитых зарубежных странах.

Читайте также:  III. Методика расчета показателей / КонсультантПлюс

Независимо от того, какая модель берется на вооружение, в развитых странах можно заметить очень надежную защиту прав граждан в вопросах пользования услугами ЖКХ. В качестве наиболее показательного примера можно отметить опыт Швеции, где существует Жилищный суд. Это позволяет при возникновении обоснованных исков граждан рассматривать их в сжатые сроки и очень эффективно. При этом, все понимают, что суд будет защищать права пользователей, а не частных поставщиков услуг. В России, к сожалению, в отсутствие сильных институтов система функционирует в «ручном режиме», вопросы решаются быстро только тогда, когда граждане направляют свои жалобы не в суд, а на прямую линию президенту страны, и то — только в том случае, если они озвучиваются в прямом эфире. По мнению автора, для усиления защиты прав пользователей российскому законодателю имеет смысл задуматься над созданием отдельного специализированного суда, который был бы сфокусирован на рассмотрении дел, связанных исключительно с рассматриваемой отраслью.

Этапы развития ЖКХ в современной России

Эксперты выделяют пять основных этапов развития сферы ЖКХ в Российской Федерации после распада Советского Союза [3]:

1. 1992 — 1998 гг. На данном этапе происходил переход от государственного централизованного управления сферой ЖКХ к рыночной системе хозяйствования, ставились цели поощрения конкурен-

ции, развития и усиления социально-экономических и правовых гарантий граждан. Стратегия работы государства на данном этапе была сформулирована в Федеральном законе от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

2. 1998 — 2004 гг. Можно считать, что с принятием Программы демонополизации (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1613 «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы») в России начался второй этап реформирования сферы ЖКХ. К сожалению, случившийся в 1998 г. финансовый кризис сильно затормозил реализацию запланированных мер, направленных на дальнейшее реформирование отрасли. Оно продолжилось лишь в 2001 г., с принятием Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2021 годы». Ставились задачи привлечь в сферу ЖКХ инвестиции, снизить себестоимость услуг, повысить их качество.

3. 2004 — 2021 гг. В этот период государство проводит реорганизацию системы управления отраслью: преобразование Государственного комитета по строительству и ЖКХ в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), с передачей некоторых функций другим ведомствам, его последующее переподчинение Министерству регионального развития Российской Федерации и ликвидация. Начинают ставиться вопросы энергосбережения, ставятся цели достижения полной оплаты за услуги ЖКХ, необходимости проведения полной инвентаризации жилого фонда и инфраструктуры, начинают разрабатываться программы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), для решения данных задач создается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

4. 2021 — 2021 гг. С утверждением Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2021-2020 годы» (распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2021 г. № 102-р) предпринимается попытка дать новый импульс развитию отрасли для решения ранее обозначенных задач. Воссоздается ранее упраздненное Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для придания практического наполнения задаче проведения капитальных ремонтов в многоквартирных домах принимаются изменения в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ (Федеральный закон от 25 декабря 2021 года № 271-ФЗ). В ноябре 2021 г. создается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Указ Президента РФ от 01 ноября 2021 года № 819).

5. С конца 2021 г. по настоящее время. Планировалось полностью передать бремя проведения капитального ремонта на плечи владельцев помещений, которые должны ежемесячно отчислять определенные суммы на эти цели. При этом координация капитальных ремонтов, признание домов аварийными с последующими мероприятиями должна по-прежнему осуществляться государственными органами власти. На практике государство продолжает играть ведущую роль в программах капитального ремонта и реновации. Наиболее значимым программным документом, принятым государством в этот период, должна была стать «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 26 января 2021 года № 80-р). К сожалению, по оценке экспертов (см., например, анализ Нифонтова Д.Ю. [4]), кроме констатации проблем и декларативных заявлений, в утвержденном документе нет ответа на вопросы, какие меры необходимо предпринять, чтобы вывести отрасль на новый уровень, в том числе — что и как сделать для ускорения привлечения частных инвестиций.

Из анализа данной хронологии развития ЖКХ в России можно сделать вывод о том, что государство постоянно пытается оптимизировать подходы к управлению и администрированию отрасли. Достигнуты определенные позитивные результаты: создана государственная информационная система, обеспечивающая гражданам доступ к информации об оплате услуг ЖКХ, ведена система штрафов в пользу потребителей, введена система лицензирования управляющих компаний, развивается конкуренция на рынке управления обслуживанием многоквартирными домами, реализуется программа реновации, проводится переселение жителей аварийных домов.

Однако, если говорить об улучшении ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве с точки зрения уровня изношенности фондов и эффективности функционирования операторов, то этого не про-

изошло. Осуществляемые меры, как правило, носят формально-бюрократический характер и не приводят к заметным улучшениям. Уровень износа коммунальных систем достиг угрожающей отметки, уровень неплатежей растет в связи с ростом тарифов (хотя ставились цели снижения себестоимости), в результате чего законопослушные граждане несут бремя за недобросовестных жильцов, сохраняется проблема ветхого и аварийного жилья, отсутствует согласованность действий разных служб ЖКХ, эффективность предприятий ЖКХ остается невысокой, несмотря на постоянный рост тарифов (тема эффективности предприятий ЖКХ была предметом исследования Сериковой В.Е. [5]).

Такое положение вещей не может не вызывать обеспокоенность за будущее отрасли, так как она обеспечивает население жизненно-важными услугами. С учетом того, что финансирование объектов ЖКХ в РФ не может быть полностью обеспечено государством (из-за чего отрасль и начала реформироваться), одним из наиболее важных вопросов, который бы позволил двигаться вперед, является привлечение частных инвестиций. В связи с этим анализ проблем и путей выхода из кризисного состояния, включая вопросы повышения инвестиционной привлекательности отрасли, является очень актуальным вопросом и постоянно находится в повестке дня крупнейших мероприятий.

Например, в рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего в июне 2021 г., данный вопрос обсуждался на нескольких сессиях, в том числе на сессии «Коммунальная инфраструктура — бизнес или социальная ответственность?» В следующем разделе статьи, с учетом состоявшейся на Форуме дискуссии, обозначены наиболее острые проблемы отрасли с точки зрения ее привлекательности для частных инвесторов, а также намечены пути их решения, что необходимо для осуществления масштабных капиталовложений и выхода из кризиса.

Анализ проблем на пути привлечения частных инвестиций в ЖКХ и пути их решения

Исходя из анализа развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в РФ, а также основываясь на мнении экспертного сообщества, можно утверждать, что основные проблемные моменты, препятствующие повышению инвестиционной активности в сфере ЖКХ, связаны с несовершенством законодательства, в первую очередь концессионного законодательства. Детально вопросы, связанные с необходимостью совершенствования законодательства о концессионных соглашениях рассмотрены в работе автора [6]. Также, существует много чисто отраслевых проблем в регулировании отрасли, которые были предметом анализа многих других экспертов (такой анализ, например, представлен Нифонтовым Д.Ю. в статье «Тенденции развития жилищного законодательства РФ» [4]).

Говоря в целом о проблеме привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, можно отметить следующие пять ключевых проблемных зон, требующих незамедлительного решения на законодательном уровне:

• стороны концессионных соглашений находятся в неравноправном положении, что приводит к риску злоупотреблений со стороны государственных чиновников;

• недостаточные инвестиции государства в объекты коммунального хозяйства, что отталкивает частного инвестора;

Читайте также:  Сравнительный анализ методов реализации инвестиционной политики в России и США – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

• отсутствие долгосрочного характера работы с проектами ЖКХ: нет перспективных планов развития территорий, долгосрочных тарифов, тарифного моделирования;

• несогласованность технических данных о подземных коммуникациях данным в государственных реестрах;

• процедуры оформления земельных отношений, оформления разрешений на строительство и прочие документарные вопросы занимают огромные сроки, что приводит к несогласованности графиков работ с действиями государственных органов власти.

Проблема неравноправности положения концедентов и концессионеров неоднократно поднималась в научном и экспертном сообществе не только применительно к сфере ЖКХ, а в целом в отношении концессионного законодательства. Но особенно остро эти вопросы встают в проектах, направленных на совершенствование систем коммунального хозяйства в силу того, что эти проекты несут в себе существенно большие риски, связанные с другими проблемами, описанными ниже. На рынке не так много инвесторов, которые практически в отсутствие какой бы то ни было государственной поддержки берут на себя смелость и инвестируют в объекты ЖКХ. Для решения данной проблемы представляется необходимым уравнять в правах на законодательном уровне стороны концессионных соглашений — а именно, предусмотреть зеркальную ответственность органов власти ответственности

концессионеров в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Говоря о государственной поддержке проектов в сфере ЖКХ, надо отметить, что отрасль находится в дискриминированном положении по сравнению с другими секторами экономики, в которые вкладываются непропорционально более существенные средства, например, в транспортную отрасль. Если в транспортной сфере, как отметил во время Петербургского международного экономического форума — 2021 Максим Ткаченко, исполнительный директор АНО «Национальный Центр ГЧП», на каждый рубль частных инвестиций приходится 1,7 рублей государственных инвестиций, то в сфере ЖКХ на каждый рубль частных инвестиций приходится 0,08 рублей государственных инвестиций [2].

Т.е. наблюдается более чем 20-кратная разница. Такая диспропорция не может помочь привлечь новых инвесторов в ЖКХ. Государству нужно определить оптимальный уровень и формы поддержки (прямые вложения, зеленые гарантии, субсидирование ставок, финансирование технических аудитов и прочие формы), которая требуется для привлечения частных инвесторов в отрасль ЖКХ в необходимом объеме. Эта поддержка должна быть сбалансирована с государственной поддержкой в других отраслях. Представляется, что для решения данной задачи можно использовать модель межотраслевых балансов.

Проблема отсутствия долгосрочного подхода к развитию отрасли также не позволяет привлечь много инвесторов. Без понимания долгосрочных планов и тарифов инвесторы не могут построить обоснованные финансово-экономические модели и получить в банках необходимое финансирование. Поэтому финансируется ограниченный набор проектов. Как только эта проблема будет решена, отрасль ЖКХ, без сомнения, станет привлекательной.

Можно привести в пример Великобританию. Василий Савин, партнер, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ, рассказал участникам сессии, прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума и посвященной инвестиционной привлекательности ЖКХ, об опыте Великобритании. С начала 80-х годов 20 века отрасль ЖКХ в этой стране подверглась серьезному реформированию, в результате чего было проинвестировано более 750 млрд долл. США и постоянно поддерживается объем проектов на уровне не ниже 100 млрд долл. США [2]. Таких результатов можно достичь только при использовании риск-подхода и формировании комплексных долгосрочных планов по развитию объектов коммунальной инфраструктуры.

Говоря о проблеме несогласованности технических данных о подземных коммуникациях, передаваемых концессионерам, данным в государственных реестрах, надо отметить, что данная ситуация, которая имеет повсеместное распространение, также повышает риски работы в отрасли. В результате финансово-экономические модели проектов, которые представляются в финансирующие организации, несут в себе много неопределенностей, что не позволяет привлекать серьезные инвестиции. Для решения данных вопросов необходимо в обязательном порядке проводить технический аудит и представлять инвесторам всю картину происходящего с сетями. Если по каким-либо причинам, все же, это невозможно, например, в силу финансовых обстоятельств, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность внесения изменений в подписанные концессионные соглашения, если реальное положение сетей, переданных в концессию, оказывается не таким, как было представлено концессионерам. В настоящее время такие изменения невозможны.

Наконец, проблема сроков оформления земельных отношений, оформления разрешений на строительство и продолжительность решения прочих документарных вопросов, которая характерна не только для сферы ЖКХ, но и для других секторов экономики, является особенно острой в рассматриваемой отрасли в силу ее значимости для населения. Ведь именно в силу этой значимости осуществлять инвестиции в объекты ЖКХ требуется сразу после подписания концессионного соглашения. Часто возникает разрыв между требованиями к инвесторам и оперативностью государственных органов власти по решению тех вопросов, за которые они теоретически отвечают, а на практике затягивание сроков никак не сказывается на их положении. В результате, предприниматели, запускающие проекты, невольно оказываются ответственными за срыв сроков выполнения работ.

В связи с обозначенной проблемой, представляется, что наряду с работой, направленной на повышение эффективности деятельности государственных учреждений в целом, необходимо на законодательном уровне предусмотреть ускоренные сроки исполнения государственными органами власти

своих обязанностей в отношении концессионных соглашений. Также необходимо повышение уровня ответственности чиновников за выполнение возложенных на них функций в полном объеме и в соответствии со сроками, соответствующими срокам выполнения работ концессионерами, указанным в соглашениях с ними. На самом деле, данный вопрос перекликается с тем, насколько равноправными являются стороны концессионных соглашений. На практике они таковыми не являются, и необходимо вносить изменения в концессионное законодательство с целью уравнивания в правах органов власти и частного бизнеса, согласившегося инвестировать в отрасль.

Отрадным является тот факт, что в настоящее время есть признаки понимания существующих проблем Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое отвечает за развитие сферы ЖКХ. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме и отвечая на некоторые из обозначенных проблемных моментов, Светлана Никонова, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, отметила, что будут запущены новые механизмы привлечения инвесторов в отрасль, включая совершенствование применения механизма государственно-частного партнерства.

Например, полномочия по управлению технологическими схемами будут переданы на места. Планируется создать на базе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации банк концессионных практик (этот вопрос часто поднимался в профессиональном сообществе). Также, понимая тот факт, что без государственного участия и его гарантий будет сложно привлечь в отрасль больше частных инвестиций, планируется создание механизма зеленых государственных гарантий, которые буду покрывать риски концессионеров и, таким образом, повышать их интерес к отрасли [2]. Заключение

Проведенный в статье анализ состояния и проблемных вопросов в сфере ЖКХ говорит о том, что для привлечения частных инвестиций в отрасль в большем объеме необходимо, в первую очередь, решить множество накопившихся вопросов регулирования отрасли. Постоянные хаотичные изменения законодательства в прошлом привели к огромному множеству норм, которые не отражают запросы инвесторов и могут противоречить друг другу. Речь идет как об отраслевом законодательстве, так и об общих нормах права, применяемых к концессионным соглашениям. Надо рассматривать данную проблематику как потенциальную, но слабо реализованную возможность для инвесторов, которые готовы осуществлять инвестиции при условии построения надежной прозрачной системы регулирования — так, как это происходит в развитых странах, чей опыт можно позаимствовать для того, чтобы эффективно развивать сферу ЖКХ. Хочется надеяться на то, что богатый экспертный опыт, накопленный за годы реформирования отрасли ЖКХ, будет позитивно воспринят законодателями, а также исполнительными органами государственной власти, и они обратят внимание на наиболее проблемные моменты для их скорейшего разрешения, в том числе и на те, которые были изложены в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. М.: Национальный центр ГЧП, 2021.

2. Коммунальная инфраструктура — бизнес или социальная ответственность? Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-kommunalnaya-infrastruktura-biznes-ili-sotsialnaya-otvetstvennost/translation (дата обращения 21.06.2021)

3. Развитие ЖКХ в России: проблемы и перспективы УО до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gkh.ru/article/102167-razvitie-jkh-v-rossii (дата обращения 21.06.2021).

4. НифонтовД.Ю. Тенденции развития жилищного законодательства РФ. М.: Акато, 2021.

5. Серикова В.Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России // Молодой ученый. 2021. № 18. С. 368-371.

6. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство: мировой опыт и правовое регулирование в Российской Федерации. М.: Библио-Глобус, 2021. 150 с.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.