Регулирование иностранных инвестиций в России, Контрольные вопросы и задания — Мировая экономика и международные экономические отношения

Регулирование иностранных инвестиций в россии

Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и — с учетом все более активного включения России в мирохозяйственные связи — во все большем соответствии с международно признанными соглашениями и актами.

Все большее значение приобретают международные соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интересов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствующего государства.

К числу таких соглашений, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации, такие как группа Всемирного банка (в состав которой входят МБРР,

Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение имеет ЕБРР). Россия является членом этих международных экономических организаций или сотрудничает с ними.

Указанными международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров.

МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и осуществляют консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ.

После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций была в значительной мере приведена в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС — Trade Related Investment Measures, TRIMS). Россия учитывает требования Соглашения ТРИМС в двусторонних соглашениях с целым рядом стран.

Первый собственно российский закон об иностранных инвестициях («Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г.) был принят еще в рамках СССР.

В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм.

Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы РФ, законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о финансово-промышленных группах (ФПГ) и др.

Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие в декабре 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», в 1999 г. — Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в последующем — серии законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции.

Кроме указанных законов, вступили в силу другие федеральные законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1999 г.; федеральные законы об участках недр, на которые распространялось действие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»;

Федеральный закон «О концессионных соглашениях»» от 21 июля 2005 г.; Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.; Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г.;

Существенное значение для чистоты отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В целом же действовавшее к 2020 г. российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций. При этом ведется постоянная работа по подготовке новых законодательных актов, других нормативно-правовых документов, внесению изменений в уже действующие законодательные, нормативно-правовые акты России.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Одно из главных положений этого закона — обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.

Существенным аспектом данного закона является то, что он не распространяется:

  • 1) на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании;
  • 2) на отношения, которые связаны с вложениями иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения какой- либо общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит целый ряд очень важных понятий:

  • а) иностранный инвестор, которым в соответствии с указанным законом являются:
    • • иностранные юридические лица;
    • • иностранные организации, которые не являются юридическими лицами и которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на территории РФ;
    • • иностранные граждане, которые по своей гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством своего государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;
    • • лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ и имеют право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;
    • • международные организации, которые в соответствии с международным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
    • • иностранные государства;
  • б) иностранные инвестиции. Согласно указанному закону, к ним относятся: деньги; ценные бумаги; иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); услуги и информация.

В данном Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.

Читайте также:  Человеческий капитал: как вкладывать в развитие людей и зарабатывать :: РБК Pro

В соответствии с указанным Федеральным законом приоритетным считается инвестиционный проект, если суммарный объем иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд руб. (или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату вступления этого закона (т.е.

Однако с учетом девальвации национальной валюты ситуация в стоимостной оценке инвестиционных проектов меняется. Поэтому важно то, что в соответствии с указанным законом инвестиционный проект приобретает статус приоритетного только согласно решению Правительства РФ (которое должно утверждать перечни таких проектов).

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. есть также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия их деятельности не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Эти изъятия устанавливаются другими законодательными актами Российской Федерации.

Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других странах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Несмотря на отрицательное отношение к подобной практике со стороны международных финансовых организаций, она отражает объективные реалии конкурентной борьбы за привлечение прямых иностранных инвестиций и является неотъемлемым элементом стратегии стран, которые добились наибольшего успеха в данной сфере (в этом смысле показателен опыт Китая).

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» важной, хотя и косвенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) реального сектора экономики является государственная гарантия, заключающаяся в их иммунитете по отношению к неблагоприятному изменению законодательства РФ (так называемая стабилизационная, или дедушкина оговорка). Однако ее применение ограничено рядом критериев.

Стабилизационной оговоркой могут воспользоваться только следующие категории организаций с иностранным капиталом:

  • • осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты;
  • • организации, в которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале превышает 25%.

Стабилизационная оговорка распространяется только на:

  • • изменения ввозимых таможенных пошлин (кроме введенных в целях защиты экономических интересов стран при осуществлении внешней торговли);
  • • изменения федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые на территории РФ);
  • • изменения взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд);
  • • иные изменения в законодательстве, ведущие к увеличению совокупной налоговой нагрузки либо устанавливающие режим дополнительных запретов на осуществление ПИИ по сравнению с теми, которые действовали на момент начала инвестиционного проекта.

Стабилизационная оговорка действует на протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала его финансирования. Правда, предусмотрена возможность его продления в исключительных случаях на основании решения Правительства РФ (при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом ПИИ не менее 1 млрд руб.).

Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что подобный перечень не может быть исчерпывающим.

Более того, речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. И понятие «неизменность совокупной налоговой нагрузки» относится только к этим приоритетным инвесторам. При этом стабилизационная оговорка связана лишь с окупаемостью (возвратом вложенных денег).

Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.

Помимо этого, в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы.

Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы таких предприятий ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов ПИИ, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными, и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств своих бюджетов и внебюджетных средств.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о первой части Налогового кодекса РФ (ст. 66—67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе (1998 г.)

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита.

На предоставление налогового кредита могут претендовать инвесторы и ПИИ, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.

Федеральный закон «О лизинге» не содержит прямых льгот для участников совместных проектов, но предусматривает меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Среди них: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в регионах; предоставление инвестиционных кредитов; выделение лизинговым предприятиям государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов; предоставление льгот лизингополучателям в отраслях народного хозяйства РФ и др.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определен статус филиала иностранного юридического лица, созданного на территории РФ. Филиалу предоставлено право заниматься на территории России той же деятельностью, что и его головной организации в стране регистрации.

Читайте также:  Комплексное развитие Кингисеппского района Ленобласти - Инвестиционный портал Ленинградской области

Специальная статья Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций. Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

  • • определение целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, подготовка законопроектов о таких запретах и ограничениях;
  • • определение мер по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • • утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;
  • • разработка и реализация федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • • привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • • решение вопросов взаимодействия с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • • контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • • контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Значительную роль в привлечении и использовании иностранных

инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России (недропользования) и инвестиционной деятельности.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и/или в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) — это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ.

При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах».

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В последующем было принято 15 федеральных законов об участках недр, право пользования которыми предоставлялось на условиях раздела продукции.

Всего было выделено 28 таких участков. Однако по этим участкам соглашений о разделе продукции заключено не было. Три действующих к 2006 г. соглашения по СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2», соглашение по Харьягинскому месторождению) были подписаны еще до вступления в силу базового Закона «О соглашениях о разделе продукции».

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

В соглашении о разделе продукции участвуют две стороны:

  • • государство (Российская Федерация), от имени которого в СРП выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр;
  • • инвесторы — как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и которые являются пользователями недр на условиях СРП.

Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъектов РФ и федерального органа управления государственным фондом недр. Для определения инвестора проводятся конкурсы или аукционы. В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» это возможно в следующих случаях:

  • • если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором;
  • • если объявленный конкурс или аукцион признан несостояв- шимся в связи с участием в нем только одного инвестора — тогда СРП заключается с этим единственным инвестором;
  • • если к моменту принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем недр на других условиях, отличных от условий СРП. В этом случае СРП можно заключать именно с данным инвестором;
  • • если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия указанного закона.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимаются Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Федерации.

В Соглашении о разделе продукции фиксируется целый ряд условий:

  • • соблюдение требований законодательства Российской Федерации;
  • • соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения;
  • • обязанность инвестора при прочих равных условиях предоставлять преимущественное право на участие в работах по СРП российским юридическим лицам;
  • • обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды);
  • • обязанность инвестора ликвидировать все сооружения и т.д. по завершении работ по Соглашению и очистить от загрязнения ту территорию, на которой проводились работы по СРП.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение (ст. 7 (2)), в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70% общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России.

Другим положением указанного закона, противоречащим ТРИМС, являлось положение о том, что в СРП должно быть предусмотрено следующее условие: «Не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации».

Читайте также:  Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта - что это такое, разработка, образец и пример

Это означало, что иностранный инвестор, подписав СРП, после подписания Россией Соглашения ТРИМС или после ратификации Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) может оспаривать правомерность применения к нему указанных положений, а в случае уже действующих соглашений может через свое правительство выступить с требованием аннулировать это положение в СРП.

В связи с этим в редакции Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 6 июля 2003 г. было зафиксировано следующее важное положение: в случае присоединения РФ к ВТО положения данной статьи, вступающие в противоречие с принципами ВТО (ТРИМС), теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении России в ВТО.

Кроме положений об инвесторе, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» есть также положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.

Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:

  • • определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
  • • определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (это так называемая компенсационная продукция);
  • • раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);
  • • передача государству принадлежащей ему в соответствии с СРП части произведенной продукции (или ее стоимостного эквивалента);
  • • получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения.

Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта.

При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (их взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»).

Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.

В указанном Федеральном законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП; об ответственности сторон по СРП; о прекращении действия СРП; о разрешении споров и др.

Вместе с тем в настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:

  • • противоречия между иностранными и отечественными инвесторами;
  • • между центральными и региональными органами власти (центр — субъекты РФ);
  • • противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания- оператор — отечественной или иностранной.

Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное с точки зрения мировой конъюнктуры будущее).

В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» 2 февраля 2001 г. Правительством РФ было принято постановление № 86 «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией».

Этим постановлением было утверждено Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией. В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагались на Министерство экономического развития и торговли РФ.

В последующие годы в России были приняты другие федеральные законы, в определенной степени затрагивающие деятельность иностранных инвесторов.

В их числе Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Его целью является привлечение инвестиций (в том числе и иностранных) в экономику РФ и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Суть закона состоит в том, что в соответствии с концессионным соглашением одна сторона (концессионер) обязуется за своей счет создать или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концен- денту).

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных другими законами РФ. Объекты концессионного соглашения трактуются в данном Федеральном законе широко — от автомобильных дорог и объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта, морских и речных портов, аэродромов до объектов здравоохранения и образования.

Важным шагом в формировании и развитии законодательной базы привлечения и использования иностранных инвестиций явилось принятие ряда законодательных актов, посвященных созданию в России особых экономических зон: Федерального закона от 22 июля 2005 г.

№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федерального закона от 10 января 2006 г., № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

Одна из основных задач Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» состоит в том, чтобы добиться того, чтобы эти зоны не использовались в качестве «внутренних офшоров» с целью «отмывания» доходов, полученных преступным путем, и «бегства» от налогов.

В качестве особой экономической зоны в законе рассматривается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Ее целью является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры.

В соответствии с данным законом, а также Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”», а также дополнениями, принятыми в 2007 г., были определены следующие основные типы особых экономических зон в России:

  • • промышленно-производственные;
  • • технико-внедренческие;
  • • туристско-рекреационные;
  • • портово-экономические (или портово-логистические) зоны.

В целом к началу 2020 г. в России действовали 23 особые экономические зоны четырех типов: восемь промышленно-производственных, пять технико-внедренческих, семь туристско-рекреационных и три портово-экономических.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.