Резервирование денежных средств как механизм стабилизации – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Альтернативные взгляды

Теория эндогенных денег<span title=»Статья «Эндогенные деньги» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en датируется XIX веком, описана Йозефом Шумпетером, и, позднее, последователями посткейсианства[26].

Теория эндогенных денег утверждает, что поддержка денег задаётся кредитом и эндогенность задаётся потребностями к банковским кредитам, а не внешней политикой монетарных властей. Хотя это и не является убеждением главенствующей экономической теории, ряд центральных банкиров и экономистов кредитно-денежной политики верят в то, что банковский мультипликатор или модель перекредитования, не является реалистичным способом описания того, как банки работают в реальности[27][28][29][30][31] и нежели чем депозиты приводят к кредитам, обратная причинная связь, кредиты приводят к депозитам[32][33][34][35][36].

Чарльз Гудхарт, авторитет в сфере ЦБ, на протяжении многих лет поощрял различные подходы к анализу денежной массы и говорил, что базовая модель банковского мультипликатора была «таким неполным способом описания процесса определения имеющегося денежного запаса, что итоговая сумма неправильно истолковывалась»[37].

Десять лет спустя он сказал: «Почти все кто работал в ЦБ верят что этот взгляд полностью ошибочен; в частности, он и игнорирует причастность некоторых ключевых базисных особенностей современной банковской системы…»[38].

Гудхарт охарактеризовал денежную массу, находящуюся в обращении, как зависимую эндогенную переменную[39]. В 1994 году Марвин Кинг<

span title=»Статья «Марвин Кинг» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en сказал, что причинно-следственная связь между деньгами и потребностью является спорным моментом, потому что, хотя учебники и предполагают, что деньги есть то, что вызывается внешними причинами, в Великобритании деньги есть эндогенная вещь, так как Банк Англии обеспечивает «base money on demand» (основные деньги для удовлетворения потребности в них) и «broad money» создаётся банковской системой[40][41][42] (broad money — количество циркулирующих денег, заданных агрегатом М3 плюс иностранная валюта на депозите???).

Сет Карпентер (Seth B. Carpenter) и Сельва Демиралп (Selva Demiralp) пришли к выводу в учебнике, что мультипликатор «base money» невозможен в США[43].

Денежная масса

Денежная масса в обращении это отчёт[44]Совета управляющихФедеральной Резервной Системы, отражающий динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3[44], из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2, который измеряется в процентах от предыдущего значения или в доле от ВВП.

В США данные агрегаты определяются ФРС как[45]:

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как Федеральная Резервная Система прекратила публиковать эти данные мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация не значительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжать публиковаться в деталях и дальше[46].

В январе 2007 года количество денег ЦБ было $750,5 миллиардов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона.

Частичное банковское резервирование определяет соотношение между количеством денег ЦБ, иначе говоря валюты (то есть национальной денежной единицы) в официальной статистике и итоговой величиной денежной массы. Большинство денег в этих системах есть деньги ЦБ.

Частичное банковское резервирование приводит к выпуску и созданию денег коммерческого банка, которые увеличивают денежную массу. Эмиссия денег через банковскую систему есть механизм денежной передачи, посредством которого ЦБ может непрямо влиять на размер учётной ставки (хотя банковские нормы также могут быть изменены для влияния на денежную массу, в зависимости от обстоятельств).

История

Бережливый человек всегда искал возможность сохранения своих ценностей, например в виде золотых или серебряных монет в сейфах у ювелиров, получая от них взамен расписку о сделанном вкладе (см.

Амстердамский банк). После того, как с течением времени данные расписки стали надёжным средством обмена<

span title=»Статья «Средство обмена» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en (люди стали верить в эти расписки так, как будто бы это и есть золотые и серебряные монеты, отданные ранее на хранение ювелиру), с этого момента можно считать, что ранняя форма бумажных денег, в виде расписок ювелиров, появилась на свет[9].

Так как эти расписки стали напрямую использоваться в торговле, ювелиры заметили, что обычно люди не требовали вернуть свои вклады в один и тот же момент и увидели возможность выдачи этих резервных монет в виде кредитов под проценты.

Такая деятельность генерировала доход для ювелиров, но при этом оставляя их с расписками сверх имеющихся для выплаты резервов. Таким образом ювелиры начали изменяться от пассивных хранителей золотых слитков, берущих плату за сохранение ценностей, до приносящих процентный доход банков. Так появилось на свет частичное банковское резервирование.

Однако если кредиторы (владельцы расписок о золоте, отданном на хранении) потеряли бы веру в способность банка выплатить по своим обязательствам, многие вкладчики могли бы одновременно потребовать у банка вернуть свои вклады. И если банк в ответ не сможет найти достаточно средств для удовлетворения требований своих вкладчиков, это может привести к неплатежеспособности или невыполнению своих обязательств.

Повторяющиеся провалы банков и финансовые кризисы привели к созданию института Центрального Банка — государственное учреждение, имеющее полномочия регулировать деятельность коммерческих банков, устанавливать требования к резерву и действовать как кредитор в последней инстанции, если банк испытывает недостаток ликвидности.

Появление центральных банков ослабило опасности, связанные с частичным банковским резервированием[6][10].
Начиная примерно с 1991 года в странах с развитой экономикой удалось достичь консенсуса относительно оптимальных методов денежной политики.

Как это работает

Природа современной банковской системы такова, что доступные наличные резервы в банке для выплат по вкладам до востребования могут составлять лишь часть от размещённых вкладчиками депозитов. В большинстве правовых систем вклад до востребования в банке (например, чековый или сберегательный счёт) рассматривается как заём банку (вместо передачи товара другому лицу (на определённых условиях)<

span title=»Статья «Bailment, временная передача имущества на хранение» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en), подлежащий выплате по первому требованию, которые банк может использовать на финансирование своих инвестиций в кредитовании или процентных бумаг.

Банки делают прибыль, основанную на разнице процентов, под которые они выдают кредиты, и процентов, которые они выплачивают своим вкладчикам. Так как банки выдают в виде кредитов бо́льшую часть размещаемых у них денег, оставляя только лишь некоторую часть в виде резерва, они неизбежно имеют меньше денег, чем сальдо по счетам (баланс бюджета) своих вкладчиков.

Главная причина, по которой клиенты кладут в банки свои ценности — это возможность хранить свои сбережения в такой форме, когда в любой момент можно потребовать вернуть свой вклад. Всё же вкладчики могут потребовать полный возврат своих сбережений, хотя большинство их сбережений уже инвестировано банком в приносящие проценты кредиты и ценные бумаги[14].

Владельцы счетов до востребования могут забрать свои вклады в любое время. Если все вкладчики банка сделают это одновременно, тогда банк столкнется с ситуацией бегства вкладчиков, и, скорее всего, банк закроется. Благодаря наличию института центрального банка в настоящее время это случается редко, так как обычно центральные банки выступают гарантами депозитов в коммерческих банках и выступают кредиторами последней инстанции в случае наплыва в банк требований о возвращении вкладов.

Несмотря на это, недавно было несколько ситуаций бегства вкладчиков, например кризис банка Northern Rock в 2007 году в Великобритании, коллапс Washington Mutual в сентябре 2008 года. Несмотря на это, в данных случаях банки показали на практике несостоятельность во время наплыва требований. Тем самым эти наплывы требований просто форсировали неминуемый, при любых обстоятельствах, крах.

В случае отсутствия кризисов частичное банковское резервирование обычно функционирует достаточно ровно, потому что в любой момент времени всего лишь немногие, по отношению к общему количеству, вкладчики забирают свои вклады, и резерв наличности может легко поддерживаться на одном уровне, достаточном для удовлетворения повседневной потребности.

Однако если банк испытывает финансовый кризис, и общие требования к выплате существенно превышают повседневный спрос, у банка не окажется достаточно наличности и банк вынужден будет добывать дополнительные фонды, чтобы избежать окончания резервов и не исполнения своих обязательств.

Банк может добыть фонды путём дополнительных заимствований (например на денежном рынке или используя кредитные линии с другими банками), или путём продажи своих активов, или беря краткосрочные займы. Если кредиторы будут опасаться того, что банк может столкнуться с кризисом наличности или быть неплатежеспособным, они будут стимулированы как можно скорее вернуть свои деньги, прежде чем другие вкладчики начнут забирать свои, запуская тем самым каскад требований, который может привести к полномасштабному бегству вкладчиков.

Пример умножения депозита

В нижеприведённой таблице показано как кредиты капитализируются и как это влияет на денежную массу. Также в ней показано как деньги ЦБ используются для создания денег коммерческого банка исходя из первоначального депозита в $100 денег ЦБ. В примере первоначальный депозит выдаётся 10 раз с величиной частичного резервирования в размере 20 %, что в конечном счёте приводит к созданию $400 коммерческих денег.

Читайте также:  Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений (с изменениями на 3 апреля 2019 года), Закон Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года №339-з

Каждый последующий банк, вовлечённый в этот процесс, создаёт новые коммерческие деньги на всё уменьшающуюся долю первоначальных денег ЦБ. Это возможно благодаря тому, что банки выдают только долю депонированных денег ЦБ для того, чтобы удовлетворить требованиям резервирования и для обеспечения достаточного резерва, чтобы удовлетворить повседневный спрос в наличности.

Процесс начинается когда первоначальный депозит в размере $100 денег ЦБ создаётся в Банке А. Затем Банк А выделяет 20 %, или $20, в виде резерва, а оставшиеся 80 %, или $80, выдаёт в качестве кредита. В этот момент денежная масса суммарно равняется $180, а не $100, так как банк выдал кредит в размере $80 денег ЦБ, сохраняя $20 в виде резерва (не являющиеся частью денежной массы), замещающие недавно созданную $100 долговую расписку для вкладчика, которая действует равнозначно и может быть всецело погашена деньгами ЦБ (вкладчик может перевести её на другой счет, может выписать чек на неё, потребовать свою наличность на неё обратно, и т. д.).

Такие требования вкладчика к банку называются вкладом до востребования или деньгами коммерческого банка и просто записаны на банковском счёте как платежное обязательство (пассив) (а именно как долговая расписка вкладчику). Со стороны вкладчика, деньги коммерческого банка эквивалентны деньгам ЦБ — невозможно разделить эти две формы денег пока не произойдет бегство вкладчиков (при котором всем срочно требуются деньги ЦБ)[6].

К этому моменту Банк А имеет всего лишь $20 денег ЦБ на своих счетах. Получатель кредита держит $80 денег ЦБ, но вскоре он израсходует их. Следующий получатель этих $80 в свою очередь внесёт их на вклад в Банке В. Сейчас Банк В находится в той же ситуации, с которой начинал Банк А, за исключением того момента, что депозит равен уже $80, а не $100 денег ЦБ.

Поступая подобным же образом, Банк В сохраняет 20 % от $ 80, или $ 16, в качестве резерва, а оставшиеся $64 выдаёт в виде кредита, тем самым увеличивая денежную массу на $64. По мере продолжения процесса, создаётся все больше и больше денег коммерческого банка.

Для упрощения таблицы, для каждого депозита используются различные банки. В реальном мире, выданные одним банком кредиты могут быть в него же и возвращены, то есть вся банковская система коммерческих банков может рассматриваться как один коммерческий банк.

Хотя физически никаких денег не было создано в дополнение к первоначальному депозиту в $100, тем не менее новые деньги коммерческого банка появились благодаря кредитам. Две ячейки, выделенные красным, показывают местоположение первоначального депозита по окончании всего процесса.

Суммарные резервы плюс последний депозит (или последний кредит, в зависимости что будет последним) всегда равняются первоначальному депозиту, который, в данном случае, составляет $100. По мере продолжения данного процесса, всё больше и больше из ничего появляется новых денег коммерческого банка.

С каждым последующим шагом количество уменьшается в соответствии с лимитом. Если построить график накопления депозитов, на нём будет видно, что кривая будет стремится к определённому лимиту. Этот лимит есть максимально возможное количество денег, которые могут быть созданы при заданной величине обязательного резерва.

Для каждого отдельного банка, депозит рассматривается как пассив, тогда как выдаваемый кредит и резервы как активы. Депозиты всегда будут равняться кредиты плюс банковские резервы, так как кредиты и резервы создаются на основе депозитов. Это есть основа для ведения банковского
бухгалтерского баланса.

Частичное банковское резервирование позволяет увеличивать или сокращать денежную массу. В общем виде, увеличение или сокращение денежной массы диктуется балансом между темпом выдачи новых кредитов и темпом погашения или не исполнения ранее выданных кредитов. На баланс этих двух темпов может повлиять, до некоторой степени, Центральный Банк.

Эта таблица даёт общую схему состава денежной массы по всему миру. Большинство денег в любой денежной массе состоят из денег коммерческих банков[16]. Ценность денег коммерческого банка основывается на возможности свободно обменять их в банке на деньги ЦБ[16][17].

Реальное увеличение в денежной массе, благодаря этому процессу, может быть ниже, так как на каждом шагу банки могут придержать избыточные резервы<

span title=»Статья «Избыточные резервы» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en на нормативно установленном минимуме, заемщики могут в реальности не использовать деньги, и некоторые граждане могут просто придержать наличность, и также может быть некоторая задержка или трения в процессе заимствования[21].

Распоряжения правительства также могут быть использованы для ограничения процесса создания денег, для предотвращения выдачи банками кредитов, несмотря на то, что банки удовлетворяют требованиям обязательного резервирования[22].

Примечания

  1. Jonathan Golin. The Bank Credit Analysis Handbook: A Guide for Analysts, Bankers and Investors. — John Wiley & Sons, August 10, 2001. — ISBN 0-471-84217-6; 978-0-471-84217-0=.
  2. Bankintroductions.com — Economic Definitions (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 2 февраля 2021 года.
  3. Investopedia economic definitions
  4. investorwords economic definitions
  5. Abel Andrew, Bernanke Ben.14.1 // Macroeconomics. — 5th. — Pearson, 2005. — P. 522—532.
  6. 123456Mankiw N. Gregory.Chapter 18: Money Supply and Money Demand // Macroeconomics. — 5th. — Worth, 2002. — P. 482—489.
  7. Modern Money Mechanics. Page 37. Money Creation and Reserve Management (неопр.) (PDF). Federal Reserve Bank of Chicago. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  8. Reserve Maintenance Manual (неопр.) (PDF) (недоступная ссылка). Federal Reserve. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 20 февраля 2009 года.
  9. 12Money facts; 169 questions and answers on money- a supplement to A Primer on Money, with index, Subcommittee on Domestic Finance … 1964.. — Washington D.C.: United States. Congress. House. Banking and Currency Committee., 1964.
  10. 12The Federal Reserve in Plain English.Смотри стр.5 [1]Архивная копия от 15 февраля 2008 на Wayback Machine
  11. Monetary Policy Regimes: a fragile consensus, Peter Howells and Iris Biefang-Frisancho Mariscal (2006) (неопр.) (PDF). University of the West of England, Bristol. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  12. Abel Andrew, Ben Bernanke.7 // Macroeconomics. — 5th. — Pearson, 2005. — P. 266—269.
  13. Mankiw N. Gregory.9 // Macroeconomics. — 5th. — Worth, 2002. — P. 238—255.
  14. Committee on Finance and Industry 1931 (Macmillan Report).
  15. Page 57 of ‘The FED today’. The FED today Lesson 6
  16. 1234Bank for International Settlements. Смотри стр.9: http://www.bis.org/publ/cpss55.pdf
  17. 12European Central Bank — Domestic payments in Euroland: commercial and central bank money:
    http://www.ecb.int/press/key/date/2000/html/sp001109_2.en.html
  18. Macmillan report 1931 account of how fractional banking works https://books.google.ca/books?hl=en&id=EkUTaZofJYEC&dq=British Parliamentary reports on international finance&printsec=frontcover&source=web&ots=kHxssmPNow&sig=UyopnsiJSHwk152davCIyQAMVdw&sa=X&oi=book_result&resnum=1&ct=result#PPA34,M1
  19. Таблица сделана в программе «Calc spreadsheet» OpenOffice.org.
  20.  (англ.) Объяснение как это работает от Регионального Резервного Банка Нью-Йорка. http://www.newyorkfed.org/aboutthefed/fedpoint/fed45.html
  21. https://books.google.com/books?id=I-49pxHxMh8C&pg=PA303&dq=deposit reserves&lr=&sig=hMQtESrWP6IBRYiiaZgKwIoDWVk#PPA295,M1 William MacEachern, Macroeconomics: A Contemporary Introduction, p. 295
  22. электронная книга: ФРС: Цели и Функции http://www.federalreserve.gov/pf/pf.htm: смотри стр.13, 14
  23. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 5 декабря 2007 года.
  24. http://www.federalreserve.gov/releases/h3/Current/ Federal Reserve Board.
  25. https://books.google.com/books?id=FdrbugYfKNwC&pg=PA169&lpg=PA169&dq=united states money multiplier&source=web&ots=C_Hw1u82xe&sig=m7g0bMz167DijFsOCbn5f4aWAOU#PPA170,M1 Bruce Champ & Scott Freeman, Modeling Monetary Economies, p. 170 (Figure 9.1).
  26. A handbook of alternative monetary economics, by Philip Arestis, Malcolm C. Sawyer, p. 53
  27. Glen Stevens, the Australian Economy: Then and now (неопр.). Reserve Bank of Australia. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  28. White, W. Changing views on how best to conduct monetary policy: the last fifty years (неопр.). Bank for International Settlements. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  29. Freedman, C. Reflections on Three Decades at the Bank of Canada (неопр.). Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 9 апреля 2005 года.
  30. http://college.holycross.edu/RePEc/eej/Archive/Volume18/V18N3P305_314.pdf Understanding the Remarkable Survival of Multiplier Models of Money Stock Determination. Eastern Economic Journal, 1992, vol. 18, issue 3, pages 305—314
  31. The economics of money, banking and finance: a European text. Fourth edition.  Howells, P. G. A. Baines, K. Page 241 (неопр.). FT Prentice Hall.
  32. (Holmes, 1969 page 73 at the time Senior Vice President of the Federal Reserve Bank of New York responsible for open market operations) I have not seen, cited in Bank and Credit the Scientific Journal of the National Bank of Poland (неопр.) (недоступная ссылка — история ). (недоступная ссылка)
  33. Modern Money Mechanics. Page 37. Money Creation and Reserve Management (неопр.) (PDF). Federal Reserve Bank of Chicago. — « ». Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  34. Disyatat, P. 2021 The bank lending channel revisited. (неопр.). Bank for International Settlements. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  35. Montador, B. The implementation of monetary policy in Canada (неопр.). Bank of Canada. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 12 июня 2001 года.
  36. Paul Tucker, Money and credit: Banking and the Macroeconomy (неопр.) (недоступная ссылка). Bank of England. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 16 мая 2021 года.
  37. Goodhart C A E (1984( Monetary Policy in Theory and Practice p.188. I have not seen, cited in Monetary Policy Regimes: a fragile consensus. Peter Howells and Iris Biefang-Frisancho Mariscal (неопр.) (PDF). University of the West of England, Bristol. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  38. Goodhart C. (1994), What Should Central Banks Do? What Should Be Their Macroeconomic objectives and Operations?, The Economic Journal, 104, 1424–1436 I have not seen, cited in »Show me the money» – or how the institutional aspects of monetary policy implementation render money supply endogenous. Juliusz Jablecki (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Bank and Credit, the scientific journal of the national bank of Poland. (недоступная ссылка)
  39. Charles Goodhart, 2007.02.28, Whatever became of the monetary aggregates? (неопр.). Bank of England. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  40. King Mervyn, The transmission mechanism of monetary policy (неопр.) (PDF). Bank of England. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  41. Paul Tucker, Managing the central bank’s balance sheet: Where monetary policy meets financial stability (неопр.). Bank of England. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 30 июля 2021 года.
  42. Razzak, W. Money in the Era of Inflation Targeting (неопр.) (недоступная ссылка). Reserve Bank of New Zealand. Дата обращения: 10 мая 2021.Архивировано 13 июня 2021 года.
  43. http://www.federalreserve.gov/pubs/feds/2021/202141/index.html Money, Reserves, and the Transmission of Monetary Policy: Does the Money Multiplier Exist? Conclusions
  44. 1234Показатели денежной массы (англ.)
  45. Что такое денежная масса в обращении? (англ.)
  46. Прекращение публикации М3
  47. Reserve Bank of India — Report on Currency and Finance 2004-05 (смотри стр.71): http://www.rbi.org.in/scripts/AnnualPublications.aspx?head=Report on Currency and Finance&fromdate=03/17/06&todate=03/19/06

Причины существования

Частичное банковское резервирование позволяет людям инвестировать свои деньги без потери возможности использования их по требованию. Так как большинство людей не нуждаются в использовании всех своих денег всё время, банки выдают эти деньги (хранящиеся у них на депозите), под процент другим, тем самым зарабатывая себе дополнительную прибыль.

Читайте также:  Акции - свежие новости рынков и инвестиций :: РБК Инвестиции

Тем самым банки действуют как финансовые посредники — способствуют инвестированию денежных средств бережливых людей[6][12]. Банки со 100 % резервированием<

span title=»Статья «100% банковское резервирование» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en, с другой стороны, не допускают возможности инвестирования таких бессрочных вкладов (так как все деньги заперты в виде резерва) и менее ликвидные инвестиции (такие как государственные ценные бумаги, облигации и срочный вклад) запирают на время деньги кредиторов, делая их недоступными для использования кредиторами.

Согласно господствующей экономической теории, регулируемое частичное банковское резервирование предоставляет определённые преимущества экономике, путём обеспечения регуляторов мощным инструментом управления денежной массой и учётной ставкой, которую многие считают необходимой для здоровой экономики[13].

Банки, которые попадают под защиту регулирования центрального банка, имеют иные (отличающиеся от обычного бизнеса) нормы банкротства. По этой причине вклады до востребования большинства банков сохраняют свою ценность, которые при других обстоятельствах подверглись бы опасности платежеспособности.

Резервирование денежных средств как механизм стабилизации

Научные сообщения

Резервирование денежных средств как механизм стабилизации экономики

Е.С. Оськина

В период кризиса мы могли наблюдать особенно активное применение механизмов стабилизации экономики в нашей стране, например такого, как резервирование денежных средств в специально для этого созданных фондах — Резервном и Фонде национального благосостояния.

Резервная система России включает в себя весьма неоднородные объекты — от денежных средств и драгоценных металлов до таких неликвидных объектов, как земельные участки. Некоторые из объектов резервирования несопоставимы по объемам в денежном выражении. Тем не менее можно выявить общие и существенные характеристики некоторых фондов, которые позволяют выделить их в экономике страны в отдельную систему резервирования. К таким характеристикам можно отнести следующие:

— любой резерв предназначен не для текущего использования, а для использования в определенный период;

— все виды резервов могут быть оценены в денежном выражении;

— все виды резервов при необходимости могут быть обращены в денежные средства для решения текущих задач, но ликвидность их различна;

— все виды резервов отвлекают материальные и денежные средства из реального сектора экономики1.

В целом нельзя говорить о существовании в России устойчивой системы денежных резервов, подтверждается это хотя бы тем, что в РФ существует только Федеральный закон от 1994 г. «О государственном материальном резерве»2, и в нем лишь в качестве дополнения предусмотрена возможность резервирования денежных средств. К тому же в России до сих пор отсутствует единая система управления государственными резервами, что ограничивает возможности использования уже имеющихся ресурсов для стимулирования развития. Основным ведомством, координирующим накопление и использование государственных материальных резервов, а также распоряжение ими, является Росрезерв, а различные материальные, денежные, кадровые и другие ресурсные резервы

1 См.: Земсков А.Е. Государственное резервирование как фактор инновационного развития // Экономика и управление. № 6. 2007. С. 4-8.

2 Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

создаются практически во всех министерствах и ведомствах. Было бы целесообразней создать в российской экономике межведомственную территориально распределенную систему управления резервами. Так, к примеру, в период последнего кризиса, когда экономики большинства стран мира, в том числе наиболее развитых, испытывали существенные трудности, основным стабилизирующим фактором стали резервы национальных экономик. Таким образом, на первый план выходит проблема ресурсного резервирования, рассматриваемого как инструмент обеспечения инновационного развития страны. Система национальных резервов является не только одним из ведущих факторов обеспечения экономической безопасности страны и ее регионов, но и определяет темпы и эффективность посткризисного развития российской экономики.

За последние несколько лет в России начали создаваться и другие, новые виды резервов. Так, в Бюджетном кодексе РФ определены понятия Резервного фонда и Фонда национального благосостояния3. Однако прежде чем рассматривать российские фонды стабилизации, целесообразно было бы рассмотреть организацию зарубежных нефтяных фондов.

Существует немало публикаций о зарубежном опыте организации и использования стабилизационных фондов, но большинство из них довольно поверхностные и рассматривают опыт небольшого количества стран, тогда как таких фондов в мире около 50. Источник, в котором проведен анализ всех существующих фондов, был найден только один.

В табл. 1 приводится перечень существующих нефтяных фондов, а также основные показатели, характеризующие резервные фонды: размер, время создания и за счет чего поступают доходы.

Таблица 1

Перечень существующих фондов и их основные характеристики

Страна Название фонда Размер млрд долл. Год созда- ния Ресурс Индекс прозрачности Linaburg- Maduell

UAE -Abu Dhabi Abu Dhabi Investment Authority $627 1976 нефть 3

Norway Government Pension Fund — Global $556.8 199 нефть 10

Saudi Arabia SAMA Foreign Holdings $439.1 n/a нефть 2

China SAFE Investment Company $347.1** 1997 не товарный 2

China China Investment Corporation $332.4 2007 не товарный 6

China -Hong Kong Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio $292.3 1993 не товарный 8

Singapore Government of Singapore Investment Corporation $247.5 1981 не товарный 6

Kuwait Kuwait Investment Authority $202.8 1953 нефть 6

China National Social Security Fund $146.5 2000 не товарный 5

Singapore Temasek Holdings $145.3 1974 не товарный 10

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998). Статья 96.9. Резервный фонд.

Страна Название фонда Размер млрд долл. Год созда- ния Ресурс Индекс прозрачности Linaburg- Maduell

Russia National Welfare Fund $142.5* 2008 нефть 5

Qatar Qatar Investment Authority $85 2005 нефть 5

Australia Australian Future Fund $72.9 200 не товарный 10

Libya Libyan Investment Authority $70 2006 нефть 2

Algeria Revenue Regulation Fund $56.7 2000 нефть 1

UAE -Abu Dhabi International Petroleum Investment Company $48.2 1984 нефть —

US — Alaska Alaska Permanent Fund $39.7 1976 нефть 10

Kazakhstan Kazakhstan National Fund $38.6 2000 нефть 6

South Korea Korea Investment Corporation $37 2005 не товарный 9

Malaysia Khazanah Nasional $36.8 1993 не товарный 4

Ireland National Pensions Reserve Fund $33 2001 не товарный 10

Brunei Brunei Investment Agency $30 1983 нефть 1

France Strategic Investment Fund $28 2008 не товарный —

Iran Oil Stabilisation Fund $23 1999 нефть 1

Chile Social and Economic Stabilization Fund $21.8 1985 медь 10

Azerbaijan State Oil Fund $21.7 1999 нефть 10

UAE -Dubai Investment Corporation of Dubai $19.6 2006 нефть 4

Canada Alberta’s Heritage Fund $14.4 1976 нефть 9

US — New Mexio New Mexico State Investment Council $13.8 1958 не товарный 9

UAE — Abu Dhabi Mubadala Development Company $13.3 2002 нефть 10

New Zealand New Zealand Superannuation Fund $12.1 2003 не товарный 10

Bahrain Mumtalakat Holding Company $9.1 2006 нефть 8

Brazil Sovereign Fund of Brazil $8.6 2009 не товарный —

Oman State General Reserve Fund $8.2 1980 нефть и газ 1

Botswana Pula Fund $6.9 1994 алмазы и минералы 6

East Timor Timor-Leste Petroleum Fund $6.3 2005 нефть и газ 6

Saudi Arabia Public Investment Fund $5.3 2008 нефть 3

China China-Africa Development Fund $5.0 2007 не товарный 4

US — Wyoming Permanent Wyoming Mineral Trust Fund $4.7 1974 минералы 9

Trinidad & Tobago Heritage and Stabilization Fund $2.9 2000 нефть 8

UAE — Ras Al Khaimah RAK Investment Authority $1.2 2005 нефть 3

Venezuela FEM $0.8 1998 нефть 1

Страна Название фонда Размер млрд долл. Год созда- ния Ресурс Индекс прозрачности Linaburg- Maduell

Vietnam State Capital Investment Corporation $0.5 2006 не товарный 4

Nigeria Excess Crude Account $0.5 2004 нефть 1

Kiribati Revenue Equalization Reserve Fund $0.4 1956 фосфаты 1

Indonesia Government Investment Unit $0.3 2006 не товарный —

Mauritania National Fund for Hydrocarbon Reserves $0.3 2006 нефть 1

UAE -Federal Emirates Investment Authority n/a 2007 нефть 2

Oman Oman Investment Fund n/a 2006 нефть —

UAE — Abu Dhabi Abu Dhabi Investment Council n/a 2007 нефть —

Total Oil & Gas Related $2,463.0

Total Other $1,792.9

TOTAL $4,255.9

Разработано: Sovereign Wealth Fund Institute / http://www. swfinstitute. org/fund-rankings/. * Включает все стабилизационные фонды России.

** Указана приблизительная оценка.

В табл. 2 приведен индекс прозрачности ведения дел фондов, основанный на оценке публичности информации о фондах. Индекс разработан Институтом фондов благосостояний и оценивает организации фонда по десяти пунктам, которые отражают прозрачность фондов благосостояния. Наличие у фонда одного из принципов добавляет один пункт к индексу прозрачности этого фонда. Разработка этого индекса сейчас еще не завершена. Минимальная оценка фонда — это единица. Однако разработчики считают, что минимально приемлемая оценка — это 8, только 15 стран удовлетворяют этим требованиям. Оценка прозрачности может меняться, поскольку фонды периодически публикуют дополнительную информацию. Кроме того, один и тот же принцип может значительно отличаться у разных стран по весу и значимости предоставляемой информации.

Таблица 2

Принципы индекса прозрачности

Пункты Принципы индекса прозрачности ЬтаЬи^-Ма^е11

1 Показана история фонда, включая причину создания, происхождение средств и его структуру

1 Своевременно публикуются годовые отчеты

1 Фонд обеспечивает процент собственности от вкладов, и показаны местоположения вкладов

1 Фонд обеспечивает полную рыночную стоимость портфеля, возвращения и компенсацию управления

Читайте также:  Тенденции развития инвестиционного процесса в мировой экономике в XXI веке - Инвестиции в мировой экономике

Пункты Принципы индекса прозрачности ЬтаЬи^-Ма^еИ

1 Существуют принципы организации фонда в плане этических стандартов, инвестиционной политики и руководящих принципов

1 Четко определены стратегия использования средств и цели фонда

1 Указаны дочерние компании и их контактная информация (если применимо к фонду)

1 Существование внешних управляющих (если применимо к фонду)

1 У фонда существует собственный веб-сайт

1 Публично доступны адрес местоположения офиса и контактная информация, такая как телефон и факс

Разработано: Sovereign Wealth Fund Institute / http://www. swfinstitute. org/.

Однако, возможно, не всегда удается правильно оценить прозрачность ведения фондов по этому индексу, т. к. государство может не предоставлять информацию о фондах в публичных источниках по соображениям экономической безопасности. Ранжировка стран по индексу прозрачности Linaburg-Maduell показана на рис. 1.

Помимо прозрачности ведения фондов большое значение имеет стратегия использования его средств. Принципиально можно выделить позиции сохранения средств (пассивного использования) и стратегического использования. На следующей схеме сопоставлены прозрачность и степень стратегичеческого использоваания средств фондов (см. рис. 2).

По результатам анализа зарубежных стабилизационных фондов можно заметить, что во многих странах их использование непрозрачно. Иначе говоря, трудно проследить пути использования резервных средств. Это может являться одной из причин неэффективного использования фондов, т. к. без прозрачности механизма распоряжения ими часть средств распыляется, не доходя до цели.

Во многих странах благодаря созданию стабилизационных фондов был накоплен значительный объем средств. При этом в большинстве случаев стабилизационные фонды способствовали повышению эффективности бюджетной политики, снижению зависимости расходов бюджета от уровня его доходов.

В России Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. и позднее разделен на два фонда с разным назначением4. Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. Фонд будущих поколений предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства Резервного фонда использовались во время борьбы с кризисом, на финансирование бюджета и внебюджетных фондов. Об этом достаточно много говорилось в средствах массовой информации, только найти информацию о конкретных вложениях средств этого фонда практически невозможно.

4 Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3.

Рис. 1. Ранжировка стран по индексу прозрачности Источник: ЬИр://^г«гге Б^гйпййШе. огд/.

Рис. 2. Использование фондов в различных странах Источник: ЬШу://«’«^ swfinstitute. org/.

На официальном сайте Министерства финансов, где опубликована вся информация об организации фонда, данные об использовании средств в кризисный период отсутствуют. Поэтому российским фондам присвоен индекс прозрачности организации Linaburg-MadueП, равный пяти, а это значит, что ведение дел фонда только наполовину соответствует международным требованиям. Это в том числе и признак по меньшей мере неэффективного использования средств Резервного фонда.

С другой стороны, можно сказать, что использование средств фонда может не разглашаться в интересах экономической безопасности или во избежание повышенного внимания к отрасли, в которую вкладывались эти средства. Однако более реалистичное объяснение состоит в том, что в кризис требовалась оперативность принимаемых решений, поэтому никому не было дела до формальных публикаций, что само по себе является показателем низкого уровня организации государственной администрации.

Сейчас активно обсуждаются темы прямых инвестиций в российскую экономику, торговое сотрудничество. А без этой самой прозрачности в управлении не только фондами, но и экономикой в целом успехов в этих направлениях добиться будет сложно.

Несмотря на то что много говорится о том, что наши стабилизационные фонды были созданы, опираясь на опыт других стран, почему-то не учитывается, что успешное использование стабилизационных фондов было только в тех случаях, когда соблюдалась прозрачность ведения дел фонда.

Итак, опыт функционирования стабилизационных фондов как в России, так и за рубежом, показывает, что помимо создания фондов важно организовать грамотное управление ими. Стабилизация будет эффективной в том случае, если создание указанных фондов приводит к снижению зависимости доходов бюджета от цен на нефть или на другое сырье.

По итогам анализа фондов можно сказать, что в нашей стране стабилизационные фонды носят скорее спекулятивный характер, а их использование более целесообразно в долгосрочной перспективе. И инвестировать средства надо не за границу, как оговорено в Бюджетном кодексе России, а в отечественную экономику. В литературе встречаются мнения, что вложение денег в российскую экономику будет сопровождаться ростом инфляции, но опасность роста инфляции возникнет только в том случае, если под «выпущенные» деньги не произведут товары. Поэтому, думается, инвестировать нужно в образование, производство, крупные инфраструктурные проекты. В то, что производит материальные, духовные и другие ценности и способствует развитию государства. А стабилизационные фонды все-таки являются сдерживающим фактором — в той мере, в которой эти деньги изымаются из экономики и накапливаются в фондах.

Риск и разумное регулирование

В системе частичного банковского резервирования, в случае бегства вкладчиков, требования вкладчиков и держателей банкнот могут превышать банковские резервы, что будет причиной кризиса ликвидности в банке, и в конечном счёте, возможно приведут к кризису неплатежеспособности.

В случае невыполнения своих обязательств, банку потребуется перевести свои активы в деньги и кредиторы банка могут пострадать, если не будет достаточно средств для уплаты своих обязательств. Так как публичные депозиты подлежат оплате по требованию, превращение активов в деньги может потребовать быстрой продажи активов и, потенциально, в больших количествах, чтобы повлиять на стоимость этих активов.

В противном случае платежеспособный банк (чьи активы стоят больше, чем пассивы) может стать не платежеспособным из-за бегства вкладчиков. Подобная опасность потенциально стоит перед любой корпорацией, у которых есть кредиты или денежные обязательства, но это более критично для банков, так как они полагаются на публичные депозиты (которые могут быть изъяты в любой момент).

Хотя начальный анализ показывает, что в случае бегства вкладчиков банк не способен превратить свои активы в деньги, более полный анализ говорит о том, что вкладчики могут вызвать бегство вкладчиков только когда у них есть подлинный страх потери капитала, и что банк с сильным коэффициентом достаточности капитала с учтенной поправкой на риск, будет способен превратить свои активы в деньги или заполучить другие источники финансирования для избежания не исполнения своих обязательств.

Многие правительства навязали или установили систему страхования вкладов для того, чтобы защитить вкладчиков, в случае не исполнения банком своих обязательств и поддержать доверие народа к банковской системе частичного резервирования.
Ответной реакцией на проблемы финансового риска, описанного выше, может быть:

  1. Рекомендация разумного регулирования, например коэффициент достаточности капитала, минимального резерва, Центральный Банк или другой властный надзор, страхование вкладов;
  2. Предложение независимого банковского дела, для тех, кто верит что банковская система должна быть открытой для свободного входа<span title=»Статья «Свободный вход» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en и конкуренции, что интересы должников, кредиторов и акционеров приведут к эффективному управлению риском;
  3. Ограничения на изъятие: на некоторые банковские счета могут накладываться количественные ограничения на суммарное изъятие за день и для случаев изъятия больших сумм требование предварительного уведомления. В некоторых странах банковские законы могут позволять накладывать ограничения на изъятие при определённых обстоятельствах, хотя эти ограничения могут редко, если когда-либо вообще, использованы;
  4. Оппоненты частичного банковского резервирования, которые настаивают на 100 % резервировании.

Формула

Банковский мультипликатор, m, есть обратная величина к требованию резерва, R[23]:

m=1R{displaystyle m={frac {1}{R}}}

Пример

Например, при 20 % величиной резерва, это отношение, R, может быть записано в виде дроби:

R=15{displaystyle R={tfrac {1}{5}}}

Получаем, банковский мультипликатор m есть:

m=11/5=5{displaystyle m={frac {1}{1/5}}=5}

Это число надо умножить на первоначальный депозит, чтобы получить максимально возможное количество денег, создаваемых при заданных условиях.

Процесс создания денег также подвержен влиянию коэффициента убыли денежного обращения (currency drain ratio), то есть предрасположенность граждан хранить деньги дома, чем положить на счет в банке, и коэффициенту безопасного резерва (safety reserve ratio), то есть избыток резервных средств, которые банк держит добровольно — обычно эта величина ненамного превосходит официальные требования.

Данные об избыточных резервах и наличности хранящейся в сейфах регулярно публикуются ФРССША[24]. На практике, реальный банковский мультипликатор изменяется со временем и может быть существенно ниже, чем теоретический максимум[25].

К сожалению, существует множество других «банковских мультипликаторов» сбивающих с толку, некоторые из них ссылаются на темпы скорости изменения различных единиц измерения денег, другие к отношению абсолютных величин измерения денег.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.