Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 304 «Аудит государственных и международных инвестиционных проектов» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 23 декабря 2016 г. № 8ПК)

3. Оценка обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), в том числе отдельных этапов реализации инвестиционных проектов, планируемых на различных стадиях их реализации

4.3.1. Сроки осуществления капитальных вложений (инвестиций) на различных стадиях реализации инвестиционных проектов, определенных в пункте 3.5 Стандарта, могут быть установлены, например, в следующих документах: обосновании инвестиций (технико-экономическом обосновании), решении о реализации инвестиционного проекта (инвестировании), задании на проектирование, проектной документации (проекте организации строительства).

4.3.2. Оценка обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) в рамках реализации инвестиционных проектов на прединвестиционной стадии осуществляется путем сравнительного анализа планируемого срока осуществления капитальных вложений (инвестиций):

с соответствующей информацией подрядчиков и (или) поставщиков услуг, способных реализовать аналогичный объект капитального строительства, полученной путем направления запросов Счетной палаты о предоставлении информации;

со сроками осуществления капитальных вложений в отношении объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования;

со сроками осуществления капитальных вложений в отношении объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, указанными в разделе 2 «Объекты-представители» государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, выпускаемых ежегодно Минстроем России и включенных в федеральный реестр сметных нормативов;

со сроками осуществления капитальных вложений в отношении объекта капитального строительства, определенными (рассчитанными) инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе проведения аудита инвестиционных проектов с использованием свода правил СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»;

со сроками осуществления капитальных вложений в отношении объекта капитального строительства, определенными инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе проведения аудита инвестиционных проектов по результатам PERT-анализа.

4.3.3. В ходе осуществления оценки обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) на прединвестиционной стадии инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты оценивается также качество разработки плана-графика реализации инвестиционного проекта с учетом его соответствия следующим критериям:

логической взаимосвязанности и очередности этапов и мероприятий;

наличию для каждого из этапов и мероприятий достаточного количества контрольных событий и равномерности распределения контрольных событий на всем периоде реализации этапа и мероприятия;

наличию лица, ответственного за реализацию каждого из этапов и мероприятий.

Оценка качества разработки плана-графика может осуществляться с использованием дополнительных критериев в случае, если они определены нормативными и методическими документами, регламентирующими разработку конкретного инвестиционного проекта.

4.3.4. На стадии осуществления инвестиций оценка обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) осуществляется путем сравнительного анализа срока реализации объекта капитального строительства в рамках инвестиционного проекта, установленного в решении о реализации инвестиционного проекта (инвестировании):

со сроком реализации объекта капитального строительства, определенным в проектной документации, утвержденной в установленном порядке;

со сроками осуществления работ (оказания услуг), определенными в заключенных контрактах (договорах) на реализацию инвестиционного проекта;

с фактическим сроком осуществления капитальных вложений (инвестиций) в рамках реализации инвестиционного проекта (фактической датой ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию).

При проведении аудита инвестиционных проектов необходимо исходить из того, что изменение сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) влечет необходимость своевременного внесения соответствующих изменений в решение о реализации инвестиционного проекта (инвестировании) и другие документы, определяющие цели, задачи и показатели результативности инвестиционного проекта.

4.3.5. В ходе осуществления оценки обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) на стадии осуществления инвестиций инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты оценивается возможность реализации плана-графика в сроки, оставшиеся до окончания срока реализации инвестиционного проекта, исходя из уже достигнутых промежуточных результатов.

4.3.6. При оценке обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) в рамках реализации инвестиционных проектов на стадии эксплуатации объекта капитального строительства должны оцениваться сроки, устанавливающие продолжительность эксплуатации объекта.

4.3.7. Конкретные способы оценки сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), указанных в подпунктах 4.3.2 и 4.3.4 Стандарта, определяются на подготовительном этапе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

4.3.8. В ходе оценки обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций) в рамках реализации международных инвестиционных проектов необходимо исходить из специфики порядка заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, определяемой Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

2. Оценка обоснованности объемов капитальных вложений (инвестиций), планируемых на различных стадиях реализации инвестиционных проектов

4.2.1. Оценка обоснованности объемов капитальных вложений (инвестиций) в инвестиционные проекты, предусматривающие строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, осуществляется на прединвестиционной стадии и стадии осуществления капитальных вложений (инвестиций), определенных в пункте 3.5 Стандарта.

4.2.2. На прединвестиционной стадии оценка обоснованности объемов капитальных вложений (инвестиций) осуществляется путем сравнительного анализа предполагаемого (предельного) объема капитальных вложений (инвестиций) в объекты капитального строительства, реализуемые в рамках инвестиционного проекта:

с соответствующей информацией подрядчиков и (или) поставщиков услуг, способных реализовать аналогичный объект капитального строительства*(4), полученной путем направления запросов Счетной палаты о предоставлении информации;

со сметной стоимостью реализованных объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования;

со стоимостью объекта капитального строительства, рассчитанной инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе проведения аудита инвестиционных проектов по укрупненным нормативам цены строительства, включенным в федеральный реестр сметных нормативов на соответствующий период (далее — НЦС)*(5);

со стоимостью объекта капитального строительства, определенной инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе проведения аудита инвестиционных проектов по результатам PERT-анализа*(6).

4.2.3. В качестве объекта-аналога необходимо использовать объект капитального строительства, реализованный (или реализуемый) без использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования, или (в случае необходимости использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования) объект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и (или) доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту.

При выборе объекта-аналога:

рассматриваются документально подтвержденные сведения по объектам капитального строительства, реализованным (или реализуемым) в Российской Федерации, или за рубежом в случае отсутствия объектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации, или в случае реализации международного инвестиционного проекта за пределами территории Российской Федерации;

должно быть обеспечено максимальное соответствие характеристик проверяемого объекта капитального строительства и объектов-аналогов по функциональному назначению, а также по конструктивным и объемно-планировочным решениям.

Объектом-аналогом может считаться объект капитального строительства, относящийся к той же отрасли экономики, что и проверяемый в рамках аудита инвестиционного проекта объект, и имеющий схожие с ним характеристики: назначение, площадь, месторасположение и т.п.

Описание объектов-аналогов в документации, оформляемой в ходе и по результатам контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, должно быть подробным, дающим полное представление об их технико-экономических показателях и подтверждено копиями необходимых документов (например, копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, копии отдельных разделов проектной документации).

Читайте также:  Альфабанк вклады проценты

4.2.4. На стадии осуществления инвестиций оценка обоснованности объемов капитальных вложений (инвестиций) осуществляется путем сравнительного анализа утвержденной сметной стоимости объекта капитального строительства, реализуемого в рамках инвестиционного проекта:

со стоимостными показателями инвестиционного проекта, сформированными по итогам прединвестиционной стадии и утвержденными решением о реализации инвестиционного проекта (инвестировании);

со сметной стоимостью объекта капитального строительства, которая признана достоверной по итогам проверки в соответствии с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, в случае, если такая проверка является обязательной;

со стоимостью заключенных контрактов (договоров) на реализацию инвестиционного проекта;

с фактической стоимостью объектов капитального строительства (стоимостью основных средств) в результате осуществления капитальных вложений (инвестиций) в эти объекты капитального строительства.

4.2.5. При оценке обоснованности объемов осуществления капитальных вложений (инвестиций) в инвестиционные проекты, реализуемые на территории Российской Федерации, необходимо исходить из того, что в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

№ 87, сметная документация объекта капитального строительства составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 года.

Предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства (по годам реализации) рассчитывается с использованием индексов-дефляторов, которые размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в составе справочных материалов к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

4.2.6. Конкретные способы оценки объемов капитальных вложений (инвестиций), указанных в подпунктах 4.2.2 и 4.2.4 Стандарта, определяются на подготовительном этапе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

Проведение аудита инвестиционных проектов

Аудит инвестиционных проектов проводится в рамках контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, осуществляемой путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля)

Счетной палаты, устанавливающим характеристики, правила и процедуры осуществления контрольных мероприятий Счетной палаты и стандартом внешнего государственного аудита (контроля), устанавливающим общие правила и процедуры проведения Счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках контрольной деятельности Счетной палаты аудит инвестиционных проектов предусматривает проверку реализации инвестиционных проектов в целях оценки их соответствия требованиям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также программами, планами-графиками реализации инвестиционных проектов, проектной документацией, контрактами (договорами) и другими документами, принятыми в целях реализации проверяемых инвестиционных проектов.

В рамках экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты аудит инвестиционных проектов предусматривает исследование актуальных проблем их реализации, причин и последствий нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и недостатков, выявленных по результатам проведенного аудита инвестиционных проектов.

Контроль за реализацией результатов аудита инвестиционных проектов осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, устанавливающим общие правила и процедуры организации и осуществления контроля реализации результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В целях повышения качества аудита инвестиционных проектов в соответствии с содержанием направлений деятельности Счетной палаты (приложения № 2 и № 4 к Регламенту Счетной палаты Российской Федерации) по решению Заместителя Председателя Счетной палаты или аудитора Счетной палаты может осуществляться мониторинг реализации инвестиционных проектов посредством сбора, обобщения, систематизации информации об их реализации, а также ее анализ в целях определения отклонений показателей инвестиционных проектов путем проведения экспертно-аналитических мероприятий.

При проведении аудита инвестиционных проектов учитываются:

результаты экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, проводимой в рамках компетенции Счетной палаты, в части, касающейся реализации проверяемых инвестиционных проектов;

результаты внутреннего финансового аудита, осуществляемого в объектах государственного аудита (контроля), размещенные в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений»(далее — ГИС ЕСГФК);

результаты публичного технологического и ценового аудита, осуществляемого в соответствии с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 382, в случае, если проведение такого аудита является обязательным;

результаты иных независимых экспертиз, строительного аудита и т.п.

В ходе проведения аудита инвестиционных проектов инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты используется информация, полученная из открытых источников, в том числе из информационноаналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты и ГИС ЕСГФК, а также путем направления запросов Счетной палаты о предоставлении информации.

Использование информации, содержащей сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Рекомендуемый для использования при проведении аудита государственных и международных инвестиционных проектов перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации содержится в приложении к Стандарту.

5. Оценка эффективности капитальных вложений (инвестиций) в инвестиционные проекты

4.5.1. Оценка эффективности капитальных вложений (инвестиций) в рамках аудита инвестиционных проектов (далее — оценка эффективности) осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля), определяющим общие требования, характеристики, правила и процедуры осуществления Счетной палатой аудита эффективности.

4.5.2. Эффективность капитальных вложений (инвестиций) оценивается по следующим видам:

бюджетная эффективность*(7), под которой понимается оценка финансовых последствий реализации инвестиционного проекта для федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

экономическая эффективность, под которой понимается оценка соотношения затрат на реализацию инвестиционного проекта и результатов реализации инвестиционного проекта, характеризующая целесообразность реализации инвестиционного;

общественная (социальная) эффективность, под которой понимается оценка социально-экономических последствий реализации инвестиционного проекта, включая внешние эффекты и общественные блага, характеризующих целесообразность его осуществления как для общества в целом, так и для отдельных групп населения;

коммерческая (финансовая) эффективность, под которой понимается оценка финансовых результатов реализации инвестиционного проекта, характеризующих целесообразность реализации инвестиционного проекта для инвесторов, заказчиков и пользователей объектов капитальных вложений.

4.5.3. Сочетание видов эффективности, указанных в подпункте 4.5.2 Стандарта, определяется на предварительном этапе контрольного мероприятия, осуществляемого в ходе аудита инвестиционных проектов, в зависимости от целей и задач планируемого аудита инвестиционных проектов, таких как:

экономическая оценка результатов выбора одного из альтернативных инвестиционных проектов (вариантов проекта) при ограниченном количестве ресурсов;

Читайте также:  Проблемы и перспективы иностранных инвестиций в России

оценка выгодности реализации инвестиционного проекта или участия в нем;

выявление граничных условий эффективной реализации инвестиционного проекта;

оценка рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта (реализуемость);

оценка устойчивости инвестиционного проекта (сохранения его выгодности и ресурсной реализуемости*(8)) при изменениях внешних и внутренних условий его реализации.

4.5.4. На предварительном этапе контрольного мероприятия, осуществляемого в ходе аудита инвестиционных проектов, определяются критерии оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) с учетом формы и объема государственной поддержки (участия в инвестиционном проекте), особенностей объектов аудита инвестиционных проектов, а также общественной значимости инвестиционного проекта.

4.5.5. В качестве критериев оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) используются как качественные, так и количественные критерии (показатели) оценки эффективности.

4.5.6. К качественным критериям оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) относятся:

1) соответствие задач и целей реализации инвестиционных проектов задачам и целям, установленным стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, документами стратегического планирования, в которых описаны перспективные направления социально-экономического развития Российской Федерации к 2020, 2030 году;

2) наличие положительных социально-экономических эффектов*(9), связанных с реализацией инвестиционных проектов, таких как:

повышение уровня занятости населения;

повышение количества создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест;

повышение уровня качества здравоохранения и его доступности для населения;

сохранение и развитие научно-технического потенциала;

развитие социальной инфраструктуры;

повышение уровня качества образования и его доступности для населения;

повышение уровня обеспечения населения жильем;

создание и улучшение транспортной инфраструктуры;

улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду;

другие положительные социальные эффекты;

3) возможность реализации инвестиционных проектов без государственной поддержки;

4) соответствие фактической стоимости реализации инвестиционных проектов стоимости инвестиционного проекта, определенной на различных стадиях его реализации;

5) соответствие технико-экономических показателей инвестиционных проектов, утвержденных решением о реализации инвестиционного проекта (инвестировании) в соответствии с обоснованием инвестиций (технико-экономическим обоснованием), результатам аудита инвестиционных проектов, подтвержденным соответствующими расчетами, на основании которых можно сделать вывод о соответствии планируемых и достигнутых показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта, бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта, а также о соответствии оценок эффективности инвестиционного проекта установленным предельным значениям;

6) другие качественные критерии оценки эффективности.

4.5.7. К количественным критериям (показателям)*(10) оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) относятся такие общепринятые экономические показатели, как:

чистая приведенная стоимость;

внутренняя норма доходности;

средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект, на начало периода реализации инвестиционного проекта;

чистая прибыль предприятий; чистый дисконтированный доход;

индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистому доходу предприятий;

срок окупаемости (период возврата) инвестиций за счет всех источников финансирования по чистому доходу предприятий;

поступления в бюджеты бюджетной системы (налоги и т.п.);

бюджетный эффект;

срок окупаемости (период возврата) вложенных федеральных и иных ресурсов по налоговым поступлениям;

индекс доходности (рентабельность) вложенных федеральных и иных ресурсов по налоговым поступлениям;

объем вклада проекта в увеличение валового внутреннего продукта;

другие количественные критерии (показатели) оценки эффективности.

Особенности организации и проведения аудита инвестиционных проектов

5.1. В целях проведения аудита инвестиционных проектов формирование группы инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты должно осуществляться с условием того, что их профессиональные знания, навыки и опыт работы позволят обеспечить качественное проведение мероприятия.

Необходимо исходить из того, что для успешного и качественного проведения аудита инвестиционных проектов требуются определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования вложений федеральных и иных ресурсов и особенностей деятельности объектов аудита инвестиционных проектов, в том числе знания в области градостроительной деятельности, ценообразования и сметного нормирования, проектного управления, управления рисками.

5.2. В случае необходимости к проведению аудита инвестиционных проектов могут привлекаться внешние эксперты путем включения их в состав группы инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты для выполнения конкретного вида и определенного объема работ, отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок в соответствии с порядком, установленным в Счетной палате.

5.3. При необходимости для успешного и качественного проведения аудита инвестиционных проектов может создаваться специальный экспертный совет из сотрудников аппарата Счетной палаты и специалистов, привлекаемых на договорной основе, в порядке, который устанавливается соответствующим положением, утверждаемым Председателем Счетной палаты.

5.4. Аудит инвестиционных проектов может проводиться с использованием различных способов получения и методов изучения, анализа и оценки фактических данных и информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения достаточных доказательств, позволяющих сделать соответствующие выводы и заключения.

5.5. При подготовке, проведении и оформлении результатов аудита инвестиционных проектов инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты должны основываться на своем профессиональном суждении и придерживаться профессионального скептицизма.

Профессиональное суждение представляет собой вывод, сделанный инспектором или иным сотрудником аппарата Счетной палаты, основанный на его знаниях, квалификации и опыте работы и используемый для принятия решений в случаях, когда однозначно не определен порядок действий, а также по проблемам, не имеющим стандартного решения.

Под профессиональным скептицизмом понимается критическая оценка собранных фактических данных и информации, внимательное изучение отдельных фактических данных и информации, которые противоречат каким- либо документам или пояснениям (объяснениям) должностных лиц объекта аудита инвестиционного проекта, в целях получения исчерпывающих доказательств.

Использование инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в ходе аудита инвестиционных проектов своего профессионального суждения и скептицизма позволит изучить вопросы аудита инвестиционных проектов с разных точек зрения, придерживаясь объективного взгляда в отношении позиций и приведенных к ним аргументов, представленных должностными лицами объекта аудита инвестиционного проекта, а также будет способствовать подготовке обоснованных выводов.

В то же время в целях исключения ошибок и неправильного суждения инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты следует принимать во внимание аргументированное мнение должностных лиц объекта аудита инвестиционного проекта в отношении полученных результатов аудита инвестиционного проекта.

При этом в аудите инвестиционных проектов устные и письменные заявления должностных лиц объекта аудита инвестиционных проектов не являются для инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты заменой необходимости получить достаточные документальные доказательства.

______________________________

*(1) Оценка формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период и ее реализации осуществляется в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, устанавливающими общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; общий порядок осуществления оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета; общий порядок проведения последующего контроля за исполнением федерального бюджета, а также с методическими рекомендациями по проведению проверок использования средств федерального бюджета при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

*(2) Под бюджетом инвестиционного проекта понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта.

*(3) Например, решения о реализации инвестиционного проекта (инвестировании), паспорта инвестиционного проекта, его технико-экономического обоснования.

Читайте также:  Вклады в Сбербанке для пенсионеров в 2019 в рублях на сегодня

*(4) Под аналогичным объектом капитального строительства понимается объект капитального строительства, технико-экономические показатели которого максимально совпадают с технико-экономическими показателями объекта капитального строительства, проверяемого в ходе аудита инвестиционного проекта.

*(5) При расчетах с применением НЦС необходимо использовать Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 октября 2021 г. № 481.

*(6) Метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique) — метод, используемый для оценки сроков реализации и объемов капитальных вложений (инвестиций) инвестиционных проектов и предусматривающий три оценки сроков реализации (стоимости реализации) — оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятную, и расчет ожидаемых значений:

ожидаемый срок (стоимость) = (оптимистический срок (стоимость) пессимистический срок (стоимость) 4 х наиболее вероятный срок (стоимость)) / 6.

*(7) Оценку бюджетной эффективности инвестиционного проекта рекомендуется проводить с учетом Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. № ВК 477.

*(8) Под ресурсной реализуемостью инвестиционного проекта понимается наличие достаточных ресурсов для реализации инвестиционного проекта с установленными технико-экономическими показателями в установленные сроки.

*(9) Наличие положительных социально-экономических эффектов должно выражаться в количественных показателях, характеризующих величину социально-экономического эффекта от реализации проверяемого инвестиционного проекта.

*(10) В качестве источника для определения критериев оценки эффективности рекомендуется использовать Методические рекомендации по рассмотрению межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, утвержденные приказом Минэкономразвития России № 482 и Минфина России № 111н от 15 сентября 2021 г.

*(11) Выделяют три основных метода оценки вероятности наступления неблагоприятных событий: статистический, аналитический и экспертный. Для наиболее качественной и точной оценки используют все методы одновременно и сравниваются полученные данные.

*(12) Выделяют следующие основные методы оценки реализуемости инвестиционных проектов: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло).

Приложение

Переченьфедеральных законов и иных нормативных правовых актов, рекомендуемый для использования при проведении аудита государственных и международных инвестиционных проектов

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

6. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

8. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2021 г. № 941 «Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2021 г. № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2021 г. № 14 «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации».

18. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 мая 2021 г. № 278 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г. № 34368).

19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. № ВК 477).

20. Методические рекомендации по рассмотрению межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, утвержденные приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 15 сентября 2021 г. № 482/111н).

21. Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 октября 2021 г. № 481.

22. Строительные нормы и правила «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»(СНиП 1.04.03-85*), утвержденные постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17 апреля 1985 г. № 51/90.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.