В Минэкономразвития хотят привлечь частные инвестиции в госсектор » Единый банк

Андрей гущин, custis — проекты цифровизации требуют глубокого погружения в ит-стратегию госзаказчика. обзор: икт в госсекторе 2021

CNews: Ваша компания работает на рынке госсектора уже более 20 лет. Что глобально изменилось за это время?

Андрей Гущин: Во-первых, ИТ-блок в государственных организациях стал более зрелым и автономным. Сейчас это департаменты с развитыми технологиями и инфраструктурой. Эти подразделения определяют ИТ-стратегии ведомств и представляют интересы организаций на рынке. Если раньше ИТ-подрядчики напрямую взаимодействовали с функциональными заказчиками, то сейчас их главным агентом в коммуникациях становится ИТ-департамент, который нормирует и определяет форматы и цели сотрудничества.

Кроме того, изменились потребности клиентов: появляются запросы на комплексные решения, цифровые платформы и сервисы, а не монолитные системы и инструменты, как это было раньше.

ИТ-подрядчики должны уметь работать с новыми трендами. Им необходимо сохранять экспертизу в предметной области заказчика, понимать, как устроены его бизнес-процессы, и разбираться в потребностях конечных пользователей. Это помогает уточнять функциональные требования и предлагать клиенту то, что действительно развивает его деятельность. Кроме того, важно поддерживать современный уровень технологий, говорить на одном языке с представителями ИТ-департаментов, обосновывать ценность принятых решений с технологической точки зрения.

В деятельности нашей компании эти два трека работ синхронизированы: мы в равной мере развиваем компетенции и в бизнес-аналитике, и в системной инженерии.

CNews: Банк России — один из крупнейших заказчиков вашей компании. Какие направления автоматизации этот институт считает приоритетными?

Андрей Гущин: В течение нескольких лет Банк России проводил оздоровление банковской сферы. С точки зрения ИТ этот процесс стал стимулом для развития инструментов надзора, автоматизированного сбора отчетности, консолидации и оперативного анализа данных, которые поступают от всех российских финансовых организаций. Востребованными оказались решения, связанные с доставкой данных, системы для их анализа и проверки. Ключевой задачей для развития таких систем станет усовершенствование технологии экспресс-передачи данных конечным пользователям с учетом всех требований информационной безопасности.

Важно отметить, что в последние годы государственные заказчики, причем не только в финансовом секторе, заинтересованы в создании крупных платформ и экосистем. В таких инфраструктурных проектах используются сквозные технологии, которые помогают выстраивать межведомственный обмен данными и интегрировать информационные потоки различных институтов.

Банк России планирует запустить платформу «Маркетплейс», которая агрегирует площадки дистанционных продаж финансовых и страховых продуктов, обеспечивает онлайн-заключение сделок и упрощает надзор за этими операциями со стороны регуляторов. Платформа оснащена технологиями Системы быстрых платежей, а обмен данными с «Маркетплейсом» построен на спецификации OpenAPI, которая оптимизирует взаимодействие пользователей, поставщиков и регулятора.

CNews: Какие новые подходы помогают регулировать финансовый рынок?

Андрей Гущин: На финансовом рынке создаются решения в двух основных областях — RegTech и SupTech. Это ключевые направления развития технологий, которые утвердил Банк России.

Реализация включает не только разработку ИТ-продуктов, но и совершенствование правового регулирования финансовой сферы, развитие цифровой инфраструктуры, переход на электронный обмен данными, создание «песочницы» для тестирования новых способов взаимодействия. Для этого необходимо в первую очередь утвердить новые стандарты и нормативную базу, выстроить цифровую экосистему. Только затем можно будет заниматься разработкой специализированных цифровых продуктов, реализующих эти стандарты

В направлении RegTech развиваются технологии, оптимизирующие выполнение требований Банка России: мониторинг транзакций, консолидацию и анализ информации о них, а также подготовку отчетности. Эти инструменты упрощают регулирование финансовой сферы, обеспечивают кибербезопасность и контролируют уровень рисков.

SupTech включает технологии, которые повышают эффективность регулирования деятельности игроков финансового рынка и надзора за ними. Здесь основная задача — систематически собирать и анализировать данные, полученные от участников рынка, оптимизировать процессы взаимодействия организаций с Банком России, предотвращать мошеннические схемы и нарушения.

Оба направления предполагают работу с большими данными, внедрение новых инструментов анализа информации и предсказательных алгоритмов как на стороне регулятора, так и у поднадзорных организаций.

CNews: Как вы учитываете новые тенденции при работе с заказчиками из госсектора?

Андрей Гущин: Мы делаем ставку на создание высоконагруженных сервисов, позволяющих организациям получать информацию из внешних источников и анализировать ее. Наша компания уже реализовала решения, которые передают данные о рынке из торговых сервисов Bloomberg и Reuters и информационных сервисов «Интерфакса» во внутренние системы клиентов.

Наши решения позволяют заказчику непрерывно отслеживать потоки данных, делать сложный анализ и моделирование процессов, проводить стресс-тестирование и контролировать риски. Мы используем полноценную инфраструктуру для тестирования интеграционных инструментов. Мы проверяем не только функционирование решения самого по себе, но и его работу в системном окружении, а также качество потоков данных, проходящих через него.

CNews: Эксперты прогнозировали значительное увеличение государственных бюджетов на поддержку национального проекта «Цифровая экономика». Рынок уже почувствовал эти изменения?

Андрей Гущин: В современных государственных проектах увеличивается масштаб изменений и, как следствие, возрастает сложность технологической составляющей. Звучат требования о внедрении новых инструментов: облачных сервисов, систем для работы с большими данными, алгоритмов машинного обучения.

Программа «Цифровая экономика» стала закономерным ответом на эти вызовы. Она предполагает комплексную модернизацию отраслей и государственных институтов с помощью новых технологий. Для реализации этой инициативы государство выделило внушительный бюджет — триллион рублей. И это только на ближайшие три года.

В июле правительство подписало соглашения о намерениях с крупнейшими финансовыми и промышленными корпорациями: они возглавят создание дорожных карт реализации инициативы. Это означает, что сейчас программа находится на стадии разработки и говорить о реальных инвестициях преждевременно.

До конца 2021 года из числа крупнейших российских корпораций будут выбираться генеральные подрядчики, и на их площадках сформируют проектные офисы. В них стратегические планы пройдут декомпозицию и станут основой для конкретных проектов и закупок, которые будут выполнять ИТ-подрядчики под контролем курирующих корпораций. Начала реализации проектов следует ожидать не раньше 2020 года.

CNews: Каков уровень технологического развития государственных структур по сравнению с бизнес-сегментом? Какие модные технологии «прижились» в госсекторе?

Андрей Гущин: По уровню технологического развития государственные ведомства сейчас не уступают крупным российским корпорациям. Важными критериями оценки ИТ-оснащенности являются не только использование современных технологий, но и зрелость ИТ-департамента: наличие ИТ-стратегии и планов изменения информационного ландшафта, полнота описания автоматизируемых бизнес-процессов, развитые практики ведения ИТ-проектов. Не менее значимое условие — эффективное взаимодействие аналитиков в бизнес-подразделениях с представителями ИТ-блока при работе над функциональными требованиями.

Аспекты технологического развития государственных и коммерческих структур различаются. В бизнес-среде основной движущей силой являются рыночные метрики и инструменты: маркетинговые стратегии, time-to-market, рентабельность инвестиций. В государственном секторе характер и средства модернизации обусловлены стратегиями, которые определяют ИТ-ландшафт организации на несколько лет вперед, вокруг него выстраивается стабильная и защищенная информационная экосистема. Новые, не обкатанные на рынке технологии воспринимаются в госсекторе как факторы риска и поэтому приживаются значительно позже.

Госзаказчики успешно осваивают технологии непрерывной разработки и поставки функционала и активно внедряют облачные платформы. А вот блокчейн или машинное обучение широкого распространения в этом сегменте рынка пока не получили.

CNews: Импортозамещение продолжает оказывать влияние на отечественный сегмент ИТ-разработок?

Андрей Гущин: Дискуссии вокруг тренда импортозамещения не утихают. Правительство выдвигает соответствующие требования, государственные структуры и крупный бизнес присматриваются к возможностям отечественных поставщиков ИТ-решений, однако крупных сделок в этой сфере за прошедший год не состоялось.

Переход на отечественные программы и компоненты имеет две основных проблемы.

Первая заключается в том, что существенные изменения ИТ-ландшафта всегда требуют затрат на повторное внедрение систем и несут серьезные риски для организаций, в которых зарубежный софт поддерживает значительную часть процессов. Поэтому наиболее частым случаем импортозамещения остается замена небольших, часто устаревших западных систем и инструментов на более современные отечественные разработки.

Вторая проблема — отсутствие конкурентного предложения со стороны российских вендоров. Отечественным поставщикам сегодня сложно заработать на тренде импортозамещения: заказчики осторожно подходят к выбору поставщиков и продуктов на рынке. Отдельный случай — ОПК и силовые структуры. Там по соображениям национальной безопасности российские разработки занимают значительную долю ИТ-оснащения. На создание зрелых отечественных технологий требуются время и инвестиции. Если в развитие решений вкладывается сама компания-разработчик, ей неизбежно приходится стремиться к качеству и функциональности, сопоставимым по уровню с зарубежными ИТ-системами, обеспечивать продукту тираж, достаточный для возврата вложений.

Поскольку мы создаем ИТ-решения для интеграции потоков данных у госзаказчиков, наши системы обладают достаточной гибкостью в работе с продуктами разных поставщиков. Мы выбираем технологии исходя из потребностей и возможностей ИТ-ландшафта организации, а не требований к отдельному проекту, и используем как крупные вендорские платформы, так и новые open source инструменты.

CNews: Госструктуры обычно долго принимают решения и не готовы к резким переменам. Как учитывать особенности работы в этом сегменте и не отставать от постоянно меняющихся трендов рынка ИТ?

Андрей Гущин: Ни одна крупная организация не готова к резким изменениям: это справедливо как для частных корпораций, так и для госструктур. Масштабное внедрение инноваций затрагивает много бизнес-процессов и поэтому не может происходить быстро.

При этом ИТ-блок в госструктурах действительно тратит больше времени на принятие долгосрочных решений, подготовку и согласование изменений, корректировку ИТ-стратегии. При рассмотрении ИТ-проектов крупные заказчики в госструктурах ориентируются на регламенты и законы, которые требуют дополнительной экспертизы проводимых преобразований.

Ключ к успеху проектов модернизации в государственном секторе — зрелость ИТ-блока заказчика. Если ответственные за автоматизацию подразделения умеют обосновывать целесообразность проектов, грамотно организовывать взаимодействие с подрядчиками — работа будет выполнена успешно. Подрядчикам, в свою очередь, нужно быть проактивными, заботиться о взаимном развитии, например обмениваться с заказчиком опытом и ИТ-практиками.

На старте проекта мы актуализируем перечень работ, учитывая все изменения, возникшие в ходе внутренних согласований у заказчика. Проектирование системы мы начинаем с тщательного анализа автоматизируемой области: функциональных требований, текущего оснащения заказчика, рыночных трендов, требований и планируемых изменений нормативно-правовой базы. Мы анализируем действительную потребность в новых технологиях и не предлагаем заменить устаревшие инструменты на новые, если те успешно справляются с поставленными задачами.

Наши продукты учитывают возможность принятия новых законов и регламентов, позволяют быстро адаптировать функционал к меняющимся условиям. В ходе внедрения мы бережно модернизируем информационную экосистему, контролируем функционирование текущих ресурсов, комбинируем инновационные и проверенные временем инструменты и поддерживаем системы на полном жизненном цикле.

Читайте также:  Экономисты оценили сокращение госрасходов и последствия роста налогов :: Экономика :: РБК

С заказчиками — ИТ-департаментами и руководителями — мы проводим консультационные сессии и интервью. Во время них мы не только проектируем технологическую составляющую изменений, но и разрабатываем систему метрик для оценки эффективности процессов, рабочей загрузки персонала клиента, целевое видение ИТ-ландшафта организации. При создании решений мы детализируем функциональные требования до уровня сценариев работы с системой. Так мы избавляем будущих пользователей от необходимости разбираться в технических особенностях.

CNews: Как будет развиваться ИТ-рынок в госсекторе в ближайшие годы?

Андрей Гущин: Основными направлениями развития станут проекты по цифровой трансформации госсектора: улучшение сервисов для граждан и налаживание бесшовного информационного взаимодействия между различными структурами. В ближайшем будущем государство получит возможность оперировать в реальном времени полной и актуальной информацией о гражданах, организациях и собственных ведомствах, чтобы предоставлять весь спектр услуг без лишних затрат.

Для ИТ-рынка это означает, что бюджеты, сложность и объем работ будут расти, дополнительно на это повлияют импортозамещение и санкции. Цифровые проекты в госсекторе будут масштабными и сжатыми по срокам. Это может привести к консолидации ИТ-рынка вокруг крупнейших игроков, способных управлять реализацией таких проектов. Небольшие ИТ-компании займут нишу разработки меньших по масштабу цифровых продуктов и систем.

Вместе с увеличением объема и срочности проектов возрастет и уровень требований государственных заказчиков к подрядчикам. Базовыми условиями останутся соблюдение закона о закупках и умение учитывать повышенные требования к кибербезопасности. Кроме того, от исполнителей будут требовать развитых технологических и проектных компетенций, широкого арсенала ИТ-инструментов и собственных разработок, а также эффективной организации производства и управления.

Самыми успешными станут те игроки, которые не только смогут предложить более эффективные услуги, но и будут способны вместе с заказчиком выстраивать стратегию развития систем.

Мы в своей работе будем ориентироваться на проекты, где стратегическим приоритетом станет курс на цифровую трансформацию, а критерием успешности — возможность развивать ИТ-решения при сохранении оптимальной стоимости владения ими.

В минэкономразвития хотят привлечь частные инвестиции в госсектор

В Министерстве экономического развития изучают варианты привлечения частных денег в сферу государственных проектов. В текущем году ведомство намеревается привлечь для этих целей около 620 миллиардов рублей, сообщили деловые СМИ со ссылкой источники в ведомстве. Принять участие в реализации крупных государственных проектов смогут не только частные инвесторы из России, но и зарубежные инвестиционные компании и банки.

Минэкономразвития хочет привлечь средства частных инвесторов, чтобы направить их на модернизацию здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, а также на улучшение инфраструктуры государства в целом. Привлекать средства в правительстве намереваются путем заключения партнерских соглашений между частными инвесторами и Российским фондом прямых инвестиций. В рамках масштабной государственной программы Минэкономразвития сможет использовать средства частных инвесторов при стимулировании роста ВВП, считают авторы проекта.

Однако сторонние наблюдатели скептически относятся к возможности привлечь частные деньги в сферу ЖКХ и медицину. Если даже государство и сможет заключить соглашение с инвесторами о софинансировании этих направлений, то власти будут вынуждены практически полностью отказаться от бесплатного медицинского обслуживания, а тарифы ЖКХ вырастут до гигантских размеров.

Дорожная карта обязывает правительство разработать меры поддержки

Дорожная карта проекта «Новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы» предусматривает целевые показатели технологического развития, включая объем производства и продаж на внутреннем и внешнем рынках продукции (товаров, работ, услуг), основывающейся в том числе на соответствующих отечественных технологиях; количественные характеристики созданных результатов интеллектуальной деятельности и научных исследований; обеспеченность кадрами с необходимым уровнем квалификации; обеспеченность и качество научно-технологической и производственной инфраструктуры; иные показатели.

Кроме того, дорожная карта включает подробный план мероприятий, в том числе: назначение должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Компании и иных заинтересованных организаций, сроки реализации отдельных задач и мероприятий, контрольные точки и ожидаемые результаты, необходимое финансовое обеспечение, включая средства бюджетов бюджетной системы России и внебюджетных источников, принципы и подходы взаимодействия Сторон и иных привлекаемых заинтересованных лиц.

В соответствии с Соглашением о намерениях Правительство отвечает за координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, организаций и иных заинтересованных лиц, вовлеченных в достижение целевых показателей и задач, предусмотренных дорожной картой.

Также власти должны создать комфортную регуляторную среду для развития высоких технологий, включая устранение административных барьеров, совершенствование стандартизации и технического регулирования, установление экспериментальных правовых режимов, в том числе для расширения возможностей осуществлять рисковые инвестиции.

Правительство должно предоставить меры налогового стимулирования, финансовой поддержки, в том числе при необходимости в форме бюджетных инвестиций, и иных инструментов государственной поддержки. Не менее важно обеспечить применение норм федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в интересах стимулирования спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию.

«Ростех» обеспечивает разработку и реализацию «дорожной карты». В том числе, в части исследований и разработок в целях формирования научно-технических заделов, создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; осуществления собственных инвестиций и привлечения инвестиций иных заинтересованных организаций; привлечения международных специалистов; производства и продвижения продукции (товаров, работ, услуг) мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий; создания одного или нескольких центров компетенций; организации и (или) участия в деятельности объединений организаций; реализации механизмов поддержки развития малых предприятий и осуществления венчурных инвестиций в высокотехнологичные стартапы; создания механизма привлечения партнеров и иных заинтересованных лиц, координации взаимодействия между ними и представления их интересов во взаимодействии с Правительством.

Доходы от госкомпаний

Госкомпании генерируют большие финансовые потоки и обеспечивают существенные доходы бюджета, выплачивая дивиденды. Поступления в бюджет от госкомпаний в 2021–2021 годах, по данным Счетной палаты, росли:

  • Доходы от акционерных обществ выросли на 75,7%, от ФГУП — на 30,4% за три года.
  • Доходы от АО многократно превышают доходы от ФГУП — 1 трлн руб. против 19,5 млрд руб. в сумме за три года.
  • Большую часть дивидендов (97%) принесли только 20 АО — всего 2% от общего числа. Свыше 500 компаний в 2021–2021 годах вообще не принесли средств бюджету.
  • Задолженность по перечислению в бюджет дивидендов от ФГУП за три года выросла в 3,7 раза, с 192,5 млн до 718,2 млн руб. Наибольшая задолженность по дивидендам ФГУП числится за Минобрнауки и Росимуществом.

Счетная палата указала на отсутствие четких принципов дивидендной политики. Размер чистой прибыли для целей отчисления дивидендов может определяться как по РСБУ (российским стандартам бухучета), так и по МСФО (международным). Не определена валюта, по которой составляется отчетность по МСФО (в рублях, долларах или другой валюте), в то время как курсовая разница может повлиять на расчет дивидендов.

Нет и единого подхода, как определить размер чистой прибыли и дивидендов, которые госкомпании должны перечислять в бюджет. В результате размер дивидендов по отношению к чистой прибыли (по разным стандартам отчетности) 19 крупнейших АО варьировался от 1,7 до 190%.

РБК направил запросы в Росимущество и Минэкономразвития.

Закупок оборудования у иностранцев не планируется: чипы будут свои

На развитие российской микроэлектроники потребуется 798 млрд руб. до 2024 г., следует из проекта дорожной карты по развитию отрасли, который представила госкорпорация «Ростех».

Как сообщает газета «Ведомости», документ под названием «Новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы» госкорпорация направила на рассмотрение в Минпромторг, Минкомсвязи, Минфин и Минэкономразвития. Ведомства должны ознакомиться с проектом до 15 сентября 2020 г.

План, в частности, включает разработку чипов с топологическими нормами 65 (55) нм, 28 нм, 14 нм и твердотельных накопителей данных с топологической нормой 25-30 нм.

Эксперты считают, что озвученные планы и технологии, возможно, вовсе устареют к 2024 г. – такое мнение приводят «Ведомости»: в современных условиях невозможно освоить такие технологии без международной кооперации, тогда как в дорожной карте ставка делается на внутренний рынок микроэлектроники.

Государство вложит в мероприятия по развитию микроэлектроники около 615 млрд руб., остальные инвестиции составят 102,6 млрд руб., в их числе 30 млрд руб. придется на долю «Ростеха».

Согласно плану, к 2024 г. объем экспорта российской микроэлектроники нового поколения достигнет 20,4 млрд руб., а к 2030 г. — 48,8 млрд руб. Внутренний рынок к 2024 г. может составить 466 млрд руб. Исходя из документа, «Ростех» планирует развивать эти технологии самостоятельно на мощностях дочерних предприятий.

Напомним, что соглашение о намерениях между Правительством и госкорпорацией «Ростех» в целях развития в России высокотехнологичной области «Новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы» было подписано в ноябре 2021 г. Основным механизмом реализации Соглашения является разработка и реализация «дорожной карты».

В феврале 2020 г. куратором высокотехнологичной области «Новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы» был назначен вице-премьер Юрий Борисов, профильным совещательным органом – коллегия Военно-промышленной комиссии, ответственными ведомствами – Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин и Минобрнауки.

Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах

Деньги, согласитесь, немалые. Поэтому возникает логичный вопрос: а могут ли обычные граждане как-то заработать на реализации этих грандиозных планов. Речь о том, чтобы заработать непосредственно, а не получить предполагаемые общие блага в виде улучшения качества окружающей среды, уровня образования, здравоохранения и прочего.

На первый взгляд, это практически нереально. Да, предусмотрены масштабные инфраструктурные проекты, но, увы, в России нет эффективных механизмов участия в них частных инвесторов. И судя по тому, например, как долго идет дискуссия о необходимости выпуска тех же инфраструктурных облигаций для частных инвесторов, такие механизмы в ближайшее время не появятся. Есть ощущение, что российские власти в этом просто не особенно заинтересованы, предпочитая не создавать инфраструктуру рынка, а строить модель «роста сверху»: инвестировать бюджетные средства либо точечно работать с крупнейшими инвесторами, которых в народе называют не совсем корректным термином «олигархи».

Между тем прямой путь вложений не значит единственный. Подобные масштабные программы хороши тем, что имеют свойство по большей части реализовываться, пусть и за счет мощного финансового и административного ресурса государства. А значит, частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации. Важно только научиться анализировать планы властей и их последствия.

Читайте также:  Треть покупателей новостроек в Московском регионе – инвесторы, желающие сохранить и приумножить свои сбережения. – читать статью на

Разумеется, я не собираюсь сейчас разбирать с этой точки зрения все презентованные национальные проекты — это тема слишком объемного материала, если не докторской диссертации. Но приведу пару простых примеров.

Возьмем, скажем, раздел «Жилье и городская среда». Пункт №1— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет повышения доступности ипотеки. Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2021 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам.

Смогут этого добиться монетарные власти? Гарантий в 100%, конечно, никто не даст, но в принципе это вполне возможно — было бы желание. В 2021-2021 годах Центробанк уже продемонстрировал, что в условиях фактической заморозки зарплат и социальных расходов бюджета он способен весьма эффективно бороться с инфляцией и инициировать продолжительные циклы снижения ставок в экономике. Как говорится, можно повторить.

В таких условиях совершенно очевидна и стратегия инвестора: нужно покупать рублевые облигации длительных сроков обращения. Это может быть как долгосрочная стратегия — с идеей зафиксировать высокую доходность вложений, пока ставки еще не пошли вниз, так и среднесрочная — с идеей продать бумаги, когда ставки упадут и облигации, соответственно, подорожают.

Еще один интересный национальный проект — «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его пятилетний бюджет составляет 4,78 трлн рублей, из которых 4,44 трлн планируется потратить непосредственно на строительство и улучшение дорог, в первую очередь региональных (крупные федеральные магистрали, судя по всему, проходят по другому нацпроекту).

Но развитие дорожной сети — это практически всегда подорожание недвижимости в соответствующих районах как за счет улучшения транспортной доступности, так и за счет повышения бизнес-активности в целом. Я, если честно, не совсем разделяю маниакальную страсть россиян к инвестициям в жилую недвижимость и земельные участки, но если уж вкладываться, то в объекты в подобных перспективных районах. Их перечень, правда, в презентации правительства не детализирован, так что инвесторам придется отслеживать появление и принятие соответствующих документов на региональном уровне.

Аналогичная ситуация и c нацпроектом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, на реализацию которого планируется направить 6,35 трлн рублей. Это не только автомагистрали, но и железнодорожное сообщение, инфраструктура водного транспорта, региональная авиация. Название самой крупной (1,71 трлн рублей) статьи расходов говорит само за себя — «Коммуникации между центрами экономического роста». Мировая практика показывает, что улучшение коммуникаций между крупными агломерациями приводит к резкому ускорению их развития со всеми вытекающими последствиями, включая рост цен на недвижимость.

Не нравится недвижимость и предпочитаете что-то более ликвидное? Нет проблем: бенефициарами экономического роста являются не только собственники жилья. Можно, например, обратить внимание на акции региональных электроэнергетических компаний. Активизация местного бизнеса для них автоматически означает рост выручки и улучшение иных финансовых показателей. 

Главное, что следует понимать: можно (и нужно) критически подходить к экономическим инициативам и планам властей, обсуждать их, одобрять их или не одобрять — это всегда на пользу обществу. Но нельзя при этом забывать, что, вне зависимости от того, нравится вам или не нравится какая-либо экономическая программа, она, как правило дает лично вам шанс заработать как частному инвестору. Надо лишь начать внимательно следить за событиями и анализировать последствия принимаемых властями решений.

Мвф оценил долю государства в российской экономике в 33%

Государственный сектор производит треть российского ВВП, подсчитали в МВФ. Это более оптимистичная оценка по сравнению с альтернативными расчетами

Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2021 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда (МВФ), что значительно ниже альтернативных экспертных оценок.

Авторы нового доклада МВФ попытались опровергнуть распространенное представление о значительном увеличении доли государства в российской экономике. «Доля российского государства в ВВП намного меньше, чем 70%», — подчеркивается в докладе (70% — это широко распространенная оценка доли госсектора в российской экономике. — РБК).

По подсчетам МВФ, доля государства в объеме производства составила 33% в 2021 году, незначительно увеличившись с 32% в 2021 году. Госуправление обеспечило 13,5% ВВП, а государственные предприятия — еще 19,3% ВВП в 2021 году. Бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе.

Оценка МВФ сопоставима с данными Европейского банка реконструкции и развития, который оценил долю государства в 35% в 2005–2021 годах, но значительно отличается от результатов альтернативных подсчетов.

Moody’s оценивает долю госсектора в российской экономике в 40–50% с учетом частично приватизированных компаний. Схожая точка зрения у Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2021 года. Оценка ФАС радикальнее: вклад госкомпаний в ВВП достиг 70% в 2021 году по сравнению с 35% в 2005-м.

Меры поддержки российских производителей пока обсуждаются

Участники рынка еще в апреле предложили главе Правительства России Михаилу Мишустину создать оперативный штаб выработки незамедлительных мер для преодоления отставания России в сфере радиоэлектроники от развитых в этом отношении стран.

Помимо этого, премьер-министру было предложено сменить куратора радиоэлектронной промышленности в Минпромторге — замминстра Олега Бочарова, а также ввести дополнительную должность замглавы Минпромторга, отвечающего только за развитие российской радиоэлектронной промышленности.

Этот пакет предложений содержался в письме от 20 марта 2020 г. на имя Мишустина и его заместителя Юрия Борисова. В отношении первого из предложений с Ульяновым оказался полностью солидарен исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.

В начале июня 2020 г. CNews писал, что в Минпромторге решили поддержать идею избавить российских производителей радиоэлектроники от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), тем самым заняв противоположную по отношению к Правительству позицию.

Идея обнуления НДС принадлежит члену Совета Федерации Алексею Дмитриенко. Свое предложение на рассмотрение в Госдуму он внес 3 марта 2020 г. В пояснительной записке к документу говорилось, что он затрагивает статью 164 налогового кодекса нашей страны.

«Для идентификации российской радиоэлектронной продукции будет создан “сводный реестр российской радиоэлектронной продукции”, порядок формирования и ведения которого будут определяться в соответствии с федеральным законом от 31 декабря 2021 г. № 488-ФЗ “О промышленной политике в РФ”, — сообщал автор.

Правительство, а также другие участники рынка такую идею не поддержали. Чуть позже, также в июне 2020 г., в адрес Правительства направила свои предложения Ассоциации разработчиков и производителей электроники. В числе других мер поддержки предлагалось совместно с другими отраслевыми ассоциациями организовать ежеквартальный мониторинг закупок электронного оборудования, а также конкурсной документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ на соответствие задачам по импортозамещению и снижению технологической зависимости от зарубежных производителей.

Ассоциация также просила установить персональную ответственность руководителей компаний-заказчиков за сокращение доли импортной продукции в закупках, а также за факты, которые проявляют недобросовестность намерений в технической политике и закупках.

Миллиарды на российские 5g

Создание сотовых сетей пятого поколения (5G) на территории России потребует колоссальных инвестиций в размере свыше 208 млрд руб. Эту сумму, пишет РБК, обнародовали «Ростелеком» и «Ростех» в дорожной карте развития российских 5G-сетей, получившей название «Мобильные сети связи пятого поколения».

Над этой картой организации совместно работали почти полтора года. 16 ноября 2020 г. документ был рассмотрен вице-премьером Дмитрием Чернышенко, экс-председателем предправления «Газпром-медиа холдинга», назначенным на пост вице-премьера в январе 2020 г.

17 ноября 2020 г., как сообщил РБК неназванный источник, приближенный к разработчикам, прошло еще одной совещание, на котором были урегулированы последние разногласия. «В ближайшие дни должен быть подписан протокол, то есть «карта» будет утверждена», – добавил он.

Согласно документу, сумма в 208,13 млрд руб. должна быть вложена в строительство 5G в России до конца 2024 г., то есть в течение следующих трех лет. Федеральный бюджет выделит 28,856 млрд руб. из этой суммы, плюс еще 21,46 млрд руб. предлагается предоставить «Ростеху» для наладки серийного производства отечественного 5G-оборудования.

Подготовка страны к 5G-сетям затребует гигантских инвестиций

Работа над дорожной картой стартовала в июле 2021 г. Компании не стали уточнять, почему на ее проработку и согласование с властями потребовалось так много времени.

Наиболее дорогие мероприятия федпроекта «цифровые технологии»

Самым дорогим мероприятием федпроекта «Цифровые технологии» является оказание поддержки проектам по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования.

Запланированные результаты федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика»

Запланированные результатыОбщее финансирование за 2021-2024 гг.Финансирование из федерального бюджета за 2021-2024 гг.Финансирвоание из внебюджетных источников за 2021-2024 гг.Общее финансированеи за 2021 г.Общее финансирование за 2020 г.Общее финансирование за 2021 г.Общее финансирование за 2022 г.Общее финансирование за 2023 г.Общее финансирование за 2024 г.
1Поддержаны проекты по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования241 78021 980219 80036 43278 364126 984
2Поддержаны проекты по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития сквозных цифровых технолологий85 29268 19217 10017 10037 21130 981
3Поддержаны проекты по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, в субъектах РФ в рамках реализации дороженых карт по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий63 02933 13929 88911715 13218 14039 639
4Отобраны и поддержаны (начиная с 2020 года) программы деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий61 68333 65928 0003 0851 4872 985,56 82523 25024 049,5
5Поддержаны проекты по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий61 33031 44929 88113 56718 12429 639
6Отобраны и поддержаны (начиная с 2020 года) компании-лидеры, разрабатывающие и обеспчеивающие внедрение продуктов,сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы ,в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий38 78620 25418 2001 5004 2332 76740013 20013 086
7Оказана государственная поддержка программам деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий22 39022 3902 7685 97113 651
8Поддержаны компании — лидеры, разрабатывающие и обеспечивающие внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития сквозных цифровых технологий16 00016 0002 4665 5348 000
9Поддержаны проекты малых предприятий по разработке, применеию и коммерциализации «сквозных» цифровых технологий11 99911 9992 0001,9992 0002 0002 0002 000
10Обеспечено увеличение инвестиций в проекты по внедрению «сквозных» цифровых технологий и платформенных решений преимущественно на основе отечественных разработок путем реализации лизинговых сделок10 3243 0007 3243 0001 5001 5001 0851 5281 710
Читайте также:  Как открыть ювелирный магазин, поэтапный план действий

На эти цели будет выделено 241,8 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет направит 22 млрд руб., внебюджетные источники – 220 млрд руб. Схожее мероприятие, но без применения механизмов льготного кредитования, обойдется в 61,3 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 31,5 млрд руб., внебюджетные источники – 29,8 млрд руб.

Еще одно мероприятие по поддержке проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов — но осуществляемой уже в рамках реализации дорожных карт по направлениям «сквозных» цифровых технологий — обойдется в 85,2 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 68,2 млрд руб, внебюджетные источники – 17,1 млрд руб.

Поддержка проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе СЦТ, в российских субъектах в рамках реализации, потребует затрат в размере 63 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 33,1 млрд руб., внебюджетные источники – 29,9 млрд руб.

Поддержка программы деятельности лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ), реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт по направлениям развития СЦТ, обойдется в 61,7 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 33,7 млрд руб., внебюджетные источники – 28 млрд руб. Дополнительно – в рамках отдельного мероприятия – федеральный бюджет выделит на аналогичные цели 22,4 млрд руб.

Поддержка компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в рамках реализации дорожных карт ПО СЦТ, обойдется в 38,8 млрд руб.

Из этой суммы федеральный бюджет выделит 20,2 млрд руб., внебюджетные источники – 18,2 млрд руб. Дополнительно – в рамках отдельного мероприятия – федеральный бюджет выделит на аналогичные цели 16 млрд руб.

Поддержка проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации «сквозных» цифровых технологий обойдется федеральному бюджеты в 12 млрд руб.

С целью обеспечения увеличения инвестиций в проекты по внедрению СЦТ и цифровых технологий и платформенных решений преимущественно на основе отечественных разработок, путем реализации лизинговых сделок, будет направлено 10,3 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 3 млрд руб., внебюджетные источники – 7,3 млрд руб.

Поддержка проектов российских организаций по разработке цифровых платформ и программных продуктов в целях созданиях и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции обойдется федеральному бюджету в 8 млрд руб.

Непрозрачность управления

Российский госсектор разнороден: в нем есть как крупные, так и небольшие компании, в которых государство может быть как мажоритарным, так и миноритарным акционером. Часть компаний — прибыльные, другие — убыточные. Одни работают в конкурентной среде, другие являются естественными монополиями. «Как следствие, выработать сколько-нибудь унифицированный подход к управлению крайне сложно», — отмечает Симачев.

Разные АО и ФГУП закреплены за разными ведомствами. В каждом отдельном случае у органов власти разные полномочия по управлению активами, обращают внимание аудиторы Счетной палаты. Нет и единых принципов распределения предприятий по ведомствам, поэтому в ряде случаев не учтена их отраслевая специфика. Например, за Минобрнауки России числятся 114 сельхозпредприятий.

Теми ФГУП, которые не закреплены за конкретными ведомствами, по факту управляет Росимущество. Ведомство не отражает информацию о таких предприятиях в бюджетной отчетности о финансовых вложениях, указано в докладе Счетной палаты.

Аудиторы выявили случаи, когда чиновники одновременно находятся в органах контроля и управления компаний (от четырех до 20 АО одновременно), но эффективность их работы не оценивается. По данным на 2021 год, доля госслужащих в органах управления и контроля АО составила 49,2%, что противоречит цели правительства по привлечению профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля госкомпаний, отмечается в докладе.

Партнерство «ростелекома» и «синтеллект»

«Ростелеком» совместно с компанией «Синтеллект», которая занимается автоматизацией бизнес-процессов, создали предприятие «РТК-Цифровой документооборот». Новая компания будет предоставлять услуги электронного документооборота для органов федеральной власти.

«Созданная компания «РТК — Цифровой документооборот» призвана разработать унифицированное решение для организации электронного документооборота и системы управления бизнес-процессами для органов федеральной государственной власти с учетом высоких требований к производительности и информационной безопасности с возможностью дальнейшего масштабирования», – сказал вице-президент по корпоративному управлению дочерними и зависимыми обществами и имуществу «Ростелекома» Александр Колесников.

Как сообщается в пресс-релизе, отчетность «РТК-Цифровой документооборот» будет консолидироваться в отчетности «Ростелекома». В «Ростелекоме» обещают разработать качественный продукт, который удовлетворит заказчиков.

В Ростелекоме CNews пояснили, что предприятие было создано только недавно, поэтому сейчас происходят организационные процессы. Сроки разработки нового ПО пока неизвестны. На данном этапе будут разрабатываться стратегии и планы. «Опыт в решении таких крупных проектов есть», — отметили в «Ростелекоме».

Россия отстает от крупных стран

На момент публикации материала в России не существовало ни одной полноценной сети пятого поколения, доступной обычным абонентам операторов связи. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила строить такие сети в диапазоне 24,25–24,5 ГГц, как сообщал CNews, еще в марте 2020 г., притом разрешение распространялось как на обычные сети, так и на специализированные – технологические и корпоративные.

В июне 2020 г. Минцифры России предложило идею отложить строительство сетей 5G в России до 2024 г. и создавать их исключительно на российском оборудовании. Операторы связи сразу же воспротивились этому – они раскритиковали эту идею, сославшись на то, что четырехлетняя задержка приведет к отставанию России от мировых лидеров во многих отраслях экономики.

В конце октября 2020 г. стало известно о планах ГКРЧ одобрить предложения по внесению изменений в таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами и разрешить использование для сетей 5G миллиметрового диапазона частот, который сейчас выделен для спутниковой связи.

Тем временем, в ряде других стран строительство сетей 5G идет полным ходом. Для примера, по данным исследовательской компании IDC, в ближайшие пять лет Китай потратит на развертывание сетей пятого поколения около 800 млрд юаней или в пределах $120 млрд по курсу на 18 ноября 2020 г.

Еще в мае 2020 г., согласно статистике Китайского научно-исследовательского института информации и связи количество зарегистрированных абонентов в сетях 5G Китая превысило 50 млн человек. В ноябре 2020 г. оператор связи China Mobile отрапортовал о подключении к его сетям пятого поколения 130 млн абонентов.

16 ноября 2020 г., как пишет портал RCRWireless News, количество базовых станций 5G в этой стране превысило 700 тыс. Изначально целью Китая была установка 500 тыс. таких станций к концу 2020 г.

По прогнозам компании Huawei, к концу июня 2021 г. число 5G-абонентов достигнет 20% от общего числа подключенных к мобильным сетям людей. Но в данном случае это предположение страгивает Китай одновременно с Южной Кореей – второй в мире страной по распространенности сетей нового стандарта.

Сколько в россии госкомпаний

Достоверной информации о количестве акционерных обществ (АО) и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), подконтрольных государству, не существует, констатировала Счетная палата. Данные «Единой системы управления госимуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за которую отвечает Росимущество, расходятся с данными Росстата и ФНС.

Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших компаний, делают вывод аудиторы. В отчеты для правительства Минэкономразвития включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа. В результате более 90% АО находятся в серой зоне, и их деятельность никак не анализируется, указала Счетная палата.

Оценки доли государства в экономике России существенно разнятся. Международный валютный фонд сообщал о 33%, Moody’s — о 40–50%. Правительство планировало до 2024 года сокращать число компаний с госучастием на 10% ежегодно.

Счетная палата указала на низкое исполнение программы приватизации:

  • По данным на декабрь 2021 года, приватизировано 256 пакетов акций — 52,6% от 487 запланированных.

Причем количество ФГУПов сокращалось не столько благодаря приватизации, сколько в результате объединения и ликвидации предприятий или преобразования их в бюджетные и казенные учреждения.

Доминирование госкомпаний мешает развитию новых рынков, снижает конкуренцию, прокомментировал директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев: «Чрезмерное и грубое участие государства в экономике может порождать, в свою очередь, уже провалы государства: коррупцию, конъюнктурность решений, замещение частных средств государственными».

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.