Взаимосвязь инвестиций и сбережений в классической и кей. теори
В макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в трактовке макроэкономических процессов и явлений: классический и кейнсианский (а в современных условиях соответственно неоклассический и неокейнсианский) и поэтому существуют две макроэкономические модели, отличающиеся друг от друга системой предпосылок, уравнений модели, теоретических выводов и практических рекомендаций. Основы классической модели были заложены еще в ХVШ веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.-С.Милль, А.Маршалл, A.Пигу и др.
В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается, прежде всего, взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом и совокупным предложением обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций. Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна ключевая переменная (цена, процент, заработная плата), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы. Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос. Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает. В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта. Реальных рынков в классической модели три: рынок труда, рынок заемных средств и рынок товаров.
Рис 1. Рынок заемных средств в класс. модели.
Нас интересует рынок заемных средств – это рынок, на котором «встречаются» инвестиции I и сбережения S, и устанавливается равновесная ставка процента R. Спрос на заемные средства предъявляют фирмы, используя их для покупки инвестиционных товаров, а предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Инвестиции отрицательно зависят от ставки процента, так как чем выше цена заемных средств, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, то кривая инвестиций имеет поэтому отрицательный наклон. Зависимость сбережений от ставки процента положительная, так как чем выше ставка процента, тем больше доход, получаемый домохозяйствами от предоставления в кредит своих сбережений. Первоначально равновесие (инвестиции = сбережениям, т.е. I1 = S1) устанавливается при величине ставки процента R1. Но если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то при прежней ставке процента R1 часть сбережений не будет приносить доход, что невозможно при условии, если все экономические агенты ведет себя рационально. Сберегатели (домохозяйства) предпочтут получать доход на все свои сбережения, пусть даже по более низкой ставке процента. Новая равновесная ставка процента установится на уровне R2, при которой все кредитные средства будут использоваться полностью, так как при этой более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций увеличится до I2, т.е. I2 = S2. Равновесие установлено, причем на уровне полной занятости ресурсов. Равновесие установилось также и на товарном рынке, и на рынке труда, и не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков друг с другом, и, следовательно, в экономике в целом.
Рисунок 2. Инвестиции и сбережения в кейнсианской модели.
Ставка процента, по мнению Кейнса, формируется не на рынке заемных средств в результате соотношения инвестиций и сбережений, а на денежном рынке – по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Поэтому денежный рынок становится полноценным макроэкономическим рынком, изменение ситуации на котором оказывает воздействие на изменение ситуации на товарном рынке. Кейнс обосновывал это положение тем, что при одном и том же уровне ставки процента фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, поскольку инвестиции и сбережения делаются разными экономическими агентами, которые имеют разные цели и мотивы экономического поведения. Инвестиции производят фирмы, а сбережения делают домохозяйства. Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, по мнению Кейнса, является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи от инвестиций, то, что Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Инвестор принимает инвестиционное решение, сравнивая величину предельной эффективности капитала, которая, по мнению Кейнса, является субъективной оценкой инвестора (по сути речь идет об ожидаемой внутренней норме отдачи от инвестиций), со ставкой процента. Если первая величина превышает вторую, то инвестор будет финансировать инвестиционный проект, независимо от абсолютной величины ставки процента. (Так, если оценка предельной эффективности капитала инвестором равна 100%, то кредит будет взят и по ставке процента, равной 90%, а если эта оценка составляет 9%, то он не возьмет кредит и по ставке в 10%). А фактором, определяющим величину сбережений, является также не ставка процента, а величина располагаемого дохода (Вспомним, что РД = С S). Если располагаемый доход человека невелик, и его едва хватает на текущие расходы (С), то делать сбережения даже при очень высокой ставке процента человек не сможет. (Чтобы сберегать, нужно по меньшей мере иметь, что сберегать). Поэтому Кейнс считал, что сбережения не зависят от ставки процента и даже отмечал, что между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму в течение определенного периода времени. Так, если человек хочет обеспечить к пенсии сумму в 10 тыс.долл., он при ставке процента 10% должен ежегодно откладывать 10 тыс.долл., а при ставке процента 20% – только 5 тыс.долл.
Поскольку сбережения зависят от ставки процента, то их график представляет собой вертикальную кривую, а инвестиции слабо зависят от ставки процента, поэтому могут быть изображены кривой, имеющей небольшой отрицательный наклон. Если сбережения увеличиваются до S1, то равновесную ставку процента определить невозможно, так как кривая инвестиций I и новая кривая сбережений S2 не имеют точки пересечения в первом квадранте. Значит, равновесную ставку процента (Rе) следует искать на другом, а именно – на денежном рынке (по соотношению спроса на деньги и предложения денег).
Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям “Основной психологический закон, – пишет Кейнс, – состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход”. Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости.
§
Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.
Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.
Инструменты:
1) изменение учетной ставки (старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране);
2) изменение нормы обязательного резервирования (Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков);
3) операции на открытом рынке (покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг ).
32. Модель IS-LM построение кривых
Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M)) — макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путём комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году. Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:
Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. (Издержки перевода. Имеется в виду, что при высокой ставке низкодоходный бизнес перестает функционировать – из него забирают инвестиции). Следовательно, падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход. (Однако, если это реакция на подорожавшие ресурсы, это адекватное снижение производственной деятельности. Нарастить производство в данной ситуации можно внедрением новых технологий.)
Кейнсианский крест
Модель IS-LM: эффективность фискальной и монетарной политики.
Эффективность фиск. полит., как отношение результата к затратам –это изменение выпуска(Y) на ед.измеренеия гос.расходов или изменения автономных налогов. Если гос-во реализует стимулирующую фиск.полит.(увеличивает гос.расходы и снижает налог). то на графике это отображается сдвигом кривой IS вправо и вверх. В рез-те объем выпуска увеличивается до Y1, следом на денежном рынке нет равноесия. Для того, что бы эк-ка пришла в равновесие ставка % должна повыситься до R1, это привидет к сокращению инвестиций и уменьшениюY до Y2.Новому состоянию равновесия будут соответ-ть выпуск Y2 и % ставкаR1.Выпуск увеличился на (Y2-Y1), а (Y1-Y2)- это эффект вытеснения. Вывод: Фискальная политика будет эффективной если ,если инвестиции слабо чувствительны к изменению ставки %.
Монетарная полит.Если реализуется стимулир.монетар.полит.(гос-во увеличивает предложение денег),то LM сдвигается вправо и вниз. Новому равновесию соответ-ет возросший объем выпуска, при этом % ставка снижается, что ведет к росту частных инвестиций и доп.росту выпуска. Эффект вытеснения отсутствует. Монет.полит.эффективна если если спрос на деньги малочувствителен к изменению % ставки, а инвестиционный спрос чувствителен.
Сущность, причины, формы и соц.-эконом. последствия безработицы.
Безработица-это соц.-эконом. явление, при кот-ом часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные и занятые составляют рабочую силу страны, ее трудовые ресурсы.
Уровень безработицы=(кол-во безработных/рабочая сила)*100%.
Причина-отсутствие равновесия между спросом и предложением труда, превышение предложения над спросом,а так же безраб-ца складывается в связи с тем ,чтона рынке труда устанавливается з/п выше прежнего уровня равновесия спроса и предлож-я.
Формы:
-фрикционная (связана с поиском или ожиданием работы)
-структурная (обусловлена технологическим изменением в произв-ве)
-циклическая (вызвана спадом произв-ва и уменьшением спроса на раб.силу)
Последствия:
–безраб-цаприводит к огромным эконом.потерям для общ-ва.В практике использ-я закон Оукена, кот-ый показывает, что если уровень безраб-цы превышает естественный на 1%, то отставание фактич.ВВП от потенциальн. Составит 2,5%.
-безраб-ца так же ведет серьезным соц.последствиям.В первую очередь безраб-ми становятся пожилые, молодежь, женщины, инвалиды, т.е. наименее защищенные слои насленеия.
Политика занятости.
В целях сокращения безраб-цы и сглаживания ее соц.последствий гос-во оказывает воздействие на рынок труда. Политика занятости, проводимая в этом случае, носит как активный, так и пассивный хар-ер.
Активная полит.занят-ти предполагает разработку и осуществление программ по стимулированию роста занятости и увеличению раб.мест в гос.секторе, программ по подготовке переподготовке кадров, программ содействия найму раб.силы и др.
Пассивная полит.занят-ти предусматривает оказание соц.помощи безраб-м через выплату пособий. А также материальной помощи членам их семей.
§
Среди неокейнсианских моделей в экономической науке наибольшую известность получили модели экономического роста, созданные английским экономистом Роем Харродом (1900-1978) и американским экономистом российского происхождения Евсеем Домаром (1914-1997). Предложенные ими варианты моделей весьма сходны, в них анализируется длительный период устойчивого экономического роста, одним из основных условий которого является равенство сбережений и инвестиций (S=I). Однако в долгосрочном периоде возникает различие между сегодняшними сбережениями и завтрашними инвестициями. В силу ряда причин не все сбережения превращаются в инвестиции. Уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Если сбережения определяются главным образом ростом дохода, то инвестиции зависят от многих переменных: состояния конъюнктуры, уровня процентной ставки, размеров налогообложения, ожидаемой рентабельности капиталовложений.
В полной модели экономического роста Р. Харрода анализируются соотношения между тремя величинами: фактическим (G), естественным (Gn) и гарантированным (Gw) темпами роста.
Исходным является уравнение фактического темпа роста:Gc=Sy
Рис. 23.1.
G означает отношение приращения дохода к величине базового периода (G = ΔY / Y)
C — коэффициент капиталоемкости, показывает отношение инвестиции к приросту дохода (C = I / ΔY );
Sy — доля сбережений в национальном доходе (S/Y)
Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста, т.е. таким, который имел бы место, если бы не было хронической безработицы, недогрузки мощностей и экономических кризисов. Третьим фактором роста Харрод считает размеры накопленного капитала и коэффициент капиталоемкости.
Чем больше величина сбережений, тем больше размер инвестиций и выше темпы экономического роста. Зависимость между коэффициентом капиталоемкости и темпами экономического роста обратная. Естественный темп роста представляет (по Харроду) максимально возможный темп роста экономики приданном росте населения и технологических возможностях.
При устойчивом темпе роста экономики потребности в инвестициях будут выражены величиной , Gn Cr , где Gn — это естественный темп роста, Cr — теми роста основною и оборотного капитала. В краткосрочном и среднесрочном периодах потребность в инвестициях может колебаться в ходе цикла за счет главным образом размеров оборотного капитала. С точки зрения длительной перспективы Cr при неизменной норме процента является величиной постоянной, при длительном понижении нормы процента Cr, растет, а при длительном повышении Cr — сокращается.
Уравнение Харрода, выражающее условия равновесия или его нарушения при естественном темпе роста, имеет вид:
где SY– сбережение.
По существу, это модификация уравнения Кейнса: . Разница втом, что, согласно Кейнсу, размеры инвестиций /определяются предельной эффективностью капитала (нормой прибыли) и ставкой процента, а Харрод связывает эти размеры с ростом населения, техническим прогрессом и коэффициентом капиталоемкости, т.е. с ростом основного и оборотного капитала. Размеры сбережения и в том, и в другом случае определяются предельной склонностью к сбережению.
Подчеркивая различие между фактическим темпом роста и естественным темпом и доказывая возможность ликвидации разрыва между ними, Харрод вводит новую категорию — «гарантированный» темп роста — . «Это прогнозируемая величина, тот всеобщий темп продвижения вперед, который устраивает предпринимателей: он определяется опытным путем, исходя из оценок прошлого и ожиданий в отношении будущего».
В уравнении гарантированного темпа роста величина относится к прошлому периоду, а величина — к будущему. т.е. увеличение размера инвестиций зависит от доли сбережения в доходе.
Если бы фактический теми роста совпадал с прогнозируемым гарантированным, то наблюдалось бы устойчивое непрерывное развитие. Однако в рыночной экономике такое равновесие случается крайне редко. Фактический темп бывает ниже или выше гарантированного, что при относительном постоянстве доли сбережения в доходе, как предполагает Р. Харрод, влияет на динамику инвестиций, соответственно понижая их или повышая. Таким образом Р. Харрод объясняет кратковременные циклические колебания.
Более длительные колебания экономической конъюнктуры Харрод анализирует на основе сопоставления гарантированного и естественного темпов роста и считает, что отношение и имеет решающее значение для определения того, будет ли на протяжении ряда лет преобладать оживление или депрессия.
Согласно так называемому фундаментальному уравнению Р. Харрода
т.е. для устойчивого гарантированного роста фактическая потребность в сбережениях равна его такой потребности, как при естественном темпе роста. Одно из непременных условий устойчивого экономического роста — равенство сбережений и инвестиций. Если сбережения превышают инвестиционный спрос, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, растет число безработных. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это способствует инфляционному росту цен и «перегреву» экономики.
45.Модель экономического роста Р. Солоу – неоклассическая модель экономического роста, выявляющая механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и его динамику.
Вопрос о том, какие факторы влияют на экономический рост, остается одним из центральных вопросов макроэкономики, и дебаты по поводы источников экономического роста продолжаются и по сей день. Однако, большинство экономистов, следуя классической работе Роберта Солоу 1957 года, выделяют следующие ключевые факторы экономического роста: технический прогресс, накопление капитала и рост трудовых ресурсов.Для того, чтобы описать вклад каждого из этих факторов в экономический рост, рассмотрим выпуск Y, как функцию от запаса капитала (K), используемых трудовых ресурсов (L):
Y=Y(K,L).
Объем производства зависит от запасов капитала и используемого труда. производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба.Для простоты соотнесем все величины с количеством работников.
Y/ L = F (K/ L, 1).
Это уравнение показывает, что объем производства в расчете на 1 рабочего является функцией капитала на 1 работника.
Обозначим:
y = Y/ L – выпуск продукции на 1 работника (производительность труда, выработка);
k = K/ L – капиталовооруженность труда.
y = f (k).
В модели Солоу спрос на товары и услуги предъявляется со стороны потребителей и инвесторов. Т.е. продукция, произведенная каждым рабочим, делится между потреблением, приходящимся на 1 рабочего, и инвестициями в расчете на 1 рабочего:
y = c i.
Модель предполагает, что функция потребления принимает простую форму:
c = (1 – s) * y,
где норма сбережения s принимает значения 0 – 1.
Эта функция означает, что потребление пропорционально доходу.
Заменим величину – c – величиной (1 – s)* y:
y = (1 – s) * y i.
После преобразования получим: i = s*y.
Это уравнение показывает, что инвестиции (как и потребление) пропорциональны доходу. Если инвестиции равны сбережениям, то норма сбережения (s) также показывает, какая часть произведенного продукта направляется на капиталовложения.
46.Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.
Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».
«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.
«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.
«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.
Показатели:
Рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
Санитарно-гигиенические условия жизни.
Уровень потребления продовольствия.
Жилищные условия.
Возможности образования и культуры.
Условия труда и уровень занятости.
Баланс доходов и расходов.
Потребительские цены.
Обеспеченность транспортом.
Возможности для отдыха.
Система социального обеспечения.
Обеспечение прав и свобод человека.
47.Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. Различают социальное и экономическое неравенство. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большей частью национального богатства.
С одной стороны, население любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий объем доходов также неравномерно распределяется по группам населения. Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются кривые Лоренца и индекс Джини.
Кривые Лоренца показывают, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
Для построения кривой на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 15.1).
Кривая Лоренца абсолютного равенства (совершенно равномерного распределения дохода) принимает форму прямой линии (0В) в случае, когда первая группа, 20 % населения, получает 20 % всех доходов; 40 % населения, соответственно, – 40 % всех доходов и т.д. На самом деле существует разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения. Чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения, т.е. реальное распределение будет характеризоваться не прямой 0В, а кривой 0абвВ. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов.
Рис. 15.1. Кривая Лоренца
Между прямой 0В и кривой 0абвВ образуется площадь М. Если площадь М разделить на площадь треугольника 0ВА, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100 %, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».
Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, между «верхней» и «нижней» квинтильны- ми группами населения или домохозяйств.
Чрезмерное неравенство в доходах не только отрицательно влияет на качество жизни людей, но обусловливает относительно большую долю бедных граждан в стране. .
Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов исчисляется путем сопоставления суммарного дохода указанных групп населения.
Для оценки дифференциации населения по доходам используется коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны.
48. Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме с о ц и а л ь н о г о п а р т н е р с т в а, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.
Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.
Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).
§
Результатом функционирования мирового хозяйства является повышение эффективности использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире.
Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов, а также мировая валютная и финансовая системы.
В настоящее время четко просматривается следующая структура мирового хозяйства:
мировой рынок товаров и услуг;
мировой рынок капиталов;
мировой рынок рабочей силы;
международная валютная система;
международная кредитно-финансовая система.
Основными субъектами мирового хозяйства являются:
государства с их народнохозяйственными комплексами;
транснациональные корпорации;
международные организации и институты;
фирмы всех секторов хозяйства, вышедшие за национальные границы.
Мировое хозяйство характеризуется неравномерностью развития. Экономические различия между частями заключаются в степени развития рынков товаров, труда, капиталов и информации, глубине разделения труда внутри стран и характере их включенности в мировой рынок, уровне и формах социальной защиты населения.
Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используются несколько основных показателей и критериев:
абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
НД и доход на душу населения;
отраслевая структура национальной экономики;
структура экспорта и импорта страны;
уровень и качество жизни населения и некоторые другие.
В структуре мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. Центр и периферия находятся в постоянной связи и взаимовлиянии, несмотря на то что перед государствами стоят разные проблемы. Для многих стран центра на первое место выдвигаются экологические и гуманитарные критерии развития, формирование качественно новой структуры производства и потребления. Для развивающихся — переход к устойчивому росту, решение социальных проблем; в ряде стран — обеспечение населения продовольствием.
Для проведения анализа экономического положения мирового хозяйства используется система показателей, характеризующих состояние и динамику современного мирового хозяйства. Важнейшими из них являются:
1) национальное богатство страны в целом и в расчете на душу населения. Национальное богатство – совокупность накопленных ресурсов страны, уменьшенное на стоимость ее финансовых обязательств.
2) валовой внутренний продукт (ВВП) – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год – один из наиболее часто применяемых показателей мировой экономики. ВВП на душу населения – важнейший показатель мировой экономики, рассчитывается обычно в долларах США. Темп роста ВВП также оценивается как важнейший показатель экономического роста страны, чаще всего в среднем за год. Показатель 3–4% – нормальный темп экономического роста страны. Темп роста ВВП на уровне 6–10% в год является высоким;
3) показатели участия страны в международных экономических отношениях. Они многообразны. Среди них выделяют такой часто применяемый показатель, как внешнеторговая квота – процентное отношение суммы экспорта и импорта к ВВП. Другой показатель – внешнеторговый оборот в расчете на душу населения, рассчитываемый как средний стоимостный объем экспорта страны, приходящийся на гражданина данной страны.
Формы: Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма- таможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Более сложной является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а так же согласование экономической политики. Высшей формой межгосударственной экономики интеграции являетсяэкономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно – финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе.
Транснационализация – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.
50.Внешняя торговля — важнейшая форма международных экономических отношений; наряду с международным производственным, научно-техническим и другими формами (подготовка кадров, туризм и т.д.) сотрудничество.
Основные формы международного производственного сотрудничества:
• совместная координация производства и сбыта на основе специализации и кооперирования;
• совместное владение предприятиями (совместные предприятия);
• подрядное строительство;
• научно-техническое сотрудничество.
Особо значимым для современного развития мирового хозяйства становится научно-техническое сотрудничество, наиболее рациональными и эффективными формами которого выступают:
• создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;
• совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;
• совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;
• текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;
•организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала
Необходимость и целесообразность (выгодность) свободной внешней торговли в противовес взглядам меркантилистов обосновали еще классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо на основе преимуществ международного разделения труда (см. современные теории МРТ).
Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю.
Международная торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.
Для оценки международной торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, импорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.
При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешне^ торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.
Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, показатели уровня международной специализации производства отрасли (соответственно вида производства) — коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) и экспортная квота в производстве отрасли. КОЭС определяется по формуле
где Эп — удельный вес товара (совокупности товаров отрасли) в экспорте страны; Эм — удельный вес товаров (товаров-аналогов) в мировом экспорте.
Если соотношение превышает единицу, появляются основания говорить об отнесении данной отрасли (товара) к международно специализируемым, и наоборот.
Что касается экспортной квоты Кэ, то она является ориентиром, характеризующим уровень открытости национальной промышленности для внешнего рынка:
где Э — стоимость экспорта.
Выгоды
Международная торговля дает возможность странам специализироваться в тех сферах производства, где из-держки минимальны, и покупать за границей то, что дорого производить самим. Во-вторых, с помощью торговли легче получить экономию от масштаба, т. е. снизить издержки за счет увеличения вы-пуска продукции. Нет лучшего способа увеличить объем производства, чем использовать в качестве рынка весь мир.
51.Сущность теории Смита сводится к тому, что основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно ниже, а вывозиться те товары, издержки на которые в данной стране ниже, чем за рубежом.
Теория Рикардо, как известно, строится на определенных условных допущениях. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров. Издержки на производство товара сводятся только к заработной плате, одинаковой для всех профессий. К тому же игнорируются различия в заработной плате между странами. Не учитываются издержки на транспортировку товаров и наличие свободной торговли. Однако для выявления основных принципов развития мировой торговли такие абстракции допустимы.
Э. Хекшером и Б. Олином теории соотношения факторов производства. Эта теория, изложенная в книге Олина «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.), основывается на тех же предпосылках, что и теории Смита и Рикардо. Основное различие между ними в том, что теория Хекшера—Олина исходит из наличия не одного, а двух факторов производства — труда и капитала. Согласно данной теории каждая страна в различной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда — заработная плата.
В настоящее время теории международной торговли развиваются по двум направлениям. Первое направление — это теории, которые углубляют концепции, разработанные классиками. В них исследуются проблемы, не получившие в классических трудах должного освещения. Ко второму направлению относятся теории, авторы которых критически относятся к сложившимся подходам относительно проблем международной торговли. Они создают новые концепции, в частности, теорию специфических факторов производства П. Самуэльсона и Р. Джонса, разработанную в 1970-х гг. на основе теории Хекшера— Олина. В отличие от предшественников, они рассматривают не два, а три фактора производства, добавив к труду (L) и капиталу (К) еще и землю (T). Такой подход более соответствует действительности, чем теория соотношения факторов производства в чистом виде.
52. Внешнеторговая политика государства
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны.
Внешнеторговая политика – составная часть внешнеэкономической политики, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.
Исторически сформировались два типа внешнеторговой политики – протекционизм и фритредерство.
Традиционный протекционизм – это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.
Фритредерство (свободная торговля) предполагает максимальное освобождение от ограничений в виде таможенных пошлин и нетарифных барьеров.
Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходило становление и развитие американской, германской, французской промышленности и национального капитала.
В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
Но в то же время отмечаются и недостатки протекционизма. Так, ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.
В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.
Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.
Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит не только за импортные товары, облагаемые таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности. И наконец, национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной идеализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.
Основными инструментами государственного регулирования внешней торговли являются тарифные и нетарифные барьеры.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам торговли.
Таможенный тариф- это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина – государственные денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, провозимых через таможенную границу страны.
По типам ставок выделяют переменные и постоянные таможенные пошлины.
Постоянные таможенные пошлины – пошлины, ставки которых единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
Переменные таможенные пошлины – пошлины, ставки которых могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).
§
Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (при увеличении дефицита государственного бюджета) сдвигает кривуюISотIS0доIS1(рис. 9.4), повышая ставку процента до г. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к росту реального валютного курса. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. КриваяISсдвинется влево обратно к исходной кривойIS0,так как экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только тогда, когда внутренняя ставка процента снова будет равнаr*.Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента – сокращение совокупного спроса. Вывод: фискальная политика совершенно не эффективна, когда обменные курсы свободно плавают и капитал мобилен.
Макроэкономическая политика в открытой экономике.
Открытая экономика – экономическая система, все субъекты которой могут без ограничения совершать операции на международном рынке товаров и факторов производства.Применительно к открытой экономике может быть использована модель Манделла-Флеминга,которая является расширенной версией модели «IS-LM», позволяющей анализировать воздействие макроэкономической политики государства как на внутреннее, так и на внешнее равновесие. Модель Манделла-Флеминга состоит из трех компонентов, которые могут быть представлены в виде следующих уравнений:1) (IS) Y = C(Y-T) l(r) G NX(Y,e) – уравнение кривой IS, описывающее взаимосвязь между доходом Y и процентной ставкой r при соблюдении равновесия на товарном рынке. Это уравнение показывает, что совокупный доход равен сумме потребления С (как функции располагаемого дохода Y – Т), инвестиций I (как функции процентной ставки г), государственных расходов G и чистого экспорта NX (как функции дохода Y и обменного курса е). Таким образом, уравнение кривой IS в модели Манделла-Флеминга дополнительно включает такой параметр, как обменный курс, влияющий на величину чистого экспорта: при росте обменного курса чистый экспорт сокращается, при снижении обменного курса чистый экспорт растет. 2) (LM) M/P = L(r,Y)– уравнение кривой LM. Оно описывает взаимосвязь между доходом Y и процентной ставкой г при равновесии на денежном рынке. Согласно этому уравнению, реальное предложение денег (М/Р) должно быть равно спросу на деньги (L), который, в свою очередь, является функцией от процентной ставки г и дохода Y. Предложение денег М, определяемое Центральным банком, и уровень цен Р являются экзогенными переменными.
3) r = r* – уравнение показывает, что внутренняя ставка процента r определяется мировым уровнем ставки процента r*. Иными словами, модель Манделла-Флеминга строится для малой открытой экономики, которая может получать или предоставлять кредиты любых размеров на мировых финансовых рынках, не влияя при этом на мировой уровень ставки процента.
Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Национальная экономика, ее цели, элементы и структура.
ВВП и другие показатели объема национального производства.
ВВП и методика расчета.
Показаетли уровня цен. Номинальный и реальный ВВП.
6.Совокупный спрос, факторы его определения.
Совокупное предложение, факторы совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS» в краткосрочном периоде.
Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS» в долгосрочном периоде.
Экономические потрясения и стабилизационная политика государства.
11.Потребление и сбережения, факторы их определения.
Инвестиции,их роль в экономике.
Взаимосвязь инвестиций и сбережений в классической и кейнсианской теориях.
Кейсианская модель «совокупныедоходы-совокупные расходы».
Мультипликационный эффект влияния совокупных расходов на объем производства.
Сущность, форма и методы государственного регулирования экономики.
Концепции государственного регулирования экономики.
Сущность, виды и инструменты фискальной политики.
Влияние госрасходов на объем национального производства. Мультипликатор госрасходов.
Налони и их функции.Кривая Лаффера.
Налоговая система, ее элементы, принципы налогообложения.
Влияние налогов на объём национального производства.Мультипликатор налогов.
Сущность и структура государственного бюджета.
Проблемы функционирования госбюджета: бюджетный дефицит и государственный долг.
Предложение денег. Денежный мультипликатор.
Равновесие на денежном рынке в классической теории.
Равновесие на денежном рынке в кейнсианской теории.
Денежное обращение, структура денежной массы.
Денежная система:типы и элементы.
Банковская система, виды и функции банков.
Кредитно-денежная политика: цели и инструменты.
Модель IS-LM,построение кривых.
Модель IS-LM:эффективность фискальной и монетарной политики.
Сущность,причины, формы и социально-экономические последствия безработицы.
Политика занятости.
Инфлиция спроса и инфляция предложения.
Инфляция,типы и социально-экономические последствия.