ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году :: Новости дня

ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году ::  Новости дня Выгодные вклады

Безопасность, охрана и несчастные случаи

ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году ::  Новости дня

2000 свечей в память о

Чернобыльской катастрофе

в 1986 году, в ознаменование 25-летия после ядерной аварии, а также в связи с

ядерной катастрофой

на

Фукусиме в 2021 году.

Ядерная безопасность – главная цель атомной отрасли. Особое внимание уделяется тому, чтобы избежать несчастных случаев и, если их невозможно предотвратить, иметь ограниченные последствия. Аварии могут происходить из-за отказов системы, связанных с дефектной конструкцией или охрупчиванием сосудов под давлением из-за длительного радиационного воздействия.

Как и в случае с любой устаревшей технологией, риски отказа со временем увеличиваются, и, поскольку многие действующие ядерные реакторы были построены в середине 20 века, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить надлежащую работу. Было предложено много более свежих конструкций реакторов, большинство из которых включает пассивные системы безопасности .

Эти конструктивные соображения служат для значительного смягчения или полного предотвращения крупных аварий, даже в случае отказа системы. Тем не менее, реакторы необходимо проектировать, строить и эксплуатировать должным образом, чтобы минимизировать риски аварий.

Катастрофа на Фукусиме представляет собой один из примеров, когда эти системы не были достаточно всеобъемлющими, когда цунами после землетрясения Тохоку отключило резервные генераторы, которые стабилизировали реактор.

Согласно UBS AG, ядерная авария на АЭС « Фукусима I» поставила под сомнение то, сможет ли даже такая развитая экономика, как Япония, справиться с ядерной безопасностью. Возможны также катастрофические сценарии террористических атак.

Междисциплинарная группа из Массачусетского технологического института подсчитала, что, учитывая ожидаемый рост ядерной энергетики с 2005 по 2055 год, в этот период можно ожидать не менее четырех инцидентов с повреждением активной зоны (при условии, что использовались только текущие проекты – количество инцидентов, ожидаемых в тот же период времени с использование усовершенствованных конструкций только одно).

На сегодняшний день в мире произошло пять инцидентов с повреждением активной зоны с 1970 года (один на Три-Майл-Айленд в 1979 году; один в Чернобыле в 1986 году; и три на Фукусима-Дайичи в 2021 году), что соответствует началу эксплуатации второго поколения. реакторы .

По данным Института Пауля Шеррера , авария на Чернобыльской АЭС – единственный инцидент, когда-либо приведший к человеческим жертвам. В отчете, который НКДАР ООН представил Генеральной Ассамблее ООН в 2021 году, говорится, что 29 заводских рабочих и спасателей погибли от воздействия радиации, двое умерли от причин, связанных с инцидентом, но не связанных с радиацией, и один умер от коронарного тромбоза.

Власти приписывают инциденту пятнадцать случаев смертельного рака щитовидной железы. В нем говорится, что нет никаких доказательств того, что инцидент вызвал продолжающийся рост заболеваемости солидными опухолями или раком крови в Восточной Европе.

Что касается ядерных аварий, Союз обеспокоенных ученых заявил, что «владельцы реакторов … никогда не несли экономическую ответственность за все затраты и риски, связанные с их эксплуатацией. Вместо этого общественность сталкивается с перспективой серьезных потерь в случае любых число возможных неблагоприятных сценариев, в то время как частные инвесторы пожинают плоды, если атомные электростанции будут экономически успешными. Для всех практических целей экономические выгоды от ядерной энергетики приватизируются, а ее риски социализируются “.

Однако проблема затрат на страхование наихудших сценариев не является уникальной для атомной энергетики: гидроэлектростанции также не полностью застрахованы от катастрофического события, такого как катастрофа на плотине Баньцяо , когда 11 миллионов человек потеряли свои дома и от 30 000 до 200 000 человек. люди погибли, или вообще обрушились большие дамбы .

Частные страховщики основывают страховые взносы по страхованию плотин на основе наихудшего сценария, поэтому страхование крупных бедствий в этом секторе также обеспечивается государством. В США страхование ядерных реакторов обеспечивается сочетанием частного страхования, приобретаемого оператором, и закона Прайса Андерсона, который в основном финансируется оператором .

Любые попытки построить новый ядерный объект по всему миру, будь то существующий дизайн или опытно – конструкторское будущее, должен иметь дело с NIMBY или NIABY возражениями. Из-за большого количества сообщений об аварии на Три-Майл-Айленде и Чернобыльской катастрофе относительно небольшое количество муниципалитетов приветствует новый ядерный реактор, перерабатывающий завод, транспортный маршрут или глубокое геологическое хранилище в пределах своих границ, а некоторые издали местные постановления, запрещающие размещение таких объектов. там.

Нэнси Фолбре , профессор экономики Массачусетского университета, поставила под сомнение экономическую жизнеспособность ядерной энергетики после ядерной аварии в Японии в 2021 году :

Доказанная опасность ядерной энергетики усиливает экономические риски расширения зависимости от нее. Действительно, более жесткое регулирование и улучшенные характеристики безопасности ядерных реакторов, к которым потребовалось после катастрофы в Японии, почти наверняка потребуют дорогостоящих мер, которые могут увести его с рынка.

Каскад проблем на Фукусиме, от одного реактора к другому и от реакторов до бассейнов хранения топлива, повлияет на дизайн, компоновку и, в конечном итоге, на стоимость будущих атомных станций.

В 1986 году Пит Планшон провел демонстрацию безопасности, присущей интегральному быстрому реактору . Защитные блокировки были отключены. Циркуляция охлаждающей жидкости была отключена. Температура ядра поднялась с обычных 1000 градусов по Фаренгейту до 1430 градусов за 20 секунд.

Температура кипения натриевого теплоносителя – 1621 градус. В течение семи минут реактор отключился без каких-либо действий со стороны операторов, без клапанов, насосов, компьютеров, вспомогательной энергии или каких-либо движущихся частей. Температура была ниже рабочей температуры.

Реактор не пострадал. Операторы не пострадали. Выброса радиоактивного материала не было. Реактор был перезапущен с циркуляцией теплоносителя, но парогенератор отключился. Тот же сценарий повторился. Три недели спустя операторы Чернобыля повторили последний эксперимент, по иронии судьбы в спешке завершить испытание на безопасность с использованием совсем другого реактора, что привело к трагическим последствиям.

Капитальные расходы

«Обычное практическое правило для ядерной энергетики состоит в том, что около двух третей затрат на производство электроэнергии приходится на постоянные затраты, основными из которых являются затраты на выплату процентов по ссудам и возврат капитала …»

Капитальные затраты на строительство и финансирование атомных электростанций составляют значительную часть стоимости ядерной электроэнергии. В 2021 году Управление энергетической информации США подсчитало, что для новых АЭС, вводимых в эксплуатацию в 2021 году, капитальные затраты составят 74% от нормированной стоимости электроэнергии; выше, чем процентные доли капитала для электростанций, работающих на ископаемом топливе (63% для угля, 22% для природного газа), и ниже, чем процентные доли капитала для некоторых других источников, не связанных с ископаемым топливом (80% для ветра, 88% для солнечных фотоэлектрических систем).

Areva, французский оператор атомной электростанции, предлагает, чтобы 70% стоимости киловатт-часа ядерной электроэнергии приходилось на постоянные затраты, связанные с процессом строительства. Некоторые аналитики утверждают (например, Стив Томас, профессор энергетических исследований в Гринвичском университете в Великобритании, цитируемый в книге Мартина Коэна и Эндрю МакКиллопа «Машина судного дня» ), что то, что часто не ценится в дебатах об экономике ядерной энергетики заключается в том, что стоимость собственного капитала, то есть компаний, использующих собственные деньги для оплаты строительства новых заводов, обычно выше, чем стоимость долга.

Еще одно преимущество заимствования может заключаться в том, что «как только крупные ссуды были предоставлены под низкие процентные ставки – возможно, при государственной поддержке – деньги могут быть предоставлены в ссуду с более высокой доходностью».

«Одна из больших проблем ядерной энергетики – это огромные первоначальные затраты. Эти реакторы чрезвычайно дороги в строительстве. Хотя окупаемость может быть очень высокой, они также очень медленные. Иногда могут потребоваться десятилетия, чтобы окупить первоначальные затраты. Поскольку многие у инвесторов короткий период внимания, они не любят так долго ждать, пока их вложения окупятся ».

Из-за больших капитальных затрат на первоначальные атомные электростанции, построенные в рамках программы устойчивого строительства, и относительно длительного периода строительства до возврата выручки, обслуживание капитальных затрат на первые несколько атомных электростанций может быть наиболее важным фактором, определяющим экономическая конкурентоспособность атомной энергетики.

Инвестиции могут составлять от 70% до 80% затрат на электроэнергию. Тимоти Стоун , бизнесмен и ядерный эксперт, заявил в 2021 году: «Давно признано, что единственные два числа, которые имеют значение в [новой] ядерной энергетике, – это капитальные затраты и стоимость капитала».

Ставка дисконтирования, выбранная для расчета стоимости капитала АЭС в течение срока ее службы, возможно, является наиболее чувствительным параметром к общим затратам. Из-за длительного срока службы новых атомных электростанций большая часть стоимости новой атомной электростанции создается на благо будущих поколений.

Недавняя либерализация рынка электроэнергии во многих странах сделала экономику производства атомной энергии менее привлекательной, и на либерализованном рынке электроэнергии не было построено новых атомных электростанций. Раньше поставщик-монополист мог гарантировать потребности в выпускаемой продукции на десятилетия вперед.

Частные генерирующие компании теперь вынуждены мириться с более короткими контрактами на поставку продукции и рисками будущей конкуренции с более низкими издержками, поэтому они хотят более короткого периода возврата инвестиций. Это отдает предпочтение типам генерирующих станций с более низкими капитальными затратами или высокими субсидиями, даже если соответствующие затраты на топливо выше.

Еще одна трудность заключается в том, что из-за больших невозвратных затрат, но непредсказуемого будущего дохода от либерализованного рынка электроэнергии, частный капитал вряд ли будет доступен на благоприятных условиях, что особенно важно для атомной энергетики, поскольку она требует больших капиталовложений.

Отраслевой консенсус заключается в том, что ставка дисконтирования 5% подходит для заводов, работающих в регулируемой среде коммунальных предприятий, где доходы гарантируются зависимыми рынками, а ставка дисконтирования 10% подходит для конкурентной дерегулируемой или торговой среды предприятий; однако в независимом исследовании MIT (2003), в котором использовалась более сложная финансовая модель, разграничивающая собственный и заемный капитал, средняя ставка дисконтирования была выше 11,5%.

Поскольку штаты отказываются финансировать атомные электростанции, этот сектор теперь гораздо больше зависит от коммерческого банковского сектора. Согласно исследованию, проведенному голландской банковской исследовательской группой Profundo по заказу BankTrack , в 2008 году частные банки инвестировали почти 176 миллиардов евро в ядерный сектор.

Читайте также:  ВНЖ в Португалии за инвестиции в 2021 году: где покупать недвижимость

Лидерами стали BNP Paribas с инвестициями в ядерную энергетику более 13,5 млрд евро, а также Citigroup и Barclays наравне с инвестициями более 11,4 млрд евро. Profundo инвестировал в 80 компаний более 800 финансовых отношений со 124 банками в следующих секторах: строительство, электроэнергетика, горнодобывающая промышленность , ядерный топливный цикл и другие.

В исследовании 2021 года утверждалось, что, хотя в прошлом затраты на реакторы, построенные в прошлом, действительно увеличивались, это не обязательно означает, что существует неотъемлемая тенденция роста затрат с ядерной энергетикой, поскольку в предыдущих исследованиях, как правило, изучалась относительно небольшая доля построенных и построенных реакторов. что полный анализ показывает, что тенденции затрат на реакторы существенно различаются в зависимости от страны и эпохи.

Обзор

ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году ::  Новости дня

Олкилуото 3

строится в 2009 году. Это первый проект

EPR

, но проблемы с качеством изготовления и надзором привели к дорогостоящим задержкам, которые привели к расследованию со стороны финского регулирующего органа

STUK

. В декабре 2021 года Areva подсчитала, что полная стоимость строительства реактора составит около 8,5 миллиардов евро, что почти в три раза превышает первоначальную стоимость поставки в 3 миллиарда евро.

Хотя цена на новые АЭС в Китае ниже, чем в западном мире, Джон Квиггин , профессор экономики, утверждает, что главная проблема с ядерным вариантом состоит в том, что он экономически невыгоден. Профессор науки и технологий Ян Лоу также бросил вызов экономике ядерной энергетики.

Однако сторонники ядерной энергетики продолжают указывать на исторический успех ядерной энергетики во всем мире и призывают к созданию новых реакторов в своих странах, включая предлагаемые новые, но в значительной степени некоммерческие конструкции, в качестве источника новой энергии.

Сторонники ядерной энергетики отмечают, что комиссия по климату МГЭИК одобряет ядерные технологии как зрелый низкоуглеродный источник энергии, который следует увеличить почти в четыре раза, чтобы помочь справиться с резким увеличением выбросов парниковых газов.

Некоторые независимые обзоры постоянно повторяют, что атомные электростанции обязательно очень дороги, а антиядерные группы часто публикуют отчеты, в которых говорится, что стоимость атомной энергии непомерно высока.

В 2021 году в Онтарио, Канада , затраты на ядерную генерацию составляли 5,9 цента / кВтч, в то время как гидроэлектроэнергия, составлявшая 4,3 цента / кВтч, стоила на 1,6 цента меньше, чем атомная. К сентябрю 2021 года стоимость солнечной энергии в Соединенных Штатах упала ниже стоимости атомной генерации, составляя в среднем 5 центов за кВтч.

Стоимость солнечной энергии продолжала снижаться, и к февралю 2021 года город Пало-Альто, Калифорния, утвердил соглашение о закупке электроэнергии (PPA) на покупку солнечной электроэнергии по цене менее 3,68 цента / кВтч, что ниже, чем даже гидроэлектроэнергия.

Производство солнечной электроэнергии для коммунальных предприятий, недавно заключенное Пало-Альто в 2021 году, стоит на 2,22 цента / кВтч меньше, чем электроэнергия на уже построенных канадских АЭС, и затраты на производство солнечной энергии продолжают снижаться.

Тем не менее, солнечная энергия имеет очень низкие коэффициенты мощности по сравнению с ядерной, и солнечная энергия может достичь только такого большого проникновения на рынок, прежде чем (дорогостоящее) хранение и передача энергии станут необходимыми.

Страны, включая Россию, Индию и Китай, продолжили строительство новых зданий. По данным МАГАТЭ , по состоянию на апрель 2020 года в мире строилось около 50 атомных электростанций в 20 странах . В Китае строятся 10 реакторов. По данным Всемирной ядерной ассоциации , глобальная тенденция заключается в том, что ввод в эксплуатацию новых атомных электростанций уравновешивается количеством выводимых из эксплуатации старых станций.

В Соединенных Штатах ядерная энергетика сталкивается с конкуренцией со стороны низких цен на природный газ в Северной Америке. Бывший генеральный директор Exelon Джон Роу сказал в 2021 году, что новые атомные станции в Соединенных Штатах «сейчас не имеют никакого смысла» и не будут экономичными, пока сохраняется избыток природного газа.

В 2021 году губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо поручил Комиссии по коммунальным услугам Нью-Йорка рассмотреть вопрос о субсидиях, финансируемых из плательщиков налогов, аналогичных субсидиям для возобновляемых источников, чтобы атомные электростанции оставались прибыльными в условиях конкуренции с природным газом.

Исследование, проведенное в 2021 году экономическим аналитическим центром DIW, показало, что ядерная энергия нигде в мире нерентабельна. Изучение экономики ядерной энергетики показало, что она никогда не была финансово жизнеспособной, что большинство АЭС было построено при значительных субсидиях со стороны правительств, часто мотивированных военными целями, и что ядерная энергетика не является хорошим подходом к решению проблемы изменения климата.

После анализа тенденций в строительстве атомных электростанций с 1951 года было обнаружено, что средняя атомная электростанция мощностью 1000 МВт понесет средний экономический ущерб в размере 4,8 млрд евро (7,7 млрд австралийских долларов). Это было опровергнуто другим исследованием.

Последние тенденции

ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году ::  Новости дня

Сбросной канал АЭС Брансуик

ВЗГЛЯД / Росатом назвал вероятный процент атомной энергетики в энергобалансе России к 2045 году ::  Новости дня

Генерирующая станция Bruce Nuclear

, то

крупнейшая атомная электростанция

в мире

Ядерная энергетика в западных странах имеет историю задержек со строительством, перерасхода средств , отмены заводов и проблем с ядерной безопасностью, несмотря на значительные государственные субсидии и поддержку . В декабре 2021 года журнал Forbes сообщил, что в развитых странах «реакторы не являются жизнеспособным источником новой энергии».

Даже в развитых странах, где они имеют экономический смысл, они неосуществимы из-за «огромных затрат на ядерную энергию, политической и общественной оппозиции , а также неопределенности регулирования». Эта точка зрения перекликается с заявлением бывшего генерального директора Exelon Джона Роу , который сказал в 2021 году, что новые атомные станции «сейчас не имеют смысла» и не будут экономически жизнеспособными в обозримом будущем.

Джон Куиггин , профессор экономики, также говорит, что основная проблема ядерного варианта заключается в его нерентабельности. Квиггин говорит, что нам нужно более эффективное использование энергии и более широкая коммерциализация возобновляемых источников энергии .

Бывший член NRC Питер А. Брэдфорд и профессор Ян Лоу недавно сделали аналогичные заявления. Тем не менее, некоторые «ядерные лидеры» и лоббисты на Западе продолжают отстаивать реакторы, часто предлагая новые, но в значительной степени непроверенные конструкции, как источник новой энергии.

Значительная активность в строительстве новых объектов происходит в развивающихся странах, таких как Южная Корея, Индия и Китай. В Китае строятся 25 реакторов. Однако, согласно правительственному исследовательскому отделу, Китай не должен строить «слишком много ядерных реакторов слишком быстро», чтобы избежать нехватки топлива, оборудования и квалифицированных рабочих.

Реактор EPR мощностью 1,6 ГВт ( эл. ) Строится на АЭС Олкилуото , Финляндия . Совместными усилиями французской AREVA и немецкой Siemens AG это будет самый большой реактор с водой под давлением (PWR) в мире.

Утверждается, что проект Olkiluoto получил выгоду от различных форм государственной поддержки и субсидий, включая ограничения ответственности, льготные ставки финансирования и субсидии экспортно-кредитных агентств, но расследование Европейской комиссии не нашло ничего противозаконного в разбирательстве.

Однако по состоянию на август 2009 года проект «отставал от графика более чем на три года и превышал бюджет как минимум на 55%, достигнув общей сметной стоимости в 5 миллиардов евро (7 миллиардов долларов) или около 3100 евро (4400 долларов США) за киловатт».

Финская группа потребителей электроэнергии ElFi OY оценила в 2007 году влияние Olkiluoto-3 чуть более 6%, или 3 евро / МВтч, на среднюю рыночную цену на электроэнергию в Nord Pool Spot . Задержка поэтому обходится страна Северной Европы более 1,3 млрд евро в год , как реактор будет заменить более дорогие методы производства и снизить цены на электроэнергию.

Россия запустила первую в мире плавучую атомную электростанцию . Судно « Академик Ломоносов» стоимостью 100 миллионов фунтов стерлингов – первая из семи станций (70 МВт эл. На судно), которые, по словам Москвы, будут доставлять жизненно важные энергоресурсы в отдаленные российские регионы. Пуск первых из кораблей двух реакторов был объявлен в декабре 2021 года.

После ядерной катастрофы на Фукусиме в 2021 году затраты на действующие в настоящее время и новые атомные электростанции, вероятно, вырастут из-за возросших требований к обращению с отработавшим топливом на площадке и повышенных проектных угроз.

Многие заявки на лицензию, поданные в Комиссию по ядерному регулированию США на предлагаемые новые реакторы, были приостановлены или отменены. По состоянию на октябрь 2021 года планы строительства около 30 новых реакторов в Соединенных Штатах были сокращены до 14.

В настоящее время в США строятся пять новых атомных станций (Watts Bar 2, Summer 2, Summer 3, Vogtle 3, Vogtle 4). ). Мэтью Уолд из New York Times сообщил, что « ядерный ренессанс выглядит незначительным и медленным».

В 2021 году четыре стареющих неконкурентоспособных реактора были окончательно закрыты в США: Сан-Онофре 2 и 3 в Калифорнии, Кристал-Ривер 3 во Флориде и Кевауни в Висконсине. Завод Vermont Yankee закрыт в 2021 году. Штат Нью-Йорк стремится закрыть АЭС Индиан-Пойнт в Бьюкенене, в 48 км от Нью-Йорка.

Дополнительная отмена пяти крупных реакторов с повышенной производительностью (остров Прери, 1 реактор, Ла-Салль, 2 реактора и Лимерик, 2 реактора), четыре из которых крупнейшей ядерной компанией США, предполагает, что ядерная промышленность сталкивается с «широким спектром эксплуатационных возможностей. и экономические проблемы ».

По состоянию на июль 2021 года экономист Марк Купер выявил некоторые атомные электростанции в США, которые сталкиваются с особенно серьезными проблемами при продолжении эксплуатации из-за политики регулирования. Это Палисейдс, Форт Калхун (в то время закрыт по экономическим причинам)

, Девять миль, Фицпатрик, Джинна, Ойстер-Крик (такой же, как и Форт Калхун), Вермонт Янки (такой же, как Форт Калхун), Миллстон, Клинтон, Индиан-Пойнт. Купер сказал, что урок для политиков и экономистов очевиден: «ядерные реакторы просто неконкурентоспособны».

Правовое регулирование инвестиций в атомную энергетику

УДК 346.32

Шпинев Ю.С.

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права

Института государства и права РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11472 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В АТОМНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ

Shpinev Iurii S.

PHD in law, Senior Researcher Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Public agreement and accession agreement: similarities and differences

LEGAL REGULATION OF INVESTMENTS IN NUCLEAR ENERGY

Читайте также:  ВЗГЛЯД / Минфин Украины признал, что бюджет на две трети зависит от международной помощи :: Новости дня

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования в атомную энергетику, выделяются особенности атомной энергетики, которые влияют на ее правовое регулирование. Автор отмечает основные проблемы развития атомной энергетики, а также стоящие перед ней задачи. В завершении делается вывод о первоочередных задачах, которые необходимо решить для улучшения инвестиционного климата в атомной энергетике.

Abstract

The article deals with the issues of legal regulation in the nuclear power industry, highlights the features of nuclear energy that affect its legal regulation. The author notes the main problems of the development of nuclear energy, as well as the challenges it faces. In conclusion, the author concludes on the priority tasks that need to be solved in order to improve the investment climate in the nuclear power industry.

Ключевые слова: Инвестиции, атомная энергетика, инвестиции в энергетику, особенности атомной энергетики, инвестиции в атомную энергетику

Key words: Investment, nuclear energy, investment in energy, features of nuclear energy, investment in nuclear energy

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнение, что атомная энергетика относится к одной из наиболее важных и перспективных отраслей топливно-энергетического комплекса. Неуклонно растет число стран, располагающих атомными электростанциями. Немаловажную роль в этом вопросе играет Россия. Так, в период с 2008 года наша страна принимала самое активное участие в строительстве таких атомных электростанций (далее -АЭС) за рубежом, как Бушерская АЭС в Иране, Тяньваньская АЭС в Китае, АЭС «Кудамкулам» в Индии. Помимо этого, на настоящий момент подписаны договоры о строительстве новых АЭС в Турции, Финляндии, Бангладеш, Венгрии и Белоруссии. Продолжается строительство новых энергоблоков в нашей стране (Белоярская АЭС, Ростовская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ленинградская АЭС [1].

Атомная энергетика относится к тем немногим технологическим областям экономики, в которых Россия занимает лидирующее положение в течение длительного периода времени. При этом необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование и развитие этой сферы топливно-энергетического комплекса важно не только с точки зрения обеспечения граждан и предприятий самым дешевым и безопасным видом энергии, но и с точки зрения сохранения лидерства России в этой высокотехнологической сфере. В настоящее время Россия является безусловным лидером в создании новейших видов ядерной энергетики с реакторами на

быстрых нейтронах и замкнутым топливным циклом.

Создание указанных систем поможет решить проблемы наиболее острые проблемы атомной энергетики:

– захоронения отходов;

– нераспространения ядерного оружия;

– воспроизводство ядерного горючего.

К основным проблемам развития рассматриваемого сектора можно отнести:

– необходимость переработки или утилизации отработанного топлива;

– обеспечение гарантий безопасности при функционировании АЭС с учетом международных норм и требований;

– недостаточные объемы отечественной сырьевой базы;

– относительно высокие затраты на строительство новых АЭС и модернизацию старых.

Учитывая продолжающееся развитие в ближайшее время, перед отраслью стоят следующие задачи:

– общее увеличение эффективности атомной энергетики;

– сохранение и повышение конкурентоспособности отечественных АЭС;

– уменьшение размера капитальных вложений при сохранении необходимого уровня безопасности;

СиЬТШЛЬ 8СШ1ЧСЕ / «Ш11ШетУМ~^(ЩУГМа[1>>#6(11Ш,2©2©

98_

– формирование единого топливно-энергетического комплекса, включающего в себя такие компоненты, как сырьевые ресурсы, производство энергии и обращение с отходами;

– разработка новых высокотехнологических комплексов на основе инновационных разработок;

– разработка грамотной инвестиционной политики, которая сможет обеспечить достаточную устойчивость и своевременное обновление существующего потенциал, а также развитие эффективной топливной базы и увеличение мощностей по переработке и утилизации радиоактивных отходов [2].

В условиях глобального экономического кризиса существенно возрастает роль государства в деятельности и развитии всего топливного-энергетического сектора, в том числе и атомной энергетики. Обеспечение необходимыми ресурсами для строительства и модернизации АЭС, а также предоставление государственных гарантий под приоритетные долгосрочные инвестиционные проекты является приоритетными направлениями.

К основным мерам государственной политики в области эффективности атомной энергетики можно отнести:

– формирование позитивной предпринимательской среды, под которой понимается, в первую очередь снижение аналоговой нагрузки путем создания необходимой правовой базы;

– повышение качества экономического климата путем разработки прозрачных и стабильных правил предпринимательской деятельности, которые могли бы гарантировать инвестору соблюдение его прав с помощью создания удовлетворяющего интересы инвестора;

– разработка и принятие нормативной базы, способствующей развитию конкуренции и защищающей права инвесторов;

– повышение качества амортизационной политики с помощь предоставления предприятиям налогового режима ускоренной амортизации при инвестировании в замену или модернизацию основных фондов.

Одним из основных принципов достижения безопасности в сфере атомной энергетики является недопущение износа основных производственных фондов, а также создание условия для привлечения инвестиций для решения этой задачи.

Стимулирование инвестиций, в данном случае, может осуществляться за счет:

– инвестиционного налогового кредита;

– налоговых каникул на время окупаемости инвестиций;

– ускоренной амортизации на время инвестиционной деятельности;

– страхования инвестиционных рисков.

С целью проведения в области атомной энергетики грамотной инновационной политики необходима разработка государственной поддержки энергетических компаний для разработке и осуществления инвестиционных проектов, которые могут обеспечить инновационное развитие отрас-

лей всего отечественного топливно-энергетического комплекса, в том числе атомной энергетики, а также проектов, реализуемых за пределами Российской Федерации.

Таким образом, вопросы развития инвестиций в области атомной энергетики в настоящее время являются одним из ключевых направлений в топливно-энергетической сфере.

Необходимо отметить, что дальнейшее экономическое развитие отрасли, как впрочем и экономическое развитие всего государство будет наиболее благоприятным при снижении доли инвестиций в топливно-энергетический комплекс в общем объеме инвестиций в экономику страны при увеличении абсолютного количества инвестиций в атомную энергетику с целью развития и совершенствования этого сектора, а также увеличения масштабов его деятельности.

В последнее время вопросы инвестиций в атомную энергетику в той или иной мере были предметом рассмотрения таких авторов, как А. И. Черкасенко [3], В. В. Романова [4], Е. К. Землячева [5], М. С. Лизикова [6], Ю. В. Черняховская и Д. Л. Корольков [7] и других.

В большинстве указанных работ авторами делается вывод о том, что правовое регулирование инвестиционных отношений в атомной энергетике обладает определенной спецификой, что, в первую очередь связано со спецификой самой отрасли и ее правового регулирования. Действительно, являясь комплексным институтом энергетического права, атомная энергетика как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными законами, носящими императивный характер, подзаконными нормативными актами и международными договорами. Это связано, в первую очередь с необходимостью обеспечения безопасности при работе с ядерным топливом, а также с вопросами о захоронении отходов и нераспространении ядерного оружия. По общему правилу ограничения гражданско-правовых принципов могут вводиться федеральными законами в публичных интересах, а конечной целью закрепления принципов является нахождение баланса интересов сторон гражданских правоотношений, частных и публичных интересов [8].

Вопросам правового регулирования атомной энергетики посвящены работы О. А. Супатаевой [9], А. И. Грищенко [10], М. С. Лизиковой [11], В. А. Богоненко [12] и других.

Основным нормативным документом, осуществляющим правовое регулирование атомной энергетики, являются Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон об атомной энергии). В этом законе отражены все основные положения и принципы регулирования правоотношений, которые возникают при использовании атомной энергии.

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

Обеспечение полной безопасности при работе с атомной энергией, в том числе защита граждан и окружающей среды от радиационной опасности;

Возможность получения всеми информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

Участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее – организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;

Возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;

Разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

Независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

Соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:

Создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

Установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц, и граждан.

Необходимо отметить, что особенности атомной энергии, в том числе характера ее производства, потребления, передачи, влияют на характер правоотношений в области атомной энергетики.

Перечислим основные особенности атомной энергетики:

– атомная энергетика представляет собой комплексный институт права, который регулирует правоотношения, возникающие в процессе научных исследований, разведки и добычи ископаемых, работы объектов, обеспечивающих топливный цикл и

АЭС, а также переработку и хранение ядерных отходов;

– двойственность атомной энергетики, заключающаяся в том, что она представляет собой совокупность материальных (здания и сооружения, энергоблоки) и нематериальных (знания) элементов, формирующих в совокупности область атомной энергетики;

– создание атомной энергии, в том числе и создание самих АЭС, а также сам процесс работы объектов исследуемой области во многом зависит от развития науки и экономики;

– атомная энергия используется не только как источник энергии, но и во многих других отраслях народного хозяйства: медицине, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.;

– атомная энергетика представляет собой область двойного назначения (гражданскую и военную);

– процесс выработки атомной энергии, как, впрочем, и весь процесс эксплуатации объектов отрасли связан с повышенной опасностью;

– правоотношения в атомной энергетике регулируются не только, и даже не столько нормами гражданского законодательства, но и нормами административного права, представляющими собой специальные законы, а также многочисленными подзаконными актами и международными договорами;

– функционирование объектов атомной энергетики не ограничивается, как правило, границами одного государства, а может влиять как на сопредельные государства, так и на общий характер международных отношений.

Читайте также:  Отзывы E3 Investment — 93 отзыва о компании — Услуги (Россия, Москва, Пресненская Набережная, 12)

Учитывая описанные выше особенности атомной энергетики, можно констатировать, что инвестиционная деятельность в ней, как в прочем и во всем топливно-энергетическом комплекс, характеризуется определенными противоречиями:

– между диспозитивными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими рыночную составляющую правоотношений в отрасли и императивными нормами специальных законов, регулирующих все остальные сферы деятельности;

– между острой необходимостью обеспечить максимальное привлечение инвестиций и вынужденным ограничением на участие в атомной энергетике иностранных инвесторов;

– между объявлением о максимальном обеспечении гарантий инвесторам и отсутствием реальной защиты их интересов и капиталов;

– между стремлением инвестора получить максимальную прибыль с одной стороны и желанием государства максимально ограничить вывоз капиталов за границу.

Тем не менее несмотря на существующие особенности и ограничения, в отрасли продолжают развиваться и внедряться различные финансовые и инвестиционные механизмы, среди которых в первую очередь необходимо отметить:

– осуществление крупных инвестиционных проектов в атомной энергетике;

– интеграция предприятий отрасли в современную экономику посредством государственно-частного партнерства;

100 CULTURAL SCIENCE / «Ш11ШетУМ~^(ЩУГМа[1>>#6(11Ш,2©2(

– привлечение крупных финансов из внебюд-

жетных источников;

– использование опыта частного бизнеса при осуществлении крупных проектов в атомной энергетике;

– развитие и совершенствование нормативно-правовой базы с целью улучшения инвестиционной привлекательности с учетом особенностей отрасли.

По мнению многих специалистов атомной отрасли, в России нет острой необходимости в ее приватизации, в то время как проблема нехватки инвестиций ощущается все больше.

С целью увеличения инвестиций необходимо:

– переоценить основные фондов с целью максимального увеличения амортизационных отчислений;

– сохранение, как минимум на современном уровне средств резерва на развитие;

– продвижение механизма длительного кредитования инвестиционных проектов.

Поскольку атомная энергетика относится к топливно-энергетическому комплексу, то действия и решения Правительства Российской Федерации, касающиеся всего комплекса, в полной мере затрагивают и атомную отрасль.

Улучшение инвестиционного климата в России, в том числе и топливно-энергетическом комплексе, является одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации. В последнее время много было сделано для развития новых институтов в целях поддержки инвестиционных проектов. Так, постепенно упрощаются административные процедуры, например, такие, как получение различных разрешений при оформлении земельных участков или разрешений на строительство. Постепенно осуществляются мероприятия по улучшению налогового стимулирования, по упрощению таможенного законодательства, по смягчению уголовного законодательства применительно к предпринимательской деятельности, а также развитию корпоративного законодательства. Между тем, проблемы в отраслях топливно-энергетического комплекса еще не сняты. Существует большое количество различных проблем, по причине которых инвесторы не торопятся вкладывать свой капитал в отрасль. Это и крайне высокие трансакционные издержки, и трудности привлечения долгосрочных кредитов на хороших условиях.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целях улучшения инвестиционного климата в топливно-экономическом комплексе в целом, и в атомной отрасли в частности, необходимо в первую очередь:

– формирование долгосрочных правил в области ценообразования и тарифного регулирования;

– предоставление льготного налогообложения;

– ограничение на компании отрасли нагрузка на компании ТЭК по созданию необходимой инфраструктуры, в том числе с привлечением бюджетного финансирования;

– упрощение допуска иностранных инвесторов;

В завершении необходимо отметить большое влияние внешних факторов на инвестиционные отношения в атомной отрасли. Так, уменьшение темпов экономического роста ведущих мировых стран, большая степень неопределенности касательно рыночной конъюнктуры, а также спроса на внешних рынках могут существенно уменьшить размер долгосрочных инвестиций в атомную энергетику.

Список литературы

1. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 05.03.2020).

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р) URL: http://gov.garant.ru/SES SION/PILOT/main.htm (дата обращения 05.03.2020).

3. Черкасенко А. И. Проблемы инвестиций и инноваций в атомной энергетике России // Проблемы современной экономики. 2006. № 3-4 (1920). С. 324-327.

4. Романова В. В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Юрист,

2021. С. 83-85.

5. Землясева Е. К. Государственно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации: дис. … кан. юр. наук. М., 2008. 202 с.

6. Лизикова М. С. Принципы всеобъемлющего контроля как основа политики ядерного экспорта США // Административное и муниципальное право. 2008. № 12 (12). С. 85-89.

7. Черняховская Ю. В., Корольков Д.Л. Государственно-частное партнерство в атомной энергетике: опыт США. // Вестник Финансового университета. 2021. Т. 21. № 1 (97). С. 91-105.

8. Шапсугова М.Д. Трансформация классических принципов гражданского права в современном российском праве // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 4. С. 68.

9. Супатаева О. А. Основные этапы становления и перспективы дальнейшего развития атомного права России // Правовой энергетический форум.

2021. № 4. С. 41-48.

10. Грищенко А. И. Систематизация атомного законодательства России: современные проблемы и практические подходы // Вестник МГИМО Университета. 2021. № 1 (22). С. 196-203.

11. Лизикова М. С. Ядерная безопасность в системе общей глобальной безопасности // В сборнике: Управление безопасностью и рисками Статьи в рамках программы были написаны сотрудниками Центра эколого-правовых исследований Института государства и права РАН под руководством Брин-чука М. М. Институт государства и права РАН. Москва. 2004. С. 100-109.

12. Богоненко В. А. Правовая природа правоотношений в сфере атомной энергетики и теоретико-правовые основания их классификации // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2007. № 10. С. 181-184.

Сравнение с другими источниками питания

Атомная энергия, уголь, газ, затраты.png

Как правило, строительство атомной электростанции значительно дороже, чем строительство эквивалентной станции, работающей на угле или газе. Если природного газа много, а эксплуатационные расходы обычных электростанций будут дешевле, то они будут меньше.

Большинство форм производства электроэнергии создают некоторую форму отрицательных внешних эффектов – затрат, возлагаемых на третьи стороны, которые напрямую не оплачиваются производителем, – например, загрязнение, которое отрицательно сказывается на здоровье тех, кто находится рядом и с подветренной стороны электростанции, а затраты на генерацию часто отсутствуют отражают эти внешние затраты.

Сравнение «реальной» стоимости различных источников энергии затруднено рядом неопределенностей:

  • Стоимость изменения климата из-за выбросов парниковых газов оценить сложно. Могут быть введены налоги на углерод или улавливание и хранение углерода могут стать обязательными.
  • Стоимость экологического ущерба, причиненного любым источником энергии в результате землепользования (будь то горнодобывающее топливо или производство электроэнергии), загрязнение воздуха и воды, образование твердых отходов, производственный ущерб (например, от добычи и обработки руд или редкоземельных элементов) , так далее.
  • Стоимость и политическая осуществимость утилизации отходов переработанного отработавшего ядерного топлива до сих пор полностью не решены. В Соединенных Штатах окончательная стоимость захоронения отработавшего ядерного топлива берется на себя правительством США после того, как производители уплатят фиксированную надбавку.
  • Требования к оперативным резервам различны для разных методов генерации. Когда ядерные блоки неожиданно выключаются, они, как правило, делают это независимо, поэтому «резерв горячего вращения» должен быть не меньше размера самого большого блока. С другой стороны, некоторые возобновляемые источники энергии (например, солнечная / ветровая энергия) являются источниками прерывистой энергии с неконтролируемым изменением мощности, поэтому для сети потребуется сочетание реагирования на спрос , дополнительной инфраструктуры передачи на большие расстояния и крупномасштабного накопления энергии. . (Некоторые твердые возобновляемые источники энергии, такие как гидроэлектроэнергия, имеют резервуар для хранения и могут использоваться в качестве надежного резервного источника энергии для других источников энергии.)
  • Возможная нестабильность со стороны государства в течение срока службы станции. Современные ядерные реакторы рассчитаны на минимальный срок эксплуатации 60 лет (с возможностью увеличения до 100 лет) по сравнению с 40 годами (с возможностью увеличения до 60 лет), на которые были рассчитаны более старые реакторы.
  • Фактический срок службы станции (на сегодняшний день ни одна атомная станция не была остановлена ​​исключительно из-за истечения ее лицензированного срока службы. По состоянию на декабрь 2021 года КЯР предоставил более 87 реакторов в Соединенных Штатах продленные лицензии на эксплуатацию до 60 лет, а затем продление лицензии может продлить этот срок до 80 лет. Современные ядерные реакторы также спроектированы так, чтобы служить дольше, чем старые реакторы, как указано выше, что позволяет еще больше увеличить срок службы станций.)
  • Из-за доминирующей роли первоначальных затрат на строительство и многолетнего времени строительства, процентная ставка на необходимый капитал (а также график, в который завод будет завершен) имеет большое влияние на общую стоимость строительства новой атомной электростанции. растение.

В отчете Лазарда о примерной приведенной стоимости энергии по источникам (10-е издание) несубсидированные цены оцениваются в 97–136 долларов США / МВтч для ядерной энергетики, 50–60 долларов США / МВтч для солнечных фотоэлектрических систем, 32–62 доллара США / МВтч для берегового ветра и 82–155 долларов США / МВтч для морского ветра.

Однако наиболее важные субсидии атомной отрасли не связаны с денежными выплатами. Скорее, они перекладывают затраты на строительство и операционные риски с инвесторов на налогоплательщиков и налогоплательщиков, обременяя их множеством рисков, включая перерасход средств, невыполнение обязательств по авариям и обращение с ядерными отходами.

В 2021 году Бенджамин К. Совакул сказал: «Когда рассматривается полный ядерный топливный цикл – не только реакторы, но и урановые рудники и заводы, установки по обогащению, хранилища отработавшего топлива и площадки снятия с эксплуатации – ядерная энергетика оказывается одной из самых дорогостоящих. источники энергии”.

В 2021 году Институт Брукингса опубликовал «Чистые выгоды от низкоуглеродных и безуглеродных технологий производства электроэнергии», в которых после проведения анализа затрат на энергию и выбросы говорится, что «чистые выгоды от новых атомных, гидроэлектростанций и станций комбинированного цикла на природном газе намного превышают чистую. преимущества новых ветряных или солнечных электростанций », причем наиболее рентабельной технологией с низким уровнем выбросов углерода считается ядерная энергия.

Более того, Пол Йоскоу из Массачусетского технологического института утверждает, что показатель « Нормированная стоимость электроэнергии » (LCOE) – плохое средство для сравнения источников электроэнергии, поскольку он скрывает дополнительные расходы, такие как необходимость частого использования резервных электростанций, понесенных из-за использование прерывистых источников энергии, таких как энергия ветра, в то время как стоимость источников энергии базовой нагрузки занижена .

Целенаправленный ответ Амори Ловинс в 2021 году на эти заявления, в частности на «базовую нагрузку» или «резервное копирование», был противопоставлен статистике из операционных сетей.

Оцените статью