Используемые в Республике Беларусь методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия: нормативно-правовое регулирование, достоинства и недостатки — Инвестиционная деятельность предприятий и источники её финансирования (РБ)

Способы финансирования инвестиционных проектов в республике беларусь

В настоящее время в мировой экономике используется достаточно широкий и многофункциональный спектр инструментов финансирования инвестиций, применяемый как в масштабах национальных экономик, так и в рамках отдельных инвестиционных проектов. Использование тех или иных методов и форм финансирования инвестиций, их комбинирование и структурное соотношение между ними различаются в зависимости от того, в каких условиях реализуется проект. Обусловлено это и рядом особенностей, присущих не только стране, в которой намечается реализация инвестиционного проекта, уровню ее социально-экономического развития, финансовому рейтингу страны-заемщика, но и конкретному объекту потенциального инвестирования, его специфике и направленности. Основные возможности финансирования инвестиционных проектов выделяются в рамках корпоративного, проектного и государственного (бюджетного и долгового) финансирования. Применение корпоративного финансирования возможно только при условии наличия и ,соответственно, функционирования развитого фондового рынка, посредством активного использования всех его механизмов и инструментов, в первую очередь, акций, облигаций и других корпоративных ценных бумаг, используемых для развития бизнеса. На нынешнем этапе рыночных преобразований в белорусской экономике формирование фондового рынка находится в начальной стадии, что во многом обусловлено еще не завершившимися в стране процессами разгосударствления и приватизации и, как следствие, отсутствием возможности свободного обращения корпоративных ценных бумаг. Кроме того, по правилам международного финансового сообщества финансовый рейтинг объекта инвестирования не может быть выше финансового рейтинга страны реализации инвестиционного проекта[18, c. 36].Так как финансовый рейтинг Республики Беларусь в настоящее время невысокий, то и любой инвестиционный проект, независимо от его потенциала, не будет при прочих равных условиях более привлекательным для внешнего инвестора, чем аналогичный (либо даже менее эффективный) проект, реализуемый в стране с более высоким кредитным рейтингом. Следовательно, практические возможности применения схем корпоративного финансирования инвестиций на современном этапе развития экономики Беларуси являются ограниченными. Проектное финансирование, которое основано на гарантировании возврата заемного капитала будущими финансовыми потоками, генерируемыми непосредственно самим инвестиционным проектом, не может применяться, в отличие от корпоративного. Реализация схем проектного финансирования активно осуществляется в государствах с развитой устойчивой экономикой, а в развивающихся странах такие схемы чаще всего используются для финансирования инвестиционных проектов в сырьевых отраслях экономики. Необходимыми предпосылками к их применению должны быть не только наличие развитого валютного рынка, рынка первичных и вторичных ценных бумаг, но и стабильность экономико-правовой среды. Республика Беларусь относится к категории стран «с зарождающимся рынком», в которых формирование стабильно функционирующей экономики и соответствующей нормативной правовой базы еще не завершено. В период создания в республике действенных рыночных механизмов и организации стабильных условий осуществления субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности важное значение имеет государственная поддержка инвестиционной деятельности, как в форме прямого бюджетного финансирования, так и с применением иных ее видов (налоговые и таможенные льготы, гарантии Правительства Республики Беларусь и т.д.) и их комбинаций. Ввиду вышеизложенного инвестиционного климата Республики Беларусь, рассмотрим условия и проблемы каждого из методов финансирования инвестиционных проектов в нашем государстве, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Условия и проблемы источников финансирования в Республике Беларусь.

Используемые в Республике Беларусь методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия: нормативно-правовое регулирование, достоинства и недостатки - Инвестиционная деятельность предприятий и источники её финансирования (РБ)

Примечание — Источник: Авторская разработка

Рассмотрим условия и проблемы каждого способа финансирования в Республике Беларусь более подробно. Если говорить о внутреннем финансировании в нашем государстве, то традиционно в Беларуси финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему, какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на будущее. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со ограничениями спроса, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в сложном положении оказался Минский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины, в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции МАЗа становится проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.[19, c. 89] Также хотелось бы отметить, что растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.

Читайте также:  Рынки финансовых инвестиций – основные риски и поиск альтернативных секторов для вложений - londonrus.co.uk

Далее следует акционирование. Акционирование как метод финансирования инвестиций обычно используется для реализации крупномасштабных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Акционерное финансирование представляет собой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Оборот ценных бумаг на финансовом рынке существенно расширяет возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и домашних хозяйств для инвестирования производственных и социальных мероприятий. Формы финансирования:

* дополнительные эмиссии ценных бумаг под конкретный инвестиционный проект;

* эмиссия долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций;

* формирование специализированных инвестиционных компаний и фондов, в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг и инвестированием полученных средств в инвестиционные проекты.

Для Республики Беларусь наиболее характерно формирование инвестиционных фондов. Развитие акционерного метода инвестирования зависит от политики разгосударствления и приватизации объектов государственной формы собственности, создания правовых условий для функционирования рынка ценных бумаг, функционирования рыночной инфраструктуры. Несмотря на очевидные преимущества этого источника инвестиций, занимать деньги на открытом рынке путем размещения дополнительных эмиссий акций или корпоративных облигаций в Беларуси могут позволить себе лишь единицы крупных компаний. В этих условиях наиболее реальным источником финансирования является кредитование[20, c. 158].

Теперь рассмотрим венчурное финансирование. В Беларуси развитие законодательства о венчурном финансировании началось три года назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как показала практика, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому последлительных изменений в мае 2020 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252, где Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), который финансирует инновационные проекты на возвратной основе, наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2020 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд — это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну.

Научные исследования экономического потенциала развития венчурной индустрии в Беларуси показали, что существует ряд проблем в данной области: зарегулированность, тяжелое налоговое бремя для вновь созданных предприятий, ограничения в инвестировании рисковых проектов для субъектов рынка и потенциальных инвесторов, неотлаженная судебная система, проблемы с защитой прав на интеллектуальную собственность, неразвитая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инвестиционные, пенсионные и страховые фонды)[15, c. 96].

И все же в Беларусь уже обратился ряд иностранных инвесторов с предложениями профинансировать венчурные проекты. Среди них два инвестиционных фонда из Силиконовой долины, инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, России. В августе 2020 г. прошли переговоры с Эксимбанком Китая о возможностях венчурного финансирования.

Читайте также:  Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику (на материалах Ставропольского края) – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Для иностранных венчурных инвесторов привлекательными являются следующие факторы в экономике Беларуси.

1. Наличие законодательства, позволяющего регистрировать венчурные организации и фонды.

2. Льготы по налогу на прибыль при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что в перспективе повышает вероятность введения данной нормы для всех субъектов венчурной индустрии. Кроме того, сегодня действует ряд льгот в целом для иностранных инвесторов.

3. Стабильность экономики и отсутствие коррупции (в особенности по сравнению с нашими ближайшими соседями, Россией и Украиной).

4. Страна переориентирована на инновационный путь развития, и этот переход практически завершен. Что особенно важно, имеется стратегический законодательный документ с утвержденной программой действия для правительства.

5. Уровень науки и технологий в Беларуси имеет достаточный потенциал, чтобы заинтересовать венчурных инвесторов, в том числе иностранных

Тем не менее, есть и негативные факторы для развития венчурного бизнеса в стране.

1. Незащищенность права инвесторов в хозяйственных судах, что сдерживает приход иностранных венчурных инвесторов в нашу страну.

2. Отсутствие опыта реализации венчурных проектов национальными компаниями.

3. Незначительная степень поддержки государством до недавнего времени малого предпринимательства, в том числе инновационного (мало создано бизнес-инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства, все еще сложно получить площади, кредиты таким инновационным предприятиям).

4. Очень скудная информация за рубежом о потенциале белорусских научно-технических разработок.

Остальные же вопросы, связанные непосредственно с деятельностью венчурных структур, такие как репатриация прибыли, налоговая база, защита прав на интеллектуальную собственность, страхование рисков венчурного проекта, выход из венчурного проекта, вполне решаемы в рамках действующих мер по либерализации экономики. В целом, как показывает мировой опыт, без целенаправленной государственной поддержки запустить венчурные механизмы очень сложно. Решением данных проблем может стать разработка Концепции венчурного развития страны и принятие соответствующих мер для ее реализации[12, c. 50].

Если говорить о кредитовании, то долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться. Министерство предпринимательства и инвестиций пытается облегчить субъектам малого предпринимательства доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков. В первую очередь речь идет о кредитах под инвестиционные проекты по организации новых и расширению действующих производств, выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, созданию новых рабочих мест. С этой целью в июле 1998 года Совет министров принял постановление об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Министерство предпринимательства получило разрешение за счет средств госбюджета частично компенсировать расходы предпринимателей по выплате процентов за пользование банковскими кредитами. Сейчас величина частичной компенсации составляет не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Чтобы получить финансовую поддержку, предприниматель должен направить в Министерство предпринимательства заявку- ходатайство об оказании финансовой поддержки, копию свидетельства о регистрации предприятия, копию кредитного договора, бизнес-план инвестиционного проекта, баланс предприятия на последнюю отчетную дату. Экспертный совет по малому предпринимательству, который создан при министерстве предпринимательства, вынесет окончательное решение, получит ли предприниматель льготу. Прежде всего принимается во внимание социальная направленность проекта (вкупе с экономическими расчетами). Приоритетом пользуются экспортоориентированные, импортозамещающие и энергосберегающие инвестиционные проекты. Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом осуществляется на договорной основе. Банковские кредиты по льготным ставкам в первом полугодии 2020 года получили 19 субъектов малого предпринимательства. Столь малая доля банковских кредитов в Беларуси объясняется просто. В нынешней ситуации из-за высокого риска (инфляция, дефицит оборотных средств, отсутствие залоговых возможностей и т. д.) банки слишком осторожно относятся к кредитованию малого бизнеса. По последним данным, лишь 53% всех банковских кредитов выданы под инвестиционные проекты[17, c. 107].

В нынешних условиях одним из путей увеличения инвестиций в основной капитал может быть лизинг. С одной стороны, он является одной из форм эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства, которые работают в приоритетных направлениях, а с другой — инструментом обеспечения гарантий для инвестора. Действительно, кредиты, выданные инвесторами под лизинговые сделки, являются для банков менее рисковыми, поскольку они обеспечены залогом высоколиквидного лизингового имущества, поручительством, гарантиями третьих лиц и страхованием рисков. При этом также необходимо учесть, что банки, хорошо зная финансовую организацию, специализирующуюся на лизинговых сделках, предоставляют ей кредит на более выгодных условиях в сравнении с отдельными мелкими заемщиками. Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами обеспечивает целевое использование инвестиций, которые направляются в производственную сферу.

Читайте также:  Что такое иностранные инвестиции в экономике России - понятие, структура и развитие

Переходя к методу бюджетного финансирования, необходимо отметить, что резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

— выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

— поддержание научно производственного потенциала;

— выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможность приостановить его падение собственными силами[15, c. 68].

Обращаясь к проектному финансированию, целесообразно выделить, что в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2020 г. проектное финансирование выделено отдельным разделом. Для реализации данной схемы инвестиций требуется осуществление ряда организационных мероприятий:

а) необходимо усилить экономические стимулы и роль банков в ПФ,

б) основой интеграции финансов, инвестиций и инноваций должны стать информационные технологии.

в) необходима подготовка кадров, способных грамотно применять методы ПФ.

Проектное финансирование- это финансирование, при котором обеспечением возврата капиталовложений и получения дохода является денежный поток от проекта. Механизм проектного финансирования существенно отличается от традиционного кредитования банками инвестиционных проектов. Главное отличие состоит в способности обеспечения финансовых ресурсов. Основным, а нередко и единственным источником обеспечения долговых обязательств перед банком и другими организациями служит сам проект. Проектное финансирование используется главным образом при кредитовании крупномасштабных проектов и требует привлечения больших финансовых ресурсов, поэтому участвуют не только банки, но и небанковские кредитно-финансовые организации, инициаторы проекта, поставщики оборудования, государственные органы, возможно получение ресурсов международных финансово-кредитных организаций. Проектное финансирование характеризуется повышенным риском для кредиторов, поэтому кредитный банк вникает в вопросы финансирования проекта, проверяет поток наличности, выявляет и анализирует проектные риски, распределяет их между основными участниками проекта, разрабатывает схемы проектного финансирования, организует финансирование проекта, сопровождает инвестиционный проект, вплоть до погашения задолженности, банк может участвовать в управлении предприятием[11, c. 89].

Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства. Соотношение между зарубежным капиталом и частным национальным капиталом, вкладываемый в инвестиционные процессы, только на первый взгляд кажется простым. Опыт других стран свидетельствует, что нельзя создать привлекательные условия для зарубежного капитала, не создав для своего, национального. Необходимо ясно представлять, что внешние инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств должно стать привлекательным для национального капитала в первую очередь, а затем для иностранного. В этой связи важно как можно скорее разобраться с факторами, которые способствуют созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса.

В числе путей решения этого вопроса можно назвать следующие:

— децентрализация инвестиционного процесса;

— повышение роли амортизационных отчислений;

— расширение практики страхования инвестиций;

— переход к размещению государственных средств на конкурсной основе под эффективные инвестиционные проекты;

— создание благоприятных условий для привлечения зарубежного капитала.

Таким образом, для Республики Беларусь наиболее распространенными способами финансирования являются самофинансирование (характерно для мелких и средних предприятий), а также кредитное финансирование. Акционирование могут позволить себе лишь единицы крупных компаний. Бюджетное финансирование все чаще заменяется кредитным финансированием, что связано с резким увеличением дефицита госбюджета. Венчурное финансирование в Республике Беларусь находится на этапе зарождения, однако страна обладает рядом факторов, привлекательных для иностранных инвесторов. Это говорит о том, что в скором времени доля венчурного финансирования в общем объеме финансирования увеличится. Многие отечественные компании используют лизинг как способ финансирования проекта. Одним из главных преимуществ данного способа является снижение риска для банка-кредитора. Также банк предоставляет более выгодные условия финансирования для финансовых организаций, которые специализируются на лизинговых сделках.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.