- 5 языков и 2 млн строк кода
- Lamoda – специализированная торговая площадка↑
- Lamoda в миниатюре
- Внутренний мир доставки
- Все свое: зачем lamoda собственная доставка?" |
- Загрузка товаров и требования к ним
- Как оформить партнерство?↑
- Комиссия lamoda для поставщиков и выплаты
- Кто может стать поставщиком lamoda
- Особый отдел
- Плюсы онлайн-продаж на торговой площадке↑
- По улицам курьеры, курьеры
- Работа и сотрудничество
- Склад lamoda
- Сложная процедура одобрения
- Собственная логистика и большая география продаж
- Страховка от ошибок
- Эффективные маркетинговые инструменты
- Заключение
5 языков и 2 млн строк кода
BPA — это множество систем, которые интегрированы друг с другом и другими системами Lamoda. Для их разработки мы используем PHP, Java, Kotlin, есть немного Go и Typescript – на нашем техрадаре 5 языков. Все системы мы пишем под задачи нашего бизнеса.
Основной язык — PHP, еще несколько крупных сервисов написаны на Java и Kotlin. Почему PHP? Во-первых, на нем реализована система процессинга заказов — монолит, который мы распиливаем на микросервисы уже много лет, а во-вторых, мы классно умеем работать с PHP: быстро пишем на нем, хорошо обслуживаем, обжили его кучей библиотек.
Этот подход позволяет нам запускать новые сервисы со всей инфраструктурной обвязкой: со всеми логами и мониторингами, буквально за несколько дней. Мы можем использовать и Go, и Kotlin, как на складе. Мы не используем дублирующиеся технологии, а все остальное не запрещено, лишь бы работало.
В бизнес-процессах важна логика и продуманность каждого шага. Чтобы не получилось так, что ваш заказ поехал со склада во Владивосток, а там в системе внезапно выскочила неожиданная табличка, и его вам не выдали.
Мы должны покрывать каждый шаг тестами, поскольку критически важна стабильность и корректность исполнения логики работы системы. Тем более, что нашими бизнес-процессами пользуются еще и наши партнеры. Поэтому приоритет компании — стабильность, несмотря на то, что для бизнеса скорость запуска новых сервисов тоже важна.
Lamoda – специализированная торговая площадка↑
Площадку посещают около 9 000 000 пользователей ежемесячно, поэтому у производителей есть возможность сделать свой бренд известным и востребованным за короткий промежуток времени. Эта платформа сотрудничает с поставщиками, реализующими одежду, текстильные изделия, обувь, аксессуары.
Каталог товаров
Lamoda в миниатюре
У нас в отличие от сервисных команд стоит другая задача — развитие интеграционного слоя, за которым скрывается энтерпрайз большой компании. Основной продукт — B2B-платформа, которая на уровне кода внутри разбита по модулям: модуль работы со складом, модуль работы с доставкой и так далее.
Это одна большая система, которая на уровне этих маленьких модулей может управлять определенными услугами. Получается, что наша платформа – это Lamoda в миниатюре. При этом партнеры видят лишь одно API – универсальное и очень простое, за которым скрыта вся сложность Lamoda.
При этом мы должны быть максимально простыми для интеграции – наш первый принцип при разработке, дальше идут стабильность и надежность. Мы поддерживаем различные SLA, например, одно из них — это 4 часовое максимальное время недоступности системы в год.
Как и коллеги, мы много внимания уделяем задачам по отказоустойчивости, процессам релиза, качеству кода, покрытия функциональными тестами. Наша B2B платформа чуть ли не самая первая система в списке по количеству тестов, у нас более 2 000 функциональных тестов и 3 000 юнит-тестов.
Принципы построения системы B2B платформы:
· простота и универсальность интеграции
· стабильность
· надежность
· отказоустойчивость
Интеграция в действииНаши технологии:
· PHP,
· Java,
· JavaScript,
· немного GO,
· Symfony,
· Camel,
· PostgreSQL,
· AngularJS,
· Apache Kafka,
· RabbitMQ.
Перед подключением бренда мы согласуем с партнером все детали взаимоотношений: ассортимент и ожидаемое количество товаров, географию доставки, набор подключаемых услуг. Далее в игру вступает IT составляющая: с брендом обсуждаются детали интеграции и помогаем подключиться к нашему API.
90% времени мы модернизируем нашу платформу и внедряем новые бизнес-процессы. Последний из внедренных бизнес процессов — работа с Datamatrix кодами, о котором уже рассказывали в другой статье, а коллеги упоминали выше.
В нашей работе главное соблюдать баланс технологий и выбирать инструменты под решаемые задачи. Мы, честно, не гонимся за модой в индустрии. Наш стек — это PHP, Java, Javascript и немного Go.
Как уже упоминалось в статье, в компании множество систем исторически написаны на PHP. На нем удобно и быстро программировать бизнес-процессы. На нем написана основа нашей B2B-платформы – авторизация, управление ролями, все основные бизнес-процессы. В основе – гексогональная архитектура, активное использование DDD и API first дизайн.
Мы также используем и Java, в частности интеграционный фреймворк Camel. Не всегда бренды готовы использовать наше API, и для очень крупных игроков мы пишем middleware, которые занимаются конвертацией предметной области бренда в предметную область Lamoda.
Camel экономит время на разработку решений по интеграции систем, изменяет мышление людей в сторону хороших инженерных практик с использованием enterprise integration patterns (EIP). Мы планируем развивать Camel в тех местах, где удобнее использовать интеграционные паттерны, чем писать какой-то отдельный сервис.
Для обменов данными между внутренними системами активно используем Kafka. Это значительно уменьшает связность между системами, ведь нам в специфике нашей работы необходимо хранить заточенные для партнеров слепки данных со всех систем. Для всего, что должно делаться быстро и для служебных задачи мы пишем на Go.
Один наш сервис каждую минуту вычисляет на основании хранимых данных метрики. Раньше это решение было встроено в B2B-платформу и было написано на PHP, но мы переписали это на шустренький Go, так как у него выше производительность, проще поддержка, он лучше масштабируется и можно деплоиться вне релизного цикла B2B -платформы.
Я искренне радуюсь, когда я вижу на 30 сторонних сайтах крупных и известных fashion-брендов результат работы нашей платформы. Вижу, как заказ, который оформляется в наших системах с чужого сайта, обрабатывает наш оператор контакт-центра, а затем его перевозят нашей доставкой.
Внутренний мир доставки
Наши технологии:
· PHP,
· Java,
· Kotlin,
· TypeScript,
· MySQL,
· PostgreSQL,
· RabbitMQ,
· ActiveMQ,
· Apache Kafka,
· Apache Camel,
· Docker, K8S.
Большинство наших сервисов построены на РНР. Исторически сложилось, что на этом языке были написаны системы, на которых была создана Lamoda. Одна из первых версий сайта была создана на Magento, потом для доставки и обработки заказов за основу были взяты системы Rocket Internet.
Они пережили множество итераций развития и переработок, но РНР и сегодня лежит в основе почти всех сервисов, в том числе и новых. У нас уже написано около 200 тысяч строк кода, и много опытных разработчиков на PHP (направление доставки вместе с QA инженерами насчитывает 20 человек и активно расширяется) – но они не ограничиваются одной технологией, это отличные инженеры, которые выбирают подходящий инструмент под задачу.
Мы не собираемся отказываться от PHP в бэкенде, так как у нас хорошо развита культура разработки на нем: мы используем свежие версии языка и фреймворков, покрываем почти весь код тестами, проводим тщательный code review, имеем хорошо выстроенный CI и немало общих библиотек, которые ускоряют процесс разработки.
В отличие от online-shop у нас нет больших нагрузок связанных с RPS. В первую очередь нам необходима сложная и гибкая архитектура приложений, с большим количеством уровней абстракций (стараемся придерживаться DDD) для сложной и, порой запутанной, бизнес-логики.
Итого примерно 80-85% систем написаны именно на PHP, хотя мы иногда используем Java. На нем написан сервис взаимодействия с внешними службами доставки, который мы постоянно изменяем.
Фронтенд представлен связкой VueJS TypeScript. Наши админки для внутренних пользователей не требуют супер-верстки или сложного дизайна.
Также у нас есть мобильное нативное приложение для торговых представителей, которое написано на Kotlin под Android. Когда-то его разрабатывали выделенные в команду мобильные разработчики, но сейчас мы весьма успешно развиваем его своими силами.
Для сотрудников которые работают на транзитных складах, откуда заказы разъезжаются по всем складам и ПВЗ России у нас есть web-приложение. При таком подходе существует риск недоступности нашего приложения в связи с отключением интернета в конкретном пункте самовывоза или на складе, но мы минимизируем его, используя резервирование каналов связи.
Помимо этих систем, которые касаются доставки («Express» и мобильное приложение, шина для интеграции с внешними курьерскими службами) у нас есть еще два сервиса, которые наша команда поддерживает в данный момент: это сервис по печати электронных чеков и Datamatrix.
Последний предназначен для обеспечения маркировки товаров уникальными кодами в соответствии с новыми требованиями законами. Эти два проекта не имеют непосредственного отношения к доставке, но именно через наши сервисы идет обмен необходимыми для них данными.
Служба доставки печатает чеки: у каждого торгового представителя есть касса, плюс на каждом нашем ПВЗ стоят кассы. Поэтому сервис фискализации постоянно взаимодействует с нашей системой. Datamatrix затрагивает почти все системы BPA (склад, доставку, партнерские взаимодействия, учетные системы).
Все свое: зачем lamoda собственная доставка?" |

Fashion-ритейлер Lamoda претендует в этом году на Гран-при главной российской ecommerce-премии – “Большой оборот”. Директор компании по логистике Пол Роговски написал для procenty-po-vkladam.ru экспертную статью о том, зачем компании собственная служба доставки и как Lamoda ее строила.
Доверие к бренду начинается с выполнения обязательств. В интернет-ритейле это доставка точно в срок. Как подтверждает исследование PwC, для потребителей это гораздо важнее цены на товары. Мы считаем, что в идеале от клика клиента до примерки им новых джинсов или кроссовок должно пройти не более полутора часов. Покупателю неважно, что джинсы для этого должны преодолеть более 8 тысяч км по суше для доставки в Хабаровск, а кроссовки – 6,5 тыс км по воздуху до Камчатки, — он хочет как можно быстрее получить свой заказ.
В 2020 году, начиная работать в России, мы столкнулись с тем, что складская и транспортная инфраструктура существенно отставали от темпов развития интернет-торговли в стране (от европейской или американской практики отставание было и остается гораздо более заметным). Это нас неприятно удивило: в Германии для успеха в интернет-торговле достаточно уметь заинтересовать покупателя и заставить его сделать заказ, все остальное хорошо делают компании-партнеры. В России же центры формирования заказов могли работать разве что с каталожными продавцами, на рынке логистики было мало достойных игроков общероссийского уровня, интеграция с ними занимала до полугода, и такая система была недостаточно гибкой. Добавьте сюда непрозрачную систему ценообразования, и вы поймете, что заставляло онлайн-бизнес развивать собственные логистические системы.
Выстраивать свою систему доставки практически одновременно с нами стали Ozon, Wildberries и другие ритейлеры, для которых это превращалось даже не в конкурентное преимущество, а в must have, учитывая планы по региональной экспансии онлайн-продавцов и стремление предложить сервис по доставке день в день. Полный контроль и клиентоориентированный подход позволяли генерировать более высокий уровень продаж и минимизировать число потерь и возвратов, особенно присущих модели “с примеркой”.
Инвестиции в создание собственной вертикально-интегрированной логистической сети, включая fulfillment, транспортировку, услугу последней мили (LM Express) и экспресс-доставки, оценивались в миллионы долларов.
Самым затратным стало строительство складской инфраструктуры – оно обошлось в 50 млн евро. В 2020 году, когда мы запускали собственный дистрибуционный центр в Быково, даже в таком большом городе с потребительски активным населением, как Москва, не хватало складов. Нам же был нужен большой центр, который работал бы 364 дня в году и уже тогда имел мощности для обработки 250 тысяч товаров в день. Его пришлось построить самим, как и IT-систему.
Это позволило довести точность исполнения заказа до 99% и сократить время на его обработку в среднем до 2,5 часа. Но и этого сегодня мало. Чтобы соответствовать растущим потребностям покупателей, мы планируем инвестировать около 100 млн евро в новый складской комплекс площадью 100 тыс. кв. метров. Кроме того, мы построили или приобрели более 60 транзитных складов в России, Казахстане, Украине, Белоруссии.
Еще один мощный инструмент контроля над цепочкой поставок – собственный автопарк. Сегодня ритейлеры-лидеры как офлайн-рынка (“Тандер”, X5, “Дикси”), так и онлайн-торговли совокупно владеют более 12 тысячами автомобилей. У Lamoda – более 500 брендированных автомобилей. Преимущества корпоративного автопарка не исчерпываются только тем, что транспортные средства имеют одинаковую вместительность, достаточную для работы, и проходят техническое обслуживание централизованно, обеспечивая бесперебойную и стабильную доставку. Яркие машины работают на продвижение услуг и продуктов компании – сообщают всем встречным о возможности доставки день в день или примерки перед покупкой, а также промоакциях.
Кроме того, собственный автопарк – это инструмент коммуникации HR-бренда, который работает на привлечение новых кадров в компанию, и элемент облика достойного работодателя: для торговых представителей наличие корпоративного автомобиля становится хорошим бонусом.
Важно заметить, что Lamoda отказалась от практики найма курьеров. Гораздо проще научить продавца водить машину, чем курьера – продавать. Сегодня у нас в штате 1700 торговых представителей, которые могут проконсультировать клиентов, помочь с выбором, с оплатой, рассказать о спецпредложениях. Их заработок на 80% зависит от качества работы – от числа успешных сделок, и это отлично мотивирует быть быстрыми, обходительными, точными. Изменилась не только материальная мотивация: когда человек, доставляющий товар, знает, что он не простой курьер, а лицо компании, он чувствует и ведет себя по-другому.
Сейчас более половины всех перевозокLamoda делает с помощью собственной службы доставки LM Express. Ее мы разворачиваем во всех населенных пунктах, где число клиентов превышает определенный порог. Услугами партнерских компаний мы пользуемся в городах, где число клиентов Lamoda пока невелико, – и тогда, когда нам надо предложить клиенту все возможные форматы доставки на выбор. Фактически мы постоянно проводим своеобразный онлайн-тендер на услуги доставки на основе реальной эффективности. Для выявления лучшего перевозчика алгоритмы Lamoda регулярно взвешивают более 100 показателей, от потерь до важнейшего маркера – скорости доставки. На данный момент мы видим, что собственная служба доставки работает лучше на всей территории присутствия LM Express.
Один из наиболее популярных в России форматов доставки – самовывоз. Клиенту нравится, что он может сэкономить, а также прийти за своим заказом в любое удобное ему время и избежать общения с курьером. Оказывается, это важно для 58% покупателей интернет-магазинов.
Популярность такого формата привела к тому, что через пункты выдачи заказа теперь получают даже бытовую технику. Наши коллеги из Ozon анонсировали инвестиции в размере 1 млрд рублей на создание собственной сети постаматов. Мы интегрировали в свою систему доставки свыше 10 000 постаматов по России, Казахстану, Украине и Белоруссии. Однако важно не просто пассивно отдавать этот канал на откуп партнерам. Надо постоянно контролировать его работу, иначе клиент, недовольный доставкой, автоматически переносит весь негатив на Lamoda. Он не может и не должен вникать в детали того, по чьей вине произошел сбой.
Во многом, поэтому крупные онлайн-ритейлеры продолжают наращивать собственные сети ПВЗ. Такой вариант доставки позволяет привлечь новых клиентов, которым трудно выкроить время для ожидания торгового представителя, но зато они готовы забежать в пункт выдачи в обеденный перерыв или после рабочего дня. Эффективность этого канала подтверждается иностранными ритейлерами: следуя за своим покупателем, Amazon планирует размещать ПВЗ не только в супермаркетах, но прямо в многоквартирных домах, а британская сеть Tesco экспериментирует с размещением ПВЗ на станциях метро.
Для Lamoda увеличение сети ПВЗ – одна из инвестиционных целей последних двух лет.
В конце 2020 года мы выкупили сеть Pick-up.ru, нашего многолетнего партнера. И сегодня у нас 110 пунктов ПВЗ формата “с примерочной”, где клиент в удобное ему время может сразу примерить все вещи и забрать только то, что подошло. Мы планируем довести их число до 200 к концу года.
Инвестиции в собственную логистическую сеть, как это ни странно, особенно актуальны в кризис, когда потребитель, а с ним и бизнес, вынуждены считать каждую копейку: вложения быстро себя оправдывают, потому что работают на увеличение продаж и частоты покупок. Но если сосредоточиться только на финансах, то вряд ли придешь к желаемому результату. Мы можем легко сократить расходы на логистику на 20%, снизив скорость, качество, упростив форматы доставки. В итоге сэкономим 1 евро и потеряем 10 из-за отказа клиента сотрудничать с нами в дальнейшем. Вся система должна быть структурирована с оглядкой на удовлетворенность клиентов. Для того, чтобы быть успешным в российском масштабе, надо мыслить, в первую очередь, как ритейлер, и только потом – как специалист по логистике.
Загрузка товаров и требования к ним
Загружать товарные единицы можно через интерфейс площадки и excel-файл. Первый способ подойдет для небольшого ассортимента. Интерфейс простой и понятный.
При загрузке необходимо добавить:
- размер;
- уникальный артикул (SKU);
- цену, можно со скидкой или без;
- изображение, которое нужно назвать в соответствии с SKU товара порядковый номер.
Как оформить партнерство?↑
Маркетплейс не требует от партнеров выполнения множества требований. Чтобы начать работу на торговой площадке, нужно произвести следующие действия:
- заполнить заявку;
- указать контактные данные (ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, правовую форму, название компании и наименование бренда);
- перечислить категории, в которых планируется размещение товаров;
- выбрать менеджера;
- подготовить документы на товар;
- дать ссылку на площадку, где реализуется продукция (каталог товаров, социальные сети, собственный сайт);
- отметить среднюю стоимость единицы товара и количество единиц для размещения (их должно быть не меньше 50);
- указать место нахождения склада.
Заявка рассматривается сотрудниками торговой площадки. Если все пункты соблюдены, вы получаете статус партнера и начинаете работать на одной из крупнейших торговых площадок России и СНГ. Если у вас возникают трудности с заключением договора или загрузкой продукции на маркетплейс, специалисты компании СеллерМАРКЕТ подробно проконсультируют вас по всем вопросам и помогут их решить.
Хотите узнать, как продвигать именно ваш товар? Какие комиссии будет запрашивать маркетплейс и какую выбрать оптимальную стоимость для выхода на маркетплейс?Обращайтесь к нам: 7 (495) 177-8-495 (Москва), 7 (843) 280-00-07 (Казань).
Комиссия lamoda для поставщиков и выплаты
Тарифы у Ламода самые высокие – 35-70%. В отличие от маркетплейса Ozon, LM открыто не объявляет размеры комиссии.
Средний размер вознаграждения – 40%. Окончательный тариф поставщик узнает на этапе подписания договора.
В комиссию входят:
- хранение;
- упаковка;
- приемка;
- отгрузка;
- доставка товара до клиента.
Выплаты поставщикам осуществляются каждую неделю.
Кто может стать поставщиком lamoda
Ламода позиционирует себя как Fashion-площадка. Она собирает бренды, которые продают:
- одежду и обувь, в том числе спортивную;
- аксессуары;
- косметику.
На эти категории идет основной упор. Маркетплейс также реализует игрушки и товары для уюта в доме, но пока в небольших масштабах.
Продавать на Lamoda могут как правообладатели торговой марки, так и ее представители. Минимальные требования для размещения:
- Зарегистрированный товарный знак и юр. лицо.
- Разрешение на использование товарного знака (для представителей).
- Наличие сертификатов соответствия EAC.
- Более 30 артикулов для размещения.
- Глубина ассортимента – не менее 3 единиц на популярные размеры.
- Наличие оформленных в соответствии с законом РФ этикеток.
- Возможность использовать Диадок.
Во время регистрации партнер, помимо основных данных, должен указать:
- ссылку на сайт;
- среднюю цену товара;
- количество ассортимента (но не менее 30 единиц).
Сотрудники LM будут изучать сайт и ассортимент, и если он покажется броским, безвкусным и некачественным, заявку отклонят. Маркетплейс одобряет в среднем 1 из 10 заявок.
Особый отдел
BPA (Business Process Automation) в Lamoda – это централизованная сеть, которая объединяет службу доставки, огромный склад и систему управления заказами, с разработкой и интеграцией с партнерами. Специалисты подразделения проектируют, пишут все сервисы по взаимодействию этих систем и предоставлению похожих услуг партнерам.
Отдел фокусируется на трех направлениях: доставка, склад и коммерческая функция (взаимодействие с B2B и marketplace).
Плюсы онлайн-продаж на торговой площадке↑
Сотрудничество с известным онлайн-магазином дает партнерам множество преимуществ:
- Популяризация бренда. Торговая площадка показывает вашу продукцию в рекламных постах, блогах и социальных сетях. Если товар нравится покупателям, он быстро становится популярным и узнаваемым.
- Совместный анализ работы и разработка акций и специальных предложений для стимулирования роста продаж.
- Отгрузка заказов покупателям напрямую.
- Оплата только тех заказов, которые прошли подтверждение.
Производители могут не только загружать свою продукцию на сайт, но и пользоваться уникальным для торговой площадки пакетом услуг. Воспользовавшись базовым предложением, партнеры получают доступ сервису полного цикла. Это уникальная услуга, которая предполагает общение с заказчиками на всех этапах работы. Дополнительно предоставляется сервис логистики.
Базовый пакет включает следующие услуги:
- упаковка и хранение товаров (пользоваться складскими помещениями можно не только для реализации продукции через маркетплейс, но и для продаж через другие каналы);
- оперативная доставка заказов в крупные города РФ (есть своя служба доставки – LM Express);
- доставка в любую точку России через партнерские сервисы логистики;
- создание фотографий и видеоматериалов в своей фотостудии;
- совершение трансграничных операций для поставки зарубежных брендов на маркетплейс из разных стран;
- онлайн-продажи в России и на территории стран СНГ;
- персональный аккаунт-менеджер (специалист организации постоянно находится на связи с партнером и помогает при возникновении трудностей с подключением или управлением продажами);
- персональная страница на сайте (поставщики имеют собственную страницу, на которой можно разместить информацию о компании и весь перечень продукции);
- участие в акциях маркетплейса и разработка собственных предложений для покупателей совместно с менеджером компании;
- минимальные требования для подключения (продавцу достаточно отправить заявку на электронную почту, заключить договор, чтобы получить доступ к размещению продукции по API или интерфейс сайта).
По улицам курьеры, курьеры
Помимо собственной доставки, Lamoda сотрудничает со сторонними курьерскими службами, например, «Почтой России», «Пони-экспресс», DPD и другими. Это происходит когда в городе, регионе или стране (например, в Украине) наша доставка возможна только через партнеров. Мы обеспечиваем обмен информацией через взаимодействие с их IT-системами.
Подключение каждой новой курьерки – это увлекательное приключение, так как API у всех очень разные и не всегда адаптированы для интеграции. Это происходит потому, что часть курьерских служб – исторически оффлайн компании. Они занимались доставкой еще во времена бумажного документооборота, а написать хорошее API — непростая задача.
Мы используем специальную систему на базе ESB фреймворка Apache Camel для реализация интеграции с новым партнёром. Использование Camel позволяет легко выполнять самые разные преобразования данных и взаимодействие по разным протоколам обмена. Обычно настройка интеграции с новой курьерской службой занимает от двух недель до месяца.
Доставка – одна из услуг, которую наряду со складом мы продаем нашим партнерам. При заказе товара в интернет-магазине популярного бренда одежды, который с виду не имеет никакого отношения к Lamoda, покупку доставит торговый представитель в форме LM-экспресс. Этими проектами мы занимаемся совместно с командой коммерческой функции.
Для реализации проектов нашего бизнеса я и наши техлиды из 2-х команд (в третью сейчас идет найм разработчиков и тестировщиков) определяем, как лучше уложить все изменения в нашу текущую архитектуру.
Мы работаем на основе бэклогов из списка проектов. Каждый проект бизнес оценивает с точки зрения финансового и маркетингового эффекта. Мы оцениваем трудозатраты и продумываем технический подход: можно ли сделать новую фичу быстро и эффективно или, наоборот, это будет так дорого и сложно, что перекроет весь бизнес-эффект.
На основе этих оценок мы корректируем бэклог и делаем проекты из верха списка. Около 30% времени разработки у нас заложено на технический бэклог, поэтому выискивать время на рефакторинг и улучшение систем с технической точки зрения не приходится, все идет по плану.
Работа и сотрудничество
Склад lamoda
Склад находится в Подмосковье, в поселке Быково. Поставщик может сам привезти поставку или оформить забор товара курьером Lamoda. В первом варианте партнер должен указать, в каком временном интервале приедет машина. Это позволит избежать простоя в очереди и оперативно оформить поставку.
В 2020 году маркетплейс планирует открыть еще один склад на 100 тысяч кв. м.
Сложная процедура одобрения
Попасть на площадку непросто. Поставщик должен предоставить кучу бумаг, а также «понравиться» менеджерам своим ассортиментом. Многие пробиваются туда полгода-год, пока не добьются результата или не переключатся на другие площадки.
Зато такая политика исключает попадание компаний-однодневок, которые торгуют продукцией без документов (следовательно, более дешевыми) и сильно демпингуют.
Собственная логистика и большая география продаж
У компании есть своя служба доставки LM Express, которая оперативно доставляет заказы в 150 городов России – на следующий день после оформления. Также площадка привозит товары в небольшие регионы и другие республики (Беларусь, Казахстан). Для маленького бренда это труднореализуемая и очень дорогая задача.
Кроме того, LM Express может забирать продукцию со склада поставщика за фиксированную стоимость. Партнеру не нужно искать курьеров и платить им за простой в случае очереди.
Страховка от ошибок
Меня зовут Денис Плиско – я руководитель направления разработки для службы доставки в BPA.
Мы создали, развиваем и поддерживаем IT-систему LM Express. Она служит для автоматизации работы транзитных складов, торговых представителей и пунктов выдачи заказов. Наша система знает все о прибытии и отправке поставок, занимается их обработкой, осуществляет продажу и выдачу уже оплаченных заказов, прием возвратов и множество других сопутствующих бизнес-процессов.
Также в ней мы фиксируем и анализируем физические действия наших торговых представителей и работников складов – отслеживаем все, что происходит на «последней миле» перед передачей товара покупателю. Большая часть технических процессов, которые есть в информационном виде в системе Express, отражают физические действия сотрудника службы доставки.
Как это выглядит? Например, работник принимает поставку, достает из нее паллету – короб, где лежат пакеты с товарами, достает пакеты, сортирует их по полкам: каждое действие, которое он делает, сопровождается операцией у нас в системе. И вот тут могут возникнуть ошибки: никогда нельзя быть уверенным, что даже если сотрудник доставки все «накликал» правильно, то так оно и есть.
Как следствие, одна из самых больших частей логики наших процессов – это предупреждение и исправление ошибок: иногда это можно сделать автоматически, иногда через самого человека, иногда через службу поддержки или пользователей, у которых есть более расширенные права. Если бы не эти особенности, то наши системы были бы в 5 раз меньше.
Принципы построения систем доставки:
· стабильность и доступность систем
· консистентность данных
· независимость от внешних систем и сервисов
Задача — обеспечить максимально стабильную работу систем, так как от этого напрямую зависит получат ли люди свои покупки вовремя или нет. При реализации любой функциональности мы стараемся быть независимыми от внешних сервисов и систем, для этого многие взаимодействия дублируются.
Допустим, приехала поставка, а по ней нет данных о заказе, тогда мы запросим эту информацию сами, чтобы не останавливать работу. Также важно делать многие операции идемпотентными, чтобы сохранить необходимую консистентность данных, особенно в обменах с другими сервисами.
Более того, все необходимые данные мы стремимся получать, как можно раньше, чтобы не получилось, что человек пришел за товаром, и не может его получить из-за сбоя системы. Мы стремимся сделать внутренние части системы предельно надежными, чтобы взаимодействие с ними пользователя зависело лишь от наших собственных сервисов.
Эффективные маркетинговые инструменты
Согласно рейтингу Data Insight, средний чек на Ламоде на конец 2020 г. составил более 3000 руб., а у Wildberries он вдвое ниже.
Что это значит? На Вайлдберриз покупатели ищут недорогие товары, в то время как на Lamoda клиенты готовы оставить крупную сумму.
Сайт анализирует поведение покупателей и старается предложить то, что с большой вероятностью понравится посетителю. Клиентов удерживают всплывающими окнами со скидками, «догоняют» через рассылку (2-3 письма в день!) мотивируя на покупку.
За счет агрессивного маркетинга и более низкой конкуренции поставщики получают неплохие объемы продаж.
Заключение
Таким образом, маркетплейс Lamoda – это неплохая площадка для поставщиков одежды, обуви и аксессуаров с высокой наценкой. Малоизвестным брендам она поможет стать узнаваемой, а для крупных компаний станет еще одной точкой касания с клиентом.
Чтобы стать поставщиком Lamoda, придется приложить усилия: подготовить документы, повозиться с фотографиями, проявить терпение в ожидании модерации. Но если вы «белая компания» с качественной продукцией, эти сложности окупятся хорошей прибылью в перспективе.
Рекомендуем также: