Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Территория развития (133676) – Индустриальные парки — инициатива бизнеса и регионов, поддержанная государством

«ни одна из заявок на создание новых оэз не была отозвана»

Заместитель министра экономического развития Сергей Галкин в интервью «Ъ-Review» рассказал о результатах работы особых экономических зон за последние 15 лет, влиянии пандемии на инвесторов и планах по открытию новых площадок.

— Режим ОЭЗ в России имеет уже довольно долгую историю, но этот механизм не всегда признавался эффективным. Каковы реальные показатели деятельности зон на сегодняшний день?

— ОЭЗ — это один из первых преференциальных режимов для работы бизнеса в России, в июле ему исполнилось 15 лет. Сейчас в России уже функционирует десять различных видов преференциальных режимов, регулируемых отдельными федеральными законами. Большинство из них являются узкими инструментами развития отдельных территорий, например Арктики и Дальнего Востока, или отдельных регионов страны, для которых эти префрежимы создавались, например Свободная экономическая зона в Крыму и Севастополе. Часть префрежимов являются узкоотраслевыми инструментами, например инновационный центр «Сколково» и ИНТЦ.

При этом ОЭЗ являются единственным универсальным инструментом, позволяющим большинству регионов России создавать точки роста с особыми льготными условиями для инвесторов по широкому кругу отраслей.

В настоящее время в России функционируют 33 особые экономические зоны. За 15 лет работы ОЭЗ привлекли 818 резидентов с заявленным объемом инвестиций 1091,4 млрд руб., из которых уже осуществлено 445,3 млрд руб., создано более 40 тыс. новых рабочих мест. Объем выручки резидентов составил более 967 млрд руб., резидентами уплачено 52,8 млрд руб. налогов во все бюджеты, 56 млрд руб. таможенных платежей и 26,35 млрд руб. страховых взносов.

В среднем за 2022–2022 годы налоговые поступления от функционирования ОЭЗ росли на 148%, таможенные поступления — на 135%. Аналогичные темпы роста и по уплате страховых взносов. За 2022 год резидентами ОЭЗ уплачено свыше 18,9 млрд руб. налогов в бюджеты всех уровней — это в два раза выше результатов предыдущего года. Таможенные отчисления составили более 13,7 млрд руб. в 2022 году, рост на 57%. Страховые взносы резидентов увеличились за прошлый год на 55% и составили 8,2 млрд руб.

— Пандемия и кризис негативно сказались на деловой активности, особенно это касается новых инвестпроектов. Как вы оцениваете последствия пандемии для действующих ОЭЗ и запуска новых?

— Ограничения, связанные с распространением COVID-19, в большей степени оказали влияние на тех резидентов ОЭЗ, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших отраслях — это туризм, некоторые виды промышленности, технологии, портовая деятельность. В первую очередь это связано с ограничениями по пересечению государственных границ и передвижению внутри страны. Но объективно о последствиях пандемии можно будет судить только по результатам оценки функционирования ОЭЗ за 2020 год — такую плановую оценку мы проводим ежегодно в июле.

При этом регионы во время пандемии обращались в Минэкономразвития с просьбами о переносе прогнозных показателей по ОЭЗ в связи увеличением сроков строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры. В связи с этим было принято решение об общем пересмотре сроков, все плановые значения из-за пандемии смещены на год вперед, для резидентов также отменены плановые проверки.

Что касается новых проектов, мы наблюдаем растущую заинтересованность со стороны как регионов, так и инвесторов в механизме ОЭЗ, и 2020 год не стал исключением.

Все проектные инициативы, проработка которых началась до пандемии, реализуются в плановом режиме, ни одна из заявок на создание новых ОЭЗ не была отозвана.

Сейчас мы прорабатываем с регионами четыре новые заявки, на основании шести заявок уже подготовлены проекты постановлений правительства о создании ОЭЗ, они проходят регламентные процедуры согласования. В прошлом году правительством были одобрены четыре заявки от регионов на создание ОЭЗ — Московской и Орловской областей, Чечни и Северной Осетии, с начала этого года одобрены три заявки — от Башкирии, Нижегородской и Саратовской областей.

— С начала года были созданы три площадки с заявленным объемом инвестиций более 35 млрд руб. Ждете ли вы снижения итоговых показателей по привлечению новых инвестиций в текущем году по сравнению с прошлым?

— Объективная картина будет видна по результатам оценки эффективности функционирования ОЭЗ по итогам этого года. По информации, которую нам предоставляют регионы, значительного оттока резидентов с площадок или заморозки проектов сейчас не происходит. Поскольку, как уже было сказано, в связи с текущей ситуацией принято решение перенести плановые показатели на год, то с этой точки зрения пандемия замедлит достижение ожидаемых результатов.

Основные эффекты проектов формируются, как правило, по завершению инвестиционной фазы, поэтому сама по себе динамика ежегодных инвестиций как показатель не в полной мере отражает эффективность функционирования ОЭЗ, важно также учитывать качество инвестиций через другие показатели, такие как рабочие места и налоговые отчисления резидентов.

Именно поэтому мы предлагаем изменения в методику оценки, чтобы учитывать также зрелость самой площадки: для ранних этапов необходимо оценивать темпы реализации заявленных планов и соблюдение соглашений в части графиков реализации заявленных инвестиционных параметров, для более зрелых площадок акцент в оценке смещается к операционной стадии работы проектов на достижение социально-экономических эффектов.

— Насколько создание ОЭЗ способствует увеличению несырьевого экспорта? Ранее инвесторы говорили о трудностях в применении режима свободной таможенной зоны из-за повышенного контроля со стороны ФТС и требования предоставления доступа к внутренней отчетности.

— Режим свободной таможенной зоны (СТЗ) является одной из доступных для резидентов ОЭЗ преференций. В целом за период функционирования ОЭЗ доля выручки резидентов, полученной в результате несырьевого экспорта, составляет около 19,3 млрд руб.— 2% от общего объема накопленной выручки.

Содержание режима и условия помещения товаров под процедуру определены соответствующим международным соглашением. Как правило, данная процедура востребована крупными инвесторами, имеющими опыт работы с таможенными органами, готовыми к соблюдению широкого перечня формальных требований, обусловленных в том числе необходимостью обеспечения безопасности.

Для совершенствования процедуры Минфином России совместно с ФТС России и Минэкономразвития России подготовлены изменения в таможенное законодательство и законодательство об ОЭЗ, предусматривающие цифровизацию и автоматизацию процессов, связанных с учетом товаров и бухгалтерским учетом, а также частичный переход на электронный документооборот. В этих инициативах учтены также предложения резидентов ОЭЗ, активно применяющих процедуру СТЗ. Предложенные изменения позволят ускорить и упростить перемещение товаров через таможенную границу и в целом сделают процедуру более удобной для инвесторов. Сейчас предложения находятся на рассмотрении в правительстве, надеемся, что в скором времени они будут поддержаны.

— Как планируется развивать механизм ОЭЗ? Какие дополнительные инструменты можно задействовать, чтобы поддержать привлечение новых инвесторов в ОЭЗ?

— Минэкономразвития России подготовлен законопроект о совершенствовании механизма ОЭЗ, предусматривающий ряд нововведений для поддержки инвесторов и снижения административной нагрузки на них.

Проект изменений предусматривает расширение разрешенных видов деятельности в ОЭЗ, а также уход от разделения ОЭЗ по типам — это позволит реализовывать разноотраслевые инвестиционные проекты в границах одной площадки. При этом будет упрощена процедура получения статуса резидента, сократятся количество документов и сроки рассмотрения заявки, часть процессов для потенциальных резидентов будет упрощена и переведена в электронный вид.

Ключевое предлагаемое изменение — выравнивание льготных условий в ОЭЗ с другими преференциальными режимами по отдельным налогам и платежам. В первую очередь Минэкономразвития предлагает обнулить на пять лет федеральную часть налога на прибыль, а также снизить тарифы страховых взносов до 14% на десять лет для резидентов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, портовой деятельности и складской логистики, и до 7,6% для резидентов в сферах технологий и туризма, а также работающих на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Читайте также:  Государственная помощь семьям в начале 1980-х 1991 гг – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Также прорабатываем возможность введения минимального объема инвестиций для создания новых площадок, чтобы повысить их эффективность и окупаемость инфраструктуры. С этой же целью регионам при создании площадок выгодно стимулировать вовлечение уже имеющейся инженерной инфраструктуры и существующих коммунальных сетей, удешевляя таким образом стоимость создания площадок и вовлекая в деловой оборот свободные мощности. Надеемся, что подготовленные нами инициативы будут поддержаны — их реализация будет важным шагом для стимулирования инвестиционной деятельности в России.

Кроме того, режим ОЭЗ не ограничивает возможности привлечения и комбинирования действующих мер государственной поддержки бизнеса. Помимо налоговых, таможенных, а также иных льгот и преференций в ОЭЗ резидентам также доступно большинство других мер, включая меры поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), отраслевые меры поддержки промышленности, технологий и экспорта.

В целом до 70% резидентов ОЭЗ — это малый и средний бизнес, особенно это характерно для ОЭЗ туристическо-рекреационного типа, где их доля достигает 90%, портовых и технико-внедренческих ОЭЗ: там около 80% субъектов МСП среди резидентов. Крупный бизнес сосредоточен в основном в ОЭЗ промышленно-производственного типа — доля малого бизнеса там составляет менее 35%. Кроме того, для всех субъектов МСП снижены тарифы страховых взносов до 15% с 1 апреля 2020 года, а для всех ИТ-компаний и производителей электронной продукции — до 7,6% с 1 января 2021 года. В связи с этим меры поддержки МСП и соответствующая инфраструктура, созданная в регионах, вместе с преференциями, которые дает режим ОЭЗ, позволяют инвесторам значительно снижать издержки. Производственные или технологические компании также вправе воспользоваться широким перечнем отраслевых мер поддержки по линии Минпромторга России.

— Регионам было передано больше полномочий в том, что касается функционирования ОЭЗ. Как это отразилось на их эффективности?

— Широкая география расположения ОЭЗ в стране, предполагающая значительные расстояния между площадками и разницу в часовых поясах, долгое время являлась фактором, сдерживавшим оперативность и качество принятия управленческих решений из центра. Расширение полномочий регионов позволило нивелировать большую часть таких проблем, система управления ОЭЗ во многом оптимизировалась, работа с резидентами стала динамичнее, что позволило уделять больше внимания конкретным проектам и проблемам на местах.

Передача регионам отдельных полномочий по управлению ОЭЗ благодаря сокращению участников администрирования повысила оперативность обратной связи при взаимодействии с инвесторами — об эффективности этого решения свидетельствует динамика привлечения резидентов. Кроме того, это значительно ускорило принятие решений, связанных с управлением и развитием ОЭЗ. При этом значительно выросла роль региональных команд в достижении показателей эффективности работы ОЭЗ. Динамичная и слаженная работа управляющих компаний с регионами должна положительно сказаться на развитии площадок.

— Насколько активно идет процесс создания новой инфраструктуры, за которую теперь также отвечают регионы?

— С 2022 года на территории ОЭЗ введено в эксплуатацию 522 объекта инфраструктуры, из них почти 80% — в 2022–2022 годах. Регионы достаточно успешно справляются с задачами развития инфраструктуры площадок, с 2022 года ежегодно вводилось не менее 100 объектов.

Понимая значимость инфраструктурного развития площадок для привлечения инвесторов, министерством на постоянной основе прорабатываются возможные варианты поддержки регионов, управляющих компаний и резидентов ОЭЗ с тем, чтобы снизить их издержки. Кроме того, с 1 июля 2020 года правительством запущена программа поддержки регионов, позволяющая компенсировать часть затрат регионального бюджета на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ за счет уплаченных резидентами федеральных налогов и таможенных платежей.

— Каким вы видите развитие механизма ОЭЗ в будущем с учетом тренда на цифровизацию? Появятся ли цифровые ОЭЗ?

— Если под цифровыми ОЭЗ понимать площадки, специализирующиеся на развитии цифровых технологий, то сейчас такие площадки уже функционируют. Например, Иннополис в Татарстане, где действует ОЭЗ технико-внедренческого типа, а также Технополис «Москва», где созданы максимально благоприятные условия для размещения российских и зарубежных высокотехнологичных компаний.

Если речь идет о переводе всех процессов в цифровой вид, то мы постепенно к этому движемся, оптимизируя документооборот и снижая административную нагрузку, что позволит перевести большую часть процедур в электронный вид. В рамках модернизации института ОЭЗ предполагается создание автоматизированной комплексной системы управления, в которой будут аккумулироваться информация и сервисы, востребованные потенциальными российскими и зарубежными инвесторами.

Например, предлагается предусмотреть автоматический подбор наиболее подходящей площадки с учетом свободных земель в ОЭЗ и их инфраструктурной обеспеченности, информации о резидентах и реализуемых ими проектах, об оценке эффективности функционирования ОЭЗ, о таможенных операциях резидентов в целях применения СТЗ.

— По оценке Минэкономразвития, сейчас нет неэффективных зон, однако в Счетной палате полагают, что таковыми являются около половины. Как можно ускорить развитие зон с более низкими показателями?

— Минэкономразвития России осуществляет оценку площадок в соответствии с утвержденными правительством Российской Федерации правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Правила были утверждены в 2022 году и дважды совершенствовались в целях повышения объективности проводимой оценки.

Для оценки эффективности ОЭЗ применяются абсолютные и относительные количественные показатели, в том числе количество привлеченных резидентов, созданных рабочих мест, объемы привлеченных инвестиций, сгенерированной выручки, уплаченных налогов, таможенных, страховых платежей, использования соответствующих льгот, бюджетных и частных вложений в создание инфраструктуры ОЭЗ, уровни использования земель и загрузки инфраструктуры, а также расчетные показатели, отражающие в том числе эффективность деятельности резидентов, органов управления ОЭЗ, рентабельность вложения бюджетных средств в создание инфраструктуры.

По результатам проведенной оценки среднее значение сводного показателя эффективности функционирования по всем ОЭЗ без учета туристических зон составляет 94,2% за 2022 год и 86,7% за период с начала функционирования ОЭЗ, что соответствует эффективному функционированию.

Количество резидентов, несмотря на расторжения соглашений с отдельными инвесторами, ежегодно растет: в 2022 году их было 656, в 2022-м — 735, в 2022-м — 760, сегодня их уже 804. В среднем темпы роста объемов привлекаемых в ОЭЗ инвестиций в период 2022–2022 годов составляли более 28%. При этом на каждый вложенный рубль из федерального бюджета в развитие инфраструктуры ОЭЗ приходится не менее 3,7 руб. частных инвестиций.

Что касается ускорения развития отдельных площадок, определенно нужно тиражировать успешные практики и давать площадкам время на развитие, так как наибольшую эффективность механизм ОЭЗ показывает в долгосрочной перспективе. При этом необходимо учитывать, что каждая ОЭЗ — уникальный проект со своими сильными и слабыми сторонами. Передача отдельных полномочий по управлению ОЭЗ на региональный уровень в целом была эффективным решением. Именно в 2022 году была пройдена веха, начиная с которой в ОЭЗ ежегодно привлекается более 100 резидентов со средним приростом значения данного показателя по годам не менее чем на 13,4%.

— Всего в России сейчас действуют 33 ОЭЗ, инвесторами вложено 445 млрд руб., создано 40,9 тыс. рабочих мест. Но «Алабуга», Технополис «Москва», «Санкт-Петербург» и «Липецк» обеспечили 58% созданных рабочих мест и 62% реализованных инвестиций. Помимо привязки к крупным экономическим центрам какие еще параметры обеспечили успешность именно этих зон?

— Упомянутые площадки функционируют с 2005 года, это первопроходцы режима ОЭЗ. Их успех является показателем долгосрочной эффективности ОЭЗ как инструмента. За период функционирования эти площадки получали всестороннюю поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе в виде вложений в инфраструктуру, что позволило им стать точками притяжения инвестиций и визитными карточками регионов. На каждый вложенный рубль в развитие инфраструктуры за счет средств федерального бюджета в «Липецке» привлечено 7,6 руб. частных инвестиций, в «Алабуге» — 7,4 руб., в «Санкт-Петербурге» — 7,2 руб., в Технополисе «Москва» — 2,2 руб.

Читайте также:  Управление проектом: этапы оценки проекта | Медиа Нетологии

Кроме того, важно учитывать экономико-географические преимущества этих площадок: они расположены в развитых в социально-экономическом отношении и бюджетно обеспеченных регионах в непосредственной близости к крупным агломерациям. Выгодная логистика, наличие развитой транспортной, научно-образовательной, социальной инфраструктуры и квалифицированных кадровых ресурсов — неотъемлемые факторы инвестиционной привлекательности территорий. При этом важную роль играют и региональные команды. За время работы региональных органов управления этими ОЭЗ сформировались опытные управленческие команды, которые смогли выстроить эффективную работу с инвесторами.

Высокие темпы развития и у многих других площадок, в том числе частных, создаваемых в последние годы. ОЭЗ «Ступино Квадрат», созданная в 2022 году на территории Московской области, за относительно короткий период достигла значительных результатов: резидентами зоны создано более 600 рабочих мест, осуществлено свыше 9,5 млрд руб. инвестиций. Темпы инвестиционной активности в ней за последние несколько лет составили более 198%. При этом площадка развивается полностью за счет частных средств, пользуясь преимуществами выгодного расположения, а также наличием льгот и преференций, предоставляемых в ОЭЗ. Такие проекты имеют большие перспективы, со своей стороны мы намерены и дальше оказывать всестороннюю поддержку бизнес-инициативам.

В целом ОЭЗ являются действенным инструментом региональной инвестиционной политики. В обновленном виде он должен продолжить служить интересам развития приоритетных территорий и отраслей, обеспечивать точки роста инвестиций.

Как бам такая концессия

Крупнейший инфраструктурный проект России — модернизация БАМа и Транссиба — предложено передать в концессию. По данным “Ъ”, с такой идеей к Владимиру Путину обратились Газпромбанк и «БТС-Мост» Руслана Байсарова. В рамках проекта предлагается построить несколько тоннелей и сооружений и достичь к 2035 году провозной способности в 260–280 млн тонн, что больше, чем ОАО РЖД закладывало в варианты третьего этапа модернизации Восточного полигона. Концессионер готов вложить 1,5 трлн руб., общая стоимость проекта неизвестна. По мнению экспертов, столь масштабную концессию вряд ли одобрят, но частный капитал будет все активнее стремиться участвовать в расширении восточных коридоров.

Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова предложили взять расширение Восточного полигона в концессию. Об этом сообщил Газпромбанк 31 мая. «Актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в АТР,— поясняет банк.— Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов». В релизе отмечается, что Газпромбанк — один из лидеров в финансировании инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, а «БТС-Мост» — крупнейшее в РФ строительное предприятие, построившее в числе прочего все десять тоннелей БАМа.

По данным “Ъ”, письмо с инициативой о концессии предправления банка Андрей Акимов и председатель совета директоров «БТС-Мост» Руслан Байсаров направили президенту РФ Владимиру Путину 29 марта. К 2035 году, «в случае реконструкции магистралей и расширения “узких” мест (с учетом строительства вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей) пропускная способность полигона возрастет до 260–280 млн тонн», сообщается в письме. Подписанты просят президента поддержать инициативу и «совместно проработать условия реализации Восточного полигона железных дорог под ключ по модели концессионного соглашения, заключаемого с привлечением концессионера, созданного консорциумом Газпромбанка» и «БТС-Мост».

Президент 6 апреля поручил Михаилу Мишустину, главе Минтранса Виталию Савельеву и главе ОАО РЖД Олегу Белозерову «рассмотреть и доложить» (“Ъ” видел документ). По данным “Ъ”, этот вопрос рассматривался 31 мая на заседании комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.

Масштаб стройки, на реализацию которой претендует консорциум, весьма велик.

По информации “Ъ”, предложение включает в себя строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур.

Смета проекта еще неизвестна. Однако ОАО РЖД давало ориентир объема инвестиций, необходимых для роста пропускной способности на 240 млн тонн,— он составлял 2,55 трлн руб. (см. “Ъ” от 21 сентября 2021 года). При этом в эту сумму не включен второй Северомуйский тоннель, стоимость которого оценивалась в 200 млрд руб.

По оценке потенциального концессионера (“Ъ” видел материалы), мультипликативный эффект от проекта — увеличение экспорта в страны АТР на 8,3 трлн руб., увеличение добычи полезных ископаемых к 2025 году на 220 млн тонн с приростом выручки добывающей отрасли на 550 млрд руб., повышение экспортного потенциала перевалки в портах Дальнего Востока на 180 млрд руб. и так далее.

В ОАО РЖД и Минтрансе от комментариев отказались. В «БТС-Мост» и секретариате господина Хуснуллина не ответили на запрос “Ъ”. По информации источника “Ъ”, знакомого с ходом заседания комиссии, на нем Руслан Байсаров отметил, что для реализации полномасштабного строительства БАМа и Транссиба понадобится свыше 230 тыс. рабочих. Также на заседании было сказано, что потенциальный концессионер изъявил готовность инвестировать в проект до 1,5 трлн руб.

Минтранс, по словам собеседника “Ъ”, подписал приказ о создании рабочей группы по этому вопросу и проработке всех вариантов в течение двух месяцев. ОАО РЖД сообщило, что не получило от Газпромбанка и «БТС-Моста» достаточно детальных расчетов, которые позволили бы дать оценку проекту, говорит он. А Марат Хуснуллин поручил Минтрансу, ОАО РЖД, Газпромбанку и «БТС-Мост» в рамках рабочей группы проработать все мероприятия, сроки и условия возврата инвестиций.

При этом на том же заседании рассматривалась и другая громкая концессионная инициатива — строительство моста на Сахалин, инициированное ООО МГР Михаила Скигина и партнеров.

Эта компания сейчас на условиях концессии строит порт Поронайск на Сахалине (см. “Ъ” от 23 мая). Потенциальный концессионер готов вложить в мост на Сахалин 300 млрд руб. при предварительной стоимости проекта в ценах 2021 года в 676 млрд руб. При этом две эти концессии идеологически противостоят друг другу: один из аргументов МГР (“Ъ” видел презентацию проекта) — в том, что строительство моста в 1,5 раза дешевле, чем модернизация восточных участков БАМа и Транссиба (Комсомольск—Ванино и Волочаевка—порты Приморья), которая обойдется в 1,03 трлн руб.

Как говорит источник “Ъ”, по итогам комиссии было предложено рассчитать грузовую базу моста на Сахалин и продолжить развитие порта Поронайск как базы для Севморпути. При этом судьба проекта будет зависеть от того, какие решения будут приняты в июле по формату третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба.

Отметим, что Владимир Путин 24 мая на совещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса призывал «отказаться от инерционного сценария при развитии транспортной инфраструктуры, когда, исходя из текущих потребностей — только из текущих, оценивается грузовая база, а затем, отталкиваясь от этих оценок, проектируются и строятся маршруты». «Инфраструктура должна ориентироваться на требования завтрашнего дня, открывать пространство возможностей для деловой инициативы,— заявил он.— И практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что такую беспрецедентную по масштабам и значимости для экономики концессию и в прежних условиях никто бы не позволил, а в текущих — тем более.

Читайте также:  Славянский район: подписано 11 инвестиционных соглашений на 1,8 млрд.руб | Славянск Сегодня

Он подчеркивает, что безопасность и развитие страны не могут зависеть от исполнения или неисполнения одной концессии. Другое дело, что даже с учетом дополнительной господдержки и повышения тарифов ОАО РЖД в 2022 году инвестиции в восточное направление сегодня недостаточны, констатирует он. «Интерес частного капитала к расширению практически безальтернативного пути российского экспорта будет возрастать, и ОАО РЖД нужно быть готовым к тому, что правительство часть этих предложений будет склонно рассмотреть»,— считает Михаил Бурмистров. По его мнению, компании нужно сформировать внятный перечень тех участков и проектов, где может быть задействован частный капитал, и проработать инструменты обеспечения возврата инвестиций.

Чемпионы экспорта

В текущем году победителями конкурса «Экспортер года» в 12 номинациях стали 13 компаний — как представители крупного бизнеса, так и малых и средних предприятий. Всего заявки на участие подали более 1,8 тыс. экспортеров, при этом выбрать лучшие компании оказалось непросто: борьба за призовые места с каждым годом становится все напряженнее, отмечают в конкурсной комиссии.

Всероссийская премия «Экспортер года» присуждается организациям и индивидуальным предпринимателям, достигшим наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Конкурс проходит в два этапа: первый — окружной — проводится в каждом федеральном округе РФ по каждой из номинаций, второй — федеральный — проводится среди победителей по итогам первого этапа. Среди ключевых критериев отбора — оценка экспортной деятельности и международного продвижения, а также уровень экспортной активности. При этом выбор номинантов происходит одновременно как посредством электронного автоматического ранжирования с использованием искусственного интеллекта, так и с привлечением конкурсной комиссии.

Всего в результате голосования среди 79 победителей окружного этапа были выбраны 13 победителей в 12 номинациях (по решению комиссии в номинации «Прорыв года» первое место разделили две компании). По словам председателя конкурсной комиссии первого вице-премьера Андрея Белоусова, в текущем году борьба за призовые места была особенно напряженной. «Все компании, прошедшие в финал, заслуживают призовых мест, и комиссии было очень непросто выбирать лучших из лучших. Даже выход в финал конкурса с таким уровнем конкуренции — это значительный успех, повод для гордости»,— отметил Андрей Белоусов. Глава РЭЦ Вероника Никишина сообщила, что всего было подано более 1,8 тыс. заявок — интерес к конкурсу ежегодно растет. Причем в нынешнем году отбор прошли те компании, которые «смогли не только выдержать бурю пандемии, но и прочно занять свое место на глобальном рынке», добавила госпожа Никишина.

В номинации «Экспортер года в сфере промышленности» в категории «Крупный бизнес» первое место заняла компания «Новомет-Пермь» — один из крупнейших международных холдингов в России, занимающихся производством нефтепогружного оборудования, в том числе систем поддержания пластового давления, второе — АО «Арнест» из Ставропольского края, это крупнейший производитель парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке в России и странах СНГ, третье место — у Улан-Удэнского авиационного завода, который занимается производством и поставкой вертолетной техники. Среди МСП победителями и призерами стали ООО «Техносонус-Центр» — один из лидеров на отечественном рынке звукоизоляционных, акустических и виброизоляционных материалов, ИП Маричев С. Н. (компания занимается разработкой и производством оборудования для электрогитар) и ЗАО «Тюменьмашзавод» — производитель сцепления для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

В номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса» победил АО «Жировой комбинат» (лидер по производству фасованных маргаринов в России, входит в пятерку крупнейших производителей майонеза в стране), призовые места заняли АО «Новосибирскхлебопродукт» (компания реализует зерновые культуры и кормовые смеси для животных) и ООО «Пасифик краб» (входит в группу компаний «Русский краб» — крупнейшую на Дальнем Востоке крабопромысловую компанию). Среди малых и средних компаний лауреатами премии стали ООО «Сигма» (крупнейший в Уральском округе и Республике Башкортостан агропромышленный комплекс по производству и продаже растительных масел), ООО «Эко-фабрика “Сибирский кедр”» (крупнейший переработчик орехов и ягод) и ООО «Рыбные мануфактуры Мурманск» (фабрика по переработке рыбы тресковых пород).

Экспортерами года в сфере услуг стали ООО «Рускон» (компания оказывает услуги мультимодальной перевозки и таможенного оформления грузов через порты Новороссийска, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока), АО «РЖД Логистика» (крупнейший на территории стран СНГ и Балтии мультимодальный транспортно-логистический оператор), а также ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер» — онкологическая служба Самарской области. Среди некрупного бизнеса первое место у ИП Погребняк М. Е. (компания предоставляет услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию станков), второе — у ООО «Генеральная Сюрвейерская компания» (это один из крупнейших таможенно-логистических операторов РФ, включенных в реестр таможенных представителей), третье — у ООО «Рубиус групп» (компания специализируется на разработке программного обеспечения, в том числе разработала программы Planyway и Qubius).

Премия в номинации «Экспортер года в сфере высоких технологий» в категории «Крупный бизнес» была присуждена АО «Елатомский приборный завод» (занимается производством медицинской диагностической и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, медицинского инструмента, ортопедических приспособлений), ПАО «КамАЗ», которое входит в топ-20 крупнейших производителей тяжелых грузовых автомобилей в мире и является самым крупным производителем большегрузных автомобилей в России и СНГ, и АО «СКТБ Катализатор» — крупнейшему в России разработчику и производителю катализаторов, сорбентов и носителей для катализаторов для нефтепереработки, нефтехимии, сероочистки и промышленной экологии. Среди МСП премию получили ООО «Лазертаг» — компания занимается производством полного цикла игрового оборудования: от литья корпусов, до изготовления электроники, сборки лазертаг-оружия и пошива повязок, жилетов с датчиками поражения, ООО «Геоскан» — ведущая российская компания в сфере производства беспилотных летательных аппаратов и оказания услуг по их применению — и ООО «Сателлит Инновация» — разработчик программного обеспечения для современных систем видеонаблюдения.

В номинации «Трейдер года» в категории «Крупный бизнес» победителем стало ООО «ПродЭкс» (компания специализируется на экспорте продукции кондитерской фабрики ESSEN, а также продукции, выпускаемой под торговой маркой «Махеевъ»), второе место — у ООО «Вайлдберриз», крупнейшего онлайн-ритейлера на территории ЕАЭС и одной из ведущих IT-компаний России, третье — у АО «Техснабэкспорт» (это старейшая российская внешнеторговая компания, один из крупнейших мировых поставщиков продукции ядерного топливного цикла). Среди некрупного бизнеса первое место у ООО «Точные поставки» (логистическая компания, обеспечивающая организацию экспортно-импортных сделок в любой точке мира), второе — у ООО «ТПК “Сладонеж”» (компания входит в холдинг кондитерской фабрики «Сладонеж», крупнейшего производителя кондитерских изделий в Сибири), третье — у ООО «НПО “Броня”» (компания занимается разработкой, производством и реализацией жидких керамических теплоизоляционных, гидроизоляционных, негорючих и огнезащитных покрытий).

В номинации «Новая география» победили АО «Арнест», ПАО «Акрон» (один из ведущих вертикально интегрированных производителей минеральных удобрений в России и мире), а также АО «Барнаульский патронный завод» (выпускает более 150 наименований спортивно-охотничьих патронов для пистолетов, нарезного и гладкоствольного оружия). Тогда как в номинации «Прорыв года» первое место было присуждено сразу двум компаниям — ООО «Сателлит Инновация» и ООО «Гудвин» (занимается производством шоколада и сахаристых кондитерских изделий), второе место — у ООО «Парабола», поставщика перемоточного и упаковочного оборудования для различных рулонных материалов, а третье — у ООО «АвтоЭкспорт» (компания занимается оптовой торговлей автомобильными деталями и грузоперевозками).

Оцените статью
Adblock
detector