Развитие инвестиционного законодательства в ссср 1987 г.
Создание основ инвестиционного законодательства в России началось, когда стало возможным привлечение инвестиций не только из социалистических, но также из капиталистических и развивающихся стран. Постановления Совета Министров СССР № 48 и № 49, определяющие правовую форму осуществления экономической деятельности
иностранными лицами на территории СССР, стали, по существу, учебником для реформаторов в части регулирования иностранных инвестиций. Это подтвердил и принятый Указ Президента СССР от 26.10.1990 г. «Об иностранных инвестициях в СССР.
Указ Президента СССР был первым нормативным актом, в котором отношения, регулировавшиеся ранее названными Постановлениями Совета Министров СССР, были названы инвестициями. При этом в Указе, помимо предприятий с участием иностранных инвестиций и полностью принадлежащих иностранным инвесторам, содержалось также упоминание о возможности приобретения иностранными лицами самостоятельно прав пользования землей и других имущественных прав, включая приобретение прав на долгосрочную аренду. Однако следует обратить внимание на то, что самостоятельное участие иностранцев в соответствующих договорах (договор концессии или договор аренды) так или иначе, увязывалось с деятельностью последних в совместном предприятии. Кроме того, Указ отсылал к законодательству Союза ССР и союзных республик, которое еще предстояло принять.
Основы законодательства об иностранных инвесгициях в СССР стали первым и последним нормативным актом на уровне закона СССР, в котором решались поставленные Указом Президента СССР задачи в области регулирования иностранных инвестиций. После распада СССР главенствующую роль стали играть законы, принятые в бывших союзных республиках. Как показала дальнейшая история раз- вития инвестиционного законодательства в РСФСР и других странах СНГ, значение основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР трудно переоценить, если рас-
сматривать их действие как унифицирующего нормативного акта. Бывшие союзные республики, включая РСФСР, восприняли базовые положения Основ законодательства об
иностранных инвестициях в СССР в принятых ими законах об иностранных инвестициях.
Вопрос 2
Прямые инвестиции. Их цель и значение.
Прямые (реальные) инвестиции – инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство какой либо продукции.
Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них – это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент – инвестиции в товарно-материальные запасы(оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.
Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние:
· внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
· внешние — это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.
Билет № 3
Вопрос 2
Понятие инвестиций.
Понятие инвестиция произошло от латинского investire – облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.
Инвестиции – сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.
С принятием в 1991 г. Закона Российской Федерации “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. А под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать любую форму вложения капитала.
Билет № 4
Вопрос 1
Экономическое содержание категории инвестиций.
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. В научной литературе эти два понятия в последние годы трактуются по-разному. В современном понимании инвестиции – это более широкий по своему значению термин, чем капитальные вложения. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем, с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе.
В Законе РК “Об инвестиций, осуществляемой в форме капитальных вложений” № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: “…инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта”. Это официальная трактовка понятия “инвестиции”.
Инвестиции принято делить на портфельные и реальные. Портфельные (финансовые) инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
Вопрос 2
Предмет и задачи курса Инвестиционное Право.
В отечественной литературе впервые концепция о становлении инвестиционного права как отрасли в российской правовой системе и международного инвестиционного права как инструмента отрасли международного экономического права была развернута А. Г. Богатыревым.
В своей книге “Инвестиционное право”, специально рассматривая инвестиционное право как отрасль права он отметил, что “переход к рыночной экономике предполагает развитие инвестиционного права как отрасли права в правовой системе нашей страны”.
Выделение инвестиционного права как новой отрасли права вызвано, по мнению ученого, следующими обстоятельствами:
Во-первых, наличием обособленной группы инвестиционных отношений, отражающих объективное условие существования и развития инвестиционного процесса или инвестиционной деятельности, как объективной экономической закономерности в обществе, то есть наличием самостоятельного предмета правового регулирования.
Во-вторых, осознанием особой общественной необходимости и значимости инвестиционных отношений в системе экономических отношений.
В-третьих, наличием нормативного материала соответствующего количества и качества.
В-четвертых, наличием особого метода правового регулирования инвестиционных отношений, выражающегося в сочетании публично-правового и частноправового регулирования.
Билет № 5
Вопрос 1
§
Принципы:
·
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
·
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
·
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
·
усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
·
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
·
значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Билет № 6
Вопрос 1
Развитие инвестиционного законодательства вРКв 96-99 гг.
Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на российском рынке, произошедшее в 1996 – 1999 гг., можно кратко оценить как развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и инвестиционные отношения. В указанный период были созданы необходимые условия для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые и портфельные инвестиции.
Основным нормативным актом, регулирующим прямые иностранные инвестиции в РК, продолжал оставаться Закон об иностранных инвестициях в РК, принятый в1991 г. Действие этого закона было дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце 1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе продукции (СРП). В связи с принятием РК «О соглашениях о разделе продукции» был отменен действовавший ранее Указ Президента, регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции.
Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе инвестиционных, отношений за период 1996 – 1999 гг. было принятие второй части Гражданского кодекса РФ в 1996 г., касающейся отдельных видов обязательств и включающей в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен договор финасовой аренды (лизинга), к ним можно отнести и ряд других договоров, регулируемых Гражданским кодексом.
К числу других договоров, регулируемых Гражданским кодексом, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности, относятся договор коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого товарищества. Особенностью этих договоров является то, что эти договоры предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.
Принятие второй части Гражданского кодекса в 1996 г. дало толчок развитию правовых основ рыночной экономики. Однако это событие мало кто увязывает с регулированием инвестиций, хотя и договорные, и корпоративные формы инвестиций регулируются прежде всего нормами Гражданского кодекса и законов, к которым адресует Гражданский кодекс, например, акционерного законодательства. Законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности отличается тем, что осуществление инвестиций и инвестиционной деятельности ставилось в зависимость от предоставления государством гарантий инвесторам, от прямого участия государства в финансировании инвестиций и инвестиционной деятельности. В этом законодательстве были заложены два вероятных направления его развития: в сторону усиления участия государства в инвестиционной деятельности и в сторону восприятия существующих международных стандартов в регулирования инвестиций – гражданско-правовых форм осуществления инвестиций.
Федеральный закон «О бюджете развития РФ» от 26.11.1998 М 181-ФЗ предусматривает формирование источника финансирования инвестиционной деятельности государства в рамках общего государственного бюджета. «Бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом» (ст.1).
Вопрос 2
§
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.
Билет № 8
Вопрос 1
Влияние международных договоров на концепцию российского инвестиционного законодательства.
Одним из принципов регулирования международной торговли в соглашениях Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной Торговой Организации (ВТО) является предоставление государством – участником ВТО на своем национальном рынке равных условий конкуренции для всех предпринимателей – участников экономической деятельности. Обязательство государств предоставлять режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим иностранным предпринимателям, предусмотренные в ст. 1 и 3 ГАТТ, служит достижению этой цели.
Соглашение ТРИМс, затрагивающее торговые аспекты инвестиционных мер, конкретизирует обязательство государства, участвующего в соглашении, в части предоставления национального режима коммерческим организациям с иностранными инвестициями. В силу действия национального режима государство, участвующее в соглашении ТРИМс, не может, например, применять такие меры в регулировании инвестиций (инвестиционные меры), как мера, предусматривающая обязанность коммерческой организации с иностранными инвестициями использовать только сырье и оборудование местного (национального) производства или местную рабочую силу. Установление в нормативном порядке такой обязанности для коммерческих организаций с иностранными инвестициями вынуждает эту организацию воздерживаться от импорта сырья, средств производства, привлекать иностранную рабочую силу при осуществлении деятельности на территории регулирующего государства. Это рассматривается как нарушение принципа национального режима.
Инвестиции, осуществляемые путем приобретения ценных бумаг на рынке государства – участника ВТО, подчинены общим правилам международной торговли, сформулированным в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС). В нем содержатся нормы, определяющие принципы регулирования рынка финансовых услуг. В соглашении содержатся требования, предъявляемые к деятельности регулирующего органа на рынке финансовых услуг, и требования к применяемой на рынке ценных бумаг процедуре лицензирования инвестиционной деятельности профессиональных участников рынка – инвестиционных компаний.
Вопрос 2
§
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-заотсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к России это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику России преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.
Курс России на рыночные реформы и либерализацию внешнеэкономических связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. В 1991 году был принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который содержал положения по широкому кругу вопросов: создание, регистрация и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями, виды их деятельности, экспортно-импортные валютные операции, налогообложение, таможенные платы, участие в приватизации и приобретении ценных бумаг и др. Параллельно с этим заключались международные договоры о содействии и защите инвестиций.
Однако после 1991 года в законодательстве России произошли серьезные изменения, потребовавшие принятия других нормативных актов.
Это создало необходимость приведения Закона об иностранных инвестициях в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации.
Существует точка зрения, что иностранные инвестиции должны регулироваться общими законами, отечественные и иностранные инвесторы должны конкурировать между собой на равных. Однако иностранные предприниматели должны знать, на каких конкретно условиях могут вкладывать свой капитал.
Именно этой цели и подчинен новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступивший в силу 14 июля 1999 года. Это закон о гарантиях прав иностранных инвесторов, и прежде всего тех, которые осуществляют прямые инвестиции в реальный сектор экономики. Одновременно концепция этого Закона базируется на стремлении государства привлечь дополнительные источники финансирования за рубежом.
Вопрос 2
§
Договор лизинга можно рассматривать как правовое средство, позволяющее стороне участвовать в расходах по эксплуатации переданного в аренду имущества, и претендовать соответственно на определенную часть прибыли, полученной в результате использования этого имущества. Другими словами, договор лизинга следует рассматривать как договорная форма инвестиций, а арендодателя (лизингодателя) считать инвестором, вкладывающим свои средства в реальное производство.
Наиболее точно понятие лизинга содержится в трактовке группы Всемирного банка: «Лизинг – это контрактные взаимоотношения между двумя сторонами, которые позволяют одной стороне, в обмен на оговоренные периодические платежи. Юридически оформленный владелец имущества больше полагается на способность пользователя этого имущества получать от его использования достаточный поток наличности, для того, чтобы осуществлять лизинговые платежи, а не кредитную историю, состав активов или капитальную базу.
Задачей Федерального закона «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ является увеличение инвестиций в средства производства на основе операций лизинга. Он регулирует как иностранные, так и отечественные инвестиции, причем, деятельность не только иностранных лиц на российском лизинговом рынке, но также и российских лизингодателей – физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на зарубежных рынках и чей личный статут определяется по законам Российской Федерации.
Билет № 10
Вопрос 1
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступил в силу 14 июля 1999 года. Это закон о гарантиях прав иностранных инвесторов, и, прежде всего тех, которые осуществляют прямые инвестиции в реальный сектор экономики. Одновременно концепция этого Закона базируется на стремлении государства привлечь дополнительные источники финансирования за рубежом.
В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, подзаконными актами и международными договорами Российской федерации.
В отношении «других федеральных законов» следует упомянуть Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В статье 5 Закона указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В основных понятиях, приведенных в статье 1, под «капитальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 года «Об иностранных инвестициях» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. Законодатель исходил из того, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность регулируется прежде всего гражданским законодательством, а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Но регулирование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не ограничивается гражданским законодательством, оно является комплексным регулированием разных отраслей права (административным, финансовым, таможенным и т.д.), в связи с чем возникает возможность для правового регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации. К тому же федеральные власти пошли по пути заключения договоров о разграничении компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, содержание которых неодинаково.
Вопрос 2
Правовое содержание понятия Инвестор.
Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать:
·
органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
·
граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
·
иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории России законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.
Билет № 11
Вопрос 1
§
Начиная с 80-х годов в основе участия СССР в международном экономическом сотрудничестве лежала практика заключения двусторонних международных соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Соглашения, заключенные СССР, а впоследствии Российской Федерацией, разрабатывались в соответствии с Типовым соглашением о взаимном поощрении и защите инвестиций, принятым Постановлением Совета Министров СССР, а затем Постановлением Правительства Российской Федерации. Типовое соглашение разрабатывается в соответствии с практикой заключения таких соглашений различными государствами и учитывает изменения, происходящие в сфере международного экономического сотрудничества.
Интенсивное включение России в современный международный интеграционный, в том числе и инвестиционный, процесс актуализирует для отечественных специалистов проблему «вхождения» международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. На разрешение этой важнейшей проблемы направлены важнейшие нововведения Конституции Российской Федерации 1993 года о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров страны с другими государствами в правовую систему России и о приоритете применения норм международных договоров РФ перед национальными законами. Этому также способствует Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 1995г., который устанавливает, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории страны непосредственно.
Но практика исполнения международных договоров и их имплементации наталкивается на многочисленные препятствия, сложности юридического, организационного, политического и иного порядка. Для решения этих задач необходимо определить место норм и источников международного права в правовой системе России, а также соотношение юридической силы норм международного права и внутреннего права, юридических условий действия норм международного права во внутригосударственной сфере, применимости субъектов внутреннего права. Особо важное практическое значение имеет последняя задача, поскольку позволяет установить, когда суды и другие органы могут применять те или иные нормы международного права при решении конкретных дел, а когда нет.
Особое значение международно-договорное регулирование имеет в сфере создания благоприятного инвестиционного климата в России. Необходимость усиления внимания к международно-правовой стороне регулирования иностранных инвестиций – это прямое следование положениям ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поскольку практический вывод из конституционной статьи заключается в том, что правовое регулирование иностранных инвестиций, содержащееся в недавно принятом Федеральном законе Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г., и в других специальных правовых актах, необходимо гармонизировать с международными договорами в этой сфере. Это, разумеется, касается и международных двусторонних соглашений, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных между Российской Федерацией и другими государствами.
Вопрос 2
Инвестиционный проект.
Инвестиционный проект в том его виде, который принят в мировой практике, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в условиях ограниченных финансовых, временных и других ресурсов.
Проектный анализ — методология, позволяющая оценивать финансовые и экономические достоинства проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учетом их макро- и микроэкономических последствий.
Инвестиционный проект неразрывно связан с таким понятием как инвестиционный риск, т.к. полнота и достоверность представленной в нем информации о предприятии в значительной степени снижает видимый инвестору риск. В общем виде под инвестиционным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий инвестиционной деятельности.
Разработка и реализация инвестиционного проекта.
Мировая практика делит жизненный цикл инвестиционного проекта на следующие стадии:
1.
Формулировка проекта.
2.
Проектный анализ.
3.
Разработка проекта.
4.
Оценка результатов.
Подготовка инвестиционного проекта должна учитывать следующие принципы:
1.
Анализ «внутренней» и «внешней» среды проекта.
2.
Анализ альтернативных технических и организационных решений.
3.
Сравнение вариантов «с проектом» и «без проекта».
4.
Комплексный (технический, финансовый, институциональный, коммерческий, экологический) анализ проекта на всех этапах жизненного цикла.
5.
Рассмотрение ценности проекта с точки зрения его участников: предприятия, инвесторов, государства.
6.
Использование различных критериев и альтернативных оценок в анализе ценности проекта
7.
Учет инфляции, фактора времени, риска и неопределенности при экономическом и финансовом анализе.
Билет № 12
Вопрос 1
Основы валютного законодательства в России.
Валютное законодательство – совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между организациями и гражданами одной страны и организациями и гражданами другой, а также порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей.
Основа – закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Вопрос 2
§
Разрешительная система регулирования инвестиций представлена двумя инструментами государственного управления: концессия и лицензия. Концессия исторически является классической формой допуска иностранных инвестиций к экономической деятельности на территории государства, допускающего инвестиции.
Под концессией следует понимать акт государства или уполномоченного государством органа, в котором предусматривается предоставление лицу субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в определенной области производства, торговле, сфере услуг в пределах ограниченной территории. Обязательной предпосылкой для применения концессии является формулировка в законе в общей форме запрещения заниматься указанной деятельностью частным лицам вообще, включая иностранных лиц.
Разрешительная система в регулировании инвестиций помимо концессии включает в себя систему предоставления лицензий. При этом в само понятие лицензия может вкладываться различное содержание – лицензия как признание профессиональной пригодности частного лица для осуществления предпринимательской деятельности и лицензия как допуск к предпринимательской деятельности в связи с запретом заниматься этой деятельностью частными предпринимателями. В последнем случае понятие лицензия, по существу, совпадает с понятием концессия. В этом значении понятие лицензия применяется в Федеральном законе «О недрах» и связанном с ним Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции»’.
Лицензия, выдаваемая профессиональному участнику рынка, на осуществление деятельности, связанной с его профессиональной подготовленностью, носит иной характер, чем лицензия, выдаваемая уполномоченным органом на добычу полезных ископаемых. Разрешительная система, связанная с лицензированием отдельных видов деятельности, имеет иные цели регулирования, чем лицензирование недропользования. Она направлена на организацию рыночных отношений и не связана с допуском частного капитала на рынок.
Конечная цель лицензирования отдельных видов деятельности – это защита прав потребителей разного рода услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка.
Билет № 13
Вопрос 1
Основные формы валютных операций.
Валютные операции:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов;
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим относятся: а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; в) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала и т. д.
Связанные с движением капитала: а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и др.
Вопрос 2
§
История инвестиционного законодательства Российской Федерации насчитывает три этапа в своем развитии. Первый этап – до экономической реформы, начавшейся в 1990 г. Содержание этого этапа, длившегося с 1980 по 1990 г., связано с созданием в национальной правовой системе необходимых условий для международного экономического сотрудничества. На этом этапе были намечены направления развития права, т.е. подготовлен переход к рыночному типу экономики. Без анализа этого периода нельзя понять, почему в России понятие «предприятие с иностранными инвестициями» синонимично о понятию «иностранная инвестиция», а под совместным предприятием понимается исключительно корпоративная форма – юридическое лицо.
На первом этапе развития инвестиционного законодательства в основе регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности лежало международное экономическое
сотрудничество между странами – членами СЭВ. Основными правовыми формами осуществления инвестиций в социалистических государствах следует считать договоры о специализации и кооперировании, активно применявшиеся в области научно-технического сотрудничества между предприятиями различных государств – членов СЭВ, а также правовую форму совместных хозяйственных организаций (СХО).
Применение распространенных на первом этапе правовых форм экономического сотрудничества между социалистическими государствами, а также между хозяйственными организациями этих государств не рассматривалось и вряд ли может рассматриваться как инвестирование капитала, поскольку речь не шла о капитале как экономической основе развивающихся отношений. Однако правовые формы организации такого сотрудничества и методы правового регулирования экономической деятельности с участием иностранных лиц и государственных органов, использовавшиеся на предначальном этапе развития инвестиционного законодательства, оказали свое влияние на формирование законодательной базы инвестиций в начальный период экономических реформ.
Значение дореформенного регулирования отношений, связанных с инвестициями, для инвестиционного законодательства периода экономических реформ, как нам кажется, огромно. Достаточно указать на существовавшее в 80-е годы разграничение совместных хозяйственных организаций на совместные хозяйственные товарищества (прообраз договорных форм инвестиций) и совместные предприятия, ставшие впоследствии основной формой осуществления инвестиций не только из социалистических, но также и из других стран.
Вопрос 2
Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Другими словами приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Билет № 16
Вопрос 2
§
Метод антимонопольного регулирования основан на признании за участниками рынка их права свободно изъявлять свою волю и устанавливать отношения с другими участниками рынка по своему усмотрению и для достижения своих целей.
Метод антимонопольного регулирования заключается в установлении запрещения и допущении исключения из общего правила о запрещении. Исключение из общего правила о запрещении, предусмотренное в антимонопольном законодательстве, можно применить, только если рассмотреть конкретное правоотношение, поведение его участников как с субъективной точки зрения, т.е. насколько действия субъекта правоотношения соответствуют требованиям закона, запрещающего конкретные действия на рынке, так и с объективной точки зрения, т.е. соответствует ли объективно сложившаяся ситуация на рынке самому смыслу установления правила о запрете, учитывая цели, для которых соответствующий закон.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.
Имени Г.В. Плеханова»
Факультет политологии и права
Кафедра государственно-правовых дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО»
Направление подготовки — 080200 «Менеджмент»
Профиль подготовки — «Управление инновационным бизнесом»
Квалификация (степень) выпускника — Магистр
Москва — 2021
Составитель: | Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», к.ю.н., профессорЗульфугарзаде Теймур Эльдарович |
Рецензенты: | Заведующий кафедрой «Военной администрации, административного и финансового права» Военного университета Минобороны России, д.ю.н. профессор Землин Александр Игоревич |
Профессор кафедры экономического права и гражданско-правовых дисциплин факультета политологии и права ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» к.ю.н., доцент Ткаченко Дмитрий Петрович |
Заведующий кафедрой Зульфугарзаде Теймур Эльдарович
Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины, а также материально-техническое обеспечение преподавания учебной дисциплины «Инвестиционное право».
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент»
Блок дисциплин — М2.ДВ3.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 9 от «03» мая 2021 г.
Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин | Зульфугарзаде Т.Э. | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
Одобрено советом (методической комиссией) факультета менеджмента
протокол № ____ от «____» __________ 20__ г.
Председатель совета факультета менеджмента | | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
Содержание
1. Организационно-методический раздел ………………………….4
2. Содержание программы дисциплины ……………………………8
3. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение дисциплины …………………………………………14
3.1. Нормативные правовые акты …………………………………..14
3.2. Рекомендуемая литература ……………………………………..15
3.3. Рекомендуемые электронные средства обучения
и контроля знаний студентов ………………………………….17
3.4. Материально-технические средства обучения ………………..17
4. Оценочные средства ……………………………………………….17
4.1. Вопросы к зачету …………………………………………………………17
4.2. Тесты для проверки итоговых знаний студентов ……………..18
5. Тематический план изучения дисциплины ………………………20
§
Деятельности в Российской Федерации
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова система инвестиционного законодательства России?
2. Что такое инвестиционные режимы и каковы их основные виды?
3. Каковы понятие и виды инвестиций и капитальных вложений?
4. Каким образом осуществляется правовая охрана инвесторов в Российской Федерации?
Задание для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте проблемные вопросы возникновения, реализации, изменения и прекращения инвестиционных правоотношений.
2. Проведите рассмотрение инвестиционного договора как форма инвестиционных правоотношений.
3. Перечислите организационно-правовые формы инвестиционной деятельности.
4. Приведите и раскройте понятия «инвестиционный процесс», «инвестиционные правоотношения», «инвестиционное товарищество».
5. Перечислите субъектов и объекты инвестиционных правоотношений.
6. Перечислите виды и укажите особенности инвестиционных правоотношений по российскому законодательству.
7. Инвестиционные (эмиссионные) ценные бумаги.
8. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках.
9. Особенности правового обеспечения инвестиций в строительстве и энергетике.
1. Укажите порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Литература: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 248 с.
Гущин В.В. Овчинников А.А. Инвестиционное право. — М.: ЭКСМО, 2009. — 623 с.
Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 313 с.
Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Юрист, 2007. — 192 с.
Фархутдинов И.З, Трапезников В.А. Инвестиционное право : учеб.-практ. пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 432 с.
Шевчук Д.А. Инвестиции: учебное пособие. — М.: ЭКСМО, 2009. — 153 с.
Тема 3. Международно-правовое обеспечение
И защита инвестиций
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются особенности международного инвестиционного права как научной дисциплины?
2. Какова сущность понятия «международное частноправовое регулирование инвестиций»?
3. Какие вам известны международные соглашения России в сфере инвестиций?
4. Что такое правовой режим деятельности иностранных инвесторов?
5. Каков порядок и практика разрешения инвестиционных споров?
Задание для самостоятельной работы:
Перечислите и кратко охарактеризуйте основные источники международного инвестиционного права.
1. Охарактеризуйте концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве.
1. Перечислите и приведите краткую характеристику основных субъектов и объектов международной инвестиционной деятельности.
2. Укажите основные направления международно-правовой защиты инвестора.
Литература: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 248 с.
Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 2021.
Гущин В.В. Овчинников А.А. Инвестиционное право. — М.: ЭКСМО, 2009. — 623 с.
Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 313 с.
Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисевв, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.
Международное частное право: Учебник // Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2009.
Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Юрист, 2007. — 192 с.
Фархутдинов И.З, Трапезников В.А. Инвестиционное право : учеб.-практ. пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 432 с.
Шевчук Д.А. Инвестиции: учебное пособие. — М.: ЭКСМО, 2009. — 153 с.
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Инвестиционное право» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, коллоквиумов, аналитических докладов, ситуационных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 50 % аудиторных занятий
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение дисциплины
3.1. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978, вып. XXXII.
1. Соглашение о Международной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ, заключено в г. Вашингтоне 20 августа 1971 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 5. С. 2 — 43.
2. Соглашение от 09.12.2021 «О торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства» // СЗ РФ. 2021. № 4. Ст. 453.
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан от 12.12.2008 «О поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах — членах Евразийского экономического сообщества» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Соглашение стран СНГ от 24.12.1993 «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» // Бюллетень международных договоров. 1995. № 4.
5. Решение № 396 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О Соглашении о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества» (Принято в г. Москве 12.12.2008) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Решение Совета глав правительств СНГ «О Плане важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2021 года» (Принято в г. Кишиневе 14.11.2008) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Парламентская газета. 2004. № 244.
11. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. ст. 16. (ч.1).
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая // Российская газета. 1994. 8 декабря.
13. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. ст. 14 (ч.1).
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ / / Российская газета. 2001. № 256.
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3824.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (Ред. 18.02.2006) // СЗ РФ. 2004. № 46 (ч. 1). ст.4494.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
6. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 19.07.2021) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Бюллетень нормативных актов. 1992. .№ 2-3.
7. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
8. Федеральный закон от 28.11.2021 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // СЗ РФ. 2021. № 49 (ч. 1). Ст. 7013.
9. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.
10. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
11. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 1940.
12. Указ Президента РФ от 17.09.1994 № 1928 (ред. от 20.01.1996, с изм. от 16.04.1996) «О частных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 22. Ст. 2462.
3.2. Рекомендуемая литература:
Базовая: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 248 с.
Основная:
1. Гущин В.В. Овчинников А.А. Инвестиционное право. — М.: ЭКСМО, 2009. — 623 с.
2. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 313 с.
3. Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Юрист, 2007. — 192 с.
4. Фархутдинов И.З, Трапезников В.А. Инвестиционное право : учеб.-практ. пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 432 с.
5. Шевчук Д.А. Инвестиции: учебное пособие. — М.: ЭКСМО, 2009. — 153 с.
Дополнительная:
1. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 2021.
1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2021 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (постатейный). М.: Деловой двор, 2021. — 120 с.
2. Бычков А.И. Инвестиционный контракт как смешанный договор // Юридический мир. 2021. № 8. С. 29 — 30.
3. Вавулин Д.А. Комментарий к Федеральному закону «Об инвестиционных фондах» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. — 472 с.
4. Веселкова Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2021. № 1. С. 64 — 68.
5. Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. 2021. № 3. С. 53 — 58.
6. Гришаев С.П. Инвестиционные товарищества. Новое в законодательстве о договоре простого товарищества // СПС КонсультантПлюс. 2021. — 29 с.
7. Договор инвестиционного товарищества — новое правовое средство ведения совместной инвестиционной деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2021.
8. Дораев М. Инвестиции под контролем // ЭЖ-Юрист. 2021. № 1 — 2. С. 2.
9. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2021. — 272 с.
10. Лисица В.Н. Виды инвестиционных правоотношений // Цивилист. 2021. № 4. С. 111 — 115.
11. Литягин Н.Н. Организационно-правовые формы инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс // Правовые вопросы строительства. 2021. № 2. С. 36 — 38.
12. Матвеев Г.А. Инвестиционные (эмиссионные) ценные бумаги // Налоги. 2021. № 29. С. 13 — 23.
13. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисевв, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.
15. Международное частное право: Учебник // Под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2009.
1. Мурадов Ю.Г. Государство и международный инвестиционный арбитраж // Административное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 28 — 37.
2. Ногина О.А. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2021. № 3. С. 113 — 123.
3. Решетина Е.Н. К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права // Финансовое право. 2021. № 6. С. 5 — 9.
4. Родин А.А. Новые гарантии российским инвесторам за рубежом: страхование инвестиций от предпринимательских и политических рисков // Право и экономика. 2021. № 2. С. 18 — 22.
5. Семко А.М. Основы правового регулирования венчурного инвестирования в России и за рубежом // Предпринимательское право. 2021. № 3. С. 7 — 10.
6. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007. — 164 с.
7. Тагашева О.В., Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2021. — 80 с.
8. Тагашева О.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2021. — 111 с.
9. Туранин В.Ю., Цыбульник Ю.В. Организационно-правовые основы формирования механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности // Российская юстиция. 2021. № 1. С. 63 — 65.
10. Тычинин С.В., Туранин В.Ю., Белецкая А.А. Договорные формы инвестирования в инновации // Современное право. 2021. № 2. С. 41 — 43.
11. Утвержден Перечень международных финансовых организаций, сделки с участием которых не требуют согласования при осуществлении иностранных инвестиций в российские стратегические общества // СПС КонсультантПлюс. 2021.
3.3. Рекомендуемые электронные средства обучения и контроля знаний студентов
Справочно-информационные системы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Референт» и др.
3.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Электронные образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии.
Аудиовизуальные средства: слайды, презентации на цифровых носителях, видеофильмы.
Компьютеры, проекторы.
Оценочные средства
Вопросы к зачету
1. Понятие, предмет, метод, принципы и функции инвестиционного права.
2. Соотношение финансового права и инвестиционного права.
3. Зарождение и развитие института инвестиционного права.
4. Источники правового регулирования инвестиционной деятельности: понятие, особенности, виды.
5. Система инвестиционного законодательства России.
6. Понятие и виды инвестиций и капитальных вложений.
7. Понятие, виды и особенности инвестиционных правоотношений по российскому законодательству.
8. Инвестиционные режимы.
9. Возникновение, реализация, изменение и прекращение инвестиционных правоотношений.
10. Инвестиционный договор как форма инвестиционных правоотношений.
11. Организационно-правовые формы инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс.
12. Субъекты и объекты инвестиционных правоотношений.
13. Инвестиционные товарищества.
14. Инвестиционные (эмиссионные) ценные бумаги. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках.
15. Особенности правового обеспечения инвестиций в строительстве и энергетике.
16. Порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
17. Правовая охрана инвесторов в Российской Федерации.
18. Международное инвестиционное право как научная дисциплина.
§
20. Международные соглашения России в сфере инвестиций.
1. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве.
2. Субъекты и объекты международной инвестиционной деятельности.
3. Международно-правовая защита инвестора как базовая составляющая регулирования финансовых рынков.
24. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов.
25. Порядок и практика разрешения инвестиционных споров.
4.2. Тесты для проверки итоговых знаний студентов
1. Инвестиционная деятельность, составляет _____________ инвестиционного права.
a) метод
b) объект
c) предмет
d) субъект
2. Основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм инвестиционного права, составляют ___________ инвестиционного права.
a) субъект
b) метод
c) объект
d) предмет
3. Все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), носят название ________________.
a) сентенции
b) преференции
c) инвестиции
d) аудиенции
4. Имущество обладает особым признаком — «______________ вложения».
a) селекцией
b) рефракцией
c) потенцией
d) инновацией
5. Государственный кредит — это система распределительных денежных отношений:
a) Центрального Банка и кредитных организаций
b) государства с юридическими лицами, резидентами
c) государства с физическими лицами, резидентами
d) государства с международными организациями
6. На какой срок Центральный Банк РФ имеет право предоставлять кредиты российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ:
a) не более 1 года
b) не более 3 лет
c) не более 5 лет
d) не более 10 лет
7. Классификация доходов бывает по:
a) социально-экономическому признаку
b) территориальному признаку
c) методу мобилизации средств
d) политическому
8. Финансовое правонарушение, это деяние:
a) виновное
b) противоправное
c) причиняющее вред финансовой системе государства
d) причиняющее вред общественной безопасности страны
9. Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному:
а) образованию денежных фондов
b) распределению финансовых ресурсов
c) использованию денежных фондов
d) финансированию и кредитованию субъектов финансовых правоотношений
10. С какого возраста физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:
а) с 12 лет
b) с 14 лет
c) с 16 лет
d) с 18 лет
5. Тематический план изучение дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Лек- ции | Семи- нарские занятия | Прак- тичес- кие заня- тия | Всего | Самостоя- тельная работа (форма, часы) | Всего трудоем- кость часы зач.ед. | В интерактивной форме часов | Формы текущего контроля |
Тема 1. | Общие положения учебной дисциплины «Инвестиционное право» | – | Доклады | Обсуждение докладов | |||||
Тема 2. | Основы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации | | | – | | Доклады | | | Обсуждение докладов, диспут |
Тема 3. | Международно-правовое обеспечение и защита инвестиций | – | Доклады | Обсуждение докладов | |||||
Зачет (3 семестр) | – | – | – | – | – | – | – | – | |
ИТОГО: | – | (3 зач.ед.) | (15,12%) | – |
Приложения
Протокол междисциплинарного согласования
рабочей программы учебной дисциплины
с другими дисциплинами учебного плана
Рабочая программа дисциплины «Инвестиционное право» согласована
с дисциплиной «Право»
Наименование дисциплин учебного плана | Кафедра | Предложения об изменениях в содержании материала, пропорциях, порядке изложения и т.д. | Принятое решение кафедрой, разработавшей программу (протокол №, дата) |
Инвестиционное право | Государственно-правовых дисциплин | – | Утвердить программу дисциплины «Инвестиционное право» (Протокол № 9 от «03» мая 2021 г.) |
Право | – |
Члены экспертной (методической) комиссии:
Багреева Е.Г. | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Скутельник О.А. | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Зульфугарзаде Т.Э. | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Щербаков В.А. | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Заведующий кафедрой | Зульфугарзаде Т.Э. | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
§
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
государственно-правовых дисциплин
От «03» мая 2021 г.
(Протокол №9)
Слушали: Об утверждении рабочей программы учебной дисциплины «Инвестиционное право» направление подготовки 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Управление инновационным бизнесом», квалификация (степень) выпускника магистр.
Постановили: Утвердить рабочую программу учебной дисциплины «Инвестиционное право» направление подготовки 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Управление инновационным бизнесом», квалификация (степень) выпускника магистр.
| Ульяновск -1° вечером: -1°завтра: -2° Давление 751 mmHg Влажность 92% Ветер 3 м/c Ю небольшие осадки подробный прогноз СЕЙЧАС НА САЙТЕ: Онлайн всего: 20 Гостей: 20 Admin’s: 0 TRANSLATE THIS SITE |
Зав. кафедрой | Т.Э. Зульфугарзаде |