Государственная помощь семьям в начале 1980-х 1991 гг – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Государственная помощь семьям в начале 1980-х 1991 гг – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Вклады Газпромбанк

Государственная помощь семьям в начале 1980-х 1991 гг

УДК 364 – 058.83 «1980/1991»

Косяк Нелли Анатольевна

Kosyak Nelly Anatolyevna

студентка факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

Student of the History, Social Science and International Relations Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ В НАЧАЛЕ 1980-Х – 1991 ГГ.

STATE AID FOR FAMILIES IN THE EARLY 1980S-1991

Аннотация:

В статье показаны усилия советского государства, направленные на улучшение материальных условий семьи.

The article discusses measures the Soviet Union took to improve financial conditions of the families in the country.

The summary:

Ключевые слова:

демографическая политика, молодожены, многодетность, малообеспеченная семья, пособия, рождаемость, аборты.

demographic policy, newly-married couple, having many children, low-income family, benefit, birth rate, abortions.

Keywords:

Директивами XXVI съезда КПСС на одиннадцатую пятилетку было предусмотрено дальнейшее расширение преимуществ и льгот семьям, имеющим детей, и работающим матерям, увеличение государственной помощи молодоженам и семьям с детьми [1, с. 73].

В.В. Елизаров, В.Б. Жиромская и С.Д. Морозов, считают, что до 1981 г. меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержке многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 г.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). Формы и размеры данной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта. В 1981-1985 гг. в планы государства входит помощь всем семьям с детьми. «Комплекс мер демографической политики, введенных в СССР в 1981-1983, а в РСФСР – в 1981-1982 гг. (поэтапно, по регионам страны), содержал принципиально новые меры поддержки семьи» [2, с. 192].

Так, в Постановлении от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» говорится о поощрении и поддержке всех семей, имеющих детей, а не только многодетных и малоимущих. Всего в постоянных дошкольных учреждениях воспитывалось более 14 млн детей. Почти 11 млн посещали школы и группы с продленным днем. В летних пионерских лагерях отдыхали 12 млн школьников [3].

Согласно постановлению помощь пособиями начиналась с рождения первого ребенка, а не третьего, как было ранее. Для работающих или обучающихся матерей введены единовременные пособия на первого ребенка – 50 рублей, на второго – 100, на третьего – увеличены в пять раз (с 20 до 100 рублей). На четвертого и последующих детей выделялись и единовременное, и ежемесячные пособия. Размер государственного пособия был определен еще указом 1947 г. и в 1981 г. не был изменен [4, с. 192]. Так, при рождении четвертого ребенка размер единовременного пособия равнялся 65 рублям, пятого -85, шестого – 100, седьмого и восьмого – 125, девятого и десятого – 175, одиннадцатого и последующих дет – 250 рублям [5, с. 125]. Таким образом, меры демографической политики 1980-х гг. главным образом были направлены на среднедетную семью.

Был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года в размере 35 рублей (50 рублей в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока) и отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста

– 5B –

1,5 года. При этом мать сохраняла трудовой стаж работы по специальности. По разным районам это положение вводилось поэтапно до 1983 г. [6, с. 194].

До 20 рублей в месяц был повышен размер государственного пособия одиноким (не состоящим в браке) матерям на содержание и воспитание детей. Это пособие выплачивалось на ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на учащихся, не получающих стипендии, – до 17 лет. С 1 января 1986 г. пособие получали и вдовы, имевшие детей и потерявшие кормильца [6, с. 194].

Согласно постановлению от 22 января 1981 г., предприятиям, учреждениям и колхозам было предоставлено право выдавать одному из супругов (при условии, что это первый брак, возраст супругов не превышает 30 лет и есть хотя бы один ребенок) беспроцентные кредиты на 8 лет в размере до 1500 рублей. При этом погашалось от остатка выплаченной суммы 200 рублей при рождении второго ребенка, 300 рублей – при рождении третьего. Если в первые три года совместной жизни у молодоженов появлялся ребенок, то они имели право на однокомнатную квартиру [7].

Это же постановление отменило взимание с молодой семьи налога за бездетность в течение первого года с момента регистрации брака [7].

Были установлены льготы работающим женщинам-матерям. Работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск в летнее или другое удобное для них время [7].

Постановлением от 22 января 1981 г. была предусмотрена, а с 1 января 1984 г. введена выплата пособий на детей малообеспеченным семьям, имеющим средний совокупный доход на члена семьи не более 75 рублей в месяц в районах Дальнего Востока и Сибири, в Карельской и Коми АССР, Архангельской и Мурманской областях, а также в Вологодской, Новгородской и Псковской. Для остальных регионов страны критерием был средний совокупный доход на члена семьи не более 50 рублей. Пособие выплачивалось малообеспеченной семье при наличии в ней детей до 8 лет [7].

14 мая 1985 г. вышло Постановление «О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах», в котором с 8 до 12 лет был увеличен возраст детей, на которых выплачивались пособия малообеспеченным семьям. До 14 дней была увеличена продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за больным ребенком [8, с. 195].

Таким образом, к середине 1980-х гг. в СССР в общегосударственном масштабе выплачивалось 14 видов семейных пособий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г. обозначались условия работы для беременных женщин и матерей: неполный рабочий день, неполное рабочее время по просьбе беременной женщины или работницы с ребенком в возрасте до 8 лет. Молодая мать могла воспользоваться правом работать на дому в течение года с сохранением пособия по уходу за ребенком. Оплата производилась по выработке или по отработанному времени [8, с. 195].

20 октября 1987 г. было принято специальное постановление правительства и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком», согласно которому больничный листок по уходу должен выдаваться на период, в течение которого ребенок нуждается в уходе. Если ребенок болел более 14 дней – выдавалась справка о временном освобождении от работы [9].

За долгие «годы молчания» был поднят вопрос о повышении уровня знаний о семье, усилении престижа материнства и укреплении семейно-брачных отношений. В частности, было обращено внимание на развитие научных знаний и выпуск литературы по вопросам демографии, семьи, гигиены брака, воспитания детей, укрепления здоровья

населения т. д. В учебные планы старших классов вводились обязательные занятия по психологии и этике семейной жизни, гигиеническому и половому воспитанию юношей и девушек [10, с. 195-196].

Реализация всех этих мер в сочетании с благоприятной демографической ситуацией положительно сказалась на росте рождаемости, продолжавшемся до 1987 г. [10, с. 196].

В 1987 г. в постоянных дошкольных учреждениях находилось 16 980 тыс. детей, на содержание которых 80 % от суммы расходов оплачивало государство. При этом на содержание одного ребенка в дошкольных учреждениях тратилось 544 рубля. Семьи, в которых доход на одного члена семьи был менее 60 рублей, освобождались от платы за содержание детей в детских садах и яслях. Семьям, имеющим четырех и более детей, плата составляла 50 % вне зависимости от заработка. Общие расходы государства на содержание дошкольных учреждений составили в 1987 г. 5 135 млн рублей [11, с. 10-11].

Структурные факторы быстро исчерпали себя, и с 1988 г. начался новый этап снижения рождаемости. Например, в Краснодарском крае коэффициент родившихся на 1000 населения в 1960 г. равнялся 20,9, в 1970 г. – 14,0, в 1980 г. – 15,2, а в 1990 г. – 13,1 [12, с. 14]. В 1989-1990 гг. был поэтапно увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденными детьми до 1,5 года (с сохранением прежнего размера оплаты) и до

3 лет (без сохранения содержания). Однако меры не дали желаемого результата. Очевидно, необходимы были научно обоснованные программы демографической политики [13, с. 196].

Одно из важных направлений помощи государства семьям – решение жилищной проблемы. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза указывалось, что «обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой или домом – задача сама по себе огромная, но посильная» [14, с. 48].

Социально-демографические проблемы были учтены и в Постановлении Правительства СССР «Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Госкомтруда СССР» от 17 июля 1987 г. На Госкомтруд возлагалась ответственность за формирование политики народонаселения. Предусматривалось «организовать подготовку региональных программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов» [15].

В целях сокращения количества нелегальных абортов провозглашались меры по расширению доступности данных операций. Так, во всех документах Минздрава говорилось о необходимости увеличения абортных коек в больницах. Возможно, этим же обстоятельством руководствовался Минздрав, разрешая производство аборта приказом МЗ СССР № 1342 от 31 февраля 1987 г. в период до 28 недель беременности по медицинским показаниям. Основаниями для прерывания беременности могли быть: смерть мужа во время беременности, пребывание в местах лишения свободы, многодетность (свыше 5 детей), лишение прав материнства, развод, изнасилование, инвалидность у ребенка [16]. Следует заметить, что происходит увеличение числа зарегистрированных абортов и снижение материнской смертности.

Читайте также:  Калькулятор вкладов Газпромбанка в Санкт-Петербурге

В 1990 г. за незаконное производство аборта было осуждено 172 человека, при этом за совершенное неоднократно и повлекшее тяжкие последствия – 91 [17, с. 238].

В 1989 г. в СССР было произведен 6 672 041 аборт, в том числе в РСФСР –

4 242 028. То есть в РСФСР на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет приходилось 117,5 аборта, в СССР – 95,6 соответственно [18, с. 361].

Сократилось число браков на 1000 населения, например, по РСФСР в 1980 г. – 10,6, а в 1989 г. – 9,4 [18, с. 220]. В Краснодарском крае соответственно 9,9 в 1980 г. и в 1990 г. –

9,6 [19, с. 14]. Незначительно уменьшился и показатель количества разводов: на 1000 человек населения по СССР в 1980 г. – 3,5, в 1989 г. – 3,4, соответственно по РСФСР 4,2 и

3,9 [20, с. 220]. В Краснодарском крае этот коэффициент равнялся 5,0 в 1980 г. и 4,7 в 1990 г. Таким образом, если по краю в 1980 г. наблюдался естественный прирост 2,8 (в 1960 г. прирост составил 13,3), то в 1990 г. наблюдается убыль населения -0,1, а в 1995-1996 гг. -5,3 [21, с. 14]. То есть смертность впервые превысила рождаемость в 1990 г.

В 1988-1989 гг. Госкомтруд СССР, НИИ труда Госкомтруда СССР и Центр по изучению проблем народонаселения МГУ подготовили методические материалы по разработке республиканских программ в области народонаселения, рассчитанные до 2000 г. и на более длительный период. Особенность их заключалась в том, что они должны были учитывать специфику демографического поведения в районах с разным типом воспроизводства населения [22, с. 197].

По мнению С.В. Захарова, «активность государства в стремлении «подправить» демографическую ситуацию в постпереходные 1980-е годы оказалась также неэффективной и имела скорее отрицательные, чем положительные, демографические последствия» [23].

В 1990 г. в связи с переходом к рыночной экономике Госкомтрудом СССР была разработана Концепция социальной защиты населения, в которой сформулирован принцип всеобщности в гарантировании прямой поддержки всем нетрудоспособным членам общества. Были намечены возможные подходы к соотношению роли Центра и регионов [24, с. 197].

В правительственном постановлении «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку» от 2 августа 1990 г. [25] предусматривалось введение единовременного пособия при рождении ребенка в размере трехкратной минимальной заработной платы, многодетным семьям на четвертого и последующего детей в возрасте до пяти лет – ежемесячного пособия в размере трехкратной минимальной заработной платы; увеличение ежемесячных пособий одиноким матерям, выплачиваемых на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (учащимся, не получающим стипендию, до 18 лет).

В этом же году Госкомтрудом СССР были подготовлены «Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства», предусматривавшие введение системы государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни [26, с. 198].

Постановлением от 20 февраля 1991 г. определялся бюджет на 1991 г. В частности, ассигнования на мероприятия по охране материнства и детства, а также на выплату пенсий отдельным категориям граждан в сумме 8 892 800 тыс. рублей; в том числе на выплату пособий на детей от 1,5 года до 6 лет – 5 050 000 тыс. рублей, выплату пособий одиноким матерям и единовременного пособия при рождении ребенка – 300 000 тыс. рублей, осуществление неотложных мер по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи – 167 000 тыс. рублей [27].

Провозглашение Россией суверенитета (1990) и распад СССР (1991), проведение рыночных реформ изменили демографическое поведение населения и поставили вопрос о выработке в России демографической политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия. Собственную демографическую политику РСФСР (на уровне Федерации) не формулировала и не проводила, до 1991 г. ее политика была составной частью общесоюзной.

После зафиксированного в 1992 г. превышения смертности над рождаемостью тема «вымирания» России стала одной из самых обсуждаемых. Информация о пересечении кривых рождаемости и смертности появилась в прогнозах ЦСУ СССР еще в середине 1970-х гг. Сокращение рождаемости объясняет концепция демографического перехода,

согласно которой на определенном этапе жизнеохранительные, матримониальные и репродуктивные установки населения изменяются [28, с. 171-172].

Таким образом, усилия советского государства в 1980-е гг., направленные на создание благоприятных условий для роста населения, усиление государственной помощи семьям с детьми, сокращение смертности и заболеваемости, совершенствование охраны материнства и детства, не смогли остановить развитие негативных тенденций и желаемого эффекта не дали. Данное обстоятельство в очередной раз доказало, что демографические процессы сложны и их изучение – дело будущего.

Ссылки:

1. XXVI Съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля – 3 марта 1981 года. Стенографический отчет. Том 1. М., 1981.

2. Население России в XX веке: исторические очерки. В 3 т. Т. 3. Кн. 2: 1980-1990 гг. М., 2022.

3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10621.htm (дата обращения: 10.06.2022).

4. Население России в XX веке…

5. Население мира: демографический справочник. М., 1989.

6. Население России в XX веке…

7. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235…

8. Население России в XX веке…

9. Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 20.10.1987 № 1177 «Об увеличении продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14346.htm (Дата обращения: 10.06.2022).

10. Население России в XX веке…

11. Демографическая политика в современном мире. М., 1989.

12. 60 лет Краснодарскому краю (1937-1997). Юбилейный статистический сборник. Краснодар, 1997.

13. Население России в XX веке…

14. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986.

15. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.07.1987 № 825 «Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14153.htm (дата обращения: 10.06.2022).

16. Сакевич В.И. Аборт – кривое зеркало демографической политики // Демоскоп. 2003. № 123-124. 25 августа -7 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2003/0123/analit01.php (дата обращения:

12.06.2022).

17. Денисова Л.Н. Судьба русской крестьянки в ХХ веке: брак, семья, быт. М., 2007.

18. Демографический ежегодник СССР. М., 1990.

19. 60 лет Краснодарскому краю…

20. Демографический ежегодник СССР…

21. 60 лет Краснодарскому краю…

22. Население России в XX веке…

23. Захаров С.В. Рождаемость в России: первый и второй демографический переход. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/ konfer_08.html (дата обращения: 27.12.2022).

24. Население России в XX веке…

25. Постановление Совмина СССР от 02.08.1990 № 759. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16948.htm (дата обращения: 14.06.2022).

26. Население России в XX веке…

27. Постановление Кабинета Министров СССР от 20.02.1991 № 45. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18233.htm (дата обращения: 13.06.2022).

28. Макаренко М.Ю. Российская демографическая политика XX в. как диалог власти и общества // Власть и общество в России: опыт истории и современность. 1906-2006 гг. : материалы всероссийской научнопрактической конференции. Краснодар, 2006.

References (transliterated):

1. XXVI S”ezd Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza. 23 fevralya – 3 marta 1981 goda. Stenograficheskiy otchet. Vol 1. M., 1981.

2. Naselenie Rossii v XX veke: istoricheskie ocherki. In 3 vols. Vol. 3. Book 2: 1980-1990 gg. M., 2022.

3. Postanovlenie TSK KPSS, Sovmina SSSR ot 22.01.1981 № 235 «O merakh po usileniyu gosudarstvennoy

pomoshchi sem’yam, imeyushchim detey». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/

usr_10621.htm (date of access: 10.06.2022).

4. Naselenie Rossii v XX veke…

5. Naselenie mira: demograficheskiy spravochnik. M., 1989.

6. Naselenie Rossii v XX veke…

7. Postanovlenie TSK KPSS, Sovmina SSSR ot 22.01.1981 № 235…

8. Naselenie Rossii v XX veke…

9. Postanovlenie Sovmina SSSR, VTSSPS ot 20.10.1987 № 1177 «Ob uvelichenii prodolzhitel’nosti oplachivaemogo perioda po ukhodu za bol’nym rebenkom». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_14346.htm (Date of access: 10.06.2022).

10. Naselenie Rossii v XX veke…

11. Demograficheskaya politika v sovremennom mire. M., 1989.

12. 60 let Krasnodarskomu krayu (1937-1997). Yubileyniy statisticheskiy sbornik. Krasnodar, 1997.

13. Naselenie Rossii v XX veke…

14. Materialy XXVII s”ezda Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza. M., 1986.

15. Postanovlenie TSK KPSS, Sovmina SSSR, VTSSPS ot 17.07.1987 № 825 «Ob usilenii raboty po realizatsii ak-tivnoy sotsial’noy politiki i povyshenii roli Gosudarstvennogo komiteta SSSR po trudu i sotsial’nym voprosam». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14153.htm (date of access: 10.06.2022).

16. Sakevich V.I. Abort – krivoe zerkalo demograficheskoy politiki // Demoskop. 2003. № 123-124. 25 avgusta -7 sentyabrya. [Electronic resource]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2003/0123/analit01.php (date of access:

12.06.2022).

17. Denisova L.N. Sud’ba russkoy krest’yanki v XX veke: brak, sem’ya, byt. M., 2007.

18. Demograficheskiy ezhegodnik SSSR. M., 1990.

19. 60 let Krasnodarskomu krayu…

20. Demograficheskiy ezhegodnik SSSR…

21. 60 let Krasnodarskomu krayu…

22. Naselenie Rossii v XX veke…

23. Zakharov S.V. Rozhdaemost’ v Rossii: perviy i vtoroy demograficheskiy perekhod. [Electronic resource]. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/ konfer_08.html (date of access: 27.12.2022).

24. Naselenie Rossii v XX veke…

25. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 02.08.1990 № 759. [Electronic resource]. URL:

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16948.htm (date of access: 14.06.2022).

26. Naselenie Rossii v XX veke…

27. Postanovlenie Kabineta Ministrov SSSR ot 20.02.1991 № 45. [Electronic resource]. URL:

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18233.htm (date of access: 13.06.2022).

28. Makarenko M.Y. Rossiyskaya demograficheskaya politika XX v. kak dialog vlasti i obshchestva // Vlast’ i ob-shchestvo v Rossii: opyt istorii i sovremennost’. 1906-2006 gg. : materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Krasnodar, 2006.

Читайте также:  В Озерске появятся первые резиденты ТОСЭР

"хлопковое дело"- или что читали советские люди 32 года назад

А 32 года назад , 23 января 1988 года назад в газете “Правда” была опубликована статья Георгия Овчаренко “Кобры над золотом” о «хлопковом деле» – расследовании хищений в Узбекистане, в которые были вовлечены представители высшего руководства республики. Эта статья послужила сигналом для широкой кампании разоблачений коррупции партийного и государственного аппарата, и не только в этой солнечной республике.
Несмотря на то, что следственная комиссия под руководством Гдляна и Иванова работала в Узбекистане с 1983 года, громко и на весь Союз о их деятельности стали говорить именно с начала 1988 года.
Инициатором “хлопкового дела” стал в 1983 году Юрий Андропов, который осознавая опасность всевластия партийной верхушки, решил выйти на расследование коррупции в центральном аппарате правительства через национальную республику. Следственную комиссию возглавили Тельман Гдлян и Николай Иванов.

Уже в начале января 1983 года Андропов сделал устный выговор первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана Шарафу Рашидову, который фактически означал предложение о добровольной отставке. На тот момент в Узбекистане обман, приписки, рапорты о несобранном хлопке, о мифических “трудовых подвигах” стали обычным делом.

Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тысячи человек.

Было произведено несколько «громких» арестов, в том числе, были арестованы, а затем осуждены: к высшей мере наказания — бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана В. Усманов, А. Музафаров; к разным срокам лишения свободы: зять Л. И. Брежнева Ю. М. Чурбанов, первый секретарь ЦК КП Узбекистана И. Б. Усманходжаев, бывшие секретари ЦК компартии республики А. Салимов, Е. Айтмуратов и Р. Абдуллаев, первые секретари обкомов: Ташкентского — Мусаханов, Ферганского — Умаров, Наманганского — Раджабов, Каракалпакского — К. Камалов, Бухарского — Абдувахид Каримов и сменивший его И. Джаббаров, Сурхандарьинского — Абдухалик Каримов, бывший председатель Совета Министров республики Н. Д. Худайбердыев, глава Папского районного агропромышленного комплекса Наманганской области А. Адылов, генералы МВД республики Яхъяев, Норов, Норбутаев, Джамалов, Сатаров, Сабиров, полковник Бегельман и т. д. Некоторые фигуранты расследования покончили с собой (К. Эргашев, Г. Давыдов, Р. Гаипов; ходили слухи о самоубийстве и самого Рашидова).

В марте 1989 года Т. Х. Гдлян и Н. В. Иванов избираются народными депутатами СССР и на митингах и трибунах начинают извещать граждан о громких коррупционных скандалах.

В 1989 году в центральных газетах («Правда», «Известия») начинают появляться публикации, критикующие методы работы Т. Х. Гдляна и возглавляемой им следственной группы.

В мае 1989 года Прокуратура СССР возбудила уголовное дело по обвинению Т. Х. Гдляна и Н. В. Иванова в нарушениях законности при проведении расследований в Узбекистане. Поскольку обвиняемые были к тому времени избраны народными депутатами СССР, Генеральный прокурор СССР направил на I Съезд народных депутатов СССР представление о даче согласия на привлечение Т. Х. Гдляна и Н. В. Иванова к уголовной ответственности. I Съезд в июне 1989 г. решил создать Комиссию для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы Прокуратуры Союза ССР, возглавляемой Т. Х. Гдляном.

На суде 29 августа 1989 года обвиняемый по «хлопковому делу» Н. Д. Худайбердыев заявил, что показания против Ю. М. Чурбанова «выбивались» из него силой.

В феврале 1990 года Т. Х. Гдлян был исключён из КПСС, а в апреле того же года — уволен из Прокуратуры СССР.

25 декабря 1991 года Президент Узбекистана И. Каримов помиловал всех осуждённых по «Узбекскому делу», отбывавших наказание на территории республики.

Инициатором “хлопкового дела” стал в 1983 году Юрий Андропов, который осознавая опасность всевластия партийной верхушки, решил выйти на расследование коррупции в центральном аппарате правительства через национальную республику. Следственную комиссию возглавили Тельман Гдлян и Николай Иванов.

Уже в начале января 1983 года Андропов сделал устный выговор первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана Шарафу Рашидову, который фактически означал предложение о добровольной отставке. На тот момент в Узбекистане обман, приписки, рапорты о несобранном хлопке, о мифических “трудовых подвигах” стали обычным делом.

Сам авторстатьи, Георгий Овчаренко, рассказывал, что статья пролежала в “закрытом наборе” четыре месяца: “Было такое понятие — “закрытый набор”. Это когда ты пишешь статью, но она не проходит по то ли политическим, то ли сиюминутным причинам”. Но публикация дала зеленый свет всем остальным советским газетам.

Ну а сама статья – вот она:

– Здесь, теперь точно здесь, – Саид ткнул перед очередным кустом карагача и вдруг побледнел над песком, зловеще раздувая капюшон, поднимала голову громадная кобра Ноги оказались быстрее головы в доли секунды они были на безопасном расстоянии от змеи А кобра застыла, готовясь молниеносно наказать каждого, кто сделает шаг вперед.

— Только этого не хватало, – пробормотал по-узбекски Бахтияр Абдурахимов. Досадовать было от чего Готовя операцию по изъятию ценностей бывшего первого секретаря одного из райкомов партии Кашкадарьинской области, они допустили просчет поверили заключенному, что тот скрывает у брата небольшую часть – каких-то 250 тысяч рублей (или более 500 миллионов рублей по курсу июля 1994 года) – нажитого взятками. И на изъятие отправились втроем

Брат секретаря подозрительно легко отдал деньги

– Мало, – решил взять его на «пушку» Альберт Карташян – Где остальные?

– Йок, нет – развел руками хозяин. – Приходили люди брата, унесли.

Бахтияр переглянулся с товарищами: знакомая картина – спрятанное при малейшей опасности дробится на многие части, развозится по родственникам и доверенным лицам. Ищи теперь колючку в пустыне. Оставалось только жалеть, что нет рядом криминалистов из группы В.Антонова, приборы которых ПОЗ.БО-ляют видеть буквально под землей и сквозь стены. Их было только трое, и каждая минута действительно ценилась на вес золота.

К исходу вторых суток, проведенных без сна и еды, они сумели изъять еще около миллиона. Оставался некий Саид, совсем молодой парень, который, по словам брата бывшего первого секретаря райкома, утащил тяжелую сумку.

Засаду устроили у дома Саида. На рассвете, когда уже слипались глаза, Бахтияр заметил тень, бесшумно скользившую с пригорка к дому. Это Сайд, выключив фару и.двигатель, возвращался на мотоцикле. А потом он водил их по пустыне от одного куста карагача к другому, и стало казаться, что этому не будет конца, что их просто «водят за нос». Они руками перерыли кубометры песка, прежде чем пришли к месту, которое сейчас охраняла кобра.

– Клянусь хлебом, не было ее, – уверял Саид. – Видно, к золоту пришла.

Кое-как отогнали змею. В сумке оказалось ценностей еще на триста тысяч рублей. Ребята в машине сразу уснули, а Бахтияр вспоминал народные легенды. Они гласили, что золото притягивает змей и людей – жадных, коварных, которые по своим повадкам хуже кобры Так оно и есть, подумал, засыпая, Абдурахимов.

Летом 1983 года следователю по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Т. Гдляну было поручено собрать группу и вылететь в Бухару. Тельману Хореновичу и его коллегам предстояла не простая, но все же обычная для них работа, следственным путем определить преступные связи взяточников, раскрыть механизм образования утаенных от государства средств, систематизировать доказательства, квалифицирующие вину каждого обвиняемого, и передать дело в суд. Никто тогда не предполагал, что все гораздо сложнее, что нити из Бухары потянутся по всему Узбекистану, в его столицу В те времена Узбекская ССР гремела в прессе и на телевидении сотнями тысяч тонн сверхпланового хлопка, руководители республики не успевали прокалывать дырки в пиджаках для все новых и новых наград

Хлопковая афера в Узбекистане лопнула неожиданно и звучно, как гром среди ясного неба Газеты запестрели разоблачительными статьями: государство платило Узбекистану за хлопок, которого не было Ежегодно почти миллион тонн его приписывали Стал объясним парадокс: урожаи хлопка растут, а производство тканей уменьшается. Потом был громкий судебный процесс, завершившийся исключительной мерой наказания для бывшего министра хлопковой промышленности республики и других организаторов аферы, а всего по делу к ответственности привлекли сотни людей. Гдлян следил за процессом и злился:

– Неужели никто в республике, кроме организаторов аферы, не видел приписок? Ни партийные работники, ни советские, ни правоохранительные органы? И зачем привлекать столько людей? Для цифры? Ведь ясно, что большинство из них было поставлено в безвыходные условия! И главное: где деньги, ценности? Наворованы миллиарды, а возвращены крохи. Это же база для новых преступлений!

– Думаю, что на эти вопросы придется отвечать нашей группе, – спокойно сказал Николай Иванов, заместитель Гдляна по бухарскому расследованию.

Николай Вениаминович только что вернулся с задержания бывшего первого секретаря Бухарского обкома Компартии Узбекистана Каримова. Уже будучи заместителем министра мелиорации и водного хозяйства республики, тот не изменил своим привычкам. Первый же день командировки в Карши отметил в загородном «гостевом» домике министерства крупной пьянкой и принятием подарков. Опергруппа выждала, пока разъедутся гости. В шесть утра позвонили в сторожку.

– Личный пакет для Каримова, – сказал Иванов. Сторож, привыкший к гостям в любое время, пропустил его.

Дверь открыл полупьяный Каримов, протянул руки за пакетом и почувствовал, как запястья охватили браслеты наручников.

– За что?

Читайте также:  Промсвязьбанк вклады для физических лиц 2022 — проценты и условия по депозитам на сегодня

– Вы же сами знаете, за что, – укоризненно сказал Иванов.

– А, ну понятно, понятно, – сник Каримов. За первым же поворотом оперативники

сменили номера на машине. И не зря. Сторож, удивленный столь ранним уходом хозяина, объявил тревогу: украли Каримова! Он же сообщил в ГАИ номер машины, на которой Иванов увез бывшего секретаря обкома. Трудно сказать, чем бы закончилось дело, догони приспешники Каримова машину с ним.

Это не просто слова. Реальная обстановка тех лет в Узбекистане была таковой, что можно, не преувеличивая, говорить об отходе областных и республиканских «вождей», этих эмиров сегодняшнего дня, от социализма, о попрании ими всех норм закона и морали. В погоне за золотым тельцом, потеряв авторитет у народа, они удерживались у кормушки власти, приносящей личный доход, только за счет беззакония. Разлагая экономику и мораль, они привели республику в состояние медленного и мучительного гниения, когда нормой стали вымогательство и взяточничество, сращивание большой части работников правоохранительных, партийных и советских органов с преступным миром.

Сегодня доказано, что хлопковые магнаты украли у государства больше четырех миллиардов рублей, половину из которых рассовали по своим карманам. Но если учесть и многомиллионные хищения в сфере республиканской торговли, бытового обслуживания и шелкового производства, на которые вместе с сотрудниками органов внутренних дел вышла следственная группа Гдляна, станет ясно, что речь идет о хорошо отлаженной системе организованной преступности, когда каждый похищенный рубль имеет свое дальнейшее предназначение. Большая часть их идет на подкуп должностных лиц, другая – на расширение преступного промысла: год от года, словно раковые метастазы, растет число так называемых цеховиков, владеющих подпольными частнопредпринимательскими фирмами, остальные деньги – на «красивую» жизнь и пополнение тайников золотом.

Появился в республике и рэкет – крупный шантаж, вымогательство, осуществляемые, как гласит энциклопедический словарь, путем угроз и насилия. Рэкетиры трясли подпольных миллионеров, как орехи осенью, в конце концов те стали принимать бандитов в свой «теневой» бизнес, формировали из них личную охрану. Наемные убийцы в Узбекистане не были вымыслом. И рука их поднималась прежде всего на тех, кто пытался разорвать круг коррупции. Сегодня, например, достоверно известно, что один из высокопоставленных работников готовил покушение на Гдляна. Но не успел. Предупрежденный покровителями об аресте, он покончил жизнь самоубийством. Так что предосторожности, с которыми на Каримова надевали стальные браслеты, были не лишними.

Только первые месяцы следственная группа Прокуратуры СССР работала в более или менее нормальных условиях. Ей шли навстречу, пока она не стала трогать «крестных отцов» мафии. Те внимательно следили за ходом расследования, не укрывали, как говорится, мелкую сошку. Даже кипели показным негодованием, когда, например, узнавали, что тот же Музаффаров, начальник ОБХСС, лично охранял работников Бухарского горпромторга, ведущих на рынке распродажу товаров по завышенным ценам. Или что первый секретарь одного из райкомов партии, понуждая председателей колхозов на приписки, взятки, заставлял их держать над головой тяжести, пока человек либо уступал, либо падал от усталости. Или как Кудратов, начальник Бухарского горпромторга, избивал подчиненных, осмелившихся возражать, когда он нагло отбирал дневную выручку в магазине.

Обстановка резко изменилась после ареста Каримова. Стало ясно: группа Гдляна пойдет до конца. Неоднократные попытки подкупить следователей – «дам миллион, только чтобы мое дело рассматривал узбекский суд» – результатов не принесли. Запугивание физической расправой – тоже. За пять лет под стражу был взят ряд руководящих работников, включая бывших секретарей ЦК Компартии Узбекистана, первых секретарей обкомов, горкомов и райкомов партии, Председателя Совмина республики, заместителя Председателя Президиума Верховного Совета Узбекистана, управляющего делами ЦК партии, первого заместителя министра МВД СССР, министра внутренних дел Узбекистана и трех его заместителей, начальников областных УВД, советских и хозяйственных работников.

Казалось бы, организованной преступности в Узбекистане нанесен сокрушительный удар. Тем более что с самой высокой трибуны республики была осуждена рашидовщина и заявлено, что бюро ЦК находилось, можно сказать, под гипнозом, не могло противостоять беззакониям, злоупотреблениям и нарушениям социалистической морали. Теперь, мол, всему этому будет положен решительный конец.

Но расследование, которое вели Гдлян, Иванов и их товарищи под руководством начальника следственной части Г.Каракозова и заместителя Генерального прокурора А.Катусева, показывало, что ситуация в республике мало меняется. По-прежнему большие трудности вызывал даже допрос того или иного должностного лица, прикрывающегося, как щитом от правосудия, депутатской неприкосновенностью, по-прежнему безнаказанно чувствовали себя взяточники и расхитители. Доходило до того, что некоторые из них, выходя после допроса, буквально через десять минут брали новую взятку. Но главное – началось иезуитское давление на свидетелей, которые до этого добровольно давали показания, как у них вымогали взятки, как заставляли делать приписки, прятать награбленное другими. Несмотря на то, что Прокуратура СССР освободила этих людей от уголовной ответственности и просила учесть этот факт при партийном и административном наказании, в Бухарской области их начали исключать из партии, освобождать от работы. Зато те, кто не давал показаний следствию, оставались в благополучном спокойствии. Гдлян, другие работники группы метались по республике, убеждали, что явка с повинной снижает меру наказания – а на деле все выходило иначе…

Тем временем из ЦК Компартии Узбекистана стали раздаваться голоса: чем это пять лет занимается группа? Не пора ли ей завершать свои дела? Достаточно, мол, «терроризировать народ». Тельман Хоренович устал доказывать: обстановку, нравственный микроклимат в республике можно выправить, если срывать не ботву преступности, а извлекать ее корнеплоды. Неизвестно, чем бы кончилось это противоборство, если бы позицию следственной группы не поддержали в ЦК КПСС. Сегодня расследование движется к концу, хотя дел у группы впереди немало.

Надо объяснить, выявить причины того, как кучка отщепенцев смогла править свой неправедный бал, разрушать экономику республики, издеваться над людьми. А что это было именно так, не отрицают и преступники. Вот о чем они говорили на следствии:

«В Узбекистане такие преступления, как взяточничество, приписки, хищения, стали нормой. Не было и реальной борьбы с ними. Более того, все это оправдывалось, маскировалось традиционным гостеприимством, необходимостью выполнения плана. Этим занимались руководители не только областей, но и республики».

«Ни один вопрос без взятки не решался. Кто давал взятку, тому давали все. Вопрос ставился так: или уходи с поста, или живи по законам преступников. Никакой объективности, партийности, порядочности во взаимоотношениях, производственных делах не было».

«Развилась алчность, злоупотребление служебным положением в корыстных целях, бесконтрольность и аморальность, круговая порука и подкуп, беспринципность, землячество и семейственность, подавление подчиненных и подхалимство перед высшим руководством».

«Мафия ничем не брезговала, вплоть до молчаливого согласия на активизацию ислама, проповедующего, как известно, покорность и непротивление старшему по чину и возрасту».

Разумеется, искренность эта рождена страхом перед расплатой за содеянное. Когда на жизнь они смотрели не из-за решетки, помыслы их были о другом. И образ действий и мышления – тоже. Как любой вор и мошенник, заботились только о наживе. Да еще о власти. Поскольку власть для них – прежде всего средство обогащения. И в этом стремлении доходили до крайних степеней унижения. Один их бывших секретарей ЦК Компартии Узбекистана, например, превращал подарки в деньги, сбывая подношения через магазин Совмина республики: сдал туда на четырнадцать тысяч рублей водки, халатов, меховых шапок.

Сегодня преступники обращаются к родственникам, доверенным лицам, умоляя вернуть государству припрятанные у тех деньги и ценности. Надеются откупиться. Что ж, явка с повинной, добровольное возмещение материального ущерба, конечно, может повлиять на приговор суда. Но как быть с другим – с экономикой республики, нарушенной у людей верой в социальную справедливость?

Неделю я работал как член следственной группы. Вместе с В.Кравченко, И.Ибрагимовым, О.Литваком, Л.Пантелеевой, Ю.Власовым и другими следователями участвовал в допросах, ездил на изъятия нажитого взятками, приписками, вымогательством. И, наверное, никогда не смогу забыть одного эпизода.

Ночью мы выехали в деревню, остановились у недостроенного дома, разбудили хозяев – молодого парня, его беременную жену. На жалком подобии самодельной кровати спали трое малолетних детей. Холодина в доме, бедность. Лепешки и вода – вот чем перебивается семья, поскольку расходы большие: второй год строят этот дом, в котором и живут, а заработки в колхозе невелики. Стало даже не по себе: зачем сюда-то приехали, какое здесь богатство? И хозяин затравленно повторяет:

– Йок! Ничего нет, йок… Но из какой-то каморки появились на свет два опечатанных сундука. А в них – десятки кожаных пальто с мехом и без, рулоны импортных тканей, свертки с кольцами, деньгами, драгоценностями. У жены глаза стали круглыми: такого она никогда не видела. Но самое страшное для меня было не это удивление богатству, тому, что кто-то может позволить гноить его, а рабский испуг в глазах этих молодых узбеков: как они теперь отчитаются перед «хозяином»? Это было похоже на страх кролика, которого заглатывает удав. И за этот страх нет никакого оправдания тем, кто его сознательно породил и воспитал

Коррупция, беззаконие, рожденные ими организованные ряды профессиональных преступников… Они смотрят на нас безжалостными глазами кобры, взметнувшей свою ядовитую голову над закрытым от государства золотом. Сделай шаг – и..

Но сделать этот шаг и раздавить кобру – необходимо.

Оцените статью